Способы взаимодействие государственных организаций с населением

Содержание
  1. Лекционный материал по теме «Коммуникационное взаимодействие органов власти с населением»
  2. Оглавление
  3. 1. Организация взаимодействия органов власти с населением
  4. 2. Специфика федерального и местного уровня связей с общественностью в органах власти
  5. 3. Общественное мнение: определение понятия, признаки, функции и этапы формирования
  6. Общественное мнение — это состояние общественного сознания, заключающее явное или скрытое отношение социальной общности к явлениям, событиям и фактам общественной жизни, отражающее определенную коллективную позицию по проблемам, представляющим определенный интерес.
  7. Основными функциями общественного мнения являются функция социального контроля, экспрессивная, консультативная и директивная функции.
  8. Методы политической пропаганды
  9. 4. Виды и формы агитационной работы с населением
  10. Методы агитации
  11. Формы предвыборной агитации
  12. 5. Взаимодействие государства и населения: сфера предоставления государственных услуг

Лекционный материал по теме «Коммуникационное взаимодействие органов власти с населением»

Сайт: MOODLE — Виртуальная среда обучения КНИТУ (КХТИ)
Курс: Связи с общественностью в органах власти
Книга: Лекционный материал по теме «Коммуникационное взаимодействие органов власти с населением»
Напечатано:: Гость
Дата: Понедельник, 22 Ноябрь 2021, 04:56

Оглавление

1. Организация взаимодействия органов власти с населением

К основным функциональным задачам ПР в системе госуправления можно отнести:

1) участие в демократизации государственного управления

2) содействие становлению гражданского общества.

3) содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти.

4) налаживание прямых и обратных связей с гражданами.

Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб ПР: в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. На федеральном уровне акцентируется взаимодействие с прессой, аналитическая и прогностическая деятельность. В целом деятельность государственного ПР обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных и частных интересов.

Возможности ПР могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.

Существует целая группа причин, которые порождают недоверие граждан к органам власти. Прежде всего, это так называемые «технические» причины, когда государственные органы вследствие отсутствия структур и специалистом в сфере связей с общественность не умеют разъяснять гражданам цели и мотивы своей деятельности, не дают адекватного представления о ее характере и тех условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы.

Следующие причины «культурно-исторического» типа, суть которых заключается в традиционно высокой степени политической и социальной активности российских граждан, предрасположенности нашего общества к патерналистским взглядам на власть.

«Организационные» причины связаны с недостаточностью квалифицированных и компетентных профессионалов, что вызвано переходом к новой модели организации общества и изменением характера работы с общественностью.

Причины «ресурсные» связаны с недостаточным финансированием госслужбы, отсутствием необходимой материальной и технической базы, ограниченностью располагаемых временных ресурсов и пр.

Эти проблемы могут решаться в следующих конкретных направлениях деятельности ПР в органах государственной власти:

  1. установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями
  2. информирование общественности о принимаемых решениях
  3. изучение общественного мнения
  4. анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом
    1. прогнозирование общественно-политических процессов
    2. обеспечение организации аналитическими разработками
    3. формирование благоприятного имиджа организации.

Налаживание коммуникационных связей крайне важно в системе местного и муниципального управления. Отсутствие информации о состоянии дел в курируемых сотрудником (отделом, департаментом) отраслях или территориях и несовершенство их взаимодействия является одним их существенных недостатков управления.

Одним из способов достижения эффективного функционирования организации — это следование следующим методологическим принципам:

Системность. Деятельность специалистов по связям с общественностью представляется собой систему успешно апробированных приемов, методов и процедур взаимодействия с общественностью.

Адекватность. Это соответствие структуры отдела по связям с общественностью, предмета и технологий его деятельности поставленным перед организацией целям и задачам.

Мобильность. Возможность структуры изменяться и корректировать направления работы в условиях появления новых факторов и обстоятельств.

Координация между отделом по связям с общественностью и другими подструктурами государственной организации может осуществляться следующим образом:

— четким определением и разделением функций, реализацией принципа «взаимной дополняемости», когда отдел по связям с общественностью не дублирует действия других органов, а качественно дополняет ее;

— согласование планирования и контроля с учетом перемещения между отделами, учебы и роста квалификации и профессионализма сотрудников, выработкой критериев их аттестации;·

—соблюдением правил «паритетного управления» и арбитражем в межкорпоративных спорах и координирующим влиянием на деятельность различных структур организации.

2. Специфика федерального и местного уровня связей с общественностью в органах власти

Можно выделить три уровня связей с общественностью, каждый из которых обладает собственной спецификой, связанной с преобладанием тех или иных ресурсов — это федеральный, субъектный и местный уровни. Каждый из них имеет собственную законодательную базу, которая определяет способы взаимодействия государственных и муниципальных структур с общественностью. Следование законодательным нормативным актам — специфика государственных и местных структур, во многом ограничивающая их потенциал и способы его реализации.

Централизация, господствующая в государственном управлении России, выражается в том, что отделы по связям с общественностью в органах власти федерального уровня заведомо обладают более широкими функциями и полномочиями, но функционирование отделов по связям с общественностью в региональных органах власти зачастую более эффективно, что обусловлено меньшим масштабом деятельности и более конкретизированным характером.

На местном уровне в настоящее время довольно редко встречается полноценный, с четко определенными целями, задачами и функциями отдел по связям с общественностью, его функцию обычно выполняют руководящие должностные лица и их заместители.

Особенности федерального уровня.

Основной особенностью федерального уровня является мощный законодательный аппарат, регулирующий деятельность органов государственного управления. Законодательная база связей с общественностью в сфере государственного управления довольно развита, что объясняется необходимостью контролировать влияние государственных органов на инструменты взаимодействия с общественностью, особое внимание уделяется взаимоотношениям со СМИ, политическими партиями, общественными организациями и другими институтами гражданского общества. Риск использования СМИ в качестве средства манипуляции государственными органами велик, так как они придерживаются установки: «кто контролирует СМИ — тот управляет миром». Государственные организации предпочитают находиться в отношениях стратегического партнерства с федеральными СМИ.

Наиболее развитым институтом на федеральном уровне является ПР-структура Президента РФ. Она включает в себя следующие подструктуры:

1. Управление Президента РФ по связям с общественностью

2. Управление пресс-службы Президента РФ

3. Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан

4. Управление протокола Президента РФ

5. Управление Президента РФ по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями, депутатами Государственной Думы ФС РФ

Функциями, реализуемыми данными управлениями в совокупности, являются:

  • Изучение общественного мнения о социально-экономическом и политическом развитии страны, о деятельности федеральных органов
  • Подготовка аналитических и пропагандистских материалов для СМИ, предложений о работе со СМИ
  • Координация пресс-служб федеральных органов
  • Организация работы со СМИ
  • Реализация информационной политики государства
    • Организация приема граждан в соответствующих подразделениях
    • Обеспечение централизованного учета обращений граждан
    • Создание на основе обращений граждан информационного фонда
    • Осуществление контроля за выполнения поручений по обращениям граждан
    • Извещение граждан о результатах рассмотрения их обращений
    • Протокольно — организационное обеспечение международных контактов и рабочих встреч Президенте, его супруги, главы его администрации
    • Организация и координация деятельности по протокольному и организационному обеспечению визитов в РФ и визитов Президента за рубеж
    • Консультирование по вопросам протокола
    • Обеспечение взаимодействия Президента с политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, общественными и религиозными объединениями, депутатами ГД ФС
    • Информирование Президента об основных процессах в общественно-политической жизни и др.

Реализация этих функций позволяет реализовывать Президенту свои конституционные полномочия, решать задачи национального и международного масштаба. Также успешное осуществление функций способствует позицированию Президента как фигуры международного демократического уровня, а России как демократической страны, являющейся развитой страной. Для эффективной деятельности ПР-структуры Президента необходимо претворять в жизнь выработанную и согласованную с основными группами общественности политическую стратегию, включающую в себя подробное описание приоритетов России в экономических, политических, социальных вопросах.

Любое президентское решение необходимо представлять слишком разнородной общественности, что увеличивает степень общественного резонанса на данное решение. Поэтому на сегодняшней день ПР-структуры заняты снижением степени этого резонанса, чем информационной поддержкой политической стратегии, которой на сегодняшний день практически не существует.

Политическая стратегия рассматривается не как набор отдельных мероприятий, которые необходимо реализовать, а долгосрочный курс действий, выработка приоритетных направлений деятельности органов государственного управления, который можно корректировать в условиях форс-мажорных обстоятельств.

Функционирование отдела по связям с общественностью в местных органах власти

Структура службы PR определяется набором функций, но количество отделов или подразделений не обязательно должно соответствовать количеству выполняемых функций.

Например, для областной администрации было бы оптимальным иметь следующие структурные единицы службы PR:

  • аналитико-прогностический отдел;
  • отдел связи с прессой;
  • отдел связи с общественностью;
  • консультационно-методический отдел.

Если позволяют финансовые ресурсы и есть необходимость, то целесообразно спланировать редакционно-издательский отдел.

В одном из проектов Центра общественных связей при правительстве РФ рассматривалось создание следующих групп:

  • группа мониторинга СМК, анализа и планирования;
  • группа социально-психологического консультирования;
  • группа подготовки оперативных материалов для прессы;
  • группа продвижения материалов в прессу;
  • группа организации контактов с общественностью (пресс-клуб, контакты с партиями, неправительственными институтами).

Такое структурирование службы PR позволяет организации: 1)создать возможность для своевременного выявления и решения коммуникационных проблем.

2)сделать исходящую информацию более управляемой.

3)более расчетливо выбирать цели коммуникации, ориентируясь не столько на массовую, сколько на специализированные аудитории.

4)обеспечить более высокий уровень обратной связи, что, в свою очередь, сделает коммуникацию более эффективной.

На уровне муниципального управления основной характеристикой работы по связям с общественностью является высокая степень ответственности местной власти перед жителями. Решающее значение имеет выбранная стратегия, где главным критерием является — поддержание доверия жителей. В качестве носителей авторитетного мнения выступают не политические партии, а организации инвалидов, ветеранов, многодетных матерей, молодежные организации и др. Поэтому местным органам власти приходится больше работать с конкретными целевыми аудиториями.

Государственные структуры взаимодействуют со следующими целевыми аудиториями:

  1. Население: избиратели, налогоплательщики
  2. общественные организации
  3. Средства массовой информации.

1. Работа с общественными организациями.

