- 8. Методы ликвидации и захоронения опасных промышленных отходов
- Правила захоронения отходов — перечень запрещенных ТБО
- Захоронение отходов как метод утилизации
- Где захоронить отходы
- Требования к полигону для захоронения ТКО и других отходов
- Где запрещается проводить захоронение
- Отходы, запрещенные к захоронению
- Ответственность за самовольное захоронение
8. Методы ликвидации и захоронения опасных промышленных отходов
Под размещением отходов понимают любую операцию, связанную с их хранением и захоронением.
Хранение или складирование отходов включает содержание их в специально оборудованных накопителях с временной нейтрализацией, направленной на снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду, до их извлечения с целью захоронения или специальной переработки. При хранении отходов, как правило, устанавливают срок нахождения каждого отхода в местах складирования. Под захоронением отходов подразумевают их изоляцию, направленную на предотвращение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду, исключая возможность дальнейшего использования этих отходов.
Отходы складируют на специально обустроенных и предназначенных для этих целей площадках, в наземных и подземных сооружениях, находящихся как на территории предприятий, так и за их пределами. К ним относятся накопители промышленных отходов: хвосто- и шламохранилища, пруды и отстойники, могильники и прочие накопители жидких производственных отходов, а также отвалы, терриконы, золо- и шлакоотвалы, предназначенные для складирования твердых отходов различных производств. Отходы размещают также на полигонах, принадлежащих отдельным производственно-хозяйственным организациям или их группам, на которых хранят и захоранивают отдельные виды промышленных отходов или их совокупность, и на полигонах, предназначенных для обезвреживания и захоронения опасных промышленных отходов. Кроме того, в качестве мест и объектов размещения отходов используют полигоны для совместного захоронения ТБО и отдельных видов промышленных отходов, а также санкционированные накопители или свалки ТБО и нетоксичных промышленных отходов. Размещать отходы могут промышленные предприятия, объединения, организации, учреждения независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физические лица, а также иностранные юридические и физические лица, называемые природопользователями и осуществляющие любой вид деятельности на территории РФ, в результате которой образуются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов, их используют, обезвреживают, складируют и захоранивают.
Специализированные предприятия, осуществляющие производственную деятельность с целью размещения отходов, также являются природопользователями, и поэтому и на них распространяется выполнение требований Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды».
В соответствии с экологическими требованиями, предъявляемыми к обращению с отходами, природопользователь обязан принимать меры, направленные на обеспечение охраны окружающей среды, и соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила. Сбор отходов раздельно по видам, классам опасности и другим показателям способствует более качественной их переработке и рациональному размещению. При обращении с отходами необходимо соблюдать условия, при которых отходы не оказывали бы вредного воздействия на окружающую среду и здоровье людей в период их накопления на промышленной площадке до использования в последующем технологическом цикле или до направления на объекты складирования.
Образование, сбор, накопление, хранение и первичная обработка отходов — составные части технологического процесса, в ходе которого также образуются отходы, и эти отходы должны быть отражены в технологической и другой нормативно-технической документации. Поэтому деятельность природопользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение безотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции. При этом стремятся к образованию минимума отходов, не подлежащих дальнейшей переработке и захоронению.
Все образующиеся отходы нормируют с целью обеспечения экологических требований законодательства Российской Федерации, где для природопользователей установлены предельные нормы на образование и размещение отходов, чтобы не допустить негативного воздействия их на окружающую среду, жизнь и здоровье людей.
В основу нормирования размещения отходов положены:
разрешительный принцип (на основе разрешений органов Комитета охраны окружающей среды РФ), учитывающий порядок накопления, хранения, размещения отходов на территории предприятия и за его пределами, а также условия передачи их другим предприятиям с целью использования, обезвреживания и удаления;
приоритетный принцип экологической безопасности над всеми прочими интересами;
принцип экологической и экономической целесообразности обоснования размещения как для предприятия, так и для региона;
условия сокращения неиспользуемых отходов;
принцип оплаты за размещение отходов (оплата только за размещение; оплата за размещение плюс за загрязнение окружающей среды; оплата за размещение плюс за загрязнение окружающей среды и плюс за вред, наносимый окружающей среде).
Нормирование объемов размещения отходов зависит непосредственно от вида размещения отходов:
размещение — как технологическая стадия, с целью накопления отходов в качестве сырья для использования по месту образования или передачи по договору другим организациям;
размещение — как временное хранение на объекте при отсутствии технологии переработки или договора о передаче другим предприятиям на период решения проблемы (разработки и реализации мероприятий или технологии). Под временным хранением понимают хранение в течение года плюс дополнительное время, определяемое утвержденным календарным планом реализации проекта использования или удаления отходов;
размещение — как длительное хранение на территории предприятия или на отдельно стоящих объектах, принадлежащих предприятию, с перспективой использования отходов в отдаленном времени;
захоронение — как способ удаления отходов без перспективы использования или с перспективой использования в отдаленном времени.
Все отходы, размещаемые либо на территории предприятия, либо вывозимые за его пределы на специальные сооружения или объекты, нормируют. Для этого пользуются нормативами предельного размещения отходов и лимитами на их размещение. Количество отходов, не отнесенное к нормативам или лимитам, является сверхлимитным.
Норматив предельного размещения отходов устанавливают для каждого вида отхода на один год, исходя из потребности и технической возможности размещения с учетом объема и периодичности поставок.
Норматив размещения отходов на территории предприятия зависит от мощности производства, в процессе которого образуются отходы, т. е. от нормативов их образования, и может иметь следующие значения: Нф, Нт100, Нт75, Нт50, Нт25 и др.
Норматив технологический (Нт100) — количество отходов, образующихся за год по технологическому регламенту или техническому проекту при 100%-м использовании производственной мощности. Этот норматив может изменяться в диапазоне от 100 % до 0 в зависимости от изменения годовой мощности предприятия, параметров технологического процесса, качества сырья и других показателей. Норматив фактического образования отхода (Нф) включает в себя технологический норматив и дополнительное количество, образующееся за счет нарушений технологического режима (неполадки, износ оборудования и другие причины). К нормативу фактического образования отхода относится и количество отходов, оставшееся в результате перепрофилирования предприятия.
Норматив фактического образования отхода является максимальным значением норматива размещения.
В случае, когда не может быть установлен норматив размещения отхода на конкретном предприятии, вводят ограничение или так называемый лимит на размещение отхода.
Лимит размещения отходов — это объем или масса отходов, допускаемых к размещению в установленный период времени. Определяют его исходя из норм расхода сырья и материалов в зависимости от планируемого объема производства продукции за вычетом объема или массы отходов, используемых в качестве сырья и материалов или переданных сторонним природопользователям в качестве сырья и материалов. Любое количество отхода, при размещении которого не соблюдается экологическая безопасность, называют сверхлимитом или сверхлимитным размещением отходов.
Нормативы и лимиты размещения отходов на каждом конкретном объекте определяют предприятия, исходя из принципов и критериев нормирования, в зависимости от вида, места размещения и баланса отходов. Разработанные нормативы и лимиты согласовывают с территориальными органами Комитета охраны окружающей среды Российской Федерации, Министерства здравоохранения России, Министерства природных ресурсов РФ.
Источник
Правила захоронения отходов — перечень запрещенных ТБО
Существует несколько способов утилизации. Один из них — захоронение. Он также регламентируется законодательно, к нему предъявляются определённые требования.
Захоронение отходов как метод утилизации
Захоронение ТБО – это способ утилизации твердых коммунальных (бытовых) отходов, при котором они размещаются на специально отведенных полигонах, называемых объектами захоронения. К настоящему времени этот вопрос занимает особое место ввиду неблагоприятной экологической обстановки. Задача правительства снизить процент такой утилизации ТКО, перенаправить большую часть мусора на переработку.
Плюсы метода:
- небольшие затраты по сравнению с переработкой, требующей полноценной организации технологического процесса;
- экономия времени: мусор вывозится с мусорных площадок. Нет необходимости организовывать сбор;
- отсутствие сортировки.
Но экологи не согласны с данными преимуществами. Они считают, что это плохой способ утилизации. В качестве аргументов приводятся основные негативные последствия:
- при разложении мусора внутри почвы выделяются токсичные вещества, попадающие в грунтовые подземные воды;
- нет возможности использовать сырьё вторично;
- это невыгодно для экономики;
- рост площадей свалок;
- необходимость организации специальных полигонов.
Поэтому стараются не захоранивать отходы, а повторно перерабатывать их с получением сырья.
Правила утилизации приводятся в нормативных документах и правовых актах. Контроль соблюдения осуществляют органы Природного надзора. Вся продукция регистрируется соответствующими документами ОКПД («Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности») и по степени опасности по ФККО.
Где захоронить отходы
Захоронение мусора происходит на специально отведенных, оборудованных площадках. Это охраняемые полигоны, имеющиеся в каждом регионе страны. Их размер определяется численностью населения, количеством производств, общественных, развлекательных, торговых комплексов.
На таких полигонах возможно проводить:
- трамбовку мусора;
- хранение и изоляцию отходов;
- консервацию с целью предотвращения протекания.
На территории Российской Федерации действуют стандарты, которые регулируют порядок утилизации. Согласно им, мусор захоранивается следующими способами:
- На полигонах ТБО (с 2019 года ТКО). На них размещается мусор, собранный от жилых зданий, общественных организаций и учреждений, супермаркетов, кафе, ресторанов, а также некоторые виды строительного и промышленного мусора. Полигоны создают на глинистых почвах. Если это невозможно осуществить, то дополнительно устраивают водонепроницаемый слой. Площадь определяется исходя из срока эксплуатации, объема материалов. Может быть до 200 га.
- На полигоне промышленных отходов. Размещается мусор от строительных, нефтяных, химических и прочих производств. Это могут быть жидкие или твердые материалы, масла, эмульсии, пасты. Перед утилизацией материалы подвергаются процедуре обеззараживания и консервации внутри специальных ёмкостей.
- В море или океане. Этот процесс в научной среде называется дампингом. Происходит размещение материалов с химических, нефтяных, строительных производств, бытовой мусор, радиоактивные вещества. Всё это приводит к загрязнению вод Мирового океана, последствия чего могут быть трагичны. Поэтому в большинстве стран подобный вид утилизации находится под запретом на законодательном уровне.
Требования к полигону для захоронения ТКО и других отходов
Требования к полигонам зафиксированы статьей 12 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года с изменениями и дополнениями. В общем виде они выглядят следующим образом:
- участок под полигон отводится согласно генеральному плану застройки населенных пунктов. Он должен располагаться на отдалении от городских центров, гарантировать санитарно- эпидемиологическую безопасность для человека;
- полигон должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам, экологическим нормам, зафиксированным в нормативно-правовой документации;
- сбор, транспортировка, паспортизация, хранение и захоронение также необходимо проводить в соответствии с действующими законодательными актами;
- владелец полигона должен контролировать соблюдение порядка приема и регистрации мусора, обеспечивать соблюдение технологических процессов;
- собственник полигона обязан организовать работу таким образом, чтобы свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду: на воду, воздух, почву, животный и растительный миры;
- на полигоны ТБО должны приниматься материалы от общественных и жилых зданий и сооружений, торгово- развлекательных комплексов, лечебных учреждений, непригодные для получения вторичного сырья;
- обеззараживание ТБО, содержащих примеси тяжелых металлов, токсичных веществ проводится на специальных объектах;
- объект должен быть оснащен современными средствами пожаротушения;
- на местах хранения ТБО запрещается складировать машинные покрышки, аккумуляторы, упаковочные материалы;
- для приема и утилизации материалов с промышленности, цветной металлургии и смежных областей должны быть разработаны отдельные полигоны.
Размещение территорий для складирования и захоронения отражается на территориальных схемах обращения с отходами. Они разрабатываются отдельно для каждого региона, области, учитывают его специфику, климат, геологию, географию.
Где запрещается проводить захоронение
Места, на которых запрещается производить, также закреплены в том же законе. Территория обязательно должна соответствовать основным инженерным требованиям. Полигоны запрещено устраивать в черте города, особенно, если на них складируются опасные, взрывчатые, токсичные или ядовитые вещества. Это может привести к пожарам, стать причиной заражения воды, воздуха и почвы.
Если на территории полигона обнаружены ошибки проектирования, проводить там временное хранение с последующей утилизацией строго запрещено.
Отходы, запрещенные к захоронению
1 января 2018 года по приказу Председателя Правительства Дмитрия Медведева был опубликован перечень отходов, запрещенных к захоронению. В основу лег уже упомянутый закон №89-ФЗ.
Список состоит из 182 пунктов. По большей степени он касается утилизации промышленного мусора, пригодного для вторичной переработки, повторного получения сырья:
- отходы черной и цветной металлургии;
- редкоземельные металлы, которые могут переплавляться, повторно использоваться на производствах;
- чугун, медь;
- соединения, включающие ртуть;
- бумажные изделия, картон;
- резина;
- изделия из пластмасс;
- стекло.
С 2021 года планируется расширение списка. В него добавят новые позиции, среди которых:
- компьютерная техника;
- картриджи от принтеров;
- бытовая техника;
- аккумуляторы различных типов.
Планируется обязать предприятия на законодательном уровне сортировать мусор и отправлять его на переработку. Весь процесс должен быть задокументирован. При отсутствии у предпринимателя соответствующих бумаг к нему должны быть применены штрафные санкции с последующей административной ответственностью.
Ответственность за самовольное захоронение
В соответствии с заключением Минэкономразвития России №721
- Предусматривается ответственность за игнорирование санитарно-эпидемиологических требований при обращении с материалами производства в соответствии со статьей 8.2 КоАП.
- Предусматривается ответственность за нарушения, связанные с системой учета по обращению с отходами.
- Ответственность предусмотрена для всех лиц, осуществляющих деятельность в области работы по сбору, транспортировке, хранению, утилизации.
- Несоблюдение норм и правил влечет наложение штрафных санкций или приостановление деятельности сроком до 90 дней.
- За нарушение норм обращения с опасными для экологии отходами предусматривается уголовное наказание в соответствии со статьей 247, часть 1
- В соответствии со статьями 1069-1101 ГК РФ предусматривается правовая ответственность за нанесение вреда окружающей среде или человеку вследствие неправильного обращения с отходами.
Правила размещения, хранения и накопления отходов
Виды отходов производства и методы переработки промышленного мусора
Порядок обращения с отходами производства и потребления
Понятие обезвреживания отходов и методы нейтрализации их опасности
Что устанавливают нормы образования отходов и лимиты на размещение
Отходы 5 класса опасности — перечень и способы утилизации
Источник