Способы взаимодействия психолога с ребенком

Приемы и методы работы психолога с детьми

19 февраля 2016

Автор статьи

Меня зовут Жукова Марина Андреевна. Я клинический психолог, являюсь специалистом в области детско-родительских отношений и психологии младенчества и раннего возраста. Сегодня мне хотелось бы поговорить о методах диагностики, которая используется в психологической работе с детьми и подростками.

Родитель очень часто идет к психологу и не знает, чего ему ожидать. Для того, чтобы эту тревожность снизить, я бы сегодня хотела немного остановиться на тех приемах и методах, которые, как правило, психолог использует. Если родитель приходит с ребенком в возрасте от года до трех, то, как правило, взаимодействие начинается сначала с родителем. Для того, чтобы ребенок почувствовал себя комфортно, необходимо установить такой хороший контакт именно в общении со взрослым. Когда взрослый раскроется, раскрепостится, он будет сигнализировать ребенку о том, что та ситуация, в которую ребенок попал, она является безопасной. Поэтому психолог очень редко начинается общаться сразу с ребенком. Это нужно понимать, что это делается не просто так, а для того, чтобы стало комфортно родителю, а через него и ребенок бы почувствовал себя хорошо.

Как правило, психологу важно понимать особенности семейных взаимоотношений, какие-то такие объективные вещи, которые происходят в семье, скажем, полная ли это семья, есть ли у ребенка братья и сестры. Психолог может задавать вопросы относительно каких-то навыков саморегуляции ребенка. Умеет ли ребенок самостоятельно есть, одеваться, ходит ли он в памперсах или уже пользуется туалетом. То есть такие вещи, которые лежат на поверхности, помогают психологу понять, к какому – не биологическому, не хронологическому, а именно психологическому возрасту принадлежит ребенок, который сейчас находится перед ним. После того, как контакт с родителями уже установлен, психолог немножко познакомился с этой семьей, можно начинать взаимодействовать с ребенком. Как правило, у психолога в кабинете находится большое количество игровых материалов, и они в доступе. То есть, ребенок может с самого начала с ними знакомиться и играть таким образом, каким ему хочется. Это называется ситуация свободной игры. Она, как правило, идет параллельно с беседой с родителями.

Психолог общается с родителем и попутно наблюдает за тем, что происходит с ребенком. Ребенок может активно исследовать, предлагая родителю, предлагая психологу тоже поиграть вместе с ним. Может немного настороженно относиться, тревожиться, может быть, жаться к родителю. Здесь нет правильного поведения. Просто для психолога важно посмотреть, какое поведение демонстрирует этот ребенок, пришедший к нему, и на основе этого он строит дальнейшее взаимодействие с ним. Возможно, вторую- третью встречу уже можно перейти непосредственно к диагностике. В зависимости от обращения, в зависимости от жалоб родителя психолог будет пользоваться разными методами. Наверное, наиболее частый – это метод игровой терапии, то есть это игра, в которой проигрываются какие-то вещи, с которыми ребенок имеет дело в реальной жизни, будь то отношения со сверстниками, отношения с родителями, сложности с разлучением – это очень частая тема. Как правило, это просто реализуется в сюжете игры.

Также психолог может использовать сказкотерапию. Это прием, который позволяет в словесной форме проработать все то же самое, что и происходит во время игры. Единственное отличие, как правило, в сказкотерапии есть некий мудрый человек, наставник, или какой-то сказочный персонаж, который может дать ребенку совет и таким образом наставить его на какой-то путь как решить проблему. Лично я являюсь не сторонником подобного подхода и всегда предполагаю, что ребенок сам лучше всего справится с ситуацией, и сам сможет найти решение, если ему создать для этого условия и рамки. Поэтому, если я использую сказкотерапию, как правило, я стараюсь дать ребенку ту роль, в которой он сам должен дать совет персонажу. Чтобы не он был этим персонажем, чтобы он был тем мудрецом, который может другому помочь. Это очень повышает самооценку и внушает ребенку веру в свои силы.

Читайте также:  Таблица способы выражения подлежащего 2 колонки

Следующий метод – это арттерапия. Очень частая методика, которая любима всеми профессионалами, – это рисунок несуществующего животного. Ребенку предлагается нарисовать животное, которое не существует в реальном мире, которое он никогда не видел ни в фильмах, ни в играх, ни в мультфильмах. Чтобы это животное каким-то образом было наделено какими-то качествами, о которых ребенку потом будет предложено рассказать. Конечно, ребенок в таком случае пользуется собственным бессознательным и реализует какие-то вещи на бумаге, с которыми возможно имеет дело сам. Ребенку нужно затем назвать это животное и рассказать, что оно умеет. Там есть особенности, на которые смотрит психолог. Родитель тоже может попробовать такой метод, однако здесь опасно, потому что если родитель будет интерпретировать самостоятельно, читая, например, Википедию или еще какие-то ресурсы, то есть риск просто запаниковать. Хотя на самом деле с ребенком все нормально, он просто фантазирует. Не обязательно, если ребенок рассказывает, что его животное очень одиноко, живет в изоляции, ни с кем не дружит, что у ребенка ситуация точно такая же. Эти фантазии могут произрастать из совершенно других вещей, видных только профессионалу. Поэтому родитель может играть с ребенком в такие игры, однако вопросы диагностики лучше оставлять психологам. Пожалуй, это самые популярные методы диагностики детей раннего возраста.

Что касается уже периода школы, младшие классы, как правило, диагностика сводится к характеристике межличностных отношений со сверстниками, с родителями и с учителями. Есть замечательный метод под названием методика Рене Жиля, на которой нарисованы картинки, где расположены такие схематично изображенные человечки, и ребенку нужно среди этих человечков найти себя. Показать, где он находится. Вот это вот позиционирование себя в группе очень информативно для психолога. Но помимо вот этой точки в социуме, которую ребенок обозначает, психолог задает еще ряд вопросов, и на основе них сможет сформировать некий портрет ребенка, на основе которого можно построить вмешательство и помочь ребенку улучшить взаимодействие в тех сферах жизни, в которых ему сложно. Это лишь один из методов, но он достаточно яркий и информативный. Также лично я очень часто прибегаю к методу под названием «Методика фрустрационной устойчивости Розенцвейга». Что такое фрустрация – это реакция на агрессию, это некое разочарование, когда мы сталкиваемся с каким-то препятствием, и существует несколько вариантов, как мы можем на это отреагировать. Для того, чтобы ребенок смог ответить на вопрос как он реагирует на препятствие, его ставят в такую ситуацию, когда ему нужно продолжить высказывание. На картинке нарисованы персонажи, и тот персонаж, за которого ребенку нужно достроить фразу, как правило, находится в какой-то очень неудачной ситуации. Его обижают взрослые, его обижают сверстники, что-то получается не так, как ему бы хотелось. Ребенку нужно ответить так, как ответил бы этот человек. Мы замечаем, что со временем ребенок начинает наделять персонаж какими-то собственными особенностями, на основе которых также у психолога может сформироваться впечатление о том, как ребенок обычно ведет себя в тех или иных ситуациях. Также это хороший способ установить контакт с ребенком, узнать больше о нем. Можно же задавать вопросы не только по методике, но и как-то попутно задавать вопросы еще о чем-то, таким образом, составляя более расширенный профиль.

Источник

Взаимодействие с педагогом — психологом.

Взаимодействие с педагогом — психологом.

Взаимосвязь педагога-психолога и воспитателя.

Педагог-психолог ДОУ – это специалист, реализующий комплексную психологическую работу с ребенком: обучающую, развивающую, коррекционную. Одним из условий результативности его труда является тесное сотрудничество с воспитателями, поскольку слаженность работы, единство требований и подходов, искренняя заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов есть основа эффективности не только их совместной деятельности, но и образовательного процесса в целом.

Совместная работа педагога-психолога и воспитателей групп призвана решать следующие задачи:

  1. Выявление и развитие способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса.
  2. Обеспечение индивидуального подхода к ребенку, учет его ближайшей зоны развития.
  3. Сохранение психического здоровья воспитанников.
  4. Создание оптимального социально-психологического климата в группе.
  5. Коррекция недостатков в психическом и интеллектуальном развитии детей.
Читайте также:  Основной закон фрг по способу изменения относится

Взаимодействие педагога — психолога и воспитателей ДОУ идет по следующим направлениям:

1.Диагностическое

— диагностика познавательного развития;

-диагностика эмоциональной сферы;

-диагностика внутрисемейных отношений .

-мониторинг готовности к обучению в школе;

-мониторинг уровня адаптированности ребенка к ДОУ;

Взаимодействие с воспитателями: Консультации (индивидуальные и групповые), составление индивидуальных программ психолого-педагогической помощи детям; совместные рекомендации родителям по развитию ребенка; составление экспертной психолого-педагогической характеристики детей группы «риска».

2 Консультативное.

-консультации по результатам диагностики

-консультации методического и психологического характера.

Взаимодействие с воспитателями :Совместная разработка письменных и устных консультаций для родителей;

рекомендации психолога по коррекции и развитию детей;

психолого-педагогическое просвещение по вопросам возрастных потребностей детей, организации их деятельности (педагог-психолог — воспитатели).

3.Коррекционно-развивающее.

— Коррекция и развитие познавательной и эмоциональной сферы.

-«Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Взаимодействие с воспитателями:

Рекомендации по индивидуальной коррекционной работе с детьми; информирование об особенностях развития детей (педагог-психолог — воспитатели); заполнение карт индивидуальной психолого-педагогической помощи детям.

Организация воспитателями знакомства родителей с работами детей, ознакомление с рекомендациями педагога-психолога. Закрепление изученного материала в группе. Индивидуальная работа воспитателей с детьми по рекомендации педагога-психолога

Сложность формирования и развития коммуникативной компетенции в детском саду обусловлена, на наш взгляд, тем, что требует от педагога непрерывной работы в заданном направлении. Поскольку общение – постоянный спутник любой деятельности ребенка: режимных моментов, занятий, совместной игры, взаимодействия с окружающими. Следовательно, профессиональная деятельность по формированию коммуникативных навыков ребенка происходит в течение всего рабочего дня педагога.

Ни для кого не секрет, что практически в каждой группе детского сада есть дети, имеющие нарушения в коммуникативной сфере. Это могут быть: неумение устанавливать контакт, уход от общения, конфликты, нежелание считаться с мнением и потребностями другого. Ребенок, не умеющий адекватно общаться, не интересен окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к двум полярным группам последствий: тревожность, застенчивость, замкнутость или агрессивность.

Каков же алгоритм совместной деятельности педагога-психолога и воспитателя по формированию коммуникативной компетенции?

  1. Совместное составление психологических характеристик детей группы, на основе диагностики психолога и ежедневного педагогического наблюдения воспитателя. Этот этап способствует целесообразному составлению занятий и оптимальному распределению участников во время выполнения упражнений, гармонизации отношений воспитателя с детьми на основе индивидуального подхода.
  2. Совместное участие в занятиях, основанное на безусловном принятии ребенка таким, какой он есть (Запоминаем, что Нет трудных детей, есть дети, с которыми трудно).
  3. Контроль воспитателя за соблюдением детьми в группе правил, умений и навыков, формируемых на занятиях, способствующий более быстрому их закреплению.

Особо хочется заострить внимание роль педагога — психолога и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ.

Педагог, работающий с детьми с ОВЗ, должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

  1. Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
  2. Осуществление целостного педагогического процесса;
  3. Создание развивающей среды;

3.Обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

  1. Осуществление целостного педагогического процесса.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

-знание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.

— четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей;

— умение результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с применяемой образовательной программой.

Создание развивающей среды.

Предметно – развивающая среда для каждой категории детей с ОВЗ имеет свои особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу при оборудовании группы.

Для детей с речевыми нарушениями – наличие разнообразного картинного материала, серии картин, альбомов с иллюстрациями, репродукциями, наборы открыток и т.д. Наличие различных видов театров.

  1. Учебно – методическая деятельность воспитателя в группе с детьми ОВЗ предполагает следующие критерии компетентности:

1.Планирование воспитательно — образовательной работы;

2.Проектирование и корректировка педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

-знание образовательных программ и методик развития разных видов деятельности детей;

-умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

-владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, коррекционно — развивающей работы, обучения и воспитания детей.

Читайте также:  Гриб навозник способ приготовления

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком с ОВЗ. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

III.Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

1.Консультативная помощь родителям;

2.Создание условий для социализации детей;

3.Защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

-знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

-умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами санатория.

1.Работа с родителями одно из сложнейших направлений в работе педагогов. Консультативная помощь родителям оказывается с момента поступления ребенка с ОВЗ в сад. Не секрет, что родители (законные представители) «особого» ребенка остро нуждаются в квалифицированной помощи. Активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей приносит свои, положительные результаты. Консультации, мастер – классы учителей – логопедов, воспитателей. Дни открытых дверей, совместные с родителями физкультурные и музыкальные развлечения и праздники. Родительские собрания, «круглые столы», посещения семей на дому — мы используем традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы и не традиционные, дающие положительный результат. Участвуя в воспитательно – образовательном и коррекционно – развивающем процессе, родители постепенно становятся активными, отношения в семьях более спокойными.

  1. Педагоги должны уметь организовать такие условия, при которых ребенок с особенными возможностями здоровья будет вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности. Вместе, развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребенка. Интегрированный подход к воспитанию дает возможность ребенку с особенностями развития преодолеть трудности и стать в будущем равноправным членом общества, снижая риск его социальной изоляции.

3.По поводу защиты интересов и прав. Некоторые родители, их единицы, не до конца понимают, для чего государство оказывает им материальную поддержку, используют средства не для лечения и приобретения лекарственных препаратов для ребенка. Профессиональная компетентность педагога заключается в выявлении таких семей и проведении разъяснительной работы.

Таким образом, наличие в группах массового дошкольного учреждения ребенка с особенностями развития требует особого внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, без этого не обойтись в современных условиях работы с детьми с ОВЗ, которые вливаются в детский коллектив и требуют мобилизации у нас, педагогов всех этих качеств.

Рекомендации педагога-психолога воспитателю старшей группы.

Развивать восприятие детей. Расширять кругозор знаний об окружающем мире, совершенствовать представления о геометрических фигурах, цвете, форме, величине.

Упражнения: «Большой — маленький», «Найди и назови фигуру», «Найди пару», «Выкладывание фигур».

Развивать координационные движения у детей.

Упражнения: «Эхо», «Солнечный зайчик», «Зеркало», «Попади в ворота».

Продолжать развивать внимание и память, сообразительность.

Упражнения: «Будь внимателен», «Нарисуй фигуру», «Лес, море», «Я покажу, а ты отгадай».

Продолжать формировать понятия времени. Развивать и совершенствовать бытовые навыки.

Упражнения: «Вчера, сегодня, завтра», «Назови пропущенное слово», «Что мы делаем?», «Дни недели по порядку».

Развивать коммуникативные способности детей в группе, умение находить общий язык со сверстниками.

Упражнения: «Секрет», «Поварята», «Клубочек», «Нос к носу».

Развивать и совершенствовать логическое мышление у детей. Совершенствовать математические навыки.

Упражнения: «Четвёртый лишний», «Найди клад», «Найди лишнее слово», «Назови одним словом».

Продолжать развивать восприятие детей. Расширять кругозор знаний об окружающем мире, совершенствовать представления о геометрических фигурах, цвете, форме, величине

Упражнения: «Назови форму предмета», «Узнай по голосу», «Найди и назови фигуру», «Конструируем из палочек».

Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

Упражнения: этюд «Капризуля», этюд «Солнышко», этюд «Гроза».

Продолжать развивать коммуникативные способности детей в группе, умение находить общий язык со сверстниками.

Упражнения: «Клубочек», «Повтори за мной», «Паровозик с именем», «Покажи, что скажу».

Источник

Оцените статью
Разные способы