- Предложение и величина предложения. Закон предложения. Способы задания функции предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения
- 8. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Способы задания функции предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения.
- MT1205: Математический анализ для экономистов
- Аналитическое задание функции
- Пример
- Кусочно-заданные функции
- Преимущества явного аналитического задания функции
- Неявное задание функции
- Параметрическое задание функции
- Графический способ
- Табличный способ
- Пример
- Алгоритмический и словесный способы задания функций
- Предложение. Величина предложения. Функция предложений
- Математически закон предложения можно выразить функцией предложения.
Предложение и величина предложения. Закон предложения. Способы задания функции предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения
Предложение (S) – готовность продавца продать свой товар.
Величина предложения (Qs) – количество товара, которое может быть продано по определенной цене (QS=f(P)). Закон предложения – чем выше цена, тем больше объем предложения.
Способы задания функции предложения: 1) аналитический Qs=c-dP, где a – автономное предложение, d — коэффициент, показывающий насколько единиц изменится объем предложения при изменении цены на 1.
Детерминанты предложения: 1) изменение затрат на производство товара
2) совершенствование технологии ведет к росту предложения
3) налоги и субсидии
4) количество продавцов на рынке.
Эластичность предложения – характеризует чувствительность предложения различных товаров к колебаниям их цены. , а)
, абсолютно неэластичное предложение (шедевры искусства), б) 0
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .
Источник
8. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Способы задания функции предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения.
Предложение (S) – готовность продавца продать свой товар.
Величина предложения (Qs) – количество товара, которое может быть продано по определенной цене (QS=f(P)). Закон предложения – чем выше цена, тем больше объем предложения.
Способы задания функции предложения: 1) аналитический Qs=c-dP, где a – автономное предложение, d — коэффициент, показывающий насколько единиц изменится объем предложения при изменении цены на 1.
Детерминанты предложения: 1) изменение затрат на производство товара
2) совершенствование технологии ведет к росту предложения
3) налоги и субсидии
4) количество продавцов на рынке.
Эластичность предложения – характеризует чувствительность предложения различных товаров к колебаниям их цены. , а)
, абсолютно неэластичное предложение (шедевры искусства), б) 0 РЕ, т. е. рыночная цена оказывается ниже цены потребителя. Таким образом, потребитель получает дополнительную выгоду, равную разнице между Рк и РЕ на каждую приобретаемую единицу продукции (при Qx= QK), а на весь объем покупок дополнительная выгода потребителя составит площадь прямоугольника PFPKKL.
Излишек потребителя — разность между рыночной ценой, по которой потребитель приобретает товар, и максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за данный товар. Излишек потребителя представлен ΔPENE, отражающим разность между рыночной ценой товара (PE) и максимальной ценой, по которой потребитель был готов приобрести товар, ограниченную кривой спроса NE. По аналогии можно сформулировать понятие излишка производителя. Излишек (рента) производителя — разность между текущей рыночной стоимостью товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар. Излишек производителя представлен ΔМРЕЕ, являющимся разностью между рыночной ценой товара (РЕ) и минимальной ценой, по которой производитель был готов продать товар, ограниченной кривой предложения ME.
Источник
MT1205: Математический анализ для экономистов
Аналитическое задание функции
Функция %%y = f(x), x \in X%% задана явным аналитическим способом, если дана формула, указывающая последовательность математических действий, которые надо выполнить с аргументом %%x%%, чтобы получить значение %%f(x)%% этой функции.
Пример
- %% y = 2 x^2 + 3x + 5, x \in \mathbb
%%; - %% y = \frac<1>
, x \neq 5%%; - %% y = \sqrt
, x \geq 0%%.
Так, например, в физике при равноускоренном прямолинейном движении скорость тела определяется формулой %%v = v_0 + a t%%, а формула для перемещения %%s%% тела при равномерно ускоренном движении на промежутке времени от %%0%% до %%t%% записывается в виде: %% s = s_0 + v_0 t + \frac <2>%%.
Кусочно-заданные функции
Иногда рассматриваемая функция может быть задана несколькими формулами, действующими на различных участках области ее определения, в которой изменяется аргумент функции. Например: $$ y = \begin
Преимущества явного аналитического задания функции
Отметим, что явный аналитический способ задания функции достаточно компактен (формула, как правило, занимает немного места), легко воспроизводим (формулу нетрудно записать) и наиболее приспособлен к выполнению над функциями математических действий и преобразований.
Некоторые из этих действий — алгебраические (сложение, умножение и др.) — хорошо известны из школьного курса математики, другие (дифференцирование, интегрирование) будем изучать в дальнейшем. Однако этот способ не всегда нагляден, так как не всегда четок характер зависимости функции от аргумента, а для нахождения значений функции (если они необходимы) требуются иногда громоздкие вычисления.
Неявное задание функции
Функция %%y = f(x)%% задана неявным аналитическим способом, если дано соотношение $$F(x,y) = 0,
(1)$$ связывающее значения функции %%y%% и аргумента %%x%%. Если задавать значения аргумента, то для нахождения значения %%y%%, соответствующего конкретному значению %%x%%, необходимо решить уравнение %%(1)%% относительно %%y%% при этом конкретном значении %%x%%.
При заданном значении %%x%% уравнение %%(1)%% может не иметь решения или иметь более одного решения. В первом случае заданное значение %%x%% не принадлежит области определения неявно заданной функции, а во втором случае задает многозначную функцию, имеющую при данном значении аргумента более одного значения.
Отметим, что если уравнение %%(1)%% удается явно разрешить относительно %%y = f(x)%%, то получаем ту же функцию, но уже заданную явным аналитическим способом. Так, уравнение %%x + y^5 — 1 = 0%%
и равенство %%y = \sqrt[5]<1 - x>%% определяют одну и ту же функцию.
Параметрическое задание функции
Когда зависимость %%y%% от %%x%% не задана непосредственно, а вместо этого даны зависимости обоих переменных %%x%% и %%y%% от некоторой третьей вспомогательной переменной %%t%% в виде
$$ \begin
t \in T \subseteq \mathbb
(2) $$то говорят о параметрическом способе задания функции;
тогда вспомогательную переменную %%t%% называют параметром.
Если из уравнений %%(2)%% удается исключить параметр %%t%%, то приходят к функции, заданной явной или неявной аналитической зависимостью %%y%% от %%x%%. Например, из соотношений $$ \begin
t \in \mathbb
Графический способ
Пример графического задания функции
Приведенные выше примеры показывают, что аналитическому способу задания функции соответствует ее графическое изображение, которое можно рассматривать как удобную и наглядную форму описания функции. Иногда используют графический способ задания функции, когда зависимость %%y%% от %%x%% задают линией на плоскости %%xOy%%. Однако при всей наглядности он проигрывает в точности, поскольку значения аргумента и соответствующие им значения функции можно получить из графика лишь приближенно. Возникающая при этом погрешность зависит от масштаба и точности измерения абсциссы и ординаты отдельных точек графика. В дальнейшем графику функции отведем роль только иллюстрации поведения функции и поэтому будем ограничиваться построением «эскизов» графиков, отражающих основные особенности функций.
Табличный способ
Отметим табличный способ задания функции, когда некоторые значения аргумента и соответствующие им значения функции в определенном порядке размещаются в таблице. Так построены известные таблицы тригонометрических функций, таблицы логарифмов и т.п. В виде таблицы обычно представляют зависимость между величинами, измеряемыми при экспериментальных исследованиях, наблюдениях, испытаниях.
Недостаток этого способа состоит в невозможности непосредственного определения значений функции для значений аргумента, не входящих в таблицу. Если есть уверенность, что непредставленные в таблице значения аргумента принадлежат области определения рассматриваемой функции, то соответствующие им значения функции могут быть вычислены приближенно при помощи интерполяции и экстраполяции.
Пример
Алгоритмический и словесный способы задания функций
Функцию можно задать алгоритмическим (или программным) способом, который широко используют при вычислениях на ЭВМ.
Наконец, можно отметить описательный (или словесный) способ задания функции, когда правило соответствия значений функции значениям аргумента выражено словами.
Например, функцию %%[x] = m
\forall
Источник
Предложение. Величина предложения. Функция предложений
Понятие предложения. Индивидуальное предложение и факторы, его формирующие. Характеристики предложения: величина предложения, цена предложения. Функция предложения и способы ее представления: шкала предложения, график, аналитическая зависимость. Кривая предложения как графическая модель предложения. Закон предложения. Влияние изменения цены на объем индивидуального предложения. Сдвиг кривой предложения. Неценовые детерминанты, определяющие сдвиг кривой предложения (цены факторов производства, технологии, налоги и дотации, количество продавцов, ожидание прибыли).
Индивидуальное предложение фирмы и рыночное предложение. Построение графика рыночного предложения по кривым индивидуального предложения.
В данном определении не дается ни качественной ни количественной оценки упомянутой зависимости. Подчеркивается лишь необходимость наличия у производителей желания продать на рынке некоторое благо и готовности это сделать. Конкретизировать количественную сторону рассматриваемой зависимости можно, если задать производителям один из следующих вопросов:
Ø «Какое максимальное количество блага вы готовы продать при данном значении цены?»
Ø «При каком минимальном значении цены вы готовы продать данное количество блага?»
В качестве ответов на данные вопросы мы получим то, что в экономической теории называется величиной предложения и ценой предложения соответственно.
Если предположить, что подобные вопросы заданы относительно всех возможных значений цен или объемов, а ответы нанесены в соответствующих координатах (Q — количество, Р — цена), то кривая. соединяющая полученные точки, называется кривой предложения.
Математически закон предложения можно выразить функцией предложения.
Зависимость предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.
Функцию предложения можно представить следующим образом:
где QSA — объем предложения товара А в определенный период времени
РА — цена товара А,
Рв. PZ — цены других товаров,
L— величина, характеризующая технический прогресс,
Т — величина, характеризующая налоги и дотации /
N — величина, характеризующая природно-климатические условия,
. — прочие факторы, влияющие на предложение.
Если представить, что все факторы, определяющие предложение товара, кроме цены самого товара, не изменяются, то функция предложения примет вид функции предложения товара от его цены.
Функцию предложения от цены, как и функцию спроса от цены, можно представить следующими способами.
Табличный способ (с помощью шкалы предложения).
Аналитический способ
Если между ценой и величиной предложения Qs существует взаимно-однозначное соответствие, то имеется как прямая, так и обратная функции предложения.
Если существует линейная зависимость между QS и Р, то формула предложения от цены будет иметь вид QS = а + bР., где b>0.
Например, математическая формула функции, описывающей зависимость QS и Р, приведенных в шкале предложения, имеет вид:
QS = 3Р-2, где (QS — объем предложения товара; Р — цена этого товара.
Если функция предложения задана в виде графика, то говорят о графическом способе задания функции предложения.
Графический способ
Наклон линии предложения отражает закон предложения: с ростом цены увеличивается объем предложения.
Поэтому, для большинства товаров и услуг линия предложения имеет положительный наклон( Рис.1)
Рис.1. Примеры кривой предложения
График предложения может быть получен при помощи данных шкалы предложения или путем построения графика функции предложения от цены.
В данном случае ( Рис.2) линия предложения демонстрирует, что при цене Р = 6денежных единиц объем предложения товара : составит QS = 16 тысяч единиц в месяц; такому состоянию рынка соответствует точка А линии S.
Если цена на рынке понизится до Р=3 денежных единиц, объем предложения сократится до QS = 7 тысяч единиц в месяц. Эту ситуацию на рынке отражает точка В линии предложения.
При изучении данной темы очень важно не путать такие понятия, как «предложение» и «величина предложения». Предложение отражает объем планируемых продаж при всех возможных уровнях цены товара или услуги, то есть графически представляет собой весь график кривой предложения. Величина предложения — это количество блага, которое продавцы готовы продать при конкретном уровне цены, представляет собой одну точку на графике кривой предложения.
Увеличение предложения означает, что при каждом уровне цены производители готовы продать больший объем товара, чем прежде. При увеличении предложения кривая предложения сдвигается вправо — вниз.
Снижение предложения означает, что при каждом уровне цены производители готовы продать меньший объем товара, чем прежде. При снижении предложения кривая предложения сдвигается влево — вверх.
Зная уравнение или график кривой предложения, можно определить объем предложения при любой цене. Таким образом:
Ø изменение предложения — это сдвиг всей кривой предложения, то есть изменение величины предложения при всех возможных значениях цены экономического блага;
Ø изменение величины предложения — это сдвиг вдоль кривой предложения, связанный с изменением цены экономического блага.
При снижении цены товара производители будут склонны предлагать на продажу меньшее его количество. При повышении цены товара последствия прямо противоположные (рис. 2).
Рис.3 Последствия изменения цены экономического блага
Рассмотрим теперь неценовые факторы предложения, то есть параметры, влияющие на планируемый объем продаж производителей и вызывающие сдвиг кривой предложения.
Неценовые факторы предложения:
Производителю, для того чтобы произвести какой-либо товар, необходимо использовать экономические ресурсы. Как мы уже знаем, предложение отражает минимальную цену, за которую производитель готов поставить данный объем товара на рынок. Изменение цены экономических ресурсов при прочих равных условиях приведет к тому, что себестоимость производства данного товара вырастет.
Следовательно, при данном уровне цены производитель не получит ожидаемой прибыли или же вообще не покроет затраты на его производство. Таким образом, при повышении цен ресурсов производитель будет вынужден либо увеличить цену предложения при каждом из уровней количества товара, либо сократить объем предложения при каждом из возможных уровней цены. В любом случае переложение данного товара на рынке сокращается и кривая предложения сдвигается влево — вверх. Падение цен ресурсов сопровождается обратными последствиями.
Увеличение цен ресурсов Снижение цен ресурсов
Рис. 4 .Последствия изменения цен ресурсов
Под технологией можно понимать определенный способ организации процесса использования экономических ресурсов для получения определенного товара или услуги. Таким образом, улучшением технологии можно считать создание нового способа производства, который даст возможность при тех же количествах ресурсов произвести больший объем продукции или, соответственно, возможность произвести тот же объем продукции при меньших количествах ресурсов. При этом производитель, естественно, сможет предложить больший объем товара на рынок при любом из возможных уровней цены. Таким образом, при улучшении технологии производства товара предложение товара растет, а график кривой предложения сдвигается вправо — вниз.
Рис. 5. Последствия изменения технологии
Может показаться, что в современном мире, в обстановке постоянного научно-технического прогресса невозможны ситуации ухудшения технологий. Это не так. Можно привести довольно простые примеры:
Ø стихийное бедствие серьезно повреждает линии электропередач и сами электростанции, тем самым вынуждая значительную часть производств вернуться к использованию ручного труда вместо станков;
Ø одна компания возбуждает и выигрывает судебное дело против другой, обвинив ее в незаконном использовании запатентованных современных технологий, что приводит виновную фирму к необходимости возврата к устаревшим технологиям до момента покупки лицензии или разработки собственных решений.
При ухудшении технологии производства товара предложение товара снижается.
Цена, получаемая производителем за товар, является для него доходом. Налоги снижают величину этого дохода производителя, поскольку теперь он обязан некоторую часть цены товара отдавать государству. Таким образом, введение налога равносильно для производителя тому, что он должен будет получать за каждую продаваемую единицу товара меньшую цену. Введение или увеличение налога приводит к снижению предложения товара. Снижение же или отмена налога приводит к росту предложения товара.
Рис. 6 Последствия изменения действия налогов
Субсидии (трансферты) производителям
Трансферты увеличивают величину дохода производителя, поскольку теперь государство доплачивает ему некоторую сумму за каждую единицу товара. Таким образом, введение или увеличение трансферта приводит к росту предложения товара, а снижение или отмена — к падению предложения товара.
Рис. 7. Последствия изменения действия трансфертов
Очевидно, что двадцать фирм способны предложить на рынок больше продукции, чем одна при одном и том же уровне цены. Таким образом, чем больше число производителей, тем выше рыночное предложение (при снижении числа производителей предложение товара сокращается).
Рис. 8. Последствия изменения количества производителей
Ожидания производителей относительно будущих изменений на рынках влияют на их предложение товара в настоящий момент времени. Если, например, салон связи ожидает, что цена на мобильные телефоны данной модели в будущем вырастет, то каким образом он изменит их предложение в текущий момент времени? Скорее всего, продавец предпочтет продать больше товара в будущем, получив за него боле высокую цену. Таким образом, предложение данного товара сегодня снизится.
Рис. 9. Последствия ожидания изменения цены товара в будущем
Если же производитель предполагает, что в скором времени будет выпущена новая, улучшенная модель мобильного телефона, то, скорее всего, предложение старой модели в текущий момент увеличится, безусловно, вы сталкивались с таким явлением, как сезонные распродажи, когда фирмы активно стараются сбыть, пусть и по сниженным ценам, остатки старых партий продукции. Таким образом, различные ожидания производителей оказывают разное влияние на предложение/
Существует множество других причин, оказывающих влияние на предложение. Это могут быть смена руководства фирмы, открытие новых месторождений полезных ископаемых, погодные условия, политические события и т. д. Перечислить и рассмотреть влияние всех возможных факторов изменения предложения невозможно, но попробуем обобщить все, что мы узнали о факторах предложения.
РЫНОЧНАЯ КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Количество производителей положительно влияет на рыночное предложение. При увеличении количества производителей на рынке может быть предложен больший объем экономического блага при каждом уровне цены. В соответствии с этим утверждением и производится сложение отдельных индивидуальных кривых предложения для получения общей рыночной кривой предложения: при каждом возможном уровне цены необходимо сложить величины индивидуальных предложений отдельных производителей. Сложению подвергаются именно величины индивидуальных предложений, то есть кривые предложения «складываются по горизонтали».
Для того чтобы сложить кривые предложения, можно воспользоваться следующей схемой:
1. Определяем минимальное значение цены, при котором на рынке присутствует хотя бы один продавец.
2. Отмечаем, какой объем товара предлагается на рынке при данной цене.
3. Определяем, при какой цене к продавцам, действовавшим на рынке при цене пункта 1, присоединится следующий продавец (или продавцы).
4. Отмечаем, какой объем товара предлагается на рынке всеми продавцами при данной цене.
5. Повторяем шаги З и 4 пока на рынок не вступят все продавцы.
Рассмотрим пример сложения двух кривых предложения, когда производители готовы начать предлагать товар по одинаковой минимальной цене Рмин. Предложение первого производителя представлено на рис. 10 линией . Предложение второго производителя представлено линией
данных условиях минимальная цена, при которой производители готовы предлагать товар, одинакова и равна Рмин. Следовательно, минимальная цена на суммарной кривой предложения — Рмин. При некотором текущем уровне цены Р2> Рмин на рынке действуют два производителя, готовые предложить, соответственно, объем товара, равный:
.
|
Рис.10. Индивидуальные и суммарная кривая предложения
Рассмотрим пример сложения двух кривых предложения, когда производители готовы вступить на рынок при разных минимальных ценах: Рмин1 и Рмин2. Предложение первого производителя представлено на рис. 11 линией S1, предложение второго производителя — линией S2.
В данных условиях минимальной ценой, при которой хотя бы один производитель готов предлагать товар на рынке, является цена первого производителя Рмин1 (так как Рмин1 Рмин2 на рынке действуют оба производителя, готовые предложить, соответственно, объем товара, равный: Q2+Q3=Qрын.
Рис. 11 Индивидуальные и суммарная рыночная кривые предложения
Уравнение суммарной рыночной кривой предложения можно получить аналитически на основе уравнений индивидуальных кривых предложения. Для этого можно воспользоваться следующей схемой:
1. Записать уравнения индивидуальных кривых предложения в виде функций: Q = Q(Р).
2. Сложить правые части полученных уравнений в соответствии с областями определения.
3. Записать аналитически кривую рыночного предложения.
Источник