Способы захоронения твердых промышленных отходов

8. Методы ликвидации и захоронения опасных промышленных отходов

Под размещением отходов понимают любую операцию, связан­ную с их хранением и захоронением.

Хранение или складирование отходов включает содержание их в специально оборудованных накопителях с временной нейтрали­зацией, направленной на снижение негативного воздействия от­ходов на окружающую среду, до их извлечения с целью захороне­ния или специальной переработки. При хранении отходов, как правило, устанавливают срок нахождения каждого отхода в местах складирования. Под захоронением отходов подразумевают их изоляцию, направ­ленную на предотвращение попадания загрязняющих веществ в ок­ружающую среду, исключая возможность дальнейшего использова­ния этих отходов.

Отходы складируют на специально обустроенных и предназна­ченных для этих целей площадках, в наземных и подземных соору­жениях, находящихся как на территории предприятий, так и за их пределами. К ним относятся накопители промышленных отходов: хвосто- и шламохранилища, пруды и отстойники, могильники и прочие накопители жидких производственных отходов, а также от­валы, терриконы, золо- и шлакоотвалы, предназначенные для скла­дирования твердых отходов различных производств. Отходы разме­щают также на полигонах, принадлежащих отдельным производ­ственно-хозяйственным организациям или их группам, на которых хранят и захоранивают отдельные виды промышленных отходов или их совокупность, и на полигонах, предназначенных для обез­вреживания и захоронения опасных промышленных отходов. Кро­ме того, в качестве мест и объектов размещения отходов используют полигоны для совместного захоронения ТБО и отдельных видов промышленных отходов, а также санкционированные накопители или свалки ТБО и нетоксичных промышленных отходов. Размещать отходы могут промышленные предприятия, объеди­нения, организации, учреждения независимо от форм собственнос­ти и ведомственной подчиненности, физические лица, а также ино­странные юридические и физические лица, называемые природопользователями и осуществляющие любой вид деятельности на тер­ритории РФ, в результате которой образуются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов, их ис­пользуют, обезвреживают, складируют и захоранивают.

Специализированные предприятия, осуществляющие произ­водственную деятельность с целью размещения отходов, также яв­ляются природопользователями, и поэтому и на них распростра­няется выполнение требований Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды».

В соответствии с экологическими требованиями, предъявляемы­ми к обращению с отходами, природопользователь обязан прини­мать меры, направленные на обеспечение охраны окружающей сре­ды, и соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемио­логические и технологические нормы и правила. Сбор отходов раз­дельно по видам, классам опасности и другим показателям способствует более качественной их переработке и рациональному размещению. При обращении с отходами необходимо соблюдать ус­ловия, при которых отходы не оказывали бы вредного воздействия на окружающую среду и здоровье людей в период их накопления на промышленной площадке до использования в последующем техно­логическом цикле или до направления на объекты складирования.

Образование, сбор, накопление, хранение и первичная обработ­ка отходов — составные части технологического процесса, в ходе которого также образуются отходы, и эти отходы должны быть отра­жены в технологической и другой нормативно-технической доку­ментации. Поэтому деятельность природопользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования от­ходов, внедрение безотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции. При этом стремятся к образованию минимума отходов, не подлежащих дальнейшей переработке и захоронению.

Все образующиеся отходы нормируют с целью обеспечения эко­логических требований законодательства Российской Федерации, где для природопользователей установлены предельные нормы на образование и размещение отходов, чтобы не допустить негативно­го воздействия их на окружающую среду, жизнь и здоровье людей.

