Методики и диагностика способностей личности
материал
Здесь размещены методики, которые позволяют определить: особенности творческой личности(любознательность ,воображение,сложность и склонность к риску); ,структуру интеллекта личности; направленность на приобретение знаний;социальные и творческие способности личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика личной креативности | 18.43 КБ |
Исследование структуры интеллекта личности | 36.46 КБ |
Методика направленная на приобретение знаний | 13.78 КБ |
Социальные способности | 30.15 КБ |
Творческие способности тест Торранса | 376 КБ |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
Преподаватель: Савина С.А.,
Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник)
Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.
Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.
Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
• Любознательность . Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
• Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
• Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
• Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одногруппники, преподаватели или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
Инструкция к тесту
Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».
Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.
1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
4. Мне не нравится планировать дела заранее.
5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
12. Я люблю заводить новых друзей.
13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.
15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
18. Я люблю то, что необычно.
19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.
24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
29. Я не люблю выступать перед группой.
30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.
35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.
36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.
43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.
47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Обработка данных теста
При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.
При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.
Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;
• отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;
• все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл;
• все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.
Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;
• отрицательные ответы: 28;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;
• отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;
• все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;
• отрицательные: 14, 20, 39;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом (в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «не знаю», оцениваемых в -1 балл.
Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.
Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.
Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».
Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».
Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).
Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.
Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле обучающегося.
Источник
Выявление личностных качеств кандидата
«Кадровик. Рекрутинг для кадровика», 2012, N 6
ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КАНДИДАТА
Что важнее при подборе персонала и оценке соискателя на вакантную должность — его профессиональные навыки, опыт работы или же личностные качества? Автор статьи считает, что личностные качества важнее, и обосновывает свою позицию. Он предлагает свой «набор» наиболее значимых качеств и способы их выявления.
Как правило, руководители, HR-менеджеры, принимая решение о приеме на работу нового сотрудника, в первую очередь обращают внимание на профессиональные навыки, опыт и наличие значимых записей в резюме соискателя. Очень часто можно встретить в требованиях к вакансии обязательный опыт в тех или иных областях. Я же, в первую очередь, ищу в кандидатах определенные личностные качества. Понимание того, что качества личности важнее профессиональных навыков, пришло далеко не сразу. Ваш выбор — навыки или качества — зависит от того, на что вы ориентируетесь. Если вам нужен быстрый эффект — выбирайте навыки. Хотя в таком случае проще нанять консультанта. Если же вы хотите создать эффективную, устойчивую команду — ищите личностные качества.
Составление списка нужных качеств в потенциальном члене команды заняло у меня некоторое время. В итоге этот список принял следующий вид:
1. Любознательность и пытливый ум.
2. Уверенность в себе.
3. Стремление к переменам.
6. Критический образ мышления.
9. Способность вставать с колен.
10. Устремление в будущее.
11. Решение вопросов «по-своему».
Словарь рекрутинга. Меритократия (букв. «власть достойных», от лат. meritus — достойный и др.-греч. kpatos — власть, правление) — принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Используется преимущественно в двух значениях. Первое значение термина соответствует системе, противоположной аристократии и демократии, в которой руководители назначаются из числа специально опекаемых талантов. Второе, более распространенное, значение предполагает создание начальных условий для объективно одаренных и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции. Термин введен в употребление английским социологом М. Янгом.
Любознательность и пытливый ум
Этим людям интересно все на свете. И в своем любопытстве они всегда стараются постичь суть вещей. Если они берутся за новое дело, то стараются узнать о нем как можно больше. Стараются вникнуть во все детали и нюансы. При этом для них может быть одинаково интересно вникать в суть финансового планирования и процесс укладки напольной плитки. Они не могут успокоиться, пока не поймут и не узнают достаточно об интересующем их предмете.
Признаки наличия качества. Широкий кругозор. Различные хобби. Навыки в различных сферах деятельности. На протяжении жизни занимался в различных секциях и кружках. Если человек разбирается в истории древних шумеров, умеет резать по дереву, увлекается чтением научной фантастики, играет на губной гармошке и гитаре, умеет дрессировать собак и танцевать джигу — он явно обладает этим важным качеством.
Уверенность в себе
Уверенность, граничащая с самоуверенностью. Они считают, что им все по плечу. «Трудное можно сделать сейчас, невозможное — потребует времени» — это про них. Они готовы браться за сложные проекты и не боятся трудностей. Они считают, что нет ничего непреодолимого.
Признаки наличия качества. Опишите кандидату все сложности предстоящей работы и задайте один вопрос: «Вы уверены, что справитесь?». Если ответ — твердое «Да», можете не сомневаться, человек уверен в себе.
Стремление к переменам
Для них жизнь — это постоянное движение вперед, и застой смерти подобен. Они не просто не боятся перемен, они их ищут. Построенное однажды должно быть разрушено и построено по-новому. Они открыты всему новому и легко скользят по волнам изменений.
Признаки наличия качества. Смена сфер деятельности в карьере, широкий кругозор, различные навыки, постоянное обучение.
Порой они наивны, как дети. Они смотрят на мир широко открытыми глазами. Любимый вопрос — почему? Они не приемлют таких ответов, как «Так принято», «Так сложилось исторически» и т. д. Благодаря своей наивности они способны совершенно по-другому смотреть на мир и замечать то, что многие не видят.
Признаки наличия качества. Ищите примеры в историях жизни кандидата.
В первую очередь они честны с самими собой. Если они чего-то не знают, они говорят об этом смело. Выявленное незнание дает им точку приложения усилий. Они также честны с окружающими и рассчитывают на взаимность. Эти люди очень близко к сердцу принимают обман. Честность порой может принимать форму излишней прямолинейности. Честность также означает то, что они не будут умалчивать проблемы.
Признаки наличия качества. Спросите, как поступит кандидат в случае, если видит, что его руководитель — очень строгий, авторитарный и жесткий человек — допустил ошибку. Если человек умолчит об ошибке, он не честен.
Критический образ мышления
Они все подвергают сомнению. Для этих людей нет истины в последней инстанции. Они считают, что все может быть сделано лучше, чем сейчас, и ищут пути лучших решений. Эти люди — профессиональные скептики.
Признаки наличия качества. Спросите, согласен ли кандидат, что, к примеру, в какой-то задаче может быть только одно решение. Если нет, то, скорее всего, присутствует критический образ мышления.
Они не будут молчать и терпеть то, что идет вразрез с их убеждениями. Они не боятся начальства просто потому, что это начальство. Они отстаивают свою точку зрения, и им наплевать, чью точку зрения оспаривать. Для них нет общепризнанных авторитетов. Это значит, что авторитет для них должен иметь обоснованную подоплеку. Они признают только один вид власти — меритократию. Они готовы бросить вызов всему миру, если на то будет необходимость.
Признаки наличия качества. Готов ли спорить и отстаивать свою точку зрения кандидат? Провоцируйте его. Если готов — дерзость присутствует.
Законченные оптимисты. У этих людей стакан всегда наполовину полон, а если быть точным, то он всегда полон. Они умеют радоваться мелочам, и каждое утро для них уже повод для радости. В жизни они подмечают мелочи, составляющие саму жизнь. В самых тяжелых ситуациях они ищут положительные стороны и никогда не перестают улыбаться. «Что ни делается — все к лучшему» — вот их девиз.
Признаки наличия качества. Улыбка, горящие глаза и хорошее настроение.
Способность вставать с колен
Эти люди ошибаются чаще других. Просто потому, что пробуют и делают больше других. Они бывали в неприятностях, и жизнь их не раз ставила на колени. Но, и это самое важное, они всегда поднимались с колен и продолжали свой путь. Они знают, что не бывает побед без поражений. Для них трудности — это не повод отказаться от своей цели. Более того, они часто выбирают наиболее сложные цели в жизни.
Признаки наличия качества. Ищите примеры в историях жизни кандидата.
Устремление в будущее
Эти люди не живут прошлым. Из прошлого они выносят уроки и продолжают двигаться вперед. Пустые переживания, рассуждения на тему «а если бы. » — это не про них. Они смотрят вперед, а не назад. Также они видят свою цель далеко впереди. Они готовы ждать и упорно идти к цели вне зависимости от того, сколько времени на это понадобится. Они живут сегодняшним днем, но знают, что завтра наступит и будет еще лучше. Они сами создают свое будущее.
Признаки наличия качества. Попросите рассказать о том, как кандидат пережил те или иные потери, и о том, как он их переживал. Если человек говорит, что сделал выводы и в будущем не будет допускать подобных ошибок, — все в порядке. Попросите рассказать о целях в жизни. Посмотрите, как далеко планирует кандидат свои действия.
Решение вопросов «по-своему»
У них свой подход к решению задач. Порой экстравагантный, порой экспрессивный, но эти подходы работают. Эти подходы порой работают только для них, и никто другой не сможет работать подобным образом. У этих людей присутствует свой стиль, который базируется на их личностных качествах и образе мышления.
Признаки наличия качества. Лучше всего выявляется специальными тестами.
Итак, если вы знакомы с людьми, у которых есть все эти качества или хотя бы большинство из них, — держите этих людей рядом и никогда не отпускайте. Они — залог успеха вашей компании/команды. Да, с ними нелегко. Да, они требуют тщательного подхода к мотивации. Но то, что они готовы дать вам взамен, стоит любых усилий.
Информация для размышления. Если кандидат не соответствует.
Откликаться на вакансии, требованиям которых они не полностью соответствуют, приходилось подавляющему большинству россиян (83%), однако работу в результате подобного обращения получали только 29% из них. Такие результаты показал опрос, проведенный Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob. ru. Отправляя свои резюме на вакансии, требованиям которых они не полностью соответствуют, кандидаты (83%) считают, что подходящие вакансии можно прождать месяцы и годы, что у работодателей завышенные требования к кандидатам, а впоследствии они готовы снизить планку. По утверждению 29% респондентов, решившихся на этот шаг, их смелость привела к трудоустройству. Получили приглашение на собеседование, но так и не были приняты на работу 37% респондентов (в основном молодежь). Попытки 18% соискателей «пробиться» на вакансию, требованиям которой они не соответствовали, не увенчались даже приглашением на интервью. Что касается отношения работодателей, то только 10% из них всегда приглашают на собеседование претендентов, чьи знания, навыки и стаж отличаются от требований вакансии: «Нормальный человек быстро подтянется до нужного нам уровня». Большинство же представителей компаний (79%) сообщают, что таких кандидатов они приглашают на интервью лишь время от времени, к примеру, когда найти специалиста долгое время не удается. Категоричную позицию в отношении соискателей, не подходящих под требования вакансии, занимают 9% работодателей.
1. Зайцев Р. Личностные качества настоящего профессионала [Электронный ресурс]. URL: e-xecutive. ru.
2. Янг М. Возвышение меритократии // Утопия и утопическое сознание. М.: Прогресс, 1991.
Источник