Взаимоотношения ребенка со сверстниками
Олеся Куприянова
Взаимоотношения ребенка со сверстниками
Куприянова Олеся Николаевна
МБДОУ «Детский сад № 168 общеразвивающего вида»
г. Владивостока, Приморский край
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ
Аннотация: в статье рассматривается важная роль общения ребенка до-школьного возраста со сверстниками. Раскрываются особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста, отмечается положительное влияние общения ребенка со своими сверстниками на его общее развитие. В процессе совместной деятельности дети накапливают опыт саморегулирования поведения и приобретают навыки коллективности.
Ключевые слова: дети, взаимоотношения, взрослые, сверстники, общение.
Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.
Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за ее пределами. Детское общество — одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Черты нового человека — коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения — легче сформируются в результате взаимодействия с другими детьми.
Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития. Ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать, действительно, равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.
Какова специфика общения со сверстниками?
1. Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми. В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры.
2. В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого.
3. Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы.
4. В общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять инициативу.
С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его под-готовка к жизни среди людей — сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективе.
Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость — и чем чудеснее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают — так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмысленная возня только нарушает покой, конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребенка. Но если все дети дошкольного возраста при первой возможности снова и снова кривляются и передразнивают друг друга, значит, им это для чего-то нужно? Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают 2 Образование и наука в современных условиях в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул — и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ничем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.
Нередко ребенок в семье растет изолированно от сверстников: родители опасаются отрицательных влияний, шума и беспорядка в доме, не хотят нарушать свой покой. Дети из таких семей сторонятся ребят в детском саду и в силу сформировавшейся некоммуникабельности испытывают большие затруднения в установлении контактов со сверстниками. Намного проще тем из них, кто получил опыт общения с ровесниками еще в семье.
В общении со сверстниками у ребенка закладываются не только основы морали и нравственного поведения, но и возникают избирательные привязанности между детьми.
Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие Личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
По мнению Е. Е.Кравцовой: «В общении с ровесниками, у ребенка развиваются важнейшие черты личности — он становится более уверенным в своих силах, приобретает навыки самостоятельной деятельности, учится сознательно управлять своими поступками и поведением и т. д. Ребенок учится у сверстника совершенно иначе, чем у взрослого. Если взрослый для малыша, является прежде всего эталоном, которому он стремится во всем подражать, то сверстника можно поправить, дополнить и т. д».
В общении со сверстниками у ребенка закладываются не только основы морали и нравственного поведения, но и возникают избирательные привязанности между детьми. Только в группе, по утверждению B.C. Мухиной, в общении с другими детьми ребенок получает определенный статус популярности. Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признания среди сверстников. Притязание на признание может проявляться в стремлении «быть лучше, чем другие». Это стремление, по мнению B.C. Мухиной, создает мотивы успеха, является одним из условий развития воли.
Если ребенок не рассказывает вам о своих сверстниках, если он не может ответить на вопрос, кто у него друзья, то это должно насторожить. Скорее всего, у вашего ребенка просто нет друзей в силу тех или иных причин. И в такой печальной ситуации ребенку обязательно нужна помощь взрослого. В большинстве случаев детей-друзей связывает детский сад или прогулки во дворе. Но далеко не каждый ребенок легко идет на контакт со сверстниками, некоторые из них замкнуты и практически не имеют друзей. Если вы заметили, что у вашего ребенка существует такая проблема, то не стоит на этом акцентировать внимание ребенка. Помочь ему нужно незаметно, чтобы малыш не понял, что он какой-то не такой, как другие дети. Спасти ситуацию, помогут знакомые, в семье которых есть дети такого же возраста. Их можно чаще приглашать в гости или договориться выводить детей на прогулку в одно и то же время. Чтобы ребенок стал более раскрепощенным в общении, можно записать его в какую-нибудь секцию, творческое объединение. Таким образом, малыш будет заниматься любимым делом и при этом общаться с единомышленниками, ведь общее хобби объединяет не только взрослых, но и детей.
Важно заставить ребенка поверить в себя, в то, что он хороший, и тем самым посеять семена доброго в его душе.
Общение со сверстниками — важнейшая составляющая жизни ребенка в до-школьном детстве. Очень важно, чтобы это общение было полноценным и соответствующим возрасту ребенка. Благодаря общению со сверстниками, ребенок накапливает опыт саморегулирования поведения, считается с общественным мнением, приобретает навыки коллективности.
1. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Проф. А. В. Петровского. — М., «Просвещение», — 1973. Приморский край 288 с.
2.Детская психология: Методические указания. / Автор-составитель Р. П. Ефимкина.— Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. — 140с.
3.Психология развития: Учебник для студ. высш. учеб заведений / Т. Д. Ма- рютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова, — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 352 с.
4. Смирнова Е. О.Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
5. Смирнова С. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, — 1996. — №3. — С. 5-14.
Доклад для педсовета «Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками посредством коллекционирования» Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками посредством коллекционирования. Коллекционирование – одно из древнейших.
Консультация «Как изучать взаимоотношения дошкольников?» Как изучать взаимоотношения дошкольников? Можно в течение какого-либо определенного времени отмечать, кто и сколько раз обращался к ребёнку,.
Классный час «Взаимоотношения в семье» Оформление доски: Дом вести — не бородой трясти., Не нужен клад, когда в семье лад., Какие корешки, такие и ветки. Цель: раскрыть природу.
Неподготовленная беседа (разговор) как основная форма работы по речевому общению ребенка со взрослыми и сверстниками (Слайд 1, там где тема выступления) Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок.
Общение детей со сверстниками способствует развитию речи Многие родители замечали, что ребенок, который начал посещать детский сад начинает лучше и понятнее говорить. Оказывается, для развития.
Общение ребенка с ОВЗ со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры Формирование навыков общения, установление положительных взаимоотношений с людьми –важная задача в воспитании ребенка с ОВЗ. Практика убеждает:.
Справка по анкете «Ваши взаимоотношения с детьми» Справка по анкете «Ваши взаимоотношения с детьми» В анкетировании приняли участие 16 родителей. По 1 вопросу большинство родителей ответили.
Тренинг для родителей «Взаимоотношения детей и родителей» в рамках родительского собрания во второй младшей группе А -Добрый вечер, уважаемые родители! Мне хочется продлить атмосферу позитивного взаимодействия, которую сегодня создали Галина Александровна.
Эссе «Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми» Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам на современном этапе, можно объяснить.
Источник
Статья для педагогов: ««Взаимодействие детей со сверстниками»»
материал (старшая группа) на тему
Исследование особенностей взаимоотношений детей 5-6 лет
через диагностическое упражнение «Помощники»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_pedagogov.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 362 Дзержинского района Волгограда»
(МОУ детский сад № 362)
Статья для педагогов
«Взаимодействие детей со сверстниками»
воспитатель МОУ № 362
Глава 1. Взаимодействие детей со сверстниками……………………………. 3
Глава 2. Особенности взаимодействия детей 5-6 лет со сверстниками..……5
Глава 3 Исследование особенностей взаимоотношений детей 5-6 лет
через диагностическое упражнение «Помощники»..……………. 8
«Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала».
Глава 1. Взаимодействие детей со сверстниками.
Дошкольный возраст ребенка предполагает общение уже не только внутри семьи.
В условиях детского сада ребенок с первых лет жизни находится в кругу сверстников. Дети вместе играют, занимаются, трудятся. У них ярко выражено стремление к общению. В процессе целенаправленного воздействия педагог формирует навыки и привычки поведения детей, личностные качества. Они определяют характер взаимоотношений ребенка со сверстниками. Очень важно придать отношениям детей дух доброжелательности, развивать умение и стремление помогать друг другу. Повседневная жизнь ребенка неразрывно связана с детским садом и регулируется воспитателем, завязываются и укрепляются дружеские взаимоотношения между детьми.
Отношение обязательно имеет определенную направленность. Под влиянием обстоятельств и воспитания отношения между детьми изменяются. Интересная жизнь детей, деятельная и радостная — необходимое условие успешного складывания положительных взаимоотношений между детьми. Взаимодействие детей друг с другом невозможны без усвоения социальных норм и правил.
Ребенок нередко приходит в детский сад со сформированной в семье эгоцентричной установкой: личные потребности и желания заслоняют все остальное, он как бы не замечает других детей, захватывает побольше игрушек и никому не дает, заявляя решительно: «Мое!», отбирает понравившуюся игрушку, требует от воспитателя внимания только к себе и т. д. Время и терпеливая работа педагога приводят к перестройке в психике ребенка, он начинает проявлять внимание к сверстникам, делиться игрушками, у него появляется желание совместно играть.
По мере накопления детьми опыта жизни в коллективе их взаимоотношения приобретают все более осознанный характер, связи друг с другом становятся более прочными. Воспитатель приучает каждого ребенка здороваться со сверстниками, отвечать на приветствие вновь пришедшего, предлагает написать письмо больному ребенку, послать ему рисунки, позвонить по телефону и т.д. Приход в детский сад долго отсутствующего ребенка отмечается радостной встречей и особым вниманием к нему.
Объединения детей среднего возраста уже более устойчивы; они не только играют, но и трудятся вместе. Например, нескольким детям дается задание протереть мебель или листья комнатных растений. Они убеждаются в том, что вместе работать интересно и можно больше сделать. Дети пятого года жизни должны уметь согласовывать свои действия, договариваться до начала совместной игры или труда. Этому способствуют вопросы воспитателя: кто с кем будет играть? Он поощряет детей, которые дружно играют и трудятся, по своей инициативе приходят на помощь товарищу, например во время одевания на прогулку помогают завязать шарф, застегнуть пальто, надеть и завязать фартук и т.д.
Теплоту во взаимоотношения вносит традиция празднования в детском саду дней рождения детей.
Воспитатель использует любую возможность повседневной жизни, бытовой деятельности для упражнения детей проявлении уважения и внимания друг к другу. Во время умывания и одевания на прогулку требование быстроты мотивируется тем, что нельзя задерживать других детей; во время одевания и раздевания воспитатель приучает детей обращаться к своим товарищам за помощью и охотно оказывать ее.
Взаимоотношения детей 5 – 6 лет становятся значительно сложнее. Педагог добивается большей самостоятельности детей в организации совместной деятельности, формирует у них организаторские способности, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Достижению этой цели способствует учебная деятельность детей на занятиях: они приучаются спокойно выслушивать товарища, не мешать в работе соседу, оказывать разумную помощь, т.е. не делать за него то, что он должен и может сделать сам; отвечая на занятиях, ребенок должен думать о том, чтобы всем его было видно и слышно. Привлекая детей к анализу и оценке работ товарищей, воспитатель учит их быть взыскательными и объективными.
Педагог использует различные жизненные ситуации для воспитания у детей активного проявления доброжелательного отношения к сверстникам: помочь, утешить плачущего, порадоваться обновке товарища, приветливо здороваться и т.д. В некоторых случаях дети старшей и особенно подготовительной к школе группы привлекаются к обсуждению отрицательных поступков сверстников.
Воспитанию у детей нежного и заботливого отношения к малышам способствуют систематически выполняемые поручения: убрать участок младшей группы, построить горку из снега, сделать игрушки, помочь во время одевания на прогулку и т.п. Дети старшего возраста с удовольствием выполняют роль гостеприимных хозяев, принимая у себя в группе и на участке малышей, показывая им кукольный театр, организуя веселые игры с их участием.
Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитатель использует литературные произведения («Кубик на кубик» Я. Тайца, «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно» К.Д. Ушинского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Синие листья» В. Осеевой, «Как друзья познаются» С. Михалков и др.). Стихи и песни о детском саде, о дружных ребятах, некоторые картины («Новенькая», «Вот так покатался!» и др.) также способствуют воспитанию у детей товарищества и дружбы.
В связи с чтением произведений и рассматриванием картин, основной идеей которых являются товарищество, дружба, возникает благоприятная возможность для бесед с детьми на этические темы.
Основанием для таких бесед могут служить и поступки детей данной группы.
Яркие впечатления детства связаны с праздничными утренниками в детском саду, с вечерами веселых развлечений. Детей сплачивает нетерпеливое ожидание праздников, совместная подготовка к ним.
Праздники в детском саду используются и для воспитания у детей общительности, гостеприимства. Активное участие работников детского сада в проведении праздников доставляет детям большую радость и создает у них ощущение того, что детский сад – это единая, дружная семья взрослых и детей.
Глава 2. Особенности взаимодействия детей 5-6 лет со сверстниками.
Все больший интерес ребенка 5-6 лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у детей развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить похвалу и одобрение, подтвердить свою значимость.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Начиная с дошкольного возраста, систематическое общение ребенка со сверстниками становится нормативным, обязательным условием полноценного формирования его личности. Именно на этом этапе ребенок проходит «школу» реального взаимодействия с другими детьми как равноправными партнерами.
Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, отличающих его от общения со взрослыми. Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении детей можно наблюдать такие действия и обращения, как спор, навязывание своей воли, требования, приказы, обман, проявление жалости и желание успокоить. Именно в общении с другими детьми впервые проявляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезмерно яркой эмоциональной насыщенности.
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и дразнилки.
Еще одна особенность общения сверстников – это преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное высказывание или действие, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Такая несогласованность взаимодействия часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.
В игре наиболее ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети, как правило, ловкие, умелые, смышленые, опрятные. К непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. В общении с непопулярными детьми может возникать конфликтная напряженность, основной причиной которой является нежелание сверстников с ними играть. У сверстников вызывают раздражение те дети, с кем трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые. Для 5-6-летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, даже восхищение. Все эти аспекты взаимоотношений могут спровоцировать конфликт между детьми. Глубина и длительность конфликта во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого (особенно родителей), так как именно в общении со взрослыми ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.
Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и многое другое, стимулирует развитие у родителей агрессивности, раздражительности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии самых близких ему людей. Таким образом, дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации:
· Когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и (или) полностью отвергают его;
· Когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;
· Когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;
· Когда родители заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;
· Когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.
В общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования — его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. д. Их общение становится внеситуативным.
Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум направлениям. С одной стороны, увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по два-три человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), но становится все более значимой для ребенка.
К шести годам значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Иногда даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход. Если четырех-пятилетние дети охотно вслед за взрослым осуждают действия сверстника, то шестилетние, напротив, могут объединяться с товарищем в своем «противостоянии» взрослому. Все это может свидетельствовать о том, что действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.
К шести годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-либо или уступить. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Все это может свидетельствовать о том, что сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и предметов.
Глава 3. Исследование особенностей взаимоотношений детей 5-6 лет со сверстниками через диагностическое упражнение «Помощники».
3.1. Проведение исследования.
Тема: «Взаимоотношение детей 5-6 лет со сверстниками».
Цель: Выявить умение детей взаимодействовать в системах «ребенок—ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь.
Группа: старшая группа в МОУ № 362 Дзержинского района Волгограда.
Диагностическое задание: «Помощники»
Материал: Тазики, тряпочки; клей, ножницы, кисти, полоски бумаги; лейки, тряпочки.
Содержание: Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Как мы помогаем дома», выполнить разные поручения. Взрослый делит детей на 4 подгруппы и объясняет, что в каждой подгруппе необходимо выбрать капитана (именно он будет отчитываться о проделанной работе), подготовить необходимый материал, распределить обязанности и выполнить поставленную перед командой задачу. После этого педагог дает задание индивидуально каждой подгруппе:
— помочь маме вымыть столы и стулья;
— помочь дедушке — у него порвались его любимые книги, необходимо их подклеить;
— помочь бабушке полить цветы, прорыхлить землю и вытереть пыль с листьев;
— помочь младшему брату (сестре) навести порядок в игровых зонах.
Протокол проведения исследования:
Дети были поделены на 4 команды, в каждой подгруппе были выбраны капитаны. Каждая команда выбрала по заданию.
Рома А. – капитан
Задание: — помочь маме вымыть столы и стулья;
Наташа М.- капитан
Задание: — помочь дедушке — у него порвались его любимые книги, необходимо их подклеить;
Вика К. — капитан
Задание: — помочь бабушке полить цветы, прорыхлить землю и вытереть пыль с листьев;
Даниил Б. — капитан
Задание: — помочь младшему брату (сестре) навести порядок в игровых зонах.
3.2. Оценка результатов исследования.
3 балла — ребенок берет на себя функцию организатора взаимодействия, распределяет обязанности; проявляет умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить; способен оказать взаимопомощь и обратиться в случае затруднений за помощью к взрослому или сверстнику;
2 балла—ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением; знает нормы организованного взаимодействия, но может их нарушать (не всегда учитывает интересы сверстника); замечает затруднения сверстников, но не всегда оказывает необходимую помощь; помощь принимает, но самостоятельно за ней не обращается;
1 балл — ребенок не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий; не знает норм организованного взаимодействия или не соотносит необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляет равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказывается.
Вывод по 1-й подгруппе:
Рома А. – капитан — 3б.
Во время выполнения задания — помочь маме вымыть столы и стулья, взял на себя функцию организатора, распределил обязанности; выслушивал других членов команды, согласовывал с ними свои предложения, мог уступить, убедить. Оказывал взаимопомощь и обращался в случае затруднений за помощью к воспитателю или сверстнику. Рома оправдал звания капитана.
Она недостаточно инициативна, принимала предложения более активного сверстника, однако могла возразить, учитывая свои интересы, выступала со встречным предложением. Во время выполнения задания не всегда учитывала интересы других детей. Замечала затруднения сверстников, но не всегда оказывала необходимую помощь. Помощь принимала, но самостоятельно за ней не обращалась.
Андрей В. (5,6 лет)
Не проявлял активности, пассивно следовал за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий. По ходу выполнения задания было видно, что Андрей не знает норм организованного взаимодействия. Проявлял равнодушие к сверстникам. От помощи взрослого и других членов команды отказывался.
Во время выполнения задания проявляла недостаточно инициативы, принимала предложения более активного сверстника, однако иногда возражала, если что — то не совпадало с ее интересами, выступала со встречным предложением. Знает нормы организованного взаимодействия, но может их нарушать (не всегда учитывала интересы сверстника). Замечала затруднения сверстников, но не всегда оказывала необходимую помощь. Помощь принимала, но самостоятельно за ней не обращалась.
Арина была недостаточно инициативна. Однако в какие – то моменты возражала, учитывая свои интересы, выступала со встречным предложением. Знает нормы организованного взаимодействия. Замечала затруднения сверстников, но не всегда оказывала необходимую помощь. Самостоятельно за помощью не обращалась.
Вывод по 2-й подгруппе:
Наташа М.- капитан — 3б.
Наташа М. (5,5 лет)
Перед выполнением задания — помочь дедушке — у него порвались его любимые книги, необходимо их подклеить, Наташа сразу же приняла на себя главную роль и ведущую позицию. Показала себя, как очень хороший организатор.
Распределила обязанности. Выслушивала каждого члена команды и согласовывала с ними свои предложения, уступала, если в этом была необходимость, могла всегда убедить. Оказывала помощь и обращалась в случае затруднений к взрослому или сверстнику.
Был недостаточно инициативен. Однако в определенной ситуации возражал, учитывая свои интересы, выступал со встречным предложением. Знает нормы организованного взаимодействия. Замечал затруднения сверстников, но не всегда оказывал необходимую помощь. Самостоятельно за помощью не обращался.
Во время выполнения задания проявлял недостаточно инициативы, принимал предложения более активного сверстника, однако иногда возражал, если что — то не совпадало с его интересами, выступал со встречным предложением. Знает нормы организованного взаимодействия, но может их нарушать (не всегда учитывал интересы сверстника). Замечал затруднения сверстников, оказывал необходимую помощь. Помощь принимал, но самостоятельно за ней не обращался.
Нелли З. (5,4 года)
Нелли совместно с капитаном взяла на себя функцию организатора взаимодействия, что не помешало в выполнении задания, они вместе распредели обязанности. Так же она проявила умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, где было необходимо уступала и убеждала. Оказывала взаимопомощь и обращалась в случае затруднений за помощью к взрослому или сверстнику.
Не проявляла активности, пассивно следовала за инициативными детьми, не высказывала своих пожеланий. По ходу выполнения задания было видно, что она не знает норм организованного взаимодействия. Проявляла равнодушие к сверстникам. От помощи взрослого и других членов команды отказывалась.
Вывод по 3-й подгруппе:
Вика К. — капитан — 2б.
Во время выполнения задания — помочь бабушке полить цветы, прорыхлить землю и вытереть пыль с листьев, при распределении обязанностей была недостаточна инициативна и приняла все предложения других членов команды. Согласовывала с ними свои предложения, уступала. Всегда учитывала интересы сверстника. Оказывала взаимопомощь и обращалась в случае затруднений за помощью к воспитателю или сверстнику.
Кристина К. (5, 8 лет)
Во время выполнения задания проявляла недостаточно инициативы, принимала предложения более активного сверстника, однако иногда возражала, выступала со встречным предложением. Знает нормы организованного взаимодействия, но может их нарушать (не всегда учитывала интересы сверстника). Замечала затруднения сверстников, но не всегда оказывала необходимую помощь. Помощь принимала, но самостоятельно за ней не обращалась.
Эльдар С. (5,9 лет)
Не проявлял активности, пассивно следовал за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий. По ходу выполнения задания было видно, что он не знает норм организованного взаимодействия. Проявлял равнодушие к сверстникам. От помощи взрослого и других членов команды отказывался.
Арина С. (5,3 года)
Была не всегда достаточно инициативна. Однако в какие – то моменты возражала, учитывая свои интересы, выступала со встречным предложением. Знает нормы организованного взаимодействия. Замечала затруднения сверстников и оказывала необходимую помощь. Оказывала взаимопомощь и обращалась в случае затруднений за помощью к воспитателю или сверстнику.
Костя Т. (5,4 года)
Был недостаточно инициативен. Однако в определенной ситуации возражал, учитывая свои интересы, выступал со встречным предложением. Знает нормы организованного взаимодействия. Замечал затруднения сверстников, но не всегда оказывал необходимую помощь. Самостоятельно за помощью не обращался.
Вывод по 4-й подгруппе:
Даниил Б. – капитан — 3б.
Даниил с радостью принялся организовывать работу по выполнению задания — помочь младшему брату (сестре) навести порядок в игровых зонах, поскольку у него тоже есть младший брат. Распределил обязанности. Согласовывал с ними свои предложения. Оказывал взаимопомощь и обращался в случае затруднений за помощью к воспитателю или сверстнику.
Во время выполнения задания проявляла недостаточно инициативы, принимала предложения более активного сверстника, однако иногда возражала, выступала со встречным предложением. Знает нормы организованного взаимодействия, но может их нарушать (не всегда учитывала интересы сверстника). Замечала затруднения сверстников, но не всегда оказывала необходимую помощь. Принимала помощь и самостоятельно за ней обращалась.
Во время выполнения задания проявлял недостаточно инициативы, принимал предложения более активного сверстника, однако иногда возражал, выступал со встречным предложением. Знает нормы организованного взаимодействия, но может их нарушать. Замечал затруднения сверстников, оказывал необходимую помощь. Помощь принимал и обращался за ней.
Руслан У. (5,5 лет)
Не проявлял активности, пассивно следовал за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий. По ходу выполнения задания было видно, что он не знает норм организованного взаимодействия. Проявлял равнодушие к сверстникам. От помощи взрослого и других членов команды отказывался.
Ангелина Ш. (5,3 года)
Она недостаточно инициативна, принимала предложения более активного сверстника. Во время выполнения задания всегда учитывала интересы других детей. Замечала затруднения сверстников и оказывала необходимую помощь. Помощь принимала, но самостоятельно за ней не обращалась.
1. Бодалев А. А Психология общения М- Воронеж, 1996г, «Институт практической психологии» Воронеж НПО»МОДЭК», 1996г.
2. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. Издательство «Аркти», Москва, 2003г.
3. Венгер Л.В. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1995 г.
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. М.: А.П.О., 2006г.
5. Коломинский Я. Л Психология личных взаимодействий в детском коллективе. Минск 1984г.
6. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками / Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. Под ред. Лисиной М.И. – М., 1980г.
7. Репина Т. А. Социально – психологическая характеристика группы детского сада. М., Издательство «Просвещение»1998г.
8. РепинаТ.А. » Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования.» Издательство Педагогика,1978г.
9. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. С-Пб., 2008г.
10. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. М., Издательство «Просвещение»1986 г.
Источник