Акцентуации характера у подростков. Часть 2. Рекомендации
Главная / Статьи / Подростки / Акцентуации характера у подростков. Часть 2. Рекомендации
Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.
Рекомендации по взаимодействию
1. Гипертимный тип
Общие рекомендации специалиста: разнообразие деятельности и контактов, деятельность в коллективе, демокартический стиль общения, умение планировать деятельность.
Как вести себя родителям: Необходимо идти от противного и создавать ситуации, противовположные критичным. В данном случае – ситуации инициативности, лидерства, непринужденного общения по интересам (кружки, секции). Важно быть доброжелательными и открытыми. В общении с таким ребенком нет места требованиям и приказам. Не приказывайте, а вежливо просите, как равного партнера. Важно придерживаться диалога и не «разжевывать» одну тему долгое время. Выраженный контроль недопустим, но ненавязчивая заинтересованность в жизни ребенка необходима. Учтите, что гипертимные дети прекрасно чувствуют формальное отношение. Так что интересоваться нужно искренне. В идеальном случае – найти совместное увлечение.
2. Циклоидный тип
Общие рекомендации специалиста: гибкая тактика в зависимоти от фазы.
Как вести себя родителям: Важно выучить цикл своего ребенка и составить комплекс заданий на каждый цикл. Задания должны соответствовать настроению и силам ребенка, отвлекать его от негативных мыслей. Если подросток находится в фазе спада – просто оказать ему поддержку, помочь справиться с упадком сил, не стоит в это время пытаться повлиять на него. Если в стадии подъема – можно и нужно поговорить с ним о том, что ему следует делать, чтобы понимать свои особенности и больше контролировать себя.
3. Неустойчивый тип
Общие рекомендации специалиста: твердое руководство, строгий регламентированный режим дня и распорядок, систематичность и настойчивость.
Как вести себя родителям: Во-первых, наберитесь терпения, такта и настойчивости (в хорошем смысле этого слова). Позитивное влияние окажут систематические занятия в спорте. Важное условие – единство действий и требований родителей, а также родителей и педагогов.
4. Лабильный тип
Общие рекомендации специалиста: общение с позиция взрослого-друга, одобрение и эмоциональная поддержка, эмпатия, умение выслушивать и искренний интерес в общении.
Как вести себя родителям: Важно доброжелательно и сочувствующе относиться к подростку, чтобы установить доверительные взаимоотношения. После эмоциональной разгрузки он становится готов к продуктивной беседе. Необходимо подбадривать подростка, вырисовывать ему положительные перспективы.
5. Истероидный тип
Общие рекомендации специалиста: поиск формы, в которых потребность во внимании могла бы успешно удовлетворяться, ровное, спокойное, деловое взаимодействие, исключение атмосферы обожания и необоснованного признания, положительные оценки и поощрения – только за реальные достижения и способности.
Как вести себя родителям: Важно преподнести подростку его демонстративность как доминирующую черту. Для этого нужно совместно разобраться в мотивах и причинах поступков ребенка. Полезно смотреть фильмы и читать литературу, где главный герой обладает такой акцентуацией. Направить энергию в нужное русло можно с помощью общественных мероприятий (например, организация дискотек в школе). Для преодоления эгоцентризма нужно поощрять малейшие потуги подростка в сторону других людей: рассказы о чужих достижениях, жизнях и пр. Игнорировать любые попытки уклонитья от учебы или работы (например, используя болезнь).
6. Конформный тип
Общие рекомендации специалиста: развитие критического мышления, развитие рефлексивного поведения (обращение внимания на себя, на свое сознание, на продукты собственной деятельности, на их переосмыление), умение самостоятельно принимать свои решения, развитие внутренней активности.
Как вести себя родителям: Поставьте перед подростком цель – лучше общественное дело. Вместе с ним увлеченно занимайтесь этой идеей, так заодно вы сможете заслужить авторитет. Поговорите с подростком о его планах, не высмеивайте их (даже если они странные и нереальные на ваш взгляд).
7. Шизоидный тип
Общие рекомендации специалиста: избегание излишней настойчивости и напористости в общении, анонимное обсуждение проблем, позиция взрослого, разубеждающего и опровергающего неполноценность, мягкое включение его в различные групповые и коллективные формы деятельности для развития коммуникативных навыков.
Как вести себя родителям: Найти увлечение подростку, признавать его идеи, но не вторгаться чрезмерно во внутренний мир. Беседу можно выстраивать из «анонимного обсуждения» – спросить у подростка о чем-то, но выбрав факт из жизни класса, школы, а затем постепенно переходить к его повествованию о своих действиях и мыслях. Основным признаком установления контакта служит момент, когда ребенок начинает говорить сам, по своей инициативе, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его в этот момент не следует, так как, чем больше он говорит, тем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло.
8. Астеноневротический тип
Общие рекомендации специалиста: посильные требования, режим, сбалансированное отношение, создание ситуаций, в которых подросток может проявить уверенность, твердость, смелость, оценивание маленьких успехов и похвала за них.
Как вести себя родителям: Особенно важным является спокойная обстановка, доброжелательное отношение, продуманный режим труда и отдыха, разумное чередование нагрузок с тем, чтобы ребенок не переутомлялся, предоставление возможности быть одному. Важно исключить давление и критику, создавать ситуации успеха. Начинать беседу стоит с шутки, приятного воспоминания (чтобы переключиться с обид). Нужно изменить установку ребенка «все плохо, все плохие» на представление о том, что мир хороший.
9. Эпилептоидный тип
Общие рекомендации специалиста: тактичность, опора на бережливость, аккуратность, способность к ручному мастерству, склонность к коммерции.
Как вести себя родителям: Важно быть неторопливыми, чуткими, тактичными, но настойчивыми. Контакт целесообразнее всего устанавливать вне периодов аффективного напряжения, побуждая его в начале беседы «выговориться» на одну из наиболее интересных для него тем. Такому подростку нужно поручать руководство группами или занятиями. Важно найти отвлекающее его от негативных мыслей дело. Хорошо помогает доброжелательное авансирование его будущих успехов, поощрение его реальных достижений, которые помогают подростку самоутвердиться. У такого ребенка затруднено переключение с одного занятия на другое, трудности вхождениея в любую новую деятельность – надо давать ему достаточно времени для включения в работу, не «дергать» и не торопить.
10. Сензитивный тип
Общие рекомендации специалиста: постепенное повышение самооценки, многократные беседы с детальным разбором и анализом ситуаций, помогающие подросткам осознать свою мнительность и ложное чувство неполноценности, длительные разубеждения и демонстрации нужности для других, опора на интуицию, эстетические увлечения.
Как вести себя родителям: Главный метод – беседы наедине. Полезно найти ту деятельность, в которой ребенок силен, и направить его силы и умения в нее; способствовать его самоутверждению в ней, отмечая успехи. Но вместе с этим важно помогать ребенку утверждаться и на других позициях, где он проявляет или, ему кажется, что он проявляет слабость. Исключите излишнюю опеку и мелочный контроль, насмешки и постоянные запреты. Учите самостоятельности, не заостряйте внимание на ошибках, а разбирайте их совместно.
11. Психастенический тип
Общие рекомендации специалиста: преодоление чувства нерешительности, закомплексованности, освобожение от необоснованных сомнений и опасений, сравннение только с ним самим и похвала за улучшение его собственных результатов, регламентация деятельности, поощрение реальной деятельности.
Как вести себя родителям: Начинать разговор следует с вспоминаниях и обсуждения его успехов. Если доверие получено, то потом нужно напрямую обсудить с ним все его страхи. Вместе разобраться, чем это реально грозит и грозит ли. Во время беседы также нужно поощрять инициативу (высказывания подростка, принятие им решений). Поощрять решительные высказывания подростка, готовность самостоятельно принимать решения и в дальнейшем действовать в соответствии с ними. Чаще хвалить за успехи, предоставлять возможность больше заниматься любимым делом. Поэтому при общении не надо постоянно обращаться к его чувству ответственности, необходимо поддерживать любой положительный почин, ни в коем случае нельзя высмеивать или подавлять инициативу ребенка.
Пешкина О.Н.,
педагог-психолог ГБУПК «ЦППМСП»
Источник
Способы взаимодействия с гипертимным типом
Библиографическая ссылка на статью:
Ротанова В.А., Власова А.А., Мочалова А.С., Казаков М.Е. Рекомендации по коррекции поведения подростка с гипертимной акцентуацией характера // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/03/85949 (дата обращения: 09.11.2021).
Акцентуация характера – это та или иная чрезмерно выраженная черта характера, представляющая собой крайний вариант нормы.
Акцентуации характера, которые интенсивно проявляются в подростковом возрасте, с течением времени, в лучшем случае, могут компенсироваться, а в худшем – развиться и преобразоваться в “краевые” психопатии, что крайне опасно для личности и ее психического здоровья. Именно поэтому так важно вовремя обратить внимание на гипертрофированные черты характера подростка и максимально скорректировать их [2].
Исследования показывают, что самый распространенный среди подростков тип акцентуации – гипертимный. Именно по этой причине в нашей статье мы рассмотрим, что это за тип, в чем он проявляется и каким способом возможно его скорректировать, т.е. минимизировать данную черту характера до нормы.
Как определить человека с гипертимной акцентуацией характера? Обратите внимание на его поведение. Признаки данной акцентуации следующие: такой человек очень общительный, он стремится к людям. При разговоре активно жестикулирует, обладает ярко выраженной мимикой и пантомимикой. Непостоянен, поэтому часто возникают конфликты из-за невыполнения своих обязанностей и обещаний. Отличается деятельностью, активностью, инициативностью, самостоятельностью, оптимизмом. Несмотря на все это, он легкомысленный, необязательный, раздражительный, с проявлением вспышек гнева; иногда совершает аморальные, даже противоправные поступки. Такое всегда приподнятое настроение находится в сочетании с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью, тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора. Характеризуется большой подвижностью, общительностью, выраженностью невербальных компонентов общения. Везде вносят много шума, стремятся к лидерству. Обычно имеют высокий жизненный тонус, хороший аппетит и крепкий сон. Повышенная самооценка характеризуется недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Так как человек очень подвижный и общительный, тяжело переносит стабильность и условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество [1, с. 13].
Если вы заметили данные признаки в поведении подростка, попробуйте последовать приведенным ниже рекомендациям по коррекции поведения подростка с гипертимной акцентуацией характера:
— Увлекайте подростка чем-нибудь интересным и необычным, направляйте его энергию в определенное русло, где он сам мог бы регулировать свое поведение, вырабатывать необходимые тормозные реакции; это отвлечет его от ссор, различных злоупотреблений, неоправданного риска, совершения противоправных действий. Не допускайте вхождения подростка в азарт, пресекайте грубости, нарушения этикета;
— Обращайте внимание на его положительные черты характера, такие как хорошее настроение, оптимизм, высокая контактность, коммуникабельность, уверенность в себе; поощряйте его активное стремление к деятельности, впечатлениям, развлечениям, инициативность, стремление к лидерству.
— Создавайте ему благоприятную среду для общения, где он сможет почувствовать себя лидером, выступить организатором. Следите за наличием условий для проявления его инициативы: предложите ему взять организаторские поручения в классе, помогать учителям и др.
— Формулируйте четкие границы его поведения, но так, чтобы установление ограничений не мешало волевым проявлениям в рамках безопасности и блага самому подростку и окружающим. Также при оценке результатов его деятельности говорите четко, спокойно, аргументированно, в уважительном тоне; так вы избежите ссор и непонимания в отношениях с подростком.
Асоциальное поведение гипертимов обусловлено не столько четко выраженными антисоциальными установками, сколько легкомыслием, гиперактивностью, реакцией группирования и склонностью к риску [3]. Однако и этих «легких» причин достаточно для формирования противоправного поведения. Вовремя обнаружив и устранив негативные проявления гипертимной акцентуации, вы сделаете большой шаг к счастливому будущему подростка.
Источник
Особенности гипертимного типа личности
Далеко не все люди обладают устойчивой психикой и способностью не поддаваться стрессам. Обычно такие личности называют гипертимными. Под воздействием стрессов они могут испытывать сильнейшие психические расстройства, в отличие от более уравновешенных истероидных. Тем не менее, люди такого типа имеют и положительные качества. В этой статье вы узнаете об особенностях гипертимных личностей.
Черты характера людей с гипертимным типом
Для гипертимного психотипа является вполне нормальным, когда часто меняется настроение. Такие люди демонстрируют стеничный экстравертный тип реагирования. Гипертимическая акцентуация характера имеет свои преимущества и недостатки. Чаще всего у гипертимиков наблюдается сильная любовь к свободе и независимости. К отрицательным характеристикам можно отнести следующие черты:
- отсутствие пунктуальности и надежности;
- частая и необоснованная смена решений;
- вспыльчивость;
- склонность попадать под чужое влияние.
Именно из-за податливого характера часто подростки из хороших и обеспеченных семей оказываются в плохих компаниях. Такой ребенок может украсть из магазина любой товар, который ему могут купить родители, но желание сделать это в компании со сверстниками берет вверх.
Разновидности психотипа
В психологии гипертимность является общим понятием, подразумевающим неустойчивость психики, а также ее склонность к существенным и постоянным изменениям. Еще одной особенностью таких людей является то, что они гиперактивны и очень развиты интеллектуально. Люди подобного психотипа могут:
- неадекватно реагировать на стрессовые ситуации (истероиды);
- быть склонными к различным негативным привычкам, например, алкоголь и курение (с неустойчивой психикой);
- менять свое отношение к окружающему миру, а также иметь очень переменчивое настроение (циклические);
- быть достаточно вспыльчивыми (аффективные).
Возрастные особенности
Характеристика и особенности гипертимного человека различаются в зависимости от возраста. Чаще всего такие люди стеничны, любят путешествовать и склонны к авантюризму. В зрелом возрасте люди гипертимного темперамента предпочитают проводить время с более молодыми поколениями. Дети с гипертимией часто меняют свои увлечения, неплохо учатся в школе, а также регулярно меняют друзей.
Чтобы правильно воспитать ребенка и не навредить, необходимо:
- Четко соблюдать режим дня.
- Выработать привычку не опаздывать в школу или на мероприятия.
- Тщательно следить за выбором друзей.
- Активно наблюдать за тем, с кем общается подросток.
Общение с гипертимом
Для того чтобы поддерживать с гипертимом нормальные отношения, необходимо делать следующее:
- Не воспринимайте всерьез то, что сказал гипертим.
- Ровно и спокойно относитесь к резким переменам настроения и резким вспышкам агрессии, ведь такие люди быстро успокаиваются и ведут себя привычным образом.
- Не ревнуйте таких личностей к большому количеству знакомых и друзей.
- Предложите ему интересные и разнообразные занятия.
Если вы будете соблюдать все эти простые правила, вам не составит никакого труда наладить контакт с человеком, относящимся к гипертимному психотипу. А научиться разбираться в психологии людей поможет курс Викиум «Менталист».
Источник