Формы и методы взаимодействия с родителями
Елена Забайрачная
Формы и методы взаимодействия с родителями
В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» вступившем в силу 1 сентября 2013г дошкольное образование было впервые определено в качестве одного из уровней общего образования. Поэтому в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта вступившем в силу 1 января 2014 г., большое внимание уделяется работе с родителями.Одни из основных принципов дошкольного образования:
– сотрудничество Организации с семьей;
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания.
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Зачастую и педагогам, и родителям наших воспитанников не хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. И перед педагогами встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса?
А для этого необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.
Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Наша задача – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Для повышения психолого-педагогической компетентности родителей используются активные методы и формы работы, которые способны изменить взгляды родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы», семинары-практикумы, семинары, видеосалоны, творческие гостиные. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например,предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению многих, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (медсестра, педагог — психолог и др., а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно,например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т. д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети. Например, на собрание по трудовому воспитанию можно подготовить приглашения в виде фартука или веничка, к Новому году — в виде елочки и др. Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителями.
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др.Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОО, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, образовательной деятельности; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Ручки мамочки и папочки», досуги «Вот какие мы друзья», «Семейные карнавалы», конкурсы «Успешный родитель», «Семья года». Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
Источник
Взаимодействие с родителями в детском саду
Елена Зятнина
Взаимодействие с родителями в детском саду
В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
Свою работу с родителями я начинаю с подготовки перспективного плана.
Обязательно в начале каждого учебного года провожу анкетирование каждой семьи, чтобы знать индивидуальные особенности каждого ребенка, запросы и ожидания родителей в отношении образовательного процесса в детском саду.
И, самое главное, взаимодействие с родителями необходимо строить на основе сотрудничества и доверительных отношений. На все свои мероприятия я приглашаю родителей, не только в качестве зрителей, но и как участников.
На сегодняшний день у меня сложилась определенная система работы с родителями. Использование разнообразных форм взаимодействиядало определенные результаты:
родители с удовольствием приходят в группу;
многие родители дружат семьями;
предлагают свою помощь воспитателям в решении любых проблем;
в группе создана атмосфера доверия и взаимоуважения.
Перспективный план работы с родителями
СЕНТЯБРЬ •Индивидуальные консультации:
Тема «Адаптация ребенка к детскому саду»
• Родительское собрание (организационное)
• Анкетирование вновь пришедших родителей — составление социального паспорта семей.
• Анкетирование родителей «Формы работы с семьей — выявление предпочтений родителей»
•Беседы: «Значение утренней гимнастики в жизни ребенка»
• Семейные газеты «Отдых летом»
ОКТЯБРЬ •Индивидуальные консультации:
Тема: «Значение режима дня в жизни ребенка»
• Выставка поделок из природного материала «Чудесница осени»
• «Олимпийская эстафета» — спортивные соревнования
•Беседы: «Наши пальчики играют»
• Анкетирование родителей будущих первоклассников.
• Осенний досуг «Осень в гости к нам пришла», совместное чаепитие.
• Экскурсия в Белкинский парк
НОЯБРЬ • I тур интеллектуального марафона
Тема: «Одеваем ребенка правильно»»
• Подготовка к благотворительной ярмарке (изготовление поделок)
• Семинар-практикум «Полезные игрушки»
• Фотоотчет «Что мы делаем в детском саду»
• Экскурсия в городской музей
ДЕКАБРЬ •Индивидуальные консультации:
Тема: «Развитие мелкой моторики»
• II тур интеллектуального марафона
• Родительское собрание – «Круглый стол» с родителями:
Тема: «Кризисы детства»
•Беседы: «Культурно-гигиенические навыки»
• Подготовка к новогоднему празднику (пошив костюмов)
• «Мастерская Деда Мороза» — изготовление игрушек на елку.
• Новогодний утренник, совместное чаепитие.
ЯНВАРЬ •Индивидуальные консультации:
Тема: «Игры на развитие памяти»
• Подготовка и проведение колядок, сладкий стол
• Гость группы «Моя мама – повар», «Моя бабушка – врач»,
«Мой папа – милиционер»
• Поделки из снега – «Сказка зимнего двора»
• Семейные газеты «Наши путешествия»
ФЕВРАЛЬ •Индивидуальные консультации:
Тема: «Простудные заболевания»
• Физкультурный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья»
• Родительское собрание – «Круглый стол» с родителями.
Тема: «Укрепление здоровья дошкольников»
Беседы: «Речевые игры для детей»
• «Масленица» — катание на лошадях, сладкий стол
• Подготовка к конкурсу сказок (изготовление афиши, костюмов, декораций и пригласительных билетов)
• Экскурсия в городской музей
МАРТ •Индивидуальные консультации:
Тема: «Как заучивать стихотворение»
• Неделя театра. Конкурс сказок — театральная постановка — русская народная сказка «Теремок», совместное чаепитие.
•Беседы: «Закаливание – первый путь к здоровью»
• Фотоотчет «Мы растем здоровыми, бодрыми, веселыми»
АПРЕЛЬ • Подготовка и проведение конкурса чтецов
Тема: «Готовность к школе – что это такое?»
• III тур интеллектуального марафона.
•Беседы: «Как найти время для игр с ребенком»
МАЙ • Экскурсия в музей солдата (Эврика)
• Экскурсия к вечному огню – возложение цветов
• Подготовка и проведение праздника «До свидания, детский сад!», совместное чаепитие.
• Родительское собрание
Тема: «Подведение итогов учебного года»,
•Беседы: «Игры с песком – полезные занятия»
• Фотогазета – подарок выпускникам «В добрый путь»
• Праздник «День защиты детей»
• Беседы с родителями о профилактике кишечных заболеваний
• Консультации «Одеваем ребенка правильно»
«Веселое лето!» Отчет о работе с детьми и родителями в детском саду В это лето мы с детьми реализовали проект «Порхающие цветы». В нем с удовольствием принимали участие и дети и родители. Мы ходили на экскурсиии.
Инновационные формы работы с родителями в детском саду Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания. Не существует другого.
Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду» Тема: «Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду». Период привыкания детей- неизменно сложная.
Опыт работы по работе с родителями в детском саду Публикация № 3 Опыт работы по работе с родителями в детском саду. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей — это создание в детском.
Организация физминуток в детском саду совместно с родителями Мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. Одной из форм работы в этом направлении являются совместные физкультурные.
Организация работы с родителями в детском саду В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения.
Организация работы с родителями в нашем детском саду. От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.
Работа с родителями в детском саду. «Семья — поистине высокое творенье. Она заслон надежный и причал. Она дает призванье и рожденье Она для нас основа всех начал» Мухачева.
Работа с родителями в детском саду (фотоотчёт) Существует множество эффективных и разнообразных форм работы с родителями в детском саду. Я в своей работе применяю такие формы как анкетирование.
Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе адаптации детей в детском саду Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Поскольку это, как правило, первый опыт адаптации маленького.
Источник