Способы выявления уровня литературного развития школьников
Уровень литературного развития младших школьников может быть выявлен с помощью комплексной письменной работы. В ней 4 части:
В части 1 выявляется круг чтенияребенкаи его потребность в чтении: любимые книги и авторы (обратите внимание, указывает ли ребенок автора книги), предпочтения (стихи или проза, тематика), читательская самостоятельность и активность (сам ли читает ребенок и как часто читает сам), как часто он обращается к книге и с какими целями.
Ответы детей помогают увидеть и их отношение к книге (запоминает ли ребенок авторов, обращает ли на это внимание), тематические и жанровые предпочтения, степень сформированности потребности в чтении и составить индивидуальный портрет ребенка-читателя.
В части 2 выявляется качество самостоятельного чтения и уровень восприятия произведения с помощью анкеты, активизирующей все сферы читательского восприятия и проверяющей практическое владение ученика теоретико-литературными знаниями об изобразительно-выразительных средствах языка и композиции произведения. Ответы ребенка на вопросы и качество выполнения им заданий говорят о степень сформированности у него читательских умений.
В части 3 проверяются теоретические знания о литературных жанрах и умение определять жанр произведения.
В части 4 проверяются литературно-творческие способности и речевые умения учеников.
Анализ анкеты позволяет сделать вывод об уровне ЛРученика. Ведущим, основным показателем будет качество самостоятельного чтения, а ответы на остальные вопросы уточнят эту картину, покажут учителю, какие сложности есть у ребенка, что мешает ему качественно воспринимать произведение, на что нужно обратить внимание при дальнейшей работе именно с этим учеником.
В методике пока еще нет четкой картины уровней ЛР, т.е. не соотнесены между собой показатели по всем четырем критериям. Условно можно говорить о четырех уровнях ЛР: низком уровне (существенное отставание ребенка от возрастной нормы по всем показателям), среднем (соответствие норме по большинству показателей), выше среднего (соответствие норме в целом и ее опережение по качеству чтения) и высоком уровне (опережение возрастной нормы по все показателям).
Если учитель предпочитает использовать узкий подход, то показателем уровня ЛР младшего школьника будет уровень его восприятия литературных произведений разных жанров.
Рассмотрим пример работы, выявляющей уровень литературного развития учеников 2 класса (программа 1–3) и проанализируем результаты этой работы.
I. Круг чтения и потребность в чтении
1. Назови своих любимых писателей и поэтов и их книги.
– А.Пушкин, А.Жуковский, Астрид Линдгрен, Шарль Перро.
2. Книги на какие темы ты предпочитаешь читать?
3. Часто ли ты читаешь дома по собственному желанию (подчеркни верное: каждый день, 2–3 раза в неделю, раз в неделю, 3–4 раза в месяц, еще реже)?
4. Тебе больше нравится читать самому или когда тебе читают? Почему?
– Мне нравится, когда мне читают, когда сама читаешь, не очень понимаешь, а когда тебе читают, то все понятно.
5. Тебе больше нравится читать стихи или прозу? Почему?
– Стихи, они веселые и смешные.
6. Назови книги и их авторов, которые ты прочитал за эту четверть.
– А.Линдгрен. «Эмиль из Леннеберги», Шарль Перро. «Золушка».
Анализ ответов Сони К.
ПО ответам Сони сразу же можно сказать, что девочка невнимательно прочитывает вопрос: так, она не приводит названий книг своих любимых писателей, вместо тематики называет настроение. Каждодневное обращение к книгам говорит о сформированной потребности в чтении, однако, вероятно, Соня до сих пор испытывает технические трудности, т.е. лучше воспринимает произведения на слух. Кроме того, чтение взрослого помогает ребенку осмыслить произведение глубже. Вероятно, девочка предпочитает детскую игровую поэзию, хотя не назвали детских авторов в числе своих любимых, т.к. стихи Пушкина и Жуковского вряд ли соответствуют определению «смешные, веселые». Также можно предположить, что Линдгрен и Перро попали в список любимых авторов, потому что их произведения были прочитаны Соней совсем недавно и она находится под их впечатлением. Таким образом можно утверждать, что к концу обучения в начальной школе у Сони сформирована потребность в чтении, читательские интересы подвижны, но не отличаются разнообразием.
Источник
Способы выявления уровня литературного развития школьников
Критерии литературного развития.
Специфика самого первого этапа организации образовательного процесса в начальной школе заключается в активной работе учителя и учеников со словом, оттенками его значения в речи и в художественном тексте, речевыми способами выражения чувств, переживаний, мыслей.
Параллельно должна вестись работа по обогащению жизненного опыта учеников новыми впечатлениями, знаниями, повышению их культурного уровня и соотнесению состояний, которые испытывают дети, с их словесными обозначениями.
Судить о литературном развитии можно по качеству восприятия ребенком литературных произведений и степени сформированности читательских и эстетически-оценочных умений.
В.Г.Маранцман, Г.И.Кудина и З.Н.Новлянская выдвигают целый ряд критериев:
1) начитанность, круг чтения ребенка, мотивы чтения;
2) качество чтения (уровень восприятия литературного произведения и степень сформированности читательских аналитических умений);
3) объем теоретико-литературных знаний и умение пользоваться этими знаниями на практике;
4) литературно-творческие умения.
Уровень литературного развития младших школьников может быть выявлен с помощью комплексной письменной работы. В ней четыре части:
— выявление круга чтения ребенка и его потребности в чтении: любимые книги и авторы (обратите внимание, указывает ли ребенок автора книги), предпочтения (стихи или проза, тематика), читательская самостоятельность и активность (сам ли читает ребенок и как часто читает сам), как часто он обращается к книге и с какими целями. Ответы детей помогают увидеть и их отношение к книге (запоминает ли ребенок авторов, обращает ли на это внимание), тематические и жанровые предпочтения, степень сформированности потребности в чтении и составить индивидуальный портрет ребенка-читателя;
— выявление качества самостоятельного чтения и уровня восприятия произведения с помощью анкеты, активизирующей все сферы читательского восприятия и проверяющей практическое владение ученика теоретико-литературными знаниями об изобразительно-выразительных средствах языка и композиции произведения. Ответы ребенка на вопросы и качество выполнения им заданий говорят о степени сформированности у него читательских умений;
— проверка теоретических знаний о литературных жанрах и умения определять жанр произведения;
— проверка литературно-творческих способностей и речевых умений учеников.
Анализ анкеты позволяет сделать вывод об уровне лит. развития ученика. Ведущим, основным показателем будет качество самостоятельного чтения, а ответы на остальные вопросы уточнят эту картину, покажут учителю, какие сложности есть у ребенка, что мешает ему качественно воспринимать произведение, на что нужно обратить внимание при дальнейшей работе именно с этим учеником.
В методике пока нет четкой картины уровней литературного развития, т. е. не соотнесены между собой показатели по всем четырем критериям. Условно можно говорить о четырех уровнях ЛР: низком уровне (существенное отставание ребенка от возрастной нормы по всем показателям), среднем (соответствие норме по большинству показателей), выше среднего (соответствие норме в целом и ее опережение по качеству чтения) и высоком уровне (опережение возрастной нормы по все показателям).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
1.5. Способы выявления уровня литературного развития школьников
Уровень литературного развития младших школьников может быть выявлен с помощью комплексной письменной работы. В ней 4 части:
В части 1 выявляется круг чтения ребенка и его потребность в чтении: любимые книги и авторы (обратите внимание, указывает ли ребенок автора книги), предпочтения (стихи или проза, тематика), читательская самостоятельность и активность (сам ли читает ребенок и как часто читает сам), как часто он обращается к книге и с какими целями.
Ответы детей помогают увидеть и их отношение к книге (запоминает ли ребенок авторов, обращает ли на это внимание), тематические и жанровые предпочтения, степень сформированности потребности в чтении и составить индивидуальный портрет ребенка-читателя.
В части 2 выявляется качество самостоятельного чтения и уровень восприятия произведения с помощью анкеты, активизирующей все сферы читательского восприятия и проверяющей практическое владение ученика теоретико-литературными знаниями об изобразительно-выразительных средствах языка и композиции произведения. Ответы ребенка на вопросы и качество выполнения им заданий говорят о степень сформированности у него читательских умений.
В части 3 проверяются теоретические знания о литературных жанрах и умение определять жанр произведения.
В части 4 проверяются литературно-творческие способности и речевые умения учеников.
Анализ анкеты позволяет сделать вывод об уровне ЛРученика. Ведущим, основным показателем будет качество самостоятельного чтения, а ответы на остальные вопросы уточнят эту картину, покажут учителю, какие сложности есть у ребенка, что мешает ему качественно воспринимать произведение, на что нужно обратить внимание при дальнейшей работе именно с этим учеником.
В методике пока еще нет четкой картины уровней ЛР, т.е. не соотнесены между собой показатели по всем четырем критериям. Условно можно говорить о четырех уровнях ЛР: низком уровне (существенное отставание ребенка от возрастной нормы по всем показателям), среднем (соответствие норме по большинству показателей), выше среднего (соответствие норме в целом и ее опережение по качеству чтения) и высоком уровне (опережение возрастной нормы по все показателям).
Если учитель предпочитает использовать узкий подход, то показателем уровня ЛР младшего школьника будет уровень его восприятия литературных произведений разных жанров.
Рассмотрим пример работы, выявляющей уровень литературного развития учеников 2 класса (программа 1–3) и проанализируем результаты этой работы.
I. Круг чтения и потребность в чтении
1. Назови своих любимых писателей и поэтов и их книги.
– А.Пушкин, А.Жуковский, Астрид Линдгрен, Шарль Перро.
2. Книги на какие темы ты предпочитаешь читать?
3. Часто ли ты читаешь дома по собственному желанию (подчеркни верное: каждый день, 2–3 раза в неделю, раз в неделю, 3–4 раза в месяц, еще реже)?
4. Тебе больше нравится читать самому или когда тебе читают? Почему?
– Мне нравится, когда мне читают, когда сама читаешь, не очень понимаешь, а когда тебе читают, то все понятно.
5. Тебе больше нравится читать стихи или прозу? Почему?
– Стихи, они веселые и смешные.
6. Назови книги и их авторов, которые ты прочитал за эту четверть.
– А.Линдгрен. «Эмиль из Леннеберги», Шарль Перро. «Золушка».
Анализ ответов Сони К.
ПО ответам Сони сразу же можно сказать, что девочка невнимательно прочитывает вопрос: так, она не приводит названий книг своих любимых писателей, вместо тематики называет настроение. Каждодневное обращение к книгам говорит о сформированной потребности в чтении, однако, вероятно, Соня до сих пор испытывает технические трудности, т.е. лучше воспринимает произведения на слух. Кроме того, чтение взрослого помогает ребенку осмыслить произведение глубже. Вероятно, девочка предпочитает детскую игровую поэзию, хотя не назвали детских авторов в числе своих любимых, т.к. стихи Пушкина и Жуковского вряд ли соответствуют определению «смешные, веселые». Также можно предположить, что Линдгрен и Перро попали в список любимых авторов, потому что их произведения были прочитаны Соней совсем недавно и она находится под их впечатлением. Таким образом можно утверждать, что к концу обучения в начальной школе у Сони сформирована потребность в чтении, читательские интересы подвижны, но не отличаются разнообразием.
Источник
Диагностическая работа по выявлению уровня литературного развития учащихся.
Диагностическая работа для выявления уровня литературного развития учащихся.
Класс 6. Полугодие 2
Вопрос или задание для диагностики
Аргументация целесообразности вопросов и заданий
Начитанность, читательские интересы
и литературный кругозор.
Кого из литературных героев называли «курочка на высоких ножках» и «мужичок в мешочке». Назовите автора, героев и жанр произведения.
Шестиклассники должны уметь объяснять термин «сказка-быль», особенности этого жанра. Сказка-быль Пришвина «Кладовая солнца» всегда с интересом читается школьниками, а герои произведения вызывают симпатию и запоминаются.
Уровень читательского восприятия
Вспомните, как жил маленький цветок в произведении Платонова «Неизвестный цветок».
При воссоздании данного отрывка хорошо прослеживается отношение ребёнка к жизни цветка. Учащийся создаёт словесное описание, что делал цветок, чтобы не жить печально.
Способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения.
Почему бабушка в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой», несмотря на обман внука, купила ему «пряник конём»?
Отвечая на этот вопрос, ребёнок даёт нравственную оценку поступку героя рассказа, объясняет, почему герой всю жизнь помнил купленный бабушкой пряник.
Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией.
Определите настроение стихотворения С.Есенина «Мелколесье. Степь и дали…». Как поэт себя называет? Что роднит его с русской природой? Назовите ключевые образы стихотворения.
Диагностируется умение ученика определять настроение стихотворения, позицию автора, ключевые образы.
Объём теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста.
Какую роль играет антитеза в стихотворении А.Пушкина «Зимнее утро»?
Ученик определяет сущность понятия «антитеза», объясняет, с какой целью поэт противопоставляет картины природы, противоположные по настроению.
Уровень развития речи и литературно-творческие способности.
Сравните иллюстрации к рассказу И.Тургенева «Бежин луг» с описанием мальчиков. Так ли вы себе представляете героев рассказа?
Учащийся составляет словесный портрет героев рассказа. Проверяется богатство лексического запаса, умение составлять разнообразные речевые конструкции.
Класс 8 Полугодие 1
Вопрос или задание для диагностики
Аргументация целесообразности вопросов и заданий
Начитанность, читательские интересы
и литературный кругозор.
« Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые, большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».
Назовите произведение, его автора, композиционный приём.
Пугачёв – это яркий, почти сказочный образ романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В 7-8 классах детей привлекают образы выдающихся людей. Пугачёв не только историческая личность, возглавлявшая крестьянское восстание, но и литературный герой, общение с которым заставляет Гринёва по-новому взглянуть на жизнь.
В 8 классе учащийся должен уметь определять композиционный приём в данном отрывке. Почему автору портрет героя показался замечательным.
Уровень читательского восприятия
Почему М.Ю.Лермонтов сравнил Мцыри с цветком, воспитанным в тюрьме? Согласны ли вы с этим сравнением? Почему?
Проверяется умение рассуждать о прочитанном, анализировать поведение и поступки героя.
Способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения.
Какие проблемы поднимает повесть «Шемякин суд»? О каком суде в наше время говорят: «Шемякин суд»?
Учащиеся выделяют в тексте социально-нравственную проблему, проводят связь с современностью.
Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией.
Как проверяет автор Гринёва и Швабрина на честность и милосердие в романе А.Пушкина «Капитанская дочка»? Как относиться автор к своим героям?
Учащиеся должны показать умение сопоставлять героев произведения, сравнивать их поведение в различных ситуациях, комментировать позицию автора.
Объём теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста.
Какую роль играет эпиграф в произведении? Приведите примеры 2-3 произведений.
Определяют сущность понятия «эпиграф», раскрывают его роль в произведении. Приводят примеры. В 8 классе роль эпиграфа ярко представлена в произведениях А.Пушкина «Капитанская дочка» и Н.Гоголя «Ревизор».
Уровень развития речи и литературно-творческие способности.
Опишите внешность, характер, манеру поведения Аси из повести И.Тургенева «Ася».
Ученик может описать черты характера героини, особенности её жизни и воспитания, связать это с манерой поведения Аси. При этом он продемонстрирует умение грамотно выстраивать свою речь.
Класс 11 Полугодие 2
Вопрос или задание для диагностики
Аргументация целесообразности вопросов и заданий
Начитанность, читательские интересы
и литературный кругозор.
Перечислите произведения русской литературы 20 века, где поднимается проблема нравственного выбора.
Назовите имена героев, авторов произведений.
В 17-18 лет проблема нравственного выбора становится наиболее актуальна, так как ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью, способной принимать решения. Вопросы, касающиеся нравственного выбора, интересны старшеклассникам, поэтому они смогут увидеть эти проблемы в произведениях разных жанров.
Уровень читательского восприятия
Почему героев ранних романтических произведений М.Горького называют «люди с солнцем в крови»?
Проверяется способность ученика выявлять авторскую позицию, определять концепцию произведений.
Способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения.
Оцените нравственную сторону научных экспериментов профессора Преображенского в повести М.Булгакова «Собачье сердце».
Школьник должен увидеть и раскрыть проблему опасности преобразования природы и человека, показать актуальность этой темы в наше время.
Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией.
Что общего в стихотворениях о России С.Есенина и А.Блока?
Ученик должен найти общее в стихотворениях разных поэтов, прокомментировать их мысли и чувства.
Объём теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста.
Назовите черты символизма в стихотворениях Д.Мережковского, К.Бальмонта, В.Брюсова.
Учащийся показывает знание понятия «символизм», раскрывает его основные черты, определяет их в стихотворениях поэтов.
Уровень развития речи и литературно-творческие способности.
Стоит ли в романе М.Горького «Мать» проблема «отцов и детей»?
Учащийся должен изложить свои рассуждения в связном тексте, стилистически и синтаксически правильно его выстроив. У ребят при ответе на проблемный вопрос есть возможность показать свои знания литературы 19 века, доказать актуальность проблемы в наши дни.
Источник