Способы выявления проблем для проекта

Способы выявления проблем для проекта

  • что не так
  • почему не так и
  • и что будет, если сделать как надо.
  1. Под проблемой понимается противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией, которое чаще всего выражается в отсутствии, недостатке чего-то, несоответствии одной части реальности, другой.
  2. Корректная формулировка проблемы исследования должна соответствовать требованиям:
  • должно быть конкретно указано на то, что в практической деятельности не соответствует идеальной ситуации, описанной в теории;
  • в формулировке проблемы должно быть указано на то, почему практическая деятельность не соответствует теории.
  • подмена проблемы вопросом: как мотивировать учащихся вести здоровый образ жизни?
  • подмена проблемы задачей: рассмотреть влияние компьютера на здоровье школьника.
  • подмена формулировки проблемы на область существования проблемы: существует проблема общения в сети Интернет.

Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

  • определение характеристик явлений, не изученных ранее;
  • выявление взаимосвязи неких явлений;
  • изучение развития явлений;
  • описание нового явления;
  • обобщение, выявление общих закономерностей;
  • создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами — традиционно употребляемыми в научной речи клише. Примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

  • выявить. ;
  • установить. ;
  • обосновать. ;
  • уточнить. ;
  • разработать. ;
  • показать. ;
  • исследовать. ;

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач . Предложим одно из определений понятия «задача».

Задача исследования — это выбор путей и средств для достижения цели в со ответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как:

  • выяснить. ;
  • изучить. ;
  • провести. ;
  • рассмотреть. ;
  • найти. ;
  • описать.

А теперь проверим, как ты усвоил этот материал.

Источник

Мастер класс «Способы выявления проблемы для проектной деятельности»

Выбранный для просмотра документ технол карта мастер-класса.doc

Технологическая карта мастер-класса

Педагог: Ткаченко Инна Олеговна, СЮТ

4. Цель мастер-класса: показать некоторые универсальные приемы для осуществления проектной деятельности.

5. Дидактические средства

для учителя : средства мультимедиа (мультипликационный ролик), проектор, компьютер

для участников наборы конструкторов « Lego Mindstorms NXT 2.0»., готовые модели

Оргмомент: организация рабочих мест учащихся, объяснение плана мастер-класса, способов подведения его итогов.

Уважаемые участники мастер-класса! Как я уже говорила в своей презентации , ведущим типом деятельности на занятиях является проектирование. Сегодня я вам покажу несколько способов выделения проблемы, оценки работ учащихся. Надеюсь, это будет полезно вам в вашей работе.

Распределяются в пары, организуют свое рабочее пространство,.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Цель: познакомиться с некоторыми приемами для осуществления проектной деятельности на занятии

Начиная работу по проекту первое затруднение, с которым мы сталкиваемся-это найти и выделить проблему.

Одним из способов является использование видео, в котором «спрятана» задача.

Пример: ролик «Катастрофа космического корабля», «Фиксики», «ДТП с превышением скорости».

Давайте в каждом случае попробуем сформулировать проблему и задачу, которая перед нами будет стоять. Поощряет жетонами за правильные ответы

какие еще мультимедийные ресурсы можно привлечь для формулировки проблемы?

Давайте подведем итоги: проведем подсчет жетонов. Я вам сейчас представила способ, который позволит оценить работу каждой группы на занятии(можно и индивидуально), повысить мотивацию.

Давайте отдадим один жетон или 2 соседней паре за их работу.Оба жетона себе оставлять нельзя.

Анализ представленной информации, выделение проблемы, отвечают и задают вопросы

Предлагают свои варианты

Проводят оценку работы своих товарищей с обоснованием.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других;.

умение вести конструктивный диалог;

Регулятивные: оценка, контроль, коррекция

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Проведение рефлексии своей деятельности на занятии

Итак, мы с вами поработали над выделением проблемы и попробовали несколько способов оценки работы учащихся на занятии.

Регулятивные: оценка, самооценка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-193266

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

Читайте также:  Силиконовые приманки способы крепления

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Проектная проблема: поиск, постановка, актуальность, способы решения»

Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района

МОУ «Новоигирменская СОШ №3»

Проектная проблема: поиск, постановка, актуальность, способы решения

Автор: Кроха Людмила

учитель русского языка

Как известно, метод проектов, возникший еще в середине Х I Х века (основоположник – американец Джон Дьюи), за всю историю своего существования претерпевал различное к себе отношение: от восторгов по поводу ценности метода как способа активизировать самостоятельную деятельность ребенка до отказа от метода в связи со снижением уровня общеобразовательной подготовки. Как бы там ни было, метод становится вновь актуальным в современном информационном обществе. Проектируют все и всё. Проектирование стало стилем жизни. В нормативных документах ФГОС ОСО среди формируемых личностных характеристик выпускника можно найти следующее: «готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность». Если вдуматься, вся наша жизнь и есть череда проектов, а значит, ребенка надо учить этому еще в рамках общего образования.

Однако внедрение метода проектов в школьную практику оказывается зачастую затруднительным. Можно сходу перечислить ряд причин этого: с проектами путают любую самостоятельную деятельность школьника, у учителей нет четкого представления о том, что такое проект и как работать над ним, и как следствие – такое же представление у обучающихся, наконец, проект – довольно большая и трудоемкая работа, не имеющая, на первый взгляд, ничего общего с образованием.

Новый вызов времени заставляет педагогов погрузиться в методологическую основу технологии, пройти этот путь вместе с обучающимися, занятыми в проектах. Не факт, что полное и ясное представление о методе возникнет даже после первого опыта руководства над проектами.

Трудности возникают сразу, на первом этапе – этапе поиска проблемы, решение которой и станет проектом. Как определить проблему? Как найти такую проблему, решение которой будет интересно для школьника? Можно ли считать, что верно найденная проблема обеспечит успешность будущего проекта? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в дальнейшем. Итак, актуальность рассмотрения проблемы проекта в том, правильно ли обучающийся «берет старт» в этом виде деятельности. Другими словами, верно ли то, что правильно выбранная проблема для проекта – начало будущего успеха.

В данной работе определена следующая цель: доказать важность первого этапа проектной деятельности – выбор и постановка проблемы проекта. К задачам работы относятся: 1) выявить, что такое проблема проекта, 2) определить, как выбрать проблему для решения и как сформулировать тему, 3) определить, как разработать способы решения проблемы и какова методика поиска решения проблемы.

II. Основная часть

Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяет ряд характерных особенностей этого метода обучения. Сейчас стало модным говорить, что проект – это 5 «П»: Проблема, Проектирование, Поиск информации, Продукт, Презентация. Каждый этап имеет свои особенности, однако сущность проекта в наличии проблемы, решить которую представляется важным и необходимым. Хорошо, если проект будет иметь личностно значимый для учащегося характер, тогда и мотивация будет высокой. Здесь будет уместен следующий пример. Ученица 9-го класса определила темой проекта следующую — «Идеал красоты в разные исторические эпохи» (направление – искусство). Какова же проблема? Честно говоря, мне, как руководителю проекта, это было сделать очень сложно. Ученица объяснила все очень просто: многие подростки сталкиваются с проблемой несоответствия своей внешности канонам времени. Девочка сама испытывала жесточайший дискомфорт от того, как она выглядит, это было для нее настоящей проблемой, сопряженной даже с психическим здоровьем. Способности ученицы к изобразительному творчеству, тема идеала в курсе «Искусство» натолкнули на решение проблемы через представление восприятия красоты в разные исторические эпохи. Безусловно, подготовка выставки рисунков, отражающих женскую красоту, комментирующая часть, подготовленные этой ученицей, станут решением ее личностной проблемы и проблемы многих, страдающих от «недостатков» своей внешности.

Читайте также:  Прокладка трубы бестраншейным способом

Проблема должна быть социально значимой. В идеале если проблема будет обозначена внешним заказчиком. Конечно, это практически невозможно, мало кто из внешних потенциальных заказчиков знает о том, что школьники могут выполнить любой социально значимый проект, для этого нужно время. Однако, в этом году и такой проект – от внешнего заказчика – мы осуществляем. Восьмиклассник, увлеченный обучением на фортепиано, попросил помочь ему в проекте, героем которого, по мнению ученика, должен стать его любимый композитор – Фредерик Шопен. А какой проект можно сделать? Заказ поступил из музыкальной школы, где обучается автор проекта: им нужен проект музыкального вечера, посвященный композитору. Так родилась тема проекта – «Сценарий музыкального вечера, посвященного творчеству великого Шопена».

В роли заказчика может выступить и любой учитель школы и сами учащиеся (как показано на примере выше). Если не говорить о внешнем заказчике, то идеальным будет заказ от самого ученика. Чаще всего заказчиком выступает учитель, еще чаще – учитель-руководитель проекта. Еще один пример из личного опыта. В курсе русского языка 6-го класса (УМК Ладыженской Т.А.) на изучение темы «Диалекты» в разделе «Лексика» отводится всего 1 час. Конечно, этого недостаточно, но каждый год сталкиваюсь с проблемой, когда обучающиеся спрашивают о наших, Нижнеилимских, диалектах, и учителя не могут привести примеров. Меж тем таких слов огромное количество. Вот и проблема – создать такой словарь, благо источников достаточно, например, «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В.Афанасьевой-Медведевой. Над этим проектом мы работаем сейчас. Получив такой словарь, учителя русского языка будут иметь возможность расширять представление школьников об истории и культуре малой родины. Вот решение еще одной цели по формированию личностных качеств – воспитать выпускника «любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции».

А вот еще один пример из опыта создания словарей. Шестиклассники с трудом находят фразеологизмы и тем более не могут дать им верное толкование. А это проблема и тех, кто готовится к сдаче ГИА. Коллективный проект выполнен был так — каждый обучающийся класса изготовил 2 страницы для такого словаря с иллюстрациями, толкованием и примерами. Осталось оформить обложку, титульный лист и переплести. Проект готов, проблема частично решена.

Но если нет таких счастливых случаев, когда проблему подбрасывает сама жизнь, то поиск проблемы становится одной из трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с проектантами. Поиск проблемного поля – частная работа с учеником, требующая индивидуального подхода и даже осторожности. Это происходит обычно в беседе, когда учитель старается обнаружить то, что по-настоящему волнует и тревожит учащегося. Материалом для обсуждения могут стать житейские случаи, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из этой беседы могут проявиться очертания будущей работы. Здесь следует предостеречь тех, кто будет являться руководителями проектов – самый простой и самый неэффективный способ – прямое принуждение, оно может перечеркнуть всю будущую работу, лишить интереса проектанта, обесценить проект как инструмент педагогического воздействия и даже лишить смысла творчество самого учащегося. Более того, неудачно выбранная, неинтересная для учащегося проблема, вымученный продукт, который просто надо сделать, не смогут сформировать навыков проектной деятельности, а то и вовсе, что называется, отобьют охоту к такому виду деятельности. Хорошо, если «аппетит придет во время еды», учащийся увлечется, откроет для себя новое, обретет некий азарт, тогда и проект завершится положительно, и можно быть уверенными, что такому учащемуся будет интересна проектная деятельность и в будущем.

Итак, чтобы правильно определить проблему, нужно проявить педагогический такт, помочь учащемуся найти среди его интересов то, что могло бы быть воплощено в проекте.

Отыскивая проблемную ситуацию, следует обратить внимание на следующие моменты: 1) где можно обнаружить несоответствие между тем, что есть и тем, что требуется; 2) как устранить это несоответствие.

В большинстве случаев проблемы не висят на баннерах и не написаны на стенах, их нужно выявить, т.е. ответить на вопрос – в чем состоит проблема? Ответ на этот вопрос называют постановкой проблемы. Профессионалы утверждают, что хорошо поставить проблему – значит наполовину решить её.

Ещё один важный вопрос – кому и зачем нужно решение проблемы, т.е. выявить её актуальность. Актуальность эта требует обоснования совершенствования чего-либо или создания нового – это первое требование к постановке проблемы. В обосновании актуальности проекта должно быть указано, кто будет потребителем и в чем будет выражаться польза для этих потребителей. Без этого понимания проблема в результате может быть решена лишь частично, не в полном объеме.

Подробно можно рассмотреть это на следующем примере. Администрация некой школы озаботилась проблемой потери ученического контингента, связанной с конкуренцией с другими школами. Понятно, что проблема не только в том, как сохранить этот контингент, но и как привлечь новых учащихся. Потребителем, конечно, станут родители будущих первоклассников, заказчиком – администрация школы. Было определено, что продуктом такой проектной деятельности станет информационный буклет о школе. Разработать такой буклет поручается группе старшеклассников. Задача лежит на поверхности – разработать такой буклет, после знакомства с которым у родителей будущих первоклассников появится устойчивое желание отдать своего ребенка именно в эту школу. Каким должен быть этот буклет? Группа проектантов разделилась на три подгруппы: первая занялась поиском информации с требованиями к рекламным буклетам и рекомендаций по их составлению; вторая подгруппа должна была выявить, что хотят знать родители о школе, что определяет их выбор, что предлагают конкуренты; третья – собрать материал о школе и спроектировать буклет.

Читайте также:  Белокрылка земляничная способы борьбы

В результате своего поиска, первая подгруппа сформулировала следующие требования к буклету: создание буклета не должно быть перегружено информацией, не нужно стараться «впихнуть» как можно больше, 3-4 ключевые мысли; буклет должен быть написан на «языке родителей», терминология должна быть понятна; буклет должен содержать фотографии, логотип, основную идею школы, должны быть перечислены достижения школы, дана краткая характеристика образовательных и дополнительных программ и т.п. Вторая подгруппа поработала с родителями и выявила круг их требований: как сдают ЕГЭ выпускники школы, каков уровень образования и квалификации педагогического состава, чему обучают дополнительно, как обстоит дело с работой столовой и медицинского кабинета, материальная база и т.д. Когда третья подгруппа вооружилась необходимой информацией и изготовила буклет, оказалось, что другие школы предлагают то же самое. Значит, проблема была поставлена не в полном объеме, ее пришлось скорректировать – ответить на более конкретный вопрос – не сделать хороший буклет о школе, а сделать буклет, в котором школа представлена в более выгодном свете. Можно сказать, что в процессе работы над проектом (буклетом) изменилось представление о проблеме. Буклет стал лишь средством, а целью проекта стало формирование интереса у родителей к школе. Таким образом, проблема состояла не в том, чтобы создать буклет, а в том, чтобы построить эффективную систему информирования родителей.

Чтобы проблема была решена наиболее эффективно, необходимо познакомиться с тем, какие существуют методики поиска решения проблемы. Одной из них является давно известный метод «мозгового штурма». Это способ генерирования большого количества идей для решения проблемы группой. Для этого руководитель проекта задает группе вопрос, например: «Что нужно сделать, чтобы улучшить пришкольный участок?» За ограниченный промежуток времени (5-10 минут) группа выдвигает самые разные идеи и записывает их на листке. Затем эта же группа оценивает выдвинутые предложения и отбирает из них те, которые нужно подвергнуть более детальной разработке.

Метод «диаграммы Исикавы » обычно используется для выявления причин неудовлетворительного состояния каких-либо уже существующих объектов. Эту диаграмму за форму обычно называют «рыбий скелет», который структурирует проблему, деля её на существенные составляющие и менее существенные.

Метод «морфологического ящика» Цвикки разработан швейцарским астрофизиком Ф.Цвикки. Этот метод реализуется в три этапа. На первом создаваемый объект расчленяется на важнейшие функциональные узлы. Например, перед нашим школьным театром была поставлена проблема – как сделать праздник Нового года незабываемым? Среди решений проблемы нашли наиболее эффективное – поставить интересный и веселый спектакль, рассчитанный на все школьные возрасты. Значит, в качестве функциональных узлов были определены: сценарий спектакля, распределение ролей, костюмы, декорации, звуковое оформление.

На втором этапе «морфологического ящика» определяются альтернативные варианты построения функциональных узлов.

На третьем этапе строится «морфологический ящик», определяющий возможные варианты построения объекта.

По сути «морфологический ящик» представляет собой таблицу, в правом столбце которой перечисляются функциональные узлы, а в строках напротив каждого узла, перечисляются варианты его построения. После того, как будут выявлены наиболее предпочтительные варианты конструкций создаваемого объекта, для каждого из них необходимо решать, как он будет производиться: кто его будет выполнять, как, откуда возьмутся ресурсы.

Таким образом, поиск и постановка проблемы – важнейшая часть работы над проектом. Правильно выбранная проблема, четкое обоснование её актуальности, поиск решения проблемы обеспечивают правильное планирование работы над проектом.

В перспективе необходимо детально изучить, что такое цели и задачи проекта, проектирование хода работы, создание продукта и презентация проекта.

1. Н.А. Краля. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. Изд-во ОмГУ. 1. Омск 2005.

2. Г.В.Афанасьева-Медведева «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири»: в 20 т.: Иркутск, 2007

3. В.С.Лазарев. Проектная деятельность в школе. Учебное пособие для учащихся 7-11 классов. : Сургут, 2014

Источник

Оцените статью
Разные способы