Взаимодействие педагога-психолога с родителями в ДОО
Логачева Дарья Павловна
Взаимодействие педагога-психолога с родителями в ДОО
Логачева Дарья Павловна
Педагог — психолог, МБДОУ детский сад №6
МО Усть — Лабинский район
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОО
Работа педагога-психолога с родителями в первую очередь связана с созданием единой образовательной среды для максимального раскрытия потенциала каждого ребенка. Индивидуальность ребенка складывается в семье, из этого следует, что психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. В детстве закладывается фундамент человеческой личности и его судьбы. [3]
Полноценное развитие детей дошкольного возраста происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между родителями и детским садом строится, как правило, на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. [5]
Эксперты считают, что родители, воспитывающие детей, стали больше нуждаются в помощи профессионалов. Консультации нужны не только родителям детей из группы риска. Они также необходимы для успешных семей. По мнению ученых, в наше время, все чаще наряду с детьми, с уравновешенной психикой, встречаются дети эмоционально неустойчивые.Дошкольники часто имеют самые разнообразные варианты различной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, а также повышенную уязвимость, чрезмерное движение чувства стыда, замкнутость и т. д. Многие родители хотят научиться лучше понимать своих детей. Для этого не обязательно давать родителям знания, но необходимо ознакомить их с основными подходами, я покажу им, как повысить самооценку ребенка, ее возможности для личностного роста, научить его чувствовать себя лучше, открыто и честно в отношениях между взрослым и ребенком.
Родители осознают важность своего влияния на потребности личности ребенка, учатся способствовать его гармоничному развитию, активно сотрудничают с образовательным учреждением. Психологи, дети и родители могут научиться, лучше понимать друг друга, и помочь друг другу почувствовать себя сильнее и лучше. [1]
Очень жаль, что родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. Потому что взаимодействие детского сада и семьи составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно -образовательную микросреду т. е образовательное пространство. Детский сад и семья передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
В системе взаимодействия педагогов-психологов и родителей наблюдается ряд проблем, которые снижают уровень образовательной деятельности.
В настоящее время, заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей. Согласно, Концепции модернизации российского образования, семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия системы образования и различных ее представителей, в том числе и с семьей как социальном институтом.
В этих условиях взаимодействие педагога-психолога с семьей организовано так, чтобы это направление было востребовано со стороны родителей. Следует иметь в виду, что лекционные формы работы, стали, неэффективными. Нужно учитывать потребности и жизненный опыт родителей, также в работе необходимы все способы и формы взаимодействия с семьей, которые доступны психологу. Работа с родителями — это одна из главных причин, по которой нужна психологическая служба, направленная на сохранение и укрепление психического здоровья детей. В то же время усилия психолога и родителей в процессе воспитания детей, это непросто в организационном, психолого — педагогическом плане. Основополагающими условиями ее решения является создание особой формы общения между родителями и психологом, которую можно обозначить как лояльный контакт. [1]
Психологическое просвещение и профилактика осуществляются с использованием педагогом-психологом групповых, индивидуальных и наглядно-информационных форм работы.
Теперь я хочу немного рассказать о каждом из них, которые наиболее распространены.
1. Это совместное мероприятие педагога-психолога, педагогов и родителей: родительские собрания, которые включают выступления педагога-психолога; групповые беседы, лекции и дискуссии педагога-психолога; интеллектуальные игры, упражнения, занятия с элементами тренинга; дискуссии, обсуждение проблемных ситуаций; психологические разминки; родительские конференции; семинары.
2. Каждая из форм работы предназначена для индивидуальной работы с родителями или другими членами семьи учащихся. К ним относятся индивидуальные психологические консультации и беседы. С помощью индивидуальных форм, можно выявить наиболее распространенные причины, по которым родители обращаются к психологу — это могут быть проблемы адаптации ребенка до определенных условий; проблемы с поведением и детские страхи; проблемы в развитии когнитивных процессов, внутрисемейные конфликты; воспитание ребенка в неполной семье; языковые нарушения у ребенка; консультации по психодиагностике, проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.
3. Визуальные и информационные формы работы педагога-психолога с родителями играют роль косвенного общения психолога и родителя: информационный стенд психолога; страница на сайте учреждения; литература; буклеты.
4. Также стали пользоваться спросом онлайн консультации. Такой вид работы можно использовать как индивидуальной формой так и групповой.
В своей работе я в основном использую индивидуальную форму работы. От правильности выбора методов зависит успешность работы психолога. К ним можно отнести установление доверительных отношений, правильность рекомендации по развитию и воспитанию ребенка.
Так же очень часто родителям стали интересны онлайн консультации. Такой вид экономит время и можно подключиться в любом месте, где находишься.
Чтоб разнообразить свои консультации, я использую QR код. Родители подходят к стенду с консультациями и через мобильный телефон считывают этот код с информацией и могут этой консультацией воспользоваться вне стен детского сада. Этот способ экономит и бережет время, как родителей, так и педагогов.
Взаимодействие дошкольных учреждений и семей с использованием нетрадиционных форм работы обеспечивает порядок создания оптимальных условий, как для удовлетворения потребностей личности ребенка, так и для его ближайшего окружения. В работе соблюдаются нормы взаимодействия: взаимное уважение, открытость к общению, доверие и т. д. [2]
Чтобы ваша работа с родителями строилась успешно,придерживайтесь следующих правил:
— не начинайте разговор с родителями, указывая на негативные аспекты поведения их ребенка;
— сначала обратите внимание на положительные моменты в жизни;
— внимательно и терпеливо выслушивайте комментарии, жалобы родителей, их сомнения, возражения;
-если есть необходимость, тактично указывать родителям на ошибки, которые они совершают;
— внушить родителям веру в своего ребенка;
— щадить родительскую самооценку;
-не принижайте авторитет родителей, каким бы малым ни был их опыт в воспитании детей.
1. Гуров В. Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М. : Педагогическое общество России,2003
2. Зверева О. Л. Работа детского сада с молодой семьей. М. ,1990
3. Кравцов Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. 1991. № 2.
4. Макаренко А. С. Лекции о воспитании. М., 1988. 52
5. Солодякина О. В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие 2006
Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..
Кабинет педагога-психолога — это «волшебная» комната для ребят Мой небольшой опыт работы привёл меня к мысли о том, что детей нужно любить и принимать такими, какие они есть, признавать уникальность.
Направления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога — психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.
Источник
Взаимодействие психолога с родителями, воспитателями и учителями в процессе консультирования
Блохина Оксана
Взаимодействие психолога с родителями, воспитателями и учителями в процессе консультирования
Какие бы значительные позитивные психологические изменения ни происходили на коррекционных занятиях, они приобретают значение для развития личности ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного процесса не сможет привести к достижению планируемого в программе эффекта, если изменения в поведении, установках, эмоциональных состояниях ребенка не находят понимания и отклика у родителей и ближайшего социального окружения ребенка, если значимые для ребенка близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений. Психолог моделирует и строит на коррекционных занятиях ту модель взаимоотношений и совместной деятельности ребенка с окружающими людьми, модель поведения, которая создает оптимальные условия для гармонического развития ребенка. Эта модель должна быть принята и усвоена обеими сторонами — как самим ребенком, так и взрослыми, составляющими его социальное окружение.
Задачи и содержание работы психолога с родителями, педагогами и воспитателями, форма участия родителей в коррекционных мероприятиях различаются в соответствии с задачами коррекционного этапа. Задачей предварительного этапа, предшествующего началу реализации коррекционной программы, является обо-снование целесообразности и необходимости проведения коррекционных занятий с ребенком, обеспечивающее принятие родителями соответствующего решения. Напомним, что на предварительном этапе психолог информирует родителей об особенностях развития ребенка, выделяет трудности развития и его «сильные» стороны, останавливается на обсуждении источников и причин возникновения трудностей в развитии. Важным моментом, позволяющим обосновать необходимость проведения коррекционной работы, является формулирование психологом условно-вариантного прогноза на ближайшую перспективу развития ребенка, прогноза, причинно связывающего условия развития ребенка с вероятностью осуществления конкретного — благоприятного или не-благоприятного — сценария развития.
Итогом совместного с родителями обсуждения должна стать выработка конкретных рекомендаций по преодолению трудностей в развитии и принятие решения об участии ребенка в коррекционной программе. Родители должны быть ознакомлены с целями и задачами программы, методами ее реализации, ожидаемыми результатами, информированы о динамике особенностей поведения ребенка, которые будут сопутствовать коррекционной работе, должны получить ясное представление о характере и мере своего участия, о продолжительности коррекционных занятий. Очень важно уже на этом этапе работы разрушить столь часто встречающуюся иллюзию о возможности магического «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка в результате посещения ребенком нескольких коррекционных за-нятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов коррекционной программы, разъяснить, что окончательный эффект коррекционной программы будет очевиден лишь спустя несколько месяцев после ее окончания. Здесь же уместно подчеркнуть решающую роль самих родителей для переноса, обобщения и закрепления позитивных результатов занятий. Важным моментом является обоснование целесообразности участия родителей в коррекционных занятиях на заключительном этапе работы, сформировать у них установку на необходимость собственного саморазвития, повышения психолого-пе-дагогической компетентности.
В том случае, когда коррекция осуществляется в детском саду или в школе в соответствии с запросом педагогического персонала или администрации образовательного учреждения, задача формирования адекватных социальных ожиданий в отношении результатов коррекционной работы остается не менее актуальной и значимой, чем при работе с родителями. Психолог нуждается в организационной помощи, понимании и поддержке со стороны педагогов и администрации. Необходимо четко оговорить с администрацией и педагогом место и время проведения занятий с детьми. Крайне желательно иметь специально оборудованный кабинет психолога, используемый только для консультаций или коррекционных занятий. Недопустимо использовать кабинет психолога для
каких-либо форм учебной и внеклассной работы (проведения уроков, кружковой работы). Время проведения коррекционных занятий не должно совпадать со временем уроков или других значимых для детей мероприятий (например, для дошкольников — с прогулкой, должно быть постоянным и подвергаться пересмотру лишь в исключительных случаях. Дети и педагоги должны быть заблаговременно информированы о времени проведения коррекционных занятий. Время коррекционных занятий должно быть внесено и зафиксировано в расписание (в школе и в детском саду) детского учреждения. На предварительной беседе родителей нужно предупредить о том, что для достижения позитивного эффекта ребенку необходимо пройти полный курс коррекционных занятий, предупредить о возможных негативных последствиях досрочного прерывания курса. Родителям следует разъяснить, что изменение времени занятий по желанию родителей (опоздание, досрочный уход) недопустимо. И опоздание, и досрочный уход ребенка с занятия нарушает логику развертывания психокоррекционного процесса и приводит к снижению его эффективности.
Родители должны заранее подготовить детей к участию в коррекционных занятиях, объяснить им цели посещения занятий на простом понятном ребенку языке, избегая негативных оценок ребенка, угроз, предупреждений. Дошкольникам следует также объяснить, что во время занятия родители будут находиться в «комнате ожидания», предупредить, что на занятии будут при-сутствовать и другие дети. Ни в коем случае нельзя запугивать детей, угрожать («будешь плохо себя вести — плакать, капризничать и пр. — больше никуда не пойдешь, дома накажу и пр.», настаивать на образцовом «примерном» поведении ребенка на занятии («будь хорошим мальчиком», внушать представление о том, что на занятиях ребенка «наконец-то научат, как себя вести», «воспитают» и т. д., индуцируя ребенку тревожность и страх в отношении потери своего Я и возможных негативных оценок ими санкций. С другой стороны, вредно чрезмерно успокаивать ребенка, уговаривать и убеждать его в том, что на занятиях нет ничего страшного, неприятного, опасного. Такая настойчивость родителя Может вызвать у ребенка прямо противоположную реакцию тревожного ожидания и страха как в отношении самих занятий, так и в отношении личности психолога.
На начальных этапах реализации коррекционной программы, направленной на коррекцию эмоционально-личностного «развития, родители должны терпеливо и с пониманием отнестись к Возможному, хотя и не обязательному, обострению трудностей в общении и взаимодействии с детьми, к повышению эмоциональной лабильности и чувствительности детей, резкой смене их настроения. Психолог должен разъяснить родителям временный характер этих явлений, указать на их значение, скрытое за внешними признаками возрастания неустойчивости настроения, двигательной активности, резкости и «неуправляемости» детей. На протяжении всего хода коррекционных занятий с родителями необходимо поддерживать систематический контакт. Оптимальной формой такого контакта является специально организованная работа родительской группы, что, к сожалению, не всегда оказывается возможным. В любом случае психолог должен обеспечить решение, по крайней мере,трех задач: 1) задачи информирования родителей о динамике коррекционной работы, особенностях поведения ребенка на занятиях, достижениях и успехах ребенка; 2) задачи получения от родителей информации об особенностях поведения ребенка дома, отношении к коррекционным занятиям, эмоциональном состоянии, об особенностях общения и взаимодействия с родителями; 3) задачи выработки оптимальной тактики взаимодействия и общения родителей с ребенком в семье.
Очевидно, что контакты психолога с педагогами не могут носить столь интенсивного и систематического характера, как с родителями, хотя и направлены на решение тех же задач. Если психолог работает в детском учреждении, желательно в качестве контроля за динамикой коррекционной работы систематически осуществлять наблюдение за особенностями поведения ребенка в классе или в группе детского сада. На заключительных этапах коррекционной работы желательно участие родителей в совместных коррекционных занятиях, где им предоставляется практическая возможность овладеть новыми, более эффективными способами общения и взаимодействия с детьми, улучшить взаимопонимание. К моменту завершения коррекционной работы необходимо провести специальную беседу-консультацию с родителями и педагогами, подводящую итоги коррекционной программы, разъяснить сущность достигнутых результатов, сформулировать индивидуальные рекомендации по оптимизации общения и взаимодействия с ребенком так, чтобы обеспечить перенос достигнутого ребенком в практику реальных жизненных отношений. Коррекции подлежит не только развитие личности самого ребенка, но и социальная ситуация развития в целом, вся система взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением, построение которой есть результат совместных усилий как самого ребенка, так и родителей, педагогов и воспитателей.
Основные трудности и взаимодействие психолога с молодой семьей в ДОУ 1. Семейно брачные отношения очень чутки к изменениям в экономике, политике, социальной сфере общества. Отсюда те тренды, которым подвержена.
Мини-музей «Игрушки из перчаток» совместно с родителями, воспитателями и детьми Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию свой педагогический опыт МИНИ – МУЗЕЙ «Игрушки из перчаток» совместно с родителями, воспитателями.
Консультация «Взаимодействие педагога-психолога с семьёй воспитанника в условиях ФГОС» «Взаимодействие педагога-психолога с семьёй воспитанника в условиях ФГОС» В настоящее время в соответствии с законом Российской Федерации.
Консультация «Взаимодействие логопеда с воспитателями в школе» Основная цель: Построение системы коррекционно- развивающей системы для детей. Предусматривающее, взаимодействие и преемственность действий.
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ О важности взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя говорили такие авторы, как О. П. Радынова, Н. А. Ветлугина, Э. П. Костина,.
Взаимодействие педагога психолога со специалистами ДОУ Направления деятельности педагога — психолога с музыкальным руководителем ДОУ Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности.
Взаимодействие с национальными библиотеками в процессе патриотического воспитания Елена Александровна Хворостина педагог-психолог МДОУ «ЦРР – д/с № 6», Мария Ивановна Яицкая, воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 6» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
Взаимодействие с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ через семейный клуб «Ладошка в ладошке» Детский сад — новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождаемые изменением поведенческих.
Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога Взаимодействие воспитателя и педагога — психолога Давно хотела поделиться впечатлениями от работы педагога — психолога во взаимодействии.
Источник