Способы выражения значения числа имен существительных

Содержание
  1. Способы выражения значения числа имен существительных
  2. Значение категории числа и способы выражения
  3. Число имен существительных
  4. Единственное и множественное число имён существительных
  5. Способы образования множественного числа существительных
  6. Особенности употребления существительных во множественном числе
  7. Способ выражения числа у существительных
  8. Число имён существительных
  9. Единственное и множественное число имён существительных
  10. Как образовать множественное число существительных?
  11. Видеоурок
  12. Урок русского языка. Способы выражения грамматического значения числа. план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему
  13. Скачать:
  14. Предварительный просмотр:
  15. 1) Для большинства учащихся.
  16. Образовать формы множественного числа данных существительных, выделить окончания и поставить ударение. Определить грамматические средства выражения числа.
  17. Придумайте предложения, в которых эти существительные стояли бы во множественном числе. (Возможно, у некоторых учащихся возникнут затруднения при образовании форм множественного числа. Учитель должен разъяснить, как правильно произносить эти слова).

Способы выражения значения числа имен существительных

Категория числа имен существительных

Категория числа имени существительного — выражение противопоставления одного предмета или явления раздельному множеству тех же предметов или явлений: дом — дома, песня — песни, окно — окна. Все существительные имеют значение либо единственного числа (один предмет) либо множественного (несколько тех же предметов). Большинство существительных в современном русском языке изменяется по числам. Существительные, имеющие формы единственного и множественного числа, называют, как правило, реальные предметы (события, факты), подвергающиеся счету, и относятся к лексико-грамматическому разряду конкретных существительных. Существительные, обозначающие предметы, понятия и явления, не имеющие противопоставления один – несколько, по числам не изменяются, а имеют форму лишь одного числа — единственного или множественного. К словам, имеющим форму только одного числа, относятся собирательные, вещественные, абстрактные существительные и небольшая группа конкретных существительных. Парадигма таких существительных является неполной.

Основной способ выражения грамматического значения числа — окончание. Кроме этого, значение числа может выражаться:

а) при помощи суффикса -ј- (брат — братј-а, колос — колос-ј -а),

б) заменой суффикса (котёнок — котята),

в) изменением места ударения (рука — руки, век — века),

г) чередованием звуков (друг — друзья),

д) супплетивным способом (ребенок — дети).

В современном языке формы множественного числа именительного падежа могут иметь окончания –ы (-и) (более продуктивный способ) или –а (я) (менее продуктивный способ). Варианты окончаний закреплены нормой.

Некоторые слова-омонимы имеют в именительном падеже множественного числа разные окончания в зависимости от значения: тоны (музыкальные) — тона (цветовые), цветы (растения) — цвета (окраски), ордены (рыцарские, монашеские) – ордена (награды, знаки отличия).

Существительные, употребляющиеся в форме только одного числа

(singularia tantum и pluralia tantum )

Существительные, употребляющиеся только в форме единственного числа – singularia tantum ( s . t .), обозначают предметы, понятия, котолрые нельзя сосчитать, к ним относятся:

1. Вещественные существительные: аспирин, железо, кожа, молоко, ртуть.

2. Собирательные:существительные молодежь, мошкара, периодика, сырье.

3. Абстрактные (отвлеченные) существительные: бездуховность, волейбол, горе, желтизна.

4. Имена собственные: географические наименования: Енисей, Гродно, Монблан; астрономические названия: Вернера, Марс и т.д.

5. Названия художественных произведений: «Шинель», «Война и мир».

Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа — pluralia tantum ( pl . t .) представлены следующими группами слов:

1. Вещественные существительные: дрожжи, опилки, сливки.

2. Собирательные существительные: деньги, джунгли, промтовары.

3. Абстрактные (отвлеченные) существительные, обозначающие сложные или многократные действия, процессы, в которых принимает участие несколько человек: бега, выборы, переговоры; состояния природы: заморозки, сумерки.

4. Имена собственные: Альпы, Васюки, Жигули.

Конкретные существительные (небольшая группа), слова, типа: сани, брюки, прятки и.т.п.

Источник

Значение категории числа и способы выражения

Категория числа — это словоизменительная грамматическая категория, выражающая в противопоставлении соотносительных форм единственного/множественного числа значение единичности/множественности предметов. Формы единственного числа указывают на один предмет, формы множественного числа — на два и более предметов.

Основным средством выражения значения числа является флексия, причем одновременно она выражает значение рода (в ед. числе) и падежа, город — города, дуб — дубы, береза — березы, озеро — озера.

Совместно с окончанием в выражении грамматического значения числа могут участвовать:

— суффиксы (при этом происходит их чередование, усечение или наращение): котенок — котята (чередование) крестьянин — крестьяне (усечение) сын — сыновья (наращение);

— чередования фонем в основе: ухо — уши;

— ударение: оʹзеро — озёʹра, ногаʹ — ноʹги.

При образовании форм числа может иметь место супплетивизм: ребенок — дети, человек — люди.

Все названные средства относятся к синтетическим, используются также и аналитические способы — формы согласования, которые актуальны, прежде всего, для несклоняемых существительных, старинное трюмо — старинные трюмо, огромное фойе — огромные фойе.

По отношению к категории числа все существительные могут быть разделены на следующие группы:

1) слова, имеющие формы обоих чисел (изменяющиеся по числам): гора — горы, окно — окна;

Читайте также:  Pozzolan mask pack способ применения

2) слова, имеющие форму только ед. числа (singularia tantum), но значения числа у них нет, так как обозначаются несчитаемые предметы: воздух, сахар;

3) слова, имеющие форму только мн. числа (pluralia tantum); количество предметов при этом может быть либо неопределенным (один или несколько): ножницы, грабли,либо значения числа нет вообще, так как обозначаются несчитаемые предметы: отруби, макароны;

4) слова не имеют показателей числа, значение числа неопределенно и может быть выражено в тексте только синтаксически: красивоебра —красивыебра,при отсутствии таких показателей число существительного установить нельзя: купилибра.

Значение грамматической категории числа обусловлено, с одной стороны, действительностью, с другой — структурными возможностями языка. Слова, имеющие формы обоих чисел и представляющие наиболее многочисленную группу лексем, в формах ед./мн. числа обычно отражают реально существующее количество предметов и явлений. Существительные, имеющие формы только ед. числа, обнаруживают тенденцию к тому, чтобы использовать предоставляемые структурой языка возможности образования форм мн. числа, но при этом возникают различные семантические и функционально-стилистические сдвиги, так, формы вещественных существительных соли, сахара, кислоты, горохи, пески, снегаи др. указывают или на различные сорта вещества и используются в профессиональной сфере, или на большие пространства, занятые веществом.

Формы мн. числа отвлеченных существительных в целом характеризуются конкретизацией значения, используются также в профессиональном и в газетно-публицистическом стиле: инициативы, заготовки, сложности, поставкии др.

Источник

Число имен существительных

О чем эта статья:

Единственное и множественное число имён существительных

Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и изменяется по падежам и числам.

Число имен существительных — это непостоянный грамматический признак существительного. Проще говоря, существительные могут изменяться по числам: быть в форме единственного и множественного числа.

Единственное число — грамматическое число, которое используют для обозначения одного предмета.

Например: ложка, стол, машина.

Множественное число — грамматическое число, которое используют для обозначения нескольких предметов. Они всегда объединены каким-то признаком.

Например: вилки, стулья, велосипеды.

В русском языке все существительные можно разделить на три группы:

Существительные, которые изменяются по числам
подушка — подушки
сестра — сестры
груша — груши

Существительные, которые употребляются только в единственном числе
(мука, любовь, снег);

Существительные, которые употребляются только во множественном числе
(обои, бусы, весы).

Способы образования множественного числа существительных

Форма множественного числа существительных образуется с помощью окончаний -и/-ы, -а/-я, -е:

Для образования множественного числа слов можно использовать формообразующие суффиксы и окончания:

дочь — дочери (суффикс -ер-);

небо — небеса (суффикс -ес-).

Чередование суффиксов также образует форму множественного числа слов:

лисёнок (суффикс -енок-) — лисята (суффикс -ят-);

телёнок (суффикс -енок-) — телята (суффикс -ят-).

В редких случаях формы множественного числа можно образовать с помощью смены корня:

Такое формообразование называется супплетивным.

Супплетивные формы — это формы одного слова, которые образованы от разных корней.

Некоторые многозначные слова образуют по-разному формы множественного числа:

корень — корни дерева и коренья петрушки;

лист — листы бумаги и листья растений.

У несклоняемых существительных множественное число выражается через сочетание со словами других частей речи:

подъехавшее такси — быстрые такси;

бежевое пальто — длинные пальто.

Еще один признак формы множественного числа у существительных — перемещение ударения и чередование согласных:

Особенности образования форм множественного числа у некоторых имён существительных:

Слова «сын» и «кум» во множественном числе приобретают суффикс -ов: сыновья, кумовья.

Слова «чудо», «небо» и «древо» во множественном числе приобретают суффикс -ес: чудеса, небеса, древеса.

Слово «ухо» во множественном числе имеет основу уш-: уши, ушей, ушам.

Слово «судно» во множественном числе теряет последнюю фонему корня -н: суда, судов, судам.

А еще бывают существительные, которые можно использовать только в единственном или только во множественном числе. Вот они:

группы предметов: белье, барахло, малышня, листва;

вещественные существительные: кофе, цемент, лён, масло, сахар, нефть;

качества или признаки: голубизна, грусть, темнота, сила;

отвлеченные или абстрактные существительные: добро, горе, веселье, краснота, бег, седина;

собирательные существительные: учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора;

названия действий или состояний: пение, рисование, ходьба, мытье;

некоторые имена собственные: Россия, Урал, Сургут, Кавказ.

Может быть так, что существительное, у которого есть только форма единственного числа, образует форму множественного числа. В таком случае значение слова изменится:

У вещественных существительных форма множественного числа может значить:

вид, сорт вещества: вино — сухие вина, сахар — вредные сахара;

большое пространство, которое покрыто этим веществом: вода — воды речные, песок — пески пустыни;

У отвлеченных существительных форма множественного числа может значить:

различные проявления качеств, свойств, состояний: седина — красота седины, бег — интенсивность бега;

длительность, многократность и степень проявления признака, состояния, действия: мороз — длительные морозы, веселье — много веселья, крик — крики.

Только форму множественного числа имеют:

Читайте также:  Формы предоставления информации по способу представления

парные предметы, которые состоят из двух частей: ножницы, лыжи, двери, перчатки, линзы;

составные предметы: счеты, грабли, часы;

вещественные существительные: отруби, чернила, сливки, духи;

временные промежутки: выходные, каникулы, сутки;

собирательные существительные: деньги, финансы, дебри;

названия игр: шашки, догонялки, прятки;

названия действий и отвлеченные существительные: выборы, хлопоты, именины;

некоторые имена собственные: Уральские горы, Карпаты, Афины;

Особенности употребления существительных во множественном числе

А вот и правила употребления некоторых имён существительных во множественном числе.

Единственное число: сапог, ботинок, валенок.

Множественное число: пара сапог, пара ботинок, пара валенок.

Единственное число: носок.

Множественное число: пара носков.

Единственное число: мандарин, яблоко, помидор.

Множественное число: много мандаринов, много яблок, много помидоров.

Источник

Способ выражения числа у существительных

Число имён существительных

Число имён суще­стви­тель­ных — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов, обо­зна­ча­ю­щих кон­крет­ные пред­ме­ты, кото­рые под­ле­жат счёту.

Узнаем, что такое чис­ло имён суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке, какие сло­ва этой части речи изме­ня­ют­ся по чис­лам, каки­ми спо­со­ба­ми выра­жа­ет­ся чис­ло имён существительных.

С чис­лом имён суще­стви­тель­ных начи­на­ют зна­ко­мить со 2 клас­са. Затем эти зна­ния углуб­ля­ют и попол­ня­ют во вто­ром, тре­тьем и чет­вер­том классе.

В рус­ском язы­ке у имен суще­стви­тель­ных раз­ли­ча­ют един­ствен­ное и мно­же­ствен­ное чис­ло. Рассмотрим более деталь­но, что выра­жа­ет эта грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия в рус­ском языке.

Единственное и множественное число имён существительных

Категория чис­ла у имен суще­стви­тель­ных явля­ет­ся непо­сто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком. Понятие чис­ла у имён суще­стви­тель­ных свя­за­но с воз­мож­но­стью сосчи­тать пред­ме­ты. Если о пред­ме­те сооб­ща­ют как об одном экзем­пля­ре, то сло­во, его обо­зна­ча­ю­щее, име­ет фор­му един­ствен­но­го числа:

Все эти суще­стви­тель­ные соче­та­ют­ся со сло­ва­ми «один», «одна», «одно». Эта соче­та­е­мость ука­жет, что суще­стви­тель­ное име­ет фор­му един­ствен­но­го числа.

Если гово­ря­щий сооб­ща­ет о пред­ме­тах, кото­рых мно­го или несколь­ко, то суще­стви­тель­ное име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го числа:

Большинство слов могут обра­зо­вать фор­му един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Понаблюдаем:

  • зем­ля — несколь­ко земель;
  • обла­ко — обла­ка, мно­го облаков;
  • поезд — поез­да, шесть поездов;
  • вещь — вещи, мно­го вещей, две­на­дцать вещей.

Уточним, что суще­стви­тель­ные в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла упо­треб­ля­ют­ся с чис­ли­тель­ны­ми, начи­ная с пяти и далее. Числительные два-четыре управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла (две тет­ра­ди, три дома, четы­ре дере­ва).

По чис­лам изме­ня­ют­ся суще­стви­тель­ные, кото­рые мож­но сосчи­тать. Такие сло­ва обо­зна­ча­ют кон­крет­ные пред­ме­ты, явле­ния живой и нежи­вой природы:

  • подуш­ка — подушки;
  • клён — клёны;
  • окунь — окуни;
  • соба­ка — собаки.
  • соби­ра­тель­ные суще­стви­тель­ные (род­ня, листва);
  • веще­ствен­ные суще­стви­тель­ные (мёд, рези­на);
  • абстракт­ные суще­стви­тель­ные (брат­ство, сме­лость);
  • назва­ния сто­рон све­та (север, запад)
  • назва­ния пар­ных пред­ме­тов (шор­ты, очки);
  • назва­ния игр, отрез­ков вре­ме­ни (жмур­ки, сут­ки);
  • назва­ния дей­ствий (про­во­ды, сбо­ры);
  • назва­ния веществ и остат­ков (хло­пья, очист­ки)

Как образовать множественное число существительных?

1. Форма мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных обра­зу­ет­ся от твер­дой или мяг­кой осно­вы сло­ва в един­ствен­ном чис­ле с помо­щью окон­ча­ний -и/-ы, -а/-я, -е:

  • ого­род — ого­род ы
  • краск а — краск и
  • борт — борт а
  • якорь — якор я
  • рос­си­я­нин — рос­си­ян е

2. В обра­зо­ва­нии мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных участ­ву­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы и окончания:

  • дочь — доч ер и
  • неб о — неб ес а
  • корень — коре­нья [ й’ а ]

3. Чередование суф­фик­сов обра­зу­ет фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла слов:

  • скворч онок — скворч ат а
  • еж онок — еж ат а
  • лис ёнок — лис ят а
  • тел ёнок — тел ят а

4. При обра­зо­ва­нии фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла в неко­то­рых сло­вах про­ис­хо­дит усе­че­ние осно­вы и чере­до­ва­ние суффиксов:

  • о пён ок — оп ят а
  • цвет ок — цвет ы
  • горож анин — горож ан е
  • суд­но — суда

5. С помо­щью сме­ны кор­ня (суп­пле­ти­визм) обра­зу­ют­ся фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла существительных:

Отметим, что ряд мно­го­знач­ных слов обра­зу­ют по-разному фор­мы мно­же­ствен­но­го числа:

  • зуб — зубы ребён­ка и зубья бороны;
  • мех — меха (пуш­ни­на) и куз­неч­ные мехи;
  • лист — листы бума­ги и листья растений;
  • тон — тона (цве­та) и тоны (зву­ки);
  • муж — мужья (супру­ги) и учё­ные мужи;
  • образ — обра­за (ико­ны) и худо­же­ствен­ные образы.

У нескло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных мно­же­ствен­ное чис­ло выра­жа­ет­ся син­так­си­че­ски, то есть соче­та­е­мо­стью со сло­ва­ми дру­гих частей речи:

  • новое бра — кра­си­вые бра;
  • подъ­е­хав­шее так­си -быст­рые такси;
  • беже­вое паль­то — длин­ные пальто;
  • весё­лый кон­фе­ран­сье — ост­ро­ум­ные конферансье.

Видеоурок

Урок русского языка. Способы выражения грамматического значения числа.
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Урок предполагает закрепление знаний учащихся о способах выражения форм числа существительного, обобщение материала с использованием групповой, индивидуальной форм работы.

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka._sposoby_vyrazheniya_grammaticheskogo_znacheniya_chisla.docx 21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Прикуле Марина Николаевна

Учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 6 классе (УМК авторов М.В. Панов, С.М.Кузьмина и др )

Тема: Способы выражения грамматического значения числа.

Цель: Ученики должны знать способы выражения грамматического значения числа, понимать отличия парадигм существительных единственного и множественного числа.

  • уметь объяснять, какие грамматические средства использовались для выражения формы единственного или множественного числа;
  • уметь, образовывать форму множественного числа, находить грамматические средства выражения числа;
  • уметь работать с текстом научного стиля;
  • знать способы выражения грамматических значений числа словоформы.
  • знать нормы произношения некоторых слов во множественном числе.
  • уметь аргументировать ответ;
  • обучаться правильному употреблению существительных в речи.
  • развивать аналитические способности,
  • развивать умение доказывать правильность своей точки зрения;
  • развивать внимание, мышление, память,
  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать самостоятельность, ответственность,
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания . Повторение.

1 ) Фронтальный опрос. Для анализа дома учащимся были предложены предложения из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты».

— Назовите слова, которые имеют только форму множественного числа и докажите это. Какие из них относятся к считаемым предметам?

  • Почему ворота – считаемый предмет, а мурашки – несчитаемый?
  • Назовите формы слов, имеющих только форму единственного числа, докажите это. Какой тип лексического значения они имеют?
  • В каком случае слово глупость будет иметь множественное число? Приведите примеры.

Учащиеся должны привести примеры, в которых глупость называет результат действия, допустим: Не делайте глупостей!

Таким образом, урок должен будет представлять собой развернутое закрепление материала о числе существительных, обобщение, повторение некоторых ранее изученных тем.

Внимание учащихся обращается на то, что со способами грамматического выражения числа они уже встречались в предыдущих параграфах.

  • Какие отношения существуют между словом и словоформой? Как выражаются грамматические значения словоформы? Как соотносятся грамматические значения и грамматические средства?
  1. Новый материал. Наблюдение.

1) Работа у доски 1 ученика. Постройте парадигму существительного река .

— При помощи каких грамматических средств выражается грамматическое значение числа существительного река ?

Вывод : основное грамматическое средство, выражающее грамматическое значение словоформы, – окончание. Дополнительные грамматические средства – ударение.

2) Работа у доски 2 ученика.

Постройте парадигму существительного котенок и крестьянин.

— При помощи каких грамматических средств выражается грамматическое значение числа существительного котенок, крестьянин ?

Вывод: Окончание и и чередование морфем в основе словоформ. Форму числа у существительного можно узнать по основе: брат — брат ь я, кот енок — кот ят а, горож анин — горож ан е.

3) Чтение материала учебника и анализ (стр. 200-201).

У некоторых существительных формы единственного и множественного числа различаются не только окончаниями, но и основами.

  1. Во множественном числе к основе присоединяется суффикс –j-: кол – колья, брат – братья, сук – сучья.
  2. Во множественном числе меняется суффикс – онок — на – ат-а : котёнок – котята, цыпленок – цыплята, зайчонок – зайчата.
  3. У некоторых слов во множественном числе усекается часть основы: горожанин – горожане, крестьянин – крестьяне.
  4. В формах человек – люди, ребёнок – дети используются разные основы.

— Как называется уникальный способ образования формы слова, когда в одной парадигме слова отличаются корнем, например ребёнок – дети ? Супплетивизм. Вспомните, где мы уже встречались с этим явлением? При изучении аффиксов. Приведите примеры.

4. Групповая работа с текстом.

Учитель (или ученик) читает текст, спроецированный на доску. Текст можно также раздать каждой группе.

Доктор возвращался домой. Он ехал по широчайшим асфальтовым улицам, которые были освещены ярче, чем залы, и цепь фонарей бежала над ним высоко в небе. Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком. Вокруг фонарей сыпалась, пела и гибла мошкара. Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, черная и блестящая, как смола. Город опрокидывался в воду, тонул, уплывал и не мог уплыть, только растворялся нежными золотистыми пятнами.

  • Выпишите существительные в 2 столбика, разделив их по числам. Какие грамматические средства выражают значение числа?
  • Найдите и запишите однокоренные слова и формы одного и того же слова. В чем их отличие?

— Найдите существительные, называющие несчитаемые предметы, докажите это.

Выступления групп. Обсуждение.

1) Для большинства учащихся.

Образовать формы множественного числа данных существительных, выделить окончания и поставить ударение. Определить грамматические средства выражения числа.

Магазин, адрес, отпуск, директор, шофер, торт, столяр, бант, крыло, доктор, стул, северянин, лисенок.

Придумайте предложения, в которых эти существительные стояли бы во множественном числе. (Возможно, у некоторых учащихся возникнут затруднения при образовании форм множественного числа. Учитель должен разъяснить, как правильно произносить эти слова).

2) Индивидуальное задание для 4-5 учащихся ( на карточке или отдельном листке).

От следующих существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Если есть варианты форм, укажите, чем они различаются.

Поставьте ударение в образованных формах.

Платьице, договор, мать, берег, орден, пожарище (сильный пожар), ветер, рукав,сторож, век, вымпел, год, городишко, доктор, жеребенок, зеркальце, провод, инспектор, корень, воз, колокол, колесо, кольцо, долг, лагерь, мех, народ, отпуск, плечо, профессор, серп, глаз, станция, судья.

Источник

Читайте также:  Способы отчуждения частной собственности
Оцените статью
Разные способы