Конспект урока по технологии «Заготовка продуктов» 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Конспект урока по технологии «Заготовка продуктов»
Рассчитан для работы в коррекционном классе.
Использовано: «Технология. (под ред. В.Д. Симоненко)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по технологии «Заготовка продуктов» 5 класс | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология 5 класс Тема раздела: КУЛИНАРИЯ Тема урока : заготовка продуктов.
— Образовательная – дать представление учащимся о способах приготовления домашних запасов, условиях и сроках хранения сушеных и замороженных продуктов.
— Развивающая – развитие логического мышления при выборе способа хранения запасов.
— Воспитательная – воспитание, у учащихся эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия при выполнении работы.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
— проверка посещаемости и готовность к уроку – 3 мин
2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Устный опрос – 5-7 мин
Вопросы для повторения
- 1. Какие блюда должен включать в себя завтрак?
- 2.Как правильно сидеть за столом?
- 3.Что значит есть красиво и правильно?
- 4. Как правильно пользоваться тканевой салфеткой за столом?
- 5.Как нужно вести себя за столом в гостях?
- ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА – 20 мин
Регулярное потребление плодов и овощей в течение всего года — одно из условий рационального питания. Какое значение имеют витамины для человека? ( . Важную роль. Они необходимы для полноценной жизнедеятельности). В плодах и овощах есть такие минеральные соли и витамины, без которых не может обходиться человек. Такие витамины, как С, Р и А, организм человека получает преимущественно из плодов и овощей. Отсутствие этих витаминов влечет за собой различные заболевания: остановку роста и болезни глаз вызывает отсутствие или недостаток витамина А, а недостаток витамина С — заболевание цингой.
Еще сотни тысяч лет тому назад пещерным человеком была осознана необходимость заготовки продуктов питания. Трудна и опасна в то время была охота на животных, и поэтому нужно было уметь хранить добычу хотя бы небольшой промежуток времени.
И такая возможность заготавливать продукты впрок появилась с появлением огня. В России характерно было делать заготовки для всех слоев населения, причем, чем больше заготовок, тем зажиточнее считалась семья. Для хранения строились специальные помещения: погреба, кладовки, чуланы, амбары и подвалы.
Домашние заготовки – хорошее подспорье для любой семьи, позволяющие….( круглый год разнообразить семейный стол дешевыми и полезными продуктами).
КАК круглый год разнообразить семейный стол дешевыми полезными продуктами?
ЧТО позволяет сохранить продукты их длительное время без порчи?
Давайте попробуем найти способ сохранить овощи и травы на зиму. Для этого надо разгадать кроссворд и узнать ключевое слово
( работают в группе)
1. Очень вкусная она, много в ней секретов. Для нас – сладкая еда, для Золушки – карета. (тыква)
2. Что это за рысачок завалился на бочок? Сам упитанный, салатный. Верно, детки…(кабачок)
. 3.Золотые зёрнышки рядышком сидят. Угостим ребят. Пусть «едят от пуза»! Это — …(кукуруза)
4. Овоща бордовей нет, кладут тот овощ в винегрет, В борщ с картошкой отправляют, а на грядках — поливают. (свекла)
5. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков . (горох)
6. Кто любит щи — меня в них ищи. (капуста)
7. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, Вкусен и сырой. Кто же я такой….(огурец)
8. На стебельках висят шары, покраснели от жары (помидор)
Консервирование — способ консервации пищевых продуктов (изготовления консервов), заключается в технической обработке продуктов питания для угнетения жизнедеятельности портящих продукты микроорганизмов .( Записывают)
Какие еще способы домашних заготовок вы знаете?
Известно много различных способов приготовления домашних запасов : консервирование, маринование, соление, квашение, сушка, замораживание, копчение, вяление.
Известно, что еще в 15 веке на Руси солили и квасили капусту. Со временем солить стали грибы, огурцы, помидоры, сладкий перец, кабачки, баклажаны, арбузы, дыни.
Как вы думаете, от чего зависят виды консервации?
От рассола, от процента соли в нем, от его концентрации
Если % соли составляет (6-8%, а порой 20-30%). То это Соление + вода
Квашение – соль (2,5-3%)+сок овощей.
Мочение = соль (1,5-2%)+сахарный сироп (6-8%).
