Способы выявления рисковых событий

Как провести анализ рисков бизнеса?

Каждый бизнес встречается с рисками, которые иногда приводят к серьезным потерям. Все предусмотреть нельзя, но большинство угроз реально спрогнозировать и подготовить способы решения. Мы узнали у предпринимателей, как анализ рисков помогает остаться на плаву.

Содержание статьи

Что такое анализ рисков бизнеса

Если говорить просто, то это план действий для кризисных моментов. Риски прописывают на этапе запуска в бизнес-плане или инвестиционном проекте. На основе анализа рассчитывают финансовую модель, потому что угрозы влияют на окупаемость.

Риски учитывают и в работающем бизнесе. Например, предприниматель открыл ларек с шаурмой в марте 2020 года, а уже в апреле произошел локдаун. Кухню не подготовили к работе на доставку, посетителей принимать нельзя, и бизнес встал. По идее даже такую ситуацию нужно предвидеть, чтобы избежать проблем.

Аналитик компании 3DAnalytics Денис Загребиль считает, что в пандемию обострились регуляторные риски:

«Сегодня актуальны регуляторные риски. Как пример — введение штрафов за несоблюдение требований карантина; открытие/закрытие туристических направлений. Конечно, риски зависят от вида деятельности. В моей практике риски часто встречаются в финансовой деятельности (банки, страхование, инвестиции), информационной безопасности, экологической безопасности»

В риск-анализе прописывают 4 основных параметра:

  • Вероятность. Возникновение пандемии спрогнозировать маловероятно, а вот штрафы контролирующих органов в общепите случаются не так уж и редко.
  • Степень воздействия. Здесь прогнозируют потери бизнеса от возникновения рисков. МЧС может оштрафовать, а Роспотребнадзор закрыть точку до устранения недоработок. Нужно посчитать, сколько денег теряет компания в этом случае.
  • Ответственный. Этот человек предотвращает риски или минимизирует последствия.
  • Бюджет. Риски — это всегда затраты, и лучше продумать заранее, как компенсировать потери.

Какие риски бывают в бизнесе

У каждого бизнеса свой круг рисков, поэтому лучше открывать дело в сфере, в которой разбираетесь. Так проще определить круг потенциальных угроз. Но обычно выделяют 6 типов рисков.

Внутренние

Эти угрозы появляются от действий руководства или сотрудников. Например, компания дала таргетированную рекламу в соцсетях. Клиенты начали задавать вопросы в личных сообщениях, а менеджер односложно отвечает, не выводит на диалог, не задает вопросы. В итоге реклама привела потенциальных покупателей, но по вине сотрудника продажи не состоялись.

Производственные

На производстве происходит брак из-за человеческого фактора или некачественного сырья. Или завод встал из-за аварии на подстанции, а оборудование вышло из строя.

Финансовые

Это все, что связано с деньгами. Например, компания отправила продукты в розничные магазины, а те не расплатились в срок. Или предприниматель потратил деньги поставщиков на покупку машины, а у него не осталось средств, чтобы расплатиться по обязательствам.

Страховые

Есть случаи, которые можно заранее предусмотреть и застраховать: пожар или воровство оборудования. Бизнес несет затраты на страховку, но если риски произойдут, то предприниматели получат компенсацию.

Коммерческие

Эти угрозы влияют на реализацию товаров или услуг. Например, магазин одежды столкнулся с тем, что клиенты предпочитают покупать в интернете. Или веб-студия не находит клиентов, потому что конкуренты делают сайты дешевле.

Внешние

На эти условия предприниматель не может повлиять: изменения в законодательстве, пандемия или нововведения в налоговой системе. На последнем стоит остановиться чуть подробнее. В 2021 году предприниматели столкнулись с тем, что государство отменило режим ЕНВД, а взамен предложило измененный патент. Но, как правило, патент в регионах обходится дороже, чем «вмененка». И это несмотря на то что власти разрешили уменьшать стоимость на сумму страховых взносов.

В ФНС стали строже следить за предпринимателями и обоснованностью сделок. С 2021 года налоговики изменили алгоритмы проверки 6-НДФЛ, чтобы видеть предпринимателей, которые платят меньше средней зарплаты по отрасли. То есть если сотрудники получают небольшую официальную зарплату, то ФНС может прислать требование с просьбой указать причины.

Основатель «Школы Профессионального Владельца бизнеса» Оксана Дажун считает, что предприниматели должны обращать пристальное внимание на налоговые риски:

«Важно отслеживать в налоговом контроле результаты и планы ФНС. Изучите, как выбирают компании для плановой проверки, как проводить оптимизацию налогов, как работают суды и чего ждать бизнесу от налогового администрирования. Для этого хотя бы раз в год полезно посещать тренинги, семинары, где расскажут о нововведениях и о судебной практике.

По результатам СВОТ-анализа составить список рисков, угроз, возможностей и сильных сторон бизнеса:

  • Сформулировать проблему — то, что может быть эффективно.
  • Сформулировать риск — то, что может случиться, если ничего не делать.
  • Сформулировать цель — до какого состояния мы хотим и можем снизить риск.
  • Сформулировать мероприятия по управлению рисками — что мы будем делать.
  • Назначить ответственного за каждый риск.
  • Установить конечные и контрольные сроки воздействия на риск.
  • Коллегиально установить вероятность наступления риска по 10-балльной шкале.
  • Коллегиально установить глубину последствий риска по 10-балльной шкале.
  • Определить степень риска и категорию реагирования.
  • Внести мероприятия в общий стратегический план мероприятий, индивидуальные СМАРТ-задачи»
Читайте также:  Фонтанный способ добычи нефти газа

Денис Загребиль считает, что риски у каждого бизнеса разные, но некоторые встречаются чаще:

«Риски зависят от этапа развития бизнеса или компании. Но основными я считаю некачественное оказание услуг, недобросовестных поставщиков и сотрудников, переоценку рыночных возможностей. В целом, на мой взгляд, управленческие решения часто принимаются без тщательного анализа рисков бизнеса, ситуационно или на основании опыта»

Как оценивать риски в бизнесе?

Для этого нужно погрузиться в бизнес-процессы и понять слабые места. Учебники по бизнесу выделяют 5 основных методов проведения риск-анализа.

Качественная оценка

Это таблица, где риски распределяют по степени возникновения:

После этого прописывают, как компания реагирует на каждый из рисков. Например, предприниматели заранее знали про отмену ЕНВД. Соответственно, за год до этого продумывали действия для бизнеса: выбор системы налогообложения, сокращение издержек, смена торговых точек.

Руководитель компании «Понимай Франчайзинг» Олег Шатилов проводит качественную оценку перед каждым запуском франшизы:

«Компания предлагает партнерам известность бренда, которая создает поток входящих клиентов. Но это касается первичного привлечения, а должны работать и процессы, направленные на сопровождение и удержание (crm и технологии обучения). И если эти процессы не работают, то франшиза не привлечет новых партнеров. Они узнают, что работа плохо выстроена, и пройдут мимо»

Метод аналогий

Это сравнение рисков на базе реализованных проектов такой же тематики. Пилорама запускает производство пеллетов, а коммерческий директор работал на таком заводе в прошлом. Он расскажет, с какими рисками столкнется пилорама и как их избежать. Для этого метода пригодятся сторонние эксперты, которые запускали такие проекты и знают подводные камни.

Коммерческий директор предприятия «Люкшудьинский леспромхоз» Александр Труфанов считает, что общение с конкурентами помогает понять будущие проблемы:

«Мы решили запустить производство фанеры. Мы всегда в диалоге с другими предприятиями и знаем, что главная трудность — поиск сырья. Но у нас собственное сырье, и риски другие. Например, трудно найти работников. В нашей местности просто некому работать. Но скоро рядом построят жилой комплекс, и мы планируем привлекать персонал из этих домов. Поэтому новое производство запустим после окончания стройки»

Контрольные списки источников рисков

Когда компания развивается, она накапливает опыт ошибок и проблем. Руководители заранее знают, с чем столкнутся на определенных этапах масштабирования. Например, пиццерия продает франшизу в разные города, и контрольный список поможет заранее понять опасности. Составляйте чек-лист проблем, который пополняется с каждым новым проектом.

Метод рейтинговых оценок

Это способ, когда ставят рискам оценки по пятибалльной или десятибалльной системе. Если государство собирается ужесточить наказание в области налогов, то риску ставят оценку 5. Значит, в ближайшее время придется вместе с бухгалтером оптимизировать налоги и учет, чтобы не привлекать внимание ФНС. Если у производства 3 постоянных поставщика и 2 в запасе, то угроза остановки не грозит. Этому риску ставят оценку 1 и не принимают срочных решений.

Метод экспертных оценок

Для этого метода привлекают сторонних экспертов: аналитиков, юристов, технологов. Выбор зависит от направления бизнеса. Каждый эксперт делает анализ рисков бизнеса по своей деятельности и определяет влияние на развитие проекта.

Если говорить про малый бизнес, то не всегда предприниматели проводят риск-анализ по методикам. Часто это происходит по наитию и на основе опыта. Денис Загребиль считает, что этот подход не совсем верен:

«Сложность использования метода в необходимости привлекать нескольких экспертов из разных областей или одного, но с широкой экспертизой.
Для оценки рисков в связи с выходом на новые рынки необходимо знать требования местного законодательства к качеству продукции (юристы), конкурентную среду, каналы продвижения, ценообразование (маркетолог, аналитик), квалификацию персонала в стране. Неоспоримый плюс привлечения экспертов — возможность комплексной оценки рисков. Минус же в том, что зачастую требуется участие нескольких экспертов по одинаковым вопросам»

А эксперт по франчайзингу Евгений Талдыкин считает, что с риск-анализом справится руководитель и сотрудники:

«Я был директором по франчайзингу сети парикмахерских. Обедал с сотрудниками и задавал вопросы: что будет, если завтра упадут продажи в 10 раз? Или из-за чего от нас отвернутся потенциальные партнеры? Сотрудникам нравилось доверие, и они активно отвечали на вопросы. А уже из ответов рождались решения. Например, в один момент мы поняли, что у нас много партнеров, менеджеры не в состоянии каждый день поддерживать общение со всеми. В чатах повисли десятки неотвеченных сообщений, а это угроза, что люди откажутся от сотрудничества и расскажут другим. А что будет, когда количество партнеров еще увеличится? Стали работать над проблемой и внедрили чат-бота, который отслеживал чаты с неотвеченными сообщениями, чтобы менеджеры в Отделе сопровождения вовремя отвечали. В целом сессии по анализу рисков бизнеса давали идеи для автоматизации, изменения процессов, увольнения или приема персонала»

Как запустить процесс анализа бизнес-рисков

Определить риски для бизнеса не так сложно. Не стоит бояться научных названий и думать, что без специалистов не обойтись. Конечно, в некоторых случаях нужны эксперты, но основную работу проводят руководители и сотрудники компании.

Читайте также:  Способы временного закрепления конструкций

  • Определите внутренние риски. У бизнеса есть цели и задачи. Выясните, что мешает выполнению плана на каждом этапе.
  • Сделайте базу рисков компании. Пропишите информацию про все риски, которые угрожают развитию. Распределите их по уровню опасности.
  • Назначьте ответственных. Руководитель не сможет контролировать все опасности. Поэтому делегируйте задачи сотрудникам, они на своем участке будут следить, чтобы риски не нанесли урон бизнесу.
  • Решите, как управлять рисками. Ответственные должны знать, на что обращать внимание при работе с рисками: как уменьшить опасность и что делать при возникновении.
  • Обновляйте базу рисков. Бизнес постоянно развивается и появляются новые опасности. Поэтому регулярно обновляйте базу данных, чтобы была полная картина опасностей и способов решений.

Пример таблицы для контроля бизнес-рисков

Оксана Дажун считает, что эффективный анализ рисков бизнеса прежде всего зависит от руководителя:

«Управлять умеют все, вплоть до кухарок, но по факту мало кто этому учится. Сейчас MBI подтягивают понимание и учат, как управлять, но, к сожалению, я до сих пор встречаю огромное количество директоров, которые используют интуитивный подходит в управлении. А интуитивных подход — это, как правило, реактивный подход: есть проблема — есть реакция, нет проблемы — нет реакции. В таких случаях риски всегда наступают и бьют очень больно. Главная задача — перейти с реактивного управления на системный подход. Это значит, что нужно научиться предугадывать наступление рисков и выстроить хорошую систему мониторинга»

Анализ рисков бизнеса помогает предпринимателям подготовиться к возникновению проблем. Если подходить к этому системно, то у бизнеса появится защита от неожиданных потерь.

Источник

Способы выявления рисковых событий

В современных условиях используют различные методы выявления рисков. Часть из них основывается на количественном подходе, а часть на качественном. Одни основываются на детальном анализе, а другие на укрупненном. Однако все методы имеют общую цель – выявить и описать существующие в организации риски. Эффективнее использовать одновременно несколько методов, так как это позволит получить более достоверную информацию для дальнейшей оценки риска. Также следует учитывать экономическую эффективность применяемых методов. [1]

В процессе выявления риска мы получаем информацию об объекте – носителе риска. Эта информация должна соответствовать следующим принципам:

  • Полнота. Так как использование неполной информации может привести к финансовым и другим потерям;
  • Достоверность. Вся информация, которая используется для выявления риска, должна быть достоверна;
  • Непрерывность. В связи с постоянно изменяющейся ситуацией возникают новые риски, которые нужно своевременно обнаруживать и анализировать.

Для получения полной, достоверной, непрерывной информации необходимы дополнительные финансовые и временные затраты. Поэтому при выборе подхода по выявлению риска, необходимо его экономическое обоснование, в котором затраты на выявление рисков не превышали бы ущерба от них [2].

Для получения информации используют следующие основные методы:

  • стандартизированный опросный лист;
  • консультация со специалистами, работающими как внутри организации, так и за ее пределами;
  • финансовые документы;
  • диаграмму организационной структуры;
  • собеседование с ключевым персоналом;
  • персональные инспекционные посещения производственных подразделений;
  • карты потоков, отражающие технологические потоки производственных процессов.

В практике чаще всего используются стандартизированные опросные листы. Существуют два типа опросных листов: стандартизированный и специализированный. В стандартизированном опросном листе содержатся вопросы общего характера, подходящие для всех типов производств. Это является одновременно и положительной и отрицательной стороной. В специализированные опросные листы входят вопросы, относящиеся к конкретным видам деятельности с учетом их особенностей и детализации отдельных положений. В стандартизированном опросном листе обычно сдержатся около 500 вопросов. К преимуществу данного метода относится то, что при грамотном составлении вопроса, на них может ответить любой человек, независимо от его опыта в области выявления риска. К недостатку данного метода можно отнести то, что они не стимулируют респондентов выявлять характерные для их подразделения особенности рисков, выходящие за рамки поставленных вопросов.

Читайте также:  Как посадить морковь способы

Для достижения более досконального анализа рисков при отсутствии в организации соответствующих специалистов необходимо пригласить экспертов в области анализа и оценки рисков, а также можно обратиться за помощью в специализированные компании.

Хочется отметить, что немаловажное значение при выявлении рисков занимают финансовые документы, так как в них фиксируются все действия, приведшие к убыткам. К финансовым документам предприятия относятся:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • данные об учете основных средств;
  • данные других форм бухгалтерской отчетности.

Главными из них являются бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Анализ этих документов позволяет получить информацию о финансовой устойчивости организации [2].

Для анализа особенностей структуры предприятия и вытекающих из этого рисков, целесообразно использовать метод структурных диаграмм. Данные полученные при этом методе используются для оценки внутренних предпринимательских и коммерческих рисков. Тип структурных диаграмм зависит от :

  • размера предприятия;
  • вида управления;
  • организационно-правовой форм предприятия;
  • принципа разделения полномочий и обязанностей на предприятии.

Для крупного предприятия эффективнее составить базисную диаграмму для всего предприятия в целом, а потом строить диаграммы для подразделений, отделов и служб.

Для выявления рисков связанных с материально-техническим обеспечением подразделения, торгово-технологическим процессом реализации товаров и услуг необходимо проводить беседы с ключевым персоналом. Этот метод дает возможность оценки риска в динамике и выработку прогноза на перспективу. Но эти оценки являются субъективными и зависят от отношения человека к риску [1].

Следующий метод выявления риска – карты потоков, отражающие технологические потоки производственных процессов. Этот метод используется для выявления основных элементов (узлов) производственного процесса, от которых зависит его надежность и устойчивость. При нарушении режима элементов и выходе их из строя происходит прерывание всего производственного процесса или возникают критические аварийные ситуации. При этом процесс, зафиксированный в конкретной карте, может охватывать какой-то один вид деятельности организации, все внутренние производственные процессы или отдельную технологическую цепочку.

Все перечисленные выше методы удобны тем, что получить их можно используя современные средства связи. Но есть вероятность, что при использовании этих методов некоторые моменты окажутся неясными и возникнут дополнительные вопросы. Кроме того некоторые факты могли быть упущены. В связи с этим возникает необходимость получения дополнительной информации и проверки на местах ее достоверности. В этом случае используется метод инспекционных поездок. Эффективность этого метода зависит от квалификации специалистов, которые осуществляют этот метод. Инспекции дают возможность выявить и уточнить отдельные нюансы разрабатываемой программы управления риском, оценить возможные затраты на управление на данном предприятии, и дать рекомендации по регулированию уровня риска. При проведении этого метода необходимо четко определить перечень задач, которые должны быть решены. После определения задач следует составить программу посещения предприятия. Следует построить некую логическую схему выявления рисков таким образом, чтобы свести к минимуму возможность упустить что-либо существенное. Существует несколько способов для достижения этого. Например, подготовка для каждого из объектов специальных карт с перечнем вопросов, которые следует уточнить. Также инспекции могут быть неожиданными и заблаговременно извещенными. При неожиданной инспекции можно выявить реальные отклонения от планового течения технологического процесса или имеющие место нарушения правил безопасности. При заблаговременном извещении сотрудники к моменту начала инспекции уже обладают необходимой информацией, что существенно сокращает затраты времени [3].

При осуществлении деятельности по выявлению рисков, необходимо учитывать, что эта работа позволяет идентифицировать риски в каждой из имеющихся альтернатив только на конкретный промежуток времени, и полученная информация уже в ближайшем будущем будет применима не в полном объеме, поскольку ситуация изменчива, постоянно возникают и исчезают те или иные виды рисков.

Главным на данный момент времени является умение своевременно обнаруживать и предвидеть риски, а также уменьшение негативных последствий до минимума.

Источник

Оцените статью
Разные способы