Способы взаимодействия ребенка со сверстниками старшая группа

Способы согласования действий со сверстниками

Валентина Мозговая
Способы согласования действий со сверстниками

Важной ступенью в развитии личности дошкольников становится появление устойчивых контактов со сверстниками. Замечено, что между собой дети начинают общаться еще до того, как научатся говорить, пользуясь жестами, мимикой, пантомимикой, они выражают друг другу свое эмоциональное состояние, просят о помощи.

На протяжении дошкольного возраста последовательно сменяют друг друга существует три формы общения со сверстниками. Зная нормальный ход развития общения, взрослые могут помочь детям организовать эффективное взаимодействие друг с другом.

До 1,5 лет закладывается основа последующего полноценного общения.В этом возрасте дети относятся друг к другу как к интересному объекту: разглядывают друг друга, трогают лицо, одежду, пробуют на вкус, изучают.

В 2 года складывается первая форма общения – эмоционально-практическая. Главная цель этого общения – соучастие. Малыша радуют общие шалости, забавы, процесс действий с игрушками. Дети заражаются весельем, демонстрируют себя друг другу.

В 3,5-4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. С этого времени и до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Это время, когда бурно развивается сюжетно-ролевая игра, в которой дети обыгрывают отношения взрослых. Они пытаются наладить деловое сотрудничество друг с другом. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступают друг другу игрушку, роль и т. п.

У небольшого числа детей 6-7 лет появляется внеситуативно-деловая форма общения. Возникает интерес не только к конкретным действиям сверстника, но и к его личности. Возникает привязанность, дружба.

Если ребенок полноценно проживает все эти стадии развития общения, то к концу дошкольного возраста формируется один из компонентов готовности к школе – коммуникативный. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Дальнейшее развитие взаимоотношений детей идет в русле совместной игры. В дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Детские взаимоотношения строятся в процессе ролевых, подвижных, театрализованных игр.

В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит от способности к организации совместной игровой деятельности и в целом от успешности продуктивной деятельности

Совместная игра предполагает самостоятельную организованность детей для выполнения общего действия, согласованность ролей, определение каждым ребенком своего места в группе играющих. В играх со сверстниками дети учатся сообща творчески и произвольно управлять своим поведением. Задача формирования положительных взаимоотношений в игре может решаться, через внесение взрослым нормативных правил регуляции совместной игры дошкольников со сверстниками.

Для всестороннего воспитания дошкольников и дальнейшего развития детского коллектива необходимо использовать различные виды игр. Умения строить совместные сюжеты, фантазировать, согласованно действовать, учитывать позицию другого развиваются на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, получаемых на различных занятиях. При правильном руководстве игрой в старших возрастных группах игра становится разнообразной, эмоционально наполненной, направленной на взаимодействие с партнером.

Необходимо расширять опыт игрового взаимодействия, развивать умения заинтересовывать собственным замыслом партнеров, без лишних споров распределять роли между собой, преодолевать коммуникативные навыки, трудности установления контакта с партнерами возникшие в ходе игры. Важным является создание доброжелательных, поддерживающих, эмоционально позитивных отношений между детьми. Следует развивать игру таким образом, чтобы дошкольниками сразу открывались и усваивались новые, продуктивные формы взаимодействия. Также при формировании игровых умений взрослому необходимо одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам, взрослому.

Итак, и в совместных сюжетных играх, дети осваивают правила взаимодействия, учатся понимать другого, согласовывать свои поступки с пожеланиями сверстников, что является необходимым условием развития кооперированных форм деятельности.

В настоящее время все большее значение придается детской коллективной деятельности, она объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в СД, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.К старшему дошкольному возрасту в СД дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе СД ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения.

СД оказывает влияние на положительные отношения между детьми в дошкольной группе. Самостоятельная же регуляция взаимодействия детей в естественных жизненных условиях наблюдается далеко не всегда. Кроме того, зачастую у дошкольников существует стремление к разнообразному взаимодействию со сверстником, при этом нередко наблюдается дефицит соответствующих способов и средств сотрудничества, что может приводить к разрушению совместных действий.

В. Я. Ляудис под совместной деятельностью подразумевает акты обмена действиями, операциями, а также вербальными и невербальными сигналами этих действий и операций между взрослым и ребенком и между самими детьми в процессе формирования деятельности. Эти акты связаны как с содержанием самой деятельности, так и с процедурами взаимодействия между участниками обучения. Акты обмена действиями перестраиваются и изменяются в объективной логике становления внутренних регуляторов усваиваемой деятельности и направлены на построение механизмов самоуправления способами предметной деятельности, личностными позициями и нормами общения и взаимодействия между участниками процесса обучения.

Читайте также:  Алиэкспресс способы оплаты заказа

Так, В. Я.Ляудис выделяет следующие составляющие СД: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель — центральный компонент ее структуры, понимаемый как идеально представленный результат, к которому стремится общность индивидов. Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает участников к цели. Наличие цели требует вполне определенной системы действий по ее достижению. Важно научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель СД, предусматривать пути ее осуществления, то есть вывести взаимодействие на рациональный уровень.

Общий мотив побуждает общность индивидов к сотрудничеству (т. е. непосредственная побудительная сила). Мотивы в значительно большей степени переживаются, чем осознаются детьми, хотя процесс осознания дошкольником своего поведения идет достаточно интенсивно в конце дошкольного периода детства и выступает в качестве одного из важнейших психических новообразований. Можно сказать, эмоции детей раскрывают их мотивы в стремлении участвовать во взаимодействии со сверстниками, желании или нежелании принять мотивы действий партнеров, переживании успеха или не успеха собственных действий, переживании удач или неудач взаимодействия с партнером, эмоциональной оценке результата, общем эмоциональном фоне взаимодействия, эмоциональном отношении к партнеру. Общая направленность ребенка на взаимодействие со сверстником постепенно перерастает в осознанное стремление вместе с другими работать хорошо и быстро, т. е. наиболее адекватным способом сделать дело, получить нужный всем результат. Возникает стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений со взрослым и товарищами, постоянно совершенствовать эти формы.

Следующий компонент СД — совместные действия, т. е. такие элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач. К ним можно отнести операции по осознанию цели СД, систему индивидуальных действий, систему действий по согласованию индивидуальных операций, коррекцию действий участниками взаимодействия действия по совмещению мотивов, участвующих в социальном контакте детей, действия сравнения результата с предполагаемым.

Общий результат, полученный участниками, завершает структуру совместной деятельности. Результатом СД является — развитие группы, индивидуальное развитие.

Таким образом, для осуществления сотрудничества необходимо взаимное согласование участников на уровне целей, планирования, регуляции и достижении общего результата деятельности. Это требует распределения выполняемых функций между участниками взаимодействия и предполагает возникновение связей их друг с другом.

Так в общих чертах выглядит возрастная динамика отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она может различаться в зависимости от индивидуальных особенностей.

Опираясь на исследования Е. О. Смирновой и В. Г. Утробиной можно выделить несколько типов отношения к сверстнику.

Первый тип – пассивно-положительное отношение. Характеризуется отсутствием какой-либо вовлеченности в действия и переживания сверстника.

Для второго типа – эгоистического отношения – характерно также отсутствие интереса к сверстнику и каких-либо эмоциональных проявлений, связанных с ним. Все проблемные ситуации дети эгоистического отношения к сверстнику решают в свою пользу.

Третий тип – конкурентное отношение. Дети активно вовлечены в действия сверстника, они оценивают и осуждают их, демонстрируют свое преимущество. Дети охотно соглашаются с замечаниями взрослого в адрес сверстника, но напряженно встречают поощрения.

Дети с личностным типом отношения интересуются сверстником, эмоционально и практически вовлечены в его действия. Выбор в пользу сверстника эти дети, как правило, осуществляют без колебаний и огорчений.

Последний тип – неустойчивый тип отношений, он отличается тем, что здесь не наблюдается какой-либо определенной стратегии поведения. В одних случаях дети проявляют личностное отношение, в других конкурентное.

В результате можно сделать вывод, что межличностные взаимоотношенияоказывают существенное влияние на формирование ряда устойчивых характеристик, психических процессов, состояний и свойств личности. Детское общество имеет свою структуру, своеобразные моральные нормы и особенности взаимоотношений между его членами.

Важное место в этом процессе уделяется роли взрослого, который естественным образом прививает детям новые, более сложные способы взаимодействия и как можно раньше ориентирует их на взаимодействие с ровесниками.

В общем, для организации разнообразных форм взаимодействия важна помощь взрослого. Прежде всего, важно заранее решить, каким образом будет предъявлено задание, чтобы оно предстало перед детьми, как коллективное. Необходимо не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели. Также важно разъяснить, как следует договариваться, учитывая желание друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости.

Источник

Особенности общения детей 5–6 лет со сверстниками в группе

Нестеренко Марина
Особенности общения детей 5–6 лет со сверстниками в группе

Важной ступенью в развитии личности дошкольников становится

появление устойчивых контактов со сверстниками. Замечено, что между собой дети начинают общаться еще до того, как научатся говорить, пользуясь жестами, мимикой, пантомимикой, они выражают друг другу свое эмоциональное состояние, просят о помощи. Двухлетние дети умеют непосредственно разговаривать друг с другом, с взрослыми, реагируют короткими отрывистыми фразами на знакомые явления окружающей действительности. На большинство адресованных лично им обращений дети этого возраста отвечают вполне правильно. Двух и трехлетние дети хорошо себя чувствуют в обществе знакомых им детей, меньше

Читайте также:  Способы решать педагогических профессиональных задач

зависят от родителей. Между тремя и четырьмя годами контакты со сверстниками делаются более частыми, складываются первые детские взаимные привязанности.

Дальнейшее развитие взаимоотношений детей идет в русле совместной игры.

«В ролевых играх, по мнению отечественного психолога Д. Б. Эльконина, между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу, а также иногда и отношения властвования, даже деспотизма и грубости, то есть

такие, в которых формируются как положительные, так и отрицательные личностные качества ребенка».

Группа сверстников оказывает значительное влияние на развитие

личности ребенка, так как именно в условиях общения со сверстниками ребенку необходимо применять на практике нормы поведения по отношению к другим людям, приспособлять эти нормы к конкретным ситуациям.

В детском обществе в процессе общения постоянно возникают ситуации, в которых необходимо согласовывать действия, уметь отказаться от личных желаний ради достижения общей цели и проявлять доброжелательное отношение к сверстнику. Не всегда дети находят нужные способы поведения и очень часто между ними возникают конфликты, при отстаивании каждым своих прав. Взрослый, вмешиваясь в эти конфликты и улаживая их, учит

детей выполнению норм поведения.

Каждый ребенок занимает в группе определенное место, в

зависимости от того, как к нему относятся сверстники. Оценка со стороны группы очень важна для дошкольников, они воздерживаются от поступков, вызывающих неодобрение

сверстников и разными способами пытаются заслужить положительное отношение. Обычно выделяются два–три

ребенка, которые пользуются наибольшей популярностью–лидеры: с ними многие хотят сидеть рядом на занятиях, дружить, им охотно подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Так же имеются дети, которые вовсе непопулярные среди сверстников

отверженные: с ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей находится между этими «полосами».

Старшие дошкольники, посещая ДОУ, объединяются в различные

группы: при совместной игре, уборке территории или в игровой комнате, в процессе совместных дел на прогулке. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже — по двое. Ведущей деятельностью в возникновении дружеских отношений является игра, где ребенок познает нормы и правила поведения, учится взаимодействовать с другими детьми так, чтобы дольше сохранялись их взаимоотношения по поводу игры.

Старший дошкольник уже не назовет своим другом того, с кем играет в данную минуту. Он начинает руководствоваться в своем выборе друзей их поступками, отношением к товарищам по группе и к самому себе.

Уровень популярности ребенка среди сверстников зависит от: его

знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения

устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы и выносливости, и еще от множества причин. Положение ребенка в группе показывает, насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание среди сверстников.

Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания, в первую очередь, отрабатываются в игре и в реальных отношениях по поводу игры.В игре потребность в признании проявляется в двух планах: «быть как все» и «быть лучше, чем все». Дети ориентируются на достижения и поведение сверстников, стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же время это может привести к конформизму

как личностной характеристике. Однако и стремлению «быть лучше, чем все» могут сопутствовать негативные компоненты.

Процессстановления и развития отношений в дошкольном возрасте

можно представить как «вхождение» сверстника во внутренний мир ребенка.

Для детей младшей группы характерно значительное количество

просоциальных действий при общем индифферентном отношении к другому ребенку. Дети трех лет безразличны к действиям верстника и его оценке взрослым. В то же время они легко решают роблемные ситуации «в пользу»других: уступают очередь в игре, делятся игрушками. Чаще всего их подарки адресованы взрослым. Это свидетельствует о том, что сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка и не входит в состав его самосознания. Перелом в отношении к сверстнику происходит в середине

дошкольного возраста. Ребенок начинает относиться к самому себе через другого ребенка. Другой становится предметом постоянного сравнения с собой. Сравнение направленно на противопоставление себя с другими. В самосознании ребенка уже выделены определенные умения, навыки и качества, но осознаваться они могут только в сравнении с чьими — то другими, носителем которых является сверстник.

К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику меняется. Возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику. Ровесник становится для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной

личностью. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту сверстник является для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и самоценной, самодостаточной личностью, субъектом обращения его целостного неразложимого «Я».

Как отмечает Мухина В. С. : общение со сверстниками – жесткая

школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. За «радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения.

Читайте также:  Сложные способы окраски микроорганизмов окраска по граму механизм

Согласно исследованиям Кошелевой А. Д., «наиболее острые и

устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Острота и длительность этих переживаний свидетельствует об особой значимости для ребенка — дошкольника благополучных взаимоотношений со сверстниками».

Невозможность достигнуть желаемых отношений делает для ребенка их еще более привлекательными и усугубляет его переживания, за которыми, по словам известного психолога Л. И. Божович, «лежит мир потребностей ребенка – его стремлений, желаний, намерений в их сложном переплетении между собой и в их соотношении с возможностями их удовлетворения».

Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими

выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорбленного самолюбия. В одних случаях они проявляются ярко и непосредственно – в речи, мимике, позе, движениях.С ругой стороны они могут проявляться и иначе: в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям. В таких случаях мотивы и эмоции ребенка легко выявить, и это может стать причиной неправильного и поверхностного суждения о причинах тех или иных поступков детей. Например, некоторые взрослые считают равнодушными детей отстраняющихся от общих дел, а тихих детей, не мешающих им, считают благополучными и при этом они не

пытаются объяснить, понять поведение ребенка и часто просто оставляют его в покое. Можно пронаблюдать развитие зависимости эмоционального состояния детей разных возрастов от их социального окружения.

Главной особенностью межличностных отношений детей раннего

возраста является то, что они только начинают складываться. В от

личие от ситуативно-делового общения со взрослыми детские контакты лишены деловой цели. Поэтому сложно назвать это общение межличностным, малыши почти не реагируют на индивидуальность партнера. Можно сказать что для детей этого возраста важно, чтобы партнер вообще был, и почти совсем не имеет значения, какой он. Такое отношение к сверстнику называется пассивно-положительным. Оно имеет объективный (предметный) характер, поскольку действия и эмоции связаны с

использованием отдельных действий сверстника.

Также нельзя не сказать о том, что непосредственное влияние на

эмоциональное самочувствие оказывают так называемые «неполадки» взаимодействия, когда один ребенок ударил другого или отнял у него игрушку и т. п. Детям также эмоционально тяжело в группе, где много шумных, подвижных детей, где есть постоянно плачущие дети с затянувшимся периодом адаптации.

В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие

ребенка в группе сверстников зависит либо от способности организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности, то есть в этом возрасте повышается значимость овладения различными видами деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности.

Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки.

Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы. Эмоциональные характеристики партнер

а в старшем дошкольном возрасте (особенно на седьмом году жизни) уже не играют такой главенствующей роли, как в младшем и среднем дошкольном возрасте. Потребность быть лучше или не хуже других настолько велика, что может в короткий срок изменить ребенка до неузнаваемости.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка «Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы» РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Протокол родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Присут: 28 родит Отсутствует: 7 родит. Повестка дня 1 консультация для родителей. Тема : » Возрастные особенности детей 3-4 лет» Воспитатель.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Социальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Источник

Оцените статью
Разные способы