Приемы эффективного взаимодействия с гиперактивными детьми
Татьяна Августинова
Приемы эффективного взаимодействия с гиперактивными детьми
Основные признаки гиперактивности
Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и повышенной двигательной активностью.
Выделяют три основных признака проявления гиперактивности:
1) дефицит внимания (сниженная способность концентрировать внимание, невнимательность, рассеянность);
3) повышенная двигательная активность и возбудимость.
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет.Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития: в 1–2 года, 3 года и 6–7 лет. В 1–2 года закла-дываются навыки речи, в 3 года у ребёнка увеличивается словарный запас, в 6–7 лет формируются навыки чтения и письма. Соответственно, коррекционная работа с гиперактивными детьми особенно важна в периоды возрастных кризисов одного года, трёх и семи лет.
Многие дети с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счёта. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.
Причины появления гиперактивности
Несмотря на то, что проблемой гиперактивности занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры, в настоящее время среди педагогов и родителей всё еще бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребёнка или результат неумелого воспитания. Причём чуть ли не каждого ребёнка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправдана, т. к. синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребёнка.
Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего,являются:
• патология беременности и родовые травмы (например, недоношенность плода, осложнённые роды, кислородная недостаточность в период развития плода или в процессе родов);
• инфекционные заболевания и интоксикации во время перинатального развития ребёнка или в первые годы его жизни (например, наркотическое отравление, отравление свинцом);
• генетическая обусловленность (наследственность);
• органические повреждения мозга.
В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется именно патология беременности и/или родов. В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД, которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся.
Критерии выявления гиперактивного ребёнка
Проявления дефицита активного внимания:
• непоследователен в поведении;
• не слышит, когда к нему обращаются;
• имеет трудности в организации своей деятельности;
• избегает задач, которые требуют умственных усилий, и скучных заданий;
• с большим энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его;
• имеет много незаконченных дел;
• часто бывает забывчив;
• не может регулировать свои действия;
• не умеет подчиняться правилам;
• часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего;
• отвечает до того, как его спросят;
• не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях;
• не может отложить вознаграждение;
• вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других – нет).
Проявления высокой двигательной активности:
• беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо);
• находится в постоянном движении;
• ёрзает на месте;
• спит намного меньше, даже в младенчестве.
Если в возрасте до 7 лет у ребёнка проявляются хотя бы шесть из пе-речисленных критериев, можно предположить, что ребёнок является гиперактивным. Но поскольку синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, родителям необходимо обратиться за консультацией к неврологу. После постановки диагноза можно сразу начать с ребёнком соответствующую коррекционную работу. Если диагноз отсутствует, а у ребёнка день за днём проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые (родители, воспитатель, учитель, психолог и т. д.) проводят дополнительное целенаправленное наблюдение за ним. По результатам наблюдения при необходимости следует повторно обратиться к неврологу и провести соответствующее медицинское обследование.
Организация коррекционной работы с гиперактивными детьми
Воспитание, обучение и лечение гиперактивных детей должно проводиться комплексно,при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей.
Психолог, совместно с педагогом и родителями, проводит психологическую коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребёнка. Он может заниматься с ребёнком как индивидуально, так и в группе гипер-активных детей по специально разработанной программе. Кроме того, психолог ведёт разъяснительную работу с педагогами, совместно с ними разрабатывает стратегию и тактику взаимодействия с гиперактивным ребёнком и составляет индивидуальную программу развития ребёнка.
В коррекционной работе с гиперактивными детьмииспользуются три основных направления:
1) развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);
2) отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
3) обучение ребёнка контролю над проявлениями гнева.
Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление. Например, отработка навыков взаимодействия с окружающими.
При развитии дефицитарных функций необходимо руководствоваться следующими правилами:
• коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребёнку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и неимпульсивным;
• когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций (например, внимания и контроля двигательной активности или внимания и контроля поведения). И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно.
Работу по отработке навыков взаимодействия гиперактивного ребёнка со взрослыми и сверстниками необходимо разделить на два этапа:
1. На первом этапе работа с ребёнком должна осуществляться индивидуально. На этом этапе ребёнка важно обучить не только слушать, но и слышать –понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Желательно также выработать совместно с ребёнком систему поощрений и наказаний, которая поможет ему впоследствии адаптироваться в детском коллективе.
2. Второй этап – вовлечение гиперактивного ребёнка в групповые виды деятельности взаимодействия со сверстниками. Этот этап тоже должен проходить постепенно. Сначала желательно включать гиперактивного ребёнка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2–4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общегрупповых играх и занятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребёнок может перевозбуждаться, что приведёт, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомлению, дефициту активного внимания.
Родители и педагоги гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Одни стремятся жёсткими мерами бороться с «непослушанием» ребёнка, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят жёсткую систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы с ребёнком, махнув на всё рукой, стараются не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребёнку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для него поддержки взрослых. Некоторые родители, слыша и в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упрёки и замечания в адрес своего ребёнка, начинают винить только себя в том, что он такой, приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии, которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребёнка. Во всех этих случаях родители и педагоги часто теряются при выборе линии поведения с гиперактивным ребёнком, поэтому с ними необходимо проводить разъяснительную работу. Прежде всего надо объяснить мамам и папам, бабушкам и дедушкам, а также педагогам, что ребёнок ни в коей мере не виноват, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков и нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а в большинстве случаев даже ухудшат его.
Основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребёнка являются:
1) недостаток эмоционального внимания, подменяемого бытовым и медицинским уходом;
2) недостаток твёрдости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребёнка;
3) неумение воспитывать в ребёнке навыки управления гневом.
Соответственно вышеперечисленным ошибкам воспитания можно рекомендовать следующие пути их преодоления:
1) больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам»;
2) составить список запретов и чётко следовать ему;
3) составить список, что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю, и осуществлять постоянный и последовательный контроль;
4) освоить навыки управления гневом.
Главной задачей родителей является обеспечение общего эмоционально-нейтрального фона развития и обучения ребёнка. Кроме того, родитель отслеживает эффективность проводимого лечения и сообщает о его результатах неврологу, психологу, педагогам.
Педагог, приняв к сведению рекомендации специалистов (врача-невролога и психолога, осуществляет процесс обучения ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, а также семейную обстановку.
Только в случае подобного комплексного подхода происходит последовательное воспитание и лечение гиперактивного ребёнка, что способствует реализации потенциала ребёнка и снижению его эмоционального напряжения.
Центр песка и воды В кабинете психолога оборудован Центр песка и воды. Занятия с таким материалом проводятся в индивидуальной форме. Игры с водой применяются.
Конспект собрания-практикума «Наши невнимательные гиперактивные дети» Цель: обсудить проблему гиперактивности у детей; выработать способы реагирования на проблемные ситуации; помочь родителям сформировать чувства.
Источник
Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
Елена Сидорец
Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети – дети с синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома среди детей и его большой социальной значимостью, если 8–10 лет назад таких детей в классе было по одному – два, то сейчас – до пяти человек и более. Следует подчеркнуть две особенности СДВГ. Во-первых, ярче всего он проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет (примерно у 15 % младших школьников, и, во-вторых, у мальчиков он встречается в 7–9 раз чаще, чем у девочек. У девочек чаще наблюдается синдром дефицита внимания без гиперактивности.
Что такое СДВГ и откуда он берется?
Диагноз СДВГ ставит врач. По сути, данный синдром представляет собой проявление ММД – минимальной мозговой дисфункции, то есть очень незначительного нарушения в деятельности центральной нервной системы. О причинах появления подобных нарушений пока не существует единого мнения, однако уже доказано, что самой распространенной причиной появления ММД является родовая микротравма шейных отделов позвоночника, которая часто своевременно не диагностируется. На созревании мозга ребенка могут сказаться и многие другие факторы – длительная нехватка кислорода у ребенка, травмы головы во время родов или в раннем детстве, токсическое поражение плода во время беременности (курение, принятие алкоголя, наркотиков матерью, работа на вредных производствах и т. п.) и другие. В последние годы доказана также и генетическая природа СДВГ.
Основными признаками СДВГ являются нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность. Эти особенности поведения ребенка имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью волевой регуляции корректировать собственное поведение или же это дается ему (под давлением педагогов, родителей) с большим трудом, часто за счет подрыва здоровья. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе
Особенностью познавательной деятельности таких детей является цикличность: дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя, не воспринимает информацию. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5 – 15 минут. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, чтобы ученики сели прямо и не отвлекались. Но для таких детей эти 2 требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга. Дети с СДВГ имеют “мерцающее” сознание, могут “впадать” и “выпадать” из него, особенно при отсутствии двигательной активности. В связи с этим у таких детей бывают довольно специфичные пробелы в знаниях. Для поддержания умственной активности гиперактивному ребенку необходима двигательная стимуляция, то есть ему необходимо двигаться (крутиться, вертеться теребить что-то в руках) для того, чтобы лучше воспринимать информацию.
Детей с СДВГ характеризует высокая утомляемость, особенно интеллектуальная (физическое утомление может, вообще, отсутствовать); низкая работоспособность; сниженные возможности саморегуляции; трудности перехода информации из кратковременной в долговременную память; трудности при оперировании большим объемом информации.
Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить уже в дошкольном возрасте, однако в этот период они обычно не сказываются отрицательно на развитии ребенка, так как те же проблемы есть у большинства дошкольников. Однако у детей с СДВГ симптомы сохраняются тогда, когда он идет в школу, часто мешая учебной успешности.
Проявления СДВГ с возрастом меняются. В раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, в подростковом – нарушение адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Далее неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни
СДВГ является легким поражением нервной системы, поэтому при адекватном подходе к такому ребенку он, скорее всего, будет вполне успешен в обучении (часто среди таких детей встречаются и одаренные, а к 4-6 классу проявления синдрома практически исчезает.
Ребенок с СДВГ – какой он?
Нарушение внимания:
с трудом удерживает внимание;
часто допускает ошибки из-за небрежности;
ребенок не слышит обращенную к нему речь;
не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца;
сложно самому организовать себя на выполнение задания;
избегает, не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения;
часто теряет свои вещи;
легко отвлекается на посторонние стимулы;
часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Гиперактивность:
частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т. п. ;
встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте;
проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию)двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т. д.
не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге;
находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор»;
часто бывает болтливым.
часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца;
обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях;
часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места;
часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.
Если вы наблюдаете у ребенка 5 и более признаков невнимательности из перечисленных выше и 5 и более признаков гиперактивности и импульсивности, причем они устойчивы во времени (сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев) и в ситуации (то есть проявляются и в школе, и дома, то с большой долей вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка СДВГ.
Коррекция СДВГ
Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана недостаточно, что обусловлено неясностью заболевания. Выделяются немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции. При этом выбор методов должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений синдрома и наличия сопутствующих ему нарушений.
Немедикаментозная коррекция включает в себя:
Медикаментозная терапия применяется лишь, в крайнем случае, при неэффективности других методов коррекции. За рубежом же лекарственная терапия используется широко. Чаще всего больному назначают психостимуляторы, которые впервые стали применяться с 1937 года и до сих пор являются самыми эффективными препаратами при этом заболевании.
Применение специально организованных игр с гиперактивными детьми дошкольного и школьного возраста, показывает свою эффективность.
Во-первых, тренируется внимание детей, и это непременно отражается на их школьных успехах.
Во-вторых, снижается двигательная расторможенность и импульсивность детей, что не может не радовать педагогов.
В-третьих, дети сами видят прогресс и улучшения в своем состоянии и получают огромное удовольствие от подобной игровой деятельности.
ПРОГНОЗ заболевания относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Однако в 30% случаев проявление синдрома дефицита внимания может наблюдаться и у взрослых.
Положительное развитие детей с синдромом гиперактивности может быть достигнуто только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.
Рекомендации для педагогов, обучающих детей с СДВГ:
• Ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях СДВГ, обратите внимание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе.
• Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства — планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
• Используйте поощрения. Например, если ребенок с СДВГ хорошо себя вел на перемене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погулять еще несколько минут.
• Обеспечьте для ученика с СДВГ возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу.
• При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность. Например, ребенок должен убирать за собой посуду после еды. Если он этого не сделал, то пусть продолжит убирать со стола, пока его одноклассники играют.
• Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Дети с СДВГ более других нуждаются в похвале.
• При необходимости посоветуйте родителям пригласить педагога для дополнительных занятий с ребенком и выполнения им школьных уроков. Сами родители в этих ситуациях часто становятся надсмотрщиками.
• Обеспечивайте для ребенка с СДВГ индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 20-минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса. Некоторые гиперактивные дети лучше концентрируют внимание, одевая наушники. Используйте все, что помогает (если это приемлемо и не опасно)
•Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с СДВГ:
• В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
• Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
• Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
• Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
• Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
• Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с конструктором, раскрашивание, чтение, письмо).
• Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
• Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
• Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
• Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
• Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
• Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
В процессе обучения необходимо освободить детей от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной, оформительской работы. Взрослые могут сами провести поля в тетради ребенка, отметить точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает от напряжения, что, найдя, наконец, то место, откуда надо писать, работать уже вообще не может.
Необходимо как можно чаще показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена ребенком. При этом не следует требовать ответов, спрашивать, что ребенок запомнил. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (буквально 2-3 минуты, легкими, быстрыми и веселыми (а не нудными, каждый раз частично обновляться, чтобы не ослабевал интерес.
В конце работы надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял. Запоминание на самом деле идет прекрасно, когда от ребенка не требуют воспроизвести все, что он должен запомнить, и у него нет страха забыть что-то, оказаться несостоятельным и получить неодобрение взрослых. Ребенок всегда готов слушать и смотреть, а когда информация хорошо систематизирована, он легко научается ею пользоваться и с радостью это демонстрирует.
Напротив, отрицательные эмоции, когда ребенок не может вспомнить того, что требуется, заставляют его избегать «учебных» ситуаций. Он уже не хочет ни слушать, ни смотреть, чтобы потом не пришлось мучиться при ответе на вопросы. Требуя в обязательном порядке точного воспроизведения всей информации, мы заранее ставим ребенка в ситуацию неуспеха и тем самым разрушаем учебную мотивацию.
Если ребенок совсем не умеет читать и писать (слабо знаком с алфавитом, то при одновременном, параллельном обучении этим навыкам, как это предусмотрено общеобразовательной программой, не сформируется ни тот, ни другой. Более того, можно гарантировать стойкую дислексию и дисграфию. Традиционно следующая за этим усиленная логопедическая коррекция часто приводит к тому, что безграмотность, нежелание и неумение читать остаются у ребенка на всю жизнь, так как корректируемые дислексия и дисграфия у детей с СДВГ, как правило, никак не связаны с собственно логопедическими дефектами.
Обучение чтению должно предшествовать формированию навыков письма. Если у ребенка еще не сложился комплексный зрительно-звуковой образ слова (в процессе обучения чтению, то при письме он будет кое-как перерисовывать слова по буквам. При этом характерными ошибками будут добавления, недописывания, выпадения различных элементов и целых букв, так как не допускать искажений только с помощью визуального контроля на самом деле очень сложно.
При обучении чтению цель — понимание, а не проговаривание вслух. Поэтому сначала надо дать ребенку возможность понять текст, разобрав его про себя, и только потом предлагать прочитать вслух. Когда ребенка заставляют сразу читать вслух, то ему приходится одновременно выполнять две операции. Для этого необходимо распределение внимания, которое у детей с СДВГ обычно практически отсутствует. Поэтому они как могут озвучивают текст, так как от них это требуют в первую очередь, но абсолютно не понимают смысла прочитанного. Естественно, что потом дети не могут ни пересказать текст, ни ответить на вопросы. За это их не хвалят. Непонятность и постоянные неприятности постепенно превращают чтение в особо ненавистную деятельность.
Обучаться чтению на относительно больших и сложных текстах гораздо труднее. Столкнувшись с таким препятствием, ребенок, как правило, старается уйти от трудностей (ведь до этого все было так легко, и процесс обучения чтению может затянуться, иногда на годы. А без беглого чтения никогда не будет грамотного письма. Навык письма может нормально развиваться только на базе сформированного визуально-слухового образа слова, как его графическая реализация.
Математика, как более четкая и алгоритмичная наука, усваивается детьми гораздо легче и нравится им гораздо больше, чем чтение и письмо. При объяснении любого урока надо стараться давать детям точный алгоритм действий, уметь выделять сущность. Следует использовать короткие, четко построенные фразы. Желательно разрабатывать графическое изображение алгоритма для каждой темы и давать его детям на карточках. Не надо заставлять их самих вычерчивать или рисовать алгоритм, лучше «проиграть» его с детьми. Например, построить из ребят «змейку» или «паровозик» в соответствии с последовательностью событий или действий, которые надо запомнить.
Когда нет запретов, не происходит и накапливания неотреагированной энергии с последующими взрывами «Рядовая» несдерживаемая недисциплинированность (когда дети могут сидеть,как им хочется: поджав ноги или на коленках; вертеться, иногда вставать, обращаться к учителю и пр.) создает только легкий фоновый шум и меньше мешает проведению урока, чем эмоциональные срывы детей и попытки учителя их приструнить. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.
У детей с СДВГ часто возникает проблема с закреплением материала, переводом его из кратковременной, оперативной памяти в долговременную. Работая в диалоге с учителем (или родителями, ребенок может демонстрировать понимание, правильно выполнять задания, отвечать на вопросы. Однако, если это было единичное занятие и его содержание не повторялось и не закрепилось, то в голове у ребенка может ничего не остаться. Поэтому дальнейшее объяснение материала становится неэффективным и непонимание, в итоге, может стать абсолютным. Когда учителя или родители сталкиваются с подобным явлением, им кажется, что дети поступают так по какому-то злому умыслу. Взрослые не могут понять, почему ребенок вдруг ничего не помнит из того, что он недавно сам правильно делал или отвечал.
При переутомлении деятельность мозга может быть настолько дезорганизована, потому что разрушаются уже установленные, но еще не вполне укрепленные связи, т. е. забывается («стирается») казалось бы усвоенная информация. Это особенно важно помнить при заучивании правил, стихов и другой информации.
Не следует с первых школьных дней приучать ребенка работать самостоятельно — он все равно не сможет. Родителей это очень тревожит, тем более что и учителя настаивают на самостоятельности. Если действительно заботиться о развитии и обучении ребенка с СДВГ, то о воспитании его самостоятельности приходится на время забыть.
Работа ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы представлять из себя четкую последовательность конкретных деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть. Каждую деятельность необходимо представить четкой короткой инструкцией, вынесенной вовне в виде рисунка или схемы и находящейся перед глазами ребенка. Инструкции должны быть короткие (или разделены на короткие самостоятельные части) еще и для того, чтобы хватало объема оперативной памяти и не происходило выпадения, «замен» и перестановок частей информации.
Именно на развитие интеллекта должна быть направлена работа педагогов, психологов и родителей. Попытки тренировать внимание, память и самоуправление не только бессмысленны, но и вредны, так как при этом силы ребенка тратятся впустую. Эти процессы не могут развиваться, пока не будет нормализована работа мозга.
Основные проблемы в развитии мышления у таких детей вызваны тем, что мышление долгое время остается как бы «линейным». Интеллектуальный анализ оказывается возможным только по одному параметру и в одном направлении. Феномен, характеризующий мышление ребенка 5-7 лет и описанный Пиаже, у детей с СДВГ сохраняется значительно дольше. Но если маленькие дети не понимают в принципе, даже при наглядной демонстрации, то детям с СДВГ опора на наглядность и вынесение вовне промежуточных результатов мышления может оказать существенную помощь.
При развитом визуальном мышлении ребенок быстро обучается пользоваться различными рисунками, чертежами, таблицами, т. е. различными опорными схемами. Этим он снимает нагрузку на оперативные память и мышление, значительно повышая общую эффективность собственной мыслительной деятельности. Визуальное мышление хорошо развивается в играх, связанных с моделированием, конструированием, выкладыванием узоров, картинок по образцам (конструкторы, мозаики, кубики и пр.).
Психологическое сопровождение детей с СДВГ показывает, что даже без лечения по мере взросления всегда происходит некоторая нормализация работы мозга. Даже если не улучшается внимательность, сглаживается явная «цикличность» интеллектуальной деятельности, реже происходят «отключения». К 5-6 классу ребята уже чувствуют тот момент, когда «мысли начинают разбегаться» и становится трудно сосредоточиться. Они отвлекаются, отдыхают и продолжают работу, когда это состояние проходит. Общее время, в течение которого они могут продуктивно обучаться, значительно увеличивается. Но все же шесть уроков они выдерживать не могут, и, если в конце учебного дня оказываются уроки по основным предметам (особенно по русскому языку или математике, то стойкая неуспеваемость может быть им обеспечена.
При интенсивном лечении, избавившись от невнимательности, дети становятся медлительными. Из-за приобретенной медлительности особенно страдают старшеклассники. Скорость их работы остается на уровне, характерном для учащихся 5 классов. Вполне закономерно, что они не успевают следить за объяснением учителя, который излагает материал в расчете на среднюю для данного возраста скорость восприятия и понимания. Подростки начинают считать себя «тупыми»: одноклассники, кроме самых отстающих, понимают учебный материал на уроке, а они — нет (хотя дома могут разобраться самостоятельно). В классе они иногда понимают материал урока, если идет продолжение какой-то темы, но новую информацию усваивать не успевают. Систематизация материала у этих учащихся также идет медленнее, чем у здоровых одноклассников. Им особенно необходимо хотя бы общее упреждающее знакомство с информацией, которая будет излагаться на уроке. В целом, развития скоростных показателей, депрессированных в процессе медикаментозного лечения, с возрастом обычно не отмечается.
Список рекомендуемой литературы для педагогов:
1. Андреева Т. В.Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб, “Речь”, 2004. – 244 с.
2. Белехов Ю. Н., Давиденко Н. В. Комплексная психолого-педагогическая помощь ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью//актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии №1(6). – М. : МПСИ, 2008.
3. Безруких М. М. Дети, которых не понимают взрослые //Дошкольное воспитание. – 2002. – №5
4. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. Спб, “Речь”, 2001. – 144 с.
5. Давиденко Н. В. Психолого-педагогическая помощь семье ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью //Образование и семья: проблемы сопровождения. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общ ред. И. А. Хоменко, СПб. – 2008.
6. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь /Под ред. М. М. Безруких. – М. : Изд-во Моск. Психолого-пед. института;Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. – 248 с.
7. Заваденко Н. Н. Факторы риска при формировании дефицита внимания и гиперактивности у детей – Мир психологии, 2000. – №1.
8. Казакова Е. И.Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике //Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Спб, 1998
9. Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегулирования личности // Вопр. психол. 1991. – № 1. – C. 121-127.
10. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка / Под ред. Е. И. Казаковой и Л. М. Шипицыной. – Спб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 108 с.
11. Семенова О. А., Кошельков Д. А., Мачинская Р. И. Возрастные изменения произвольной регуляции деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте // Культурно-историческая психология. 2007. №4. – C. 39-49
12. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., ЯковлеваН. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч. Ред. Проф. Л. М. Шипицыной. – Спб. : «Речь», 2003.—240 с.
13. Шнейдер Л. Б.Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. — Москва, “Академический Проект”, 2006. – 768 с.
Конструктивное взаимодействие ребенка, воспитателя и родителя как условие внедрения ФГОС Актуальность данной работы заключается в соответствии с тем, что 17 октября 2013 г. Министерство образования и науки Российской Федерации.
Круглый стол «Взаимодействие специалиста и воспитателя на физкультурных занятиях и мероприятиях» Дошкольный возраст играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без.
Консультация для воспитателей «Особенности работы с детьми с синдромом нарушения внимания и гиперактивности» Высокая частота распространения СДВГ у детей (поданным большинства исследователей колеблется в пределах 5-16 % и существенно преобладает.
Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ). Психолого-педагогическая коррекция — консультирование родителей Клиническая картина синдрома дефицита внимания с гиперактивностью включает.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Причины СДВГ Клиническая картина синдрома дефицита внимания включает разнообразные нарушения поведения, обучения, социальной адаптации.
Взаимодействие ДОУ и социума. Самоотчет воспитателя Коллектив нашего детского сада №20 Надежда поддерживает прочные отношения с социальными учреждениями:со школой №18;библиотекой им. Маяковского;.
Взаимодействие воспитателя, детей средней группы и родителей. Субботник (фотоотчет) в активном участие на осеннем субботнике, проведенный 18.10.2014 Задачи, которые были поставлены перед детьми: • Привлечь детей к выполнению.
Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями подготовительной к школе группы Сентябрь Консультация: Дата 1,2 неделя 1.09-12.09 3 неделя 15.09-19.09 Комплекс утренней гимнастики «Осенняя прогулка» I. В лес осенний.
Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями средней группы Сентябрь Комплекс утренней гимнастики «Осень – золотая пора» I. В лес осенний мы пойдем, и грибочков наберем. Раз, два, Раз, два, шагает.
Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями старшей группы Март Комплекс утренней гимнастики «Потанцуем» Построение в шеренгу, равнение, приветствие. Ходьба под ритмичную музыку обычная руки на.
Источник