Способы взимания косвенного налога

Примеры прямого и косвенного налога

Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Классификация налогов может отличаться в зависимости от основания. Чаще всего налоги подразделяют на прямые и косвенные, эта дифференциация зависит от того, где именно формируется источник их выплаты.

В чем состоит их главное отличие для предпринимателя, какие налоги относятся к прямым, а какие ­ к косвенным, и могут ли эти два вида переходить один в другой, стараемся разобраться ниже.

Прямые налоги – исторически первые

Когда в мире появился прообраз налоговой системы, первыми податями, которыми облагались люди, были как раз прямые налоги. Их нужно было платить со своего имущества или всего того, что составило прибыль за тот или иной период.

В принципе, основной смысл прямого налога и сегодня остался таким же.

Прямой налог – это платеж, производимый физическим или юридическим лицом в пользу государства с полученного дохода и/или имущества.

Плательщиком такого налога является лицо, получившее доход или владеющее имуществом, если этот доход или имущество составляют налоговую базу.

Налоговый агент (лицо, перечисляющее налог в государственную систему) и фактический плательщик в случае прямого налога полностью совпадают.

Свойства прямых налогов

Прямым налогам присущи:

  • обязательность – их взимают независимо от воли плательщика;
  • непосредственность – прямая связь между государством и предпринимателем: налоговое бремя ощущается плательщиком постоянно и регулярно;
  • направленность – сразу по перечислении средства от этих налогов получает федеральный, региональный или местный бюджет;
  • расчетность – вычисляются по специальной формуле: произведение процентной налоговой ставки на количественный эквивалент законодательно установленной базы;
  • диференцированность – для определенных категорий плательщиков возможны налоговые льготы или даже возможность не уплачивать определенный налог;
  • декларированность – государственные органы заранее имеют информацию о сумме перечисляемого налога, так как предприниматель подает соответствующую налоговую декларацию или другой отчетный документ;
  • прямое влияние на экономику – от прямого налогообложения во многом зависит управление экономическими процессами: от поддержки приоритетных отраслей бизнеса до подавления менее приемлемых.

Виды прямых налогов

  1. По факту получения прибыли прямые налоги могут быть разделены на:
    • налогообложение фактического дохода: плательщик отчисляет процент с реально полученной прибыли, исходя из своей платежеспособности (например, налог на прибыль, подоходный налог и т.п.);
    • налогообложение предполагаемой прибыли: объект, облагаемый налогом, потенциально представляет собой источник прибыли, с которой и будет снят определенный процент (налог на имущество, земельный, транспортный и др. налоги).
  2. Определив, подлежит ли плательщик к специальному режиму налогообложения, можно выделить:
    • реальные налоги – уплачиваемые на общих основаниях, в зависимости от реальных доходов (например, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых и пр.);
    • личные – начисляемые с учетом индивидуальных особенностей плательщика, если ему предоставляются какие-либо льготы (например, подоходный налог с населения, налог с наследства или дарения, налог на прирост капитала и др.).
  3. От того, кто именно будет плательщиком, зависит, предназначен налог для:
    • физических лиц – например, НДФЛ, на воду, транспортный, на земельный участок и др.;
    • юридических лиц (организаций) – НДФЛ с сотрудников, на водные ресурсы и т.п.;
    • уплаты как теми, так и другими.

Косвенные налоги: кто платит, их свойства и виды

Другая форма налогов, в отличие от прямых, имеет отношение к реализации товаров, услуг, работ. Источник его находится в составе другого платежа, который будет производить потребитель. Предприниматель закладывает в стоимость определенную наценку, в которую включает, помимо себестоимости и доли прибыли, еще и часть на уплату налога.

Таким образом, косвенный налог – это платеж, взимающийся с реализации товаров, услуг или выполнения работ, заложенный в виде той или иной надбавки, включенной в цену или тариф.

Плательщиком налога считается собственник предприятия – производитель или организатор оказания услуг, но формироваться налог будет из средств потребителей, то есть на самом деле плательщиком является покупатель товара или услуги. Сам предприниматель в случае косвенного налога выступает налоговым агентом (сборщиком).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют варианты, когда косвенный налог не перекладывается на потребителя. Например, покупатель заложил в цену товара НДС, но такая цена вызвала понижение спроса, и ее пришлось снизить. В таком случае, косвенный налог будет выплачен частично из прибыли предпринимателя, тем самым став в какой-то степени прямым.

Свойства косвенных налогов

Косвенные налоги обладают следующими особенностями:

  • полная или частичная включенность – в надбавку может быть включен как весь налог полностью, так и его определенная часть;
  • ответственность предпринимателя – на самом деле, предприниматель является посредником между государством и фактическим плательщиком налога, но именно с него спросят за несвоевременность или неполную уплату налога;
  • закрытость – потребитель не знает, какую именно сумму из цены товара или услуги он платит государству;
  • неуклонность – не уплатить такой налог невозможно, так как потребитель автоматически дает на него средства, заплатив за товар или услугу;
  • неравномерность – такие налоги распределяются неодинаково, они вводятся большей частью на товары и услуги, спрос на которые повышен.
Читайте также:  Способы проращивания семян цветов

Виды косвенных налогов

  1. Индивидуальные налоги (их еще называют акцизами) – установлены на товары повышенного спроса, чтобы государство могло получить в свой бюджет процент от сверхприбыли реализаторов или производителей. Также ими облагаются товары, неумеренное потребление которых может причинить вред здоровью, чтобы ограничить их реализацию, например, алкогольные и табачные изделия. Распространены они и на некоторые предметы роскоши. Индивидуальный налог представляет собой процент от цены, по которой продается товар.
  2. Универсальные налоги – начисляются, исходя из той наценки, которая устанавливается на товар (услугу) на разных этапах ее производства и реализации. Облагаются все товары, кроме отдельно оговоренных социально-значимых групп. Примером является налог на добавленную стоимость.

Не подлежат обложению НДС:

  • некоторые медицинские товары и услуги;
  • сдача в аренду помещений иностранцам;
  • услуги по воспитанию детей дошкольного возраста;
  • услуги архивов;
  • организация питания в медицинских и образовательных учреждениях;
  • пассажирские перевозки внутри города или другой территориальной единицы;
  • ритуальные услуги;
  • некоторые другие виды услуг, перечисленные в п.9-30 ст.149 НК РФ.
  • Фискальная монополия – взнос, который платит физическое лицо или организация за определенные правовые действия государственных органов (оказание ими предусмотренных законом услуг). Примером может служить сбор за лицензию, разрешение, регистрацию, оформление документов, а также налоги с оборота.
  • Сочетание прямых и косвенных налогов составляет систему налогообложения Российской Федерации.

    Источник

    Статья 2. Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров

    Статья 2
    Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров

    ГАРАНТ:

    Согласно Соглашению о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.) нормы статьи 2 настоящего Протокола не распространяются в отношении товаров таможенного союза, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободного склада

    1. Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза, если иное не установлено настоящим Протоколом, осуществляется налоговым органом государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков — собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, с учетом следующих особенностей.

    Для целей настоящего Протокола собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).

    1.1. Если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства — члена таможенного союза и налогоплательщиком другого государства — члена таможенного союза, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, — собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза, комиссионером, поверенным или агентом.

    1.2. Если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиками одного государства — члена таможенного союза и другого государства — члена таможенного союза и при этом товары импортируются с территории третьего государства — члена таможенного союза, косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, — собственником товаров.

    1.3. Если товары реализуются налогоплательщиком одного государства — члена таможенного союза на основании договора (контракта) комиссии, поручения или агентского договора (контракта) налогоплательщику другого государства — члена таможенного союза и импортируются с территории третьего государства — члена таможенного союза, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза, комиссионером, поверенным, агентом.

    1.4. Если налогоплательщик одного государства — члена таможенного союза приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства — члена таможенного союза налогоплательщиком другого государства — члена таможенного союза, косвенные налоги по которым не были уплачены, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, — собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза, комиссионером, поверенным, агентом (в случае, если товары будут реализованы через комиссионера, поверенного, агента).

    1.5. Если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком государства — члена таможенного союза и налогоплательщиком государства, не являющегося членом таможенного союза, и при этом товары импортируются с территории другого государства — члена таможенного союза, косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, — собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза, комиссионером, поверенным, агентом (в случае, если товары будут реализованы через комиссионера, поверенного, агента).

    Читайте также:  Ходьба как способ похудеть

    2. Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.

    Стоимостью приобретенных товаров, в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении, является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги), согласно условиям договора (контракта).

    Стоимостью товаров, полученных по товарообменному (бартерному) договору (контракту), а также договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), является стоимость товаров, предусмотренная договором (контрактом), при отсутствии стоимости в договоре (контракте) — стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах — стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете.

    Налоговая база при ввозе на территорию одного государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза продуктов переработки определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья.

    3. Налоговая база при ввозе товаров (предметов лизинга) на территорию одного государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, определяется в размере части стоимости товаров (предметов лизинга), предусмотренной на дату ее оплаты договором (контрактом) лизинга (независимо от фактического размера и даты осуществления платежа). Лизинговый платеж в иностранной валюте пересчитывается в национальную валюту по курсу центрального (национального) банка государства — члена таможенного союза на дату, соответствующую моменту (дате) определения налоговой базы.

    4. Налоговой базой для обложения акцизами является объем, количество (иные показатели) импортированных подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо стоимость импортированных подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.

    Налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных подакцизных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы подакцизные товары).

    5. Суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары.

    6. Для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов может применяться законодательство государства — члена таможенного союза, регулирующее принципы определения цены в целях налогообложения.

    7. Косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем:

    принятия на учет импортированных товаров;

    срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга.

    Уплата акцизов по маркируемым подакцизным товарам производится в сроки, установленные законодательством государства — члена таможенного союза.

    8. Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, в том числе по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга). Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:

    1) Заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

    2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза. При наличии у налогоплательщика излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов либо сумм косвенных налогов, подлежащих возврату (зачету), как при импорте товаров на территорию одного государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза, так и при реализации товаров (работ, услуг) на территории государства — члена таможенного союза, налоговый орган в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, принимает (выносит) решение об их зачете в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам. В этом случае выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, не представляется. По договору (контракту) лизинга указанные в настоящем подпункте документы представляются при наступлении срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга;

    3) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства — члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства — члена таможенного союза на территорию другого государства — члена таможенного союза. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза;

    Читайте также:  Способ метания от себя

    4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза;

    5) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза; в случае лизинга товаров (предметов лизинга) — договоры (контракты) лизинга; в случае товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) — договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) об изготовлении товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

    6) информационное сообщение (в случаях, предусмотренных пунктами 1.2, 1.3, 1.4 и 1.5 настоящей статьи), представленное налогоплательщику одного государства — члена таможенного союза налогоплательщиком другого государства — члена таможенного союза, либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом таможенного союза (подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации), реализующим товары, импортированные с территории третьего государства — члена таможенного союза, о следующих сведениях о налогоплательщике третьего государства — члена таможенного союза и договоре (контракте), заключенном с налогоплательщиком этого третьего государства — члена таможенного союза о приобретении импортированных товаров:

    номер, идентифицирующий лицо в качестве налогоплательщика государства — члена таможенного союза;

    полное наименование налогоплательщика (организации/индивидуального предпринимателя) государства — члена таможенного союза;

    место нахождения (жительства) налогоплательщика государства — члена таможенного союза;

    номер и дата договора (контракта);

    номер и дата спецификации.

    В случае если налогоплательщик государства — члена таможенного союза, у которого приобретаются товары, не является собственником реализуемых товаров (является комиссионером, поверенным, агентом), то сведения, указанные в абзацах 2 — 6 настоящего подпункта, представляются также в отношении собственника реализуемых товаров.

    В случае представления информационного сообщения на иностранном языке обязательно наличие перевода на русский язык.

    Информационное сообщение не представляется в случае, если сведения, предусмотренные настоящим подпунктом, содержатся в договоре (контракте), указанном в подпункте 5 настоящего пункта;

    7) договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (контракт) (в случаях их заключения);

    8) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза, по договорам (контрактам) комиссии, поручения или по агентскому договору (контракту) (в случаях, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 настоящей статьи, за исключением случаев, когда косвенные налоги уплачиваются комиссионером, поверенным или агентом).

    Документы, указанные в подпунктах 2 — 8 настоящего пункта, могут быть представлены в копиях, заверенных в порядке, установленном законодательством государства — члена таможенного союза.

    По договору (контракту) лизинга при первой уплате НДС налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, предусмотренные подпунктами 1) — 8) настоящего пункта. В дальнейшем налогоплательщик представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документы (их копии), предусмотренные подпунктами 1 и 2 настоящего пункта.

    9. В случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, уплаты таких налогов в более поздний срок по сравнению с установленным пунктом 7 настоящей статьи, а также в случаях выявления фактов непредставления налоговых деклараций, представления их с нарушением срока, установленного пунктом 8 настоящей статьи, либо в случаях несоответствия данных, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств — членов таможенного союза, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленном законодательством государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

    В случае возврата по подтвержденной участниками договора (контракта) причине ненадлежащего качества и (или) комплектации товаров, ввезенных в месяце принятия их на учет, отражение этих товаров в налоговой декларации не производится. При возврате таких ввезенных товаров по истечении месяца, в котором товары были приняты на учет, представляются соответствующие уточненные (дополнительные) налоговые декларации.

    10. В случае использования товаров, импорт которых на таможенную территорию государства — члена таможенного союза в соответствии с его законодательством осуществлен без уплаты косвенных налогов, в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено освобождение или иной порядок уплаты, импорт таких товаров подлежит обложению косвенными налогами в порядке, установленном настоящей статьей.

    11. Суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары.

    12. Взимание акцизов по товарам, подлежащим маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками), осуществляется таможенными органами государства — члена таможенного союза, если это предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы