- Способы передачи чужой речи
- Способы передачи чужой речи. Способы цитирования. материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Способы передачи чужой речи
- Предварительный просмотр:
- Теоретические сведения
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы передачи чужой речи
К способам передачи чужой речи относятся:
1. Прямая речь (П) — это точно воспроизведённое высказывание какого-либо лица, которое сопровождается словами автора (а), указывающими, кому принадлежит речь, к кому обращена, при каких условиях она была произнесена и т.д.
Прямая речь на письме пишется с большой буквы и заключается в кавычки.
Постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью объясним на схемах.
1) А: «П». Николай заметил : » Мне поручено записать данные в журнал «.
2) «П?» — а. » Вы ответили на письмо Сергея Ивановича? » — уточнила Екатерина.
3) «П, — а, — п». » Сегодня прогноз погоды не соответствует реальности , — рассуждала Марина Александровна, — поэтому не стоит ему доверять «.
4) «П! -а. — П». » Не может быть ! — не унимался он. — Это вне всяких принципов «.
5) А: «П» — а. Доктор взглянул на больного, прошептав: » Бог с Вами » — тревога его улеглась.
2. Косвенная речь представляет собой сложноподчинённое предложение, в котором слова автора содержатся в главном предложении, а прямая речь — в придаточном изъяснительном, присоединённом к главному союзами или союзными словами что, чтобы, ли и др.
► При замене прямой речи косвенной учитывается тип предложения по цели высказывания.
1) Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то при замене её косвенной речью используется союз что:
• Саша сказала: «Они не спешат ехать, ждут, пока всё уладится». — Саша сказала, что они не спешат ехать, ждут, пока всё уладится.
2) Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то в косвенной речи используется в роли союза частица ли:
• Артемий спросил её: «Ты позволишь уточнить обстоятельства встречи?» — Артемий спросил, позволит ли она уточнить обстоятельства встречи.
3) Если прямая речь представляет собой побудительное предложение, то при её замене косвенной речью используется союз чтобы:
• «Не тратьте деньги впустую!» — умолял Гринёва Савельич. — Савельич умолял о том, чтобы Гринёв не тратил деньги впустую.
► Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются:
• Он часто говорил бабушке: «Ах, моя дорогая! Как мне спокойно с тобой!» — Он часто говорил бабушке, что она хорошая, что ему спокойно с ней.
3. Монолог (от греч. mо́поs — один и lógos — речь) — это пространная речь одного лица, обращённая к самому себе, зрителям, слушателям, читателям.
Монолог заключается в кавычки. Знаки внутри монолога ставятся в соответствии с общими правилами.
Доктор в накинутой на одно плечо шубе стоял на крыльце. «Что я наделал? Отдал, отрёкся, уступил. Броситься бегом вдогонку, догнать, вернуть. Лара! Лара!
Не слышат. Она думает, что всё сложилось как нельзя лучше, по её желанию. Её Юрочка, фантазёр и упрямец, наконец, смягчился, слава Создателю, и отправляется вместе с ней куда-то в верное место, к людям поумнее их, под защиту законности и порядка».
. Всем своим сознанием он был прикован к далёкой точке в пространстве. В это открытое место падал в данное мгновение свет низкого, готового к заходу солнца.
(Б. Пастернак. Доктор Живаго)
4. Диалог — это разговор двух или нескольких лиц. Каждая реплика диалога начинается с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире, кавычки не употребляются.
Маленький старичок, начальник станции, спросил:
— Стало быть, сами из России будете.
— Из Белокаменной, — ответил гость.
— Московские. Всего повидали, небось?
— Преувеличивают. Но, правда, всего навидались.
5. Несобственно-прямая речь — это свободная косвенная речь, или несобственно-прямая, в которой автор от своего лица передаёт чужие заявления, размышления.
Она ничего не говорила, не думала. Ряды мыслей, общности, знания, достоверности привольно неслись, гнали через неё, как облака по небу и как во время их прежних ночных разговоров. Вот это-то, бывало, и приносило счастье и освобождение. Не головное, горячее, друг другу внушаемое знание. Интуитивное, непосредственное.
О, какая это была любовь, вольная, небывалая, ни на что не похожая! Они думали, как другие напевают.
(Б. Пастернак. Доктор Живаго)
6. Цитирование — это разновидность прямой речи, представляющая собой дословные выдержки из каких-либо источников, высказываний, сочинений.
1) «Цитата», — а.
«Есть писатели такие, что их хоть на Мадагаскар посылай на вечное поселение — они и там будут писать роман за романом. А мне надо родное, всякое — хорошее, плохое — только родное», — писал А.И. Куприн, находясь в Париже.
2) А: «Цитата. «
В письме от 6 августа 1924 года И.А. Куприн жаловался И.Е. Репину: «Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня. »
3) А: «. цитата».
Чуть ниже читаем: «. отдалённость от родины приплюснула мой дух к земле».
4) А: «Цита. та». (многоточие на месте пропуска слов в цитате).
И.А. Куприн говорил: «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте выражается индивидуальность . но в любви».
5) Текст + цитата как часть предложения (указание на автора)
И.А. Куприн так ярок, так «чрезвычайно талантлив» (слова И.А. Бунина), что его повествование о том, чем является повседневная жизнь рядового человека, не просто любимо читателем, но бессмертно.
6) При цитировании стихотворения с точным соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся:
А И. Куприн, когда создавал свои книги, не раз мысленно обращался к стихотворению Г. Р. Державина:
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
7) Эпиграф — изречение (или цитата), помещаемое перед произведением, в кавычки не берётся; ссылка на источник даётся на следующей строке без скобок.
Повести И.А. Куприна «Суламифь» предшествует такой эпиграф:
Положи мя, яко печать, на сердце твоем,
яко печать, на мышце твоей:
зане крепка, яко смерть, любоеь;
жестока, яко смерть, ревность:
стрелы ее — стрелы огненные.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека. Предлагаю вспомнить способы передачи чужой речи и способы цитирования. Материал будет полезен ученикам при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_peredachi_chuzhoy_rechi.docx | 15.67 КБ |
sposoby_tsitirovaniya.docx | 13.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы передачи чужой речи.
Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека.
Речь другого лица (одно или несколько предложений) может быть передана словами автора:
1. Черт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал ей руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласится удовлетворить его страсти и, как водится, наградить, то он готов на все: кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло. (Н. Гоголь.)
Этот отрывок тематически состоит из двух частей. В начале отрывка описано поведение черта в хате у Солохи. Эта часть заканчивается словами охал и сказал напрямик . А дальше автор пересказывает слова черта, передает общий смысл того, что сказал черт. Это — косвенная речь . Между обеими частями отрывка — между авторской речью и косвенной речью — существует не только тематическая, но еще и грамматическая связь. Она выражается в том, что от слова сказал в авторской речи можно поставить вопрос к косвенной речи: сказал что? Значит, авторская речь — это главная часть, а косвенная речь — подчиненная часть, которая присоединяется к главной союзом что . Вместе они составляют сложноподчиненное предложение.
Речь постороннего лица (или нескольких лиц) может быть точным воспроизведением высказывания, например:
2. Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: « Осень лучше всех времен года! » (К. Ушинский.)
3. « Славная погода завтра будет », — заметил я, глядя на светлое небо. (И. Тургенев.)
4. « Ну, барин , — закричал ямщик, — беда: буран! » (А. Пушкин.)
В примерах 2—4 есть точно воспроизведенная речь посторонних лиц, или иначе — прямая речь . Во всех этих примерах слова автора представляют собой простое предложение. Прямая речь располагается то после простого предложения, то перед ним, то даже простое предложение оказывается в середине прямой речи.
Способы передачи чужой речи
Прямая речь — дословное воспроизведение чужого высказывания.
Косвенная речь — пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения.
Он сказал: «Я хочу пойти с вами». – прямая речь.
Он сказал, что хочет пойти с нами . – косвенная речь в форме придаточного предложения
Он сказал о своем желании пойти с нами. – косвенная речь в форме второстепенных членов простого предложения.
В косвенной речи слова говорящего претерпевают изменения: все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа; обращения, междометия, эмоциональные частицы опускаются, заменяясь другими лексическими средствами.
Брат сказал: « Я приду поздно». (прямая речь) — Брат сказал, что он придет поздно. (косвенная речь)
Она говорила мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!» (прямая речь) — Она восторженно говорила мне, что я очень хороший. (косвенная речь)
Вопрос, переведенный в косвенную речь, называется косвенным вопросом и оформляется двумя способами:
Я все думал, кто бы это был.
Я все думал: кто бы это был?
Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон.
1) прямая речь после слов автора:
Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро».
Мама переспросила: «Сколько тебе нужно, минут пять?»
2) прямая речь до слов автора:
«Я остаюсь дома» , — сказал я решительно.
«Почему?» — удивился Антон.
3) слова автора разрывают прямую речь:
«Пойду спать, — решил Мельников. — Очень тяжелый выдался день».
«Решено, — мечтательно добавил он про себя, — хоть в выходные я наконец высплюсь».
«Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами». (В последнем примере в словах автора находятся два глагола со значением речемыслительной деятельности, первый из которых относится к предыдущей части прямой речи, а второй — к последующей; именно это вызывает такую постановку знаков препинания.)
4) прямая речь внутри слов автора:
Он бросил через плечо: «Иди за мной» , — и не оглядываясь зашагал по коридору.
Предварительный просмотр:
Основные способы цитирования.
Тема, о которой сегодня пойдет речь, очень важна для развития практических умений, прежде всего для умений выделять в письменных работах эпиграфы и поэтические цитаты-строфы в сочинениях на литературную или свободную тему, для написания сочинений на итоговой государственной аттестации в 9 и 11 классе ( часть С ГИА в 9 классе и часть С ЕГЭ в 11 классе), когда выпускнику необходимо грамотно использовать цитаты в письменных работах.
Для чего нужны цитаты в тексте? Прежде всего, в качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения, тем более что на экзамене сочинение без опоры на текст не оценивается.
Существуют специальные правила цитирования. Вот некоторые из них:
1. Цитата должна быть точной. Очень часто в своих сочинениях и других работах учащиеся нарушают это правило, приводя в пример цитаты, не подходящие по смыслу.
2. Цитата должна быть уместной. Очень часто бывает так, что цитата подходит по смыслу, но использовать ее нельзя по этическим или стилевым нормам.
3. Цитата должна быть короткой. Почему? Во-первых, короткая цитата легче запоминается и воспринимается, а во-вторых, короткая цитата показывает умение точно выражать свою мысль. (В связи с данным правилом вспоминается известная фраза русского писателя А.П.Чехова: « Краткость – сестра таланта ».)
Вы, наверное, знаете, что речь талантливых людей изобилует пословицами, крылатыми фразами. Таких людей интересно слушать, их речь привлекает внимание, запоминается. И пословицы, и крылатые фразы имеют маленький объем и не перегружают речь человека и его память, но говорят о его эрудиции, находчивости, грамотности. А это значит, что сегодняшняя тема направлена не только на развитие речи, но и повышение ее культуры.
Основные способы цитирования
Теоретические сведения
Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова.
Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.
В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.
Цитаты оформляются следующими способами:
• предложениями с прямой речью.
Например: Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» ;
• предложениями с косвенной речью.
Например: А. П. Чехов подчеркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою» ;
• предложениями с вводными словами.
Например: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей» .
Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль:
Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В Брюсов:
Быть может, все в жизни лишь средство
Для ярко-певучих стихов,
И ты с беспечального детства
Ищи сочетания слов.
Цитата из стихотворений в кавычки не заключается, если соблюдена стихотворная строка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Способы передачи чужой речи»
Презентация при изучении темы «Способы передачи чужой речи» 8 класс. Может использоваться при изучении темы «Прямая речь » в 5 классе.
«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»
Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера.
Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.
Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.
Русский язык. Способы передачи чужой речи. Цитирование (8 класс общеобразовательной школы)
Урок с использованием информационных технологий (применении на уроке интерактивной доски, персонального компьютера, сканера, документ-камеры)Цели:Обучающие:-формирование навыка постановки знаков препи.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи». 11 класс/второй курс СПО.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь
Сценарий урока в 11 классе при повторении способов передачи чужой речи.
Конспект урока по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.»
Урок по русскому «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.» с использованием технологии проблнмного обучения.
Источник