Способы задавания домашнего задания

ПРИЕМЫ ПОДАЧИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

& НЕОБЫЧНАЯ ОБЫЧНОСТЬ

Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него некую тайну, загадку… Конечно, не каждый раз. Конечно загадку посильную.

Формула: учитель задаёт домашнее задание необычным способом.

Когда несколько лет назад в вашей газете появились статьи о ТРИЗ, я с большим вниманием и интересом следила за ним. Особенно поразила меня такая фраза: «Творческий характер должны иметь не только само домашнее задание но и подача этого задания». Я очень долго думала над ней. Творческий характер самого домашнего задания – это понятно. А вот подача? Обычно этому не придается особого значения. Учитель может продиктовать задание, может записать его на доске. А если записать как-то по новому, необычно. Вот что я придумала:

1. .делать французс.ий р.стение ука.ка немецк.ий выр.щенный. Ученики должы вписать только пропущенные буквы. Из этих букв получится слово «сказка». Значит домашнее задание будет: «сочинить сказку на определенное правило». Попутно мы повторяем правила: написание корней -раст- и -рос-, суффиксов -к- и -ск-, приставки с-, звонких согласных в конце слова.

2. 19, 12, 1, 9, 12, 1 (сказка). Цифра – это номер буквы в алфавите.

3. Возьмите приставку из слова «предлагать», корень из слова «сложить», суффикс из слова «умножение», окончание из слова – «вишня». (Получится слово «предложения»). А домашнее задание будет таким: выпишите из художественных произведений предложения на определенное пунктуационное правило.

4. ЕУБНЕДТ – Домашнего задания не будет (первая буква – самая большая, вторая – поменьше, последняя самая маленькая). Попутно вспоминаем правило написания «не» с глаголами.

Устроить почту. Треугольники – конверты, дежурный вроде почтальона, раздающего письма-задания.

Играем в беспроигрышную лотерею, дети достают из коробки номера заданий. Можно придумать призы. Может быть и суперприз – это уже в зависимости от фантазии учителя.

Если нужно дать много заданий разного типа, то выбор, кому что решать, можно сделать кидая кубик. И в зависимости от этого каждый ученик с доски выбирает свою часть задания.

Номера задач, упражнений даются в двоичной системе счисления. Это как бы интегрируется с информатикой и разнообразит задачу.

Использовать простую формулу, расчет. Например, на уроке физики – формулу закона Ома: I=U/r, I=2, U=36, r — ? Ответ должен соответствовать номеру страницы, задания и т.п. (зашифрованное задание №18).

?`& ИДЕАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется и никакого волшебства….

Формула: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

Это может быть любой из известных видов заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п.

ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: не все согласны, что учителю стоит тратить время на подобные «игрушки». А ваше мнение? Есть ли у вас свои, отличающиеся способы подачи домашнего задания?

И последнее… Расскажите ученикам, что д/з в день, когда его задали легче и занимает меньше времени. Полезно попробовать делать уроки рано утром, даже если учатся в первую смену. Некоторым по психофизиологическим причинам это окажется очень удобно, и они повысят успеваемость.

А некоторым ребятам окажется очень полезно читать параграф учебника до того, как объяснит учитель. Пусть попробуют!

И раз уж речь пошла об организации труда ученика, не могу не порекомендовать прекрасно написанную и очень полезную книгу С.Л. Соловейчика «Ученье с увлеченьем».

?Ë& ПОДГОТОВКА К ДОКЛАДУ

Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Подготовка и чтение доклада ставят ученика на место учителя, наглядно демонстрируют некоторые особенности и трудности преподавательской работы.

Формула: подготовку учеников к чтению докладов провести в несколько этапов.

Первый этап: КАРТА СООБЩЕНИЯ

На этом этапе целесообразно ограничится короткими сообщениями не более 4 минут. Темой такого сообщения может быть аннотация на книгу или статью, рассказ об интересном факте и т.п.

Главная цель первого этапа – научить сопоставлять и пользоваться «картой сообщения», которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения плюс опорный сигнал или план остального текста.

Первая и последняя фразы должны быть выучены наизусть! Почему? Да потому, что это типичные места сбоя речи. Кто не слышал «ну..», с которой начинают свою речь не только ученики, но и многоопытные лекторы? Задача первой фразы – заинтересовать слушателей, привлечь внимание.

Завершить сообщение можно стандартной фразой типа: «Я закончил доклад и передаю слово (учителю, соученику)» или «На этом мой доклад закончен, и я готов ответить на вопросы.»

Ученица 7 класса Алина Р. готовила сообщение на уроке биологии. Начать его она старалась так: «Ну, я буду рассказывать о страусах». После ознакомления с технологией подготовки доклада первая фраза стала звучать намного интереснее: «Знаете ли вы, что есть птицы, выполняющие работу почтальонов? Нет, не у нас в городе, а…»

Второй этап: ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА

Этот этап отличается от предыдущего тем, что учитель, предварительно предупредив учеников, начинает строго следить за временем. Если было договорено, что сообщение займет 3 минуты, то ученик обязан попасть в этот интервал ± 20 секунд. Цель этапа – научить детей «чувствовать время». На этом этапе удобно использовать таймер или, еще лучше песочные часы.

Третий этап: ДОКЛАД

Доклад отличается от сообщения большим объёмом. Оптимальное время доклада 5 – 7 минут. Если тема «не вмещается» в это время, доклад лучше дробить. Например, один ученик рассказывает о биографии ученого, другой – о его научных достижениях.

Четвертый этап: ДОКЛАД С ЗАТРУДНЕНИЯМИ

Внимание? Этот этап не является обязательным. Суть его в том, что ученик проходит усложненный тренинг, позволяющий в будущем легко пользоваться в реальной (не учебной) обстановке.

На этом этапе репетируется выход из затруднительного положения в середине речи, когда докладчик сбился смысли, оговорился и т.п. Для этого также заранее отрабатываются стандартные фразы типа: «Извините, я продолжу» или «Простите, я оговорился»…

Иногда целесообразно закладывать такие сбои при подготовке («Вот это ты произнесешь так, а потом поправишься…»), особенно для стесняющихся учеников. При этом можно заранее сообщить классу, что докладчик запланировано собьется, и попросить поддержать его мимикой и жестами.

Затруднение 1. За 5 минут до доклада ученик получает карточку, на которой написано несколько слов, никак не связанных с темой доклада. Например: семипудовый, светоносный, невообразимый. Эти слова ученик должен вставить в доклад.

Затруднение 2. То же самое, только вместо слов ученик получает пословицу, афоризм или крылатое выражение.

Затруднение 3. Докладчика во время речи сбивают вопросом. Он должен спокойно и аргументировано отреагировать и связно продолжить свою речь.

Затруднение 4. Во время доклада «штатный хулиган» издает мешающий звук. Например, шуршит бумагой. Нужно спокойно продолжить речь. Кстати, после такого опыта ученики начинают прекрасно понимать, каково работать в таких условиях учителю.

Работа по данной технологии требует некоторых затрат и времени. Но зато потом она сторицей окупается.

При серьезной подготовке, особенно на факультативе или уроках риторики полезно проводить конкурсные доклады на сходные темы. После любого доклада, не обязательно конкурсного, оценивать его по категориям. Можно обойтись и без критериев, но с комментариями.

Читайте также:  Каким способом можно приветствовать друг друга

Педагогические технологии, подобные этой, нужны когда мы хотим научит учеников (подчеркиваю, не отдельных, способных – а практически всех) любому сложному умению. Например, писать сочинения или самостоятельно выполнять лабораторную работу.

ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: в дополнении к этой технологии было бы полезно составить перечень типовых ситуаций, в которых целесообразно использовать доклады учащихся. Не исключено, что появится специфика разных учебных предметов, возрастные особенности. Мне кажется, что эта хорошая тема для исследования.

Источник

Приемы подачи домашнего задания

Просмотр содержимого документа
«Приемы подачи домашнего задания»

А.А. Гин предлагает ряд приемов подачи домашнего задания

Задание массивом. Например, учитель дает 10 задач, из которых ученик должен сам вы­брать и сделать не менее заранее оговоренного объема задания. В рамках большой изучаемой или повторяемой темы может задаваться большой массив задач сразу (не к следующему уроку, а на более продолжительный срок). Стимулируется выполнение большого числа задач из мас­сива релейными контрольными работами

Особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом).

Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов, которые используются в том же или следующих клас­сах.

Необычная обычность: учитель задает домашнее задание необычным способом. Напри­мер, зашифровав его.

Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собст­венному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных видов заданий.

Доклад, подготовка к которому проводится в несколько этапов:

1. Карта сообщения (первая и последняя фраза доклада, которые надо выучить наизусть,
и аннотация доклада) (4 мин).

2. Отработка регламента на коротком сообщении (3 мин)

3. Доклад (5-7 мин)

4. Доклад с затруднениями (отработка выхода из затруднительного положения)
Домашнее задание следует дозировать по времени (от 1 часа в начальных классах до 3-4

Предлагая дифференцированные домашние задания, необходимо учитывать:

• способность ребенка к учебной деятельности (быстрое освоение учебного материала,
глубину его осмысления);

• умение выражать свои мысли:

• познавательную активность (проявление интереса к знаниям);

• организованность в работе (умение доводить начатое дело до конца).

Исходя из индивидуальных особенностей детей, задания подбираются так, что при под­чинении единой познавательной цели и одной теме они отличаются степенью трудности.

• выполнение заданий, включающих ошибки в рассуждениях или записях;

• выполнение заданий на выявление закономерностей;

• рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;

• разнообразные приемы самоконтроля.

Ученики каждый раз упражняются в умении доводить работу до логического конца, по­стоянно повышают уровень своих знаний.

Могут быть предложены нетрадиционные домашние задания: 1) самостоятельное состав­ление словаря терминов, расположение их по темам; 2) уточнение определений школьного учебника; 3) исследование текста учебника; 4) самостоятельное составление задач.

При такой организации домашнего задания вырабатывается умение самостоятельно пользоваться словарями, дополнительной и справочной литературой.

На втором этапе осуществляется обучение нестандартным способам решения проблем, поиску и использованию недостающей информации, формирование интереса не только к ре­зультату, но и к процессу учебной деятельности.

На данном этапе целесообразна групповая форма работы (по принципу объединения учащихся примерно одинакового уровня обученности), что позволяет осуществлять дифферен­цированный подход.

На третьем этапе создаются условия для раскрытия собственного творческого потен­циала учащихся. Используются методы исследовательского, эвристического характера, творче­ские задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу

Источник

Методика организации домашнего задания

« Методика организации домашнего задания »

Садаева Татьяна Николаевна,

заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 22» г.Салавата

Занятия в школе могут только

вдолбить в ребенка все правила,

добытые чужим пониманием,

но способность правильно пользоваться

ими разовьет только домашний

Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. На уроках, как бы хорошо они не проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы.

Важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени.

Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. От того насколько успешно идет приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом.

Ни в учебных, ни в методических пособиях до сих пор нет теоретического обоснования отбора домашних заданий. Есть лишь общие указания. Например, В.Я.Вивюрский сформулировал четыре принципа построения системы домашних заданий: принцип взаимосвязи классной и домашней работы; принцип самостоятельной учебной деятельности учащихся; принцип конкретизации абстрактного материала; принцип дифференциации и дозировки домашних заданий.

Из первого принципа следует, что домашние задания необходимо планировать так же, как и учебный материал, изучаемый на уроках. При этом следует учитывать, что система домашних заданий должна соответствовать системе уроков по теме. Так, разрабатывая систему домашних заданий по изучаемой теме из учебника, учитель определяет объем материала и его виды, распределяет материал по отдельным урокам, учитывая трудность его усвоения учащимися, отбирает разделы пройденных тем для повторения и включает их в уроки, определяет форму домашних заданий и объем на каждом уроке, продумывает рекомендуемые методы для ее выполнения.

Сущность домашней работы учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.

Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний на уроке. Лишь при единстве урочной и самостоятельной домашней работы обучающихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.

Домашнее задание рассматривается как форма личностного развития ребѐнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. Оно должно нести для учащихся личную значимость, а потому ценность.

Изменение содержания и формы домашних заданий является одним из путей совершенствования процесса обучения. Домашние задания должны стать реальным инструментом формирования УУД.

Домашнее задание – это одна из форм учебной деятельности, направленная на усвоение и запоминание изложенного материала, либо, задание, основанное на самостоятельном усвоении материала, не требующего разъяснения учителя на уроке, а также проверка, которая и позволяет учителю изучить качество усвоения материала, наличие пробелов в знаниях.

— развитию творческого потенциала учащихся;

— росту личного потенциала одарённых и высокомотивированных учащихся;

— развитию умений и навыков проектной деятельности;

— формировании качеств самообразования.

При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:

Задание должно быть понятно каждому обучающемуся, т.е. все обучающиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);

В задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы по обществознанию (установка на повторение пройденного);

Задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);

Каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для обучающихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);

Читайте также:  Способы углубления колодцев своими руками

Задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);

Задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный характер);

Задания должны включать в себя вопросы, требующие от обучающегося умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. П. (установка на развитие мышления);

Задание по обществознанию должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий).

На каком этапе урока обществознания лучше задавать домашнее задание? Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания обучающихся, полезнее давать в начале урока.

Домашнее задание фиксируется учителем на доске, дается под запись в дневник с проверкой этой записи.

Учитель обязан ежедневно записывать в классный журнал содержание заданного задания по обществознанию на дом. Домашнее задание на доске должно полностью соответствовать записи домашнего задания на предметной странице классного журнала.

В журнале после каждого проведенного урока в графе «Домашнее задание» записывается содержание задания, страницы, номера задач и упражнений с отражением специфики организации домашней работы. Образец записи: «Повторить …», «Составить план, таблицу, вопросы…», «Ответить на вопросы…», «Сделать рисунки…», «Написать эссе…» и т. д.

Необходим также грамотный подход к объёму и дозировке домашних заданий, это поможет в какой-то степени сохранить и здоровье учащихся.

Нормы домашнего задания в зависимости от класса устанавливает СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( п.10.30): 4-5 класс — не более 2 ч; 6-8 класс — не более 2,5 ч; 9-11 класс -до 3,5 ч.

Каждая общеобразовательная организация также вправе разработать свой локальный акт, который регулирует организацию домашнего задания (Положение об организации домашнего задания в ОО).

Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит к последующему уроку.

Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание.

Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и должно быть предельно понятно обучающимся. Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения которых обучающиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные учителем по другим предметам.

Чрезмерно увеличивать объём домашнего задания с целью «потренироваться».

Задавать задания на дом, если не была проведения в классе полная подготовка к выполнению подобных заданий.

Родители и дети также должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении. Лучше начинать выполнение домашнего задания в 15-16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности. Учащиеся должны знать, что выполнить домашнее задание легче и быстрее в тот же день, когда оно было задано. Некоторым полезно прочитать параграф учебника до того, как его объяснит учитель.

Виды домашних заданий

Задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий).

Дифференцированная домашняя работа – такая работа, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика.

Дифференцированное задание дается в следующих случаях:

— не все учащиеся в классе могут получать домашнее задание (зависит от личных достижений);

— по результатам контрольных, проверочных, самостоятельных работ каждый учащийся получает индивидуальное домашнее задание;

— учащиеся, нуждающиеся в педагогическом сопровождении (болезнь, длительное отсутствие по семейным обстоятельствам) получают индивидуальное домашнее задание;

— высокомотивированные учащиеся получают домашнее задание повышенного уровня или получают задание с целью подготовки к олимпиадам;

— может быть групповое ДЗ.

Система домашнего задания отличается для слабоуспевающих детей.

Как организовать домашнее задание для слабоуспевающих учащихся или для детей с ОВЗ?

слабоуспевающий учащийся или ребенок с ОВЗ нуждается в нашем постоянном сопровождении – необходимо специально подбирать наиболее рациональную для таких учащихся систему упражнений;

более подробно объяснять порядок выполнения домашнего задания, предупреждая о возможных затруднениях в работе;

давать карточки-инструкции для выполнения определенного вида заданий;

давать задания по повторению пройденного материала, который требуется для усвоения новой темы по обществознанию;

необходимо составлять план ликвидации пробелов в знаниях учащихся, указать содержание задания или номера упражнений, сроки их выполнения.

Проверка домашнего задания как способ проверки знаний

Задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у обучающихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль). Обязателен анализ типичных ошибок.

Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приемы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Если учитель отказывается от систематического контроля за выполнением домашнего задания или относится к нему недостаточно серьезно, он разочаровывает учеников, поскольку игнорирует их работу, их достижения и тем самым не стимулирует производительность их труда.

В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая). Время на проверку регламентировано (не более 10 минут на уроке комбинированного типа). Поэтому в целях повышения результативности проверки следует активнее использовать доску, сигнальные карточки, тесты, схемы, перфокарты, игровые задания.

При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:

Фронтальная проверка выполнения письменного задания;

Выборочная проверка письменного задания;

Фронтальный опрос по заданию;

Выполнение аналогичного упражнения;

Взаимопроверка, самопроверка выполненного задания;

Опрос с вызовом к доске;

Опрос по индивидуальным карточкам;

Проверка с помощью сильных учеников еще до начала урока.

Важно не затягивать проверку домашнего задания, что может привести к непродуктивным потерям учебного времени.

На сегодняшний день этап опроса учащихся и проверка состояния выполнения домашнего задания является самой неорганизованной составляющей урока (в большинстве случаев). Способы проверки домашних заданий желательно разнообразить. Следует избегать простого воспроизводства обучающимися полученных результатов, перечитывание текста, повторение заученного правила и тому подобное.

Безусловно, проверка домашнего задания должна выполнять воспитательную и развивающую функции. Стоит замечать и поощрять добросовестность детей, использовать выборочное сообщение ответов на вопросы, взаимопроверку работ; сопоставление выполненного по образцу.

Проверить домашнее задание можно следующими способами:

— вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;

— провести фронтальный опрос (с места);

— выполнить аналогичную задачу;

— использовать индивидуальные карточки;

— провести выборочную проверку письменного задания;

— провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.

Проверка домашней работы может осуществляться учителем разными путями: устным опросом или попутным ознакомлением с письменными работами на уроке или просмотром тетрадей после урока. Проверка заданий в основном проводится в начале урока, однако может осуществляться и в конце, и в течение его в сочетании с работой над новым материалом. Некоторые учителя вместо проверки домашнего задания дают учащимся упражнения, аналогичные задаче, и на основе их исполнения делают вывод о качестве домашней работы. Наиболее распространена фронтальная проверка выполнения задания на уроке.

Читайте также:  Нестандартные способы поиска персонала

об организации и нормировании домашней работы обучающихся

в условиях реализации ФГОС

1. Общие положения.

1.1. Положение о домашнем задании для обучающихся определяет основные требования к организации домашней работы обучающихся в рамках освоения ими общеобразовательных программ, регламентирует цели, задачи, типы и объём домашних заданий по предметам.

1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом 273-ФЗ «Об образовании в Российский Федерации» (статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования», статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»), ФГОС, с СанПиН 2.4.2.2821-10 (п.10.30. о нормировании объема домашнего задания), Уставом школы.

1.3. Основная цель домашнего задания — организация домашней учебной работы обучающихся, формирование у них прилежания, самостоятельности, развития творческих способностей и склонностей.

1.4. Домашнее задание рассматривается как форма личностного развития ребёнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. Оно должно нести для обучающихся личную значимость, а потому ценность.

1.5. Домашняя работа обучающихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоении изучаемого материала и его применении на практике.

1.6. Домашнее задание служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени.

1.7. Изменение содержания и формы домашних заданий является одним из путей совершенствования образовательной деятельности.

1.8. Домашние задания по своему содержанию включают в себя: — усвоение изучаемого материала по учебнику; — выполнение устных упражнений; — выполнение письменных заданий по предметам; — выполнение творческих заданий; — подготовка сообщений (докладов) по изучаемому материалу; — проведение наблюдений; — выполнение практических и лабораторных работ по ряду предметов и т.д.

1.9. Индивидуальные домашние задания задаются с целью преодоления пробелов в знаниях обучающихся, выработки практических умений, развития творческих способностей и склонностей хорошо успевающих учеников.

2. Правила выполнения домашней учебной работы, с которыми должен познакомить школьник

2.1. Процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер (к изучению необходимо обращаться несколько раз в течение некоторого времени).

2.2. Домашние задания рекомендуется выполнять в день их получения.

2.3. Приступая к подготовке домашнего задания, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала, детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания.

2.4. Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку надо начинать с работы над учебником: — вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в нём важнейшие положения, правила, выводы и т.д.; — применить приёмы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала, составление плана, ответы на вопросы учебника и т.д. (если возникают затруднения, необходимо ещё раз поработать с учебником и добиться свободного и точного воспроизведения материала).

3. Основные требования к организации домашней работы.

3.1. Домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах. Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которые могут привести к перегрузке обучающихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приёмах выполнения которых обучающиеся не имеют ясных представлений. Постановка чёткой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей обучающихся предупредит опасность перегрузки.

3.2. В 1-м классе домашние задания не задаются. Во 2-4 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы. Исключение составляют предметы, изучаемые один раз в неделю. Суммарное время выполнения обучающимися домашних заданий не должно превышать:

2 — 3 классы – до 1,5 часов

4 — 5 классы – до 2 часов

6 — 8 классы – до 2,5 часов

9-11 классы – до 3,5 часов.

4. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.

4.1. Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что обучающиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

4.2. Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись обучающимися на уроке самостоятельно. Домашние задания должны быть посильными для большинства обучающихся класса.

4.3. Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все обучающиеся должны точно знать, что и как делать.

4.4. Объём домашних заданий на устных предметах не должен превышать объёма изученного материала на уроке.

4.5. Норма домашнего задания на письменных предметах не более 50% от объёма выполняемой работы на уроке.

5. Виды домашней учебной работы, используемые в школьной практике:

— индивидуальная учебная домашняя работа;

— групповая домашняя учебная работа (группа обучающихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания);

— дифференцированная домашняя работа, т.е. такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика, задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения;

— одна на весь класс;

— составление домашней работы для соседа по парте (например, составить для соседа задания, аналогичные тем, что рассматривались на уроке);

— творческая домашняя работа (необходимо задавать на несколько дней вперёд).

6. Подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

6.1. Время сообщения домашнего задания необязательно относить к окончанию урока.

6.2. Задания, нацеленные на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

6.3. Сообщение домашнего задания должно сопровождаться инструктажем.

6.4. Работу по формированию умений выполнять задания, включённые в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

6.5. В помощь обучающимся учитель может предлагать памятки по выполнению определённых видов домашней работы.

7. Требования к проверке домашней работы.

7.1. Методика проверки домашней работы должна быть гибкой, а формы её разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только системность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при её выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

7.2. Домашние работы теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашнего задания проводится регулярно и связывается с изучаемым материалом.

7.3. Проверка домашнего задания может осуществляться как в начале, так и в середине и конце урока.

7.4. Выбор формы работы зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки:

— опрос с вызовом к доске;

— выполнение аналогичного упражнения;

— опрос по индивидуальным карточкам;

— взаимоконтроль обучающихся при работе в парах;

7.5. Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе. Большие домашние задания ведут к снижению успеваемости.

8. Методические рекомендации к организации домашних заданий.

Источник

Оцените статью
Разные способы