- Основные пути приспособления организмов к среде
- Глава 3. Важнейшие абиотические факторы и адаптации к ним организмов
- 3.4. Основные пути приспособления живых организмов к условиям среды
- Презентация по экологии на тему «Основные пути приспособления организмов к среде» (9класс)
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Сценарий воспитательного мероприятия «Покормите птиц зимой!»
- Методические рекомендации к проектной деятельности по теме «Загрязнение атмосферы г. Медногорска»»
- Методические рекомендации к проектной деятельности по теме «Жесткость воды в г. медногорске»
- Внеклассное мероприятие «В мире экологии»
- Значение экологических сказок Н.А. Рыжовой в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
- Научно — исследовательская работа «Влияние цвета на настроение человека»
- ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью с детьми старшей группы Тема: «Моя профессия – орнитолог»
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Основные пути приспособления организмов к среде
1. Три основных способа приспособления организмов к неблагоприятным условиям среды: подчинение, сопротивление и избегание этих условий. К какому способу можно отнести:
а) осенние перелеты птиц с северных мест гнездования в южные районы зимовок;
б) зимнюю спячку бурых медведей;
в) активную жизнь полярных сов зимой при температуре минус 40 оС;
г) переход бактерий в состояние спор при понижении температуры;
д) нагревание тела верблюда днем с 37 оС до 41 оС и остывание его к утру до 35 оС;
е) нахождение человека в бане при температуре в 100 оС, при этом его внутренняя температура остается прежней – 36,6 оС;
ж) переживание кактусами в пустыне жары в 80 оС;
з) переживание рябчиками сильных морозов в толще снега?
(Ответ: избегание – а, з; подчинение– б, г, д; сопротивление – в, е, ж.)
2. Чем отличаются теплокровные (гомойотермные) организмы от холоднокровных (пойкилотермных)?
(Ответ: теплокровные организмы отличаются от холоднокровных тем, что имеют высокую (как правило, выше 34 оС) и постоянную (колеблющуюся обычно в пределах одного-двух градусов) температуру тела.)
3. Из перечисленных организмов к гомойотермным относятся:
а) окунь речной;
б) лягушка озерная;
в) дельфин-белобочка;
г) гидра пресноводная;
д) сосна обыкновенная;
е) ласточка городская;
ж) инфузория-туфелька;
з) клевер красный;
и) пчела медоносная;
к) гриб подберезовик.
4. В чем преимущество гомойотермии над пойкилотермией?
(Ответ: постоянная внутренняя температура тела позволяет животным не зависеть от температуры окружающей среды; создает условия для протекания всех биохимических реакций в клетках; позволяет осуществлять биохимические реакции с высокой скоростью, что повышает активность организмов.)
5. В чем недостатки гомойотермии по сравнению с пойкилотермией?
(Ответ: гомойотермные животные в сравнении с пойкилотермными имеют большие потребности в пище и воде.)
6. Температура тела песца остается постоянной (38,6 °С) при колебаниях температуры окружающей среды в диапазоне от –80 °С до +50 °С. Перечислите приспособления, которые помогают песцу удерживать постоянную температуру тела.
(Ответ: шерстный покров, подкожный жир, испарение воды с поверхности языка (для охлаждении организма), расширение и сужение просветов кожных сосудов – физическая терморегуляция. Поведение, которое помогает менять температурные условия окружающей среды, – поведенческая терморегуляция. Развитая регуляция клеточных химических реакций, вырабатывающих тепло, которая происходит по команде из специального теплового центра в промежуточном мозге, – химическая терморегуляция.)
7. Можно ли бактерий, постоянно обитающих в горячих источниках гейзеров при температуре 70 оС и не способных выжить, если температура их клеток изменится всего на несколько градусов, назвать теплокровными организмами?
(Ответ: нельзя, так как теплокровные животные поддерживают постоянно высокую внутреннюю температуру благодаря внутреннему теплу, вырабатываемому самим организмом. Обитающие в горячих источниках бактерии используют внешнее тепло, но так как их температура всегда высокая и постоянная, их называют ложногомойотермными.)
8. Клесты строят гнезда и выводят птенцов зимой (в феврале). Это происходит потому, что:
а) у клестов есть особые приспособления, помогающие переносить низкие температуры;
б) в это время много корма, которым питаются взрослые птицы и птенцы;
в) им необходимо успеть вывести птенцов до прилета основных конкурентов – птиц из южных районов.
(Ответ: б. Основной корм клестов – семена хвойных пород. Они созревают в конце зимы – начале весны.)
9*. Какие птицы несколько десятилетий тому назад из средних и северных широт улетали осенью на юг, а сейчас живут круглый год в крупных городах. Объясните, с чем это связано.
(Ответ: грачи, утки-кряквы. Это связано с тем, что возросло количество доступной пищи зимой: увеличилось число помоек и свалок, появились незамерзающие водоемы.)
10*. Почему в холодных частях ареала можно встретить темноокрашенных рептилий чаще, чем в теплых? Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно меланисты (черные), а на юге – светлоокрашенные.
(Ответ: черный цвет в большей степени, чем какой-либо, поглощает тепло. Темноокрашенные рептилии быстрее нагреваются.)
11. При летнем похолодании стрижи бросают свои гнезда и перемещаются на юг, иногда на сотни километров. Птенцы впадают в оцепенение и способны в таком состоянии, без пищи, находиться несколько дней. При потеплении родители возвращаются. Объясните, чем вызваны откочевки.
(Ответ: при похолодании численность летающих насекомых, которыми питаются стрижи, резко уменьшается. Оцепенение птенцов стрижей – это приспособление к жизни в северных странах, где летнее похолодание наблюдается достаточно часто.)
12*. Почему птицы и млекопитающие легче переносят низкую внешнюю температуру, чем высокую?
(Ответ: снизить потери тепла можно многими способами, увеличить же теплоотдачу гораздо труднее. Основной путь для этого – испарение воды из организма. Однако в местах, где часто наблюдается высокая (более 35 оС) температура воздуха, обычно имеет место и дефицит влаги.)
13*. Объясните, почему у поверхности водоемов живут растения преимущественно зеленой окраски, а на больших морских глубинах – красной.
(Ответ: на глубину в несколько десятков и сотен метров проникают только коротковолновые лучи: синие и фиолетовые. Для их поглощения (с последующей передачей энергии молекулам хлорофилла) у водорослей имеется значительное количество красных и желтых пигментов. Они маскируют зеленый цвет хлорофилла, и растения выглядят красными.)
Источник
Глава 3. Важнейшие абиотические факторы и адаптации к ним организмов
3.4. Основные пути приспособления живых организмов к условиям среды
Во всем разнообразии приспособлений живых организмов к неблагоприятным условиям среды можно выделить три основных пути.
Активный путь – это усиление сопротивляемости, развитие регуляторных процессов, позволяющих осуществить все жизненные функции организмов, несмотря на отклонения фактора от оптимума. По отношению к температуре, например, этот путь в зачаточной форме проявляется у некоторых высших растений, несколько сильнее развит у пойкилотермных животных, но особенно ярко выражен при гомойотермии. Активное противостояние иссушению особенно характерно для склерофитов среди растений, ксерофильных насекомых (например, пустынных чернотелок), крупных гомойотермных животных аридных районов.
Пассивный путь – подчинение жизненных функций организма изменению факторов среды. При недостатке тепла это приводит к угнетению жизнедеятельности и понижению уровня метаболизма, что способствует экономному использованию энергетических запасов. Компенсаторно повышается устойчивость клеток и тканей организма. Пассивный путь адаптации к влиянию неблагоприятных температур свойствен всем растениям и пойкилотермным животным. Среди млекопитающих и птиц преимущества пассивного приспособления в неблагоприятные периоды года используют гетеротермные виды, впадающие в оцепенение или спячку. Элементы пассивной адаптации присущи и типичным гомойотермным животным, обитающим в условиях крайне низких температур. Это выражается в некотором снижении уровня обмена, замедлении темпов роста и развития, что позволяет экономнее тратить ресурсы по сравнению с быстро развивающимися видами.
Пассивное подчинение водному режиму среды свойственно пойкилогидрическим растениям и животным, способным выносить высыхание: напочвенным водорослям, лишайникам, нематодам, коловраткам и т. п.
Избегание неблагоприятных воздействий – третий возможный путь приспособления к среде. Общий способ для всех групп организмов – выработка таких жизненных циклов, при которых наиболее уязвимые стадии развития завершаются в самые благоприятные по температурным и другим условиям периоды года. Для животных основным способом избегания пессимальных температур являются разнообразные формы поведения. Изменения в ростовых процессах растений – в известной мере экологический аналог поведения животных. Например, карликовость тундровых растений помогает организмам использовать тепло приземного слоя и избегать влияния низких температур воздуха. Растения-эфемероиды в жарких пустынях избегают засухи, успевая отцвести за краткий весенний период.
Избегание, уход от действия крайних температур или недостатка влаги свойствен организмам в той или иной мере и при активном, и при пассивном пути адаптации к среде. Все три пути приспособления характерны и по отношению к другим экологическим факторам среды. Чаще всего приспособление вида к среде осуществляется тем или иным сочетанием всех трех возможных путей адаптаций.
Источник
Презентация по экологии на тему «Основные пути приспособления организмов к среде» (9класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Основные пути приспособления организмов к среде
13.04.2021
Описание слайда:
Периодические влияния факторов
Сильная жара
Сильные морозы
Летние засухи
Пересыхание водоемов
Нехватка пищи
Описание слайда:
Приведите примеры из жизни животных, когда они сталкиваются с критическими (экстремальными) условиями?
Как они приспосабливаются к перенесению неблагоприятных условий?
Подумайте!
Описание слайда:
Выберите из приведенного списка животных, которые:
А. впадают в зимнюю спячку
Б. делают запасы пищи на зиму
1. бобр 8. нетопырь
2. еж 9. соболь
3. жаба обыкновенная 10. сойка
4. клест 11. белка
5. лемминг 12. сурок
6. медведь белый 13. уж обыкновенный
7. медведь бурый 14. соня
Описание слайда:
Укажите, имеются ли в перечисленных ниже отрядах животные, которые для того чтобы благополучно пережить холодное время года:
мигрируют в теплые края,
впадают в спячку,
делают запасы пищи,
накапливают энергию в виде жировых отложений.
Отряды: Грызуны, Рукокрылые, Хищные, Парнокопытные, Насекомоядные.
Описание слайда:
Занимательные факты
Самые жизнеспособные семена у люпина арктического, найденные в 1954 г в илистых осадках на Юконе (Канада). В 1966 г из них были выращены нормальные растения. По данным радиоуглеродного анализа, этому посадочному материалу не менее 10000 лет.
Описание слайда:
В сентябре 1940 г в Британском музее произошел пожар. При его тушении вода попала на семена шелковой акации, которые были собраны в 1793 году. Семена, пролежавшие 147 лет, проросли.
Занимательные факты
Описание слайда:
Двоякодышащая рыба африканский протоптер при высыхании водоема зарывается в грунт на глубину до 0,5 м. В затвердевшем коконе протоптеру остается до следующего периода дождей — около 6-9 месяцев. В специально поставленном в лабораторных условиях эксперименте рыба находилась в спячке свыше 4 лет и после благополучно проснулась.
Занимательные факты
Описание слайда:
В 1846 г. две пустынные змеи были переданы без признаков жизни в Британский музей естествознания. Приклеив змей к небольшой подставке, их выставили на обозрение. В марте 1850 г. служащие музея заподозрили, что одна змея все еще жива. Ее поместили в теплую воду. Змея начала двигаться, а затем есть. Это выносливое создание прожило еще 2 года, после чего впало в оцепенение и умерло.
Занимательные факты
Описание слайда:
Как называются данные явления?
Назовите область хозяйственного применения явлений скрытой жизни.
Понижение уровня метаболизма
«Скрытая жизнь»
Криптобиоз
Гипобиоз
«Мнимая смерть»
Анабиоз
Описание слайда:
Состояние скрытой жизни
При ухудшении условий среды многие виды способны приостанавливать свою жизнедеятельность и переходить в состояние скрытой жизни.
Явление было обнаружено в начале 18 столетия Антони ван Левенгуком, который впервые наблюдал в сделанный им микроскоп мир мелких организмов.
Описание слайда:
Анабиоз
Состояние мнимой смерти – анабиоз(«ана» – нет, «биос» – жизнь).
Глубокий анабиоз – это практически полная остановка обмена веществ.
Состояние анабиоза возможно лишь при полном обезвоживании организмов.
Глубокий анабиоз в природе встречается редко.
Описание слайда:
Гипобиоз
прямое замедление обмена веществ при воздействии неблагоприятных факторов с быстрым возвращением к активной жизни (оцепенение насекомых при понижении температуры, вмерзание в лед растений, животных).
Описание слайда:
Пример гипобиоза
В июле 1972 года в пойме реки Большой Кэмпэрлейм на глубине 11 метров геологи обнаружили вмерзшего в лед углозуба. Когда лед растаял, амфибия ожила и начала вести себя как обычно: ловила мух, тараканов, небольших рыбок. А вскоре ученые радиоуглеродным методом определили ее возраст. Углозубу было около 90 лет, все это время амфибия была вмурована в лед, без каких либо последствий для себя.
Описание слайда:
Криптобиоз
Состояние организмов, близкое к анабиозу, называется криптобиозом или скрытой жизнью («криптос» – скрытый).
В состоянии пониженного обмена веществ организмы резко повышают свою устойчивость и очень экономно тратят энергию.
Описание слайда:
Явления скрытой жизни
Оцепенение насекомых
Зимний покой растений
Спячка позвоночных животных
Сохранение семян и спор в почве
Сохранение мелких обитателей в пересыхающих водоемах
Описание слайда:
Оцепенение насекомых
Осенью перед наступлением холодов жуки забираются в почву на глубину 20 — 50 см и находятся там, в состоянии покоя (диапаузы) до весны следующего года. Может иметь место также затяжная диапауза более 2 лет. Это явление осложняет борьбу с колорадским жуком. Жуки зимостойки и во время зимовки погибают в небольшом количестве.
Описание слайда:
Зимний покой растений
Подчиняются воздействиям среды, экономя затраты на свое существование.
Описание слайда:
Спячка позвоночных животных
Спячка сони
Спячка летучих мышей
Подчиняются воздействиям среды
Описание слайда:
Сохранение семян и спор в почве
Длительность жизни покоящихся семян растений зависит от условий хранения. Повышение влажности и температуры увеличивает траты резервов семени на дыхание, и они истощаются.
Семена дуба хранятся не более трех лет.
Описание слайда:
Сохранение семян и спор в почве
Прорастание семян лотоса, найденных в торфе болота, высохшего 2000 лет тому назад. Плоды этого растения покрыты толстой газо- и водонепроницаемой оболочкой.
Описание слайда:
Вывод:
Скрытая жизнь – очень важное экологическое приспособление. Это возможность переживать неблагоприятные изменения среды обитания. При восстановлении необходимых условий организмы переходят к активной жизни.
Описание слайда:
Активный путь
Пассивный путь
Избегание
Основные пути приспособления живых организмов к условиям среды:
Описание слайда:
Активный путь
(сопротивление воздействию) – это усиление сопротивляемости, развитие регуляторных процессов, позволяющих осуществить все жизненные функции организмов, несмотря на отклонения фактора от оптимума.
Описание слайда:
Поддержание постоянства внутренней среды
Обитая в условиях изменчивой температуры, теплокровные животные – птицы и млекопитающие – поддерживают внутри себя постоянную температуру, оптимальную для биохимических процессов в клетках тела.
Описание слайда:
Поддержание постоянства внутренней среды
В вакуолях клеток наземных растений содержатся запасы влаги, что позволяет им жить на суше.
Многие растения способны переносить сильные засухи и расти даже в жарких пустынях.
Описание слайда:
Пассивный путь
(подчинение воздействию) — подчинение жизненных функций организма изменению факторов среды. При недостатке тепла это приводит к угнетению жизнедеятельности и понижению уровня метаболизма, что способствует экономному использованию энергетических запасов.
Компенсаторно повышается устойчивость клеток и тканей организма.
Описание слайда:
Избегание неблагоприятных воздействий
выработка таких жизненных циклов, при которых наиболее уязвимые стадии развития завершаются в самые благоприятные по температурным и другим условиям периоды года.
Описание слайда:
Избегание неблагоприятных условий
Миграции в поисках благоприятных мест обитания
Описание слайда:
Избегание неблагоприятных условий
Перелеты птиц
Описание слайда:
Назовите способ выживания при взаимодействии организмов с окружающей средой в следующих примерах:
а) осенние перелеты птиц с северных мест гнездования в южные регионы зимовки;
б) зимняя спячка бурых медведей;
в) активная жизнь полярных сов при температуре – 40оС;
г) переход в состояние спор бактерий при понижении температуры;
д) нагревание тела верблюда днем на жаре с 37 до 41оС и остывание его ночью до 37оС;
е) нахождение человека в бане при температуре 100оС, при этом его внутренняя температура остается прежней – 36,6 о С;
ж) переживание кактусами в пустыне жары 80оС.
з) переживание рябчиками сильных морозов в снегу.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Сценарий воспитательного мероприятия «Покормите птиц зимой!»
Методические рекомендации к проектной деятельности по теме «Загрязнение атмосферы г. Медногорска»»
Методические рекомендации к проектной деятельности по теме «Жесткость воды в г. медногорске»
Внеклассное мероприятие «В мире экологии»
Значение экологических сказок Н.А. Рыжовой в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
Научно — исследовательская работа «Влияние цвета на настроение человека»
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью с детьми старшей группы Тема: «Моя профессия – орнитолог»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5311587 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник