Способы взаимодействия участников воспитательного процесса

Оптимизация педагогического взаимодействия участников образовательных отношений

Светлана Завражина
Оптимизация педагогического взаимодействия участников образовательных отношений

В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования служит: взаимодействие участников образовательного процесса.

Характер взаимодействия зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей.

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками, родителями воспитанников, направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Образовательный процесс как взаимодействиепредставляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон:

детей – педагогов — родителей, выступающих в позиции субъектов.

Участники образовательной деятельности:

2. Педагоги и специалисты (медицинский работник, педагог-психолог, педагог – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель)

Подходы к организации педагогического взаимодействия:

Деятельностный, формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.

Личностно-ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Взаимодействие участников образовательногопроцесса базируется на следующих принципах:

— Уважение интересов друг друга

— Соблюдение законов и иных нормативных актов.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей

Основными характеристиками взаимодействия считают:

взаимопознание — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

взаимопонимание— понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга;

взаимоотношение— проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие;

по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; помощь, поддержка друг друга;

по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.

В организации педагогического взаимодействия педагогу принадлежит руководящая роль (в скрытой или открытой форме, но это не означает пассивности воспитанников, педагог и ребенок выступают, как партнеры. Активность ребенка должна быть, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.

Эффективное взаимодействие – совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста.

Модели взаимодействия участников образовательного процесса:

— свободно общается со сверстниками;

приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками;

— развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковОй выразительности;

— само выражается через совместную творческую деятельность;

Читайте также:  Касторовое масло способ применения при запорах

-учится взаимодействовать в коллективе;

— учится договариваться, разрешать конфликтные ситуации.

— признание прав и свобод ребёнка,

— сотрудничество, сопереживание и поддержка,

— обсуждение ситуации через диалог,

— гибкое введение ограничений.

Педагог — ребёнок:

— признание ценности личности ребёнка;

— выявление и развитие способностей ребёнка;

— выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;

— приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития;

-ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной жизни;

-диалоговое взаимодействие с ребёнком;

-активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;

Педагог — родитель:

— добровольность в сотрудничестве;

— уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;

— уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов

— конфиденциальность индивидуального общения с педагогом.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные изменения. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала. Так, многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. Педагоги часто испытывают трудности в общении с родителями по этой причине. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. Необходимо заинтересовать родителей в совместной работе, сделать родителей полноценными участниками воспитательно — образовательного процесса. Важно понимание родителями, что их заинтересованное участие в педагогической деятельности нужно для развития их собственного ребенка. Несомненно, и то, что нужно повышать психолого-педагогическую культуру родителей.

Перед ДОУ сейчас остро стоит проблема отсутствия у родителей к взаимодействию с ДОУ. Значит, необходим поиск новых форм работы с семьей (см. слайд).

Эффективное взаимодействие участников педагогическогопроцесса позволит решить следующие задачи:

1. Построить работу с семьёй на основе партнёрского взаимодействия;

2. Создать творческую атмосферу между участниками деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития.

— для детей: приобретение социального опыта повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения;

— для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессио-нальные возможности и достижения, постоянно совершенствовать своё мастерство; сформировать партнёрские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями;

— для родителей, стать активными участниками и партнёрами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребёнка; пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка.

В основе взаимодействия участников образовательного процесса ДОО лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей.

Источник

Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОО

Ирина Красикова
Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОО

В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования служит: взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды дошкольной образовательной организации.

Читайте также:  Способы осуществления субъективных гражданских прав это

Характер взаимодействия зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей.

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками,родителями воспитанников, направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Образовательный процесс как взаимодействиепредставляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон:

детей – педагогов — родителей, выступающих в позиции субъектов.

Участники образовательной деятельности:

2. Педагоги и специалисты (медицинский работник, педагог-психолог, педагог – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель)

Подходы к организации педагогического взаимодействия:

Деятельностный, формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.

Личностно-ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Взаимодействие участников образовательного процессабазируется на следующих принципах:

— Уважение интересов друг друга

— Соблюдение законов и иных нормативных актов.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей

Основными характеристиками взаимодействия считают:

взаимопознание — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

взаимопонимание— понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга;

взаимоотношение— проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие;

по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; помощь, поддержка друг друга;

по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.

Участников образовательного процесса выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации.

В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак:

1.По субъекту и объект — субъекту:

личность – личность (ребенок – ребенок, педагог – ребенок, педагог – педагог, педагог – родитель и т. д.);

коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив старших, группа — группа, детский коллектив – педагогический коллектив и т. д.).

2. По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.

3.По содержанию деятельности: взаимодействие в образовательной, воспитательной, трудовой, спортивной и другой деятельности.

4.По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.

5.По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое.

Читайте также:  Способ защиты от кислотных дождей

6. По типу взаимосвязи: «на равных», руководство.

7. По характеру взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, безразличие, безучастность, конфликт.

Эффективное взаимодействие – совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста.

Модели взаимодействия участников образовательного процесса:

— свободно общается со сверстниками;

приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками;

— развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;

— само выражается через совместную творческую деятельность;

-учится взаимодействовать в коллективе;

— учится договариваться, разрешать конфликтные ситуации.

— признание прав и свобод ребёнка,

— сотрудничество, сопереживание и поддержка,

— обсуждение ситуации через диалог,

— гибкое введение ограничений.

— признание ценности личности ребёнка;

— выявление и развитие способностей ребёнка;

— выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;

— приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития;

-ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной жизни;

-диалоговое взаимодействие с ребёнком;

-активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;

— добровольность в сотрудничестве;

— уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;

— уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов

— конфиденциальность индивидуального общения с педагогом.

Педагог –педагог — администрация:

— развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);

-толерантность (терпимость к иным точкам зрения);

— эмпатия и рефлексия — умение выслушать собеседника, признать его правоту;

— сотрудничество — процесс взаимодействия равноправных партнёров;

— учёт личностных и профессиональных качеств участников;

— проявление участниками гибкости в конфликтных ситуациях.

Эффективное взаимодействие участников педагогического процессапозволит решить следующие задачи:

1. Интенсифицировать работу с семьёй на основе партнёрского взаимодействия;

2. Создать творческую атмосферу между участниками деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития.

— для детей: приобретение социального опыта повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения;

— для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессио-нальные возможности и достижения, постоянно совершенствовать своё мастерство; сформировать партнёрские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями;

— для руководителей поможет создать: комфортный психологический климат в коллективе; повысить эффективность образовательных проектов и программ; создать привлекательный имидж учреждению;

— для родителей, стать активными участниками и партнёрами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребёнка; пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка.

В основе взаимодействия участников образовательного процесса ДОО лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей.

Источник

Оцените статью
Разные способы