От перечисленных видов соления отличается маринад
Маринад – основной компонент 3-4% уксус + соль + сахар.
Некоторые плоды, ягоды, грибы сушат . Их промывают, нарезают, раскладывают в один слой на белой бумаге, ткани, подносе и сушат в защищенном от пыли месте, на воздухе или в специальных сушилках. Горячий воздух поглощает влагу из сырья, отчего оно высыхает, а воздух становится более влажным. Чем выше температура воздуха, тем больше влаги он может поглотить. После сушки плоды и овощи расфасовывают в тару для хранения и хранят в сухих прохладных помещениях.
Еще один из видов заготовки — это замораживание.
Быстро замороженные пищевые продукты сохраняют свое исходное качество лучше, чем при любом другом способе консервирования или хранения. Замораживание овощей и плодов можно сделать и в домашнем холодильнике. При замораживании клеточный сок в овощах и плодах превращается в кристаллики льда. Если замораживание проходило медленно, то кристаллы эти становятся крупными, они разрывают своими острыми гранями нежные стенки клеток, и тогда сразу же после оттаивания овощей или плодов произойдёт большая потеря сока. Поэтому надо замораживать по возможности быстрее.
В замороженных фруктах и ягодах сохраняются полностью все питательные, вкусовые и ароматические вещества значительно лучше. Чем при другом способе консервирования.
Существуют правила замораживания:
- Овощи бланшируют так же, как при консервации, методом стерилизации в банках.
- Не бланшируют лишь томаты. Из фруктов бланшируют яблоки, груши, айву, персики.
Бланшировать – это кратковременная обработка продукта кипятком или паром перед заморозкой. . В результате после оттаивания по вкусу и цвету, эти овощи и фрукты практически не отличаются от свежих. (записывают)
- Овощи и плоды охлаждают на воздухе, затем плотно укладывают в формочки для замораживания.
- Формочки ставят в морозильник на 3-5 часов
- Когда продукт полностью проморозится, формочку вынимают из морозильника, переворачивают и ставят под водяную струю. Через несколько секунд из формочки сам выпадет брикетик-кирпичик замороженного продукта.
- Брикетик сразу же полностью обертывают целлофаном или другой пленкой и кладут снова в морозильное отделение холодильника.
Срок хранения овощей 6 месяцев.
В сельской местности используют для хранения овощей, корнеплодов, солений подвальное помещение.
4. Закрепление изученного материала – 5 — 7 мин
1.Какие способы консервирования вы знаете?
2.Как правильно заморозить овощи и фрукты?
3.Что происходит при квашении капусты?
4.Какие способы хранения овощей вы знаете?
5. Итог урока: — 3 мин
Сделайте вывод о том, где пригодятся вам знания и умения, полученные на уроках по кулинарии
— что узнали нового?
-пригодиться ли это и где?
— что теперь я могу сделать сама?
— что мне было интересно?
7. Д/З: Дома помочь маме с консервацией продуктов.
Источник
Конспект урока по технологии
Конспект урока технологии в 7 классе по теме «Заготовка продуктов»
Тема раздела: КУЛИНАРИЯ (16 часов).
Тема урока : заготовка продуктов.
1) Образовательная – дать представление учащимся о способах приготовления домашних запасов, условиях и сроках хранения сушеных и замороженных продуктов.
2) Развивающая – развитие мышления при выборе способа хранения запасов.
3) Воспитательная – воспитание у учащихся трудолюбия , аккуратности, эстетического вкуса, , при выполнении работы.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
— готовность к уроку
2. Проверка выполнения домашнего задания
А) ответить на вопросы:
1. Как нужно вести себя за столом ?
2. Дать определение слову СЕРВИРОВКА.
2. Основная цель сервировки?
3. Зачем нужна за столом салфетка?
4. Перечислите способы складывания салфеток.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Домашние заготовки – хорошее подспорье для любой семьи, позволяющее круглый год разнообразить семейный стол дешевыми и полезными продуктами.
Известно много различных способов приготовления домашних запасов : консервирование, маринование, соление, квашение, сушка, замораживание, копчение, вяление и другие.
Известно, что уже в 15 веке на Руси солили и квасили капусту. Солят – грибы, огурцы, помидоры, сладкий перец, кабачки, баклажаны, арбузы, дыни. Квасят – капусту, морковь, свеклу, мочат яблоки, груши, сливы, виноград и так далее. Соление =вода +соль (6-8%, 20-30%). Квашение – соль (2,5-3%)+сок овощей. Мочение = соль (1,5-2%)+сахар (6-8%). Маринад – основной компонент 3-4% уксус + соль + сахар.
Некоторые плоды, ягоды, грибы сушат . Их промывают, нарезают, раскладывают в один слой на белой бумаге, ткани, подносе и сушат в защищенном от пыли месте, на воздухе или в специальных сушилках. Горячий воздух поглощает влагу из сырья, отчего оно высыхает, а воздух становится более влажным. Чем выше температура воздуха, тем больше влаги он может поглотить. После сушки плоды и овощи расфасовывают в тару для хранения и хранят в сухих прохладных помещениях. При хранении применяют влагопоглотители (селикогель и гашеная известь).
Быстро замороженные пищевые продукты сохраняют свое исходное качество лучше, чем при любом другом способе консервирования или хранения. Замораживание овощей и плодов можно сделать и в домашнем холодильнике. При замораживании клеточный сок в овощах и плодах превращается в кристаллики льда. Если замораживание проходило медленно, то кристаллы эти становятся крупными, они разрывают своими острыми гранями нежные стенки клеток, и тогда сразу же после оттаивания овощей или плодов произойдёт большая потеря сока. Поэтому надо замораживать по возможности быстрее.
В замороженных фруктах и ягодах сохраняются полностью все питательные, вкусовые и ароматические вещества значительно лучше. Чем при другом способе консервирования.
Общие правила замораживания следующие (см. лист)
Бланшировать – это приостанавливает действие ферментов, вызывающих обесцвечивание и появление неприятных запахов при заморозке. В результате после оттаивания по вкусу и цвету, эти овощи и фрукты практически не отличаются от свежих.
Заморозка овощей комплектами ( на супы).
Перед заморозкой обязательно разделите продукты на порции , которые вам удобно будет использовать по отдельности.
— замораживайте продукты сразу, в день покупки, а вот размораживайте постепенно, переложив предварительно в холодильник;
— никогда не замораживайте второй раз то, что уже было разморожено;
— прикрепляйте к каждому пакетику или упаковке этикетку с названием и датой заморозки.
Горох можно заморозить, сначала его очистить от кожуры и на порции разделить.
Морковка и свекла – помыть, высушить, протереть на крупной терке и порциями сложить.
Перец болгарский – помыть, высушить, удалить ножку и семена, можно нарезать соломкой для рагу и супа, а можно целенький для фарширования.
Петрушка, укроп и остальная зелень – помыть, высушить, мелко нарубить, сложить очень плотно в пакет.
Чем плотнее укупорены продукты, тем меньше из них испаряется влаги во время хранения, тем, следовательно, реже надо будет выключать холодильник для оттаивания и тем лучше сохраняется качество продуктов.
Влажность и температура.
При длительном хранении необходимо соблюдать температуру и влажность воздуха. Температура в помещении для дозревания помидор должна быть повышена. Влажность в помещении не должна быть слишком сырой, что вызывает плесень и быструю порчу овощей и плодов, и не должно быть слишком сухим, так как влага из овощей будет постепенно переходить в воздух.
В условиях сельской местности для хранения плодов и овощей (картофель, морковь, свекла) используют подвальное помещение или специально устроенные погреба.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «замораживание продуктов»
4.1 вводный инструктаж Т.Б., ОРМ
Задание: Выполнить замораживание ягод, зелени и фруктов по технологической карте. (см. таблицу) в бригадах.
1бригада – заморозка ягод
2 бригада – заморозка зелени
3 бригада – заморозка овощей
4.2 Текущий инструктаж ( проверка Т.Б.,О.Р.М. с целью помощи; исполнение технологической дисциплины).
4.3 Проверка выполненной практической работы.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
5.1 Ошибки и их исправления
5.2 Закрепление темы.
А) чему научились? что узнали нового?
Б) пригодиться ли это и где?
В) для чего это надо знать?
С поставленной целью мы ……..(справились).
7. Д/З: Дома помочь маме с заморозкой продуктов; принести эскизы изделий с вышивкой; доклад «традиционные виды рукоделия».
Источник
План-конспект урока на тему:» Домашнее консервирование»
План-конспект урока по технологии
План урока на 21.10.2016
Тема урока: «Заготовка продуктов. Домашнее консервирование»
Образовательная : расширить представление учащихся о домашнем консервировании , рассмотреть способы заготовки, особенности каждого способа; подготовить учащихся к самостоятельной жизни;
Развивающая : коррегировать речевую и зрительную деятельность, моторику, поведение учащихся ,мыслительную деятельность, эмоционально-волевую сферу; развивать самостоятельность и самоконтроль учащихся, возможность проявлять свой собственный подход к выполнению заданий;
Воспитательная : воспитывать познавательный интерес к предмету, культуру общения, дисциплинированность.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная.
1. Организационная часть (3 минуты):
-проверка готовности к уроку
-настройка учащихся на работу:
2. Сообщение темы (1 минута):
« Девочки, на сегодняшнем уроке мы с вами изучим способы заготовки продуктов. Домашнее консервирование ». – 1 слайд
3. Изложение материала (30 минут):
В какое время года заготавливают овощи?
(Овощи заготавливают летом, осенью)
— Какие овощи вы знаете?
(ОГУРЦЫ, ПОМИДОРЫ, КАПУСТА, МОРКОВЬ, СВЁКЛА, КАРТОФЕЛЬ, ЛУК, КАБАЧОК)
— Какие из этих овощей можно хранить без дополнительной обработки?
( КАПУСТА, МОРКОВЬ, СВЁКЛА, КАРТОФЕЛЬ, ЛУК, КАБАЧОК )
— Назовите какие овощи остались?
— Эти овощи требуют дополнительной обработки, для длительного хранения.
2 слайд — Консервирование — (лат. conservare хранить, сохранять) способ консервации пищевых продуктов (изготовления консервов), заключается в технической обработке продуктов питания для угнетения жизнедеятельности портящих продукты микроорганизмов . А также некоторые другие способы повышения срока хранения пищевых продуктов.
В широком смысле под консервированием подразумевается любой процесс, значительно удлиняющий сохранность продуктов в пригодном для употребления в пищу виде.
3 слайд — Виды консервирования.
Стерилизация — это уничтожение микроорганизмов и их спор путем воздействия физических факторов. — 4 слайд
Сушка — способ сохранения пищевых продуктов, заключающийся в почти полном удалении влаги из продуктов. – 5 слайд
Копчение — это вид тепловой обработки продуктов, придающий аромат и оказывающий консервирующее действие. – 6 слайд
Вяление — Вид кулинарной обработки пищевого продукта и одновременно его консервации, родственный сушке, но отличающийся от нее двумя характерными особенностями: — 7 слайд
1) незначительным участием тепла или полным его отсутствием в процессе вяления;
2) медленным, постепенным характером высыхания, причем не полным, не окончательным, а частичным, так что вяленый продукт в отличие от высушенного сохраняет мягкую консистенцию и эластичность, в то время как высушенный продукт ломок, хрупок и тверд.
Квашение — это разновидность консервации овощей, ягод и фруктов, в ходе которой, под воздействием физико-химических факторов, образуется молочная кислота, являющаяся природным консервантом. – 8 слайд
Соление — способ консервирования при помощи соли, высокое содержание которой в продуктах затрудняет развитие бактерий и плесеней, продукты жизнедеятельности которых делают пищу несъедобной для человека, либо приводят к порче непищевых продуктов. – 9 слайд
Маринование – способ консервирования пищевых продуктов, основанный на действии кислоты, которая в определённых концентрациях (и особенно в присутствии поваренной соли) подавляет жизнедеятельность многих микроорганизмов. — 10 слайд
Мочение — это один из способов кулинарной обработки продуктов, предусматривающих переработку свежих фруктов и ягод. В процессе мочения плоды подвергаются молочнокислому брожению, суть которого заключается в том, что часть содержащегося в исходном сырье сахара под воздействием бактерий молочнокислых и дрожжей трансформируется в спирт, молочную кислоту и углекислоту, которым характерен консервирующий эффект на плоды. – 11 слайд
Прежде чем начать консервирование необходимо подготовить инвентарь. Перечислите необходимый инвентарь.
(Банки различной емкости, крышки, закаточная машинка, щипцы)
— Все назвали верно. Скажите, какие используют крышки?
(Используют металлические, полиэтиленовые, стеклянные крышки).
— Правильно. С помощью чего закатывают банки?
(Банки закатывают закаточной машинкой)
— Для чего предназначены щипцы?
(Щипцы предназначены для выемки банок).
12 слайд — Инвентарь для консервирования:
Банки различной ёмкости
Все правильно. А теперь мы рассмотрим этапы консервирования. 14 слайд
15 слайд — Первый этап «Стерилизация банок». Как вы думаете, для чего необходима стерилизация?
(Стерилизация способствует уничтожению микробов).
16 слайд — Второй этап «Закладка овощей». Как подготовить овощи?
(ПЕРЕБРАТЬ, ПОМЫТЬ, ОБСУШИТЬ).
17 слайд — Третий этап «Заливка маринада и рассола».
Маринад (соль, сахар, вода, уксус) для маринования.
Рассол (соль, вода) для соления.
18 слайд — Четвертый этап « Дополнительная стерилизация» при мариновании.
19 слайд — Пятый этап «Выемка банок».
20 слайд — Шестой этап «Закатывание банок».
21 слайд — Седьмой этап «Переворачивание банок» для равномерного распространения рассола (маринада).
— Вот назвали все этапы. Внимательно посмотрите и прочитайте этапы соления.
— Какое отличие между солением и маринованием вы заметили?
(Использование уксуса, дополнительная стерилизация при маринаде).
Подготовка к консервированию.
Процесс консервирования овощей, фруктов и ягод включает несколько этапов: механическая обработка (сортировка, мойка, очистка, измельчение), термическая обработка, подготовка тары, фасовка, укупорка, стерилизация и пастеризация, хранение готовой продукции.
Сортировка. Плоды сортируют по качеству степени зрелости и размеру. Удаляют посторонние примеси (листья, веточки и пр.), загнившие, недозрелые, перезрелые, увядшие, с механическими повреждениями плоды. Большое значение для качества для качества компотов, маринадов, варенья имеют степень зрелости, размер, окраска, форма плодов и ягод.
Тщательная мойка -необходимое условие правильной переработки плодов, ягод, овощей. Она позволяет удалить грязь и частично микроорганизмы и ядохимикаты, которые находятся на поверхности плодов.
Взвешивание -необходимо, чтобы установить правильное соотношение сырья и положенных по рецепту добавок, приправ и т.д.
Очистка и измельчение. При очистке удаляют несъедобные, поврежденные или малоценные части плодов и овощей: кожицу, кожуру, листья, чашелистики, плодоножки, косточки. Следует помнить, что под кожицей находятся наиболее ценные питательные вещества, поэтому снимать ее надо осторожно, тонким слоем. Очищенное сырье измельчают: режут кусочками определенной формы и размера, делят на дольки, дробят.
Бланширование — кратковременная обработка сырья кипящей водой или паром. В результате бланширования сохраняется натуральный цвет плодов, они плотнее укладываются в банки, не трескаются при заливании горячим сиропом или маринадом, повышается сохранность консервов и т.д. после бланширования плоды и ягоды немедленно охлаждают в холодной воде, чтобы они не переварились.
Подготовка тары. Для хранения готовой продукции используют стеклянные банки, бутылки, деревянные бочки, фанерные ящики, эмалированные бака и ведра.
Стеклянная тара не должна иметь дефектов. При подготовке к заполнению банки и бутылки моют горячим раствором пищевой соды, затем тщательно споласкивают горячей водой. Непосредственно перед заполнением стеклянную тару стерилизуют. Для этого можно воспользоваться чайником: вымытую банку установить на кипящий чайник горловиной вниз и выдержать 20-25 минут или поместить стеклянную тару в широкую кастрюлю с горячей водой и кипятить 5 минут.
22 слайд — Контрольные вопросы:
1.Что такое консервирование?
2.Основные способы консервирования?
3.Какая тара лучше всего подходит к консервированию?
4.Какие этапы включает в себя консервирование?
4. Подведение итогов урока (5 минут)
Анализ урока, отмечает типичные ошибки. Выставляет оценки всем учащимся.
5. Домашнее задание (5 минут)
Подобрать любой рецепт консервирования овощей, красиво оформить его на формате А4. Повторить записи в тетрадях, подготовиться к тесту.
Источник