Способы взаимодействия с родителями учеников

На связи с родителями: 11 современных способов связи с родителями учеников

При работе с классом учителю необходимо поддерживать постоянную связь с родителями своих учеников. Это должно быть двухстороннее общение, с целью ознакомления со всей важной информацией, касающейся школьной жизни детей и самых актуальных проблем, возникающих у школьников или их родителей. В нашей статье мы расскажем о различных способах связи с родителями.

Школьный дневник

Школьный дневник считается основным документом ученика. Дневник является объектом внутришкольного контроля, поэтому все записи в нем носят официальный характер. Учитель может записывать в дневник:

  • информацию об участии ребенка в общешкольных мероприятиях;
  • замечания относительно поведения или старательности ученика;
  • благодарности;
  • поздравления с праздниками или победой ребенка на олимпиаде или в конкурсе;
  • объявления;
  • приглашения;
  • рекомендации;
  • предупреждения;
  • извещения о предстоящей совместной деятельности;

Первым «плюсом» такого способа общения является то, что родители обязаны регулярно просматривать страницы дневника и знакомиться со всей представленной информацией. Родители ставят свою подпись в дневнике в подтверждение с ознакомлением с информацией.

Учитель может попросить родителей подписывать все важные сообщения. Таким образом, он получит свидетельство того, что мама и папа в курсе главных школьных событий. Это является важным преимуществом использования дневника для связи с родителями — официальное доказательство того, что известие доставлено адресату. Тем более, записи сохраняются в течение всего учебного года.

К недостаткам такого способа общения относится:

  • Отсутствие оперативности — ребенок может забыть показать дневник родителям или оставит его дома. Также родители не всегда сразу же обращают внимание на записи в дневнике.
  • Большие временные затраты — в основном все сообщения учитель пишет вручную, что может занять около получаса. Иногда, если информация носит общий характер, сообщение можно распечатать и вклеить на страницы дневника, однако это тоже займет некоторое время.
  • Отсутствие конфиденциальности — дневник не является сугубо личной вещью и его содержимое может прочесть зауч, директор, учитель-предметник, другие ученики и т.д. Поэтому посредством дневника нельзя передавать информацию, носящую индивидуальный характер.

В электронных журналах есть возможность оставлять личные сообщения родителям, комментировать оценки. Отдельные системы информируют родителей о таких активностях на смс.

Родительское собрание

Для проведения «живого» общения с родителями лучшей формой является родительское собрание. Это серьезное мероприятие, на котором обсуждаются все важные вопросы жизни класса или школы.

Его достоинствами являются:

  • непосредственное участие родителей в школьных делах;
  • сплочение родительского коллектива;
  • организация многостороннего обмена мнениями относительно заявленных проблем;
  • проведение дискуссии для принятия общего решения;
  • возможность пригласить различных специалистов для выступления на собрании;
  • использование всевозможных форм общения (коллективные, групповые, индивидуальные);
  • ход собрания и все итоговые решения протоколируются;
  • передается информация разного характера.

К недостаткам относится:

  • необходимость длительной и серьезной подготовки к проведению собрания;
  • возможность появления конфликтных ситуаций вследствие расхождения мнений родителей;
  • недостаточная частота проведения — собрание организуется примерно один-два раза в месяц, поэтому для решения оперативных вопросов данный способ связи не подходит;
  • необязательность посещения — некоторые родители ввиду личных обстоятельств могут не прийти на собрание.

Информационный стенд

Информационный стенд является традиционным способом трансляции сообщений родителям. Обычно на нем размещают методические бюллетени с материалами рекомендательного характера. Такая форма связи носит формальный характер и имеет всего лишь пару положительных сторон:

  • можно передать большой объем информации;
  • родители имеют достаточный запас времени для ознакомления с информацией.

Школьный сайт

Еще одним официальным способом поддерживания связи с родителями является передача информации путем размещения ее на страницах сайта школы. В наше время практически каждое образовательное учреждение имеет свою веб-страницу. К преимуществам этого средства общения относятся такие моменты:

  • через сайт можно передавать не только текстовые сообщения, но и фото-, видеоматериалы;
  • для размещения записи не требуется много времени.

Вместе с тем, есть и некоторые недостатки:

  • обычно на сайтах размещается информация общешкольного значения;
  • учитель не всегда имеет доступ к администрированию сайта;
  • не все родители регулярно и в обязательном порядке просматривают содержимое веб-страницы;
  • информация сайта находится в свободном доступе для каждого, поэтому возможность личного общения отсутствует.

Организация сообщества в соцсетях

Для организации классного сообщества в соцсетях (на базе «Одноклассники», «В контакте» и т.д.) необходимо создать группу с ограниченным доступом и предложить всем родителям зарегистрироваться в данном сообществе и подать заявку на вступление в группу. Подобное сообщество можно создать и на основе файловых хостингов, предназначенных для хранения данных типа Google.Диск, однако оно будет обладать более ограниченными возможностями относительно оперативности общения.

Это многосторонний способ связи, поскольку родители не только смогут видеть сообщения, размещаемые учителем, но и комментировать их, делиться мнением друг с другом. К его положительным сторонам также относится:

  • размещаемые сообщения доступны для просмотра всем участникам группы;
  • можно вести дискуссию;
  • ознакомиться с информацией, как и написать свое мнение можно в любое удобное время суток;
  • можно выкладывать видео и фото;
  • высокая скорость доставки информации.

Недостатками можно считать такие моменты:

  • необходимость постоянно мониторить записи в группе;
  • неофициальный статус такого общения;
  • отсутствие подтверждения того, что все родители своевременно ознакомились с сообщением;
  • невозможность обсуждать в группе информацию личного характера, однако это можно сделать путем отправки личного сообщения.
Читайте также:  Способ получения стали сущность которого

Мобильные приложения

Схожими характеристиками обладают сообщества, созданные посредством мобильных приложений типа Viber, WhatsApp и т.п. Для организации такой связи с родителями необходимо предложить им установить на своих смартфонах соответствующее программное обеспечение и зарегистрировать их в группе.

  • данный способ предоставляет максимальную оперативность по обмену информацией;
  • с помощью таких приложений можно организовать как коллективную, так и индивидуальную рассылку сообщений;
  • высокая мобильность — используя фотокамеру телефона, можно делать фото или видео и сразу же выкладывать его в группе.

Недостатком можно считать относительно высокую цену смартфонов вследствие чего не все родители могут позволить себе иметь подобный телефон. К тому же он должен иметь доступ к сети Интернет.

Связь посредством телефона

Можно поддерживать связь с родителями с помощью обычного телефона посредством личного звонка. Как правило, классный руководитель имеет список номеров родителей каждого ученика и в любой момент может связаться с ними. Однако такой способ подходит только для решения самых срочных вопросов или обсуждения очень личной информации. К недостаткам можно отнести такие моменты:

  • звонок может оказаться несвоевременным, если абонент будет занят на работе или другими срочными делами — в таком случае информация может быть воспринята неадекватно;
  • индивидуальных характер связи — обзванивать придется каждого по отдельности;
  • отсутствие возможности коллективного общения;
  • денежные затраты.

С помощью мобильного телефона можно также организовать смс-рассылку сообщений, поскольку такая функция есть в каждом телефоне. При этом способе доступна только двусторонняя связь. Также к недостаткам такого способа связи следует отнести очень ограниченный объем передаваемой информации.

Электронная рассылка

Есть возможность организовать рассылку сообщений с помощью электронной почты. Для этого родителям необходимо обзавестись личными почтовыми ящиками в любой электронной почтовой системе.

Классному руководителю достаточно один раз ввести в строку рассылки адреса всех родителей и в дальнейшем письма будут отправляться одновременно на все ящики. При этом объем информации, которую можно пересылать, очень большой.

Одним из самых значимых недостатков является отсутствие коллективной площадки для общения.

Родительский форум

Для организации родительского форума потребуется наличие специального веб-ресурса. В принципе, это может быть и школьный сайт, и любой другой сайт, имеющий схожую тематическую направленность. Обычно такие форумы являются общедоступными и подходят скорее для обсуждения каких-либо единичных вопросов, чем для оперативного обмена информацией.

Личный блог учителя

Многие учителя ведут свои личные блоги и параллельно используют его для связи с родителями, обсуждения с ними многих вопросов, касающихся школьных проблем. Такой блог может быть создан на личном, общешкольном или тематическом сайте, где доступны такие функции.

Как правило, найти подобные блоги через поисковик в браузере довольно сложно, поэтому родителям нужно сообщить адрес ссылки и предложить стать постоянными подписчиками. В таком случае информация, размещенная в блоге, будет быстрее попадать в поле их зрения.

Skype

Одним из самых универсальных средств связи на данный момент является Skype — программа, которая обеспечивает:

  • звонки на телефон;
  • видеозвонки между абонентами Skype;
  • мгновенный обмен информацией;
  • групповую видеосвязь;
  • демонстрацию экрана вашего монитора с необходимой информацией.

Выбирая подходящий способ связи с родителями, можно остановиться на 2-3 вариантах, которые обеспечат разные формы общения:

  • официальное и неформальное;
  • вживую и на расстоянии;
  • коллективное и индивидуальное и т.д.

Не рекомендуется создавать несколько схожих по своему потенциалу групп, которые будут дублировать друг друга. Это приведет к путанице и снижению эффективности от их использования. Также в данном вопросе следует учитывать желания и возможности родителей, иначе они просто будут игнорировать все ваши попытки связаться с ними.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Организация взаимодействия с родителями учащихся

Важнейшей проблемой нашего времени является духовно- нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные этические ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости в СМИ, тяжелые социальные условия, разрушение семейного уклада нелегким бременем легло на неокрепшее детское сознание.

Очевидно, что процесс образования и воспитания в школе должен основываться на организацию взаимодействия с родителями. Семья, школа, детский коллектив – посредники, которые передают новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними поколениями. К сожалению, в наше время существует достаточно много проблем в организации эффективного взаимодействия семьи и школы. Наиболее распространенными проблемами являются:

  • занятость родителей, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;
  • наличие своих собственных убеждений и взглядов на постановку воспитания, отличающихся от принятых в обществе;
  • неудовлетворительная оценка школьного воспитания;
  • невысокий уровень образования и культуры родителей.

В силу обозначенных проблем работа педагога с родителями очень важна и нужна современной школе.

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда обнаружится, что решающую роль в его социализации на том или ином возрастном этапе играет семья. Итак, главными компонентами семейного воспитания являются:

  1. уклад семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
  2. режим семейной жизни;
  3. содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).
Читайте также:  Перечислите известные вам способы определения частей света

“Все мы родом из детства”, “Все – и хорошее, и плохое – человек получает в семье”. Эти педагогические мудрости известны всем. Именно семья была, есть и, наверное, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за репродуктивные функции, но и за воссоздание определенного образа жизни. Организация взаимодействия с родителями учащихся является составной частью системы воспитательной работы.

Система воспитания “От сердца к сердцу” по всестороннему развитию детей, формированию их творческих способностей и созданию условий для самореализации личности каждого ребенка разработана в соответствии с законами РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», целевой программой “Дети Кубани” на 2006-2010 гг., районной целевой программой развития воспитания в Брюховецком районе. Подпрограмма работы с родителями учащихся “Я и семья” разработана в соответствии с методическими рекомендациями о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (письмо Минобразования России от 31.01.2001г. №90/30-16).

Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.

Основными целями организации взаимодействия с родителями учащихся начальных классов на разных этапах в рамках подпрограммы “Я и семья” являются повышение роли семьи в воспитании и развитии детей, социализации подрастающего поколения, создании сплоченного и дружного коллектива, а также организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.

Задачи классного руководителя – убедить каждого родителя в ценности личности ребенка, его уникальной индивидуальности, помочь в определении личностной направленности воспитания детей. Задачи раскрываются и реализуются соответствующими программами и планами мероприятий, которые учитывают особенности конкретного коллектива детей и родителей.

Подпрограмма работы с родителями учащихся “Я и семья” отличается от других программ, реализуемых в условиях школы, гибкостью и адресностью, тем, что основывается на результатах диагностики взаимоотношений родителей и детей, совместном планировании воспитательного процесса с учетом общих интересов, потребностей.

Задачи организации взаимодействия:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
  • активное участие родителей в воспитании детей.

Организация взаимодействия классного руководителя и семьи предполагает:

  • изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
  • группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;
  • анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Взаимодействие школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

Изучение семьи — дело тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Важно соблюдать следующие правила:

  1. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
  2. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.
  3. Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.
  4. Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

При изучении семьи прежде всего интересуют следующие данные: Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы. Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности. Воспитательные возможности семьи. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Дифференцированный подход в работе с родителями строится на выделении 5 основных типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. Семьи делятся на 5 типов:

1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре “особых” забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.

3-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.

Создание системы массовых мероприятий с родителями осуществляется через внедрение различных форм и методов и организацию взаимодействия с заинтересованными учреждениями и ведомствами.

Читайте также:  Способ выделения эфирного масла

Содержание работы:

  • ознакомление родителей с методикой воспитания, с этапами физиологического и психического развития детей;
  • ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования;
  • совместные занятия родителей с детьми (кружки, секции, клубы, тренинги, походы, экскурсии, КТД);
  • совместное оценивание уровня воспитанности детей;
  • совместная оздоровительная работа семьи и школы (Дни здоровья, спортивные мероприятия);
  • забота о многодетных и малообеспеченных семьях;
  • участие в школьном самоуправлении (через организацию работы Созвездия старейшин в классе, участия в работе родительского Совета школы);
  • материально-финансовая помощь школе, классу (ремонт, благотворительность, спонсорство);
  • совместное планирование и анализ работы.

Используемые формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Формы работы — это способы организации совместной деятельности и общения педагогов и родителей. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. В практике организации взаимодействия с родителями используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.

Наиболее распространенные коллективные формы: родительские собрания (классные и общешкольные); дни открытых дверей; “круглые столы”; конференции по обмену опытом воспитания; родительский лекторий; родительские недели; вечер вопросов и ответов; диспут; встречи с администрацией, учителями класса.

Групповые формы: взаимодействие с родительским комитетом; групповые консультации; практические занятия с родителями; тренинги; встречи с отцами.

Индивидуальные формы: беседа; разговор; консультация; выполнение индивидуальных поручений; совместный поиск решения проблемы; переписка.

Организация взаимодействия с родителями осуществляется через:

  • формы познавательной деятельности (смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, турнир знатоков, недели наук и др.);
  • формы трудовой деятельности (оформление кабинета, трудовой десант, создание классной библиотеки и леготеки);
  • формы досуга (праздники, концерты, спектакли, просмотр кинофильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН-ы, семейные конкурсы, поездки и походы).

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с уроками, новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. В начальной школе необходимо хотя бы один — два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. В классе родители частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования “Папа, мама, я — спортивная семья”, и “Детские концерты”, посвященные различным праздникам, и Дни коллективного отдыха детей и родителей. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, а учителю – родителей и их взаимоотношения со своими детьми.

Методы и формы совместной роботы с родителями, наиболее часто используемые в классе: методы изучения семьи (наблюдение; беседа; посещение семей, тестирование; анкетирование; деловая игра; анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества); методы просвещения родителей (университет, лекция, конференция, практикум, родительские тематические часы и недели и др.); коллективные праздники и занятия по интересам и др.; информирование, обмен опытом, индивидуальная деятельность родителей, исследование, взаимопосещение занятий родителей с учащимися, стимулирование родителей за индивидуальное воспитание и совместную работу со школой.

Механизм реализации мероприятий в рамках подпрограммы воспитательной работы “Я и моя семья”.

Реализация поставленных задач осуществляется поэтапно в течение учебного года. Работа проводится как с родителями, так и с учениками. Ведущая роль в реализации избранной цели и конкретизированных на ее основе задач принадлежит классному руководителю. Именно он проводит с родителями и учащимися работу по различным методикам, вносит элементы творчества, принимает самостоятельные решения в конкретных ситуациях, отслеживает результаты, осуществляют их анализ.

Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволит:

  • сформировать активную позицию родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и школы;
  • создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей;
  • укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи, школы, учреждений дополнительного образования и культуры в деле воспитания;
  • добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах.

Реализация мероприятий в рамках специальной подпрограммы “Я и моя семья” обеспечит наличие учебно-воспитательной микросреды, способствующей формированию у родителей, детей и педагогов опыта эффективного планирования своей деятельности и успешной самореализации в учёбе, в творчестве и в жизни.

Критерии оценки эффективности выполнения мероприятий в рамках подпрограммы воспитания “Я и моя семья”:

Количественные и качественные показатели:

— количество детей и родителей, изъявивших желание участвовать в мероприятиях;

— мотивы участия родителей в мероприятиях в рамках программы воспитательной работы:

а) принуждение (сила власти),
б) убеждение (сила примера),
в) желание (сила желания);

— степень удовлетворенности родителей участием в различных программах;

— кто и в какой степени оказывал помощь в выполнении различных программ; — заметили ли родители в ребёнке позитивные изменения;

— какие изменения произошли в детском коллективе за отчетный период;

Критерии оценки эффективности совместной работы школы с родителями:

  • наличие организационной структуры в работе с родителями;
  • конкретные дела родителей, помощь школе и классу;
  • наличие традиций сотрудничества школы с родителями;
  • обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;
  • позитивный уровень сохранности здоровья детей;
  • высокая скорость реакции родителей на запросы школы и наоборот.

Источник

Оцените статью
Разные способы