Способы выявления у обучающихся способностей творческой деятельности

Способы выявления у обучающихся способностей творческой деятельности

Развитие творческого мышления начинается у ребёнка в раннем детстве. При целенаправленном воспитании этот процесс приобретает законченный вид творческой деятельности. Юный моделист-конструктор делает модель по чертежам, сделанным другим человеком, но при этом он может вносить в уже готовую конструкцию свои элементы, которые придают изделию более оригинальный вид.

Л.С. Выготский по этому поводу говорил, что творчество является деятельностью, «которая создает нечто новое, всё равно будет ли это созданной творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [1].

В любой деятельности человека присутствуют элементы творчества, и многие исследователи по поводу этого явления высказываются по-разному, например Яков Александрович Пономарёв называет его – интуитивным, Джой Пол Гилфорд представлял его – дивергентным, то есть «направленным в разные стороны», а Эдвард де Боно говорил, что творческое мышление является – нешаблонным, Макс Вертгеймер, выдающийся немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии, называл творческое мышление – продуктивным. При этом все исследователи придерживаются одинакового направления, считают, что основным признаком творческого мышления, а значит, творчества, является способность личности выйти за пределы общих истин и создать новое оригинальное направление, идею, модель, произведение и другие интересные вещи.

Отечественный исследователь и автор работ по организации творческой направленности личности Марина Валентиновна Голубева обращает внимание последователей на то, что «изучение психологии творческих способностей – это относительно новое направление в изучении знаний о человеке» [2].

Творческая направленность личности успешно развивается во многих образовательных центрах России, примером тому может служить Образовательный центр «Сириус». Здесь развитие творческого мышления является базовой площадкой для создания эффективных условий успешности в любом виде деятельности. Для реализации этой цели специалисты используют различные методы активизации творческого мышления, чтобы разбудить предрасположенность к творчеству.

Исследователи творческого мышления предлагают многочисленные методы его активизации, например «Бином фантазии» Джанни Родари, где приставка «би-» обозначает «два»: би-нокль, би-план, би-цепс и др. Соответственно, «бином» – это «состоящий из двух частей». Чтобы применить «Бином фантазии» нужно взять два случайных слова, которые никак не ассоциируются друг с другом. Автор этой методики Д. Родари проводил такую аналогию: «Один электрод не сможет вызвать искру, для этого – нужно два электрода, а для включения фантазии необходимо два слова, которые провоцируют друг друга, они необычны и необъяснимы рядом друг с другом на первый взгляд. Только тогда воображение активизируется в стремлении установить между этими словами связь, создать единое целое» [3].

Другим направлением творческого процесса является «Решётка идей» Ричарда Вона, в основе которой лежит решётка ФКБ («Фут, коун энд белдинг») всемирно известной рекламной корпорации, являющейся мощным инструментом, дающим возможность сжато представить огромное количество информации. Метод морфологического анализа Фрица Цвикки, разработавшего ряд оригинальных технических решений в ракетостроении, а также отечественная методика Генриха Сауловича Альтшуллера, создателя Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).

Современные исследователи творческого мышления определили основные методы, способствующие формированию такого мышления – это:

– Инструментальные методы, обозначенные выше.

– Коллективные методы, которые наиболее активно оказывают влияние на развитие творческого мышления. Основополагающим методом этого направления является мозговой штурм.

Опытный педагог, используя эти методы в своей практике, оказывает эффективное воздействие на развитие творческих способностей ребёнка, с помощью которых у любого индивида растёт самооценка, уверенность в своих способностях, а эмоциональный тонус становится положительным по отношению к себе и внешнему миру.

Чтобы организовать необходимую диагностику для выявления творческой направленности ребёнка, прежде всего необходимо осуществить практические шаги к пониманию природы творческого развития человека и раскрыть некоторые основные понятия, такие как:

– эмоциональная сфера, или – душевное состояние, страсть, приходящие к личности в момент выполнения творческой работы – (аффективность);

– другое понятие, которое затрагивает способность индивида рассматривать несколько противоречащих направлений или способов решений одной задачи, или дивергентность мышления, что в свою очередь является редким проявлением мышления, расходящимся в разные стороны;

– сфера, которая относится к познанию индивида, обозначается как когнитивность;

– творческая сфера, которая характеризуется как креативность;

– мотивация, или сила, которая побуждает индивида к дальнейшему действию;

– определение, признак или классификацию какой-то единицы называют критерием, с помощью которого производится оценка, производимой творческой деятельности;

– другим направлением измерения показателя конкретного процесса является – параметр, который характеризует какое-то свойство творческого процесса;

– определённое свойство личности или его особенность поведения называется признаком;

– личностные особенности индивида, называются способностями, которые проявляются в конкретной деятельности ребёнка, направленными в ту или иную сторону её творческого развития. Участвуя в творческой деятельности, конструировании, моделировании, дети и подростки испытывают различные эмоции, колеблющиеся от страха до радости озарения.

Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий считают: «Появление высокого уровня тревожности у одарённых детей может провоцироваться их чрезмерным стремлением соответствовать ожиданиям взрослых» [4].

Определить или выявить творческие способности личности можно с помощью специальных тестов креативности, но такие тесты основаны словесным, числовым и графическим материалом, которые удобны для получения статистических результатов и не могут сразу конкретизировать творческую направленность личности. Помимо тестирования, творческие способности можно определить с помощью выполнения практических заданий разной степени сложности, при их выполнении педагог ведёт наблюдение, как дети и подростки подходят к выполнению того или иного задания. Некоторые после объяснения смело приступают к выполнению, допускают ошибки, но придумывают различные способы выполнения, опираясь на свой небольшой опыт и навыки. Другие с первого задания начинают «причитать» – «У меня не получится!», «Я боюсь, вдруг сломается!». В этом случае педагог должен морально поддержать такого ребёнка и оказать помощь, повторяя действия за педагогом, такие дети убеждаются, что они в силах выполнить это задание, и у них появляется уверенность в своих силах и возможностях.

Читайте также:  Прочистка канализации своими руками способы

И.В. Хромова, М.С. Коган говорят, что: «Диагностика творческого развития личности до сих пор является не до конца разрешенной проблемой. Это осознают и теоретики, обращающиеся вновь и вновь к изучению творчества, его развития, и диагностики этого развития, и практики, нуждающиеся в диагностическом инструментарии» [5].

Поэтому рассмотрим этимологию самого слова – диагностика, оно происходит от греческого «diagnostikos» – способный распознавать. Таким образом, диагностика является особым видом познания или распознавания того или иного творческого события.

Мы часто искренне верим полученным результатам при тестировании креативности, успешное же выполнение задания теста даёт возможность считать, что личность творческая, однако невыполнение тестовых заданий не может служить доказательством тому, что человек не творческий. Специалисты по этому поводу говорят, что показатель творческого развития личности может отличаться у того или иного индивида в силу его личностных качеств и предрасположенностей.

Например, исследуя наличие креативности, можно использовать метод наблюдения и рисунки, с помощью которых определяют творческую направленность той или иной личности (рисунок).

Найдите живой образ

Наблюдение за исследуемой личностью можно проводить систематически, используя для этого специально подготовленные бланки, в которых отражены основные признаки творческого развития личности конкретного ребёнка или подростка. Педагогу следует помнить, что у творчески одарённых детей могут возникать различные социальные проблемы, которые необходимо преодолеть, но при этом он не должен потерять основные творческие качества, для этого необходимо создать такие условия, в которых талантливый ребёнок не ощущал бы себя отверженным и не поднимал бы себя на пьедестал величия.

Наиболее достоверным будет бланк наблюдений, в котором указаны несколько конкретных характерных признаков творческих детей и подростков. В этом случае лучше всего обратиться к работам Л. Холлингуорт и Джона Уитмора, которые раскрывают и дают подробные объяснения социальным проблемам, присущим творчески одарённым детям.

Следовательно, педагог, работающий с творческими детьми, должен акцентировать свое внимание на развитии следующих личностных качеств детей и подростков, таких как «Я – концепция», самооценка, мотивация деятельности, поскольку именно они оказывают эффективное влияние на формирование одаренности.

Особенности развития творческой направленности личности отражены в рекомендациях специалистов-профессионалов, например:

– в «Критериальной характеристике творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности, разработанной Л.Н. Дроздиковой»;

– в «Классификации творческих способностей по А.И. Луку»;

– в «Модели творческого интеллекта по Дж. Гилфорду»;

– в «Характеристике творческого поведения по Д. Лефбриджу»;

– в «Критериальных Признаках высокого творческого потенциала у детей в раннем детстве по К. Тэкэксу»;

– в «Уровнях творческого поведения по Л. Кохену»;

– в «Определении Творческих способностей Х. Зиверта».

