Консультация «Детско-родительские отношения и способы взаимодействия родителей и детей»
Татьяна Никитина
Консультация «Детско-родительские отношения и способы взаимодействия родителей и детей»
Детско-родительские отношения, способы взаимодействия родителей и детей.
Согласно работам российского учёного Л. С. Выготского родившийся ребенок не является личностью, но у него имеются задатки к тому, чтобы стать личностью. Личностью не рождаются, а становятся в процессе жизни. Это происходит по мере того, как человек овладевает самим собой, научается управлять своим поведением, своими психическими процессами. Формирование личности начинается в младшем школьном возрасте, вся предыдущая жизнь ребенка, лишь подготовка к такому формированию.
Та же и отечественный учёный А. Н. Леонтьев считал, что формирование личности это процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств человека в ходе его приспособления к внешней среде.
По определению В. С. Мухиной личность — это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нравственном облике человека. Именно личность имеет сложившееся мировоззрение, которое она отстаивает во всех перипетиях жизни. В своих работах В. С. Мухина отмечает, когда малыш появляется на свет, родителям хочется, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. Малыш постепенно овладевает общими, свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими, это условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимо ребенку. Желание заслужить похвалу, родительское одобрение является одним из рычагов воспитания. Оценка поведения со стороны родителей и близких, один из важнейших источников чувств малыша. Похвала вызывает чувство гордости, постепенно начинает проявляться такое важное образование, как самоуважение. Притязание на признание — одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих общественным ожиданиям людей. Стремление к реализации притязаний развивает ребенка, делает его совершеннее.
В своих работах А. А. Крылов говорит о том, что личность рождается постепенно и в развивающемся ребенке появляются такие образования, которые позволяют назвать его личность. К определяющим личность образованиям относятся: притязание на признание, осознание себя во времени, осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве. Малыш уже в 3 года имеет чувство собственного достоинства, он гордится своими достижениями и стремится в чем-то быть лучше. После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как к «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в нем уверенность, что ребенок обязательно научится тому, чего пока еще не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребенок.
Психологи Е. О. Смирнова и Е. А. Савина полагают, что ребенок 5 — 6 лет уже может сознательно управлять своим поведением, своими действиями, помыслами, однако сфера применения этой способности достаточно ограничена. Если родители поддерживают малыша, то таким образом придают ему силы для приобретения собственного опыта, поступков, внутреннего стремления. Функции регулятора поведения личности выполняют ее мировоззрение, направленность, характер, способности. Под влиянием оценок и контроля взрослого старший дошкольник начинает замечать ошибки в своей деятельности и в работе других и в то же время выделять образцы для подражания.
К теме детско-родительских отношенийв последние годы обращаются многие авторы: А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, З. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и др. Как правило, трудности детей в общении служат проекцией отношений в семье. Корни этих проблем формируются в раннем детстве.
Л. Б. Шнайдер утверждает, что «важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка стала очевидной». А. И.Захаров говорит: «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».
Дети обычно стремятся копировать поведение других людей, и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.
Аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения. Наиболее вероятно, ребенок будет вести себя так же, как и родители.
Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
В старшем дошкольном возрасте происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. В общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение, прежде всего для формирования у него личностных свойств, культуры поведения, культуры общения.
Способы взаимодействия родителей с детьми помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное морально и духовное развития.
Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая — воздействуя личным положительным примером; третья — назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами; четвертая — наказаниями, в том числе физическими.
Главным помощником родителям в выборе способов воспитания у детей культуры поведения является ДОУ.Одним из важных условий реализации Образовательной программы ДОУ согласно ФГОС является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели, родители – главные участники педагогического процесса.
Сотрудники ДОУ признают семью как жизненно необходимую среду дошкольника, определяющую путь развития его личности.
Задача коллектива детского сада – установить партнерские отношения, объединить усилия для развития, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, наладить с ними плодотворное сотрудничество.
Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.
Детско-родительские проекты как форма взаимодействия детского сада и семьи Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает взаимодействие с родителями (законными представителями).
Консультация для родителей «Необычные способы рисования» Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния,.
Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» Учёными давно доказано, что всё духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах,.
Консультация для родителей в форме беседы «Детско-родительские отношения в современных семьях» Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия отношений. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе,.
Консультация для родителей «Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к игрушкам, книгам, природе» Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к игрушкам, книгам, природе. Следует заметить, что в целом вопрос “воспитание.
Консультация для родителей «Воспитание детей и отношения с ними» Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей!Воспитание детей – это сложная задача, которая длится с момента появления малыша у.
Консультация «Отношения родителей и детей» Психология детско-родительских отношений Семейные отношения, в которые непосредственно включён ребёнок – это детско-родительские отношения.
Сказка Эльфика. Первая в своем роде (детско-родительские отношения) На холотропное дыхание я потащилась не из праздного любопытства, а с тем, чтобы разобраться со своими детско-родительскими отношениями.
Сказки Эльфиков. Бредущие во тьме (про детско-родительские отношения) Эта сказка написана для мамочки ребенка-аутиста. Она была заказана давно, но родиться не спешила. «Стимуляция родов» произошла благодаря.
Источник
Рекомендации по эффективному взаимодействию с детьми разных возрастов
Рекомендации по эффективному взаимодействию с детьми разных возрастов
Уважаемый приёмный родитель!
В каждом возрастном периоде у ребёнка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие «неудобные» вопросы. Как отвечать на них, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что происходит с ребёнком? Вы часто ищете решение и не находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага. Тогда эта памятка для Вас.
Итак, попробуем охарактеризовать наиболее специфические для каждого возрастного периода особенности, наметить план действий. Эти периоды будут выделены в самом общем виде, мы будем говорить о дошкольниках, младших школьниках, подростках и старшеклассниках.
Дети 3-6 лет, по мнению учёных, переживают первый возрастной кризис, начиная ощущать себя автономными от матери, что выражается в позиции «я сам». При этом они:
- находятся в постоянном движении;
- отличаются романтической привязанностью к родителям;
- не делают различий между реальным миром и миром фантазий;
- стремятся удовлетворять свои желания и потребности вне зависимости от мнения окружающих;
- пытаются обращать на себя внимание, высказывать своё мнение, как говорится, «везде вставляют свои пять копеек»;
- испытывают разные страхи и выдуманные беспокойства;
- интересуются: «Откуда я появился(лась)? А где я был(а) раньше?»;
- из игр предпочитают дочки-матери, копируя при этом своих родителей и одновременно моделируя поведение в своей будущей семье.
Как следует общаться с ребёнком:
- жалейте и любите малыша, ласкайте, целуйте и обнимайте его;
- помогайте ребёнку всё делать самому;
- проявляйте отзывчивость к его идеям;
- откладывайте свои дела и внимательно слушайте, как только у него появляется желание с Вами поговорить;
- предоставляйте ему свободу, но учите считаться с интересами окружающих. Останавливайте, если он бесцеремонно вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать свой гнев, если он вызван серьёзным проступком ребёнка;
- наблюдайте за играми ребёнка и не отказывайтесь участвовать в них. Это первая и очень хорошая школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы возникли у ребёнка, как он предпочитает их решать и каким впоследствии станет семьянином, работником,другом;
- на все вопросы,даже «неудобные», отвечайте честно и откровенно.
Никогда
- излишне не опекайте ребёнка;
- не заостряйте внимания на детских ссорах;
- не используйте угрозы для достижения результата;
- наказывайте не за качества личности, а только за действия;
- всегда старайтесь найти альтернативу наказанию.
У ребёнка 7-10 лет есть ответственное и трудное занятие — учёба, а самым большим авторитетом является учитель(ница). Кроме того, для детей этого возраста характерны:
- копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;
- буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образцу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;
- стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;
- формирование первоначальных представлений о собственных правах;
- повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками.
Как следует обращаться с ребёнком:
- помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний;
- дайте ему возможность реализовать своё право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов;
- узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребёнка, познакомьтесь с их родителями;
- аргументируйте свои требования к ребёнку, предъявляя их в форме «что вы ожидаете от ребёнка, а не то, чего вы не хотите»;
- обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере.
Никогда
- не ревнуйте ребёнка к авторитету учителя;
- не требуйте от него того, к чему он не готов по возрасту;
- не давайте негативных оценок личности или характеру ребёнка;
- не сравнивайте ребёнка с другими детьми, отдавая предпочтение последним;
- не отдавайте ребёнку распоряжений, выполнение которых не обязательно.
Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом второго кризиса. Основная причина — физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечёт за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:
- тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
- частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слёзы;
- повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
- стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста,вхождение в неформальные группировки;
- отстаивание,иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
- появление критического отношения к ранее авторитетным взрослым, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
- демонстративно пренебрежительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.
Как следует обращаться с подростком:
- помните, что подросток нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнёра, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
- выделяйте деньги на карманные расходы;
- в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребёнка, причём выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
- объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
- учите ребёнка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
- будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.
Никогда
- не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
- не требуйте немедленного и слепого послушания. Не применяйте угроз и не унижайте детей;
- не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки;
- не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать того, что Вам не нравится;
- не отступайте от введённых в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
- не ревнуйте к друзьям, привечайте их в своём доме и старайтесь познакомиться поближе;
- не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если его выбор Вам не по душе.
Если в семье
ребёнок растёт в терпимости — он учится понимать других;
его хвалят — он учится быть благородным;
ребёнок растёт в безопасности — он учится верить в людей;
его поддерживают- он учится ценить себя;
ребёнок живёт в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.
Нужно помнить, что ребенок не обязан:
быть безупречным на 100%;
любить людей,приносящих ему вред;
извиняться за то,что был самим собой;
выбиваться из сил ради других;
чувствовать себя виноватым за свои желания;
выполнять неразумные требования;
нести на себе тяжесть неправильного поведения своих товарищей или родителей.
Источник