Читайте также:  Вид типового способа закупки

В основу нормирования размещения отходов положены:

разрешительный принцип (на основе разрешений органов Ко­митета охраны окружающей среды РФ), учитывающий порядок на­копления, хранения, размещения отходов на территории предпри­ятия и за его пределами, а также условия передачи их другим пред­приятиям с целью использования, обезвреживания и удаления;

приоритетный принцип экологической безопасности над всеми прочими интересами;

принцип экологической и экономической целесообразности обоснования размещения как для предприятия, так и для региона;

условия сокращения неиспользуемых отходов;

принцип оплаты за размещение отходов (оплата только за разме­щение; оплата за размещение плюс за загрязнение окружающей среды; оплата за размещение плюс за загрязнение окружающей сре­ды и плюс за вред, наносимый окружающей среде).

Нормирование объемов размещения отходов зависит непосред­ственно от вида размещения отходов:

размещение — как технологическая стадия, с целью накопления отходов в качестве сырья для использования по месту образования или передачи по договору другим организациям;

размещение — как временное хранение на объекте при отсут­ствии технологии переработки или договора о передаче другим предприятиям на период решения проблемы (разработки и реали­зации мероприятий или технологии). Под временным хранением понимают хранение в течение года плюс дополнительное время, определяемое утвержденным календарным планом реализации проекта использования или удаления отходов;

размещение — как длительное хранение на территории предпри­ятия или на отдельно стоящих объектах, принадлежащих предприя­тию, с перспективой использования отходов в отдаленном времени;

захоронение — как способ удаления отходов без перспективы использования или с перспективой использования в отдаленном времени.

Все отходы, размещаемые либо на территории предприятия, либо вывозимые за его пределы на специальные сооружения или объекты, нормируют. Для этого пользуются нормативами предель­ного размещения отходов и лимитами на их размещение. Количе­ство отходов, не отнесенное к нормативам или лимитам, является сверхлимитным.

Норматив предельного размещения отходов устанавливают для каждого вида отхода на один год, исходя из потребности и техничес­кой возможности размещения с учетом объема и периодичности поставок.

Норматив размещения отходов на территории предприятия за­висит от мощности производства, в процессе которого образуются отходы, т. е. от нормативов их образования, и может иметь следую­щие значения: Нф, Нт100, Нт75, Нт50, Нт25 и др.

Норматив технологический (Нт100) — количество отходов, образующихся за год по технологическому регламенту или тех­ническому проекту при 100%-м использовании производствен­ной мощности. Этот норматив может изменяться в диапазоне от 100 % до 0 в зависимости от изменения годовой мощности пред­приятия, параметров технологического процесса, качества сырья и других показателей. Норматив фактического образования от­хода (Нф) включает в себя технологический норматив и допол­нительное количество, образующееся за счет нарушений техно­логического режима (неполадки, износ оборудования и другие причины). К нормативу фактического образования отхода отно­сится и количество отходов, оставшееся в результате перепрофи­лирования предприятия.

Норматив фактического образования отхода является макси­мальным значением норматива размещения.

В случае, когда не может быть установлен норматив размещения отхода на конкретном предприятии, вводят ограничение или так называемый лимит на размещение отхода.

Лимит размещения отходов — это объем или масса отходов, допускаемых к размещению в установленный период времени. Определяют его исходя из норм расхода сырья и материалов в за­висимости от планируемого объема производства продукции за вычетом объема или массы отходов, используемых в качестве сы­рья и материалов или переданных сторонним природопользователям в качестве сырья и материалов. Любое количество отхода, при размещении которого не соблюдается экологическая безо­пасность, называют сверхлимитом или сверхлимитным размеще­нием отходов.

Читайте также:  Способы достижения личностных метапредметных предметных результатов

Нормативы и лимиты размещения отходов на каждом конкрет­ном объекте определяют предприятия, исходя из принципов и кри­териев нормирования, в зависимости от вида, места размещения и баланса отходов. Разработанные нормативы и лимиты согласовыва­ют с территориальными органами Комитета охраны окружающей среды Российской Федерации, Министерства здравоохранения России, Министерства природных ресурсов РФ.

Источник

Правила захоронения отходов — перечень запрещенных ТБО

Существует несколько способов утилизации. Один из них — захоронение. Он также регламентируется законодательно, к нему предъявляются определённые требования.

Захоронение отходов как метод утилизации


Захоронение ТБО – это способ утилизации твердых коммунальных (бытовых) отходов, при котором они размещаются на специально отведенных полигонах, называемых объектами захоронения. К настоящему времени этот вопрос занимает особое место ввиду неблагоприятной экологической обстановки. Задача правительства снизить процент такой утилизации ТКО, перенаправить большую часть мусора на переработку.
Плюсы метода:

  • небольшие затраты по сравнению с переработкой, требующей полноценной организации технологического процесса;
  • экономия времени: мусор вывозится с мусорных площадок. Нет необходимости организовывать сбор;
  • отсутствие сортировки.

Но экологи не согласны с данными преимуществами. Они считают, что это плохой способ утилизации. В качестве аргументов приводятся основные негативные последствия:

  • при разложении мусора внутри почвы выделяются токсичные вещества, попадающие в грунтовые подземные воды;
  • нет возможности использовать сырьё вторично;
  • это невыгодно для экономики;
  • рост площадей свалок;
  • необходимость организации специальных полигонов.

Поэтому стараются не захоранивать отходы, а повторно перерабатывать их с получением сырья.
Правила утилизации приводятся в нормативных документах и правовых актах. Контроль соблюдения осуществляют органы Природного надзора. Вся продукция регистрируется соответствующими документами ОКПД («Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности») и по степени опасности по ФККО.

Где захоронить отходы

Захоронение мусора происходит на специально отведенных, оборудованных площадках. Это охраняемые полигоны, имеющиеся в каждом регионе страны. Их размер определяется численностью населения, количеством производств, общественных, развлекательных, торговых комплексов.
На таких полигонах возможно проводить:

  • трамбовку мусора;
  • хранение и изоляцию отходов;
  • консервацию с целью предотвращения протекания.

На территории Российской Федерации действуют стандарты, которые регулируют порядок утилизации. Согласно им, мусор захоранивается следующими способами:

  1. На полигонах ТБО (с 2019 года ТКО). На них размещается мусор, собранный от жилых зданий, общественных организаций и учреждений, супермаркетов, кафе, ресторанов, а также некоторые виды строительного и промышленного мусора. Полигоны создают на глинистых почвах. Если это невозможно осуществить, то дополнительно устраивают водонепроницаемый слой. Площадь определяется исходя из срока эксплуатации, объема материалов. Может быть до 200 га.
  2. На полигоне промышленных отходов. Размещается мусор от строительных, нефтяных, химических и прочих производств. Это могут быть жидкие или твердые материалы, масла, эмульсии, пасты. Перед утилизацией материалы подвергаются процедуре обеззараживания и консервации внутри специальных ёмкостей.
  3. В море или океане. Этот процесс в научной среде называется дампингом. Происходит размещение материалов с химических, нефтяных, строительных производств, бытовой мусор, радиоактивные вещества. Всё это приводит к загрязнению вод Мирового океана, последствия чего могут быть трагичны. Поэтому в большинстве стран подобный вид утилизации находится под запретом на законодательном уровне.

Требования к полигону для захоронения ТКО и других отходов


Требования к полигонам зафиксированы статьей 12 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года с изменениями и дополнениями. В общем виде они выглядят следующим образом:

  • участок под полигон отводится согласно генеральному плану застройки населенных пунктов. Он должен располагаться на отдалении от городских центров, гарантировать санитарно- эпидемиологическую безопасность для человека;
  • полигон должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам, экологическим нормам, зафиксированным в нормативно-правовой документации;
  • сбор, транспортировка, паспортизация, хранение и захоронение также необходимо проводить в соответствии с действующими законодательными актами;
  • владелец полигона должен контролировать соблюдение порядка приема и регистрации мусора, обеспечивать соблюдение технологических процессов;
  • собственник полигона обязан организовать работу таким образом, чтобы свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду: на воду, воздух, почву, животный и растительный миры;
  • на полигоны ТБО должны приниматься материалы от общественных и жилых зданий и сооружений, торгово- развлекательных комплексов, лечебных учреждений, непригодные для получения вторичного сырья;
  • обеззараживание ТБО, содержащих примеси тяжелых металлов, токсичных веществ проводится на специальных объектах;
  • объект должен быть оснащен современными средствами пожаротушения;
  • на местах хранения ТБО запрещается складировать машинные покрышки, аккумуляторы, упаковочные материалы;
  • для приема и утилизации материалов с промышленности, цветной металлургии и смежных областей должны быть разработаны отдельные полигоны.
Читайте также:  Hair skin nails витамины 21 century способ применения

Размещение территорий для складирования и захоронения отражается на территориальных схемах обращения с отходами. Они разрабатываются отдельно для каждого региона, области, учитывают его специфику, климат, геологию, географию.

Где запрещается проводить захоронение

Места, на которых запрещается производить, также закреплены в том же законе. Территория обязательно должна соответствовать основным инженерным требованиям. Полигоны запрещено устраивать в черте города, особенно, если на них складируются опасные, взрывчатые, токсичные или ядовитые вещества. Это может привести к пожарам, стать причиной заражения воды, воздуха и почвы.
Если на территории полигона обнаружены ошибки проектирования, проводить там временное хранение с последующей утилизацией строго запрещено.

Отходы, запрещенные к захоронению

1 января 2018 года по приказу Председателя Правительства Дмитрия Медведева был опубликован перечень отходов, запрещенных к захоронению. В основу лег уже упомянутый закон №89-ФЗ.
Список состоит из 182 пунктов. По большей степени он касается утилизации промышленного мусора, пригодного для вторичной переработки, повторного получения сырья:

  • отходы черной и цветной металлургии;
  • редкоземельные металлы, которые могут переплавляться, повторно использоваться на производствах;
  • чугун, медь;
  • соединения, включающие ртуть;
  • бумажные изделия, картон;
  • резина;
  • изделия из пластмасс;
  • стекло.

С 2021 года планируется расширение списка. В него добавят новые позиции, среди которых:

  • компьютерная техника;
  • картриджи от принтеров;
  • бытовая техника;
  • аккумуляторы различных типов.

Планируется обязать предприятия на законодательном уровне сортировать мусор и отправлять его на переработку. Весь процесс должен быть задокументирован. При отсутствии у предпринимателя соответствующих бумаг к нему должны быть применены штрафные санкции с последующей административной ответственностью.

Ответственность за самовольное захоронение

В соответствии с заключением Минэкономразвития России №721

  1. Предусматривается ответственность за игнорирование санитарно-эпидемиологических требований при обращении с материалами производства в соответствии со статьей 8.2 КоАП.
  2. Предусматривается ответственность за нарушения, связанные с системой учета по обращению с отходами.
  3. Ответственность предусмотрена для всех лиц, осуществляющих деятельность в области работы по сбору, транспортировке, хранению, утилизации.
  4. Несоблюдение норм и правил влечет наложение штрафных санкций или приостановление деятельности сроком до 90 дней.
  5. За нарушение норм обращения с опасными для экологии отходами предусматривается уголовное наказание в соответствии со статьей 247, часть 1
  6. В соответствии со статьями 1069-1101 ГК РФ предусматривается правовая ответственность за нанесение вреда окружающей среде или человеку вследствие неправильного обращения с отходами.

Правила размещения, хранения и накопления отходов

Виды отходов производства и методы переработки промышленного мусора

Порядок обращения с отходами производства и потребления

Понятие обезвреживания отходов и методы нейтрализации их опасности

Что устанавливают нормы образования отходов и лимиты на размещение

Отходы 5 класса опасности — перечень и способы утилизации

Источник

Оцените статью
Разные способы