Способы закаливания младших школьников
При закаливании нужно неукоснительно соблюдать три правила:
1. Постепенность. Это правило распространяется на все процедуры закаливания. Например, вы решили закалить своего ребенка, понижая ему температуру воды во время купания. При этом сначала ребенок принимает ванную при привычной для него температуре воды, затем ее понижают на один градус. Снова ребенок купается уже при пониженной температуре на протяжении недели. Постепенно вы понижаете температуру, настолько считаете нужным, и насколько соглашается ваш ребенок.
2. Систематичность. Проводить процедуры нужно постоянно, таким образом, вы поддерживаете детский организм в нужном тонусе. Даже если вам кажется, что ребенок уже стал выносливее, или вам самим надоело, не прекращайте! процедуры закаливания дают хорошие результаты, не когда их проводят от случая к случаю, а постоянно.
3. Интенсивность раздражения. Суть этого правила заключается в том, что чем холоднее вода, тем меньше продолжительная процедура.
Существуют и разработаны методики таких процедур закаливания, как обтирание, обливание холодной водой, сон при открытой форточке. Начинать нужно с простых процедур и постепенно включать остальные.
I. Проветривание. С понижением температуры воздуха на улице не торопитесь закрывать форточки. Таким образом, вы закаляетесь сами и приучаете к этому ребенка. Кроме того, за счет разницы между дневной и ночной температурой воздуха, вы осуществляете увлажнение воздуха в своих квартирах и домах. И препятствуете возникновению различного рода аллергических реакций.
II. Одевайте ребенка по сезону. Имеется в виду, что ребенок одевается сам, но выбрать одежду ему еще помогаете вы.
III. Обтирание. Во время этой процедуры с помощью мокрого полотенца обтирают сначала верхнюю половину туловища ребенка (шею, грудь, руки, спину), вытирают насухо и растирают сухим полотенцем до красноты, а затем в той же последовательности ? живот, поясницу, ноги. Движения рук должны быть направлены к сердцу. Продолжительность процедур для детей этого возраста должна составлять 3-4 минуты, с растиранием вместе.
IV. Следующая ступень закаливания это обливание. Здесь действие холода дополняет давление падающей струи воды. Вначале температура воды должна быть около 32-350С, постепенно ее можно доводить до 200С. Продолжительность процедуры, включая растирание, не должна превышать 2 минут.
V. Наиболее сильное воздействие на организм любого человека, и ребенка тоже, оказывает холодный душ. Механическое раздражение, вызываемое струей воды, весьма значительно, и потому душ вызывает более сильную реакцию, чем предыдущая процедура. Детям младшего школьного возраста тоже можно принимать душ, но вода должна быть выше 200С.
VI. Ножные ванночки или купание с постепенным понижением температуры. Способ закаливания, о котором уже упоминалось в начале статьи. Первоначальная температура воды для младших школьников 32-33° С, затем ее снижают через каждые 2-3 дня или еще лучше через неделю на 1° С, доводя соответственно до 16-15° С. Ножные процедуры проводят в емкости или в ванной, куда наливают воду соответствующей температуры. Во время процедуры ребенок топчется в воде. Продолжительность процедуры ? 3-4 минуты. Затем ноги ребенка растирают махровым полотенцем и надевают теплые носки. Купание с постепенным понижением температуры осуществляется по тому же принципу. После купания ребенка одевают во фланелевую пижаму. Указанные процедуры лучше проводить перед сном, чтобы ребенок не переохладился.
Главным критерием правильности проведения процедур закаливания является состояние самого ребенка во время манипуляций. Они должны доставлять ему удовольствие, а не пугать или раздражать.
Оптимальный сезон для начала закаливания лето. Как правило, дети отдохнули, запаслись витаминами, оздоровились на море или в деревне у родственников. Лучше для обтирания, обливания, принятия душа выбрать утреннее время. После сна кожа равномерно согрета, а это важно для получения необходимой сосудистой реакции. Кроме того, подобные утренние процедуры прогоняют сонливость, создают бодрое настроение. А вот вечером проводить их не стоит, т. к. они вызывают перевозбуждение нервной системы и мешают спокойному сну.
Главным требованием для начала процедур закаливания является хорошее самочувствие ребенка, другими словами, ребенок должен быть абсолютно здоров. Не рекомендуется начинать закаливание после прививки. В случае заболевания ребенка водные процедуры отменяют. Возобновляют ее только после полного выздоровления, и восстановления сил, начиная с температуры воды на 1-3° С выше той, которую применяли до болезни.
Еще в дополнение к сказанному: хорошей сопротивляемости организму всяким возбудителям болезней не может быть без сбалансированного питания, здорового сна, достаточной физической активности, прогулок на свежем воздухе, ровного и доброжелательного отношения в семье. Как хорошие родители, позаботьтесь и об этом.
Источник
Закаливание детей младшего школьного возраста
ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Обязательным элементом физического воспитания в семье, имеющим большое значение для укрепления здоровья и сопротивляемости детского организма к инфекциям является – закаливание. Сущность закаливания организма заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, развитии защитных реакций, снижающих чувствительность детского организма к вредному действию раздражителей внешней среды. При закаливании организма обычно используют природные факторы: солнце, воздух и вода. Все виды закаливания обладают общим благоприятным воздействием на организм, улучшают функциональное состояние всех систем жизнедеятельности детского организма.
Закаливание организма – это система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно-рефлекторных реакций терморегуляции, с целью её совершенствования. При закаливании вырабатывают устойчивость организма к охлаждению и тем самым к так называемым простудным и некоторым другим заболеваниям. Если организм к охлаждению не тренирован, реакция на холод носит характер безусловного рефлекса; время теплопродукции затягивается, сосуды кожи не успевают достаточно быстро сократиться, происходит паралитическое расслабление сосудов, что ещё больше увеличивает теплоотдачу.
Особенность теплорегуляции. У детей раннего возраста еще недостаточно развиты механизмы, регулирующие работу теплорегулирующего аппарата. Недостаточность развития теплорегуляции объясняется следующими моментами: малым весом и относительно большой поверхностью кожных покровов, вследствие чего имеется несоответствие между теплопродукцией и теплоотдачей. Ранний возраст отличает повышенная лабильность процессов, регулирующих обмен веществ, в особенности водный. Это сказывается в значительных колебаниях уровня различных веществ в крови, задержке и отдаче воды тканям, в легкости нарушения кислотно-щелочного равновесия, относительной недостаточности ферментативно-окислительных и других процессов, недоразвитием тепловых центров и периферического аппарат теплорегуляции, то есть кожи. Аппарат теплорегуляции совершенствуется быстро: к 6 месяцам – 1 году. Термостабильность сохраняется до 2-3 лет. У детей даже школьного возраста сохраняется наклонность к неустойчивости температуры тела, что обусловлено недостаточным развитием нейроэндокринного аппарата. Следовательно, закаливание детей имеет большое значение для совершенствования терморегуляционного аппарата. Важно влияние физических факторов на иммунобиологические свойства детского организма. Повышающаяся активность ретикуло-эндотелиальной системы способствует правильному обмену веществ. Закаливание сопровождается повышением гемоглобина и нормализацией других показателей крови. Организм ребенка быстро перегревается или быстро переохлаждается. Повышенная проницаемость всех физиологических барьеров ведет к тому, что даже на относительно слабые раздражения организм отвечает глубокими изменениями. При интенсивном увеличении размеров тела, быстром развитии всех систем и органов детям требуется энергетических затрат на единицу массы тела больше, чем взрослому. Неумеренное закаливание холодом тоже требует немалых затрат энергии, что может нанести ущерб развивающемуся организму. Детям достаточно мягких и безопасных процедур.
Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы.
1.Постепенность увеличения закаливающих процедур. Первоначальные закаливающие процедуры должны по своей силе и по длительности вызывать минимальные изменения в организме. Только по мере привыкания к определённому виду раздражителя их можно постепенно усиливать.
Целесообразнее начинать закаливающие процедуры в летнее время, когда температура воздуха более высокая, чем в другие сезоны и колебания температуры бывают менее резкими.
2.Систематичность. Нельзя прерывать начатые закаливающие процедуры без серьёзных оснований, так как в этом случае исчезают те способности организма, которые были приобретены в процессе закаливания.
3. Последовательность. Первоначально рекомендуются воздушные ванны, затем, по мере привыкания, следует переход к водным процедурам и солнечным ваннам. К обливанию можно переходить после того, как дети привыкнут к обтиранию, а купание в водоёмах допускается я после привыкания к обливанию и т.д.
4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры лишь тогда дают нужные результаты, когда они сочетаются с другими мероприятиями в повседневной жизни ребёнка, направленными на укрепление здоровья (это прогулки, утренняя гимнастика, проветривание помещений, физкультурные занятия и т.д.) и если они проводятся комплексно. Так, например, воздушные ванны хорошо сочетаются с активными физическими упражнениями, а солнечные ванны можно соединить с водными процедурами и т.д.
5. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Этот принцип говорит о том, что прежде, чем начинать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребёнка, собрать данные от специалистов и родителей. Только после этого составляется характеристика ребёнка, дети делятся на 3 группы.
I группа – дети здоровые, ранее закаливаемые.
II группа – дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим процедурам или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья.
III группа – дети с хроническими заболеваниями или дети, вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительного заболевания.
Для каждой группы детей подбираются соответствующий комплекс закаливающих процедур. По мере закаливания дети переходят из одной группы в другую.
6. Проведение закаливающих процедур при положительном настрое ребёнка. Результаты закаливания во многом зависят от того, как ребёнок относится к этим процедурам. Важно, чтобы закаливающие процедуры вызывали положительные эмоции у детей.
Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью
исключает их. В сочетании с физическими упражнениями эффективность закаливающих процедур повышается. Выбор процедур зависит от состояния здоровья ребенка, географических и климатических условий места жительства, времени года. Наибольший эффект достигается при использовании разнообразных закаливающих процедур.
1.Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник социально-оздоровительная технология 21 века.- М., 2003.-70с.
2.Егоров Б.Б. Основные принципы оздоровительно- воспитательной работы в детском саду (по системе Ю.Ф. Змановского).- М.,2006.-267с.
3.Аронова Е.Ю., Хашабова К.А. Здоровый образ жизни Режим закаливания. Игры и упражнения.-М.,2007.-53с.
4.Макаров В.А. Физиология закаливания.-М.,2002.-187с.
5.КорниенкоИ.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции.-М.,2000.-86с.
Источник
статья «Закаливание детей младшего школьного возраста»
методическая разработка по зож (4 класс)
Представлена методика закаливания детей младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zakalivanie.docx | 127.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
г. Якутска Николаева Л.Г.
Закаливание детей младшего школьного возраста
Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. Во многих документах Министерства образования и науки РФ подчёркивается, что одним из необходимых условий достижений нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. По мнению специалистов-медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25–30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни решается в стенах школьных учреждений. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. Основная цель здоровьесберегающих технологий — сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи: обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе; снижение уровня заболеваемости учащихся; сохранение работоспособности на уроках; формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни; формирование системы спортивно-оздоровительной. Здоровьесберегающая технология — это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Цель современной школы — подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в нынешней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. В последние годы педагоги стали больше акцентировать свое внимание на вопросах обеспечения здоровья учащихся. Многие учителя стремятся включить школьников в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности считаются: − организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; − повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни; − формирование у обучающихся устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
На протяжении многих лет своей работы я применяю здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время. Так, мною разработана здоровьесберегающая методика по хомусотерапии «Оздоровление детей с ослабленным здоровьем с помощью варгана». До этого много лет работала по теме »Физкультминутки -как фактор успешной учебной деятельности младших школьников с ослабленным здоровьем». Сейчас, когда здоровье школьника стало требовать очень внимательного отношения со стороны взрослых, особенно со стороны школы, мне думается, нужно возобновить хорошо забытое старое, но весьма актуальное занятие для оздоровления, как закаливание. Прошу вспомнить главные факторы для закаливания и какие виды закаливания существуют.
Первое правило закаливания детей школьного возраста да и вообще детей всех возрастов и взрослых — постепенность ; для начала температура воды должна быть около 24 градусов, а затем, мало-помалу, можно довести ее до 15—16. А второе правило — это систематичность водных процедур — изо дня в день, а не от случая к случаю. С точки зрения физиолога закаливание детей школьного возраста и взрослых — весьма сложный процесс. Мы не будем описывать его во всех тонкостях, укажем лишь, что общий смысл его — тренировка систем, регулирующих отдачу и выработку тепла в организме. При кратковременных закаливающих водных процедурах сначала наступает сжатие кожных сосудов, отчего кровь перемещается в глубоколежащие ткани, к внутренним органам и предохраняет их от охлаждения. Однако вслед за этим быстро наступает обратная реакция — сосуды расширяются, кровь притекает к коже, согревает ее. Такая систематическая тренировка нервно-сосудистого аппарата и вырабатывает привычку переносить воздействия холода и резкие перемены температуры. Самой нежной водной процедурой является обтирание . Мокрым полотенцем или губкой обтирают сначала верхнюю половину тела (шею, грудь, руки, спину), насухо вытирают ее и растирают сухим полотенцем до красноты, а затем в той же последовательности — живот, поясницу, ноги. Движения рук должны быть направлены к сердцу. Продолжительность процедур в школьном возрасте — 3—4 минуты, включая растирание. Следующая ступень закаливания — обливание . Здесь к действию холода присоединяется небольшое давление струи воды, падающей на поверхность тела. Вначале температура воды должна быть около 32—35 градусов, постепенно ее можно снижать до 20, а в старшем школьном возрасте и до 15 градусов. Продолжительность процедуры с последующим растиранием тела не должна превышать двух минут. Наиболее сильное действие оказывает холодный душ . Механическое раздражение, вызываемое падающей струей воды, весьма значительно, и потому душ вплывает более сильную реакцию, чем предыдущая процедура. Поэтому душ рекомендуется, главным образом, только детям старшего школьного возраста (температура воды не ниже 20 градусов и продолжительность, включая растирание, около одной минуты). Детям младшего школьного возраста тоже можно принимать душ, но вода должна быть теплее. Лучшее время для водных процедур — утро. После сна или утренней зарядки кожа равномерно согрета, а это важно для получения необходимой сосудистой реакции. Кроме того, утренние водные процедуры прогоняют сонливость, создают бодрое настроение. А вот вечером рекомендовать их нельзя — они вызывают возбуждение нервной системы и мешают спокойному сну. Необходимо всегда помнить, что главное в закаливании — интенсивность раздражения, а не продолжительность его действия. Правило такое: чем холоднее вода, тем меньше должна быть продолжительность водной процедуры. Если обливание или душ вызывают возбуждение, раздражительность, бессонницу — значит, вы применяете их неправильно: надо посоветоваться с врачом и, во всяком случае, уменьшить интенсивность водных процедур. При проведении закаливания необходимо соблюдать ряд условий: систематичность и постепенность, учитывать индивидуальные особенности, состояние здоровья, возраст, пол и физическое развитие; использовать комплексы закаливающих процедур, то есть применять разнообразные формы и средства (воздух, вода, солнце и др.); сочетать общие и локальные воздействия.
В процессе закаливания школьники осуществляют самоконтроль, а родители следят за реакциями ребенка на закаливающие процедуры, оценивают их переносимость и эффективность
Средства закаливания: воздух и солнце (воздушные и солнечные ванны), вода (души, ванны, полоскание горла и др.).
Последовательность выполнения закаливающих водных процедур: обтирание, обливание, прием ванн, купание в бассейне, растирание снегом и т.д.
Приступая к закаливанию детей и подростков, необходимо помнить, что у детей высокая чувствительность (реакция) к резкой смене температур. Несовершенная терморегуляционная система делает их беззащитными перед переохлаждением и перегреванием.
Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Лучше начинать летом или осенью. Эффективность процедур увеличивается, если их проводить в активном режиме, то есть в сочетании с физическими упражнениями, играми и т.п.
При острых заболеваниях проводить закаливающие процедуры нельзя!
Моржевание опасно для здоровья детей и подростков. Оно ведет к серьезным заболеваниям (пиелонефрит, пневмонии, бронхит, простатит).
Закаливание оказывает общеукрепляющее, оздоровительное действие на организм, способствует повышению физической и умственной работоспособности, улучшает состояние здоровья, уменьшается число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях полностью исключает их возникновение и обострение.
Закаливание — это комплекс следующих мероприятий:
1.Регулирование температуры помещений дома и в школе. Показана перемежающая температура. Для школьников младшего и среднего возраста оптимальной будет амплитуда колебаний в 5 — 7°С, для старших школьников 8-10°С.
2.Использование теплозащитных свойств одежды. Школьники должны быть одеты в соответствии с температурой окружающей среды. Теплорегуляция организма обеспечивает поддержание теплового равновесия лишь в относительно небольших пределах. При активных движениях (играх) мышцы продуцируют большое количество тепла, которое, накапливаясь, ведет к перегреванию тела. В состоянии покоя (отдыха), возникает охлаждение (переохлаждение), что может привести к простуде. Если игры проводятся на улице, особенно в ветреную погоду, то излишне теплая одежда не позволяет организму справиться с перепадом температур, отрицательно влияет на здоровье.
3.Проведение больших школьных перемен на открытом воздухе, в движении.
4.Пребывание на открытом воздухе (прогулки, игры и т.п.). Активный отдых на воздухе — мощный оздоровительный фактор. Закаливающий эффект возникает, если одежда соответствует погодным условиям. Продолжительность пребывания на воздухе — 3-3,5 часа для учащихся начальных классов; 2,5-3ч.
Прогулки снимают утомление, психоэмоциональные перегрузки, кровь лучше обогащается кислородом, улучшается работа головного мозга, ребенок лучше спит.
- Специалистами разработаны специальные методики проведения закаливающих процедур. Вот некоторые из них.
Солнечные ванны , ультрафиолетовое облучение (УФО). Солнечные лучи — сильнодействующее средство, которым нельзя пренебрегать, его необходимо строго дозировать.
Солнечные ванны принимают не позже, чем за 1ч до еды и не раньше, чем через 1,5 ч после еды. Нельзя их принимать натощак.
Во время приема солнечных ванн необходимо защитить голову от прямых солнечных лучей. Солнечные ванны лучше принимать в движении — ходьбе, играх, гребле и т.д. После приема солнечной ванны рекомендуется выкупаться или принять душ и перейти в тень.
При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, проводить постоянный контроль за его самочувствием (сильное покраснение кожи, обильное потоотделение требуют немедленного прекращения приема солнечной ванны).
Показателем эффективности солнечных ванн служит самочувствие ребенка.
Оптимальное время для приема солнечных ванн — утренние часы: в южных регионах — от 7 до 10-11ч, в средней полосе — от 8 до 12ч, в северных — от 9 до 13 ч. для адаптации организма к солнечным лучам целесообразно первые 2-3 дня находится в тени в обнаженном виде. После этого можно принимать солнечные ванны.
Длительность солнечных ванн: первой ванны — 5 мин, второй — 10, третьей — 15 мин и т.д. Общая продолжительность солнечной ванны — не более 1 ч. Для ослабленных детей это время сокращается.
Соблюдение указанных правил важно потому, что злоупотребление солнечными ваннами может вызвать серьезные нарушения в организме — солнечный и тепловой удары, ожоги, расстройства ЦНС (нарушение сна, возбудимость и т.п.).
Противопоказания для приема солнечных ванн: повышение температуры тела, катар верхних дыхательных путей, острое воспаление легких, обострение заболеваний почек, пороки сердца и др.
В осенне-зимнее время года возможно применение ультрафиолетового облучения в соляриях или в домашних условиях от кварцевых ламп. Детям, склонным к простудным заболеваниям, полезны кварцевание стоп и прием аскорбиновой кислоты.
Противопоказанием к приему солнечных ванн (или УФО)
Воздушные ванны принимают при температуре воздуха не ниже 16°—18°С, вначале в течение 5—10 мин, затем к 25-й минуте доводят ее до 12°С. Воздушное закаливание необходимо сочетать с физическими упражнениями, играми и пр. При применении воздушных ванн надо соблюдать определенные правила:
-воздушные ванны принимают за час до обеда или через 1,5 ч после;
-воздушные ванны можно принимать практически в любое время;
-воздушные ванны рекомендуется сочетать с ходьбой, работой на пришкольном участке, подвижными играми и т.п.;
-место приема ванн должно быть защищено от резкого ветра;
-в день принимать не более одной воздушной ванны;
-во время процедуры необходим контроль за самочувствием школьников.
Весной и летом рекомендуется пребывание детей на воздухе полуобнаженными (в трусиках), а в теплую солнечную погоду — босиком.
Водные процедуры — более интенсивные закаливающие средства. Главным фактором закаливания здесь является температура воды. Начинать закаливание водой следует летом или осенью. Лучше проводить закаливание утром после сна и утренней зарядки (гимнастики) или кросса. Температура воздуха должна составлять 17°—20°С, а воды — 33°—34°С. Затем температуру воды снижают каждые 3—4 дня на 1 градус. Во время процедур не должно быть никаких неприятных ощущений и озноба. Ниже приводятся наиболее доступные и распространенные методы закаливания водой.
