- 8. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Способы задания функции предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения.
- Экономика. 10 класс
- Предложение в экономике
- В экономике предложение — это?
- Факторы, влияющие на предложение — ценовые факторы
- Факторы, влияющие на предложение — неценовые факторы
- Экономика
- Суть предложения: экономическая сущность, виды
- Кривая предложения, какие факторы влияют на нее
- Зависимость спроса и предложения: равновесная цена
- Рассмотрим функции равновесной цены
- Словарь
8. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Способы задания функции предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения.
Предложение (S) – готовность продавца продать свой товар.
Величина предложения (Qs) – количество товара, которое может быть продано по определенной цене (QS=f(P)). Закон предложения – чем выше цена, тем больше объем предложения.
Способы задания функции предложения: 1) аналитический Qs=c-dP, где a – автономное предложение, d — коэффициент, показывающий насколько единиц изменится объем предложения при изменении цены на 1.
Детерминанты предложения: 1) изменение затрат на производство товара
2) совершенствование технологии ведет к росту предложения
3) налоги и субсидии
4) количество продавцов на рынке.
Эластичность предложения – характеризует чувствительность предложения различных товаров к колебаниям их цены. , а)
, абсолютно неэластичное предложение (шедевры искусства), б) 0 РЕ, т. е. рыночная цена оказывается ниже цены потребителя. Таким образом, потребитель получает дополнительную выгоду, равную разнице между Рк и РЕ на каждую приобретаемую единицу продукции (при Qx= QK), а на весь объем покупок дополнительная выгода потребителя составит площадь прямоугольника PFPKKL.
Излишек потребителя — разность между рыночной ценой, по которой потребитель приобретает товар, и максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за данный товар. Излишек потребителя представлен ΔPENE, отражающим разность между рыночной ценой товара (PE) и максимальной ценой, по которой потребитель был готов приобрести товар, ограниченную кривой спроса NE. По аналогии можно сформулировать понятие излишка производителя. Излишек (рента) производителя — разность между текущей рыночной стоимостью товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар. Излишек производителя представлен ΔМРЕЕ, являющимся разностью между рыночной ценой товара (РЕ) и минимальной ценой, по которой производитель был готов продать товар, ограниченной кривой предложения ME.
Источник
Экономика. 10 класс
Конспект урока
Название предмета и класс: экономика, 10 класс
Номер урока и название темы: урок №7 «Предложение и его факторы»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- предложение и величина предложения;
- закон предложения. Кривая предложения;
- изменение величины предложения и предложения;
- неценовые факторы предложения;
- эластичность предложения.
Глоссарий по теме: предложение, величина предложения, кривая предложения, закон предложения, цена ресурса, технология, налог, субсидия, эластичность предложения, эластичность предложения по цене.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Участниками рынка являются покупатели и продавцы. Покупатели, выходя на рынок, предъявляют спрос на товар, а продавцы формируют предложение товара.
Предложение – это желание и возможность производителя продать товар по различным ценам в данном месте и в данное время.
Способы представления предложения:
1. шкала предложения;
2. кривая предложения, имеющая положительный наклон, которая обозначается большой буквой S (от английского «supply»).
Величина предложения – это одна точка на кривой, соответствующая цене. А предложение – это множество точек, принадлежащих всей кривой. Таким образом, предложение – это зависимость между величиной предложения на товар и его ценой. И закон предложения утверждает, что эта зависимость прямая.
При неизменном предложении на товар величина предложения может изменяться вследствие изменения цены товара. Отражается это перемещением одной точки вдоль кривой, что вызвано всегда изменением ценового фактора.
Изменение самого предложения на товар происходит под воздействием неценовых факторов. В этом случае изменится зависимость между величиной предложения и ценой товара, а значит, это отразится перемещением всей кривой. При этом, если кривая предложения смещается вправо-вниз, то предложение увеличивается, а если влево-вверх, то предложение уменьшается.
Факторы изменения предложения:
1) цены на ресурсы;
2) новые технологии;
3) налоги и субсидии;
4) цены альтернативных товаров, которые производятся из аналогичных ресурсов;
5) ожидания производителей относительно изменения цен на товар;
6) количество производителей.
Чувствительность предложения к изменению влияющих на него факторов называется эластичностью предложения.
Предложение считается эластичным по цене, когда относительное изменение его величины больше, чем вызвавшее его относительное изменение цены, и неэластичным – когда относительное изменение величины предложения меньше, чем относительное изменение цены.
Различают крайние случаи эластичности:
1. Абсолютно эластичное предложение: есть только одна цена, по которой товар продаётся. Малейшее изменение цены приводит или к отказу от продажи товара (если цена падает), или к безграничному росту продаж (если цена растёт).
2. Абсолютно неэластичное предложение: как бы ни менялась цена блага, величина предложения будет постоянной.
Эластичность предложения по цене зависит от факторов:
1) наличие возможности долгого хранения товара при низких затратах;
2) возможность при существующей технологии производства быстро изменять объёмы выпуска товара;
3) фактор времени: чем больше у производителя времени «приспособиться» к изменениям цены, тем эластичность выше.
Резюме теоретической части
Предложение – это готовность производителя продать товар по различным ценам в данном месте и в данное время.
Величина предложения – это одна точка на кривой, соответствующая цене. А предложение – это множество точек, принадлежащих всей кривой.
Закон предложения: зависимость между величиной предложения и ценой прямая.
Величина предложения изменяется вследствие изменения цены товара.
Изменение предложения происходит под воздействием неценовых факторов:
1) цены на ресурсы;
2) новые технологии;
3) налоги и субсидии;
4) цены альтернативных товаров;
5) ожидания производителей относительно изменения цен на товары;
6) количество производителей на рынке.
Чувствительность предложения к изменению влияющих на него факторов называется эластичностью предложения.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Заполните пропуски в тексте.
Величина предложения – это количество ____________ (1), предложенное к продаже на ________ (2) по конкретной ________ (3) в течение определённого периода времени. Величина __________ (4) зависит от ________ (5) на товары и услуги, и эта зависимость __________ (6).
2. На рисунке 1 изображено изменение предложения услуг доступа к сети Интернет на рынке: кривая предложения S переместилась в другое положение – S1. Обозначения: P – цена; Q – количество.
Рисунок 1 – Изменение предложения
Какие из перечисленных ниже факторов могут вызвать подобное изменение?
1. Появление новых компаний, оказывающих услуги доступа к сети Интернет.
2. Появление новых технологий доступа к сети Интернет.
3. Введение государством ограничений на деятельность компаний, предоставляющих услуги доступа в Интернет.
4. Рост затрат на услуги подключения к сети Интернет.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 37–44.
- Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Практикум для учащихся в 2-х ч. – М. : Вентана-Граф, 2015. – С. 22–30.
- Левицкий М. Л., Шейнин Э. Я., Виленский В. М. Экономика. 10 класс: Учебное пособие. – М. : Просвещение, 2017. – 128 с. – С. 41–44.
- Акимов Д. В., Дичева О. В., Щукина Л. Б. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. / Д. В. Акимов, О. В. Дичева, Л. Б. Щукина. – М. : Вита-Пресс, 2008. – 320 с. : ил. – С. 40–62.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Источник
Предложение в экономике
Чтобы разобраться в сущности любой экономической модели развития, следует изучить базовые понятия курса микро и макроэкономики. Владение данными терминами поможет отнести существующую экономическую модель к определенному типу, углубит знания о рыночной модели экономического развития.
В экономике предложение — это?
Для модели рыночной экономики характерны минимальное государственное регулирование, свободная конкуренция и отсутствие ограничений в выборе вида экономической деятельности, широкий выбор товаров, работ и услуг для покупателя. В рыночной экономике спрос формирует предложение, т.е. отраслевая структура экономики складывается исходя из запросов покупателей. В экономике предложение — это желание и способность производителя продать товар. В зависимости от ценового диапазона, предлагаемой покупателем на рынке, производитель готов предложить определенное количество товара.
Для рыночной модели экономики характерной целью деятельности любого из производителей является получение прибыли. Прибыль возможна в том случае, когда производитель уверен в том, что товар будет продан по стоимости, покрывающей издержки для производства данного продукта. Модель рыночной экономики предполагает доступность ресурсов для производства.
Факторы, влияющие на предложение — ценовые факторы
В первую очередь, на величину предложения прямо влияет фактор цены. Чем больше стоимость продукта, тем большее его количество готов предложить производитель. Т.е. по цене 50 руб. за 1 шт. предложение, к примеру, составит 8 шт., а при цене 100 руб. предложено уже 12 шт.
Ценовые факторы предполагают движение по кривой предложения, не меняя ее текущего положения на графике. Зависимость между количеством и ценой не предполагает прямо пропорциональной зависимости (зависимость прямая – кривая имеет соответствующий наклон), она говорит о том, что в данный момент времени при данных условиях можно приобрести определенное количество товара по данной цене. Данный термин носит название величина предложения (точка на графике кривой предложения), и определяет количество товара, доступное по определённой цене. Чем выше цена, тем больше предложено товара покупателю.
Существует закон предложения, который говорит о прямой зависимости между стоимостью и величиной предложения: при отсутствии неценовых факторов, увеличение (уменьшение) предложения зависит от увеличения (уменьшения) цены на данный товар.
Закон предложения обосновывается тем, что:
- При высокой цене товара происходит расширение действующих производств, и приход новых организаций в данную прибыльную отрасль. Совокупность этих действий увеличивает предложение.
- Производство будет расширяться до тех пор, пока будет рентабелен выпуск дополнительных единиц товара. Пока издержки на их выпуск меньше получаемой прибыли, производство будет расширяться.
Подводя итог, мы говорили о ценовых факторах предложения, влияние которых можно определить при движении от точки А до точки В на графике (снизу вверх по кривой предложения).
Факторы, влияющие на предложение — неценовые факторы
В современных реалиях не существует эталонных моделей развития, и изменение величины предложения на рынке происходит не только под влиянием стоимостных факторов. Существуют также неценовые факторы предложения, вызывающие смещение самой кривой на графике.
Данными факторами могут являться:
- Стоимость источников для производства товара. Изменение стоимости ресурсов приводит к сдвигу кривой предложения, когда при меньших затратах, и неизменных ценах на товар, величина предложения увеличивается. Сдвиг кривой произойдет в правую сторону согласно рисунку, где при неизменной цене количество товара станет величиной Q2. Кривая сдвигается вправо, если предложение растет при снижении стоимости ресурсов, и наоборот.
- Новые технологические решения. При разработке и внедрении новых технологий, возрастает производительность труда, что, при прочих неизменных факторах, сдвинет кривую предложения вправо.
- Налоговая политика государства. Проводимая гибкая либо жесткая налоговая политика, наличие целевых ресурсов как средства поддержки от государства также могут вызвать сдвиг кривой предложения. Например, ужесточение налоговой политики сдвинет кривую предложения влево.
- Изменение стоимости иных товаров. Здесь речь идет о зависимости в стоимости между некоторыми группами товаров, когда изменение стоимости одной группы влияет на изменение стоимости другой.
- Инфляционные ожидания. Инфляционные ожидания населения и производителей также сдвигают кривую предложения. Если в долгосрочной перспективе сдвиг будет в правую сторону, то в краткосрочной – влево. При долгосрочном планировании рост цен на товар вызывает расширение производства, при краткосрочном – незначительное сокращение предложения.
- Увеличение (снижение) количества производителей аналогичной продукции. Данный фактор также относим к неценовым, способным сдвинуть кривую в любую из сторон.
Источник
Экономика
А Вы уже инвестируете?
Слышали про акцию в подарок?
Зарегистрируйся по этой ссылке
и получи акцию до 100.000 руб
План урока:
Суть предложения: экономическая сущность, виды
Предпринимательские способности человека – его капитал. Каждый сам решает для себя, как будут применяться знания и умения. Ирина умеет печь торты. Она хочет открыть бизнес по приготовлению и продаже кондитерской продукции. Перед тем, как начать печь торты, она должна убедиться в наличии всех необходимых для этого условий – составляющих предложения.
- Наличие и доступность ресурсов для того, чтобы выпустить продукцию;
- Количество необходимых расходов;
- По какой технологии будет изготавливаться продукция;
- Каким образом товар будет предлагаться потенциальным покупателям.
Важной является прибыльность деятельности. Иначе предпринимателю нет смысла вкладывать в развитие свой капитал. Поэтому бизнесмену следует просчитать все необходимые расходы. Для этого анализируют ассортимент конкурентов, уровень цены и возможности ее изменения, спрос и предложение. Расходы на изготовление одной единицы продукции должны быть меньше, чем текущая цена на нее.
Любому предпринимателю необходимо знать понятие предложения и закон предложения,чтобы понимать закономерности действия рынка:потребности потребителя и что делать продавцу, чтобы по выгодной цене продать как можно больше товара. Покупатель и продавец – взаимосвязанные стороны экономической деятельности. Продавец, предлагая свой товар покупателям, формирует предложение, которое может быть выражено различными товарами:
- Природные ресурсы (полезные ископаемые, земля);
- Услуги (строительные, установка и ремонт пластиковых окон и т.д.);
- Потребительская продукция (продукты питания, одежда и обувь, гаджеты, бытовая техника и химия).
Предложение – это зависимость между объемом продукции, предлагаемым производителем и стоимостью этой продукции, оно измеряется в абсолютных величинах: килограммы, тонны, штуки, единицы.Предложение на рынке выражается в стремлении и умении продавать товар. В зависимости от стоимости, ассортимента предлагаемой продукции, производитель может предложить потребителю определенное количество товаров.Размер предложения напрямую зависит от того, сколько продукции есть у продавца или производителя.Например, сельскохозяйственное предприятие хочет продать большое количество помидоров, но имеет всего лишь 5 тонн, значит 5 тонн – предложение. Если же у него есть 10 тонн помидоров, а предприятию выгоднее предложить покупателю только 3 тонны – это будет предложение.
Принято различать индивидуальное и рыночное предложение. На рисунке показаны отличия между ними:
Пример индивидуального предложения:
- Фирма-производитель детских велосипедов «Navigator»;
- Издательство «Просвещение», которое разрабатывает учебные пособия.
Пример рыночного предложения:
- Все фирмы, производящие детские велосипеды;
- Все издательства, которые выпускают учебные пособия.
Для анализа уровня предложения, используется вспомогательный показатель. Он называется «величина предложения». Она определяется как количество продукции, которое производитель или продавец хочет и имеет инструменты для того, чтобы реализовать ее по цене, выгодной для него в конкретном месте и в конкретный отрезок времени.К таким инструментам продажи товара относят: рекламу на телевидении, в сети интернет, дегустации, участие в выставках и т.д.
Как и для величины спроса, для объема предложения, фактор места и времени нужно всегда учитывать. Потому что в другом регионе, в другой временной промежуток объем предлагаемых товаров будет разным.
На величину предложения влияет уровень цены. Когда она повышается, это сигнал производителю увеличить производство продукции. Поэтому он всегда должен иметь запасы сырья и мощности, чтобы повысить выпуск товаров, которые потребитель активно покупает. Т.е., чем выше стоимость товара, тем большее его количество предлагает изготовитель. Например, если помидоры стоят 20 рублей за килограмм, их предложение составляет 5 тонн, а если цена снизится до 5 рублей за 1 килограмм, то производитель предложит уже 3 тонны.
Цена предложения – это показатель, учитываемый продавцом. Он означает наименьшую стоимость, по которой производитель готов продавать произведенный им товар. Ниже этой цены продавать продукцию никто не будет, потому что в таком случае, производство будет убыточным.
Кривая предложения, какие факторы влияют на нее
Как и спрос, предложение можно выразить графически и алгебраически.
Графически предложение выглядит в виде кривой (S).
Кривая стремится вверх, потому что любой производитель и продавец продукции хотят получить максимальную прибыль, это даст возможность вкладывать полученный доход в развитие производства. Высокая цена товара может привлечь новых производителей на рынок, а значит у покупателей будет больший выбор.
Уровень предложения может расти или падать. Его перемены всегда отражаются на кривой. Она сдвигается на графике. Если перемещение происходит в правую сторону от оси координат, то экономисты говорят о росте уровня предложения.
Кривая предложения отражает, что увеличение стоимости влечет за собой увеличение объема предложения, при снижении стоимости – уровень предложения падает. Это связь называется законом предложения. Он основан на том, что все производители или продавцы хотят продавать продукцию по высоким ценам, и при их повышении им выгодно предлагать покупателю больше продукции.
Цена и величина предложения взаимосвязаны прямой зависимостью – в этом суть закона предложения.
На изменение положения кривой предложения оказывает влияние два типа условий:
Для предпринимателей важна информация о неценовых факторах предложения, каждый из них оказывает разнообразное влияние на предложение товаров: пересмотр цен на основные ресурсы (рост стоимости кирпича вызовет рост стоимости всего строительства), которые используются для выпуска товаров, т.к. они влияют на уровень расходов.
Если происходит снижение цен на удобрения, которые применяются для выращивания фруктов, то количество фруктов, представленных на рынке, возрастет.
Важным неценовым фактором предложения является изменение технологий, применяемых для производства. Если предприятие покупает станок, который может более эффективно использоваться, то это повлечет изменение величины предложения в сторону увеличения.
Изменение ставок налогов в сторону роста влечет снижение предложения на рынке. При необходимости платить большую сумму в бюджет у предприятия будут расти расходы на производство продукции, оно не сможет развивать технологии и вкладывать деньги в новую продукцию или увеличение темпов выпуска продукции. Если же предприятие получает помощь от государства, то это снизит расходы и увеличит объем предложения.
С выходом на рынок новых фирм, когда число производителей увеличивается, произойдет рост предложения товаров от предприятий-новичков.
К неценовым факторам предложения относят климатические условия: различные стихийные бедствия (ураганы, землетрясения) оказывают влияние на предложение, вызывая его падение.
Эти факторы всегда отражаются на уровень предложения. Соотношение величины предложенных товаров от ценовых факторов предложения называется функцией предложения:
Для характеристики уровня предложения применяется понятие эластичность. Оно означает меру, с которой реагирует одна величина на изменение другой.
Эластичность предложения – это показатель реакции продавца на перемену размера цены на рынке. Чтобы ее измерить, применяют коэффициент эластичности, который является безразмерной величиной. Для его расчета применяются процентные изменения показателей:
Ценовая эластичность предложения необходима, чтобы узнать, на какое количество процентов изменится объем предложения от продавца при изменении цены на 1%.
Также, как и эластичность спроса, эластичность предложения может быть:
- Эластичной – коэффициент эластичности больше 1, значит при неизменной стоимости покупатель будет покупать товар, т.е.предложение изменяется больше, чем цена товаров. Пример эластичного предложения: различные соки (персиковый или яблочный). Если на них увеличивается цена, то производитель, чтобы увеличить предложение, закупит большее количество сырья для изготовления персикового сока и увеличит объем его производства, сократив, например, выпуск томатного сока.
- Неэластичной, когда изменения предложения меньше, чем цена продукции, при этом коэффициент эластичности меньше 1.Примером неэластичного предложения является соль, потому что предложение и спрос на нее, никак не зависит от изменения стоимости. Ведь мало кто из людей будет есть несоленую пищу, поэтому даже при ценовых колебаниях, покупать ее все равно будут. Также неэластичной является рыбная и мясная продукция, потому что хранить их долго нельзя, или стоимость хранения высока.
Рассмотрим пример. При росте стоимости гвоздик от 70 до 120 (71%)рублей за цветок, объем их предложения увеличился с 200000 до 280000 (40%) штук.
Еs >1, значит предложение не является эластичным.
К основным факторам эластичности предложения относят:
Главным является фактор времени.Это связано с ростом или уменьшением стоимости товаров, спрос на продукцию реагирует очень быстро, а для предложения быстрой реакции быть не может. Для того, чтобы изменить уровень спроса, предприниматели должны провести изменения в производственном процессе, некоторые из которых могут быть произведены быстро, а на некоторые нужно значительно больше времени. Сахар производится из сахарного тростника, из-за неурожая цена на сахар растет, а производитель ищет возможность выпускать больше сахара. Есть два варианта:
1 – на следующий год засеять им большую площадь – это долгосрочные изменения;
2 – закупить тростник за границей, это займет меньше времени. Поэтому выделяют три рыночных периода для изменения уровня предложения:
Рассмотрим эти периоды на конкретных примерах:
- Кратчайший – предприятие не может быстро реагировать на изменение цены. Например, сельскохозяйственное предприятие предлагает потребителям весь объем свеклы, который вырастило в этом сезоне. Ему необходимо продать всю свеклу, независимо от ее цены, ведь она относится к скоропортящимся продуктам. При высокой цене, предприятие не может предложить потребителям больше (потому что нет запасов и в кратчайший период изменить это невозможно). Даже при невысокой цене, придется продать все, чтобы избежать потерь от испортившегося товара. В этом случае затраты предприятия на выращивание свеклы не будут иметь значения;
- Краткосрочный – предприятие может отрегулировать объем производства и предложения. Сельскохозяйственное предприятие не может увеличить количество земли, на которой выращивается свекла или количество используемой техники. Но оно может увеличить объем выращиваемой свеклы, увеличивая производительность труда, или применяя удобрения, чтобы повысить урожайность;
- Долгосрочный – производитель может изменить условия использования ресурсов для увеличения предложения. Например, сельскохозяйственное предприятие может приобрести дополнительный участок земли для выращивания свеклы, приобрести новую технику, нанять большее количество работников.
Зависимость спроса и предложения: равновесная цена
Наиважнейшие источники, устанавливающие и регулирующие отношения на рынке –спрос и предложение на продукцию. Они взаимодействуют через поведение основных участников экономической деятельности: покупателя и продавца. В этом первостепенная роль отведена рыночной цене.
Определение цены в рыночной экономике – это сумма денежных средств, удобная для покупателя, которую он готов заплатить за покупку услуги или продукции.
Равновесная цена – это единственная цена, выгодная продавцу, по которой он желает реализовать определенную продукцию, а потребитель – хочет и может приобрести этот товар по этой цене. Она считается одинаково выгодной для всех участников рынка, потому что является оптимальной и эффективной. Она – важнейший закон для конкурентного рынка, потому что конкуренция между продавцами ведет к снижению цены и улучшению сервиса обслуживания клиентов, а повышение цены – сигнал продавцу для формирования большего объема предложения, т.е. увеличению выпуска продукции.
Приведем пример из жизни, который покажет суть равновесной цены. Человек выбирает для себя тариф на услуги мобильной связи. Оператор предлагает абонентскую плату в месяц 300 рублей, если же он предложит большую стоимость, то спроса на услуги связи по такой цене просто не будет. Продавать дешевле 300 рублей тоже не выгодно оператору, потому что в зависимости от себестоимости [1] его услуг, прибыль будет меньше, чем у оператора-конкурента или же ее совсем не будет. Поэтому уровень цены, равный 300 рублей является равновесным.
Для того, чтобы определить обоснованный размер цены, используют метод рыночных цен, т.е. учитываются различные факторы:
- Формирование предложения, спроса на продукцию;
- Потребительский выбор – то есть решение покупателя купить какую-либо продукцию;
- Цены конкурентов;
- Издержки (расходы) на выпуск товаров;
- Альтернативные товары, т.е. продукция, которая схожа по своим характеристикам;
- Государственное регулирование. Оно направлено на то, чтобы не допустить быстрого и высокого роста цены, монополизации. Может состоять в «замораживании» цены на продукцию первостепенной важности или установление предельного уровня стоимости, выше которой установить цену нельзя.
Учет потребностей продавцов и потребителей приводит к формированию рыночных цен на товары. Но долгое время оставаться на одном уровне они не могут из-за воздействия различных факторов формирования спроса и предложения, поэтому может возникнуть несколько вариантов:
В случае, когда цена ниже рыночной или выше, то произойдет разрыву между спросом и предложением. Когда стоимость товара выше равновесной, то фирма-производитель стремится выпустить больший объем продукции, при этом покупатель не хочет покупать ее в таком объеме, выбирая для себя другие виды товаров. Такая ситуация может спровоцировать избыток товаров, это повлечет – снижение цены, она станет ниже, чем равновесная цена на рынке.Это более выгодно для покупателя, потому что у него есть больший выбор, и возможность приобрести нужные продукты по еще более выгодной стоимости. Ведь продавец будет вынужден снижать ее. Прямая связь между ценой и спросом выражается в повышении спроса, которое приводит к увеличению цены и объема продукта.
Спрос на разные виды продукции может возрасти. Если наступит момент, когда уровень спроса превысит предложение, что спровоцирует дефицит продукции, это более выгодно для продавца. Избыток и дефицит на рынке – нарушение рыночного баланса.
Например, фермеры высадили определенное количество клубники для жителей города. Но спрос был большой, поэтому этого объема не хватило для всех желающих. Ситуация демонстрирует неравновесие (дефицит). Фермеры недополучили прибыль, и приняли решение на следующий год увеличить формирование объема предложения на рынке, увеличив площади под посадку клубники.
Избыток продукции повлечет формирование сниженной цены, спрос будет низким, а за дефицитом последует рост цены. Такой кругооборот будет продолжаться до того момента, когда количество произведенной и продаваемой продукции по удобной продавцу цене, не станет соответствовать объему продукции, который покупатель может купить. В этом заключается сущность равновесной рыночной цены.
В таблице показана связь цены, предложения и спроса:
Рассмотрим, как графически выглядит связь спроса и предложения:
Точка О иллюстрирует пересечение кривой спроса (D) и предложения (S), отражающее схожесть желаний продавца и покупателей. Эту точку экономисты называется точкой баланса, так как спрос уравновешен с предложением именно в этой точке. Пересечение в ней стоимости и количества товара называют соответственно равновесной ценой и равновесным количеством. Под ним принято понимать объемы спроса и предложения, соответствующие равновесной цене.
Рассмотрим функции равновесной цены
Цена равновесия выполняет основную функцию рыночной цены – уравновешивающую, которая необходима для соблюдения условий конкуренции. В этом случае формирование спроса и предложения остановится на определённом уровне цены, когда возможность продажи и решение о приобретении будут равнозначны по географическому положению и временному отрезку.
К другим важным для экономики функциям цены равновесия относят:
В условиях рыночной экономики она имеет огромное значение. Потому что такая цена, обеспечивая равновесие рынка, разгружает его, а функции цены важны для потребителей и производителей, которому они позволяют не создавать излишков товара, а значит, не будет остановки производственного процесса из-за отсутствия места для хранения уже выпущенной продукции.
Словарь
Себестоимость – это сумма всех расходов на создание, производство и продажу продукции. Она используется для того, чтобы соизмерять уровень затрат на продукцию и выручку, которая получена в результате ее продажи.
Источник