Формы взаимодействия педагогов и родителей
КАТЕРИНА ЩЕРБИНИНА
Формы взаимодействия педагогов и родителей
Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
1. Родительское собрание
Родительское собрание— форма работы группы людей (родителей) объединенных для совместного с дошкольным образовательным учреждением решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.
— организация коллектива родителей,
— управление воспитательно-образовательным процессом,
— решение наиболее важных, насущных проблем.
«Состав» родительского собрания:
— вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, мотивировать на совместное решение проблем.
— основная часть: Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщения должны быть короткими, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Для иллюстрации своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы выступления. Это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.
— «разное»: обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досугов, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
2. Родительский лекторий
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания,
повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.
Приемы успешного проведения:
— привлечение родителей к определению тематики лектория (если они
затрудняются сформулировать темы занятий, определить проблемы для
изучения, педагог может предложить набор возможных тем с учетом
имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей
в данном коллективе);
— активизация участников занятия. Название «лекторий» условно. Оно
не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем
разнообразны, и лучше, если родители — не пассивные слушатели.
Очень часто на практике занятия по психолого-педагогическому
просвещению переходит в родительское собрание. Уяснив сущность
воспитательной проблемы, родители обсуждают то, как она решается, обмениваются мнениями и совместно намечают программу действий.
3. Конференция по обмену опытом
воспитания детей может быть
тематической. Целесообразно ее проведение, если действительно есть опыт
положительного семейного воспитания по данной проблеме. Обсуждение
вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а
информация звучит убедительнее, воспринимается с большим доверием.
Можно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов,
вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Вы-
ступающими в этом случае могут стать те родители, которые в решении
определенных проблем достигли положительных результатов.
4. Вечер вопросов и ответов
проводится после опроса родителей или на
родительском собрании по группам проблемных вопросов, которые возника-
ют в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может
ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист. Ряд вопросов проблемного
характера может быть предложен на обсуждение родителей и стать основой
для специально подготовленного диспута.
5. Диспут- размышление по проблемам воспитания
непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение
проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать
факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами
могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для
них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать
обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в
группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой
способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения,
помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет
возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута
возможно подготовить совету дела, педагогу или кому-то из родителей
обобщающее сообщение, используя специальные источники.
Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из
жизни группы, семей.
6. Встреча родителей с администрацией детского сада
целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими
требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы в
адрес друг друга, составление программы действий по выявленным
проблемам. Встреча может быть завершена индивидуальными
консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших
проблем и сложностей в воспитании.
7. «Дни открытых дверей»
Ознакомление родителей с жизнью своих детей в детском саду происходит также во время дней открытых дверей, проводимых 1— 2 раза в год. В назначенные дни родители без специальной договоренности могут побывать в дошкольном учреждении.
Подготовка к встрече с ними начинается задолго до назначенного времени и включает в себя продумывание программы мероприятия.
Она может состоять из показа открытых занятий с детьми, совместной деятельности педагогов и воспитанников в разных возрастных группах. При этом родителям заранее сообщаются цель, программное содержание, обращается внимание на характер заданий, методы активизации воспитанников. В программу также могут входить посещения родителями выставок фотографий ярких моментов жизни ДОУ, детских работ, совместных поделок детей, педагогов и родителей.
8. Коллективные творческие дела
Может сочетаться проведение мероприятий на уровне всего сада и в групповых коллективах, или организуется коллективное творческое дело.
Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями Родители и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития.
Досуговые формы взаимодействия с родителями С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый.
Формы и методы взаимодействия ДОО с семьей Формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями Цель: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых.
Формы взаимодействия образовательных учреждений с родителями. Формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями. Педагог-психолог Братцева И. А. Мир детства в 21 веке становится отражением.
Формы взаимодействия педагогов и родителей (из опыта работы) Я считаю, что достижение высоких результатов и положительной динамики в воспитании детей возможно благодаря взаимодействию всех участников.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников Образовательная область Формы взаимодействия с семьями воспитанников Физическое развитие 1. Изучение состояния здоровья детей совместно со.
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с социальной средой Общеизвестно, что дошкольный возраст является определяющим периодом становления личности, когда у ребенка закладываются основные человеческие.
Консультация для родителей «Формы взаимодействия с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Мир ребенка состоит из двух различных по сути, но близких по своим задачам миров: семьи и детского сада. В них проходит его жизнь, они определяют.
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ». В современных дошкольных образовательных учреждениях всё чаще используются новые, нетрадиционные.
Современные формы взаимодействия с родителями Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку». (Н. В. Шелгунов) Детство –это самая.
Источник
Взаимодействий педагога с детьми и родителями.
Светлана Егорова
Взаимодействий педагога с детьми и родителями.
Тема: Инновационные методы
и не традиционные формы
взаимодействий педагога
с детьми и родителями.
Выполнила воспитатель: Егорова Светлана Борисовна.
Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть его дороже, На этой сказочной земле.
Чажемтовский детский сад открылся в 1982 году, на 6 групп.
Он представляет собой двухэтажное типовое здание, расположенное в центре села. В настоящее время в детском саду функционируют 4 группы раннего и дошкольного возраста. Педагоги в своей работе используют традиционные и нетрадиционные методы и приёмы, инновационные формы взаимодействия работы с детьми и родителями.
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Цель работы: Вовлечение родителей в единое образовательное и творческое пространство.
Для выполнения данной цели я решаю следующие задачи:
Создание условий для благоприятного климата в детском коллективе; — — Просвещение родителей с целью ознакомления с достижениями в области воспитания дошкольников.
— Осуществление единого подхода к воспитанию, обучению и реализация творческих способностей детей в семье и д/саду на основе Федеральных Государственных Требований.
Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.
Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательную -образовательную работу в ДОУ.
Коллектив делает всё, что бы жизнь детей была интересной и разнообразной. И каждый из них заслуживает много тёплых и благодарных слов за мастерство, творчество и любовь к детям.
Развитие ребёнка зависит не только от того, как организован педагогический процесс, но и в каком окружении он живёт.
Поэтому коллектив д/ сада большое значение придаёт комфортности окружающей среды.
Осуществляя выбор путей обновления в нашем д/саду, мы старались обеспечить высокий уровень работы учреждения, и завоевать доверие родителей.
Можно отметить наиболее значимые результаты деятельности творческой работы нашего ДОУ по организации профессионального взаимодействия педагогов с дошкольниками и родителями в летний период.
Одна из обязанностей педагога это оформление детской площадки, так как мне и другим воспитателям не безразлично как выглядит мой участок, где дети с удовольствием играют и гуляют, поэтому приходиться творить, мастерить и подключать, привлекать родителей.
Совместная работа педагога с родителями — это ключ к успеху всего учреждения.
Я убеждена что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе. Наше взаимодействие я рассматриваю как социальное партнёрство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как в д/ саду, так и в семье.
Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чём он заинтересован. Важно заинтересовать родителей работой в д / саду, показать, что может д/ сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.
В своей работе я использую нетрадиционные формы общения с родителями,такие как:
— Участие родителей в выставках
— Выставки детского творчества
— Проведение нетрадиционных родительских собраний.
. Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы — досуга. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.
Из опыта работы я знаю, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребёнком, вызывает неподдельный интерес.
Именно этот интерес я использую при организации своей работы.
Участие семей в конкурсах не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю яркое объявление.
Регулярно в группе я провожу выставки детских и родительских работ по сезонам;
— «Золотая осень» – где предлагаю использовать для аппликации, осенние листочки от деревьев, кустарников, лепестки цветов, природный бросовый материал.
— «Мастерская Деда Мороза» — приготовить на конкурс поделки своими руками.
— «Весенняя капель» – рисунки весны, тающие сосульки, первые подснежники, ледоход на реке и т. д.
Разнообразие и умение родителей не перестаёт удивлять нас своим мастерством и фантазией.
Хорошее впечатление произвёл на воспитанников и их родителей конкурс «Мой цветник». Эта новая форма работы с родителямисостояла из нескольких разнообразных по теме этапов:
— выделение участка земли во дворе или на балконе, дома в горшочке на окне, где мамы с детьми посадят рассаду и будут ухаживать за ней;
Результат конкурса — это фотографии совместного труда, где дети и мамы ухаживают за растениями.
А затем вместе с детьми я оформила фотовыставку, разместив, фотографии на стенде, чтобы все смогли оценить труд и красоту, выращенную детьми своими руками.
Разнообразию цветов и клумб можно только позавидовать!
В дальнейшем фотографии я оформила в альбом. И дети в любое время с удовольствием рассматривают его в группе, обсуждая и гордясь своим трудом.
Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки родители проявляют особую активность, подолгу и с интересом рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями.
Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и наши родители.
Мы помним об этом и всегда благодарим родителей за их работу
через благодарственные письма, похвальные стенгазеты, поздравительные открытки к календарным праздникам. А детям вручаем сладкие призы.
В разрезе современных требований перед педагогическимколлективом учреждения встала проблема:
— создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста с учётом Федеральных государственных требований.
Главная сложность состояла в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учётом особенностей восприятия мира ребёнком, которая бы способствовала гармоничному развитию и саморазвитию детей.
При этом необходимо было сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Всё это подтолкнуло коллектив нашего д/сада к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно — развивающей среды.
Наступило долгожданное лето. Очень хочется, чтобы участок д/ сада выглядел ярко и интересно. Участок можно самостоятельно и без лишних затрат украсить различными поделками, используя бросовый материал — это пластиковые бутылки, колёса — покрышки, чурочки и т. д.
Я приглашаю родителей, и мы вместе работаем на участке. Мужчины вкапывают колёса, пилят, строгают, наполняют песочницы песком. Мамы красят лавочки, подновляют яркими красками ограждения участка, постройки, используют при оформлении подручные средства, такие как пластиковые бутылки, сломанные игрушки и т. д.
Дети с удовольствием и радостью торопятся на прогулку, чтобы покататься на пестром жирафе, на полосатой зебре, на машине и мотоцикле, полазить и попрыгать с яркой весёлой гусеницы, получить эмоциональный заряд и бодрое настроение.
Зимой с детьми мы лепим снежные сказочные фигуры, раскрашиваем яркими краскам, строим лабиринты. И в этом нам помогают наши родители.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательную-образовательную работу в ДОУ.
Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей).
На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы дало определённые результаты:
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, в ДОУ создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей, как и воспитателей, стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными, в воспитании своих детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка.
В ходе моей работы с родителями я ещё раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.
Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Источник