Способы взаимодействия с детьми средней группы

Взаимоотношения детей в средней группе
занимательные факты (средняя группа) на тему

Взаимоотношения детей в средней группе

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word_2.docx 18.11 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов — интересный объект для педагогическо-психологического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений.

Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Способы сотрудничества формируются у детей постепенно. Вначале совместной деятельности дети выполняют несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог. А затем задание постепенно усложняется. Наиболее сложными заданиями являются такие, которые ставят перед детьми задачу идентичного выполнения всех действий, тесной согласованности друг с другом в процессе деятельности, например, расписывание узором волшебных сапожек, скатерти — самобранки. При такой форме объединения особую роль играет совместный поиск: дети должны обсудить, что они нарисуют, какие элементы узора они включают и где их разместят.

Сформированные на занятиях способы сотрудничества оказываются достаточно устойчивыми, если разъяснения воспитателя о нормах поведения и отношения к сверстникам сразу реализовывались детьми в собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий дети переносили в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а также в повседневное общение.

Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов: произвольности, воображения, образного мышления и др. Именно эта деятельность в дошкольном возрасте является ведущей и определяет дальнейший путь психического развития ребенка.

Детские взаимоотношения кроме совместной деятельности на занятиях, строятся, также в процессе игровой деятельности (в дидактических, сюжетно — ролевых играх и играх подвижного характера).

Возраст 5 лет является периодом расцвета ролевой игры, когда ее содержанием становятся отношения между людьми, а подчинение игровому правилу, заданному в роли, определяет смысл игровой деятельности. В такой игре наиболее интенсивно формируются психические качества и особенности личности ребенка.

В ролевой игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д.Б.Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально — действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.

В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым ребенок будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.

Ролевая игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. При этом, дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Кроме игр и занятий существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная со взрослыми, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса. Совместная работа с детьми как форма организации их деятельности может применятся в средних группах, когда осваиваются какие-то новые трудовые процессы. Участие воспитателя предупреждает нежелательное поведение детей. Фиксируя и поощряя промежуточные успехи детей, воспитатель ведет их к достижению конечной цели.

Таким образом, можно сделать вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения.

Особенности детских взаимоотношений в группе детского сада обусловлены также генезисом половой роли ребенка. Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам активная. При этом значимость активного («мужского») всегда выше пассивного («женского») в соответствии с иерархией отношений.

В 3-5 летнем возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития — осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Оно осуществляется не только через семью, но и через сверстников. В дошкольном возрасте усвоение гендерных признаков поведения может происходить и через игру. Группа детского сада — это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.

Например, в образовательных методиках детских садов обучающие игры для девочек и мальчиков различно ориентированы. В игровой комнате отведены части отдельно для девочек и для мальчиков. У девочек воспроизведена домашняя обстановка (внутренний, «пассивный» мир), мальчики изучают типы машин, правила дорожного движения, виды профессий. И если на образовательных занятиях девочек знакомят с понятиями (но не дают навыков), формирующимися у мальчиков в обучающих играх, то мальчиков не учат о ком-нибудь заботиться. Мальчикам дарят книги познавательного характера, а девочкам — детскую кулинарию.

Социально-психологические исследования межличностных отношений общения и взаимодействия дошкольников в детском саду, проводимое Репиной Т.А., Антоновой Т.В., Рояк Л.А. на протяжении многих лет, показало, что неправильно рассматривать связи, устанавливающие между детьми в группе, как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно эмоциональные.

Общество сверстников в группе детского сада наряду с другими функциями выполняет и функцию половой социализации. Наблюдая за общением и деятельностью детей можно сказать, что склонность более благожелательно относиться к сверстникам одного пола, участвовать с ними в совместной деятельности проявляется очень рано. Однако к 4 годам она уже ярко выражается, и дети, которые следуют поведению, предписанному полу, лучше принимаются сверстниками.

Дети среднего дошкольного возраста предпочитают вести себя согласно гендерным моделям, поскольку так их больше вознаграждают и меньше критикуют. Это способствует тому, что к концу раннего возраста дети усваивают свою половую принадлежность. Но они еще не знают, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». Дальнейшее логическое обретение пола происходит в дошкольном возрасте. Оно является в бурном усилении половой дифференциации поведения и установок, реализующейся в ролевой игре. Детская группа, детское общество является носителем собственной субкультуры и обладает специфическими функциями в формировании психологического пола ребенка.

В игре дети «отрабатывают» различные формы мужского и женского поведения, знакомятся с их возможностями. При этом установлено, что мальчики предпочитают типичное для их пола поведение, отвергая нетипичное. Девочки же, предпочитая типичное поведение, не отвергают нетипичное. В игре обнаруживается и так называемая доброжелательная пристрастность к детям своего пола: мальчики чаще в качестве партнеров по играм выбирают мальчиков, а девочки — девочек, да и игры мальчиков и девочек различны. Интересы мальчиков чаше сосредоточены на технике, на соревнованиях, интересы девочек — на сферах семьи и межличностных отношений. Такая стихийная половая сегрегация способствует лучшему осознанию половых различий. [18].

Психологи предполагают, что особенности взаимоотношения детей в средней группе детского сада, обусловленные гендерными признаками, следующие:

1. Мальчики в любом возрасте имеют позитивное отношение к представителям обоих полов.

2. Девочки в любом возрасте имеют позитивное отношение к представительницам своего пола и негативное к представителям противоположного пола.

3. Мальчики 4-5 лет более высоко оценивают своих сверстников по таким шкалам, как доброта, послушание.

4. Девочки 4-5 лет оценивают своих сверстников по шкале смелость.

5. Мальчиками 4-5 лет родовые супружеские и родительские понятия осваиваются успешнее, чем девочками.

Мальчики 4-5 лет выбирают для описания детей своего пола в 93,3% случаев темные цвета и лишь в 6,6% —светлые, тогда как для описания девочек в 100% случаев выбирают светлые цвета. В выборке девочек 4-5 лет получены прямо противоположные результаты. В 93,3% случаев они присваивают детям своего пола светлые цвета и лишь в 6,6%- темные. Для описания мальчиков в 100% случаев выбираются темные цвета. Таким образом, и мальчики, и девочки 4-5 лет имеют позитивное отношение к представительницам женского пола и негативное к представителям мужского пола.

Известно, что дети указанного возраста оценивают своих сверстников, ориентируясь на мнение взрослых (родителей и воспитателей). Именно мальчики чаще оцениваются взрослым негативно как непослушные, драчливые и пр. Девочки же больше соответствуют требованиям взрослых, они добры, послушны, спокойны и прочее. В силу этого девочки чаще заслуживают похвал и позитивных оценок.

С одной стороны, дошкольники в первую очередь оценивают своих сверстников по параметрам маскулинности и феминности. С другой стороны, они стремятся вести себя в соответствии с тендерными представлениями, поскольку такое поведение не только одобряется родителями, но и обеспечивает успех у сверстников обоих полов. Вместе с тем, в среднем возрасте у детей активно проявляются соревновательные мотивы, что приводит к появлению в поведении девочек маскулинных особенностей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание эмоционально — положительного микроклимата в группе детского сада через развитие эмпатических способностей детей» (младшая, средняя группы)

В рамках проекта «Формирование у детей дошкольного возраста навыков толерантности» предлагаю вам материал 1-го этапа проекта «Создание эмоционально- положительного микроклимата в группе детского сада .

Родительское собрание в средней группе. «Особенности воспитания детей в средней группе».

Родительское собрание в средней группе.«Особенности воспитания детей в средней группе». Цель: активизация участия родителей в воспитании у детей культурного поведения.Задачи: укреплять здор.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе. Тема: «Дорога в старшую группу».

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе. Тема: «Дорога в старшую группу». Поможет показать знания детей средней группы на конец учебного года.

Состоялся родительское собрание в средней группе№ 3 «Почемучки» на тему: «Особенности воспитания детей в средней группе». Провела:Азизова С.Г. 19.09.2017.

Родительское собрание в средней группе. Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение пед.

Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»

Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать пот.

Методика проведения мониторинга музыкального развития детей в средней группе М.Б.Зацепина, Г.Е.Жукова. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя группа. Приложение 1.

Методика проведения мониторинга музыкального развития детей в средней группе М.Б.Зацепина, Г.Е.Жукова. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя группа. Приложение 1.

Статья в журнал образование на Урале «Взаимоотношение детей в этнических группах ДОУ»

Взаимоотношение детей дошкольного возраста в этнических группах ДОУ.Перед российским образованием особенно остро встает проблема обучения и воспитания детей из разных этнических групп. Сегодня трудно .

Источник

Конспект игрового взаимодействия с детьми средней группы «В гости к Колобку»

Наталья Царева
Конспект игрового взаимодействия с детьми средней группы «В гости к Колобку»

Конспект

с детьми средней группы

«В гости к Колобку»

коммуникация, познание, социализация

Программное содержание:

— развивать коммуникативные способности; умение перевоплощаться в образ, используя речь (интонационную выразительность) и движения (мимику, пантомимику);

— учить выявлять в объектах разнообразные признаки, группировать предметы по двум признакам;

— учить образовывать притяжательные прилагательные;

— развивать воображение, память;

— воспитывать интерес к различным играм; стимулировать положительные эмоции.

У воспитателя в руках волшебная шкатулка: «Ребята, здесь сказочный герой. Отгадайте, кто это».

Дети: «Это Колобок».

Открывается крышка шкатулки, появляется Колобок.

Воспитатель: «Колобок приглашает нас поиграть – отправиться в гости в его сказку. Хотите?» (- Да)

«Ребята, давайте вспомним, какие еще герои живут в сказке о Колобке?» (- заяц, волк, медведь, лиса)

«Мы с вами сможем попасть в сказку о Колобке, если выполним все задания, которые нам приготовили ее герои. Согласны?» (- Да)

1) Игра с блоками Дьенеша.

«Итак, Волк (серьезный, домовитый) предлагает нам поиграть в такую игру: он строит в лесу себе логово из волшебных камней (блоки Дьенеша); просит нас отобрать для строительства определенные камни, какие – нам подскажут карточки-символы».

Дети отбирают из всех блоков в обруч красные и большие (обобщение по двум свойствам).

2) Грамматическая игра «Чьи следы?»

«Медведь-лежебока всю зиму спал в берлоге, проснулся, видит – кругом столько следов от разных зверей! Давайте поможем ему разобраться, чьи же это следы?»

Дети стоят в кругу, воспитатель передает Колобка, каждому ребенку по очереди задает вопросы:

— чьи следы у волка? (волчьи);

— чьи следы у кабана? (кабаньи);

— чьи следы у зайца? (заячьи);

— чьи следы у белки? (беличьи);

— чьи следы у лисы? (лисьи);

— чьи следы у мыши? (мышиные);

— чьи следы у лося? (лосиные);

— чьи следы у медведя? (медвежьи).

3) «Ребята, Зайчик (шустрый, веселый) предлагает нам поиграть на полянке в подвижную игру».

Подвижная игра «Зайка беленький сидит…»

— зайка беленький сидит (Дети сидят на корточках,

и ушами шевелит, ладошки-ушки сгибаются, разгибаются)

вот так, вот так

он ушами шевелит

— зайке холодно сидеть, (Дети встают, хлопают в ладоши)

надо лапочки погреть,

хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

надо лапочки погреть

— зайке холодно стоять, (Дети прыгают на двух ногах,

надо зайке поскакать, ладошки-лапки у груди)

надо зайке поскакать

4) Игра на развитие воображения.

«Лисичка-сестричка (хитрая, выдумщица) предлагает нам отправиться в сказку на ковре-самолете. Вставайте все на него, и полетели! Ой, смотрите, как мы высоко поднялись! Давайте возьмемся крепко за руки, чтобы не упасть! Смотрите, сколько кругом красивых облаков! Какие они? (- белые, пушистые, легкие, воздушные, пышные, мягкие, кучерявые). (*Можно спросить, на что они похожи). Облака плывут по небу такие разные! А куда же они плывут?»

Логоритмическое упражнение «Облака»:

Жур-жур-жур – журчит река: (Ритмично топают ногами)

– я теку издалека

Мимо-мимо-мимо-мимо (Руки вверх,ритмично покачивают)

– Вы куда? – кричит река. (Ритмично машут руками перед собой

А они: — Туда, туда…

Может, снова приплывете?

Облака: — Когда? Когда? (Ритмично пожимают плечами)

Гонит ветер нас лихой. (Делают круговые движения рукой

Только снится нам покой. над головой)

«Ветер и правда стал усиливаться! Ой, наш ковер-самолет наклоняется, как бы не упасть! Давайте обнимемся друг с другом, чтобы устоять. Наш полет закончен!»

«Ребята, вот мы с вами и очутились в сказке «Колобок». Давайте в нее поиграем. Хотите? Проходите на волшебную сказочную полянку, садитесь на волшебные пенёчки. Посмотрите, вот наши волшебные шапочки-маски, которые превратят нас в сказочных героев».

Дети берут маски, надевают.

«Раз, два, три – покружись и в сказочного героя превратись!»

Игра-драматизация русской народной сказки «Колобок».

«Хлоп-хлоп, топ-топ, вокруг себя повернитесь, в ребяток превратитесь!»

По окончании игры воспитатель спрашивает детей: «Ребята, вам жалко Колобка? Мне его очень жалко, он веселый, добрый, его ждут домой бабушка с дедушкой. Давайте, в нашей сказке Лиса не будет есть Колобка. Согласны? Пусть она отпустит его. А что она ему скажет? А что с Колобком случится потом? Давайте каждый из вас подумает об этом, а вечером мы с вами обсудим, что же могло случиться с Колобком дальше…»

«Сегодня вы молодцы! Колобку очень понравилось с вами играть, и он вас угощает съедобными колобками. А вам, ребята, понравилось играть с Колобком в его сказку?»

Инсценирование сказки «Теремок» В рамках тематической недели «Дикие животные» в средней группе мы с детьми делали игру — инсценировку сказки «Теремок». Детям это так понравилось,.

Интегрированное занятие по образовательной области «Художественное творчество» и «Музыка», в средней группе. «Осень» Конспект интегрированного занятия для детей средней группы педагогов 2 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 32 «Снегирек» Козачковой.

Источник

Читайте также:  Таблетки фезам способы применения
Оцените статью
Разные способы