Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями»
Ирина Пензина
Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями»
Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями»
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении ДОУ (совет доу, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия детского сада и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности.
1. Традиционные
2. Нетрадиционные
Индивидуальные консультации педагога
Дни творчества детей и их родителей;
Помощь в организации и проведении вне групповых дел и укреплении материально- технической базы детского сада и группы.
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
1. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед детским садом.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать
ошибки и неудачи детей;
тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
собрание должно носить как теоретический, так и практический характер:
анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. ;
собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.
2. Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия Воспитателя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает группу. Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и воспитателем. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить воспитателя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– моральные ценности семьи.
Примерная тематика консультаций для родителей
Ребенок не хочет заниматься. Как ему помочь?
Плохая память ребенка. Как ее развить?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Наказания детей. Какими им быть?
Тревожность детей. К чему она может привести?
Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
Грубость и непонимание в семье.
Талантливый ребенок в семье.
Друзья детей – друзья или враги?
Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
3. Открытые занятия
Цель – ознакомление родителей с новыми программами, методикой преподавания, требованиями воспитателя.
Такие занятия позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики деятельности в детском саду.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
1. Родительские конференции предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы детского сада. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, которые работают в ДОУ. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
2. Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
3. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.
Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью педагогов и логопедов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
4. Родительские вечера (проводятся в группе 2–3 раза в год без присутствия детей) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Примерные темы родительских вечеров
1. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
2. Друзья моего ребенка.
3. Праздники нашей семьи.
4. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
5. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
6. Песни, которые пели и поют наши дети.
5. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Эффективность тренинга возрастает, если в нём принимают участие оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек, как правило, психологом ДОУ который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
6. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают педагоги определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя с родителями детей ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Для этого родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые, чаще всего, оказывается, втянут и невольный объект конфликта – ребенок.
Правила сотрудничества с родителями
• Всегда помните, что родитель и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка.
• Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь — самые лучшие дети в мире.
• Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
• Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии ребенка.
• Выявляйте причины дезадаптации ребенка к детскому саду и совместно с родителями стремитесь к их устранению.
• Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в ДОУ так и вне его.
• Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.
• Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей — это может вызвать отрицательную реакцию.
• Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.
Педагогам и родителям на заметку:
если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.
Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.
Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.
Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.
Консультация для родителей и педагогов «Методы определения ведущей руки» Консультация для родителей и педагогов:»Методы определения ведущей руки» Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные.
Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.
Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».
Источник
Эффективные формы взаимодействия с родителями дошкольников
Юлия Игоревна
Эффективные формы взаимодействия с родителями дошкольников
Эффективные формы
взаимодействия с родителями дошкольников.
воспитатель Сирохина Юлия Игоревна
Эффективные формы
взаимодействия с родителями
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. Это необходимо для того, чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие в различных мероприятиях.
Все формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно-информационные.
Индивидуальные формы работы с родителями
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома педагоги намечают конкретные пути совместного воздействия на ребенка.
В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностико-аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распространенный метод диагностики — это анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребенке, уровень педагогической культуры, характер взаимоотношений ребенка с родителями, уровень воспитательного потенциала родителей, их психолого-педагогическую компетентность, характер отношения к дошкольному учреждению и т. д.
Беседа воспитателя с родителями — наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.
Материал для бесед воспитателю дают наблюдения за ребенком: выполнение им правил поведения в коллективе; отношение к детям, взрослым и их требованиям; отношение к деятельности; разговоры с воспитанником, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения. Беседы могут возникать по инициативе родителей и педагогов.Они должны отвечать определенным требованиям:
• быть конкретными и содержательными;
• давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания;
• пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
• повышать чувство ответственности за воспитание детей.
Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации.
Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой — побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.
Консультации по своему характеру близки к беседам. Разница в том, что беседа — это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется потребностями взрослых (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают, наблюдениями за поведением детей в детском саду, за взаимоотношением родителей и детей, актуальностью некоторых вопросов на данном этапе.
Консультация тоже предполагает выполнение определенных требований:
• рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка;
• каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, расширять их педагогические знания;
• прежде чем что-то посоветовать родителям,воспитатель должен тщательно подготовиться: прочитать соответствующую литературу, подобрать интересные примеры из практики, если потребуется — наглядный материал (детские работы, поделки, книги).
Коллективные формы работы с родителями
Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованного для ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Практика показывает, что если педагоги творчески готовятся к собранию, активно привлекают к участию в нем родителей, приводят примеры организации жизни и деятельности детей в семьях, то оно проходит живо, интересно, результативно.При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:
1. Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
2. Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
3. Подготовка конкурсов, выставок.
4. Подготовка плакатов по теме собрания.
5. Проведение заседания родительского комитета.
Повышает активность мам и пап на собраниях участие детей. Это может быть проведение какого-либо развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности. Во время беседы воспитателя с родителямина собрании необходимо соблюдать некоторые требования:
• Не следует упрекать и поучать родителей.
• Чаще нужно использовать в качестве примеров момент из жизни группы.
• Рассказывая о нежелательных поступках детей, не следует называть их фамилии и имена.
• Беседу лучше вести при мягком освещении.
• Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
• Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.
Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.
Родительские тренинги (тренинговые игровые упражнения и задания) помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. Например, невозможно испытывать чувства злости и гнева на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; сея в душе ребенка негативные эмоции, нельзя получать взамен его улыбку и любовь.
Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов — вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родителизадействованы практически во всех мероприятиях:
• обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
• помощи в разработке сценария;
• разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;
• помощи в оформлении помещения;
• пошиве праздничных костюмов;
• подготовке отдельных номеров;
• изготовлении сюрпризов и подарков;
• подготовке праздничного стола.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Еще праздники позволяют взрослым поиграть, дают им возможность стать «равными» ребенку в игре.
Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь до школьных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через нее — к здоровому образу жизни.
Наглядно-информационные формы работы с родителями
Прежде всего, это уголки для родителей с различной информацией:
• Выставки детских работ по определенной тематике.
• Информационные— которые могут содержать следующий материал:
• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
• просьбы о помощи;
• информацию о событиях в детском саду;
• обсуждение текущих событий в группе;
• рекомендации по проведению домашних занятий;
• благодарность добровольным помощникам.
• Памятки для родителей.
• Выставки книг, статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания.
• Папки-передвижки, которые формируютсяпо тематическому принципу: «Чтобы ваши дети не болели», «Занятия с детьми дома», «Роль отца в воспитании детей» и др.
• Родительская газета, В такой газете отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам; описывают, как проводят выходные, чем любит заниматься их ребенок дома, какие у него любимые игрушки, какие семейные праздники они отмечают; делятся рецептами приготовления любимых блюд.
Газета может быть посвящена какой-то конкретной теме воспитания, а может быть оформлена в виде фотографий, рисунков родителей и детей.Например: «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома», «Я помогаю маме» и т. д.
Эффективность форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
• появление у родителей интереса к содержанию занятий;
• возникновение дискуссий по их инициативе;
• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
• размышления родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении дискуссионных вопросов.
Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают индивидуальным беседам с воспитателем. Это объясняется тем, что беседы не требуют большого количества времени (можно подойти к воспитателю в любое свободное время и выяснить интересующие вопросы). Сегодня родителей в особенности волнуют проблемы неусидчивости, невнимательности, непослушания детей, а также повышенная нервозность.
Вместе с тем следует отметить, что многие формы работы не считаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух необщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!
Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.
Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.
Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.
«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт) Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» 1 сентября 2014 года вступил в силу новый федеральный.
Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.
Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро» Современные условия деятельности дошкольной образовательной организации ставят взаимодействия с семьей на одно из ведущих мест. Родители.
Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития и активного отдыха дошкольников Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют.
Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.
Источник