- Урок — практикум в 10 классе по русскому языку «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Проект урока русского языка в 10 классе по теме «Способы выражения темы текста. Заглавие»
- Просмотр содержимого документа «Проект урока русского языка в 10 классе по теме «Способы выражения темы текста. Заглавие»»
- Конспект урока русского языка по теме «Текст. Смысловые типы речи» в 10 классе план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок — практикум в 10 классе по русскому языку «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов»
Урок — практикум в 10 классе по русскому языку.
ТЕМА: «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов»
Основные этапы работы над текстом: определение темы, идеи текста, авторской позиции, подбор аргументов для высказывания собственного мнения.
Если тема и идея, проблема текста будут определены неверно, то и все рассуждения окажутся неправильными.
Кроме того, при написании сочинения-рассуждения вы обязательно должны аргументировать свою позицию, приведя убедительные доводы, основанные на читательском или жизненном опыте.
Задачи урока – потренируемся в определении основных признаков текста.
Вначале давайте повторим изученное о тексте.
1. Что называют текстом? – сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
2. Что называют темой текста? ( О чём? О ком?)
3. Какими способами может быть представлена тема текста?
а) заглавием.
б) начальными и конечными предложениями.
в) ключевыми словами.
4. Как синтаксически может быть оформлено начало текста?
а) начальное двусоставное предложение.
б) односоставное назывное предложение.
в) именительный представления (темы)
г) обращением.
5. Какую роль в выражении темы играет последнее предложение?
— усиливает основную мысль, иногда содержит итог, вывод.
Часто начальное и последнее предложения становятся афоризмами.
Например: У сильного всегда бессильный виноват.
А ларчик просто открылся.
Слона — то я и не приметил.
6. Что такое проблема?
II.
Откроем упражнение 106 страница 210(учебник для 10 класса Бабайцевой) – прочитать вслух.
— Какова тема текста? (чего?) Совести и чести.
— Как можно озаглавить текст? Например: Что есть совесть и честь.
Различия между совестью и честью.
— Как в тексте оформлено начало? – двусоставное предложение.
— Переделайте начало текста и в именительный представления (стр.38)
Честь и совесть… Что это за понятия? Есть ли какие-нибудь различия между ними?
Обращения —
Человек! А ты сможешь быть честным?
Всегда ли ты поступаешь по совести?
— Если тема текста – тема: «Совести и чести», — то как может быть сформулирована проблема?
Чести и совести.
1. проблема чести и совести.
2. чести человека.
3. чести и совести в литературе.
4.проявления чести и совести в повседневной жизни.
5.в экстренной обстановке.
6. чести и совести истинной и ложной
Как сформулировать проблему этого текста?
Как выражена авторская позиция?
— Что всегда есть в человеке?
— Что есть истинная и ложная честь.
— В обществе ложные представления о чести.
— Поддерживаете вы или нет авторскую позицию?
Приведите 2 аргумента в поддержку и 2 против.
За: 1. Даже у закоренелых преступников просыпается совесть, обращаются к Богу.
2. Иногда точит червь сомнения – совесть.
3. Строительство БАМа, который сейчас не нужен, но строили…
4. Экология и честь предприятия. Выгода и прибыль.
— Личностная позиция:
а) на жизненном опыте.
б) на литературном материале (предпочтение).
На доске.
а)
I. Не будет ли честный человек белой вороной в современном обществе?
II. Что значит быть честным в наше время?
III. Всегда ли надо поступать по совести? (Нужна ли совесть в наше время?)
↑
2-3 аргумента.
б)
В каких художественных произведениях поднимается проблема чести и совести?
— Какой вывод можно сделать из статьи?
Почему эта проблема актуальна? (так как это публицистический стиль)
III. Текст «Культура и совесть» Д.С.Лихачева.
Разберём несколько другой взгляд на проблему совести. У нас свободное общество.
— Что важнее: совесть или свобода?
— Всегда ли вы выбираете совесть или свободу?
На эти вопросы рассуждает Д.С.Лихачёв в своей статье.
