Способы выявления способных детей

Программа «Выявление и развитие способных детей в условиях дошкольного учреждения»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому увидеть проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
vyyavlenie_i_razvitie_sposobnyh_detey.docx 18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57 ОАО «РЖД»

«Выявление и развитие способных детей в условиях дошкольного учреждения»

Составитель: Климёнова Л.Э.

  • рабочей программе по развитию способностей детей дошкольного возраста

« Выявление и развитие способных детей в условиях дошкольного учреждения»

  • последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому увидеть проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

  1. Выявление одарённых детей.
  2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
  • знакомство воспитателя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
  • проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих воспитанникам проявить свои возможности;
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, воспитателем, через самостоятельную работу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.
  1. Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации работы с одаренными детьми.
  1. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
  1. Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми.
  1. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
  1. Повышение качественных показателей воспитательно-образовательного процесса воспитанников.
  1. Осуществление преемственности в работе школы и детского сада по работе с одаренными детьми.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ВОСПИТАННИКАМИ

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательские проекты.

ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

  1. Занятия в кружке
  2. Участие в конкурсе
  3. Проектная деятельность
  4. Вовлечение в коллективную деятельность
  5. Работа с родителями.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок реализации рабочей программы два года 2017-2018 год, 2018-2019 год.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

I этап – диагностико – организационный (2017 – 2018)

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.

  • Изучение нормативной базы;
  • Разработка программы работы с одаренными детьми;
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
  • Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми (специалисты ДОУ, педагоги старших и подготовительных групп)
  1. ЭТАП – реализационный (2018 – 2019)

Апробация системы работы с одаренными воспитанниками.

  • Диагностика склонностей воспитанников.
  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий (тематические недели, интеллектуальные викторины, мастер-классы, тренинги), праздников.
  • Формирование методической копилки детского сада по работе с одаренными детьми.
  • Повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми.
  • Использование условий ДОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии.
  • Создание индивидуальной карты развития личности ребенка в ДОУ.
  1. ЭТАП – аналитический (2018 – 2019)

Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.

  • Анализ итогов реализации программы.
  • Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду.
  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
  • Обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации программы.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

«Выявление и развитие способных детей в условиях дошкольного учреждения»

  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в областях, к которым у них есть способности.
  • Создание банка данных одаренных детей детского сада, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
  • Внедрение в образовательное пространство детского сада альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития; Создание Карты развития ребенка-дошкольника;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
  • Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка о создании условий для выявления и развития способностей детей к различным видам деятельности

Инновационный педагогический проект «Влияние и развитие одарённых детей в условиях дошкольного учреждения»

Цель проекта: обеспечение условий для выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения, как в учебной, так и в нерегламентированной деятельности.

Программа «Выявление и развитие способностей воспитанников дошкольного учреждения «

Качественный скачок в развитии новых технологий привел к востребованности человека, способного нестандартно решать новые проблемы, вносить но.

Способы выявления и развития способностей детей дошкольного возраста.

Программа «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста»

Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста в условия ДОУ.

Перспективный план работы в рамках реализации Программы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Одарешка».

Перспективный план работы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста. В приложениях к плану представлена методика проведения исследований по выявлению способностей ребен.

Рабочая программа «Выявление и развитие способностей воспитанников дошкольного учреждения»

Рабочая программа «Выявление и развитие способностей воспитанников дошкольного учреждения&raquo.

Источник

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Каждый малыш рождается с определенными способностями, которые необходимо постоянно улучшать. А учитывая, что дошкольное учреждение — это первый социальный институт ребенка, именно ему принадлежит основная роль в этом развитии. ФГОС ДО определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников.

Для организации работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к различным видам деятельности составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие между собой разделы педагогической работы.

На первоначальном этапе, с целью информационного обеспечения образовательного процесса, был создан банк методической литературы, который обеспечил педагогов ДОУ необходимой теоретической информацией, которая помогает в выявлении и развитии у воспитанников к различным видам деятельности.

Совместно с педагогами ДОУ созданы условия в группах, музыкальном и спортивном залах, арт-студии для развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности, что способствует выявлению способностей у наших воспитанников. На педагогических советах, семинарах-практикумах, мастер-классах и других методических мероприятиях повышается педагогическая компетентность педагогов ДОУ по данной теме.

Совместно с педагогами планируется проведение мероприятий, которые способствуют выявлению и развитию у воспитанников ДОУ способностей к разным видам деятельности. Это всевозможные конкурсы рисунков, поделок из различного материала, спортивные соревнования, конкурсы чтецов и др. Эти мероприятия проводятся совместно с родителями, которые являются нашими партнерами в воспитании и обучении своих детей.

Кроме того, были составлены схемы наблюдений за детьми в различных видах деятельности; подобраны анкеты, опросники для родителей, воспитателей, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя.

На этапе мониторинга предметно — пространственной развивающей среды в ДОУ для выявления у детей различного вида способностей было выявлено, что в группах имеются центры и уголки для интеллектуального, познавательного, физического развития, исследовательской, экспериментальной деятельности. Тем не менее, перед педагогами была поставлена задача по обновлению и обогащению развивающей среду интересным оборудованием, новыми дидактическими играми, опытным материалом и красочными игровыми пособиями.

Нужно отметить, что качественному изменению группового пространства, направленного на создание условий для работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к различным видам деятельности, послужило участие старшего воспитателя и всего педагогического коллектива в обогащении пространственной предметно-развивающей среды в ДОУ.

Для активизации педагогов использовалась такая форма работы как конкурсное движение, которое не только мотивировало всех участников на творческую работу, но и позволило получить красочные, интересные, развивающие уголки не только в группах, но и в музыкально-спортивном зале.

Так ежегодно в рамках реализации годовых задач ДОУ обязательно ставятся задачи о совершенствовании работы по созданию условий для самореализации способностей и воспитанию гармоничной личности ребёнка в различных видах деятельности.

На сегодняшний день педагогами дошкольного учреждения изучены и внедряются разнообразные педагогические технологии по работе с детьми для выявления и развития способностей, что позволяет решить задачу по обновлению образовательного процесса, согласно требованиям ФГОС ДО.

Методы диагностики по выявлению одарённых детей

Система работы с одарёнными детьми, включает в себя основные направления, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

  1. создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одарённых детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
  2. работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);
  3. работа с родителями (беседы, анкетирование).

Для поиска и отбора одарённых дошкольников используется поэтапная стратегия диагностики. На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одарённости с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одарённости. На втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты). Для оценки специальных способностей (музыкальных, математических, художественных и др.) дошкольников используются экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей. Диагностировать каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одарённость и т.д.) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, родителями.

Диагностика по выявлению одарённых детей включает:

  1. Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности.
  2. Выявление предпосылок общей одарённости.
  3. Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка.

Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёхбалльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым , предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методика выполняет две функции:

  1. Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.
  2. Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е.Е. Туник , состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчёты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.

Источник

Читайте также:  Что такое гидрометаллургия какие металлы получают этим способом
Оцените статью
Разные способы