Способы взаимодействия детей друг с другом

Взаимодействие детей дошкольного возраста в системе игр

Нафиса Садриева
Взаимодействие детей дошкольного возраста в системе игр

Взаимодействие дошкольников со сверстниками по средствам игровой деятельности

Основной задачей современного дошкольного образования является воспитание взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками, а также способности к продуктивным межличностным отношениям. В процессе жизни в коллективе происходит взаимовлияние детей друг на друга, в ходе которого формируются их самооценка. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина отношений детей. Дети дошкольного возраста ссорятся, мирятся, помогают друг другу, поэтому все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Взаимодействие со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от взаимодействия с взрослыми. Основная черта взаимодействия детей дошкольного возраста в огромном разнообразии коммуникативных умений и чрезвычайно широком их диапазоне. Во взаимодействии со сверстниками можно заметить множество действий и обращений, которые в большинстве своем не встречаются во взаимодействии со взрослыми. Но взрослым необходимо понимать, что дети раннего дошкольного возраста еще не способны к полноценному взаимодействию друг с другом. Детям бывает сложно понять игровой замысел партнера. Но постепенно на протяжении дошкольного детства характер общения детей и способность взаимодействовать со сверстниками постепенно меняется. Именно в младшем дошкольном возрасте становиться первым этапом в обучении дошкольников согласованно действовать в паре. Педагогу необходимо ставить перед собой задачу – научить дошкольников договариваться между собой. Также дети становятся пристрастными в отношении поведения и успешности друг друга.

Рассматривая процесс развития дошкольников в условиях его взаимодействиясо сверстниками хотелось бы отметить один важный аспект: многие отечественные психологи, такие как Т. А. Репина, Е. О. Смирнова, заостряют внимание на таких явлениях,как избирательность детских контактов, а также степень их устойчивости. Известно, что в первые годы жизни ребенка различные формы взаимодействия детей со сверстниками выступают в качестве значимых форм развития их личности. Во второй половине дошкольного детства общество сверстников преобладает особое значение в развитии эмоционально-волевых черт, самооценки и самосознания ребенка. Хотелось бы отметить, что именно к шести годам у дошкольников возникает бескорыстное и непосредственное желание помочь сверстнику. Развитие у дошкольников взаимодействия тесно связано с развитием самосознания детей, а также соотношение предметного и личностного начал меняется на протяжении всего дошкольного девства.

Д. Б. Эльконин высказал предположение, что развитие самосознания детей дошкольного возраста можно рассматривать как внутренние взаимоотношения «Я» и «Не Я». Взаимодействие со сверстниками выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель. Во взаимодействии со сверстниками у детей дошкольного возраста проявляется чувство товарищества, умения взаимной поддержки, сопереживание успехов и неудач. Дети способны осознать эффективность совместного взаимодействующей формы организации деятельности и ее построения в своих играх.

Начиная с старшего дошкольного возраста, дети становятся друг для друга более предпочитаемыми и привлекательными во взаимодействии, чем взрослые. В этом возрасте для детей дошкольного возраста важнее всего его собственные действия, а инициатива сверстника отходит на второй план и в большинстве своем не поддерживается им. Такая несогласованность дошкольников часто порождает конфликты между ними. В старшем дошкольном возрасте сотрудничество с детьми носит практический характер, который опять же больше проявляется в форме совместной игровой деятельности дошкольников. Но теперь уже сильно изменяется и сама игра. На смену представлениям с сюжетом и ролями приходят все более условные схемы. Такие игры помогают детям старшего дошкольного возраста осознать свои обязанности, которые выступают в виде всеобщих правил, которые дети имеют перед другими детьми. Игры в которых необходимо соблюдать основные правила, приобретают целенаправленность,создают жесткую необходимость договариваться между собой, выявляют способность дошкольников к деловому сотрудничеству в данной игровой ситуации. Именно в таких играх зарождаются взаимодействия друг с другом, а также складывается устойчивый образ товарищества.

Так говорилось ранее, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. В играх существует общность требований, совместное планирование, а также согласованность действий. Именно в эти моменты осознаются и дифференцируются дошкольниками реальные, игровые отношения. Ведь в процессе игры дошкольники переходят от элементарных и простых сюжетов к самостоятельно придуманных, более сложных охватывающих практически все сферы действительности. В этот период дети дошкольного возраста учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними.

Взаимодействие детей дошкольного возраста с системе игр представляет собой правило содержательную систему которые сдержат действенные, коммуникативные и эмоциональные связи основанные на межличностных и игровых отношениях детей, которые в свою очередь также направлены на совместное решение игровой задачи. При помощи педагогически условий обеспечивается формирование игрового взаимодействия со сверстниками.К основным педагогическим условиям можно отнести: гибкую позицию педагога в игровом сопровождении детей дошкольного возраста; позиция педагога должна быть направлена на трансляцию способов эффективного взаимодействия и стимулирования детского творчества в совместном решении игровых задач; вариативным подбором игр, которые должны отвечать игровым интересам детей дошкольного возраста, а обеспечивает постепенное вовлечение дошкольников в усложняющиеся модели взаимодействия.

Читайте также:  Что означает способ сквозной прорисовки

Таким образом, развитие детской совместной деятельности является процессом сложным. Игра во взаимодействии детей занимает важное место в жизни дошкольного девства. С самого начала она возникает как совместная деятельность, в которой совпадают и цели и мотивы и для дошкольников очень интересен сам процесс игры. Однако наблюдения показывают,что именно в игровой деятельности ребенок может вести себя вольно, то есть между детьми достаточно быстро может возникнуть игра и также быстро она может распасться. Поэтому очень важно правильно подобрать необходимые занятия по обучению дошкольников взаимодействию со сверстниками в игре.

1. Белкина, В. Н. Взаимодействие детей со сверстниками: психологический и педагогические аспекты / В. Н. Белкина. –Ярославль: ЯГПУ, 2010

2. Белкина, В. Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей со сверстниками / В. Н. Белкина. –Ярославль: Канцлер, 2011

3. Осипенко, Г. Г. «Игра как средство взаимодействие дошкольников со сверстниками», 2011

4. Рыбак, Е. В. ВМЕСТЕ. Программа коммуникативного, творческого социально-личностного развития детей дошкольного возраста и их родителей / под. ред. Е. В. Рыбак. Изд. 2 (попол и перераб) – Архангельск, изд-во «Народная реклама», 2012. – 50с.

Фонопедический метод развития голоса детей дошкольного возраста по системе В. В. Емельянова. Фонопедический метод развития голоса детей дошкольного возраста по системе В. В. Емельянова. Методика комплексного музыкально-певческого.

Интеграция видов искусства, как средство в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста Общеизвестно, что искусство играет большую роль в эстетическом воспитании. Особенность искусства заложена самой природой творческого опыта.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» «Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»Вы хотите, чтобы ваши дети были способными.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей дошкольного возраста. Взаимодействие ДОУ с семьей» «Речевое развитие старших дошкольников: взаимодействие ДОУ и семьи». -Здравствуйте уважаемые родители! Свое выступление хочу начать с вопроса:.

Взаимодействие детского и семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста Введение Актуальность исследования. Дошкольное детство — период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания В последнее время усилилась тенденция самоустранения и возложения всей ответственности решения вопросов воспитания и личностного развития.

Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Формы работы ДОУ и семьи по духовно- нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Д. С. Лихачев писал «Любовь к родному.

Взаимодействие с социумом по проблемам воспитания детей дошкольного возраста Чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, дошкольному образовательному учреждению из закрытой.

Источник

Способы согласования действий со сверстниками

Валентина Мозговая
Способы согласования действий со сверстниками

Важной ступенью в развитии личности дошкольников становится появление устойчивых контактов со сверстниками. Замечено, что между собой дети начинают общаться еще до того, как научатся говорить, пользуясь жестами, мимикой, пантомимикой, они выражают друг другу свое эмоциональное состояние, просят о помощи.

На протяжении дошкольного возраста последовательно сменяют друг друга существует три формы общения со сверстниками. Зная нормальный ход развития общения, взрослые могут помочь детям организовать эффективное взаимодействие друг с другом.

До 1,5 лет закладывается основа последующего полноценного общения.В этом возрасте дети относятся друг к другу как к интересному объекту: разглядывают друг друга, трогают лицо, одежду, пробуют на вкус, изучают.

В 2 года складывается первая форма общения – эмоционально-практическая. Главная цель этого общения – соучастие. Малыша радуют общие шалости, забавы, процесс действий с игрушками. Дети заражаются весельем, демонстрируют себя друг другу.

Читайте также:  Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств реферат

В 3,5-4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. С этого времени и до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Это время, когда бурно развивается сюжетно-ролевая игра, в которой дети обыгрывают отношения взрослых. Они пытаются наладить деловое сотрудничество друг с другом. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступают друг другу игрушку, роль и т. п.

У небольшого числа детей 6-7 лет появляется внеситуативно-деловая форма общения. Возникает интерес не только к конкретным действиям сверстника, но и к его личности. Возникает привязанность, дружба.

Если ребенок полноценно проживает все эти стадии развития общения, то к концу дошкольного возраста формируется один из компонентов готовности к школе – коммуникативный. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Дальнейшее развитие взаимоотношений детей идет в русле совместной игры. В дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Детские взаимоотношения строятся в процессе ролевых, подвижных, театрализованных игр.

В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит от способности к организации совместной игровой деятельности и в целом от успешности продуктивной деятельности

Совместная игра предполагает самостоятельную организованность детей для выполнения общего действия, согласованность ролей, определение каждым ребенком своего места в группе играющих. В играх со сверстниками дети учатся сообща творчески и произвольно управлять своим поведением. Задача формирования положительных взаимоотношений в игре может решаться, через внесение взрослым нормативных правил регуляции совместной игры дошкольников со сверстниками.

Для всестороннего воспитания дошкольников и дальнейшего развития детского коллектива необходимо использовать различные виды игр. Умения строить совместные сюжеты, фантазировать, согласованно действовать, учитывать позицию другого развиваются на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, получаемых на различных занятиях. При правильном руководстве игрой в старших возрастных группах игра становится разнообразной, эмоционально наполненной, направленной на взаимодействие с партнером.

Необходимо расширять опыт игрового взаимодействия, развивать умения заинтересовывать собственным замыслом партнеров, без лишних споров распределять роли между собой, преодолевать коммуникативные навыки, трудности установления контакта с партнерами возникшие в ходе игры. Важным является создание доброжелательных, поддерживающих, эмоционально позитивных отношений между детьми. Следует развивать игру таким образом, чтобы дошкольниками сразу открывались и усваивались новые, продуктивные формы взаимодействия. Также при формировании игровых умений взрослому необходимо одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам, взрослому.

Итак, и в совместных сюжетных играх, дети осваивают правила взаимодействия, учатся понимать другого, согласовывать свои поступки с пожеланиями сверстников, что является необходимым условием развития кооперированных форм деятельности.

В настоящее время все большее значение придается детской коллективной деятельности, она объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в СД, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.К старшему дошкольному возрасту в СД дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе СД ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения.

СД оказывает влияние на положительные отношения между детьми в дошкольной группе. Самостоятельная же регуляция взаимодействия детей в естественных жизненных условиях наблюдается далеко не всегда. Кроме того, зачастую у дошкольников существует стремление к разнообразному взаимодействию со сверстником, при этом нередко наблюдается дефицит соответствующих способов и средств сотрудничества, что может приводить к разрушению совместных действий.

В. Я. Ляудис под совместной деятельностью подразумевает акты обмена действиями, операциями, а также вербальными и невербальными сигналами этих действий и операций между взрослым и ребенком и между самими детьми в процессе формирования деятельности. Эти акты связаны как с содержанием самой деятельности, так и с процедурами взаимодействия между участниками обучения. Акты обмена действиями перестраиваются и изменяются в объективной логике становления внутренних регуляторов усваиваемой деятельности и направлены на построение механизмов самоуправления способами предметной деятельности, личностными позициями и нормами общения и взаимодействия между участниками процесса обучения.

Читайте также:  Измерение ускорения свободного падения различными способами

Так, В. Я.Ляудис выделяет следующие составляющие СД: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель — центральный компонент ее структуры, понимаемый как идеально представленный результат, к которому стремится общность индивидов. Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает участников к цели. Наличие цели требует вполне определенной системы действий по ее достижению. Важно научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель СД, предусматривать пути ее осуществления, то есть вывести взаимодействие на рациональный уровень.

Общий мотив побуждает общность индивидов к сотрудничеству (т. е. непосредственная побудительная сила). Мотивы в значительно большей степени переживаются, чем осознаются детьми, хотя процесс осознания дошкольником своего поведения идет достаточно интенсивно в конце дошкольного периода детства и выступает в качестве одного из важнейших психических новообразований. Можно сказать, эмоции детей раскрывают их мотивы в стремлении участвовать во взаимодействии со сверстниками, желании или нежелании принять мотивы действий партнеров, переживании успеха или не успеха собственных действий, переживании удач или неудач взаимодействия с партнером, эмоциональной оценке результата, общем эмоциональном фоне взаимодействия, эмоциональном отношении к партнеру. Общая направленность ребенка на взаимодействие со сверстником постепенно перерастает в осознанное стремление вместе с другими работать хорошо и быстро, т. е. наиболее адекватным способом сделать дело, получить нужный всем результат. Возникает стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений со взрослым и товарищами, постоянно совершенствовать эти формы.

Следующий компонент СД — совместные действия, т. е. такие элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач. К ним можно отнести операции по осознанию цели СД, систему индивидуальных действий, систему действий по согласованию индивидуальных операций, коррекцию действий участниками взаимодействия действия по совмещению мотивов, участвующих в социальном контакте детей, действия сравнения результата с предполагаемым.

Общий результат, полученный участниками, завершает структуру совместной деятельности. Результатом СД является — развитие группы, индивидуальное развитие.

Таким образом, для осуществления сотрудничества необходимо взаимное согласование участников на уровне целей, планирования, регуляции и достижении общего результата деятельности. Это требует распределения выполняемых функций между участниками взаимодействия и предполагает возникновение связей их друг с другом.

Так в общих чертах выглядит возрастная динамика отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она может различаться в зависимости от индивидуальных особенностей.

Опираясь на исследования Е. О. Смирновой и В. Г. Утробиной можно выделить несколько типов отношения к сверстнику.

Первый тип – пассивно-положительное отношение. Характеризуется отсутствием какой-либо вовлеченности в действия и переживания сверстника.

Для второго типа – эгоистического отношения – характерно также отсутствие интереса к сверстнику и каких-либо эмоциональных проявлений, связанных с ним. Все проблемные ситуации дети эгоистического отношения к сверстнику решают в свою пользу.

Третий тип – конкурентное отношение. Дети активно вовлечены в действия сверстника, они оценивают и осуждают их, демонстрируют свое преимущество. Дети охотно соглашаются с замечаниями взрослого в адрес сверстника, но напряженно встречают поощрения.

Дети с личностным типом отношения интересуются сверстником, эмоционально и практически вовлечены в его действия. Выбор в пользу сверстника эти дети, как правило, осуществляют без колебаний и огорчений.

Последний тип – неустойчивый тип отношений, он отличается тем, что здесь не наблюдается какой-либо определенной стратегии поведения. В одних случаях дети проявляют личностное отношение, в других конкурентное.

В результате можно сделать вывод, что межличностные взаимоотношенияоказывают существенное влияние на формирование ряда устойчивых характеристик, психических процессов, состояний и свойств личности. Детское общество имеет свою структуру, своеобразные моральные нормы и особенности взаимоотношений между его членами.

Важное место в этом процессе уделяется роли взрослого, который естественным образом прививает детям новые, более сложные способы взаимодействия и как можно раньше ориентирует их на взаимодействие с ровесниками.

В общем, для организации разнообразных форм взаимодействия важна помощь взрослого. Прежде всего, важно заранее решить, каким образом будет предъявлено задание, чтобы оно предстало перед детьми, как коллективное. Необходимо не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели. Также важно разъяснить, как следует договариваться, учитывая желание друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости.

Источник

Оцените статью
Разные способы