Работодатели и учебные заведения: как добиться взаимодействия?
Результаты опроса показали, что 63% компаний так или иначе взаимодействуют с высшими или средними учебными заведениями.
Основная цель взаимодействия работодателей с образовательными учреждениями — поиск высокопотенциальных студентов (65%). Другими актуальными задачами стали: пополнение кадрового резерва (57%), привлечение студентов на практику (51%) и повышение узнаваемости бренда компании на рынке труда (51%).
В сентябре 2017 года мы также опросили работодателей, чтобы выяснить, в чем, на их взгляд, заключается главная ценность HR-отдела для самой компании? Так, всего 17% работодателей подчеркнули, что в настоящее время очень важно уметь находить высокопотенциальные таланты (Hi-Po) среди выпускников.
Если посмотреть в разрезе по размерам компаний, можно увидеть, что практически каждая четвертая крупная организация осознает необходимость поиска высокопотенциальных талантливых сотрудников среди выпускников.
Как можно увидеть из верхней диаграммы, изучение настроений будущих соискателей актуально сегодня всего лишь для 8% опрошенных работодателей при сотрудничестве с учебными заведениями. При этом опрос 2017 года показал, что 57% респондентов уверены: в будущем HR-специалистам потребуется скорректировать подход к сотрудникам — представителям других поколений, а 35% опрошенных работодателей утверждают, что работа HR будет сфокусирована на поиске и привлечении талантов. Принимая во внимание надвигающийся кадровый кризис, спровоцированный демографическим провалом 90-х годов, в ближайшем будущем борьба за таланты обострится, и этот фактор вызовет потребность в более тесном сотрудничестве бизнеса и учебных заведений.
44% компаний, не сотрудничающих с учебными заведениями в настоящее время, планируют начать такую работу в будущем. У 6% респондентов отсутствуют материальные возможности для подобного сотрудничества. Таким образом, можно говорить о том, что половина опрошенных российских работодателей косвенно подтверждают необходимость такой работы для развития бизнеса.
Наиболее распространенным инструментом взаимодействия с учебными заведениями являются практики и стажировки для студентов (80%). Отдельно хотелось бы отметить следующий факт: несмотря на то, что создание корпоративной кафедры является наименее популярным инструментом взаимодействия с учебными заведениями, в настоящее время среди российских ИТ-компаний наметилась тенденция к организации собственных кафедр, но пока исключительно в вузах.
65% всех участников данного опроса назвали практики и стажировки для студентов самым эффективным инструментом взаимодействия с вузами. При этом можно отметить любопытный нюанс: по мнению 30% респондентов, регулярные секции и мастер-классы являются более эффективным инструментом взаимодействием с учебными заведениями по сравнению с единоразовыми (18%), однако, если посмотреть на предыдущую диаграмму, практикуют регулярные мастер-классы всего лишь 8% респондентов, а единоразовые — 43% опрошенных работодателей.
По мере увеличения численности сотрудников происходит рост доли компаний, сотрудничающих с учебными заведениями: 78% крупных, 64% средних и 43% мелких.
Можно также увидеть следующую тенденцию: чем крупнее бизнес, тем выше его потребность в сотрудничестве не только со студентами, но и со школьниками. Для работодателей это возможность наладить сотрудничество с будущими молодыми специалистами, которые в ближайшее время достигнут возраста экономической активности.
Источник
Как бизнесу работать с университетами
Сегодня сотрудничество с вузами могут позволить себе не только корпорации, но даже средний и малый бизнес. Ниже несколько советов, как компании наладить отношения с университетами, найти контакт со студентами и ректоратом и не наделать ошибок.
1. Определите, зачем вы идете в академическую среду. Образовательные проекты работодателей и университетов помогают совместно решить проблемы нехватки квалифицированных специалистов и трудоустройства выпускников. Эффективнее подключаться к процессу образования еще в стенах университета: это экономит бизнесу не только время на обучение и адаптацию специалиста, но и до 20% затрат на поиск и привлечение сотрудников. К тому же учебное заведение может дать бизнесу доступ к своей инфраструктуре, помочь с проведением исследования или стать клиентом компании.
2. Подумайте, чем заинтересовать вуз. Речь не только о финансировании – учебным заведениям часто важнее получить доступ к знаниям и технологиям бизнеса и приобрести надежного партнера среди работодателей. Преподаватели из бизнеса привлекают в вуз абитуриентов, а студенты, которые учатся на актуальных кейсах бизнеса, получают более высокую квалификацию.
Небольшой косметический ремонт в аудитории или помощь с приобретением нужной техники (даже проекторов или расходных комплектующих) будет огромным плюсом для вуза: у учебных заведений всегда сложности с внутренними процедурами закупок и свободными ресурсами.
3. Найдите взаимовыгодный формат взаимодействия. Вот несколько вариантов.
Стажировки для студентов. Ежегодно на наших совместных с вузами образовательных программах очно учится более 3300 студентов, около 150 из них становятся сотрудниками. После года работы более 80% из них остаются в компании.
Бесплатные продукты. Вузу могут быть полезны ваши программные продукты для административной работы, учебы, проведения мероприятий. Если ваш продукт связан с профилем вуза или отдельных кафедр, обязательно предложите его (например, факультетам геодезии пригодятся сервисы, связанные с геоданными).
Поддержка мероприятий для студентов: хакатонов, дебатов, конкурсов, кейс-чемпионатов и др. Часто организаторам важнее ваши эксперты и классные задачи с призами, чем финансирование.
Олимпиады. Организуйте или поддерживайте олимпиады, олимпиадные сборные и олимпиадные школы.
Учреждение стипендий и грантов. Для студентов и преподавателей даже небольшая прибавка к стипендии или зарплате значима, и конкурс на ее получение будет всегда большим, даже если вы некрупная и малоизвестная компания.
Участие в ярмарках вакансий, фестивалях и днях карьеры.
Помощь в формировании образовательной программы. Проводите лекции с вашими спикерами, мастер-классы, лабораторные работы, предлагайте бизнес-кейсы для курсовых работ, разрабатывайте совместные образовательные курсы и программы.
4. Определите, кто будет заниматься работой с вузами. Лучше всего, если в организации есть отдел, занимающийся образованием, и в нем сотрудники, отвечающие за проекты с вузами. Но в малых и средних компаниях отдельных специалистов с такими функциями практически нет – тогда отношениями с вузами занимаются сотрудники отделов HR, PR или даже GR.
Иногда университеты предоставляют партнерам персонального менеджера, который координирует взаимодействие бизнеса с различными подразделениями вуза. Но есть риск, что тот же менеджер будет работать и с вашими конкурентами. Также можно привлечь специализированную стороннюю организацию, которая от имени работодателя будет организовывать студенческие мероприятия.
5. Установите контакты. Стать партнером вуза можно через центры занятости студентов, исследовательские центры вуза. Также можно подружиться с профильным факультетом. Узнайте, работают ли в вашей компании выпускники факультета, найдите общих знакомых. Если компания планирует крупные проекты с университетом, лучше заручиться поддержкой ректората.
6. Учитывайте академическую специфику.
Работайте на перспективу. Нужно убедить вуз в серьезности намерений, поэтому запланируйте совместную деятельность на 2–3 года минимум. Хорошие кадры нужно растить с младших курсов, чтобы потом получить возможность пригласить на работу выпускников.
Учитывайте учебный и бюджетный календарь вуза. В августе – полное затишье. Горячее время – начало учебного года, сессии – в мае – июне и декабре – январе, набор – летом, и конец бюджетного года – в ноябре – декабре. Учитывайте загруженность вуза, планируя свои проекты.
Принимайте меры для минимизации рисков. Если вы запланировали мероприятие в вузе, нет гарантии, что вам обеспечат заполненный зал, каким бы блестящим ни был ваш спикер. Самостоятельно доносите до студентов информацию о вашем проекте, рассказывайте, зачем им приходить именно к вам. В этом помогут пресс-служба вуза, студенческие медиа, паблики, чаты, таргетинг и старые добрые постеры на доске объявлений у деканата. В учебных заведениях нередко бывает, что аналитиков или разработчиков выпускает сразу несколько факультетов, соревнующихся за абитуриентов. Так что у проекта, который вы запускаете с одним факультетом, может появиться конкурент в этом же вузе. Подумайте заранее, как избежать конфликтов интересов.
В вузе, как и в любом другом государственном учреждении, всегда много согласований. Относитесь к этому с пониманием и ищите законные возможности помочь коллегам справиться с бумагами. Они это оценят.
Общайтесь очно. Личные контакты в академической среде имеют огромную важность. Запаситесь временем и вниманием, когда приходите на встречу: хороший университетский преподаватель привык к обстоятельному рассказу, часто незаметно перетекающему в лекцию.
Учитывайте субординацию. В своей компании вы можете называть генерального директора по имени и на «ты», но в университете такое панибратство не оценят. Независимо от возраста сотрудников вуза обращайтесь к ним на «вы», по имени и отчеству.
Не жалейте усилий и ресурсов на налаживание отношений с вузами. Они окупаются с лихвой и сохраняются надолго.
Источник
Как университетам и бизнесу найти друг друга
© Essentials/ iStock
Российским вузам и компаниям необходимо более тесное взаимодействие, которое бы способствовало технологическому прорыву российской экономики в целом. О перспективах и препятствиях на пути такого сотрудничества говорил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на экспертной дискуссии в рамках Гайдаровского форума, проходящего в РАНХиГС.
Как заметил открывавший дискуссию научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков, в последние пять лет происходит трансформация российских университетов. Из площадки для подготовки кадров, которой они традиционно были еще с советских времен, ведущие вузы пытаются стать исследовательскими и даже «разработческими» вузами. Одновременно от бизнеса можно услышать жалобы на низкое качество подготовки людей для высокотехнологичных секторов экономики. В такой ситуации особенно важно изучать редкий позитивный опыт взаимодействия вузов и компаний.
Ярослав Кузьминов выделил три основных модели такого взаимодействия. Первая из них — модель заказа, когда компании выставляют на конкурс какое-нибудь задание и выигравший конкурс вуз его исполняет. Это, пожалуй, самая типичная модель взаимодействия вузов и бизнеса в России. Таким образом формируется около 10 процентов бюджета вузов. Но это очень короткое взаимодействие: на заказы обычно не отдаются комплексные разработки.
Другая модель — эксклюзивное партнерство. Она сохраняется, в основном, теми вузами, которые традиционно работают с оборонным сектором и выполняют военные заказы. Это длинное партнерство, оно может быть более дорогостоящим, но у него есть очевидные преимущества — меньше рисков, потому что ты очень хорошо знаешь своего партнера. К такого рода длительным партнерствам можно отнести и сотрудничество государственных ведомств с вузами по разработке проектов реформ, государственных программ и т.п.
Почти в каждой области есть инновационные парки и инкубаторы, которые плохо используются. Почему не передать их вузам, чтобы студенты там занимались проектами, которые им интересны?
Наконец, можно выделить модель кооперации вузов и компаний в решении общеотраслевых и даже общестрановых проблем. Такое взаимодействие носит в известном смысле социальный характер, и оно возможно, когда есть лидер отрасли, не боящийся объединять усилия не только с вузами, но и с конкурентами.
Примером «кооперационной» модели можно назвать сотрудничество НИУ ВШЭ и Яндекса, которое вылилось в открытие в Вышке факультета компьютерных наук. (Как рассказала участвовавшая в дискуссии гендиректор Яндекса Елена Бунина, сначала разработчики и аналитики Яндекса сами занимались со студентами Вышки, ставили им реальные задачи. Затем они стали привлекать к занятиям и другие компании — и такого рода практики на факультете теперь идут с первого курса.)
Но у взаимодействия вузов и бизнеса в российских условиях есть ограничения. Ярослав Кузьминов отметил в целом низкую готовность российского бизнеса вкладываться в исследования и разработки, и даже когда такие вложения происходят, они часто носят не прорывной характер. Присутствие России на «передовой» глобальных технологий крайне ограничено, да и размер российских компаний на порядок ниже, чем, например, американских. По мнению Ярослава Кузьминова, наши компании в основном занимаются адаптацией и идут туда, где это сделать дешевле, и часто это не Россия.
Впрочем, есть и хорошие новости. Короткое мышление российского бизнеса, на взгляд ректора ВШЭ, преодолимо. Во всяком случае, изменение макроэкономической ситуации, удлинение и снижение стоимости кредитования позволит им высвободить больше ресурсов для исследований и разработок.
Но и вузы должны быть активнее в плане исследований в прорывных областях науки и технологий. России, считает Ярослав Кузьминов, нужны не меньше 30–40 вузов, которые входят в топ-100 международных рейтингов в той или иной предметной области (всего предметных рейтингов около 60). И даже если у вузов не получается быть лидерами на переднем краю исследований, то нужно хотя бы быть в курсе того, что там происходит, участвовать в крупнейших конференциях.
Конечно, чтобы полноценно конкурировать с ведущими мировыми университетами, российским вузам понадобилось бы значительно больше средств (по оценкам, до 4% ВВП к 2025 году), чем сейчас выделяется на финансирование всего образования (0,6% ВВП). Значит, нужно искать компромиссную модель. Например, можно выделить ядро из десяти вузов, обеспечив им приборную и лабораторную базу, не уступающую технологическим ресурсам, которыми располагают лучшие мировые университеты. Помимо этой десятки лидеров можно выделить еще ряд вузов, которые в состоянии конкурировать в отдельных, более узких, секторах науки и технологий.
Это не значит, что все остальные вузы государству нужно забросить. Они могут стать центрами, вокруг которых в регионах будут создаваться инновационные пояса, считает Ярослав Кузьминов. Почти в каждой области есть инновационные парки и инкубаторы, которые плохо используются. Почему не передать их вузам, чтобы студенты там занимались проектами, которые им интересны? Молодежь не менее ценный ресурс, чем приток технологий и денег, уверен ректор ВШЭ. Нужно учиться «капитализировать» молодость — это и будет поддержка для нашей инновационной экономики.
Источник