Способы задания баз данных

Способы задания баз данных

10.1. DLL ( язык определения баз данных). С помощью операторов DLL можно:

§ Создать новую БД;

§ Определить структуру новой таблицы и создать эту таблицу;

§ Удалить существующую таблицу;

§ Изменить определение существующей таблицы;

§ Определить представление данных;

§ Обеспечить условие безопасности БД;

§ Создать индексы для доступа к таблицам;

§ Управлять размещением данных на устройствах хранения.

§ DLL базируется на трёх командах SQL

§ CREATE – создать позволяющий определить и создать объект БД;

§ DROP – удалить, применяемый для удаления существующего объекта данных;

§ ALTER – изменить, с помощью которых можно изменить определение объекта БД.

10.2. Создание таблиц. Команда CREATE TABLEсоздаёт пустую таблицу , т.е. не содержащую записи. В этой команде определяются:

§ Имена полей с указанием типа данных, размеров полей.

CREATE TABLE

Пример 1. Создать таблицу STUDENTS.

CREATE TABLE STUDENTS

( SNUM INTEGER,

SFAM CHAR (20),

SIMA CHAR (10),

SOTCH CHAR (15),

STIP DEMICAL);

10.3. Изменение таблиц.Команда ALTER TABLE позволяет добавить или удалить поле в таблице, изменить размеры полей.

Пример 1. Добавить в таблицу STUDENTS поле SHOB типа CHAR длинной 30 символов.

ALTER TABLE

ADD SHOB CHAR (30);

Пример 2. Добавить в таблицу STUDENTS поле COURS типа INTEGER и поле SPEC типа CHAR длиной 10 символов.

ALTER TABLE STUDENTS

ADD COURS INTEGER,

SPEC CHAR(10);

10.4. Удаление таблиц.Таблица может быть удалена только в том случае , если все строки удалены.

Синтаксис команды для удаления таблицы:

DROP TABLE ;

Например , для удаления таблицы STUDENTS, в которой все записи предварительно удалены, просто вводится следующее:

DROP TABLE STIDENTS;

Индексы.

Индекс- это упорядоченный список полей или групп полей втаблице.Индексы могут состоять сразу из нескольких полей, при этом первое поле является как бы главным, второе упорядочивается внутри первого, третье внутри второго, и т.д.

Синтаксис команды для создания индекса следующий:

CREATE INDEX ON

Пример 1. В таблице STUDENTS создать индекс по полю SFAM

CREATE INDEX SFAMIDXONSTUDENTS (SFAM);

Для создания уникальных (не содержащих повторяющихся значений) индексов используют ключевое слово UNIQUEв команде CREATE INDEX.

Пример 2. В таблице STUDENTS задать поле SNUM в качестве первичного ключа.

Источник

Информатика. 11 класс

Конспект урока

Информатика, 11 класс. Урок № 15.

Тема — Системы управления базами данных

При разработке баз данных принято выделять определённые этапы.

Первый этап — постановка задачи. На этом этапе происходит следующее:

• определяется цель, для которой создаётся база данных;

• уточняется предметная область, при этом привлекаются специалисты этой предметной области для получения более качественного результата разработки;

• определяются предполагаемые виды работ: это может быть выборка данных, изменение данных, печать отчёта и др.;

• определяются потенциальные пользователи базы данных.

На втором этапе происходит проектирование базы данных. Этот этап включает в себя определение самих информационных объектов, из которых будет формироваться база данных, а также перечня атрибутов, характеризующих каждый информационный объект.

После чего определяется структура реляционных таблиц, свойства полей, связи между таблицами, а именно:

1. Формируется общий список полей для описания атрибутов таблиц БД.

2. Все поля распределяются по базовым таблицам.

3. Свойства каждого поля определяются в соответствии со свойствами данных.

4. Ключевые поля определяются для каждой таблицы.

5. Определяются связи между таблицами.

Третий этап — это собственно создание базы данных.

Возможны два варианта:

1. Если нужна уникальная база данных, то она пишется на одном из языков программирования, и в этом случае требуются высококвалифицированные программисты.

2. Существует и второй вариант, для которого достаточно базовых пользовательских навыков и понимания принципов работы базы данных (БД) — это использование специального программного обеспечения — систем управления баз данных (СУБД). В дальнейшем мы будем рассматривать только этот способ.

При создании БД происходит следующее:

— запуск СУБД и создание нового файла БД;

— создание таблиц и связей между ними;

— тестирование БД и коррекция;

— разработка требуемых элементов управления данными: это формы, запросы и отчёты;

— заполнение таблиц данными (это может выполнить пользователь БД).

Четвёртый этап — это эксплуатация БД, которая состоит из сортировки, фильтрации и поиска записей, отбора данных по соответствующим критериям, обработку данных и подготовку отчётов.

В общем виде этапы разработки базы данных представлены на схеме.

Программное обеспечение для создания БД, хранения и поиска в них необходимой информации называется СУБД (системой управления базами данных).

Существует настолько большое количество СУБД, что их можно классифицировать по моделям данных, по размещению или по способу доступа к БД.

В зависимости от модели данных СУБД бывают иерархические, сетевые, реляционные и другие.

Если все составляющие СУБД размещаются на одном компьютере, то она считается локальной. Когда данные могут храниться и обрабатываться на разных компьютерах локальной или глобальной сети, то речь идет о распределённых СУБД.

В файл-серверных СУБД файлы с данными размещаются на сервере и доступ с клиентского компьютера к данным осуществляется через локальную сеть. Частным случаем таких СУБД являются размещение как самих данных, так и СУБД на одном клиентском компьютере. Примерами являются Microsoft Access, OpenOffice Base, LibreOffice Base.

Встраиваемые входят в состав таких программных продуктов, как словари, поисковые системы, электронные энциклопедии и др. Примером может служить компактная встраиваемая СУБД SQLite.

Наиболее популярными являются клиент-серверные СУБД. В этом случае на сервере устанавливается полная версия СУБД и БД, где происходят все операции с данными. На клиентском компьютере устанавливается небольшая по объему клиентская версия СУБД для осуществления запросов и вывода результатов обработки, полученных от сервера. Известными клиент-серверными СУБД являются Oracle, MySQL, PostgreSQL.

Рассмотрим начало работы в программной среде СУБД на примере LibreOffice Base.

Для этого нужно открыть приложение.

Далее мастер БД предложит создать новую базу данных и нажать на кнопку «Дальше».

Следующее диалоговое окно предлагает зарегистрировать БД и открыть её для редактирования.

Оставляем предложенный выбор и нажимаем кнопку «Готово».

Далее в диалоговом окне указываем место сохранения БД и указываем имя.

После этого открывается для редактирования окно базы данных.

Одним из главных элементов интерфейса СУБД является окно базы данных.

В нём отражаются все объекты базы данных: таблицы, запросы, формы, отчёты.

Активный объект выделяется курсором. В нашем случае выделены таблицы.

Вся база данных состоит из таблиц и связей между ними.

Теперь перед заполнением необходимых таблиц нужно определиться с их количеством и структурой, типами связей при использовании нескольких таблиц, а также видами и количеством форм, запросов и отчётов.

Структура таблицы определяется набором и свойствами полей.

Вы уже знаете, что записью является строка таблицы, в ней содержится набор данных об одном объекте. А столбец — это поле, в нём содержатся однородные данные, относящиеся ко всем объектам. Основными свойствами полей являются:

  1. Имя поля — оно уникально в рамках таблицы, определяет, как нужно обращаться к данным этого поля.
  2. Тип поля — определяет тип допустимых данных поля.
  3. Размер поля — определяет допустимую длину данных поля.
  4. Формат поля — определяет способ форматирования данных.
  5. Подпись — определяет заголовок столбца таблицы данного поля, при его отсутствии указывается Имя поля.
  6. Значение по умолчанию — вводится автоматически при формировании очередной записи таблицы.
  7. Условие на значение — проверка правильности ввода данных.

После создания таблиц нужно установить связи между ними.

СУБД обеспечивает автоматический контроль взаимосвязанных данных из разных таблиц. Это гарантия целостности данных — одного из важнейших свойств БД.

Редактирование таблиц допустимо на любом этапе, т. е. возможны следующие действия:

• изменение типов и свойств полей;

При работе с таблицами пользователь видит все поля и записи в ней. Это не всегда удобно. Более комфортным для пользователя является работа с данными, представленными в формах.

Формы — это вспомогательные объекты БД, обеспечивающие удобный для пользователя интерфейс при вводе, просмотре или редактировании данных в БД.

Формы содержат не все поля таблицы, а только необходимые пользователю. Дизайн формы можно выбрать в соответствии с назначением и по своему усмотрению, включая в форму рисунки, тестовые надписи, диаграммы, а также используя элементы управления (кнопки, флажки, переключатели и т. п.). Для создания форм в СУБД имеются специальные инструменты.

В LibreOffice Base возможен вариант создания формы по шагам с помощью мастера или создания формы в режиме дизайна. В этом случае открывается окно с инструментами рисования, в котором создаётся форма.

Над данными, хранящимися в БД, можно выполнять различные действия, среди которых:

• обновление, удаление и добавление данных;

Действия, выполняемые над данными, хранящимися в БД, называются манипулированием данных.

Для этого существуют инструменты сортировки, фильтров и запросов.

Возможна сортировка по возрастанию или убыванию значений выбранного поля. Для осуществления сортировки в LibreOffice Base достаточно выделить значение одного из полей записи и нажать на кнопку сортировка по возрастанию или сортировка по убыванию. Всегда можно отказаться от сортировки, нажав на соответствующую кнопку.

Поиск данных происходит стандартным образом. Вызвать диалоговое окно поиска данных можно через пиктограмму меню или с помощью комбинации клавиш Ctrl + F.

Если нужно произвести отбор данных, соответствующих определённым условиям, то в этом случае удобно использовать фильтрацию данных.

Фильтр — это условие, по которому производится поиск и отбор записей.

В СУБД LibreOffice Base можно выбрать быстрый фильтр, с помощью которого можно выбрать все записи, у которых значение поля полностью совпадает с выделенным. Если таких записей нет, то фильтр отбирает только текущую запись. Когда необходимо более сложное условие для отбора записей, то можно использовать стандартный фильтр. В этом случае в диалоговом окне нужно указать условия для различных полей и выбрать необходимые логические операторы И, ИЛИ.

Одним из основных инструментов обработки данных являются запросы. Запросы, как и фильтры, осуществляют поиск записей в БД, но запрос — это самостоятельный объект БД, а фильтр привязан к конкретной таблице. Возможны различные способы создания запросов. Для LibreOffice Base — это самостоятельно в режиме дизайна, с помощью мастера или непосредственно указав инструкции в SQL.

Для красивого вывода на печать результатов обработки данных используют отчеты. В отчётах предусмотрены возможности оформления, используемые при печати документов. Кроме того, отчёты позволяют обобщать, сортировать, группировать данные и т. п.

В примере с базой данных «Процессоры» при формировании отчета данные сгруппированы по количеству ядер, расположенных по убыванию, а внутри групп произведена сортировка по цене.

Источник

Практические работы по базам данных (СУБД Access)

Выбранный для просмотра документ Пояснительная записка.docx

Пояснительная записка к практикуму по работе с базами данных в СУБД Access

Автор-составитель: Нагорная Галина Васильевна,

МБОУ «Лицей имени академика Б.Н. Петрова», город Смоленск

Практикум состоит из двух самостоятельных частей (всего 10 практических работ).

Каждая практическая работа рассчитана на 20 мин самостоятельной работы обучающегося.

рекомендации по проведению уроков,

Базы данных. ppt ,

Проектирование реляционной базы данных.ppt; с краткими тезисами по каждому слайду

c формированные базы данных:

Упражнения.mdb (4 таблицы),

Реляционная база данных Абитуриент.mdb (5 таблиц),

Дополнительно : Студенты.mdb, Фирма.mdb, Библиотека.mdb

Часть I практикума (практические работы №1 – №5), рассчитана на 6 уроков, из них первый урок-лекционный.

Приобретаемые умения и навыки:

Проектирование структуры однотабличной базы данных.

Создание новой базы данных.

Создание структуры таблицы.

Создание первичного ключа.

Редактирование структуры таблицы

Создание запросов для вывода отдельных полей на экран.

Создание формы с помощью Мастера форм.

Просмотр данных с помощью формы.

Формирование простых запросов на выборку к готовой базе данных.

Просмотр результатов выполнения запроса

Редактирование, удаление и добавление данных с помощью форм.

поиск, сортировка и фильтрация данных.

Часть II практикума (№6 – №10) рассчитана на 6 уроков, из них первый урок-лекционный.

Приобретаемые умения и навыки:

Проектирование структуры многотабличной базы данных.

Создание реляционной базы данных.

Сложные условия поиска.

Формирование сложных запросов к базе данных.

Создание вычисляемых полей.

Формирование отчетов на основе таблиц и запросов

Кроме того , добавлен обобщающий урок (№13) и урок №14 «Защита проекта»

Если учитель использует УМК автора Л.Л. Босовой, то использование части I практикума возможно в 9 классе, в рамках темы «Моделирование и формализация» и II части практикума возможно в 11 классе в рамках темы «Информационное моделирование»

В 11 классе я использую УМК Семакина И. Г., Хеннера Е. К., Шеиной Т. Ю., и, соответственно, учащиеся выполняют обе части практикума ( I и II ), что дает поступательное и более полное усвоение указанной темы.

Семакин И.Г. Информатика, Программа для старшей школы, 10-11 класс, базовый уровень, 2015

Информатика, 11 класс, Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., 2014

Информатика и ИКТ. Задачник-практикум, часть 2, Семакин И.Г., Хеннер Е.К., 2014

Методическое пособие для учителя / Авторы-составители: М. С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова.—Эл. изд.—М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

ЕГЭ 2018, Информатика, Комплекс материалов, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Якушкин А.П., 2018

Выбранный для просмотра документ Практическая работа №1.docx

Объекты БД. Таблица и форма.

освоить создание, заполнение и редактирование таблицы БД,

Читайте также:  Способы общения дошкольников со сверстниками

освоить создание формы и ее использование.

Создание таблицы в режиме конструктора

Создать таблицу Автомобилисты в БД Упражнения.

Откройте БД Упражнения.

Выберите создание таблицы в режиме конструктора.

Создайте структуру таблицы Автомобилисты в соответствии с табличной моделью:

Закройте окно конструктора таблиц. Откажитесь от создания ключевых полей. Сохраните таблицу под именем Автомобилисты.

Редактирование данных и структуры таблицы

Изменить данные в таблице Автомобилисты:

в режиме таблицы в поле Модель заменить название моделей в записях №2 и №5 на «Рено»;

заменить фамилии автовладельцев в записях №2 и №5 на фамилии Светлов и Рыжов.

Удалить из таблицы Автомобилисты записи №6 и №7:

выделить запись — контекстное меню– Удалить запись.

Изменить макет таблицы Автомобилисты

Изменить размер шрифта в таблице:

выделите все записи – меню СУБД – Шрифт

Самостоятельно определите способ изменения высоты строк и ширины столбцов.

Установите: высоту строки = 30, ширину столбца Номер = 50

Изменить структуру таблицы:

Выполнить сортировку таблицы по полю Владелец в порядке, обратном алфавитному:

выделите поле Владелец — нажмите кнопку Сортировка по убыванию на панели инструментов.

Измените название поля Номер на Номер автомобиля (используя контекстное меню)

Создание формы с помощью мастера

Создать форму Авто для таблицы Автомобилисты с помощью мастера.

В окне БД выбрать вкладку «Создание», в меню выбрать кнопку Конструктор форм , затем пункт Мастер форм.

В окне «Создание форм»

из списка таблиц выберите таблицу Автомобилисты,

переместите из доступных полей в выбранные поля имена Владелец, Модель, Номер, Дата,

далее следовать указаниям мастера. Закрыть форму, сохранив ее под именем «Авто»,

Изменение данных таблицы с помощью формы

Открыть форму Авто и выполнить указанные ниже замены.

С помощью формы Авто в поле Модель заменить название моделей в записях №2 и №5 на прежние.

Заменить фамилии автовладельцев в записях №2 и №5 на прежние фамилии.

С помощью формы Авто добавить в таблицу Автомобилисты записи №6 и №7:

Показать учителю выполненную работу и удалить форму Авто.

Нагорная Г.В. МБОУ «Лицей №1 имени академика Б.Н. Петрова», г. Смоленск

Выбранный для просмотра документ Практическая работа №2.docx

закрепить алгоритм создания БД, а также уметь редактировать структуру таблицы и записи указанным образом.

знать алгоритм создания формы к таблице БД, а также уметь редактировать форму в режиме конструктора.

Создание базы данных Друзья

Создать БД Друзья:

Меню «Пуск» — Все программы — Microsoft О ffice — Microsoft О ffice Access .

В открывшемся окне MS Access выполнить:

на панели задач (по центру) выбрать пункт Новая база данных

В диалоговом окне создания новой БД в поле необходимо ввести имя Друзья указать папку для хранения БД Друзья и нажать кнопку Создать. На экране появится окно базы данных Друзья.

В БД Друзья создать структуру таблицы Друзья в режиме конструктора таблиц.

Друзья (ФИО, Телефон, Дата рождения, Увлечение).

Внести в таблицу пять записей.

Создание формы для таблицы Сведения о друзьях

Создать форму Дружба для таблицы Сведения о друзьях в режиме Мастер форм. Используя диалоговое окно Мастера форм, внесите на форму все поля.

Любым способом изменить высоту строки в таблице и сделать ее равной 30.

Изменить шрифт текста в таблице на Arial Cyr, размер шрифта 14, полужирный.

Добавить поле «Школа» и заполнить его в таблице.

Заменить название поля «Дата рождения» на «День рождения».

Используя форму Дружба, добавить в таблицу записи №6 и №7.

Выполните сортировку таблицы по полю «Дата рождения» в алфавитном порядке.

Редактирование формы в режиме конструктора

Любой объект на форме можно редактировать, используя контекстное меню (например, увеличить шрифт в именах полей и их значениях, изменить цвет фона, вставить рисунки, и т. д.). Выделяя объекты на форме, можно перемещать их по области данных.

Отредактировать форму Дружба в режиме конструктора.

Откройте форму Дружба в режиме конструктора (щелчок по заголовку формы правой кнопкой мыши)

Вставить на форму любое фото или рисунок:

Меню СУБД: Конструктор – Эмблема – выбрать файл с рисунком.

Открыть таблицу Друзья и форму Дружба и показать учителю результат работы.

Нагорная Г.В. МОУ гимназия экономического профиля г. Смоленск

Выбранный для просмотра документ Практическая работа №3.docx

уметь выполнять поиск и сортировку записей в однотабличной БД.

уметь применять фильтр для поиска записей.

Сортировка записей в БД

Открыть таблицу Спортсмен в БД Упражнения.

Сортировать записи в таблице Спортсмен по полю «Страна»: щелкнуть в любом месте поля – щелкнуть по кнопке на панели инструментов Сортировка по возрастанию (убыванию).

Сортировать записи в таблице Спортсмен по нескольким полям (многоуровневая сортировка):

выделить два соседних поля Страна и Вид спорта (сортировка начнется с крайнего левого поля) — щелкнуть по кнопке на панели инструментов Сортировка по возрастанию.

Проанализировать результат сортировки.

По аналогии сортировать записи в таблице Спортсмен по полям Вид спорта и Место. Проанализировать результат сортировки.

Поиск и замена данных в БД

Выполнить поиск записей по всей таблице Спортсмен, если известно, что записи содержат слово «Россия»:

меню СУБД – Правка – Найти – поиск образца Россия в таблице Спортсмен — при совпадении поля целиком — щелкнуть по кнопке Найти далее.

Выполнить поиск записей по всей таблице Спортсмен, если известно, что записи содержат часть слова «СШ»:

меню СУБД – Правка – Найти – поиск образца СШ в таблице Спортсмен — при совпадении с любой частью поля – с учетом регистра — щелкнуть по кнопке Найти далее.

Выполнить поиск записей по всей таблице Спортсмен, если известно, что записи содержат слово «легкая»:

меню СУБД – правка – поиск – поиск образца «легкая» в таблице Спортсмен при совпадении с начала поля — щелкнуть по кнопке Найти далее.

Выполнить замену слова «ФРГ» в поле Страна на слово «Германия» по всему полю Страна: меню СУБД – правка – заменить – далее выполнять самостоятельно.

Выполнить замену слова «легкая» в поле Вид спорта на слово «тяжелая» по всему полю Вид спорта.

Применение фильтра позволяет отобразить в таблице только те записи, которые удовлетворяют условию отбора.

Выбрать записи по спортсменам из США с помощью фильтра по выделенному:

выделить в таблице слово «США» — меню СУБД – Записи — фильтр по выделенному.

Выбрать записи по спортсменам из США и России с помощью фильтра по выделенному: выделить в таблице слово «США» и слово «Россия» (используя клавишу Shift) — контекстное меню – фильтр по выделенному.

Выбрать записи по спортсменам из России, завоевавшим 1, 2 места, используя команду Изменить фильтр:

контекстное меню таблицы – изменить фильтр – на бланке со списком полей выбрать поле Страна и значение «Россия» — выбрать поле Место и набрать значение « Справочная информация

Примеры использования символов для задания шаблонов для поиска

предполагается любой символ в слове

На месте звездочки (*)

предполагается любая группа символов.

На месте знака фунта (#) предполагается любая цифра.

Восклицательный знак (!) после первой скобки используется для поиска символа, который не входит в указанный набор символов.

[но не Иванова или Ивановы

Примеры условных выражений для поиска

Нагорная Г.В. МБОУ «Лицей №1 имени академика Б.Н. Петрова», г. Смоленск

Выбранный для просмотра документ Практическая работа №4.docx

Создание запроса к таблицам БД

уметь устанавливать ограничения на ввод данных при заполнении таблицы,

уметь применять запрос для выборки, удаления и сортировки записей таблицы.

Изменение свойств поля

В конструкторе таблиц можно изменить свойства любого поля таблицы. Для этого нужно установить курсор на имени поля и в нижней части таблицы изменить значение любого свойства данного поля.

Установим ограничение на ввод данных в таблицу БД.

Для проверки данных, вводимых таблицу, используют Условие на значение в окне свойств конструктора таблицы.

Открыть БД Упражнения.

Не допустить ввода отрицательных чисел в поле место.

Открыть конструктор таблицы «Спортсмен». Щелкнуть по полю место — в свойствах поля выбрать Условие на значение – набрать в строке выражение > 0 .

В свойстве Сообщение об ошибке ввести текст: «введите положительное число» закрыть конструктор — сохранить изменения в макете таблицы.

Введите в таблицу две новые записи (Светлов и Яснов из Беларуси). Намеренно допустите ошибку при вводе числа в поле место (введите отрицательное число). Проанализируйте результат ввода.

Запрос на выборку данных из таблицы БД

Сформировать к таблице Спортсмен запрос, с помощью которого из таблицы будут выбраны спортсмены из США и России:

На вкладке Создание щелкнуть по кнопке Конструктор запросов – создание с помощью конструктора;

на панели Добавление таблицы выбрать Спортсмен- щелкнуть по кнопке Добавить.

Перетащить названия Фамилия, Страна на бланк запроса в строку Поле.

В строке Условие отбора записать: Россия or США.

В строке Вывод на экран поставить метку напротив полей, которые будут представлены в запросе.

Закрыть бланк запроса на выборку – сохранить запрос под именем Запрос 1.

Открыть Запрос 1 и убедиться, что он правильно сформирован.

Сформировать к таблице Спортсмен запрос, с помощью которого из таблицы будут выбраны спортсмены, занявшие места со 2 по 4 (Условие отбора: (>1) and ( Not США.

Сформировать запрос к таблице Страны мира, с помощью которого из таблицы будут выведены все сведения по странам Великобритания и Франция. (Запрос 4)

Запрос на удаление записей из таблицы БД

Любой запрос можно преобразовать в запрос на удаление записей из таблицы.

Удалить из таблицы Спортсмен записи по спортсменам из Беларуси.

Сформировать к таблице Спортсмен запрос, с помощью которого из базы будут выбраны спортсмены из Беларуси (запрос 5).

Открыть запрос5 в режиме конструктора:

контекстное меню запроса – пункт Тип запросаУдаление.

Выполнить запрос 5

Открыть таблицу Спортсмен и убедиться, что записи удалены.

Многоуровневая сортировка данных в запросе

Сортировать записи в запросе к таблице Спортсмен по полям Вид спорта и Место:

Создать запрос, где будут представлены все данные таблицы Спортсмен.

На бланке запроса, в строке Сортировка для поля Вид спорта поставить значение по убыванию.

На бланке запроса, в строке Сортировка для поля Место поставить значение по возрастанию.

Сохранить запрос под именем Запрос 6.

Открыть запрос и убедиться, что записи отсортированы.

Нагорная Г.В. МБОУ «Лицей №1 имени академика Б.Н. Петрова», г. Смоленск

Выбранный для просмотра документ Практическая работа №5.docx

Уметь устанавливать ограничения на ввод данных при заполнении таблицы БД.

Уметь применять запрос для выборки, сортировки и удаления записей из таблицы.

Ограничение на ввод данных в таблицу БД

Не допустить ввода данных в поле время таблицы Программа передач больших значения «24»

Открыть конструктор таблицы Программа передач. Для поля время ввести Условие на значение: и в свойстве Сообщение об ошибке ввести текст: «время передачи не должно превышать 24.00» закрыть конструктор — сохранить изменения в макете таблицы.

Ввести в таблицу две новые записи: мультфильм на канале Россия и фильм на канале Первый.

Запрос на выборку данных из таблицы БД

Сформировать к таблице Программа передач запросы, с помощью которых из базы будут выбраны следующие данные:

все фильмы, идущие по понедельникам;

ток-шоу на канале Культура;

передачи, выходящие на экран с 17.00 по 22.00 в любой день недели;

передачи, выходящие на экран до 21.00 в любой день недели, кроме пятницы;

вывести названия передач, начинающихся на букву «Н» (см. справочную информацию из практической работы № 3);

вывести все фильмы и мультфильмы, демонстрирующиеся по каналам Россия и НТВ.

Использование запроса для многоуровневой сортировки данных

Сортировать записи в запросе по таблице Программа передач по полям канал и время:

Сформировать запрос Сортировка, в котором будут представлены поля название передачи, канал и время.

По полю канал сортировать записи по возрастанию, а по полю время — по убыванию.

Запрос на удаление записей.

Удалить из таблицы Программа передач с помощью запроса на удаление:

записи по развлекательным передачам,

записи передач на первом канале.

Нагорная Г.В. МБОУ «Лицей №1 имени академика Б.Н. Петрова», г. Смоленск

Выбранный для просмотра документ Практическая работа №6.docx

Практическая работа № 6

Создание реляционной БД Абитуриент

создание и заполнение таблиц для реляционной БД;

преобразование группы таблиц в реляционную базу данных.

Создание и заполнение таблиц для реляционной БД «Абитуриент»

Создайте и заполните таблицы в соответствие с предложенным образцом.

В каждой таблице должно быть ключевое поле (ячейка с ключевым полем выделена на рисунке серым цветом).

Для выбора ключевого поля в конструкторе таблицы установите курсор на имени поля: контекстное меню — ключевое поле (или на панели инструментов СУБД Access выбрать кнопку ).

Создание связей между таблицами БД «Абитуриент» с помощью окна Схема данных

Открыть окно Схема данных: вкладка Работа с базами данных – кнопка Схема данных.

Используя окно Добавление таблицы, добавить все таблицы БД «Абитуриент».

Свяжем таблицы между собой в соответствии со схемой:

Например, имя поля код факультета из таблицы Факультет на такое же имя в таблице Специальность.

В открывшемся окне Связи включить флажки Обеспечение условия целостности данных, Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных полей.

В результате получим следующую схему:

Читайте также:  Простой способ соуса для макарон

Вопрос: как поступить, если программа отказывается создавать связь между таблицами?

откройте таблицы в конструкторе таблиц и проверьте совпадение типов полей, по которым устанавливается связь, в обеих таблицах;

в режиме таблицы проверьте, совпадают ли значения в связываемых полях (Например, если в поле Код факультета таблицы Факультет введены значения «1» или «2», то и в таблице Специальность в поле Код Факультета должны быть те же числа).

Нагорная Г.В. МБОУ «Лицей №1 имени академика Б.Н. Петрова», г. Смоленск

Выбранный для просмотра документ Практическая работа №7.docx

Создание запросов и форм в реляционной БД

уметь создавать запросы на выборку данных в связанных таблицах.

уметь создавать формы для ввода/редактирования данных в связанных таблицах;

Создание запросов на выборку данных в связанных таблицах

Для создания запроса в реляционной БД можно использовать одну или более таблиц, а также другие запросы к этой БД.