Закаливание носоглотки — полоскание горла прохладной, а затем холодной водой. При холодной погоде следует дышать носом, это исключает охлаждение миндалин и горла. Воздух, проходя через носоглотку, согревается.
Обливание стоп производят из лейки или кувшина. Температура воды — 28°—27°С, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса, но не менее чем до 10°С. Затем ноги вытирают досуха. Обычно эту процедуру проводят вечером перед сном.
Ножные ванны . Ноги погружают в ведро или таз с водой. Начальная температура— 30°—28°С, конечная — 15—13°С. Через каждые 10 дней ее понижают на 1—2 градуса. Длительность первых ножных ванн — не более 1 мин, а в конце до 5 мин. После ванны ноги досуха вытирают и растирают.
Контрастные ножные ванны. Берется два ведра или таза. В одно ведро (таз) наливают горячую (температура 38—42°С), а в другое — холодную (30—32°С) воду. Сперва ноги погружают на 1,5—2 мин в горячую воду, затем на 5—10с — в холодную. Такую смену производят 4—5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1—2 градуса и к концу курса доводят до 15—12°С.
Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания. Рекомендуется летом и осенью. Продолжительность хождения зависит от температуры земли (можно ходить по росе, вдоль берега реки или моря). В домашних условиях ходят по коврику, предварительно смоченному холодной водой. Полезно также хождение босиком по снегу после посещения сауны (бани), с последующим посещением парилки и прогреванием ног (в таз налить горячую воду и опустить в нее ноги на 1—2 мин).
Обтирание — начальный этап закаливания водой. Для этого используют мягкую рукавицу или махровое полотенце, смоченное в холодной воде. Последовательность обтирания: руки, ноги, грудь, живот, спина. Направление движений — от периферии к центру, по ходу сосудисто-нервного пучка.
Температура воды снижается каждые 10 дней на 1—2 градуса. Для младших школьников начальная температура зимой 32—30°С, летом — 28—26°С, конечная температура, соответственно, — 22°—20°С и 18°—16°С. Для школьников среднего и старшего возрастов зимой она должна быть 30°—28°С, летом — 26—24°С, конечная температура, соответственно, 18°—1б°С и 16°—14°С. Обтирание рекомендуется совершать утром после зарядки, с последующим растиранием всего тела сухим махровым полотенцем. Температура воздуха— 15°—16°С.
Обливание туловища — следующий этап закаливания. Начинают с воды комнатной температуры, снижая ее постепенно до 20°—18°С. Обливание производят из кувшина или лейки. Голову обливать не рекомендуется. Начальная температура воды для младших школьников зимой не должна быть ниже 30°С, летом — не ниже 28°С, конечная, соответственно, — 20°С и 18°С. Снижение должно происходить постепенно через каждые 10 дней. Для школьников средних и старших классов температура воды зимой — 28°С, летом — 24°С, конечная, соответственно, — 18°С и 1б°С.
После обливания надо насухо вытереть тело махровым полотенцем.
Купание в открытых водоемах — один из лучших и мощных способов закаливания (море, река, озеро, пруд). При проведении закаливающей процедуры необходимо обеспечить безопасность детей и соблюдать ряд правил:
-купаться надо не позже чем за 1 ч до еды или через 1—1,5 ч после;
-в воде надо активно двигаться (плавать, выполнять какие-нибудь упражнения);
-не входить в воду потным, разгоряченным или в нездоровом состоянии;
-температура воды должна быть — 20°—22°С и воздуха — не ниже 24°С.
После купания тело обтирается досуха махровым полотенцем, если появилась «гусиная кожа», то тело надо растереть полотенцем и надеть сухое теплое белье.
Продолжительность купания определяют по температуре воды и воздуха. Чем ниже температура воды, тем меньше следует находиться в воде.
Растирание снегом или купание в холодной воде (моржевание). Ходьба по снегу и растирание снегом при посещении бани (сауны) возможно лишь для закаленных детей. Моржевание для детей и подростков — нежелательная процедура, так как у них еще несовершенна система терморегуляции, и воздействие низкой (моржевание) или высокой (сауна) температуры приводит к различным заболеваниям (почек, легких, эндокринных желез и др.).
Таким образом, задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально,духовно, но и физически. Если раньше говорили: «Здоровом теле-здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного, не может быть здорового.
Источник