В качестве примера можно воспользоваться диагностикой, предлагаемой И.В. Хромовой, М.С. Коганом и др. (таблица).

Источник

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности

Для выявления у обучающихся способностей к интеллектуальной и творческой деятельности, а также приобретения дополнительных знаний по географии и всестороннего развития использую современные педагогические технологии. В соответствии с нижеперечисленными технологиями на уроках и во внеурочное время по географии появляется возможность выявить способность к исследовательской деятельности, рефлексии и самоанализу, развитие интереса, общего кругозора, интеллекта, творческой активности, умение работать с информацией.

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

1. Педагогические наблюдения за активностью обучающихся на уроке, логикой их ответов. Метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных (по А.И.Савенкову).

2. Дифференцированное обучение, целью которого является создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей. Дифференцированный контроль знаний, организация контрольно-оценочной деятельности на уроке для представления о восприятии и осмыслении учащимися изучаемого материала, их сообразительности, самостоятельности, памяти, учебных склонностях, интересах и способностях. Ученики усваивают знания программного материала на различных уровнях не ниже обязательного.

3. Проблемное обучение, основой которого является частично-поисковые и практические методы на всех этапах урока решения познавательных задач в географии, опорного конспекта. Данная методика нацелена на интеллектуальное развитие и повышение мотивации (по Л.С. Выготскому).

4. Игровое обучение д ля ребенка – увлекательное занятие. Этим-то оно и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.

5. Информационно-коммуникационная технология — способствует развитию интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей, самостоятельности. Создает принципиально новые возможности получения человеком знаний, позволяет сделать занятия интересными и наглядными. Активизация учебно-познавательной деятельности, творческих способностей обучающихся на уроках с применением проектной деятельности.

6. Диагностика знаний, умений и навыков обучающихся на уроках для объективного подхода к оцениванию и своевременного предупреждения неуспеваемости.

7. Методика исследования внеурочной деятельности с целью формирования познавательного интереса школьников к предмету, углубленному изучению материала и развития творческих способностей (по Д.В. Григорьеву и П.В. Степанову).

8. Формирование умений и способностей анализировать ситуацию и принимать обдуманные решения, выдвигать идеи, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей.

2. Дифференцированные задания, разноуровневые задания (задания облегченные, задания, отвечающие требованиям государственного стандарта, сверхстандартные задания повышенной сложности), а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся, дополнительные задания, тестирование (интерактивные тесты), проверка домашних работ, зачет, контрольная работа, лабораторные и практические работы, индивидуальный опрос.

3. Решение проблемных ситуаций и задач, участие в поисковых экспериментах и исследовательских работах. Выполнение практических заданий на обобщение и сравнение, нахождение неоднозначных способов решения побуждает обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними, вызывает развитие поисковой деятельности у учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

Читайте также:  Какие есть способы складывания салфеток сервировки стола

4. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, викторина; уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, дискуссия, телемост, диалог, “живая газета”, устный журнал; уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, интервью, урок – путешествие.

5. Работа с интерактивной доской, виртуальные экскурсии, уроки-презентации, видео-фрагменты, выделение ключевых моментов темы, самостоятельная подготовка заданий-проектов, рефератов, сообщений (по темам: « Глобус — удивительное изобретение »; «С чем связано потепление климата? »; « Ст ихийные явления» и др. ). Обучающиеся работают с разными источниками: энциклопедиями, книгами, берут информацию из журналов и газет, то есть учатся самостоятельно добывать нужную информацию и анализируют свою деятельность. Анализ рефлексивной деятельности выявил, что в большинстве случаев у обучающихся повышается мотивация к изучению дисциплины, интерес к предмету, уровень самоподготовки, формируется критическое мышление и творческая активность.

6. Листы наблюдения «Уровень усвоения новых знаний по пройденным темам», листы УУД, беседы, при которых развиваются коммуникативные способности: представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге, умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, способность соотносить свои устремления с интересами других людей.

7. Индивидуальные занятия, внеурочные мероприятия, тренинги, кружки, факультативы. Участие в научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных, эвристических, дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах, турнирах, проектах и играх. С вязь с учебой: знания, которые дети получили на уроках, закрепляются во внеурочной деятельности, а опыт, приобретенный во внеурочной деятельности, находит практическое применение в учебе.

8. Эвристическая беседа (учащиеся сами «делают открытия»), коллективный диалог, деловые игры, решение задач и практическое применение анализа, что позволяет планировать свою деятельность, оценивать свои результаты, делать аргументированные выводы.

Главными приемами считаю:

Приемы критического мышления, решение проблемных задач, составление таблиц, схем, опорных конспектов, ключевых слов, формирование географических понятий. Использование этих приемов позволяет перевести ученика из пассивного объекта обучения к деятельной личности.

Знание географических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому уделяю большое внимание их осознанному формированию. Для этого использую следующие приемы:

А) закрытые задания, в которых ученик выбирает 1 или несколько правильных ответов из предложенных 4-5 вариантов. При этом каждый альтернативный ответ должен быть правдоподобным, основанным на типичных ошибках учащихся.

Б) задания на соответствие (установление соответствия между понятием-термином и его содержанием).

В) задания на установление правильной последовательности (стадии развития, процессы)

Г) задания, в которых ответ конструирует сам ученик (вставьте пропущенные термины)

Д) задания с исключением лишнего понятия (из 4-5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню и объяснить свой выбор)

Е) задания на выявление общих закономерностей;

Ж) терминологический диктант, где учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию – сформулировать определение и записать его или задать вопрос, если осуществляется устный опрос.

З) задания на поиск и исправления географических ошибок. Данный прием состоит в том, что учащимся предлагается текст, содержащий ошибки и предлагается их исправить.

Выполняя эти задания, ученики не только применяют полученные на уроках знания в новых условиях, но и используют свой жизненный опыт.

И) задания на определения верного и неверного суждения (блеф-клуб)

В работе с учащимися на уроке использую проблемно-поисковый метод обучения.

Основой метода является создание проблемных ситуаций, которые включают эмоциональную, поисковую и волевую стороны. Мышление начинается с проблемы (вопроса, удивления, противоречия), разрешение которой ведет к мыслительному процессу.

Формируя «учебную проблему» на уроке, задаю вопрос, для ответа на который не хватает знаний у учеников. С таким вопросом обращаюсь к классу до объяснения материала и, выслушав гипотезы учеников, мы вместе разрешаем проблемную ситуацию методом проблемного изложения и активного поиска информации учащимися, побуждая при этом учащихся к активной познавательной деятельности. Дети самостоятельно формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответ, ставят цели и задачи урока, прошу ребят поставить собственную цель, имеющую практическую направленность изучаемого материала.

Используя этот прием стараюсь вовремя и ненавязчиво направить мыслительную деятельность школьников в нужное русло, осуществить гибкий переход от коллективного обсуждения проблемной ситуации к достаточно длительному индивидуальному выступлению учащегося, подвести к поиску путей научного решения вопроса, логическому анализу ситуации.

Учащиеся свободно высказывают и внимательно слушают мнения своих сверстников, решают проблемные задачи, добывают часть новых знаний в процессе спора, коллективных размышлений, опираясь на свои знания.

Интерес учащихся определяется увлекательностью самого поиска материала и необходимостью, в целях выяснения истины, сопоставлять, анализировать факты.

Рассматривая обучение ребенка в школе как подготовку его к жизни в обществе, считаю необходимым сформировать у него способы организации деятельности, которые позволят ему в дальнейшем учиться самостоятельно, осознанно двигаться к намеченной образовательной цепи. Большую роль в достижении этой цели играет умение учителя организовать самостоятельную работу с текстом учебника, дополнительной литературой, справочниками.

При изучении нового материала и при проверке знаний учащихся вовлекаю ребят в работу по составлению и использованию опорно-схематических конспектов, таблиц, ключевых слов. Работа с трансформацией текста, сопряжена с мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения, выделения главных, существенных мыслей, установление внутренних связей между понятиями, что, на мой взгляд, активизирует логическое мышление у всех учащихся, учит точному и образному изложению мыслей. С этой целью учащимся предлагаю различные творческие задания.

Таким образом, учащиеся расширяют свой кругозор, каждое географическое явление рассматривается во взаимосвязи с другими, устанавливаются причинно-следственные связи, показывают практическую направленность изучаемого.

• Особенно ярко проявляется самостоятельная работа учащихся на групповых занятиях, учащиеся включаются в совместную деятельность, в ходе которой происходит раздел функций между учениками, достигается их позитивная взаимосвязь, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.

Читайте также:  Способы добычи разведывательных сведений разведывательным дозором

• Работа в группе направлена на самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации.

• Самостоятельное решение творческих задач, а не простое сообщение знаний, как неоспоримых истин.

• Уважительное отношение к мнению другого.

• Ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации (слово, предмет, текст, рисунок и т.д.).

Устанавливаются правила работы в группах:

• Количество заданий по изучению нового материала должно быть равно количеству учащихся в группе.

• В течение года ученик выполняет разные виды заданий.

• В групповые задания включаются репродуктивные и творческие задания.

• Устанавливается время на оформление ответа группы.

Таким образом, характерными для групповой деятельности считаю следующие признаки:

1. Положительная взаимосвязь участников

2. Личная отчетность каждого о проделанной работе

3. Одновременное взаимодействие участников

4. Равноправное участие каждого в работе группы

5. Отчетность групп

6. Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ)

Определение размера групп зависит от ряда условий. Чаще всего создаю небольшие группы из учеников, обладающих разными способностями и знаниями. Предлагаю учащимся отметить инициативу, активность, вклад каждого в работу группы, проанализировать причины неудачи, продумать пути исправления недостатков в дальнейшей работе. Анализируется характер общения в группе, характер совместной деятельности, отмечается роль учащихся, поддерживающих диалогическое общение, сотрудничество.

Сегодня, в условиях реализации ФГОС проектная деятельность является ведущей для развития творческих навыков учащихся на уроке биологии и во внеурочное время.

Под творческим проектом понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

При защите проектов использую разнообразные приемы усвоения материала учащимися: прошу заполнить кроссворд, выполнить тест, вставить пропущенные слова в предложенный текст, подписать немой рисунок, дорисовать схему, составить сравнительную таблицу, решить задачу, составить синквейн и тд.

Учебного времени, отведенного учебным планом на изучение той или иной темы, бывает не всегда достаточно, поэтому говорить о возможности формирования информационной культуры учащегося на аудиторных занятиях не приходится. Для этого необходимо вовлекать учащегося во внеурочную деятельность, направлять эту деятельность на самообучение, саморазвитие, самовоспитание, на формирование своей информационной культуры.

Географические знания – это компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не все мои ученики станут географами, но каждому придется принимать участие в решении проблем нашей планеты. Ведь, наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. И главная функция науки – исследование. Мои учащиеся активно включаются в исследовательскую деятельность.

Мною разработаны программы элективных курсов для учащихся 5—8 классов:

1. «Школа географа-следопыта» 5 класс.

2. «Школа географа-следопыта» 6 класс.

3. «Школа географа путешественника» « По странам и континентам» 7 класс

4. «Школа географа – исследователя» « По просторам России» 8 класс

Мои ученики работают над исследовательским проектом, где каждый ребенок имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. В ходе работы над исследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Учащиеся, посещающие элективные курсы, мотивированы на предмет, активно участвуют в проведении и организации внеклассных мероприятий по географии.

Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности — процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. Таланты каждого ребенка можно развивать, но для этого необходимы стимулы:

5. Обеспечение благоприятной атмосферы;

6. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;

7. Поощрение высказывания оригинальных идей;

8. Обеспечение возможности для практики;

9. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

10. Предоставления детям возможности активно задавать вопросы.

Применение в моей педагогической практике активных методов обучения позволило:

-разнообразить используемые формы обучения, способствующие развитию у учащихся интереса к биологическим знаниям.

-дифференцировать обучение, избавиться от ориентировки на «среднего» ученика.

-увеличить время на самостоятельную работу, что способствует сознательному обучению, прочности усвоения знаний, развитию стремления учащихся к самообразованию и творческой реализации.

Конечная цель моей работы — получение прочных знаний, применение их на практике, успешная сдача государственных экзаменов, продолжение обучения учащихся в других учебных заведениях .Самым главным, на мой взгляд, является тот факт, что дети с увлечением изучают географию, применяют полученные знания в повседневной жизни, способны видеть красоту окружающего мира, понимать взаимосвязи и закономерности природы, а значит жить в ладу с собой и окружающим миром.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы