Взаимодействие педагога с детьми в ходе образовательной деятельности
Нина Павлова
Взаимодействие педагога с детьми в ходе образовательной деятельности
Взаимодействие педагога с детьми в ходе образовательной деятельности.
(из опыта работы старшего воспитателя МАОУ «Чечулинская СОШ» Новгородского района, Новгородской области Павловой Нины Алексеевны)
В своей педагогической деятельности я опираюсь на педагогическую технологию личностно- ориентированного взаимодействия с воспитанниками, концепция которой была заложена еще Ж. Ж. Руссо, развита в трудах Якиманской И. С., Панюковой С. В., А. В. Петровского и др., целью которой является организация воспитательно-образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательно- образовательного процесса.
В ходе взаимодействия каждому ребенку я создаю условия для раскрытия его внутреннего мира, интеллектуального потенциала, помогаю более полно реализовать возможности в соответствии с его способностями. Стараюсь придать ребенку дополнительные силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Осуществляю подход к детям как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества. Стремлюсь установить доверительные отношения с ними, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам. Поощряю самостоятельность в деятельности, в выполнении режимных процедур, учитываю их индивидуальные особенности (состояние здоровья, привычки, темперамент, предпочтения). Чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке. Слушаю детей внимательно и уважением, вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы. Успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремлюсь помочь в устранении дискомфорта. Разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз», общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом. В течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально. Взаимодействуя с детьми, я учитываю уровень их развития, а регулярно проводимые наблюдения детей в деятельности позволяют мне отслеживать их потребности, интересы, возможности, успехи и планировать с ними дальнейшую работу.
Для развития самостоятельности и соблюдения индивидуальной траектории развития ребенка я предоставляю детям право выбора заданий разного уровня сложности. Ребенок по своему желанию может выбрать и выполнить задание по своим силам, изменить задание, если почувствует, что переоценил свои возможности, обратиться за помощью к взрослому или другому ребенку.
Для детей, не уверенных в себе или испытывающих трудности в освоении Программы, я реализую модель сотрудничества при выполнении заданий и тогда, при моей поддержке, использования образца для действий и т. п., ребенок становится более уверенным и самостоятельным в реализации поставленных задач.
Создавая и изменяя каждый день развивающую среду в группе, я предоставляю каждому ребенку право выбора вида деятельности с учетом имеющихся интересов. Взаимодействую с ними в среде на основе партнерской (равноправной) позиции, основанной на интересах детей, где преобладает доверительность. Включаюсь в деятельность наравне с детьми. Ребята могут добровольно,без принуждения присоединиться (или не присоединиться) к тому, что делают другие участники образовательной деятельности, свободно перемещаться, общаться в процессе деятельности, работать в своем темпе.
Работу с детьми осуществляю в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса, где усвоение образовательного материала происходит в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Такими событиями являются, например, Российские праздники (Новый год, День семьи и др., международные праздники (Международный женский день,День доброты, День Земли и др., значимые для самих детей темы. Проектная деятельность при этом является приоритетной. При совместном планировании деятельности организую обмен мнениями. Стараюсь организовать деятельность детей таким образом, чтобы выбранная совместно с детьми тема включала решение задач по нескольким образовательным областям и способствовала наиболее эффективному усвоению приобретаемых знаний, создаю условия для самостоятельного получения знаний через игровую, исследовательскую, продуктивную и другую деятельность.
Для мотивации детей к деятельности использую проблемные, игровые, воображаемые и практические ситуации, сюрпризные моменты, эксперименты, литературные и фольклорные произведения, проблемные диалоги, наблюдения, эвристические беседы, обсуждения и др. Опираюсь в деятельностина прошлый опыт детей и выявляю полученный опыт путем постановки вопросов: «Как он это делал? Почему? Как рассуждал? Какой способ использовал?» Мы вместе анализируем все предполагаемые способы решения проблем и выбираем наиболее рациональные. При этом создаю условия, позволяющие каждому ребенку быть активным, самостоятельным. Ребят с определенными способностями часто привлекаю в качестве помощников, организаторов деятельности. Выражаю детям доверие, поручая выполнить наиболее значимые задания коллектива, в которых ребенок может проявить себя. Для детей неуверенных или с низким уровнем развития выступаю в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока они в этом нуждаются. Результаты деятельности ребёнка сравнивая только с его собственными. Использую различные способы и направления поддержки детской инициативы,такие как: похвала («У тебя обязательно получится», «Я верю, что вы успешно с этим справитесь» и др., поддержка индивидуальных интересов (реализация мини-проектов, создание индивидуальных коллекций и пр., создание уголков по интересам детей, подбор художественной литературы с учетом интересов и запросов детей и др. Формирую позитивные установки к различным видам труда и творчества, объясняя их важность как для самого ребенка, так и для окружающих. Для выполнения правил, установленных в группе, которые мы с ребятами сами разрабатываем, использую не только просьбу, но и требование в доброжелательной, тактичной форме. Для создания оптимального характера взаимоотношений использую с кем-то шутку, а с кем-то,в случае необходимости, разговор серьёзный и строгий. В процессе взаимодействия с детьми использую как прямые (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др., так и косвенные воздействия (через игровые ситуации, обсуждение поведения героев литературных произведений, проблемные ситуации, игровое общение, сказку). В группе создаю разноуровневую предметно-развивающую среда, где есть игры, пособия как для детей с низким уровнем развития, так и для детей с опережающем развитием. Ребенку предоставляется возможность выбора игр, заданий, вида деятельности и партнеров с учетом имеющихся интересов, уровня развития, предпочтений.
Использую такую форму взаимодействия с воспитанниками, как «Детский совет», на котором мы обсуждаем проблемы, новости, события, планируем, чем будем заниматься в ближайшее время, какую тему выберем для реализации.
В своей практике работы с детьми использую технологию проектной деятельности, начало которой положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. Это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Суть его заключается в самостоятельной и коллективной творческой завершённой работе, имеющей социально значимый результат. В основе проекта, как правило, лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
При этом дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивает волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия, происходят позитивные изменения в познавательном развитии детей.
Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.
Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми «Сад-огород» Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми Тема: «Сад – огород» Старшая — подготовительная группы 1. Старшая.
Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.
Конспект образовательной деятельности лепке «Птичья столовая» с детьми 4–5 лет Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию лепке с детьми 4-5 лет по теме: «Птичья столовая» Цель:.
Конспект образовательной интегративной деятельности с детьми 2–3 лет «Поможем Маше» Цель: формирование представлений детей об окружающем мире через использование информационно – коммуникационных технологий. Задачи: — формировать.
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 3–4 лет Тема: «Развитие речи детей средствами сенсорного развития» «Солнышко собирает друзей» Цель: Развиваем речь детей средствами сенсорного.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.
Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Рабочая программа по обучению детей хакасскому языку в совместной деятельности.
Оформление группы в ходе проектной деятельности (фотоотчет) Декабрь выдался напряженным и насыщенным в работе, наверное, как и умногих из вас. В нашем ДОУ в этом месяце проходит конкурс зимних проектов.
Источник
Организация взаимодействия ребенка и воспитателя в условиях реализации ФГОС
Павленко Наталья
Организация взаимодействия ребенка и воспитателя в условиях реализации ФГОС
Основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п. 2.4.). При оценке результативности образовательного процесса в настоящее время обращается внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать, а на то, каковы итоги его физического, личностного и интеллектуального развития в целом.
В стандарт дошкольного образования включены такие основные принципы,как:
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Я, как педагог, неукоснительно следуя данным принципам, создаю в своей группе все условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивая его эмоциональное благополучие, помогаю дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития.
В детском саду почти каждый ребенок проводит большую часть суток. Сверстники и работники детского сада становятся его вторым «миром». Отношения с ними занимают в жизни малыша очень важное место, и он очень переживает, если отношения не складываются. Основой взаимодействия воспитателя с воспитанником является доверительное и внимательное отношение к внутреннему миру ребенка, доброта и сердечность взрослого. Это способствует результативному сотрудничеству между ними, дает возможность правильно оценить состояние души малыша, понять и принять его привычки и манеры поведения, быть мудрым проводником в его настроении и переживаниях.
Педагог для ребенка – это друг, который может поделиться своими знаниями, мудростью и опытом, а он их может перенять.Возникает вопрос: как же построить взаимоотношения с воспитанником, чтобы они помогли получить максимальный результат в сфере образования, воспитания и личностного развития? И в то же время взаимодействие должно оставаться благоприятным фактором для их конструктивного общения. Выходом из этой ситуации может стать модель личностно-ориентированных отношений «воспитатель – воспитанник», цель которых – развитие личности ребенка.
Основные принципы личностно-ориентированного взаимодействия – принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Задача воспитателя – создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ребенка в группе, для формирования у него положительных самоощущений, уверенности в своих силах, доверия к миру и людям, инициативности и активной любознательности. Здесь его умения и навыки видятся не как цели, а как средства его развития. Однако, это ни в коем случае не отменяет работы по развитию, обучению и воспитанию дошкольников, проведения с ними планомерной педагогической работы. В то же время, основное значение в образовательном процессе, согласно ФГОС ДО, придается не занятиям школьного типа, а игре, как основной форме организации детской жизни. Благодаря свободному взаимодействию в игре взрослого с детьми и детей между собой, проявляется детская активность, наиболее полная реализация себя как личности.
Такое положение дела предполагает принципиально новый подход к воспитательному процессу, формирующий у дошкольника активную жизненную позицию по отношению к окружающему. В его основе лежат такие взаимоотношения взрослого с детьми, которые строятся на основе равноправия и сотрудничества. Воспитатель не выравнивает детей, не придерживается одного шаблона, стандарта, а учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, ориентируется на его интересы, общается с учетом его характера и привычек. Личностно-ориентированный подход подразумевает взрослого не как непререкаемого авторитета, а как дружелюбного партнера и наставника. К ребенку он относится как к полноправному участнику совместной деятельности, и это является благоприятным условием для формирования будущей личности, развития творческого потенциала, снижения эмоциональных переживаний и конфликтных ситуаций.
Личностно-ориентированная модель воспитания характеризуется признанием взрослым прав и свобод ребенка, деятельностным сотрудничеством, сопереживанием и взаимоподдержкой, обсуждением проблемы, а также гибким введением необходимых ограничений. Эти формы взаимодействия гарантируют малышу обеспеченность чувством психологической защищенности, возможность его индивидуализации, привитие гуманного отношения к окружающему миру и положительных результатов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Действия взрослого не должны содержать в себе признаки подавления инициативности и самостоятельности детей.
В своей группе я строю с детьми отношения, основанные на уважении и требовательности. Уделяю большое внимание начальной стадии контакта, формированию у воспитанников чувства «мы». Всегда стараюсь применять личностный подход во взаимодействии с детьми, демонстрирую свою расположенность к группе, свое понимание их внутреннего состояния.
Хотелось бы обратить внимание на то, какое большое значение в процессе общения и установления дальнейших взаимоотношений имеет культура слушания. Уметь не только слушать, но и слышать другого человека – важнейший фактор, обеспечивающий эффективное общение и понимание друг друга. Первое и основное правило,сформированное много столетий назад: «Самый главный человек на свете – тот, кто перед тобой». Считаю, что любой педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен владеть умением слушать, ведь слушание воспитанника – это составная часть педагогической деятельности.
Когда педагог имеет эмоционально-положительное отношение к детям, адекватную деловую реакцию на недостатки в учебной работе, использует спокойный и ровный тон в обращении – его дети раскованы, общительны, доверчивы. Правильно подобранный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия и во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Правила, повышающие эффективность общения и взаимодействий, известны. Воспитание души и, как следствие, становление личности – должно начаться с изучения и усвоения этих правил.
В работе с маленькими детьми у взрослого есть ответственный момент, когда из множества различных средств взаимодействия он должен выбрать наиболее рациональные и эффективные в той или иной ситуации. Это и создаёт гармонию взаимопонимания воспитателя с детьми. А гармония в отношениях – и есть цель нашей педагогической работы.
1. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. 2007
2.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
3. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям/ 4-е изд., перераб. и доп. –М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.
4. Урунтаева Г. А.Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия». – 2001. – 166 с.
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации ФГОС Тема недели НОД тема, задачи, оборудование Место в режимных моментах (форма, цель) Средства для самостоятельной деят-ти Ожидаемый результат.
Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС «Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО». «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги.
Новые формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС Шлыкова Людмила воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золушка» С введением Федерального государственного образовательного стандарта в образовании.
Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС до С введением ФГОС дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. На современном этапе задачами педагогической.
Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в условиях ФГОС до Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» Муниципального образования – городской округ город Касимов.
Основные направления работы старшего воспитателя по повышению компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО «Правильно организованное обучение ведёт за собой развитие». Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное.
Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО На сегодняшний день одним из приоритетных направлений работы государственной социальной политики России можно считать внедрение в образовательный.
Презентация «Организация работы с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО» Комментарии к презентации «Работа дошкольной образовательной организации с семьей» Семья и детский сад – два общественных института, которые.
Презентация «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС» Слайд 2 Семья для ребенка-это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.
Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Источник