Способы выявления одаренности дошкольников

Принципы выявления одарённых детей в дошкольных образовательных организациях

Светлана Сивова
Принципы выявления одарённых детей в дошкольных образовательных организациях

Создание условий, обеспечивающих выявление одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Выявление одарённых детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск. [3, с. 23]

С тех пор как современная педагогика взяла курс на личностно-ориентированные концепции и технологии развитии личности ребёнка, проблема детской одарённости проявилась наиболее ярким образом.

Исходя из самого понятия «одарённость», происходящего от слова «дар» и означающего особо благоприятные внутренние предпосылки развития личности, психологи и педагоги подошли к самой проблеме как к явлению развивающемуся, динамическому, изменяющемуся. Они обратили внимание на то, что одарённость может иметь не только индивидуальный, но и возрастной, переходящий характер. Поэтому для выявления и развития одарённости использовать только тестирование стало уже недостаточно,возникла необходимость разработки и применения других методов и подходов: тренинги, игры, моделирование творческой и учебной ситуации, которые рекомендуют применять с самого раннего возраста. Необходимы также образовательные программы для одарённых детей нового поколения (дифференцированные, индивидуальные, в которых проектировался бы маршрут деятельности педагога, ориентированный на реальное развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала личности ребёнка, следовательно, на развитие одарённости с pреальными результатами. [1, с. 48]

С каждым годом становится понятнее, что школьное образование не справляется в полной мере с решением главной задачи — развитие и помощь в реализации творческого потенциала одарённого ребёнка. Это и заставляет искать пути решения проблемы, используя возможности дополнительного образования. Именно с помощью дошкольного образования родители могут выстроить для своего ребёнка индивидуальную траекторию развития, отвечающую его потребностям и возможностям.

Дополнительное дошкольное образование предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их усвоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворить запросы и потребности конкретных детей, Используя потенциал их свободного времени, создать условия для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. [1, с. 49]

Кроме того, именно в системе дошкольного образования существует возможность раннего выявлении скрытой одарённости, которая, как правило, не замечается окружающими. Выявить детей со скрытой одарённостью невозможно психодиагностическим обследованием больших групп дошкольников. Однако в идентификации детей с таким типом одарённости может помочь включение их в различные виды реальной деятельности, обогащение индивидуальной жизненной среды, вовлечение и инновационные формы обучения и т. д. — все эти возможности широко представлены в организациях дошкольного образования детей. [2, с. 3]

Активная деятельность педагогов дошкольного образования является не только важнейшим фактором усвоения образовательных программ, но и средством воспитания и развития неординарной творческой личности. Поскольку природная одарённость — это всего лишь потенциал.

Работа по выявлению одарённости в организациях дошкольного образования детей должна быть организована с помощью инструментальной диагностики, наблюдения, изучения результатов деятельности (работ воспитанников) и путем «пробы сил» в том или ином виде деятельности.

Следует выделить принципы выявления одарённых детей:

1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребёнка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2. длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребёнка в разных ситуациях);

3. анализ поведения ребёнка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);

4. использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребёнка психологические «преграды» и т. п. ;

5. подключение к оценке одарённого ребёнка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и др.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов детского творчества;

6. оценка признаков одарённости ребёнка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, по и с учетом зоны ближайшего развития (частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребёнка индивидуальной траектории обучения);

Читайте также:  Опята соленые рецепты холодным способом

7. преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребёнка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки воспитателей и родителей, естественный эксперимент. [3, с. 24]

Специальную область составляют экспериментально- психологические исследования одарённых детей, которые проводятся с целью получения новых теоретических и эмпирических данных о природе детской одарённости. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические методики, направленные на выявление структуры разных видов одарённости, а также закономерностей взаимоотношений одарённого ребёнка с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен прогресс в практической деятельности, связанной с выявлением, обучением и развитием одарённых детей. [3, с. 25]

Проблема выявления одарённых детей имеет четко выраженный этический аспект.

Идентифицировать ребёнка как «одарённого» либо как «неодарённого» на данный момент времени — значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одарённых» и «неодарённых» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одарённость не гарантирует талант взрослого человека.

Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одарённый ребёнок. [3, с. 23]

1. Гребнкина Н. А. Проблемы развития детской одарённости в дополнительном образовании/ Н. А. Гребенкина// Дети, техника, творчество. — 2012, №4, С. 48-50;

2. Огнева Н. Р. Дополнительное образование как среда ни психолого-педагогического сопровождения развития одарёнш. о» детей/ Н. Р. Огнева// Детское творчество. — 2008. №3, С. 2-4;

3. Холмовая С. А. Способы выявления одарённых детей/ С. А. Холмовая/Юдарённый ребёнок. — 2012, № 4, С. 23-27.

Фотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Мы участвовали в городском конкурсе «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я»он направлен на активизацию деятельности ДОО по обучению детей.

Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский Этой осенью проходили очередные городские соревнования между детьми детских садов города Пионерский. В них принимали участия дети старших.

Государственные программы развития системы поддержки одарённых детей «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает государство слабым». Ф. Вольтер В настоящее время внимание к проблеме одарённых.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» — эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Положение о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений ПОЛОЖЕНИЕ о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений I. Общие положения.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Подготовили и провели: Кичигина Л. И.

Смотр-конкурс чтецов, посвящённый Дню матери, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (фотоотчёт) Ежегодно в нашем городе в ноябре месяце проводится городской смотр-конкурс, посвящённый Дню матери. Цель: повышение качества работы с дошкольниками.

Тесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗ В старшей группе с ОВЗ в течение года мы проводим «Школу родительской любви» для родителей Первое занятие – развитие восприятия. Восприятие.

Участие в районных соревнованиях по плаванию «Юный спасатель», среди дошкольных образовательных организаций Команда ГБОУ Школа 1420 к. 10 02 февраля 2019г. смогла принять участие в районных соревнованиях по плаванию»Юный спасатель» среди дошкольных.

Источник

Диагностика одаренности дошкольников
статья (старшая группа) по теме

Данная статья затрагивает вопрос выявления одаренности детей дошкольного возраста. Статья может быть полезна воспитателям, родителям.

Скачать:

Вложение Размер
diagnostika_odarennosti_doshkolnikov.docx 28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика одаренности дошкольников.

С. А. Илларионова,

МБДОУ Детский сад №53 г. Белово, Кемеровская обл.

Данная статья затрагивает вопрос выявления одаренности детей дошкольного возраста. Статья предназначена воспитателям, родителям.

«Можно сказать без всякого преувеличения,

что решительно все практические мероприятия

по охране развития ребенка, по его воспитанию

и обучению… нуждаются в диагностике развития».

Проблема выявления одаренности детей дошкольного возраста волнует и ученых, и педагогов, и это не случайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены поддержки, так необходимой для развития своих талантов. В результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляет себя как одаренные.

Поэтому важно начинать проводить диагностику детей уже в дошкольном возрасте.

Диагностика одаренности — это выявление у ребенка в детском саду необычайной внимательности (умения длительное время концентрироваться на определенном занятии и при этом не уставать), огромного любопытства, отличной памяти, прекрасно развитого воображения, умения классифицировать.

Цель диагностики – установление наличия признаков одаренности ребенка и определение степени их выраженности.

— Раскрыть индивидуальные особенности детей в той или иной области;

— Определить степень выраженности одаренности у детей;

— Создать благоприятные условия для развития одаренных детей.

Поскольку возможна одаренность лишь к определенному виду деятельности, выделяют два вида одаренности: специальную, создающую возможность успеха в определенной деятельности и общую, которая обеспечивает успешность освоения широкого круга деятельности.

Дети значительно различаются по уровню одаренности. Особая, исключительная одаренность – это одаренность, для выявления которой, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одаренность, что называется, видна невооруженным взглядом. Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе психологического риска. У них отмечаются серьезные проблемы общения, часто повышенная эмоциональная возбудимость, гиперактивность, в некоторых случаях проявляется синдром аутизма.

Гораздо меньше проблем с одаренными детьми, условно называемыми «высокая IQ ума». Это тоже одаренные дети, но их одаренность носит более нормальный, привычный характер. Этим детям повезло с самого начала, у них хорошая семья, много внимания и любви родителей. Именно эти дети демонстрируют такой факт: пропасти между одаренными и обычными детьми нет, а одаренность может быть в той или иной мере результатом полного и яркого развития достаточно обычных от природы возможностей.

Указанные выше группы одаренных детей даже по внешнему виду резко отличаются друг от друга: особо одаренные дети часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников, а дети с «высокой нормой» здоровее и выше своих сверстников.

По виду деятельности, в которой проявляется одаренность, различают несколько ее видов: интеллектуальная, академическая, художественная, организаторская, психомоторная.

Детей с интеллектуальной одаренностью называют «светлыми головами» и «надеждой образовательного учреждения». Можно выделить два основных подвида интеллектуальной одаренности: проявляются общие умственные способности или же незаурядные способности, в какой – либо одной области знаний. Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребенком, и ребенок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых.

Дети с академической одаренностью, прежде всего, блестяще учатся.

Художественная одаренность проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: музыке, танцах, живописи, сценической деятельности, скульптуре. Дети с этим видом одаренности не особо хорошо учатся. Для этого много причин: и пониженная мотивация к усвоению, и, собственный, иногда очень причудливый мир, в котором не всегда есть место групповым занятиям.

Организаторская или лидерская одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию.

Психомоторную, или спортивную, одаренность иногда связывают с пониженными умственными способностями, но это не так. Дети со спортивными способностями не всегда хорошо учатся, но это связано с недостатком времени и желания.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Одаренность невозможно выявить по одному тесту, поскольку высокие или низкие значения по определенной методике не являются показателем наличия или ее отсутствия. Диагностика одаренности должна осуществляться по нескольким методикам, охватывающим все сферы ребенка. Она не должна концентрироваться на интеллектуальных тестах, поскольку высокий уровень интеллекта не всегда является признаком одаренности ребенка. Уникальность одаренного человека состоит в том, что все, что бы он ни сделал, обязательно будет отличаться от того, что может сделать другой (в том числе и не менее одаренный человек). Поэтому один из акцентов диагностики одаренности должен быть сделан на выявлении индивидуального стиля деятельности (кодирования и переработки информации, постановки и решения проблем, познавательного отношения к миру).

Обычно в детском саду выявляют одаренных детей воспитатели.

Детская одаренность выявляется в процессе наблюдения за детьми, изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления с помощью тестов, анкетирования.

Для проявления детской одаренности необходимо использовать следующие формы работы:

— конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;

— поэтические и литературные гостиные;

— интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»);

— турниры по шашкам.

Диагностика одаренности детей проходит в три этапа:

1 этап – групповой мониторинг детей и отбор группы детей, показавших высокие и выше среднего результаты.

2 этап – анализ результатов наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей») и анкетирования родителей (родители заполняют «Таблицу экс – опроса»). По оценке взрослых выявляются одаренные дети.

3 этап – индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, анкет, тестов.

Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.

1 этап предполагает открытие, констатацию одаренности ребенка, его интересов и склонностей.

Информация поступает от родителей, воспитателей, специалистов ДОУ. На этом этапе воспитатели знакомят родителей с возрастными особенностями детей, наблюдают за детьми, анализируют индивидуальные особенности каждого ребенка, выявляют детей с ярко выраженными способностями.

Несоответствие индивидуального статуса ребенка возрастным закономерностям развития и образовательным возможностям должно рассматриваться как усиление внимания к ребенку с целью определения индивидуального плана развития, построения развивающей работы.

На 2 этапе — с помощью экспертных оценок педагогов и родителей можно получить дополнительную информацию об индивидуальной одаренности ребенка, а также выявить детей, высокий уровень способностей которых по каким – либо причинам не был раскрыт.

На 3 этапе диагностики происходит уточнение выявленных способностей ребенка. На этом этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других специалистов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка.

Для уточнения способностей детей используется пакет методик с целью определения уровня личностного развития ребенка в рамках четырех основных направлений дошкольного образования: социально – личностного, познавательно – речевого, художественно – эстетического, психофизического.

Диагностические задания следует проводить в игровой форме в тот промежуток времени, когда ребенок продуктивно активен и занимается с желанием. Поскольку тестирование требует большой самоотдачи, диагностическое обследование следует проводить не спеша, постепенно предлагая не более 1 – 2 заданий за один промежуток времени (для детей 5 – 6 лет до 20 минут, для детей 6-7 лет не более 30 минут).

Далее обобщается вся информация о ребенке, разрабатывается индивидуальная программа развития одаренного ребенка.

Для определения уровня развития способностей у детей возможно использование следующих методик:

Опросник для выявления (экспертной оценки) одаренных детей А. А. Лосевой . Данный опросник может быть использован для оценки одаренности дошкольников педагогами, родителями. Опросник включает характеристики 10 сфер, где ребенок может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырехбальной системе характеристики указанных сфер проявления одаренности. Если какая- то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

Опросник креативности Дж. Рензулли, в адаптации Е. Е. Туник (для детей от 5 лет), состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработанные специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой можно быстро справиться (за 10 -20 минут) и произвести подсчеты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений педагога, родителей за социальными взаимодействиями ребенка в окружающей среде (во время игры, на занятии, во время какой – либо иной деятельности). По результатам обследования выявляется уровень креативности.

Для оценки специальных способностей дошкольников педагогам целесообразно предлагать экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей: музыкальных, математических, художественных и др.

Методика оценки общей одаренности, разработанная А. И. Савенковым .

Методика адресована родителям (может использоваться педагогами). Ее задача – оценка общей одаренности ребенка. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов.

В инструкции к методике родителям предлагается оценить по пятибалльной шкале уровень сформированности девяти характеристик, наблюдаемых у одаренных детей: любознательность (познавательная потребность), сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость (целеустремленность), требовательность к результатам собственной деятельности. По результатам оценки строится девятиугольник. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу с дошкольником.

Методика «Карта одаренности», разработанная А. И. Савенковым . Методика предназначена для родителей, и позволяет оценить степень развития у ребенка от 5 до 10 лет следующих видов одаренности: интеллектуальной, творческой, академической, художественно – изобразительной, музыкальной, литературной, артистической, технической, лидерской, спортивной.

Выбор методик определяется возрастным контингентом обследуемых детей, выявляемыми видами и компонентами одаренности, поставленными диагностическими задачами, уровнем подготовленности педагогов к работе с данными методиками.

Итак, одаренность ребенка может реализоваться в зависимости от взрослых, умеющих вовремя ее распознать и направить в нужное русло.

1. Дементьева Л. А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми. Курган, 2009.

2. Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М., 1991.

3. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000.

4. Хеллер К. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Современные концепции одаренности и творчества / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997.

Источник

Читайте также:  Грибы жареные с луком способ приготовления
Оцените статью
Разные способы