При чтении текста найдите ответы на вопросы, записанные на доске.
— Может ли человек, считающий себя свободным, делать всё, что ему угодно?
— В каком случае можно говорить о настоящей внутренней свободе человека?
— Какой поступок можно назвать свободным?
— Что такое совесть в понимании Д.С.Лихачёва?
а) ответить на эти вопросы – устно.
б) – проверка понимания прочитанного текста
— выявление позиции автора.
— выражение позиции автора.
— выражение позиции учащегося.
Проблема текста – совесть как основа полной независимости человека.
Точка зрения автора (авторская позиция).
Совесть – защитник внутренней свободы человека. Основа независимости человека, его внутренней цельности, сохранения его индивидуальности.
Позиция учащегося (личностная).
— свобода бескорыстна?
— истинно свободен тот, кого внешние обстоятельства жизни не порабощают?
Вывод по тексту.
— своё отношение к теме текста.
— удалось ли автору заставить вас размышлять над теми вопросами, которые волнуют его самого?
— Каково будет домашнее задание? (Написать сочинение по тексту Лихачева).
— Каков жанр домашнего сочинения?
— Вспомните композицию сочинения – рассуждения.
— Как можно называть сочинение?
— Какие проблемы поднимем в сочинении?
Честь и совесть.
Свобода и совесть.
Истинная и ложная честь.
Совесть – основа свободы.
Учебник русского языка для 10 класса под редакцией Бабайцевой В.В.
Д.С.Лихачев: «Письма о добром и прекрасном»
«Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика»-издательство «Учитель»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 329 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 330 человек из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Описание материала:
«Урок — практикум в 10 классе по русскому языку.
«ТЕМА: «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов» Повторение.
«Основные этапы работы над текстом: определение темы, идеи текста, авторской позиции, подбор аргументов для высказывания собственного мнения.
«Если тема и идея, проблема текста будут определены неверно, то и все рассуждения окажутся неправильными. Кроме того, при написании сочинения-рассуждения вы обязательно должны аргументировать свою позицию, приведя убедительные доводы, основанные на читательском или жизненном опыте.
«Задачи урока – потренируемся в определении основных признаков текста. Вначале давайте повторим изученное о тексте.
- Что называют текстом? – сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
- Что называют темой текста? (О чём? О ком?)
- Какими способами может быть представлена тема текста? а) заглавием. б) начальными и конечными предложениями. в) ключевыми словами.
- Как синтаксически может быть оформлено начало текста? а) начальное двусоставное предложение. б) односоставное назывное предложение. в) именительный представления (темы) г) обращением.
- Какую роль в выражении темы играет последнее предложение? — усиливает основную мысль, иногда содержит итог, вывод. Часто начальное и последнее предложения становятся афоризмами. Например: У сильного всегда бессильный виноват. А ларчик просто открылся. Слона — то я и не приметил.
- Что такое проблема?
Откроем упражнение 106 страница 210(учебник для 10 класса Бабайцевой) – прочитать вслух. — Какова тема текста? (чего?) Совести и чести. — Как можно озаглавить текст? Например: Что есть совесть и честь. Различия между совестью и честью. — Как в тексте оформлено начало? – двусоставное предложение.
«- Переделайте начало текста и в именительный представления(стр.38 «)
«Письменно: Честь и совесть… Что это за понятия? Есть ли какие-нибудь различия между ними?
«Письменно: Обращения — Человек! А ты сможешь быть честным? Всегда ли ты поступаешь по совести?- Если тема текста – тема: «Совести и чести», — то как может быть сформулирована проблема Как сформулировать проблему этого текста? Как выражена авторская позиция?- Что всегда есть в человеке? — Что есть истинная и ложная честь. — В обществе ложные представления о чести. — Поддерживаете вы или нет авторскую позицию? Приведите 2 аргумента в поддержку и 2 против.
- «Даже у закоренелых преступников просыпается совесть, обращаются к Богу.
- «Иногда точит червь сомнения – совесть.
- «Строительство БАМа, который сейчас не нужен, но строили…
- «Экология и честь предприятия. Выгода и прибыль. — Личностная позиция: а) на жизненном опыте. б) на литературном материале (предпочтение).
«На доске. Не будет ли честный человек белой вороной в современном обществе?
«Что значит быть честным в наше время?
«Всегда ли надо поступать по совести? (Нужна ли совесть в наше время?)
Источник
Проект урока русского языка в 10 классе по теме «Способы выражения темы текста. Заглавие»
Проект с презентацией поможет учителю провести урок в 10 классе из блока «Текст». Программа В.Бабайцевой (профильный уровень)
Просмотр содержимого документа
«Проект урока русского языка в 10 классе по теме «Способы выражения темы текста. Заглавие»»
Гузей Наталья Владимировна, учитель русского языка МБОУ «СОШ №1 г.Новоалтайска Алтайского края»
Проект урока русского языка в 10 классе по теме
«Способы выражения темы текста. Заглавие»
Цель урока: создать условие для повторения признаков текста, осмысления одного из способов выражения темы текста – заглавия; освоение программного материала в рамках подготовки к ЕГЭ.
— отрабатывать умения понимать текст, выявлять его отличительные признаки;
— способствовать формированию умений обучающихся определять тему текста, формулировать заголовок текста;
— способствовать обучению умениям вступать в диалог, решать проблемы, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
2) Развивающий аспект:
— развивать речевые умения школьников с опорой на изученный грамматический материал;
— развивать умения работать с текстом (понимать прочитанное, выделять главную мысль, сравнивать, обобщать, делать выводы);
— совершенствовать письменную и устную речь обучающихся;
— способствовать повышению мотивации к предмету.
3) Воспитательный аспект:
— воспитывать терпимость, тактичность, готовность прийти на помощь;
Тип урока: повторение и закрепление знаний.
Средства обучения: учебник В.В.Бабайцевой «Русский язык 10-11 классы», ресурсы Интернета.
ТСО: мультимедийная презентация урока
Источник
Конспект урока русского языка по теме «Текст. Смысловые типы речи» в 10 классе
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как «шпаргалку» по теме «Текст. Смысловые типы речи» в рамках подготовки к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseli_oborud._uroka.docx | 14.07 КБ |
konspekt_uroka_tekst.docx | 44.81 КБ |
instruktsiya_dlya_proektnoy_komandy.docx | 14.63 КБ |
dopinfistoch_dlya_proektnoy_komandy.docx | 572.53 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока развития речи
по русскому языку в 10 классе
Тема – «Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи».
Цель урока: повысить уровень осмысления языковых единиц и
эффективность освоения программного материала в рамках подготовки к ЕГЭ.
— отрабатывать умения понимать текст, выявлять его отличительные признаки и текстообразующие элементы;
— способствовать формированию умений обучающихся определять типы речи;
— способствовать обучению умениям вступать в диалог, решать проблемы, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
— способствовать формированию коммуникативных навыков (работать в группе).
2) Развивающий аспект:
— развивать речевые умения школьников с опорой на изученный грамматический материал;
— развивать умения работать с текстом (понимать прочитанное, выделять главную мысль, прогнозировать содержание текста по первому предложению, логически выстраивать план повествования, сравнивать, обобщать, делать выводы);
— совершенствовать письменную и устную речь обучающихся;
— способствовать повышению мотивации к предмету.
3) Воспитательный аспект:
— воспитывать терпимость, тактичность, готовность прийти на помощь;
Тип урока – повторение и закрепление знаний.
Технология — метод проектов.
Средства обучения: раздаточный материал для работы в группе (тексты,
тесты), дополнительные источники информации для
проектной команды (инструкция по созданию мини-
проекта, материалы о тексте, типах речи, схемы),
ТСО: мультимедийная презентация урока, ноутбук, принтер.
Предварительный просмотр:
— Какие буквы пропущены в словах? Сложите из вставленных букв слово.
Что получилось? Слайд №
— Текст – ключевое понятие русского языка. Оно показывает «язык в действии» и путь приобщения к культуре. Работа с текстом является основой многих заданий для ЕГЭ в 11 классе. Слайд №
- Определение темы текста — часть С
- Определение основной мысли — А 28
- Определение связи предложений — В 7
- Типологический анализ — А 30
- Стилистический анализ — А 30, часть С
- Анализ языковых (выразительных) средств — В 8
— Текст – это ещё и главный «герой» нашего урока. Какие слова с тем же корнем знаете? (Текстиль, текстура) Слайд №
— К каким словарям нужно обратиться, чтобы понять связь слов ТЕКСТ, ТЕКСТИЛЬ, ТЕКСТУРА? (Этим., иностр. слов)
— Этимологически слова «текст» и «текстиль» связаны с латинским корнем «ткань». Заим. в ХVIIIв. из немец. языка, где ТЕХТ/ лат. Textus / — “словесное единство”, “ткань”, производное от texo “тку”(Этимологический словарь Н.М. Шанского) Слайд №
— Это даже отражено в поэзии: « Буду стихи т к а т и… » (Антиох Кантемир, поэт 18 века) или « Люблю появление т к а н и… » (Осип Мандельштам, поэт 20 века) Слайд №
— В чём же эта связь? Чтобы помочь Вам, даю подсказку. Найдите «пятое лишнее слово» в интеллектуальной разминке (кстати, как Вы определили, что оно лишнее?) (сплетать) Слайд №
— Действительно, слова в тексте «сплетены», т. е. связаны друг с другом. И это главное.
II. Повторение признаков текста.
1). — Рассмотрите таблицу «Признаки текста» и допишите вместо точек необходимые слова. Слайд №
— Сравните с заполненной таблицей. Слайд №
2). — Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом? Почему?
(предложения даны не по порядку) Слайд №
А). Язык научной работы должен быть лёгким, незаметным, красивости в нём недопустимы, а красота его – в чувстве меры.
Б). Бойтесь пустого красноречия.
В), Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.
Г). А в целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. (БАГВ) Клик
3). — Значит, важнее всего в тексте его смысловая связность. Рассмотрите ОК «Смысловая связность текста» и составьте связное высказывание по заданной теме. Слайд №
4). Связь в тексте бывает смысловой и грамматической . Слайд №
— Учёные сравнивают нашу речь с движением конькобежца . Как вы думаете, почему?
Чтобы двигаться, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд. В тексте мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, — повторяем какую-то часть предыдущего предложения (это «данное»). Затем делаем шаг вперёд — добавляем новую информацию, нужную для развития мысли. Основная функция «данного» — связывать между собой предложения, «нового» — развивать мысль в тексте. На «новое» ставится логическое ударение. Например: Кто благоразумен, / тот воздержан (новое). Кто воздержан (данное), / тот стоек (новое). Кто стоек (данное), / тот невозмутим. Кто невозмутим, / тот беспечален. Кто беспечален, / тот счастлив. Следовательно, кто благоразумен, тот счастлив (Сенека).
5 ). Индивидуальная работа: «Проверь себя» (тест). Задание: выберите правильный вариант ответа.
1. Текст — это:
А высказывание, состоящее из предложений , объединённых по смыслу;
Б высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую и структурную завершённость.
2. Завершённость — это свойство текста, которое состоит в:
А полном раскрытии авторского замысла и проявляется в строении текста: зачине, основной части, концовке;
Б наличии в тексте от двух до пяти абзацев.
3. Членимость — это свойство текста:
А делиться на предложения, абзацы , части, главы;
Б делиться на три части.
4. Связность — это свойство текста, которое передаётся в:
А раскрытии авторского замысла;
Б последовательности и логичности предложений, составляющих текст.
5. Целостность — это свойство текста, которое проявляется в:
А наличии темы, основной мысли, идеи и выборе языковых средств;
Б ключевых словах текста.
6. Микротема — это:
А идея, заключённая в первом абзаце;
Б «малая тема», одно из слагаемых темы текста.
5). Проверка (по эталонному образцу): 1б 2а 3а 4б 5б 6б
III. Работа с текстом в группах. Слайд №
Класс разделён на 4 группы.
Группы №№ 1, 2, 3 (по 4 человека) работают с текстами.
1). Индивидуальная письменная работа с текстом по заданиям (с «полётным» повторением орфографии).
Тексты для работы в группах
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля текст на абзацы. У вас должно получиться три абзаца.
- Озаглавьте текст
Багульник – б.лотное р.стение. Это кустарник (с) белыми соцветиями, которые очень похожи (на) зонтик. Лепес(?)ки цв.тков багульника (на)столько яркие, что св.ркают даже ноч(?)ю. Когда цв.тет багульник, болото кажет(?)ся в снегу. Даже зимой лист(?)я багульника (не) обл.тают и остают(?)ся з.леными. Он словно (не) зам.чает наступления м.розов. Багульник коварен. Это р.стение ядовито, и от его зап.ха кружит(?)ся голова. Р.стет дурманящий кустарник по с.седству с г.лубикой. Соб.рающие ягоды на болоте прозвали голубику «пьяникой». А виноват (то) багульник!
- Определите значение слова коварен. В чём особенность его употреблении в тексте?
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы , раскрывая скобки и деля его на абзацы. У вас должно получиться 6 абзацев.
- Озаглавьте текст.
Наступила осень. Вспыхнули б.резы, осины. Только дубы ст.яли (по)среди леса. Они были похожи (на) з.леные острова. Кон(?)чилась осень. Опали лист(?)я. Лес поч.рнел, помр.чнел. Только дубы св.тились (в) нем старым з.олотом. Долго (не) пр(е,и)ходила зима. А когда пришла, на дерев(?)ях (не) осталось и листоч(?)ка. Поржавели, пор(е,и)дели листья дуба, но д.ржались на ветках до самой весны. Весной лопнули (на) б.резах поч(?)ки, зацвело волч(?)е лыко, а (на) ветках дуба все шуршали старые листья. Островами прошлогодн(е,и)й ос.ни ст.яли дубы среди нового весе(н,нн)его леса.
- Найдите в тексте глаголы в переносном значении, подчеркните их. Какую роль играют эти глаголы в тексте?
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы , раскрывая скобки и деля его на абзацы. У вас должно получиться 4 абзаца.
- Придумайте заголовок для текста, в котором отражалась бы его
Мы уп.раемся дли(н,нн)ым ле(к,г,х)ким веслом, плывем сер.диной мелкого з.еркального залива. Феврал(?)ское в.се(н,нн)ее со(?)нце осл.пительно отр.жа.т(?)ся в окружавшей нас з.лотивш(и,е)йся глад(и,е). Мы плывем, (со) всех ст.рон окруже(н,нн)ы птицами. Утки (не) пускают (на) выстрел и уд.ляют(?)ся (не)заметно. Мы медле(н,нн)о продв.га(е,и)мся, но постоя(н,нн)о ост.емся (в) центре ш.рокого круга птиц, к.торый замыка(е,и)т(?)ся (по)зади нашей лодки. Хорошо любоват(?)ся (на) великое птич(?)е раздол(?)е! Руж(?)я (не)тронуто лежат (на) дне лодки. Широкое зы(п,б)кое марево высит(?)ся над г.ризонтом. Бе(з,с)брежным, бе(с,з)крайним кажется залив.
(По И. Соколову-Микитову)
- Какую роль в тексте играют глаголы несовершенного вида?
2). Задание для «шустриков» (для тех, кто справился с текстом раньше других):
— выписать из текста 3 – 5 слов с проверяемыми гласными в корне, подобрать проверочные слова;
— выписать из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, указать вид подчинительной связи.
3). Группа делится на пары и в паре по эталонному образцу проводит взаимопроверку и взаимооценку работы.
Группа №4 (5 человек) — проектная команда, которая работает над созданием мини – проекта.
В это время проектная команда начинает работать над мини-проектом (блок «Текст. Признаки текста» с использованием схем и дополнительных источников информации).
IV. Работа над типами речи.
1). Фронтальный опрос.
— Что такое тип речи? (это смысловые группы речи)
— Угадайте по перечисленным признакам тип речи. Как вы это определили?
А). Общее впечатление от предмета речи; признаки предмета речи; оценка предмета речи.
Б). Тезис, аргументы, выводы.
В). Начало события, развитие события, кульминационный момент; конец события.
2). Работа над деформированным текстом по типам речи.
— Определите, какие слова пропущены в характеристике смысловых типов речи. Слайд №
? – тип речи, в основе которого лежит перечень признаков предмета, явления, состояния человека и т.д.
Нужно ответить на вопросы:
— Каков предмет? (Предмет.)
— Что здесь находится? (Место.)
-Каково ему? (Состояние.)
— Что делается вокруг? (Природа.) Клик
? – тип речи, в основе которого лежит постановка вопроса, Слайд №
проблемы и возможность ее объяснения, толкования при помощи размышлений, доказательств.
Нужно задать вопросы:
- Что это такое?
- Почему?
- Как быть?
- Как это оценить?
В конце нужно сделать определенный вывод. Клик
Повествование – тип речи, в основе которого лежит Слайд №
рассказ о каких-то событиях, происшествии, случае и т.д.
Для него характерны:
— завязка (с чего все начинается);
— кульминация (самый важный момент);
— развязка (чем все заканчивается).
Могут быть: вступление (предварительные события); заключение (размышления по поводу рассказанного). Клик
3). Работа в группах по определению смысловых типов речи.
В тексте «перепутаны» абзацы. Обсудив в группе, восстановите текст. Составьте и запишите план.
СИНИЦА СТРОИТ ДОМ
а) Рассыпает вокруг звонкие смешинки. Прижмусь носом к стеклу и наблюдаю за ней. Минуты на месте не посидит. Все пляшет да через голову кувыркается. Зачем она к нам повадилась?
б) По утрам меня будит синица. Усядется на ветку рябины под окном и насвистывает:
в) Оказалось, что ей пакля нужна. Прицепится к бревну и полный клюв пакли надерет. И быстро к тополю. В дупле у нее гнездо. Но строительного материала не хватило… Вот и повадилась к нам.
- Определите тип речи.
- Объясните значение слова повадилась.
- Что отражает название текста: тему или основную мысль? Придумайте собственное название текста и подумайте, что оно будет отражать.
В тексте «перепутаны» абзацы. Обсудив в группе, восстановите текст. Составьте и запишите план.
а) Все тут непривычно для глаза. Лес не зеленый, а какой-то оливковый. Тень под деревьями зыбкая, полупрозрачная, ненадежная. Да и как ей быть надежной, если на деревьях нет листьев! Вместо листьев тонкие зеленые веточки. Не листья, а тощие хвощинки, но они усыпаны крохотными желтыми цветочками.
б) Впервые вхожу в саксауловый лес. Это лес пустыни.
в) Лес без шороха листьев…
г) Деревца похожи на густые раскидистые кусты. Стволы серые, гладкие. Они похожи на старые кости. Иные скручены, словно удавы окостенели в корчах.
- Определите тип речи.
- Запишите синонимы к прилагательным «оливковый», «зыбкий».
- Выпишите из текста контекстуальные антонимы.
В тексте «перепутаны» абзацы, но план составлен правильно. Расположите абзацы по плану и подготовьте пересказ текста.
а) Однажды одному еноту достался на обед кусочек печенья. Он тут же принялся его полоскать и был бесконечно удивлен и ошарашен, когда печенье растворилось в воде.
б) Все мамы любят напоминать ребятам: «Мой руки перед едой! Помой яблоко, прежде чем его есть!» А вот мамы енотов этого не делают! Знаешь, почему?
в) За странную для зверя привычку все мыть енот и получил свое интересное прозвище. Его называют енот-полоскун.
г) Порядочный енот не забудет помыть лапы или пищу перед едой. Была бы вода рядом! Отмоет, отполощет, ототрет все до блеска!
- Отличительная черта мам енотов.
- Енот отмоет все.
- Бесконечное удивление.
- Странная привычка.
- Определите тип речи.
- Объясните значение слова ошарашен.
- Выпишите предложение, в котором содержится основная мысль текста.
4). В это время проектная команда оформляет в мини-проекте блок «Смысловые типы речи» (используются дополнительные материалы, схемы).
5). Отчёт о работе групп №№1, 2, 3.
— Что помогло Вам определить тип речи?
V. Роль 1-ого предложения в создании будущего текста..
1). Дано предложение: Сад разнообразно одевался.
— Определите по первому предложению первого абзаца текста тему текста и тип речи.
2). — Что указывает на художественный стиль речи? (Олицетворение сад одевался )
3). — Предположите возможности развертывания темы.
4). — Определяем тип текста. Слайд №
— Если это описание, то первое предложение задает объект описания, далее будут даны его признаки. В описательных текстах господствуют прилагательные и глаголы несовершенного вида.
— Если перед нами повествование, то первое предложение может быть обозначением места и времени действия. Повествование динамично, поэтому в нем преобладают глаголы и различные обстоятельственные слова.
— Если текст-рассуждение, то первое предложение – тезис, далее должны следовать доказательства и вывод. Рассуждения отличает строгая последовательность.
5). — Определяем тему текста. Обратим внимание на порядок слов в предложении. Часто мысль говорящего следует от известного к новому.
Возможно, тема – «Весна».
VI. Творческая работа.
1). Напишите свой вариант продолжения текста (3 — 4 предложения):
индивидуальная творческая работа.
(В это время проектная команда завершает работу над мини-проектом и готовит отчёт о проекте)
2). Обсуждение созданных текстов в группах.
3). Выбор наиболее удачного, по мнению группы, текста.
4). Зачитывание выбранного от группы текста.
5). Определение точности прогнозирования: чтение учителем текста – оригинала.
Сад разнообразно одевался. Огромный старый клен, возвышавшийся над всей южной частью сада, видный отовсюду, стал еще больше и виднее, — оделся свежей, густой зеленью. Выше и виднее стала и главная аллея, на которую Митя постоянно смотрел из своих окон: вершины ее старых лип, тоже покрывшиеся, хотя еще прозрачно, узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светло-зеленой грядою. А ниже клена, ниже аллеи лежало нечто сплошное кудрявого, благоуханного сливочного цвета.
6). Дополнительное задание: «Кто больше?» Слайд №
- Найдите и выпишите изобразительно-выразительные средства. Какова их роль в тексте?
7). — Выяснение, кто ближе к оригиналу.
— Назовите автора произведения, из которого взят текст.
VII. Презентация созданного мини-проекта.
1). Выступление руководителя проектной команды Слайды №№№
(что такое проект, как создавался проект, продукт проекта буклет и его история)
2). Характеристика мини-проекта «Шпаргалка Слайд №
для товарища» (буклет) по плану:
— по деятельности (творческий, информационный, исследовательский,
— по продолжительности: долгосрочный (2 и более уроков) и
— по количеству участников (индивидуальный, групповой);
— по содержанию (межпредметный, монопредметный).
3). Тиражирование буклета для всех обучающихся.
4). Оценка мини-проекта от каждой группы
по критериям «5 П» Слайд №
4). Оценка мини-проекта учителем по критериям:
— объём использованных источников
VIII. Обобщение материала по теме урока
(фронтальная работа с опорой на содержание буклета).
IX. Рефлексия. Слайд №
— В каждом столбике отметьте близкое вам понятие.
- Понравилось
- Понятно
- Полезно
- Не понравилось
- Непонятно
- Бесполезно
- Любопытные факты есть
- Интересно работать в группе
X. Домашнее задание. Слайд №
1). По «шпаргалке для товарища» повторить материал по теме «Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи».
2). Написать продолжение текста (4 – 5 предложений), спрогнозировав содержание, стиль и тип речи по 1-ому предложению:
«Было начало апреля…»
Предварительный просмотр:
Инструкция для проектной команды
- Выберите подходящий для темы урока вид проекта (творческий, информационный, исследовательский, прикладной)
2. Ознакомьтесь с особенностями информационного проекта.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; анализ и обобщение фактов.
Структура информационного проекта:
— предмет информационного поиска
— способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление
с известными фактами, аргументированные выводы)
— результаты информационного поиска (статья, доклад, таблица,
Алгоритм создания учебного проекта:
«Почему?» (практическая значимость)
«Зачем?» (мы делаем проект)
«Что?» (для этого мы делаем)
Методы и способы
«Как?» (мы это можем делать)
Выбор способов и методов, планирование
«Что получится?» (продукт)
«Как выглядит?» (показ продукта)
Оценка (учитель, группа, эксперт)
3. Определитесь в целях своей проектной деятельности:
— повторить известное по теме урока
— узнать новое по теме урока
— подготовиться к ЕГЭ по вопросам, связанным с темой урока
— используя различные информационные источники, приготовить «шпаргалку для товарища» по теме урока.
4. Выберите наиболее подходящую, на ваш взгляд, форму для проекта
— статья — таблица — схема
— буклет — доклад — брошюра
5. Дайте характеристику своему проекту по следующим параметрам:
— по деятельности (творческий, информационный, исследовательский,
— по продолжительности: долгосрочный (2 и более уроков) и
— по количеству участников (индивидуальный, групповой);
— по содержанию (межпредметный, монопредметный).
6. Учитывайте требования к презентации мини-проекта:
— излагать свои мысли сжато
— выстраивать сообщение логически связно
Предварительный просмотр:
Дополнительные информационные источники
для проектной команды
1). ИСТОРИЯ БУКЛЕТОВ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА
Полагают, что слово буклет произошло от французского bouclette , но в современном французском языке это слово означает «колечко» и ткань. Полиграфический буклет французы называют Le depliant (depliante означает «складной»). В Средние века, что бы сделать лист с сообщением меньше, бумагу не складывали, а сворачивали в рулон. Название бумаг, сложенных с помощью сгиба, могло быть заимствовано от прежнего «колечка» из бумаги.
Booklet в английском языке означает «маленькая книжка», хотя дословный перевод звучит, как «выпуск книги». Более точное соответствие слова знакомому нам смыслу встречается в немецком языке. Здесь уменьшительный суффикс -lein образует слово buchlein – «маленькая книга» (в Средние века – небольшой лирический стих). Немецкое buchlein могло наделить созвучные слова известным значением, с которым слово «буклет» и получило распространение в других языках.
Таким образом история сложенного в несколько слоёв листа бумаги уходит в Средние века. Буклеты, близкие по виду к современному, появлялись на протяжении всей последующей истории в виде приглашений, меню, путеводителей, театральных программ, книжных анонсов, описаний для предлагаемых товаров и т.д. В XIX веке с развитием промышленного производства изделий из бумаги буклеты заняли уже сформированную нишу формата, ориентированного на краткую, но эффектную презентацию рекламного или информационного сообщения.
2). Описание – тип речи, в основе которого лежит перечень признаков предмета, явления, состояния человека и т.д.
Описать предмет – ответить на вопросы:
— Каков предмет? (Предмет.)
— Что здесь находится? (Место.)
-Каково ему? (Состояние.)
— Что делается вокруг? (Природа.)
Рассуждение – тип речи, в основе которого лежит постановка вопроса, проблемы и возможность ее объяснения, толкования при помощи размышлений, доказательств.
Рассуждать – это задать вопросы:
- Что это такое?
- Почему?
- Как быть?
- Как это оценить?
После рассуждений нужно сделать определенный вывод.
Повествование – тип речи, в основе которого лежит рассказ о каких-то событиях, происшествии, случае и т. