Способы выявления мотивов поведения они могут быть

Определяем мотивы поведения: практический проективный метод

Если составить рейтинг самых важных задач, решения которых ждут от психологии и психологов, то одну из верхних, а возможно, и самую первую строчку в таком рейтинге займет понимание причин поведения человека, то есть того, почему в определенной ситуации он поступает именно так, а не иначе. Чтобы получить ключ к решению этой проблемы, необходимо разобраться в психологии мотивации.

Психологи понимают под мотивом внутреннее состояние, которое побуждает человека к деятельности, направляет, поддерживает и обеспечивает эту деятельность энергией. Мотивы — основные движущие силы поведения человека. Совокупность мотивов составляет мотивацию конкретного человека или его поступка.

В большинстве случаев поведение человека является полимотивированным, то есть определяется несколькими одновременно действующими мотивами. Например, мотивами трудовой и профессиональной деятельности, как правило, является и стремление получить материальное вознаграждение за свой труд, и желание добиться успеха и доказать свою компетентность, и интерес к содержательной стороне работы, и многое другое.

Мотивы различаются по своей силе и значимости для человека. Как правило, для каждого вида деятельности или поведения можно выделить наиболее сильный и значимый мотив, различающийся у разных людей.

Например, люди выполняют одну и ту же работу. Для одного главным в работе будет заработок, для другого — карьера, а для третьего — приятная атмосфера и возможность общения в коллективе.

Мотивы поведения осознаются в различной степени — от хорошо осознаваемых до полностью бессознательных. Бывают и промежуточные случаи — мотивы, которые не осознаются, но потенциально доступны для осознания.

Как правило, такие мотивы могут осознаваться с большим или меньшим трудом, в результате внутренней работы и самоанализа. Так, преуспевающий бизнесмен, «потопивший» немало конкурентов, вряд ли признается даже самому себе, что им движет не очевидное сознательное желание успешно вести свои дела, а стремление добиться превосходства, победив и уничтожив соперника.

Если поведение человека определяется неосознаваемым мотивом, то оно имеет сознательную мотивировку, которая представляется ему самому реальным мотивом, но обычно имеет с ним мало общего. Удовлетворение разных мотивов требует разных, порой противоположных или взаимоисключающих форм поведения. В таком случае возникает мотивационный конфликт.

К примеру, у работающей женщины мотив честолюбия и стремления добиться успехов в своей профессии требует отдавать работе как можно больше времени и сил. Тем самым он вступает в противоречие с мотивом любви к своим детям, для реализации которого необходимо уделять как можно больше времени заботе о них.

Переживание мотивационного конфликта сопровождается различными проявлениями психологического неблагополучия — отрицательными эмоциями, тревогой, напряженностью и т. п. Чем более значимы мотивы, участвующие в конфликте, тем больше выражены подобные явления.

Конфликт, так же как и мотивы, участвующие в нем, может осознаваться или не осознаваться. Более того, чем более важные мотивы он затрагивает, тем больше вероятность, что сам конфликт будет находиться вне сознания. В том случае, если конфликт осознается, то рано или поздно он разрешается — осуществляется сознательный выбор в пользу одного из мотивов.

Продолжим наш пример. Женщина нередко жертвует карьерой ради выполнения родительского долга, бросив работу или перейдя на другую — малоинтересную, но совместимую с воспитанием детей.

Неосознаваемый конфликт тоже, как правило, разрешается. Однако и сущность самого конфликта, и корни эмоционального напряжения, ему сопутствующего, и причины сделанного выбора (а часто и сама суть выбора) также остаются вне сознания.

Так, тот, кого однажды бросил значимый для него человек, может упрятать глубоко в бессознательное страх перед повторением потери, и каждая следующая попытка вступления в новые отношения будет завершаться разрывом. Обстоятельства разрыва могут оказаться самыми разными, но истинная их причина — конфликт между желанием любви и близости, которому противостоит боязнь новой потери — останется неизвестной.

Между тем именно разрешение конфликта в пользу неосознаваемого страха будет заставлять такого человека разрывать отношения еще до того, как они станут достаточно значимыми для него.

Неосознаваемое (можно называть его бессознательным, или подсознанием) составляет огромный пласт внутренней жизни каждого, без знания которого невозможно понять человека. Однако найти подход к неосознаваемому достаточно сложно. Один из инструментов — это проективные методы исследования.

Читайте также:  Способ соединения электрического провода

Основная особенность проективных методов состоит в неопределенности и эмоциональной значимости материала, предлагаемого испытуемому. Выполняя задание с подобным материалом, испытуемый как бы проецирует на него свои мотивы и проблемы, конфликты и значимые ситуации, в том числе плохо осознаваемые или бессознательные.

В практическом задании предлагается один из самых простых проективных методов, который не позволяет проникнуть в глубины бессознательного. Но и он зачастую дает возможность узнать об испытуемом достаточно много, в том числе и неожиданного для него самого.

Практикум «Проективная методика неоконченных предложений»

Процедура. Прочитайте начало предложений и завершите их так, как придет вам в голову — быстро, не задумываясь. Запишите ответы на бумагу или на телефон/диктофон. Если вы делаете перед ответом большие паузы, следует напомнить себе о необходимости отвечать не задумываясь.

Список неоконченных предложений:

  1. Моя специальность (или: Моя учеба)…
  2. Моя семья…
  3. Боюсь…
  4. Деньги…
  5. Моя мечта…
  6. Работа…
  7. Мои сны…
  8. Бороться…
  9. Больше всего я люблю…
  10. Дома…
  11. Моя голова…
  12. Дети…
  13. Меня беспокоит…
  14. Смерть…
  15. Мой вид…
  16. Друзья…
  17. Если бы я мог(ла)…
  18. Мои планы…
  19. Скрываю…
  20. Когда мыслю…

Список можно дополнить началами предложений по темам, значимыми для конкретного испытуемого.

Принципы анализа

Основная задача анализа — выявление тем, проблем и конфликтов, значимых для испытуемого. Не существует жесткой схемы анализа, работающей в любых ситуациях; возможны лишь общие подходы.

Некоторые ответы столь открыты, что не нуждаются в анализе или комментарии. Что можно добавить к ответу «Моя специальность… дрянная» или «Работа… осточертела» (женщина, пятьдесят один год, инженер)?

Показателем значимости какой-либо темы (скорее всего осознаваемой хотя бы частично) является ее упоминание в нескольких ответах. Особенно если начало предложения с данной темой не связаны по содержанию.

Так, весьма красноречив и в комментариях не нуждается комплекс ответов 31-летнего мужчины (высшее образование, работает мастером на строительстве): «Деньги… работа»; «Работа… деньги»; «Меня беспокоит… зарплата».

Иногда по противоречивости ответов, связанных с двумя темами, можно определить конфликт. Например, в ответах двадцатилетней студентки четко прослеживается конфликт между темами «Работа» и «Лень, усталость». К первой можно отнести ответы: «Работа (пауза)… усидчивость»; «Мои планы… хорошо учиться». Ко второй теме можно отнести ответы «Моя мечта… отдых» (обратите внимание на разрыв между мечтой и планом); «Бороться… с ленью»; «Если бы я мог(ла)… посмотреть мир, поездить, путешествовать»; возможно, с этой темой также связан ответ «Моя голова… болит».

Нередко большинство ответов испытуемого условно разделяются на относящиеся к нескольким значимым темам. Так, около половины ответов 33-летнего мужчины, сотрудника иностранной компании, можно условно отнести к двум тесно взаимосвязанным темам.

Первую из них назовем «Зависимость; невозможность перемен»: «Моя специальность… какая моя специальность… хочется перемен»; «Боюсь… ситуации, в которой от меня ничего не зависит»; «Работа… работа, в которой хочется, чтобы от меня зависело многое»; «Бороться… нет, не хочется мне бороться»; «Мои планы… нет у меня никаких планов».

Вторая условная тема — «Мечты»: «Мечта… дом, лужайка, бассейн, а с другой стороны, хочется на другую планету»; «Сны… в снах я прыгаю и долго лечу»; «Меня беспокоит… моя голова, отсутствие дома с лужайкой и другой планеты»; «Если бы я мог… прыгал бы, летал и плавал». В ответах четко прослеживается сущность конфликта, вероятно, осознаваемого испытуемым, но неразрешимого для него.

Показателем значимости темы или проблемы, которая скорее всего плохо осознается или не осознается совсем, являются длительные паузы, отказы от ответов или ответы «нет», «не знаю». Если после паузы и колебаний ответ все же дается, зачастую он содержит штамп — известное изречение, поговорку или цитату. Например, «Бороться… и искать, найти и не сдаваться» или «Мыслю… следовательно, существую».

Показателем того, что испытуемый успешно защищается от вторжения в свой внутренний мир, служит краткость ответов, большое количество штампов, а также общих малоинформативных и, как правило, социально одобряемых ответов: «Скрываю… иногда что-нибудь»; «Друзья… хорошие»; «Мой вид… опрятный». Такие результаты достаточно трудно анализировать, но чаще всего и они содержат важную информацию.

Комментарий

Методика неоконченных предложений, по сравнению с другими проективными методами, достаточно проста по замыслу и открыта; идея проекции почти не замаскирована. Поэтому обычно психологу удается получить информацию, которая является новой в большей степени для него, чем для испытуемого.

Читайте также:  Лакокрасочные материалы состав свойства способы нанесения лкм применяемое оборудование

Редко, но бывают ситуации, когда в ходе проведения методики испытуемый подступает к осознанию болезненной и плохо осознанной проблемы. В этом случае возможны сильные эмоциональные реакции, часто неожиданные как для испытуемого, так и для психолога.

В подобной ситуации целесообразно перевести проведение исследования в психокоррекционную беседу или хотя бы дать возможность испытуемому успокоиться и выговориться, если он того захочет.

Иногда испытуемому и без комментариев психолога становится ясно: он раскрылся больше, чем хотел бы; это смущает и вызывает дискомфорт. Поэтому к сообщению результатов испытуемому в данном задании следует подходить с особой деликатностью и осторожностью. Механизм проекции универсален, и элементы проекции могут иметь место при выполнении любого задания, где испытуемый самостоятельно дает ответы, а не выбирает их из готового набора.

Источник

Материал для самопроверки

I. Заполните пробелы:

1. Внутренний механизм контакта между людьми________ .

2. Существуют прямые и ____________ способы выявления

мотивов поведения. Они могут быть__________________

V К межличностным механизмам взаимодействия людей
относятся_________________________________________ .

4. Личностная идентификация стимулирует потребность в выборе .

5. К межгрупповым механизмам взаимодействия людей от­носятся и др.

6. Подвижные люди, легко сходящиеся с малоподвижными товарищами, почти всегда находящиеся в приподнятом настроении, имеют________ тип характера.

1. Неумение правильно оценивать учащегося заставляет
преподавателя приписывать ему мотивы поведения, что в
психологии называется_____________________________ .

8. При встрече с новым коллективом учащихся необходимо показать себя с .

9. Критиковать, раздраженно делать замечания, сравнивать учащегося с кем-то, злословить за спиной нетрудно, но ______________________________________ , а часто и .

10. Нет человека, который был бы удовлетворен своим невы­соким в коллективе, ролью .

11. Жестокость никогда не помогала добиться сознательной

12. Староста группы часто пытается внушить окружающим,

что его_______________ , а избалованная девушка любит

13. Существуют конфликты двух видов:_________________ и

14. Глубже и адекватнее понимают воспитанников препода­ватели, имеющие стаж работы до лет.

15. Выявить социальный статус учащегося в коллективе по­могают такие методики исследования, как и

16. Цель психологической игры__________ провести время,

без особых усилий завоевать_________________________ .

И. Верно или неверно?

1. Совместное переживание учащимися эмоциогенной си­туации укрепляет и сплачивает коллектив.

2. Успех в общении не зависит от экспектаций общающих­ся.

3. Рационализация мотивов — один из вариантов психоло­гической защиты.

4. Исследования показывают, что молодой человек ждет бо­лее высокой оценки, чем его собственная, от матери, бра­та или сестры, педагога.

5. Эмпатийный человек не учитывает побуждения и состоя­ния партнера. Поэтому с ним трудно общаться.

6. Личностная идентификация не влияет на потребность молодого человека в выборе жизненного идеала.

7. Обобщенный идеал — более полный и верный образец для самовоспитания личности.

8. При конформном типе характера человек соглашается с тем, что диктует его непосредственное, привычное окру­жение.

( ). Честолюбие не является стимулом для совершенствова­ния в различных видах деятельности.

10. Стереотип в качестве первоочередной, грубой оценки окружающих приносит пользу.

11. Атрибуция затрудняет понимание другого человека и об­щение с ним.

12. Структура учебной мотивации учащихся неверно пони­мается многими преподавателями.

13. Не только учащиеся обычно испытывают нового препо­давателя, но и преподаватели часто относятся с преду­беждением к воспитанникам.

14. Молодой человек стать «хорошим» может только сам. Принудить стать хорошим нельзя.

15. Основная масса преподавателей рассматривает личность учащихся в динамике, в противоречивости.

16. Сообщение о своих совершенно необычных дружеских связях — один из вариантов игры «Казанская сирота».

III. Выберите правильный ответ:

1. Для выявления мотивов поведения существуют:

а) прямые способы;

б) словесные косвенные способы;

в) практические косвенные способы;

г) все ответы верны.

2. Личность уважаемого преподавателя влияет на учащихся:

а) даже если он реально, физически не присутствует в
данный момент;

б) только, если учащиеся видят старшего;

в) если они нарушают дисциплину;

г) если педагог применяет соответствующие ситуации
меры воздействия.

3. По мнению учащихся, преподаватель понимает их:

а) хуже, чем отец и мать;

б) хуже, чем товарищи;

в) лучше, чем родные и товарищи;

г) хуже всех, с кем он контактирует.

Читайте также:  Toxoplasma gondii способы заражения

4. Источники эмпатии:

б) глаза, мимика, жесты;

в) походка, одежда;

г) все ответы верны.

5. Оказывая поддержку воспитанникам в выборе жизнен­
ного идеала, следует рассказывать им о:

а) местожительстве, профессии, увлечениях героя;

б) о его победах и достижениях;

в) о мотивах его поступков;

г) все ответы верны.

6. К межгрупповым механизмам взаимопонимания отно­
сятся:

в) личностная идентификация;

г) все ответы неверны.

7. Эмоционально-лабильный тип характера имеют учащиеся:

а) с устойчивым настроением, не меняющимся даже при
сильных раздражениях;

б) эгоистичные, кокетливые, стремящиеся все время ка­
заться лучше, чем есть;

в) очень чувствительные к поощрению и наказанию, с
неустойчивым настроением, меняющимся по любому
поводу;

г) одержимые одной идеей и готовые ради этой идеи за­
быть о многом.

8. Атрибуцией называется:

а) приписывание определенным группам людей специ­
фических черт;

б) приписывание другому человеку мотивов поведения;

в) преуменьшение различий между членами своей груп­
пы и гиперболизация различий между своей и други­
ми группами;

г) все ответы неверны.

9. У молодых людей часто имеет место предвзятое отноше­ние:

а) к новому преподавателю;

б) к изменениям в учебе, быте, распорядке дня;

в) к низкой оценке их труда;

г) все ответы верны.

10. Правильное отношение к слабостям учащихся требует от
педагога:

а) терпимо относиться к тем слабостям, которые не ме­
шают учебе;

б) терпимо относиться к тем слабостям, который уча­
щийся не может исправить;

в) решительно пресекать отклонения от норм поведе­
ния, если они мешают учебе и учащийся может от них
избавиться;

г) все ответы верны.

11. Если учащийся несерьезно относится к учебе целесооб­
разно:

а) выявить, чем он компенсирует свои неудачи в учебе;

б) объяснить, что его компенсация ошибочна;

в) убедить, что у него есть реальные возможности учить­
ся значительно лучше;

г) все ответы верны.

12. К приемам игры «Казанская сирота» относятся:

а) избегание старшего;

б) провоцирование старшего на грубость;

в) притворство слабосильным, неспособным, неопыт­
ным;

г) все ответы верны.

13. Антитезис к психологическим играм не сложен. Необхо­
димо, поддерживая играющего:

а) смеяться над его неловкостью, неумелостью, противо­
речивостью поведения;

б) не принимать предлагаемой роли, не помогать там, где
он сам может справиться с делом, преодолеть трудно­
сти;

в) принимать административные меры, делать замеча­
ния, в случае необходимости наказывать;

г) все ответы неверны.

14. Успех общения во многом зависит от учета психических
особенностей учащихся, от их черт личности. Однако
большинство преподавателей, оценивая воспитанников,
фиксирует только:

а) их психические образования (знания, умения, навы­
ки, привычки);

б) коммуникативные черты (приветливость, искрен­
ность, доверчивость, капризность и др.);

в) эмоциональный мир;

г) волевые черты.

15. Наиболее адекватно характеризуют учащихся преподава­
тели, работающие с ними;

а) длительно и общающиеся тесно;

б) не очень длительно и не общающиеся тесно;

в) внимательно прислушивающиеся к коллегам;

г) все ответы верны.

16. Наиболее объективно характеризуют преподавателя:

а) сильные учащиеся;

б) слабые учащиеся;

в) средние учащиеся;

г)активисты, тесно общающиеся с педагогом.

17. Пути завоевания ложного авторитета:

а) рассказ о своих недюжинных успехах и необычных
знакомствах;

б) рассказ о своей широкой осведомленности;

в) демонстративное нарушение общепринятых норм по­
ведения;

г) все ответы верны.

1. — интеллектуальное и эмоциональное сопереживание;

2. — косвенные, словесными, практическими;

3. — рефлексия, эмпатия, личностная идентификация, ат­рибуция;

4. — жизненного идеала;

5. — физиогномическая редукция, социальная категориза­ция, групповая идентификация;

8. — сильнейшей стороны;

9. — неэффективно, вредно;

10. — положением, отстающего;

12. — рвут на части, святую простоту;

13. — внутриролевые и межролевые;

15. — социометрия и шкала приемлемости;

16. — интересно, авторитет.

Верно или неверно? 1 — В; 2 — Н; 3 — В; 4 — Н; 5 — Н; 6 — Н; 7 — В; 8 — В; 9-Н;10-В;11-В;12-В;13-В, 14 —В; 15 —Н; 16-Н.

Выберите правильный ответ: 1 — г; 2 — а; 3 — г; 4 — г; 5 — г; 6 — г; 7 — в; 8 — б; 9 — г; 10-г; 11-г; 12-г; 13-6; 14 —а; 15-6; 16-в; 17-г.

Глава 7

Источник

Оцените статью
Разные способы