Способы задания множеств 2 класс.
план-конспект урока по информатике и икт на тему
Конспект урока по информатике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnozhestva._.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Постановка учебной задачи и ее решения
Информация о домашнем задании.
Здравствуйте, ребята! Садитесь, давайте улыбнемся друг другу и начнем урок
Отгадайте загадки. Назовите множество и его элементы.
1) Из темницы сто сестер
Выпускают на простор.
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут.
Чиркнут ловко раз и два –
(Коробок со спичками. Коробок спичек – множество, спички – элементы множества. ОБЖ «Спички — не игрушки».)
2) Тройка, тройка прилетела!
Скакунок в той тройке белый.
А в санях сидит царица
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром.
(Зима и зимние месяцы. Зимние месяцы – множество, декабрь, январь, февраль – элементы множества.)
3)Дом стоит под старой елкой –
Там живет моя семья.
Я несу туда иголки,
Приношу добычу я.
Мы в работе поминутно
От зари и до зари.
Нас в лесу найти нетрудно,
Лишь под ноги посмотри.
(Муравейник и муравьи. Муравейник – множество, муравьи- элементы множества. Природоохранный момент: не разоряйте муравейники!)
Вот и освежили наши знания, которые непременно будут связаны с сегодняшней темой урока
Задание «Цветок, дерево, овощ, фрукт», «Собери в мешок». О каких множествах и их элементах идет речь?
А входит ли во множество «Деревья» ромашка? Почему? (Нет, она не является деревом.) Как вы думаете, какая тема нашего урока? Мы сегодня познакомимся со способами, как можно задать множества. Какие цели мы должны сегодня достигнуть? Зная эти способы, вы легко можете задать любое множество.
Множество является заданным, т.е. известным, если ясно, какие у него элементы. Поэтому, что нужно сделать, чтобы задать множество? (можно просто перечислить все его элементы).
Игра «Перечисли элементы». (отгадывают загадки):
Проживают в умной книжке
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
(Цифры. Множество цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.)
Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка.
(Ноты. Множество нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.)
Разноцветное коромысло над рекой повисло.
(Радуга. Семь цветов)
Теперь откройте рабочие тетради, задание 11. Самостоятельно перечислите элементы множества всех предметов на столе у Кати, затем проверим.
Что здесь лишнее? Почему?
Задание 13 на слайде. Найдите и исправьте ошибки.
Следующее задание 14. Дайте названия множествам. (Слайд 10)
Очень хорошо справились с заданием, все молодцы! Так мы познакомились с одним из способов задания множества, а именно перечислили элементы множества.
Множество является заданным, т.е. известным, если назвать общее свойство его элементов.
Дайте название каждому множеству, основываясь на общее свойство.
Все очень хорошо справились с заданием, так держать!
Теперь давайте отдохнем.
Игра «Найди лишнее».
Я называю какое-либо множество и начинаю перечислять его элементы. Вы должны встать, если названный предмет не является элементом заданного множества.
Мы знаем города: Москва, Омск, Волга (встают), Уфа, Волгоград, Енисей (встают).
Мы знаем страны: Япония, Россия, Марс.
На поляне растут цветы: Ромашка, василек, дуб,
Теперь съедобное – поднять руки вверх, несъедобное – хлопаем в ладоши.
Мяч, капуста, хлеб, пирог, пенал, огурец, ручка, дом, салат, суп.
Теперь самостоятельно выполняем задания в тетради:
Задание 18. Соберите элементы множеств «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». (Проверка по слайду 14.)
Задание 19. Расставьте слова по столбцам и дайте названия этим столбцам. (Проверка по слайду 15.
Таким образом, мы закрепили знания по пройденному материалу.
Давайте подведем итоги. Назовите основные способы задания множества?
Вам понятно, чем эти способы отличаются друг от друга? Чем?
Давайте запишем домашнее задание.
Выполнить задание №20 стр.9 в рабочей тетради. Вырежи картинки, составь из них множество, дай ему название.
Сейчас я вам раздам листы, вы должны продолжить предложения, в конце урока сдадите мне листы:
Знания мне пригодятся…
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, все молодцы. До свидания!
Задает загадки, тем самым нацеливает детей на новую тему.
Источник
Разработка занятия по математике на тему «Множество» для обучающихся колледжа
ЕН.01. Математика. Урок № 1-2. 2 курс. Группа Дата
План – конспект занятий: «Множества. Операции над множествами»
Обучающа я: ознакомить обучающихся с понятиями «множество», «элемент множества», «подмножество», пересечение, объединение множеств; научить определять число элементов множества; учить определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству.
Развивающая : развивать логическое мышление, внимания, воображение, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитывающая : воспитывать интерес у учащихся к предмету, коммуникативные навыки.
Тип урока : изучение нового материала с первичным закреплением
Оборудование : интерактивная доска, презентация, карточки
Этап получения новых знаний.
Как мы можно разделить нижеследующие объекты по группам? А чтобы ответить на этот вопрос, давайте для начала отгадаем загадки.
Весной хороший аппетит! Это медведь.
Крепко сбит да невысок,
На носу – крепкий рог,
Кто его дразнить посмеет –
Того он на свой рог подденет. Носорог
Он один сидит на ветке,
Зорок глаз и когти цепки,
Всех в два счёта б поборол,
Потому что он — . орёл.
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения! Это жаворонок.
Симпатичен, сер, усат,
Его хвостик полосат.
Пищу грязной не грызёт —
Моет всё в воде . енот.
Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза. Это Сова.
Он хвостатый и усатый,
И, конечно, полосатый.
— Рррр, — рычит, — мне не до игр.
Кто же это, дети? … тигр.
Эта птица всем знакома —
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит. Ворона.
Он других не обижает.
Ест траву, в лесу гуляет,
Но ветвистыми рогами
Может справиться с волками! Это олень.
Как мы можем разделить эти объекты? По общему признаку. В одной группе будут находиться животные, а в другой — птицы.
А теперь посмотрите – из первых букв можно сложить слово. Какое? Слово «Множество».
Под множеством понимают объединение объектов на основе каких-то общих свойств или признаков.
Чтобы узнать принадлежит объект данному множеству или нет, достаточно выделить характерный признак, по которому точно можно определить, что этот объект можно включить в данное множество. Другой же предмет, у которого этот признак отсутствует, включать в это множество нельзя.
Глядя на две наши группы, можно сказать, что у нас есть два множества: множество животных и множество птиц.
Какие объекты входят в эти множества?
В первое множество входят: медведь, енот, олень, носорог, тигр. Пять элементов.
Во второе множество: орёл, жаворонок, сова, ворона. Четыре элемента.
Объекты, которые принадлежат множеству, называются элементами множества.
Во множестве может быть любое количество элементов, даже один элемент. Может быть бесконечно большое число элементов, например, множество чисел. А также может быть и такое, что во множестве не будет ни одного элемента. Такое множество называется пустым.
Понятие множества является одним из основных понятий математики. Оно не имеет точного определения и, как правило, объясняется с помощью примеров.
Дадим следующее интуитивное определение понятия множества:
Множество – определенная совокупность объектов.
Объекты, из которых состоит множество, называются элементами множества .
Множества могут быть самыми разными: детей, гуляющих в парке, множество сказок Пушкина, множество учащихся, занимающихся танцами, множество страниц в книге, множество домов на данной улице, множество натуральных чисел, множество студентов группы и т. д.
Множества обычно обозначают заглавными латинскими буквами А, В, С, D , X , Y …, элементы множества строчными латинскими буквами – a , b , c , d , x , y …
Для обозначения того, что объект x является элементом множества A , используют символику: x А (читается: x принадлежит А ), запись x
А обозначает, что объект x не является элементом множества A (читается: x не принадлежит А).
Множество не содержащее ни одного элемента называется пустым (обозначается: Ø).
Множества из элементов которого составляем конкретное множество называется универсальным ( обозначается: U ).
U – множество людей на земле, А – студенты группы НО-17.
Задания.
Способы задания множеств
Чтобы задать множество, нужно указать, какие элементы ему принадлежат. Это можно сделать различными способами:
1) Перечислением всех элементов множества в фигурных скобках.
2) Характеристическим предикатом , который описывает свойство всех элементов, входящих в множество. Характеристический предикат записывается после двоеточия или символа « | ».
Р( x ) = x N
x характеристический предикат.
M = < x : Р( x )> или M = < x : x N
x
Множество M можно задать и перечислением его элементов:
В = < x | x — четное натуральное число> =
Если множество состоит из небольшого количества элементов, то его удобно задавать перечислением всех элементов, если же элементов много или множество имеет бесконечное число элементов, то оно задается с помощью характеристического предиката.
Из курса школы известны следующие числовые множества :
N – множество натуральных чисел,
Z – множество целых чисел,
Q – множество рациональных чисел,
R или (– ¥; ¥) – множество действительных (вещественных) чисел;
I – множество иррациональных чисел,
Операции над множествами
Множество А называется подмножеством м ножества В, если все элементы множества А содержатся во множестве В.
Два множества называются равными , если они содержат одинаковые наборы элементов.
# Пустое множество Ø является подмножеством всех множеств.
# Универсальное множество U содержит все множества.
# Если , то В надмножество А .
А=<0, 1, 2, 3>, В=<0, 1>, .
2) Объединением двух множеств называется множество, содержащее все элементы обоих множеств.
.
3) Пересечением двух множеств называется множество, состоящее из общих элементов обоих множеств.
А=<К, А, Т, Я>, В=<К, О, С, Т, Я>, =<К, Т, Я>.
4) Разностью множеств А и В называется множество, состоящее из всех элементов множества А не содержащихся в В.
Множества можно изображать с помощью кругов, которые называются кругами Эйлера или диаграммами Венна , универсальное множество принято обозначать прямоугольником.
5) Симметрической разностью множеств А и В называется множество, состоящее из всех элементов множества А не содержащихся в В и всех элементов множества В не содержащихся в А.
6) Дополнением (дополнением до универсального множества) множества А называется множество, состоящее из всех элементов универсального множества не содержащихся в А .
7) Прямым или декартовым произведением множеств A и B , называется множество всех упорядоченных пар ( a , b ), где первый элемент a из множества A ,а второй элемент b из множества B .
,
Степенью множества называется декартовое произведение множества A само на себя n раз.
,
.
Свойства операций над множествами
3. Задания для самостоятельного решения по теме:
1. Найдите А В, А
В, если
2 . Найдите дополнения множества А до множества В, если
2) А=<1;2;3>, В= < ;0;1;2;3;4>;
3. Найдите множества А В, А
В, А/В, А
С, А
С, В
С, В
С, если
Математику мы на слух воспринимать не можем, нам нужно обязательно увидеть, как решается задача или пример. А понимаем и усваиваем её только тогда, когда решаем задания сами. Поэтому попробуйте закончить предложение китайской мудрости:
«Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю — … (я усваиваю) ».
5.Домашнее задание. Выучить конспект
Вопросы для самопроверки по теме:
1.Что такое множество?
2. Способы задания множества.
3. Перечислить операции над множествами.
4.Перечислить свойства операций над множествами.
Источник