Создать список абитуриентов с указанием факультета и перечнем оценок за экзамены.

Выбрать вкладку Создание – кнопка Конструктор запросов — создать запрос с помощью конструктора.

На бланке запроса обязательно должны отображаться связи между добавляемыми таблицами (запросами).

Добавить в окно запроса таблицы: Факультеты, Специальности, Абитуриенты, Анкеты, Оценки. Удалите лишние (случайные) связи.

Перетащить нужные поля на бланк запроса (название факультета, ФИО, оценки).

Установить сортировку по возрастанию в поле «название».

Сохранить запрос под именем «Оценки за экзамены».

Создать список абитуриентов факультета №2 с перечнем оценок за экзамены.

В качестве условия отбора для поля название факультета записать: экономический.

Запрос назвать «Оценки на факультете №2». Название факультета не выводить на экран.

Создать список абитуриентов факультета №1 получивших за экзамен по русскому языку оценку не ниже «4».

В качестве условия отбора для поля с оценками по русскому языку записать: >= 4.

Запрос назвать «Оценки за русский язык».

Создать список абитуриентов факультета №2 не получивших за экзамены ни одной «двойки».

В качестве условия отбора для полей с оценками записать: > 2.

Запрос назвать «Нет двоек».

Создание формы для ввода записей в связанные таблицы

Создать единую форму в режиме Мастера форм, основным назначение которой будет ввод данных в таблицы Абитуриенты и Анкета.

В окне «Создание форм» из таблицы Факультеты выбрать поле Код факультета.

В окне «Создание форм» из таблицы Специальности выбрать поле Код специальности.

Из таблицы Абитуриент выбрать все поля, кроме поля Код специальности.

Из таблицы Анкета выбрать все поля, кроме поля Регистрационный номер. Кнопка «Далее».

В окне «Создание форм» выбрать вид представления Специальность :

Действовать в соответствии с рекомендациями «мастера». Дать форме название «Сведения об абитуриентах»

Будут созданы две формы: подчиненная и главная форма Сведения об абитуриентах.

Открыть главную форму Сведения об абитуриентах и внести в таблицы Абитуриенты и Анкета две дополнительные записи (данные придумайте самостоятельно). Проверьте наличие новых записей в указанных таблицах.

Нагорная Г.В. МОУ гимназия экономического профиля г. Смоленск

Выбранный для просмотра документ Практическая работа №8.docx

Использование вычисляемого поля в запросе на выборку

научиться создавать вычисляемое поле в запросе;

создать запрос Результаты зачисления в ВУЗ.

Использование вычисляемых полей в запросах

В конструкторе запросов часто используют построитель выражений для выполнения математических, статистических, логических и других операции над данными одного или нескольких полей.

Создадим два запроса Сумма баллов и Без двоек. На основе этих запросов построим запрос Результаты зачисления в ВУЗ.

Создать запрос Сумма баллов, полученных за экзамены. Суммарный балл каждого абитуриента нужен для подведения итогов зачисления в ВУЗ.

Запрос должен содержать поля Рег_номер, ФИО и вычисляемое поле Сумма баллов.

Создать запрос с помощью конструктора.

Добавить на бланк запроса связанные таблицы: Анкеты и Оценки. Удалить лишние (случайные) связи.

Перетащить поля Рег_номер и ФИО на бланк запроса.

Правее, на свободном поле, вызвать контекстное менюПостроитель выражений. Нижняя часть окна Построителя выражений разбита на 3 окна.

В первом окне выбрать в папке Таблицы папку Оценки.

Во втором окне последовательно выбрать щелчком имя поля и знак «+», чтобы сложить Оценка1, Оценка2, Оценка3 для подсчета суммы оценок. О K

Название поля «выражение 1» на бланке запроса заменить на Сумма баллов.

Сохранить запрос под именем Сумма баллов.

Создать запрос Без двоек. В результирующей таблице запроса напротив фамилии абитуриента будет слово «да», если он не получал двоек за экзамен, и слово «нет» в противном случае.

Расчет будет выполнен на основе встроенной функции iif (аналог функции Еслито-иначе в Excel ).

Общий вид функции iif: IIf (« expr »; « truepart »; « falsepart »)

Действие функции определим следующим условием:

expr следует заменить логическим выражением

IIf(Оценки!Оценка1>2 And Оценки!Оценка2>2 And Оценки!Оценка3>2;»да»;»нет») из папки Оценки;

truepart следует заменить текстом «да»;

falsepart следует заменить текстом «нет».

Запрос должен содержать поле Рег_номер, и вычисляемое поле Экзамены.

Открыть вкладку Запросы в окне БД, создать запрос с помощью конструктора.

Добавить на бланк запроса таблицу Оценки.

Перетащить поле Рег_номер на бланк запроса.

Правее, на свободном поле, вызвать контекстное менюПостроитель выражений. Нижняя часть Построителя выражений разбита на 3 окна.

С помощью построителя выражений создать вычисляемое поле Экзамены.

В первом окне выбрать Функции – Встроенные.

Во втором окне выбрать категорию Все.

В третьем окне выбрать функцию iif и выполнить нужные замены:

в первом окне выбрать в папке Таблицы папку Оценки.

во втором окне последовательно выбирать щелчком имена полей, между ними вставлять «>2» логическую операцию And , так, чтобы получилось выражение:

IIf(Оценки!Оценка1>2 And Оценки!Оценка2>2 And Оценки!Оценка3>2;»да»;»нет»)

Название поля «выражение 1» на бланке запроса заменить на Экзамены.

Обязательно установите «галочку» в строке вывод на экран на бланке запроса.

Запрос сохраните под именем Без двоек

Нагорная Г.В. МОУ гимназия экономического профиля г. Смоленск

Выбранный для просмотра документ Практическая работа №9.docx

Создание запроса на изменение базовой таблицы в БД

создать запрос / или таблицу/ с итогами экзаменов.

Создание запроса Результаты зачисления на основе запросов
Сумма баллов и Без двоек.

На основе запроса Результаты зачисления будет заполнена базовая таблица Итоги.

Запрос должен иметь поле Рег_номер, поле с Фамилией абитуриента, поле с названием факультета, расчетное поле Зачисление.

Расчет будет выполнен на основе встроенной функции iif .

Если (сумма баллов>=11) и экзамены сданы без двоек то «зачислен» иначе «не зачислен».

Открыть вкладку Запросы в окне БД, создать запрос с помощью конструктора.

Добавить на бланк запроса запрос Сумма баллов и запрос Без двоек, между ними должна протянуться связь по полю Рег_номер

Перетащить поле Рег_номер на бланк запроса.

С помощью Построителя выражений создать вычисляемое поле Зачисление справа от поля Рег_номер.

В окне Построителя выбрать Функции – Встроенные – — iif

Выполнить нужные замены:

в первом окне открыть папку Запросы – Без двоек, во втором окне выбрать поле Экзамены и ввести в формулу для iif условие

в первом окне открыть папку Запросы – Сумма баллов, во втором окне выбрать поле Сумма баллов добавить в формулу для iif условие And ([Сумма баллов]![Сумма баллов]>10) ,

добавить в формулу для iif текст «зачислен» — «не зачислен»

В результате получим расчетное поле Зачисление:

Зачисление: IIf(([Без двоек]!Экзамены=»да») And ([Сумма баллов]![Сумма баллов]>10); «зачислен»;»не зачислен»)

Обязательно установите «галочку» в строке Вывод на экран на бланке запроса.

Проверить результат выполнения запроса.

!! Задание по созданию базовой таблицы Итоги необязательно для выполнения. Достаточно будет в запрос о результатах зачисления внести фамилии абитуриентов

Создадим базовую таблицу Итоги, для хранения данных об итогах зачисления абитуриентов в ВУЗ и заполним таблицу Итоги с помощью запроса на создание таблицы.

Запрос на создание таблицы позволяет полностью или частично изменить структуру базовой таблицы, а также заполнить таблицу значениями. Запрос на создание таблицы должен иметь те же поля, что и базовая таблица.

создание таблицы Итоги (Рег. Номер; Зачисление),

преобразование запроса Результаты зачисления в запрос на создание таблицы,

заполнение таблицы Итоги с помощью запроса Результаты зачисления,

подключение таблицы Итоги к РБД.

Создать таблицу Итоги(Рег. Номер; Зачисление).

Открыть запрос Результаты зачисления в режиме конструктора и изменить тип запроса: контекстное меню – Тип запроса – Создание таблицы…(или меню СУБД –Запрос-Создание таблицы…).

Закрыть запрос Результаты зачисления .

Заполнить таблицу Итоги с помощью запроса Результаты зачисления.

Открыть (активизировать) запрос Результаты зачисления. При выполнении запроса СУБД предупредит об изменении в таблице Итоги.

Открыть таблицу Итоги в режиме конструктора и сделать Рег_номер ключевым полем.

В Схеме данных установить связь между таблицами Оценки и Итоги.

Открыть таблицу Итоги и убедиться в том, что в таблице присутствуют фамилии абитуриентов с результатами зачисления в ВУЗ.

Нагорная Г.В. МБОУ «Лицей №1 имени академика Б.Н. Петрова», г. Смоленск

Выбранный для просмотра документ Практическая работа№10.docx

научиться создавать и редактировать отчеты;

создать группу отчетов по СУБД Абитуриент.

Отчет – итоговый документ, который создается на основе таблиц или запросов. Перед тем как создать отчет, включающий данные из разных таблиц (запросов), рекомендуется составить запрос, на основе которого будет составлен отчет.

Создание отчета на основе запроса .

Создадим отчет Оценки абитуриентов на основе запроса Оценки за экзамены.

Создать запрос Оценки за экзамены, включающий факультет, фамилию, оценки за экзамены.

Выбрать вкладку «Отчеты»:

Создать отчет с помощью мастера – на основе запроса Оценки за экзамены.

Сгруппировать абитуриентов по факультетам :

в окне Вид представления данных выбрать Факультеты,

Выбрать порядок сортировки по возрастанию для названий факультетов — «далее».

Выбрать вид макета для отчета – ступенчатый. Ok

Редактирование отчета в режиме конструктора.

Отредактировать отчет Оценки абитуриентов в режиме конструктора отчетов. Каждый элемент можно редактировать как самостоятельный объект через контекстное меню этого элемента.

изменить текст в заголовке отчета на «Результаты экзаменов», а в верхнем колонтитуле текст элемента «ФИО» на «Фамилия»

изменить начертание и размер шрифта элементов верхнего колонтитула. Измените дизайн отчета для лучшего визуального восприятия.

Результат редактирования отчета:

Создание запросов и отчетов в соответствии с предложенными темами.

Создать запрос Список зачисленных в ВУЗ и одноименный отчет к нему с группировкой по факультетам. В отчете выполнить сортировку фамилий по возрастанию.

Создать запрос «Списки не поступивших на факультет №2» и отчет к нему.

Создать отчет «Список медалистов – двоечников» (список медалистов, получивших на экзаменах хотя бы одну двойку).

Экспорт отчета в приложения Ms Word и Ms Excel

Экспортировать отчет Список зачисленных в Ms Word и в Ms Excel:

Вкладка Внешние данные – Экспорт в MS Excel.

Сохранить документы под именами Отчет.doc и Отчет.xls в указанной папке.

Нагорная Г.В. МОУ гимназия экономического профиля г. Смоленск

Выбранный для просмотра документ Проектирование БД.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

База данных – организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения, обновления и использования Основные этапы проектирования реляционной БД Нагорная Г. В. МБОУ «Лицей №1 имени академика Б.Н. Петрова» Г. Смоленск

Анализ предметной области Информирование абитуриентов о структуре ВУЗа и условиях приема Этап приема документов Этап приема экзаменов Этап зачисления в ВУЗ Этап выдачи информации Этапы работы приемной комиссии ВУЗа

Анализ данных Структура учебного заведения Факультеты Специальности Абитуриенты

Создание модели данных Виды связей Один ко многим Один к одному

Описание таблиц БД Создание модели данных Таблица «Факультеты» (код факультета, название факультета, экзамен1, экзамен2, экзамен3) Таблица «Специальности» (код спец., название спец., код факультета) Таблица «Абитуриент» (регистр. номер, код спец., медаль) Таблица «Анкета» (регистр. номер, ФИО, дата рожд., город, № школы) Таблица «Оценки» (регистр. номер, оценка1, оценка2, оценка3) Таблица «Итоги» (регистр. номер, зачисление)

Ключевые поля позволяют установить связи между таблицами БД Связь «Один ко многим» протягивается от главного ключа таблицы к такому же полю (по типу данных и их количеству) в подчиненной таблице Связь «один к одному» протягивается между главными ключами таблиц. Таблица Факультеты (код факультета, название факультета, экзамен1, экзамен2, экзамен3) Таблица Специальности (код спец., название спец., код факультета) Таблица Абитуриент (регистр. номер, код спец., медаль) Таблица Анкета (регистр. номер, ФИО, дата рожд., город, № школы) Таблица Оценки (регистр. номер, оценка1, оценка2, оценка3) Таблица Итоги (регистр. номер, зачисление)

Схема данных в реляционной БД cоздана с помощью СУБД MS Access Заполнение БД информацией Редактирование содержания БД Поиск и сортировка данных Редактирование структуры БД

Выбранный для просмотра документ Табличная БД.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

База данных – организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения, обновления и использования. Основные понятия БД Нагорная Г. В. МБОУ «Лицей №1 имени академика Б.Н. Петрова» Г. Смоленск

Реляционная БД — база данных с табличной формой организации информации. Реляционая БД состоит из одной или нескольких взаимосвязанных двумерных таблиц Таблица БД описывает группу объектов с одинаковым набором свойств.

Таблица Абитуриент Запись №1 Запись №2 Запись №3 Запись №4 Запись №5 Запись №6 Запись №7 Запись №8 ПОЛЕ пол ПОЛЕ Дата рождения ПОЛЕ факультет ПОЛЕ школа ПОЛЕ курсы ПОЛЕ ФИО ФИО пол Дата рождения факультет школа курсы Семенов Олег Геннадьевич 1 17.05.82 химический 44 нет Городилова Елена Юрьевна 2 23.04.80 химический 2 да Захарова Ирина Петровна 2 10.01.81 биологический 44 нет Радченко Андрей Иванович 1 30.03.82 математический 6 да Горохов Олег Макарович 1 11.01.81 математический 9 да Семенова Татьяна Евгеньевна 2 15.06.82 химический 122 нет Григорович Сергей Викторович 1 11.01.82 физический 11 нет Лукьянченко Елена Аркадьевна 2 29.05.81 биологический 2 да

Читайте также:  Способ выучит английский дома

Характеристики поля Название (имя) поля Тип поля Типы полей Числовой тип (целые числа и десятичн. дроби). Пример: 193; 45,8 Текстовый тип (слова, тексты, коды). Пример: 193а, №5, школа Тип дата/время (календарные даты в различной форме) Логический тип («истина» — «ложь») Счетчик — целые числа, задаваемые автоматически при вводе записей Поле каждого типа имеет свой набор свойств (размер поля, формат данных и т. д.)

Назовите количество записей, полей, имена и типы полей таблицы •Назовите любые три значения поля Часть Света. •Назовите значение поля Страна для записи №5. •Назовите значения полей записи №2. •Назовите любые три значения поля Страна. •Назовите значение поля Место для записи №3. •Назовите значения полей записи №1. Таблица Спортсмен Таблица Страны мира № Страна Столица Часть света Население Площадь 1 Австрия Вена Европа 7513 84 2 Великобритания Лондон Европа 55928 244 3 Греция Афины Европа 9280 132 4 Афганистан Кабул Азия 20340 647 5 Монголия Улан-Батор Азия 1 555 1 565 6 Япония Токио Азия 114276 372 7 Франция Париж Европа 53183 551 8 Швеция Стокгольм Европа 8268 450 9 Египет Каир Африка 38740 1 001 10 Сомали Могадишо Африка 3350 638 11 США Вашингтон Америка 217700 9363 12 Аргентина Буэнос-Айрес Америка 26060 2777 13 Мексика Мехико Америка 62500 1973 № Фамилия страна вид спорта место 1 Сергей Прохоров Россия легкая атлетика 3 2 Андреас Гопе ФРГ спортивная гимнастика 4 3 Фрэнк Дуглас США бокс 3 4 Григорий Семченко Украина легкая атлетика 2 5 Джеймс Курт США спортивная гимнастика 5 6 Ольга Розова Россия спортивная гимнастика 1 7 Анна Смирнова Россия плавание 4 8 Иван Радек Чехия легкая атлетика 1 9 Арнольд Гейнц ФРГ плавание 1 10 Оксана Подгорная Украина спортивная гимнастика 2 11 Пьер Годар Франция легкая атлетика 5

Структура таблицы Абитуриент (ФИО, пол, дата рождения, факультет, школа, курсы): К изменению структуры таблицы БД приводит: изменение числа полей, их перестановка, изменение характеристик поля Описать структуру таблицы БД – значит указать все поля таблицы и их характеристики Название поля Тип поля ФИО Текстовый пол Числовой дата рождения Дата факультет Текстовый школа Числовой курсы Логический

Ключевое поле таблицы – это поле, данные в котором не повторяются Ключевое поле используют для поиска данных в таблице Ключевое поле указывают при создании структуры БД. В некоторых случаях создание ключевого поля необязательно. Ключевые поля выделены красным цветом: Спортсмен(№ п/п, Фамилия, страна, вид спорта, место); Страна (Страна, Столица, Часть света, Население, Площадь). Определите ключевое поле в таблице: Абитуриент (ФИО, пол, дата рождения, факультет, школа, курсы); Автомобилист (владелец, № автомобиля, марка, дата регистрации).

Для создания БД и последующего управления базой данных служит специальное программное обеспечение – Система Управления Базами Данных (СУБД) Назначение СУБД: создание структуры и заполнение таблиц БД, редактирование структуры и данных в БД, поиск и сортировка данных в БД, защита БД, создание приложений для БД.

Выбранный для просмотра документ Рекомендации к практикуму по БД.docx

Р екомендации для учителя к практикуму по основам работы с базами данных в СУБД Access

Табличная база данных. СУБД.

Задачи учителя на уроке

Познакомить с понятием «база данных», со структурой таблицы в однотабличной БД (поле, запись, тип).

Познакомить с назначением СУБД Access , ее основными функциями.

Познакомить с объектами СУБД на примере БД Упражнения.

Дидактический материал к уроку: презентация Табличная БД. ppt на основе таблиц из задачника – практикума И. Г. Семакина.

Создание таблицы и ее заполнение. Форма.

Задачи учителя на уроке

Коротко повторить основные понятия и термины, пройденные на предыдущем уроке (использовать презентацию Табличная БД. ppt )

Показать создание таблицы Автомобилист (без установки ключа) в БД Упражнения.

Объяснить назначение формы , показать создание формы к таблице Автомобилист.

Контролировать выполнение учащимися практической работы №1.

Самостоятельная работа с элементами обучения

Задачи учителя на уроке:

Перед выполнением самостоятельной работы напомнить учащимся последовательность создания таблицы и формы БД.

Показать редактирование формы в режиме конструктора и размещение рисунка на форме (необязательная часть задания).

Оценить по пятибалльной шкале степень самостоятельности учащихся по выполнению Практической работы №2.

Сортировка, фильтрация, поиск и замена данных в таблице

Задачи учителя на уроке

Познакомить с понятиями «сортировка», «ключ сортировки», привести примеры задания шаблонов для поиска.

Показать на ПК сортировку, фильтрацию, поиск и замену данных в таблице.

Контролировать выполнение учащимися практической работы №3.

Задачи учителя на уроке

Познакомить с понятиями «запрос», «условия выборки».

Познакомить с видами запросов на примере БД Упражнения.

Контролировать выполнение учащимися практической работы №4.

Работа на уроке состоит из двух частей: самостоятельное выполнение практической работы №5 и (необязательно) выполнение тестовой работы по теме.

Задачи учителя на уроке

Оценить выполнение практической работы №5.

Проверить результаты тестирования.

Если изучение основ работы с базами данных на этом завершается, то перед уроком №6 необходимо провести урок по теме «Создание отчета».

Часть II практикума включает практические работы №6 – №10 и рассчитана на 6 часов обучения.

Источник информации – учебник И. Г. Семакина и др. «Информатика 11 класс», задачник-практикум для 7-11 классов под редакцией И. Г. Семакина (часть 2).

Создание структуры многотабличной БД.

Форма урока – лекция. Для иллюстрации теоретического материала используется презентация Проектирование БД. ppt

Цель : познакомить учащихся с этапами проектирования базы данных на примере проектирования базы данных Абитуриент. Источник информации – учебник И. Г. Семакина «Информатика 11 класс».

Задачи учителя на уроке

Объяснение нового материала с использованием презентации.

Краткие тезисы к презентации

Требуется создать базу данных, содержащую сведения об абитуриентах, поступающих в высшее учебное заведение.

База данных должна содержать информацию о ВУЗе, сведения об абитуриентах, сведения о результатах экзаменов.

Рассмотрим этапы создания реляционной БД «Абитуриент».

Анализ предметной области (этапы работы приемной комиссии ВУЗа).

Данные БД «Абитуриент» – это сведения о ВУЗе (факультеты, специальности, экзамены) и сведения об абитуриентах (анкетные данные и результаты экзаменов).

Данные взаимосвязаны друг с другом и взаимозависимы, то есть образуют информационную систему. Эту систему можно представить графически, в виде иерархической модели (структура ВУЗа). Каждый уровень иерархии – это класс объектов (класс факультетов, класс специальностей, класс абитуриентов).

Создание модели данных.

На основе классов объектов создадим модель данных.

Класс Факультеты связан с классом Специальности отношением один ко многим (т. е. на одном факультете может быть много специальностей). Класс Специальности связан с классом Абитуриенты отношением один ко многим (т. е. на одну специальность поступает много абитуриентов).

Из класса Абитуриенты образуем еще три класса, находящихся на одном уровне иерархии: класс Анкеты (анкетные данные абитуриентов), класс Оценки (оценки абитуриентов за экзамены), класс Итоги (результаты зачисления абитуриентов в ВУЗ). Эти четыре класса связаны друг с другом отношениями «один к одному», так как у одного абитуриента одна анкета, один перечень оценок за экзамены и один итог зачисления в ВУЗ.

Итак, в иерархической структуре верхний уровень связан с подчиненным отношением «один ко многим», а классы одного уровня связаны друг с другом отношениями «один к одному».

Каждый класс данных может быть представлен в виде отдельной таблицы.

Чтобы группа таблиц превратилась в единую информационную систему, между таблицами необходимо протянуть связи. Программа Access позволяет устанавливать связи между таблицами через ключевые поля. При установке связей пользуются терминами «базовая таблица» и «подчиненная таблица».

Связь «Один ко многим» протягивается от главного ключа базовой таблицы к такому же полю (по типу и набору данных) в подчиненной таблице (например: от главного ключа код факультета в таблице Факультеты к одноименному полю код факультета в подчиненной таблице Специальности).

Поле код факультета является внешним ключом для таблицы Специальности.

Поле код специальности является внешним ключом для таблицы Абитуриенты.

Связь «один к одному» протягивается между главными ключами таблиц.

При создании связи необходимо обеспечить целостность данных (пояснить).

Схема данных БД Абитуриент, выполненная при помощи СУБД Access, полностью соответствует модели данных.

Основные функции СУБД Access:

создание структуры реляционной БД (РБД),

заполнение БД данными,

редактирование структуры БД (добавление/удаление полей, их переименование, изменение типа данных, формата и т. д.),

редактирование записей в БД,

поиск и сортировка данных.

На примере готовой БД Абитуриент показать схему БД, объекты БД и их назначение.

Разделить учащихся на группы по 2-3 человека. Каждой группе предложить разработать структуру многотабличной БД по одной из предложенных тем. Модель данных и схему БД начертить в тетради.

Примеры тем для разработки базы данных можно найти учебнике «Информатика 11 класс». В дополнение можно предложить темы 1 :

Создание многотабличной БД Абитуриент

Задачи учителя на уроке

Коротко повторить основные понятия и термины, пройденные на предыдущем уроке (использовать презентацию).

Контролировать выполнение учащимися практической работы №6.

Оценить создание схемы по теме домашнего задания.

Домашнее задание Создать БД по выбранной теме

Создание запросов и форм к РБД

Задачи учителя на уроке

Повторить назначение и способы создания объектов «запрос» и «форма».

Обратить внимание на особенности создания запроса к реляционной БД.

Показать на ПК как создаются запросы и формы к РБД.

Контролировать выполнение учащимися практической работы №7. Оценить работу учащихся.

Домашнее задание Создать 2 запроса и две формы к БД по выбранной теме.

Создание вычисляемых полей в запросах

Задачи учителя на уроке

Рассказать о возможностях СУБД по выполнению расчетных операций над данными.

Показать на ПК как создается вычисляемое поле в запросе.

Контролировать выполнение учащимися практической работы №8.

Домашнее задание Создать сложный запрос к БД по выбранной теме с вычисляемым полем.

Запрос на создание таблицы

Задачи учителя на уроке

Рассказать о типах запросов (на выборку, на создание, на удаление и т.д.).

Показать алгоритм конструирования запроса на создание таблицы на примере запроса Результаты зачисления и заполнения с его помощью таблицы Итоги.

Контролировать выполнение учащимися практической работы №9.

Создание отчетов в РБД

Задачи учителя на уроке

Познакомить с понятием «отчет».

Показать алгоритм создания отчета.

Контролировать выполнение учащимися практической работы №10.

Оценить работу учащихся.

Домашнее задание Создать 2 отчета по своей БД.

Основные характеристики РБД

Задачи учителя на уроке

Провести краткий анализ выполненной работы. Познакомить с понятием «нормализация базы данных».

Создана многотабличная БД Абитуриент – информационная система, состоящая из совокупности взаимосвязанных таблиц, а также объектов, обеспечивающих выполнение основных задач данной системы (поиск и обновление данных) – запросов, форм и отчетов.

Можно ли разместить в одной таблице данные таблиц Абитуриенты, Анкеты, Оценки, Итоги?

Ответ : да, но объединенные таблицы были бы громоздки и имели повторяющие данные.

Поэтому, базы данных нормализуют. В результате нормализации получается многотабличная БД. База данных считается нормализованной, если выполняются условия:

каждая таблица имеет ключ,

все поля каждой таблицы зависят только от главного ключа,

в таблицах отсутствуют группы повторяющихся значений.

Самым важным этапом проектирования базы данных является создание модели БД. Правильно сконструированная модель приводит созданию нормализованной базы данных.

Вывод : РБД Абитуриент – нормализованная база данных.

Охарактеризовать РБД Абитуриент, используя основные признаки классификации баз данных.

Табличная модель данных — наиболее распространенный способ организации данных. Существуют другие способы организации и хранения данных. Каждая база данных обладает признаками, по которым ее можно отнести к тому или иному классу баз данных.

Рассмотрим принципы классификации БД.

Классификация БД по характеру хранимой информации:

Фактографические БД – хранят данные представленные в краткой форме и строго фиксированных форматах, например картотека библиотеки или поликлиники.

Документальные БД – хранят обширные неструктурированные данные об объектах, например архивы документов.

Классификация БД по техническим средствам хранения данных:

В централизованной БД вся информация хранится на одном компьютере.

Распределенная БД используется в локальных и глобальных сетях, где разные части БД хранятся на разных ПК.

Классификация БД по структуре данных (то есть по модели представления данных):

Иерархическая модель БД графически представляет собой дерево, состоящее из объектов различных уровней. Например, база данных Дерево папок Windows (можно увидеть, открыв Проводник), база данных Доменная система имен компьютеров, подключенных к Интернету.

Сетевая модель БД – где нет ограничений на связи между объектами, например сеть WWW.

Реляционная БД — использует табличную модель данных.

Вывод : в соответствии с принципами классификации БД Абитуриент — это

фактографическая централизованная реляционная база данных.

Задача учителя на уроке

Организовать защиту проектов учащихся по теме «Создание многотабличной БД».

Проект должен содержать:

в тетради – цели, предмет исследования, модель БД.

на носителе – РБД по теме проекта на 10 записей с 2-3 запросами, формами и отчетами.

Один проект выполняется 2-3 учащимися. На защите учащиеся представляют проекты, которые они выполнили дома и отвечают на вопросы учителя.

В общей сложности, представляется не более 4-5 проектов. Защита проекта длится не более 5 минут.

1 Практикум содержит готовые варианты указанных баз данных

Нагорная Г.В. МБОУ «Лицей №1 имени академика Б.Н. Петрова», г. Смоленск

Источник

Оцените статью
Разные способы