Читайте также:  Энурез у ребенка способы лечения

Например, регулярное проведение Круглых столов, на заседании которого представители общественных организаций встречаются с главой района или его заместителями, обсуждают различные возможности решения местных проблем.

Каждую неделю отдел по связям с общественностью готовит план массовых мероприятий, в котором предполагается участие масс-медиа. Еженедельно проводятся пресс-конференции с руководителями администрации и служб района. На них приглашаются представители местных, областных и центральных газет, радио и ТВ. Еженедельно глава района выступает на местном ТВ и радио в программе «Тема недели», где рассказывает о решении актуальных проблем, отвечает на вопросы жителей.

Администрация может мобилизовать потенциал общественной приемной. Еженедельно на оперативных сообщениях должны анализироваться письма граждан, их обращения в приемную, проводиться контент-анализ местной прессы и последующая корректировка рабочих планов отдела по связям с общественностью.

Во время кризисных ситуаций администрация может активизировать различные механизмы социальной рекламы.

Взаимодействие органов власти с целевыми аудиториями

Государственные структуры взаимодействуют со следующими целевыми аудиториями:

  1. Население: избиратели, налогоплательщики
  2. Выборные должностные лица
  3. Служащие
  4. Средства массовой информации.

Вовлечение населения в процесс реализации государственых и муниципальных программ.

Приоритетным направление в работе с населением является деятельность, направленная на вовлечение этой группы в реализацию государственных программ. Население в своих поступках руководствуется личностными предпочтениями и обстоятельствами. Для многих государство — это нечто, что можно проигнорировать до тех пор, пока не затрагивается интересы их улицы, школы детей или собственного дома.

Реализуемая программа работ, рассчитанная на активное участие населения, должна состоять из следующих необходимых ингредиентов:

Учет различных точек зрения. План должен отражать все существующие точки зрения на рассматриваемую проблему.

Информация. Распространяемая информация должна быть ясной и всеобъемлющей.

Определение проблемы. Проблема должна быть ясно определена, чтобы ее понимание у заинтересованных групп было одинаковым.

Варианты действий. Должны быть выработаны различные варианты действий для рассмотрения участниками программы.

Консенсус. Должно быть достигнуто общее согласие по поводу выработанного решения.

Реализация. Все участники должны способствовать реализации программы.

Вышеперечисленные составляющие программы является основой, на которой базируется дальнейшая стратегия. Степень вовлечения населения в каждый из этапов определяется характером программы и преследуемыми ею целями.

Встречи с населением.

Взаимоотношения между государственной организацией и населением можно условно разделить на три категории: рутинные, позитивные и внешние.

Для каждой категории возможно создание плана взаимоотношений или даже стратегического плана действий.

Рутинные отношения являются результатом ежедневной работы государственного органа, например, решение вопросов неоплаты счетов за коммунальные услуги, штрафы, получение лицензий и пр.

Позитивные включают в себя функции государства обучать, поощрять и награждать различные группы населения. Например, награждение самого выдающегося человека в городе.

— Внешние взаимоотношения возникают, когда людей приглашают поучаствовать в работе государственной организации или дать рекомендации.

Способы информирования населения:

  • разъяснение в СМИ,
  • Издание и распространение брошюр, информационных обращений к населению, официальных заявлений;
  • Устная информационно-разъяснительная работа на митингах, собраниях;
  • Налаживание контактов с лидерами мнений и т.п.

Способы организации обратной связи с населением:

  • Организация «горячей телефонной линии» и с почтой, поступающей в местную администрацию;
  • Проведение опросов населения по проблеме;
  • формой встреч с населением являются собрания и публичные слушания, на которых представитель государственной структуры знакомится с общественным мнением по конкретному вопросу непосредственно в процессе его представления. Негативным аспектом данной формы встреч является невозможность соблюдать, к примеру, повестку дня и следовать во всем предусмотренной процедуре, так как мнение может возникнуть в процессе обсуждения проблемы. Более того, в подобных встречах не смогут принять участие все существующие группы населения.

Альтернативные способы взаимодействия с населением:

  • Референдумы;
  • Ежегодные доклады,
  • Кабельное телевидение или компьютеризированное общение (например, на сайте органа власти);
  • Награды, получаемые гражданами и награды от групп населения, получаемые чиновниками;
  • Связи с местными ассоциациями;
  • Возможности граждан принять участие в работе департамента или комитета;
  • Организованная деятельность в парках и других общественных местах;
  • Культурные мероприятия, например, «День города»;
  • Волонтерские организации типа «Друзья библиотеки»;
  • Связи с бизнес-ассоциациями.

Взаимодействие с выборными должностными лицами

Официальное и неофициальное общение

Неофициальные новостные письма. Еженедельные неофициальные письма позволят быть выборному лицу в курсе событий и намечающихся проектов, предотвратить конфликтные ситуации. Подобное письма может состоять как из законодательных новостей, так и из интересных фактов об общественности.

Контроль жалоб . Выборное должностное лицо получает огромное число жалоб, с которыми в дальнейшем разбираются подчиненные и информируют его о результатах.

Персональный контакт. Несмотря на значение формальной документации, телефонное общение намного эффективнее. Другие предпочитают общаться на еженедельных неформальных встречах.

Финансовая информация. Выборные органы получают от чиновников финансовую информацию и рекомендации по поводу действий, которые должны быть приняты в той или иной сфере. Ежемесячно предоставляется информация, касающаяся расходов и доходов органа, финансовое прогнозирование. Задача сотрудников корректно оценить финансовое положение и предложить дальнейшие перспективы финансового развития организации. Обсуждение бюджета организации для выборных лиц — одна из первостепенных задач, соответствующее решение которой позволит ему заручиться поддержкой подчиненных до следующих выборов.

Взаимодействие с сотрудниками.

Эффективное управление персоналом позволит результативно функционировать самой государственной организации. В этом процессе применяются различные методики, из которых наиболее популярными являются следующие:

  • Один на один. Наиболее фундаментальный тип общения. Рекомендуется использовать календарь встреч с каждым из сотрудников, например, в обеденные перерывы, во время которых можно выслушать пожелания персонала.
  • Групповые встречи. Для групповых встреч необходимо заранее определить повестку дня и цель встречи для подготовки сотрудниками комментариев по проблеме. Рекомендуется пригласить на встречу сотрудников, занимающих различное положение в организации.
  • Напечатанная информация. Большинство организаций информируют своих сотрудников посредством брошюр, писем, которые попадают к ним вместе с конвертом с зарплатой, но чаще всего такая информация остается без внимания. Данный тип взаимодействия считается неэффективным, поэтому в последнее время организации экономят свои ресурсы и не информируют сотрудников подобным способом.
  • Видео. Коммуникации посредством видео записей становится наиболее практикуемым способом. Видео камеры записывают встречи для дальнейшего проигрывания большей по объему аудитории. Видео используется для объяснения комплексным ситуаций, таких как бюджетный кризис. Некоторые структуры используют интерактивные видео конференции для обучения сотрудников, установления диалога между руководителями и подчиненными.
  • Электронная почта. Электронная почта — быстрый и недорогой способ передачи сообщений, снижающий ежедневную загруженность телефонных линий. Эффективность зависит от количества пользователей, имеющих доступ к системе.
  • Корпоративный сайт.
  • Телефонные системы. Телефонные «горячие» линии обычно распространяют записанные и «живые» послания по специализированным программам, проектам, кризисным ситуациям. Например, в одной государственной компании 30 сотрудников, имеющие доступ к телефонной системе, получали еженедельный анонс, далее каждый из них отправлял свои комментарии на «главный» телефон, которые затем обрабатывались и представлялись руководителям в виде аналитической записки.

3. Общественное мнение: определение понятия, признаки, функции и этапы формирования

Общественное мнениеэто состояние общественного сознания, заключающее явное или скрытое отношение социальной общности к явлениям, событиям и фактам общественной жизни, отражающее определенную коллективную позицию по проблемам, представляющим определенный интерес.

В социологической литературе существует множество определений общественного мнения, по подсчётам некоторых исследователей их насчитывается около 50. Тем не менее, чаще всего понятие общественное мнение употребляется для обозначения суждений больших социальных общностей людей (народа, класса, социальной группы), возникающих в процессе деятельности и общения людей, выражающие их отношение к различным явлениям, процессам, фактам. Поэтому мнение можно рассматривать как оценочное суждение, которое выражает определённое их отношение к актуальным вопросам социальной жизни, затрагивающим их общие интересы.

Сложившееся общественное мнение — не механическая сумма отдельных мнений, а результат их взаимообмена, взаимообогащения. Для него ограничено единство рациональных, эмоциональных и волевых элементов. Проявляется общественное мнение не только через оценочные суждения, но и через практические действия индивидов, социальных групп, политических партий и общества в целом.
Общественное мнение достаточно противоречиво. С одной стороны, оно выступает как духовное отношение, а с другие — как духовно-практическое отношение, как проявление социальной воли. Общественное мнение одобряет, порицает, обязывает.

Основные признаки общественного мнения:
1) публично выраженное мнение
2) распространённое мнение
3) динамичное, подвижное
4) продукт социального взаимодействия людей
Эти признаки позволяют характеризовать общественное мнение как одну из форм сознания общества.
Общественное мнение выражает отношение людей к социальной действительности. В нём сливаются воедино ролевые, эмоциональные и волевые моменты.
Каналами выражения общественного мнения являются выборы органов власти, участие масс в законодательной, исполнительной деятельности, СМИ, собрания, манифестации, референдумы.
Общественное мнение имеет сложную внутреннюю структуру и многоуровневый характер. Оно может проявляться на микроуровне (социальные группы, территориальные общности), на мезоуровне (область, край, республика) и на макроуровне (общество в целом). В некоторых случаях эти уровни могут совпадать, в других — расходиться.
Становление и развитие общественного мнения происходит двояко:
— целенаправленно (воздействие государства, СМИ, полит.партий)
— стихийно (влияние жизненных обстоятельств, социального опыта, традиций и слухов)
Объекты общественного мнения — самые разнообразные. Процессы, явления, факты, попавшие в сферу социально значимых мнений, интересов социального субъекта. Общественное мнение может сложиться на базе не только реальных интересов, но опираться на иллюзорные, мнимые интересы. В этом случае оно не отражает реальную действительность.
Таким образом, общественное мнение складывается: во-первых, на основе осознания социальной общностью своих реальных или иллюзорных интересов; во-вторых, через умение субъекта оценить объект своего интереса.

Основными функциями общественного мнения являются функция социального контроля, экспрессивная, консультативная и директивная функции.

Как социальный контролер, общественное мнение способно следить, чутко реагировать на принятие и выполнение правительственных решений, способствуя или тормозя их реализацию.

Следующей важной функцией общественного мнения является экспрессивная функция — выражение определенной позиции общества по отношению к фактам и явлениям жизни общества.Данная функция позволяет общественному мнению, а следовательно, и гражданскому обществу осуществлять контроль над органами государственной власти, оценивать их деятельность.

В практике цивилизованных стран широко реализуется консультативная функция общественного мнения, когда результаты опросов населения используются для выбора одобряемых обществом способов разрешения тех или иных проблем.Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения.

Читайте также:  Простой способ пробурить скважину самому

Директивная функция — обязательность для претворения в жизнь результатов опроса. Реализация данной функции зависит от очень многих обстоятельств. Поэтому она далеко не однозначна.Примером может служить волеизъявление народа во время проведения референдумов и плебисцитов.

Значение и роль общественного мнения особо возрастает в гражданском обществе, «старающемся» обходиться без государственных органов правосудия. Оно помогает вырабатывать суждения об общих делах: оценка каких-либо событий, норм поведения, определении практических путей решения проблем общественной жизни, становясь в гражданском обществе действенным социальным институтом.

Стадия возникновения и формирования общественного мнения включает следующие этапы:

· Зарождение индивидуальных мнений;

· Кристаллизация общей точки зрения;

· Объективизация сложившегося мнения.

На этапе зарождения проявляется широкий интерес множества индивидов к потенциальному объекту общественного мнения, происходит формирование индивидуальных заинтересованных оценочных суждений, возникает потребность выразить свою оценку, обменяться мнением с другими индивидами.

На этапе обмена мнениями идет активное обсуждение проблемы, происходит столкновение мнений в виде дискуссий и споров. В ходе дискуссий идет процесс зарождения групповых мнений, среди которых выделяются свои лидеры.

На этапе кристаллизации общей точки зрения в ходе продолжающихся дискуссий и борьбы групповых мнений происходит интеграция всех индивидов или их большинства вокруг единой точки зрения, которая сформировалась в процессе обсуждения на основе совпадающих оценочных мнений.

Методы формирования общественного мнения

Формирование общественного мнения посредством СМК осуществляется следующими методами:

привлечение «частных агентов воздействия» (известных людей): известные люди, заявляя о своем политическом предпочтении, создают эффект идентификации и «присоединения к большинству». Этот прием используется в политической рекламе;

• постоянное обнародование результатов опросов «общественного мнения». Здесь также работает эффект «присоединения к большинству»: видя результаты опросов, люди приходят к выводу, что они были неправы, и соглашаются с «большинством»;

дебаты и дискуссии (ток-шоу) приводят к эффекту «поляризации мнений» и кристаллизации установок, но в случае невыраженных исходных установок – к эффекту «присоединения к большинству», так как во многих ток-шоу подсчитываются голоса и объявляются «победители».

Методы политической пропаганды

Основной способ воздействия на политические процессы – политическая пропаганда. К методам политической пропаганды в СМК относят политическую рекламу, политические дебаты и новостные сюжеты на политические темы.

Рис. 1 Направления политической пропаганды

Политическая реклама в СМК – это основная форма коммуникации политического кандидата с избирателями.

Р. Харрис называет следующие цели политической рекламы:

1) добиться узнавания аудиторией имени кандидата (для кандидатов, ранее не известных аудитории);

2) в лаконичном виде передать основной смысл предвыборной программы кандидата, ее существенные отличия от программ других кандидатов;

3) создание или коррекция имиджа кандидата;

4) сбор денег (фандрайзинг) – по-видимому, данная цель более характерна для американской политической рекламы.

Методы политической рекламы:

обращение к потребности в безопасности – обещания справиться с преступностью, обеспечить «порядок в стране» (например, эту стратегию использовал в предвыборной кампании Александр Лебедь);

обращение к страху – этот прием используется действующим президентом, так как избиратели опасаются изменений к худшему;

патриотические призывы (государственная символика – флаг, герб страны в рекламе кандидата) – вызывают ощущение общности, надежности кандидата;

Рис. 2 Фотография кандидата на фоне государственного флага – один из популярных приемов в политической рекламе

обращения к семье и привязанности – апелляция к общечеловеческим ценностям; обычно в этом случае используется фотография кандидата с семьей, особенно хорошо, если на фото есть маленькие дети;

«личные свидетельства» – один из наиболее распространенных приемов, который основан на включении механизма идентификации:

свидетельства известных людей: в рекламе известный человек говорит о том, что он будет голосовать за этого кандидата. В этом случае очень важно подобрать «правильного» коммуникатора – человека, который является уважаемым и любимым в среде целевой аудитории данного кандидата (например, для пожилых людей эго может быть артист, популярный в прошлом; для молодежи – современный певец);

свидетельства «случайных прохожих» – этот прием также основан на включении механизма идентификации, на факторе сходства («он такой же, как я»), В этом случае в рекламе в роли коммуникатора используется «парень из толпы», как бы случайный прохожий, имеющий признаки целевой аудитории (пол, возраст, профессиональные признаки);

антиреклама противника – в принципе, антиреклама официально запрещена, однако в Интернете можно найти множество примеров так называемой «запрещенной рекламы». Однако она может ударить бумерангом по инициатору, поэтому использовать ее достаточно опасно.

4. Виды и формы агитационной работы с населением

Пункт 2 ст. 48 Закона о гарантиях избирательных прав устанавливает перечень форм деятельности, которые при наличии агитационных признаков могут быть признаны предвыборной агитацией:

1) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения);

3) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Методы агитации

В зависимости от приемов и способов осуществления данных действий можно выделить три основных метода предвыборной агитации:

1) на каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях;

2) путем проведения агитационных публичных мероприятий;

3) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.

Помимо вышеуказанных методов, кандидаты, избирательные объединения вправе проводить предвыборную агитацию иными не запрещенными законом способами. Они могут быть самыми разнообразными: их использование зависит от видов предвыборной агитации, выделяемых по формам и методам (распространение видеокассет с фильмами о кандидатах либо партиях, книг, журналов, календарей, газет, листовок, плакатов, транслирование видеороликов и др.). В избирательном законодательстве они объединены в понятие «агитационные материалы». Данное понятие раскрыто в п. 1 ст. 2 Закона о гарантиях избирательных прав: агитационные материалы – печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании.

Формы предвыборной агитации

  • Встречи с избирателями, митинги, шествия;
  • Агитация в СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы);
  • Агитация в Интернете, в том числе в социальных сетях (создание групп, контекстная реклама);
  • Наружная агитация (баннеры, уличные щиты, уличные мониторы);
  • Организация концертов, мероприятий, благотворительных акций;
  • Наглядная агитация (листовки, плакаты);
  • Телефонная агитация: формирующие опросы и автозвонки (массовая рассылка записи голоса кандидата);
  • Работа с инициативными группами трудовых коллективов (крупные предприятия, заводы, военные части, ВУЗы)
  • Выступления на собраниях крупных сообществ (например, перед родителями школьников и воспитанников детских садов).

Также существуют менее распространённые формы агитации: избирательные клубы, сплетни, чёрный пиар и т. д.

Политические коммуникации кандидата с избирателями

Политическая коммуникация представляет собой процессы выработки, передачи и обмена политической информацией.

Основные формы политических коммуникаций кандидата с избирателями.

Существуют несколько типов встреч с избирателями:

встречи на специально организованных мероприятиях (митинги, заранее спланированные встречи с избирателями);

– встречи по месту работы; это особенно популярный способ предвыборной коммуникации (популярен он вследствие достаточно легкого решения вопросов явки и помещения); подготовка подобных встреч значительно упрощается, если кандидата и его команду связывают с руководителем предприятия (организации) хорошие личные отношения;

– встречи по месту жительства; как правило, их организуют одновременно с дворовыми сходами или собраниями жильцов; центральными на подобных мероприятиях становятся местные темы – транспорт, вода, дороги, ремонт зданий, мусор, благоустройство и т.д.;

– встречи по «месту интересов» – в клубах, спортивных секциях, кружках;

– «случайные» встречи в неожиданных местах; подобные встречи можно назвать «хождением в народ»; эта форма коммуникации завоевывает все большую популярность, на предпоследних и последних президентских выборах «в народ» ходили практически все претенденты. В. Жириновский регулярно проводит подобные акции в рамках своей избирательной кампании, его телевизионные ролики нередко строятся на демонстрации уличного общения лидера с электоратом. Пели и танцевали в толпе и Б. Ельцин, и Г. Зюганов.

Для встреч в «неожиданных» местах, которыми могут оказаться места спонтанного скопления людей – рынки, вокзалы, остановки, – необходимы хорошая подготовка, умение держать под контролем любые неожиданные ситуации, некоторые артистические данные претендента и хорошо сыгранная команда, часть которой может «притвориться» простыми гражданами. При удачно подобранном контексте и подготовленных выигрышных ходах резонанс от такой встречи может быть очень велик.

Митинги, собрания избирателей, поездки по округам на профессиональном жаргоне специалистов по политическому убеждению называют «крещением толпой».

Подобные акции признаются если и не самыми эффективными по степени идеологического воздействия формами ведения предвыборной борьбы, то, безусловно, наиболее эмоциональными, направленными на поддержание «политического темперамента» избирателей, возбуждающими у них чувства личной симпатии к кандидату и неприязни к его противникам.

За рубежом организации митингов уделяется практически такое же внимание, как подготовке профессиональных шоу-программ. Митинг, собственно, и должен представлять собой яркое, тщательно подготовленное действо. Сценарии митингов, как правило, готовятся специалистами по рекламе и антрепренерами индустрии развлечений. Продумывается все, вплоть до мелочей, включая питание участников и раздачу сувенирной и иной продукции политической рекламы. К участию в митингах для «разогрева» публики привлекаются популярные эстрадные исполнители.

Некоторые общественные организации и клубы избирателей регулярно проводят встречи, собрания, слушания по различным проблемам. Кандидат может выступить на подобных встречах в качестве оратора. На стадии разработки рекламной стратегии необходимо выявить местные общественные организации и узнать, как часто и когда устраиваются их собрания. Договорившись об участии кандидата в подобном мероприятии, стоит добиться того, чтобы он был одним из основных докладчиков. В любом случае перед собранием данной общественной структуры следует побольше узнать об организаторах, лидерах и проблемах «хозяев». При достаточно тщательной подготовке на базе этой общественной структуры можно даже организовать дебаты с оппонентами.

Читайте также:  Простейший способ приготовления индейки

Основное средство воздействия на избирателей на митингах и собраниях – это, безусловно, сама политическая речь. Оратор должен убедить аудиторию в том, что его и избирателей волнуют одни и те же проблемы, что он обладает уникальными качествами для того, чтобы добиться желаемых перемен.

Благодаря подобным акциям кандидат выглядит более близким избирателю, его образ приобретает необходимую теплоту, человечность.

5. Взаимодействие государства и населения: сфера предоставления государственных услуг

Принятие точки зрения на государство как на поставщика услуг, что очень близко аналогичным понятиям, принятым в бизнесе. А это, в первую очередь, требует нового определения «государственной услуги» в контексте всей цепочки создания «добавочной стоимости», направленной, в конечном итоге, на внешнего потребителя услуги.

В качестве рабочего можно принять следующее определение государственной услуги:

Государственная услуга — это нормативно закрепленная услуга, оказываемая государственными органами гражданам, бизнесу или другим государственным органам.

Под пользователями государственных услуг понимаются граждане, бизнес и государственные служащие (внутренние и внешние для конкретного государственного ведомства).

Основные группы потребителей госуслуг включают в себя:

  • бизнес;
  • некоммерческие организации;
  • госорганы;
  • физические лица.
  • Следует различать элементарные государственные услуги и композитные государственные услуги. Под элементарными государственными услугами понимаются услуги, запрошенные гражданами, бизнесом или другими ведомствами, которые реализуются и оказываются в рамках взаимодействия с одним ведомством. Примерами таких услуг являются, например, выдача свидетельства о рождении или общегражданского паспорта.

Под композитной государственной услугой понимается услуга, которая состоит из нескольких элементарных услуг.

Здесь хотелось бы сделать замечание по поводу того, что в некоторых странах, таких, как Великобритания, язык UML принят в качестве стандарта для описания электронных государственных услуг и процессов. И это важно, поскольку такой подход позволяет и аналитикам, специалистам в области государственного управления, и специалистам в области информационных технологий использовать общий язык и иметь общее понимание проблем реализации электронных государственных услуг.

Понятие композитной услуги тесно связано с такими понятиями, как «жизненный эпизод» и «бизнес-ситуация».

Эти понятия появились в контексте идей и общей тенденции предоставления государственных услуг по принципу «одного окна». Это означает, что гражданин или экономическая организация, которые хотят получить определенную услугу от государства, не обязаны знать, как государство устроено с точки зрения административного деления. Например, гражданин меняет место жительства. Это — жизненный эпизод. С этим эпизодом связана необходимость выполнения ряда действий, таких, как смена прописки, перерегистрация в налоговых органах по новому месту жительства и т. д.

Или еще один пример, когда гражданин создает собственную частную компанию (бизнес-ситуация), и с этим связана целая цепочка действий.

Как правило, композитные услуги связаны с разрешением того или иного жизненного эпизода или бизнес-ситуации.

Понятие государственной услуги очень близко понятию функция. Основное отличие состоит в том, что услуга — это внешний взгляд пользователя на взаимодействие с государством, а функция — это внутренний взгляд государства и ведомств.

.Взаимосвязь государственных услуг, процессов и «жизненных эпизодов»

Следует рассматривать различные точки зрения на декомпозицию государственных услуг на процессы:

— точку зрения государственного ведомства;

— точку зрения реализации услуг с использованием информационно-коммуникативных технологий;

— точку зрения пользователя (потребителя) услуги.

Фундаментально основную проблему взаимодействия граждан и бизнеса с государством и одного государственного ведомства с другим можно представить следующим образом. У нас есть государство и некоторый набор вертикальных государственных функций и процессов, реализуемых различными ведомствами (внутренний взгляд с точки зрения государства и ведомств), и есть внешние по отношению к государству пользователи — граждане и бизнес, а также внешние по отношению к данному ведомству другие ведомства, которые мыслят в терминах своих пользовательских процессов. Для гражданина это может быть «жизненный эпизод», такой как переезд на новое место жительства, и связанные с этим проблемы, для бизнеса — «бизнес-ситуация», такая, как получение лицензии и необходимость общения с рядом государственных ведомств для ее получения. Вопрос заключается в следующем: «Как совместить „вертикальный“ взгляд государства и ведомств на услуги, как на процессы, с „горизонтальным“ взглядом внешних потребителей услуг с точки зрения „жизненных эпизодов“ и „бизнес-ситуаций“?»

Декомпозиция государственных услуг на процессы: точка зрения государственного ведомства. С точки зрения государственного ведомства, государственная услуга состоит из одного или нескольких процессов, которые могут быть выполнены в различных государственных структурах, наделенных определенной ответственностью и обладающих определенной экспертизой.

Выполняя дальнейшую декомпозицию, процесс (регламент) может быть разбит на отдельные подпроцессы (шаги) и операции. В выполнении одного процесса может участвовать несколько ведомств.

Процесс отражает внутреннюю точку зрения ведомства. Кроме того, такая точка зрения отражает организационную фрагментацию, области ответственности и области экспертизы организаций.

«Жизненный эпизод» и государственная услуга: точка зрения пользователя. С точки зрения пользователя (гражданина, бизнес-организации), государственное ведомство является «черным ящиком», который вырабатывает и предоставляет услуги и продукты.

Государственные ведомства находятся в процессе переосмысления того, как они взаимодействуют со своими клиентами (гражданами и бизнесом). Они реализуют порталы как единые точки доступа к информации и услугам, рассматривая возможности по организации информации и услуг в соответствии с потребностями пользователей, вместо того, чтобы пытаться учить пользователей тому, как устроены государственные ведомства и кто и за что отвечает.

Одним из таких способов «упаковки» информации и услуг и является метафора «жизненного эпизода». Это дает возможность государству обеспечить для граждан и бизнеса единый контакт, единую точку входа. Это является частью процесса обеспечения прозрачности государства, и при этом у граждан отпадает необходимость знания внутренней структуры государства.

Различные типы взаимодействия и информационного обмена между гражданами, бизнесом и государством включают в себя статические данные (например, правила, законы, нормативные акты), доступ к динамическим данным (например, запросы к базам данных), запросы на услуги, транзакции и пр.

Вот некоторые характеристики предоставления государственных услуг, ориентированных на «жизненные эпизоды»:

Ориентация на пользователя. Подход с точки зрения «жизненных эпизодов» настроен на потребности пользователя, предлагая государственные услуги в интуитивно понятной форме, вместо того, чтобы отталкиваться от организационных структур.

Прозрачность. Несколько государственных ведомств могут быть вовлечены в процесс предоставления интегрированной услуги, которая связана с «жизненным эпизодом».

Принцип «одного окна». Поскольку услуга с точки зрения «жизненного эпизода» пересекает традиционные границы ведомств, то очень часто пользователю обеспечена возможность выполнить все необходимые действия по получению услуги в одном месте. Пользователь имеет дело с государством в целом, не зная о том, какие реально ведомства вовлечены в процесс предоставления услуги.

Один «жизненный эпизод» может быть связан с несколькими государственными услугами — элементарными и композитными. В зависимости от специфической ситуации, в которой находится пользователь, могут быть инициированы некоторые другие связанные услуги. Например, если два человека решили зарегистрировать брак, то при этом должны быть выполнены некоторые обязательные административные процессы, связанные с изменением семейного статуса

Взаимосвязь между «жизненными эпизодами» и процессами. Если мы хотим реализовать базовые принципы оказания услуг «электронным правительством», включая принцип «одного окна», то необходимо иметь некоторую интегрирующую точку зрения, которая бы показывала соотношение между внешним взглядом пользователя на государственную услугу со стороны «жизненной ситуации» и внутренним взглядом государства, учитывающим его внутреннее организационное деление.

С точки зрения ведомства, государственная услуга состоит из одного или нескольких процессов, которые могут выполняться различными ведомствами, наделенными соответствующими полномочиями и обладающими необходимой экспертизой. Сами процессы могут быть разбиты на отдельные операции.

При этом под «фронт-офисом» государственного ведомства понимаются структурные единицы, обеспечивающие контакты ведомства с внешним миром — гражданами, бизнес-сообществом и другими ведомствами. Под «мидл-офисом» (средним офисом) понимается вся инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие структурных единиц ведомств между собой. А под «бэк-офисом» понимаются структурные единицы, осуществляющие ключевые функции государственных ведомств. Понятно, что это условные названия, и ни в одном ведомстве мы не найдем отделов и департаментов, которые бы назывались «фронт-офис» или «бэк-офис», но всегда можно найти очевидные соответствия по выполняемым функциям.

Государственная услуга в ЕС. Чтобы лучше пояснить понятие «государственная услуга», приведем список 20 базовых государственных услуг, реализация которых отслеживается на уровне Европейского сообщества в качестве одного из индикаторов прогресса отдельных стран на пути к «электронному правительству». Эти 20 услуг включают в себя 12 услуг для граждан и 8 услуг для бизнеса. Прогресс в онлайновой реализации этих услуг измеряется четырьмя фазами:

— двусторонний информационный обмен;

— полная реализация транзакций в электронной форме, включая предоставление и оплату услуги.

Список базовых услуг ЕС для граждан:

— подоходный налог: декларирование и пр.;

— поиск работы через службы занятости;

— социальная помощь (пособия по безработице; пособия на ребенка; возмещение затрат на медицинские услуги; оплата учебы);

— персональные документы (паспорт, водительские права);

— регистрация автомобиля (нового, подержанного, импортированного);

— подача заявлений на строительство;

— информирование полиции (например, в случае кражи);

— публичные библиотеки (доступность каталогов, поисковые средства);

— свидетельства (о рождении, браке): запрос и предоставление;

— подача заявлений на поступление в высшие учебные заведения;

— информирование о смене места жительства;

— услуги, связанные с медициной (например, интерактивные консультации, доступность медицинских услуг в различных госпиталях, заявка на лечение в конкретном госпитале).

Список базовых услуг ЕС для бизнеса:

— социальные отчисления на служащих;

— корпоративные налоги: декларирование и пр.;

— налог на добавленную стоимость: декларирование, уведомления;

— регистрация новой компании;

— подача статистических данных;

— получение разрешений, связанных с охраной окружающей среды;

Внутри архитектуры электронного правительства «жизненные эпизоды» и «бизнес-ситуации» рассматриваются как точки входа к государственным услугам, реализованные на уровне представления соответствующего портала. При этом под государственным порталом понимается централизованная точка доступа через Интернет ко всей государственной онлайновой информации и услугам.

Источник

Оцените статью
Разные способы