Способы выступления с речью психология

Способы выступления. Рекомендации для выступающих.

Когда текст выступления подготовлен, необходимо прочитать речь вслух, обращаявнимание на дикцию, произношение темп речи, громкость голоса. При чтении вслухвыявляются ранее не замеченные недочеты выступления и выступающего.Любая речь должна быть произнесена. Перед оратором всегда стоит вопрос: читатьлекцию или заучивать наизусть? Есть три способа выступления:

• воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов,

Традиционно читают речи дипломатические, юбилейные, официальные, докладыполитического или экономического содержания. Другие виды речей произносят. Импровизацияхороша там, где требуется немедленный отклик, живая реакция слушателей на слово оратора.

Иногда оратор заучивает текст речи наизусть. Но при волнении, какой-либо неожиданностиоратор может забыть текст. Предпочтительней ситуация, когда оратор произносит текст напамять, иногда заглядывая в него, чтобы не отойти от темы или чтобы зачитать цитату,важную формулировку, статистику, цифровые данные.

Чтобы лучше запомнить текст выступления, необходимо помнить о некоторых правилах и

техниках заучивания.К числу приемов относятся прием зрительного запоминания, когда рисуются схемы,картинки, графики, слухового – когда текст многократно произносится вслух, моторного –разработка жестов для всех частей речи. Кроме того, существуют следующие приемы:ритмизация – информация подается в виде стихов или песни; создание ярких картинок; методЦицерона, заключающийся в том, что информация расставляется по ходу прогулки по комнате,создание ассоциаций.

Итак, чтобы речь прозвучала, имела успех, достигла нужного результата, оратор должен

серьезно готовиться к выступлению. Только тогда возможен контакт со слушателями. О том,есть ли контакт, можно судить по задаваемым вопросам, оратор и слушатели обсуждают одни ите же проблемы, испытывают сходные чувства. Убежденность оратора, его взволнованность,заинтересованность передаются и слушателям. Даже несведущий человек, заглянув в зал,поймет интересно ли слушателям, состоялось ли общение, наблюдается ли ответная реакция.

Кто-то помидор со смаком солит,

Кто-то карты сальные мусолит,

Кто-то сапогами пол мозолит,

Кто-то у гармошки рвет меха.

Но ведь сколько раз в любом кричало

И шептало это же начало:

«Граждане, послушайте меня. »

Страшно, если слушать не желают,

Страшно, если слушать начинают.

Вдруг вся песня, в целом-то, мелка.

Человек, стоящий перед залом, должен выглядеть безукоризненно. Поэтому рекомендуетсяодежда, подходящая к виду речи. Это, как правило, деловой костюм традиционного покроя,влияющий положительно на аудиторию. То же относится к прическе, украшениям, макияжу уженщин. Внешний вид оратора призван подчеркивать его профессионализм, деловые качества.В момент выступления оратору необходимо следить за мимикой и жестами. Его лицодолжно быть серьезным, приветливым, дружелюбным.Жесты подчеркивают речь, оживляют ее, уточняют и расшифровывают. Есть жесты нужные,а есть жесты вредные, отвлекающие. Раздражают суетливые, повторяющиеся жесты. Нельзякрутить пуговицу, украшение, дергать себя за нос или волосы, перебирать бумаги на столе и др.

Идеальная речь складывается из умения точно, четко и логично сформулировать своюмысль, представления о том, кому она предназначена, какова цель выступления, знания языка,его норм и правил, умения безошибочно выбрать стиль и языковые средства в соответствии сцелью, умения преодолеть барьеры, встающие на пути оратора, виртуозного владения речевымаппаратом. Вот несколько советов:

• Итак, выступайте только тогда, когда есть что сказать.

• Не начинайте речь сразу, спустя 15—20 секунд посмотрите на аудиторию, улыбнитесьи скажите: «Здравствуйте».

• Читая речь по бумажке, читайте так, будто говорите с собеседником.

• Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Долгий пристальный взгляд вызываетнеприятное чувство.

• Используйте весь словарный состав, исключив канцеляризмы, вульгаризмы.

• Возбуждайте внимание слушателей.

• Соединяйте слово с жестом. Жесты должны быть строго дозированы, точны, мимика

• Меняйте темп речи и тон голоса. Это выделяет отдельные слова, повышает уровень

• Избегайте менторского тона.

• Имейте в запасе шутки, анекдоты.

• Старайтесь, чтобы начало выступления было необычным, а ее конец —запоминающимся. При необходимости резюмируйте.

• Создавайте индивидуальный стиль. Делайте свою речь непохожей на другиевыступления.

Виды публичной речи.

Публичная речь в различных ситуациях общения преследует разные цели, но, какправило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. В

деловом общении, профессиональной сфере традиционно используются определенные видыречи.

1. Информационная речь. Ее цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудитьлюбопытство. Способами создания информационной речи являются описание, повествование,рассуждение. Информационная речь должна пробуждать внимание к затронутой проблеме, вней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал спримерами и иллюстрациями. В практике вуза часто используются информационные речистудентов на семинаре, при защите реферата, курсовой и дипломной работ. Они обычновключают: определение темы, предмета исследований, методику работы, обзор имеющейсялитературы по этой теме, новизну и практическое применение.

Читайте также:  Способ статус правовой охраны

Один из распространенных видов публичных выступлений в вузе – научный доклад –сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Он содержитновые сведения, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студентвыступает на семинаре или, например, на научной конференции. Он готовится так же, как идругие устные выступления, так же обязательно нужно прочитать текст вслух передвыступлением, составить план.

Таким же образом готовится зашита реферата. Выступление включает:

• объявление темы и цели работы,

• указание на источники,

• содержание работы, включающее цитаты, факты,

• имеющиеся точки зрения.

2. Речи, обращенные к чувствам (речи по специальному поводу) делятся, как правило, напротокольную речь (рамочную), траурную речь, торжественную речь, речь в дружескомкругу. Произнесение такого рода речей обычно вызывает трудности из-за того, что необходимоправильно выбрать момент, уметь уловить настроение слушателей именно в этот момент, уметьвыразить чувства и ожидания слушающих. Необходимо говорить коротко и понятно, но приэтом выразительно. Речь должна быть оригинальной и запоминающейся.

3. Во всех областях деятельности распространена протокольная (рамочная) речь, она неявляется центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. К протокольным речам относятсяпрезентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок,зданий, мемориалов и др.).

В начале приветственной речи необходимо открыть мероприятие, по поводу которогособрались зрители и слушатели, приветствовать всех собравшихся, приветствовать докладчикаи представить его слушателям.

В конце приветственной речи благодарят докладчика и выступающих, обосновываютблагодарность и прощаются с аудиторией.

Цель торжественной речи – создать праздничное настроение. Как правило, она создаетсязаранее и должна быть короткой, оригинальной, запоминающейся. Речь по поводу юбилея илидня рождения может содержать приветствие, повод, перечисление ответственных моментов,краткую характеристику деятельности, в ней могут приводиться примеры из жизни, выражатьсяблагодарность и пожелания на будущее.

Речь в дружеском кругу, при деловом общении и личном общении имеет разные формы.Например, готовясь к выступлению перед коллегами, нужно предусмотреть следующиемоменты:

• приветствие и указание на смысл мероприятия,

• обзор работы, проделанной коллегами, лучше с каким-либо рассказом илишутливым комментарием,

• выражение надежды на дальнейшее сотрудничество,

Для подобных выступлений существуют следующие рекомендации:

• говорите с волнением в голосе, при этом выступление более сочувственновоспринимается аудиторией;

• помните, что для слушателей важнее их цели, а не цели оратора;

• не начинайте выступление со смешной истории, если она не несет никакойинформации;

• не следует говорить чересчур медленно;

• в речи должны быть неожиданные переходы;

• подводите итоги не только в конце, но и в продолжение речи;

• разрешайте аудитории спорить с вами;

• не забывайте о юморе.

Ораторская речь представляет собой монологический тип речи и имеет функционально-смысловые разновидности:

Применение отдельного типа речи связано с желанием оратора яснее и глубже выразитьсвою мысль, доказать свою точку зрения.

Повествование – это динамический тип речи, выражающий сообщение о развивающихся вовременной последовательности действиях или состояниях, имеющий специфические языковыесредства.Выделяют развернутое и неразвернутое повествование.

• Развернутое повествование показывает последовательность действий илисостояний.

• Неразвернутое выражается репликой или является введением к другим типамречи.

«Мы знаем о покойной, что это была миловидная мещаночка, жившая своей тихой

жизнью. Была она горничной, попала в любовницы к женатому буфетчику, родила ребенка,свезла его в воспитательный дом. Отлежала в больнице, жила на Пороховых заводах весьмабедно, вместе со своим маленьким братом, любила свою мать. » (Из выступления адвокатаС.А. Андреевского.«Дело Иванова»).

Описание – это констатирующая речь, которая дает представление о свойствах,характерных чертах, качествах объекта изучения путем перечисления его признаков в данныймомент.

Описание, как правило, бывает статическое. Динамическое применяется чаше всего внаучной речи, в рассказе об опытах.

«Вы видите его наружность. Хотя ему уже 27 лет, но он чрезвычайно моложав иминиатюрен. Он смотрится красивым мальчиком. Черты лица у него тонкие и правильные, нов его круглых глазах, большей частью серьезных, мелькает беспокойный огонек блуждающеймысли» (Из выступления С.А. Андреевского.«Дело Иванова»).

Рассуждение – тип речи, в котором исследуются предметы или явления, доказываютсяопределенные положения. Рассуждение образует цепь умозаключений на какую-либо тему,логически связанных между собой, и характеризуется причинно-следственными отношениями.Существуют собственно рассуждение, доказательство, объяснение. Цель собственнорассуждения – выведение нового знания.

Читайте также:  Твердение бетона способы ускорения твердения бетона при

Цель доказательства – обоснование ложности или истинности положений.

Цель объяснения – конкретизация положений, установление их достоверности.

Одна из форм рассуждения — общие места, т.е. отвлеченные рассуждения, усиливающиеаргументацию.

Не следует забывать о применении речевых клише, принятых в ораторской практике инеобходимых для установления контакта со слушателями. Оратор должен обязательнопредставиться, поблагодарить за внимание. В начале и в конце выступления следуют речевыеформулы приветствия и прощания: «Граждане, господа, коллеги», «Позвольте начатьвыступление», «Закончить выступление», «Обратить ваше внимание».

Таким образом, каждое выступление, даже самое малое, рассчитанное на небольшуюаудиторию, должно быть тщательно подготовлено, ведь как сказал великий поэт, ученый,

оратор М.В. Ломоносов: «Блаженство рода человеческого, коль много от слов зависит,всяк довольно усмотреть может».

Источник

Способы выступление с речью

2.1.1 Способы выступление с речью

Существует три способа произношения речи:

· Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст);

· Свободная импровизация (экспромт).

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады и содоклады официального содержания.

Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную основу. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. п. Такое выступление создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. У говорящего, однако, не всегда есть возможность предварительно подготовить текст.

Иногда на совещаниях, заседаниях, собраниях, встречах приходится выступать экспромтом. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизация возможна только на базе больших знаний, владения риторическими навыками.

После выступления говорящий часто отвечает на вопросы слушателей, полемизирует с ними. Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции, доброжелательности, владения юмором. Ответ выступающего предназначается не только спрашивающему но и всем присутствующим.

Методика ораторского искусства рекомендует не торопиться с ответом, а сначала убедиться, что вопрос правильно понят; отвечать лаконично, ясно и по существу, не давать необоснованных или сомнительных ответов; иметь под рукой справочный материал для тех, кто хочет получить более подробное обоснование ваших предположений.

2.2 Установление контакта с аудиторией

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления — это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами — положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт — величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу — 5 — 7 секунд.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

· Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

· Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

· Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается

· ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.

· Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

· Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

· Показ практической значимости информации.

· Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

· Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».

· Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями.

Читайте также:  Плоская система сходящихся сил аналитический способ решения

2.3 Поза, жесты, мимика оратора

Поза, жесты, мимика — принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи.

В ораторском искусстве используются:

· Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы «Говорит, что воду цедит».

· Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука).

· Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.

· Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

· Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.

Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость . Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.

2.4 Анализ ораторской речи

После ораторского выступления необходим анализ. Прежде всего для того, чтобы найти, выделить и учесть в дальнейшем недостатки.

Список использованной литературы

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Пер. с англ. — М., 1988.

2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. — М., 1991.

3. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания.-., 1989.

4. Дружинина Г. А., Чайка Г. Л. Пути формирования профессиональных качеств лектора. Лекционная пропаганда: вопросы теории, организации и методики. — К., 1989.

5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. — М., 1989.

6. Конева Е. В. Психология общения: Учеб. пособие. — Ярославль, 1992.

7. Лабунская В. А. Невербальное поведение. — Ростов, 1986.

8. Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека словно книгу: Пер. с англ. — М., 1988.

9. Леонтьев А. А. Психология общения. — М., 1997.

10. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. — М., 1997.

11. Щёкин Г. В. Практическая психология менеджмента. Как делать карьеру. Как строить организацию.— К., 1994.

Источник

Оцените статью
Разные способы