- Как работать с должниками, когда присутствует дебиторская задолженность
- Почему жители дома накапливают долги по оплате коммунальных услуг
- Механизмы взыскания долгов ЖКХ
- Информационно-разъяснительная работа
- Претензионно-исковая работа
- Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг
- Методы работы с должниками с помощью программного обеспечения
- Взыскание дебиторской задолженности в ЖКХ: какой способ выбрать
- Способ первый – при помощи расчётно-кассового центра
- Способ второй – с помощью юристов
- Способ третий – взыскать долги самостоятельно
- Способ четвертый – обратиться к профессиональным компаниям
Как работать с должниками, когда присутствует дебиторская задолженность
Дебиторская задолженность – долги жителей многоквартирного дома перед управляющей компанией (УК) или ТСЖ.
Управляющие компании отслеживают собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги. Собственники помещений накапливают долги по оплате за коммунальные услуги. Рассмотрим, почему так происходит. Разберем, какие есть механизмы взыскания задолженностей и в каких случаях они применяются.
Почему жители дома накапливают долги по оплате коммунальных услуг
В обязанности жителей многоквартирного дома входит оплата коммунальных услуг (статья 153 Жилищного Кодекса РФ). Обязанности жильца возникают после регистрации права собственности на помещение. Часть собственников безответственно относится к обязанностям по оплате услуг. Это создает проблемы для управляющих компаний.
Почему собственник не платит по счетам:
временно отсутствовал по месту жительства и не получал счета;
не платит систематически, накапливая большие суммы задолженностей;
считает, что управляющая компания ненадлежащим образом выполняет обязательства;
считает, что природные ресурсы принадлежат гражданам на одинаковых условиях.
Управляющая организация определяет причину неуплаты и выбирает соответствующий метод взыскания задолженности:
ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг.
Рассмотрим подробнее каждый.
Механизмы взыскания долгов ЖКХ
Информационно-разъяснительная работа
Распространенный способ мотивировать жильцов оплачивать коммунальные услуги – начислять пени. О начислении пеней УК уведомляет в письменном виде.
Плата за жилое помещение вносится не позже даты, указанной в договоре с управляющей компанией (статья 155 Жилищного Кодекса РФ). Если дата не установлена в договоре, то платить нужно до 10 числа. Оплата считается просроченной с 11 числа (статьи 190-192 Гражданского Кодекса РФ).
Решить проблему с должниками поможет договор о погашении задолженности. Собственник погашает долг в соответствии с договором на условиях, которые предлагает управляющая компания.
В договоре указываются:
срок действия оплаты задолженности;
последствия при нарушении обязательств должника;
Если должник готов погасить долг в полном объеме за один раз, включите в договор:
период образования долга;
предполагаемый срок выплаты.
Управляющая компания составляет договор о погашении задолженности в письменной форме в соответствии со статьей 161 Гражданского Кодекса РФ.
Претензионно-исковая работа
Иногда информационно-разъяснительная работа с должниками не приносит результатов, и управляющая компания обращается в суд общей юрисдикции.
Учитывайте уважительные причины неуплаты собственником жилищно-коммунальных услуг:
задержка зарплаты или пенсии;
тяжелое материальное положение собственника или нанимателя;
наличие в семье инвалида;
наличие несовершеннолетнего ребенка в семье.
Подобные ситуации рассматриваются отдельно и требуют документальных подтверждений. Управляющая компания не выиграет дело при таких обстоятельствах.
Если суд встает на сторону управляющей компании, ей выдается судебное решение или приказ (статья 122 Гражданского Кодекса). Вместе с судебным решением выдают исполнительный лист. Управляющая компания приступает к взысканию задолженностей.
Использовать судебное решение можно двумя способами:
взыскать сумму через банк;
обратиться к судебным приставам.
Управляющая компания предоставляет исполнительный лист в банк, где открыт счет должника (статья 8 Федерального закона № 229-ФЗ). Если неизвестно, какой банк обслуживает должника, исполнительный лист предоставляют в службу судебных приставов. Судебный пристав отправляет исполнительный лист в бухгалтерию на работу задолжавшего или арестовывает имущество.
Судебный пристав вправе запретить выезд за границу, если сумма долга больше 30 000 рублей (статья 1 Федерального закона №190-ФЗ). Эта мера работает с должниками, у которых есть средства, но нет желания платить.
Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг
Управляющая компания ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг. Мера применяется, когда сумма долга превышает два месячных размера оплаты за ЖКУ в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354.
За долги ограничивается:
подача горячего водоснабжения;
УК в письменном виде уведомляет должников дома об ограничении и приостановлении коммунальных услуг. Услуги отключают в течение 20 дней со дня отправки уведомления (Постановление правительства РФ №354 пункт 119).
Ограничение или приостановка поставки коммунальных услуг не нарушает права других жителей многоквартирного дома, которые добросовестно платят по счетам (раздел 11 постановления Правительства РФ № 354).
Методы работы с должниками с помощью программного обеспечения
Работать с должниками и повышать собираемость платежей можно с помощью программного обеспечения. Рассмотрим способы уменьшения дебиторской задолженности с помощью продукта 1C: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК (подробнее). Программа предлагает гибкие методы работы с должниками:
Рассылка СМС и email-сообщений. Соберите номера телефонов и электронные почты жителей многоквартирного дома. С помощью СМС и email рассылок жильцы будут осведомлены об уплате коммунальных услуг и не накопят задолженности.
Голосовые сервисы автообзвона должников. Сервисы автообзвона автоматически осуществляют телефонные звонки потребителям услуг с напоминанием об оплате. Подробнее.
Автоматическая выборка списка должников по критериям:
по суммам долга;
по срокам долга;
по датам возникновения задолженностей;
Чаты в мессенджерах для жителей. Управляющая компания может вести чаты в мессенджерах, поддерживая общение с жителями дома. Заранее оповещайте жителей о сроках оплаты коммунальных услуг. Напоминайте должникам о необходимости оплаты.
Повесить на стенде объявлений информацию о важности своевременной оплаты услуг ЖКХ. На стенде объявлений можно оставить информацию о долге по дому с просьбой оплатить коммунальные услуги в срочном порядке. Повесьте специальные листовки. С их помощью жители дома узнают, как оплачивать коммунальные услуги через личные кабинеты Сайта ЖКХ (подробнее) и не просрочат платежи.
Не все собственники жилых помещений злостные должники. Есть те, кто занят или забывает об оплате услуг. Избежать подобных случаев поможет мобильное приложение ЖКХ Личный кабинет, которое жителям нужно установить на смартфоны. С помощью мобильного приложения управляющая компания сможет принимать показания счетчиков и оплату за коммунальные услуги. С помощью push-уведомлений от УК жители будут заранее знать, когда и сколько необходимо оплатить, чтобы не допустить задолженности.
Используйте методы в совокупности, чтобы повысить собираемость платежей и уменьшить количество должников.
Источник
Взыскание дебиторской задолженности в ЖКХ: какой способ выбрать
Есть несколько способов взыскать задолженность с потребителей за ЖКУ. У каждого из них есть плюсы и минусы. Мы проанализировали, как работают с долгами наши клиенты, компании, предоставляющие услуги ЖКХ, и выявили четыре основных сценария работы. Рассказываем, как определить, какой из них будет полезен вашей компании.
Способ первый – при помощи расчётно-кассового центра
Порой сбор долгов поручают расчётно-кассовому центру (РКЦ). Специалисты РКЦ ведут счета, принимают платежи, распределяют деньги между поставщиками услуг и могут отработать неуплату. Для этого в некоторых РКЦ создаются отделы по сбору денежных средств: специалисты проводят очные приёмы и ежедневно обзванивают должников.
Но для расчётно-кассовых центров взыскание долгов — это не профильная задача и чаще всего работа с должниками сводится к подаче заявления в суд, досудебная работа не ведётся.
Рассмотрение дела в суде стоит денег для поставщика услуг. За каждое заявление о выдаче приказа вносится государственная пошлина. В ряде случаев в этом нет необходимости: задолженность небольшая, неплательщика уже признали банкротом или у него накоплено много долгов и их лучше реструктурировать в досудебном порядке.
Плюсы способа: если РКЦ работает на процент от собранных средств, то работа с задолженностью будет эффективной. Специалисты центра работают законными методами.
В чём может быть сложность: центры делают рутинную работу по ведению счетов, сбору средств с добросовестных потребителей и распределению денег между исполнителями ЖКУ. Но у них может не быть методик, инструментов и людей для сбора большого количества долгов.
Кому подойдёт: небольшим управляющим организациям и ТСЖ, у которых нет многочисленных должников среди потребителей и многомиллионных долгов. А также компаниям, с которыми РКЦ работает за процент от собранных средств.
Способ второй – с помощью юристов
Второй способ взыскания дебиторской задолженности – обращение в юридическую компанию. Юристы знают законы и умеют отстаивать интересы заказчика в суде. Они смогут рассмотреть каждый случай в отдельности и составить корректные обращения в суд. Специалисты компании проследят за ходом судебного процесса и добьются того, чтобы в итоге суд обязал неплательщика вернуть задолженность.
При всех плюсах этот способ не подходит для работы с большим количеством должников. Поставщики ЖКУ обслуживают много домов, в которых проживают десятки и сотни тысяч потребителей. Это сложно и дорого.
В чём может быть сложность: юристам обычно платят не за результат, а за конкретные услуги: подачу заявления или запроса, представительство в суде и т.д.. Таким образом, счёт, выставленный юридической компанией, может оказаться больше задолженности.
После получения решения суда работа юристов как правило заканчивается. Самая сложная часть – взыскание долга и работа со службой судебных приставов – ляжет на плечи вашей компании. Один юрист может работать с 30–70 должниками в месяц. Этого недостаточно, если неплательщиков тысячи.
Кому подойдёт: компаниям, которым не удалось взыскать задолженность в досудебном порядке и у которых небольшое количество судебных производств. Дело в том, что средняя производительность крупной юридической компании не больше 5000 дел в месяц.
Способ третий – взыскать долги самостоятельно
Ещё один способ собрать задолженность за ЖКУ – создать в своей компании отдел по работе с долгами. Для этого понадобится нанять штатных работников, организовать колл-центр и приобрести или разработать программное обеспечение для решения задач отдела.
Плюсы способа: вы контролируете деятельность собственных сотрудников, следите за результатами. Можете самостоятельно внедрять новые методики по автоматизации взыскания долгов. Не тратите время на переговоры с сотрудниками РКЦ или специалистами юридической компании.
В чём может быть сложность: отдельный штат – это большая статья расходов, увеличение зарплатного фонда на страховые и пенсионные взносы, оплату труда. Нужно сформировать грамотную систему подчинения от руководителя до сотрудников и создать должностные инструкции. Понадобится обучить работников методам взыскания и манипулятивным техникам для досудебного решения спора и постоянно проводить переаттестации.
Необходимо заложить расходы на аренду помещения, покупку, монтаж и подключение оборудования, оплату услуг оператора. Также понадобится приобрести специальное программное обеспечение. Имеющиеся решения стоят несколько миллионов рублей, а разработка собственной системы обойдётся ещё дороже.
Кому подойдёт: компаниям, которые готовы организовать процесс взыскания задолженности самостоятельно с нуля и потратить на это на старте от 15 000 000 рублей. Они также должны быть готовы нести постоянные расходы на поддержание работы отдела.
Способ четвертый – обратиться к профессиональным компаниям
К четвёртому способу взыскания задолженности организации ЖКХ прибегают, когда попробовали первые три метода, но те оказались неэффективны. Руководители понимают, что их бизнес разоряется от того, что недобросовестные клиенты не оплачивают счета за ЖКУ, и решают обратиться к организациям, чья работа – профессионально взыскивать долги.
Коллекторский бизнес заработал плохую славу, но государство уже навело порядок в этой отрасли. К коллекторам предъявляются строгие требования, которые перечислены в ст. 13 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ. Работу таких компаний регулирует служба судебных приставов. Она рассматривает все жалобы от должников и даже в случае небольших нарушений назначает штраф.
Например, одно коллекторское агентство направило должнику письмо, в котором не были указаны банковские реквизиты. За это агентство выплатило штраф 50 000 рублей. В случаях грубых или систематических нарушений организация лишается лицензии и исключается из реестра. Восстановить её работу уже будет невозможно.
Сейчас коллекторским агентствам напрямую запрещено взыскивать долги за ЖКУ, но они вправе это делать, если компания заключит с ними агентский договор. 19 мая 2021 года Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект № 911636-7, который предусматривает внесение изменений в статью 155 ЖК РФ и запрет на заключение управляющими компаниями и ТСЖ с коллекторами:
- договоров комиссии;
- агентских договоров;
- договоров поручения;
- иных договоров, направленных на возврат просроченной задолженности по внесению платы за ЖКУ.
Сейчас законопроект поставлен на паузу, агентские договоры не запрещены, и значит, коллекторские агентства с лицензией могут работать с долгами по ЖКУ.
Плюсы способа: коллекторы работают на результат без промежуточных расчётов. Их оплата – это фиксированный процент от возвращённого долга. Решить вопрос с должником до суда – это приоритетная задача коллектора. Чем меньше усилий и времени он потратит, тем меньше его издержки и больше заработок.
Коллекторы курируют исполнительное производство и проводят работу с судебными приставами. Они могут отработать тысячи дел, так как применяют специальные инструменты для профессиональной работы с каждым должником.
Обычный объём работы для коллекторского агентства – от 30 000 должников в месяц. Это возможно за счёт автоматизации процессов, использования цифровых продуктов обработки и поиска информации, коммуникации с должниками по разным каналам: телефон, смс, мессенджеры, электронная почта, заказные письма. В агентстве уже есть опытные сотрудники, которые заинтересованы вернуть заказчику как можно больше долгов.
В чём могут быть сложности: непросто найти коллекторское агентство, чьи принципы и методы работы совпадут с принципами, задачами и целями вашей компании. Компании могут не доверять коллекторам из-за репутации этого бизнеса.
Кому подойдёт: компаниям, которые не могут вернуть миллионные долги, негативно влияющие на их экономику. Оценят метод и организации, которые пытались взыскать долги самостоятельно, через РКЦ или с помощью юристов, но это не помогло. Способ не подойдёт ТСЖ, поскольку жители дома вряд ли положительно отнесутся к идее общаться с коллекторами.
РосКвартал давно следит за работой наших партнёров, коллекторского агентства «Илма». Это лицензированное агентство, которое соблюдает законодательство. Оно работает с крупными долгами от 10 млн и не берёт предоплату. Вы платите только за результат, когда уже начался сбор долгов. Мы можем рекомендовать эту компанию, она поможет вам вернуть задолженность за ЖКУ.
Если нужна помощь с взысканием задолженности за ЖКУ, заполните заявку. Вам перезвонят и расскажут все подробности.
Источник