- 4.3. Взаимодействие субъектов рынка.
- Рынок
- Что такое рынок
- Признаки рынка
- Функции рынка
- Формы организации
- Виды рынков
- Преимущества и недостатки рынка
- Законы рынка
- Закон стоимости
- Закон спроса и предложения
- Закон конкуренции
- Способы регулирования рынка государством
- Условия развития рыночного хозяйства
- Заключение
- 1.3 СУБЪЕКТЫ РЫНКА И ИХ ВЗАИМОДЕИСТВИЕ
4.3. Взаимодействие субъектов рынка.
Виды рынков и их классификация
Взаимодействие основных субъектов рынка может быть раскрыто на основе анализа модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов, приведённой на рис. 4.1, где выделены два различных вида рынка – ресурсов и продуктов (показаны эллипсами), – на которых функционируют фирмы, домашние хозяйства и государство (показаны прямоугольниками).
Рис. 4.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
Рассмотрим сначала рынок ресурсов. Являясь владельцами экономических ресурсов домашние хозяйства выступают на этом рынке в качестве поставщиков своих ресурсов фирмам. Фирмы предъявляют спрос на необходимые им для производства продуктов и услуг экономические ресурсы. В результате взаимодействия спроса и предложения фирм и домашних хозяйств на рынках конкретных ресурсов устанавливаются цены на каждый из этих ресурсов. Денежные расходы фирм на приобретение необходимых экономических ресурсов образуют издержки производства этих фирм и одновременно являются денежными доходами домашних хозяйств, как плата за поставленные ими экономические ресурсы в виде заработной платы, ренты, процента и прибыли.
На рынке продуктов домашние хозяйства предъявляют спрос на потребительские продукты и услуги. Фирмы в качестве непосредственных производителей, использующих экономические ресурсы, или коммерческих посредников поставляют на рынок продуктов потребительские продукты и услуги. В результате взаимодействия спроса и предложения фирм и домашних хозяйств на рынках конкретных продуктов и услуг устанавливаются цены на каждый из этих эти продуктов и услуг. Денежные расходы домашних хозяйств на приобретение необходимых продуктов и услуг в границах полученных ранее доходов образуют потребительские расходы домашних хозяйств и одновременно являются денежными доходами (выручкой от реализации) фирм, как плата за произведённые и поставленные ими потребительские продукты и услуги.
Фирмы и домашние хозяйства являются участниками обоих рынков, выступая на каждом в разных противоположных сторонах. Домашние хозяйства на рынке экономических (производственных) ресурсов выступают в качестве продавцов этих ресурсов, а на рынке продуктов в качестве покупателей, предъявляющих спрос на продукты и услуги потребительского назначения. Фирмы на рынке экономических (производственных) ресурсов представляют собой покупателей, предъявляющих спрос на эти ресурсы, а на рынке продуктов — продавцов, инициирующих предложение продуктов и услуг потребительского назначения.
В экономической системе домашние хозяйства и фирмы выступают и в роли покупателей, и в роли продавцов. Ограниченность экономических ресурсов ведёт к ограниченности дохода, получаемого домашними хозяйствами от их реализации, к ограниченности продукта, который могут купить домашние хозяйства на свой доход, к ограниченности продукта, который могут произвести и реализовать фирмы и ограниченности выручки фирм от реализации этого продукта, а в итоге и к ограниченности ресурсов, которые фирмы могут купить. То есть проблема ограниченности пронизывает всю систему экономических отношений.
Анализируя потоки, изображенные на рис. 4.1, легко заметить, что против часовой стрелки идут реальные потоки экономических (производственных) ресурсов и продуктов потребительского назначения, а по часовой стрелке — денежные потоки доходов домашних хозяйств и фирм и издержек производства и потребительских расходов. На основе этой схемы может прийти мысль, что если денежный доход фирм от реализации продуктов равен потребительским расходам домашних хозяйств, а издержки фирм на приобретение экономических ресурсов равны доходам домашних хозяйств, то в экономической системе имеет место постоянно стабильно возобновляющийся по количеству, качеству и объёму кругооборот ресурсов, продуктов и дохода. На самом деле это не так. В экономической системе наблюдаются кризисы в виде спадов производства, инфляция, также ведущая к дестабилизации экономики и экономический рост в целом. Этому способствует множество факторов, в частности: наличие сбережений у домашних хозяйств, что ведёт к несоответствию потока доходов и расходов на уровне домашних хозяйств, а в итоге и фирм; изменения в объёме и видах экономических ресурсов и общественных потребностей; концентрация на основе наличия частной собственности на экономические ресурсы, экономической свободы и наличия прибыли в цене продукции доходов, а в итоге ресурсов и продуктов в руках незначительного меньшинства граждан; торговля и прочие экономические отношения с другими странами и т. д. Часть из этих факторов будет рассмотрена в данном учебном пособии. Кроме этого, схема, представленная на рис. 4.1, является очень упрощённым отражением экономической действительности, в частности, не учитывающим финансовый рынок, рынок зарубежных потребителей, рынок товаров и услуг производственного назначения и продуктов.
Государство, реализуя свои функции, также присутствует на указанных рынках. С одной стороны, государство выступает в роли покупателя ресурсов и продуктов и в роли продавца продуктов и услуг. С другой стороны, через контроль реальных потоков экономических ресурсов и продуктов потребительского назначения и денежных потоков доходов и расходов и с помощью налоговой политики воздействует на деятельность фирм и домашних хозяйств. Именно таким образом государство получает возможность влиять на динамику и структуру национального продукта, уровень занятости и инфляции, а также на перераспределение доходов. Аккумулируя же за счет налоговых поступлений денежные средства, государство оказывается способным обеспечивать правовую основу и предоставлять услуги для эффективного развития экономики.
Выделяют следующие основные классификационные признаки и соответствующие им типы рынков:
— по типам рыночных структур на рынке продуктов, определяющих степень конкуренции: рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок, рынок чистой монополии;
— по объекту рыночных отношений: рынки товаров и услуг, рынки факторов производства, финансовый рынок;
— по территориальному признаку: местный, региональный, федеральный, мировой и т. д.
Источник
Рынок
Рынок существует больше шести тысяч лет, он принимал самые примитивные формы, пока не дорос до современного вида. Важно следить за состоянием рынка, оценивать конкурентов и цены — ведь очень сложно построить успешный бизнес или даже создать маркетинговую стратегию , не понимая основ экономики. В статье расскажем, что такое рынок, его виды и функции.
Что такое рынок
Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.
Признаки рынка
Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:
Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.
Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.
Цена , которая не регулируется самостоятельно, а зависит от спроса и предложения.
Функции рынка
Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:
Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.
Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.
Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.
Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.
Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.
Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.
Формы организации
Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.
Популярные формы организации рынка:
Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.
Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.
Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.
Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.
Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).
Виды рынков
Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:
по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;
по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;
по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;
по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;
с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;
по легальности — легальный, нелегальный;
по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;
по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.
Преимущества и недостатки рынка
Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.
Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:
все зависит от случая;
невозможно сделать долгосрочный прогноз;
проблемы с экологией;
рост цен, инфляция.
Законы рынка
Чтобы рынок функционировал, есть определенные правила, которые регулируют его работу. Благодаря этим правилам поддерживают гармонию и здоровую экономику. Существуют три базовых закона рынка: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции .
Закон стоимости
Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.
Закон спроса и предложения
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.
Закон конкуренции
Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.
Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.
Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.
Способы регулирования рынка государством
Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:
фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;
акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;
дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;
Условия развития рыночного хозяйства
Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:
свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;
наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.
Заключение
Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.
Источник
1.3 СУБЪЕКТЫ РЫНКА И ИХ ВЗАИМОДЕИСТВИЕ
Любая экономическая система имеет дело с пропорциональностью. Причем основная проблема с пропорциональностью возникает в процессе взаимодействия производства и потребления, представляющих в своем единстве экономическую систему общества.
Оба элемента экономической системы взаимосвязаны, взаимозависимы и не могут существовать один без другого. (Производство без потребления — бессмысленно; потребление без производства — невозможно). Эти сферы реализуются человеком как субъектом общества. Однако его поведение как потребителя и производителя (покупателя и продавца) крайне противоречиво. Чтобы понять сложность этого взаимодействия, созданы экономические модели потребителя и производителя, которые и называют субъектами рынка.
Домашнее хозяйство — модель потребительской сферы экономики. В рыночной системе домашнее хозяйство выполняет две функции:
а) потребляет всю массу конечных товаров и услуг, созданных в обществе;
б) считается собственником экономических ресурсов, которые предоставляет (за определенную плату) производственной сфере, т.е. выполняет функцию снабжения производственной сферы ресурсами.
Поскольку человек потребляет не индивидуально, а в семье, то в основе понятия домашнего хозяйства лежит экономическая модель «средней семьи».
Средняя семья — экономическая единица, состоящая из одного или более человек, имеющих общий доход и в целом устойчивую (или прогнозируемую) структуру потребления.
Бизнес — модель производственной сферы экономики (понятие бизнеса в широком смысле слова). Его функции:
а) производительно использовать принадлежащие домашним хозяйством экономические ресурсы;
б) производить всю массу товаров и услуг.
В более узком смысле под бизнесом понимают прямую или опосредованную деятельность, связанную с привлечением собственных средств и риском собственным капиталом, направленную на получение прибыли.
Фирма (организация бизнеса) — это относительно обособленная производственная единица, самостоятельная в решении основных вопросов экономики и ответственная за результаты своей деятельности. Фирмы могут быть представлены предприятиями и организациями различных форм собственности (кроме государственной), при этом размеры производства роли не играют.
Правительственные институты (государство) — это, как правило, бесприбыльные бюджетные организации, реализующие функции государственного управления страной и регулирования экономикой на различных уровнях — от общенационального до местного.
Поскольку труд по управлению является необходимым элементом производственного процесса, правительственные институты относятся к производственной сфере экономики. Однако в отличие от собственно бизнеса (фирм), работающих ради получения прибыли, правительственные институты являются бесприбыльными организациями.
Организации бизнеса и правительственные институты являются структурными элементами второй главной сферы человеческой деятельности в экономической системе — сферы деловой активности людей. Именно в результате этой деятельности домашние хозяйства получают доходы.
Модель экономики в рамках взаимодействия выделенных субъектов может быть представлена схемой: 1 — товары и услуги; 2 — расходы домашнего хозяйства (оплата товаров и услуг); 3 — доходы домашнего хозяйства (плата за факторы); 4 — факторы производства: 1 Домашнее
хозяйство 2 Бизнес (в широком смысле) * 3 ” 4 г Рис. 1.3 Модель рыночной экономики
Взаимодействие субъектов осуществляется на различных видах и типах рынков. Существует несколько определений рынка.
В наиболее широком смысле рынком (рыночной системой) называют форму, способ организации хозяйственной жизни, при которой каждый субъект самостоятельно отвечает на основные вопросы экономики.
В более узком (традиционном) смысле рынок — это определенное место взаимодействия продавца и покупателя.
наличие определенного места; —
наличие товара у продавца и денег у покупателя; —
взаимодействие продавца и покупателя для определения цены и количества товара; —
переход товара к покупателю, а денег к продавцу.
Однако в современных условиях многие признаки традиционного рынка потеряли свое значение.
В современном, экономическом смысле рынок — это упорядоченная структура, посредством которой взаимодействуют продавец и покупатель для определения цены и количества товара.
Существует множество различных классификаций рынков. Как правило, характер классификаций зависит от цели исследования. В рамках экономической теории наибольший интерес представляет следующая классификация рынков по видам и типам:
рынок конечных продуктов и услуг; —
финансовый рынок: а) денег; б) ценных бумаг; —
рынок факторов производства: а) труда; б) капитала; в) землепользования;
по сфере охвата: а) местный (региональный); б) национальный; в) международный (мировой); —
по организационному признаку: а) организованный — биржи и торговые дома как формы организации оптовой торговли; б) рассредоточенные рынки, имеющие посредника между продавцом и покупателем; в) система розничной торговли, непосредственно доводящая товар до потребителя. —
по характеру конкуренции выделяют рынки: а) совершенный (конкурентный); б) несовершенный, или рынок несовершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция характеризуется возможностью воздействия на рыночную цену одного или нескольких участников рыночного взаимодействия. Это свойство получило название «монопольной власти». В зависимости от степени и характера монопольной власти выделяют: —
несовершенные рынки с монопольной властью производителя, которые подразделяются на: а) рынок монополистической конкуренции; б) олигополистический рынок; в) чистая монополия; —
рынок с монопольной властью потребителя получил название монопсония.
Для изучения рыночной экономики особое значение имеет модель совершенного (конкурентного, идеального) рынка. Данная модель практически не встречается в жизни, однако она позволяет выявить многие закономерности функционирования реальной рыночной экономики и спрогнозировать возможные последствия принимаемых экономических решений.
Источник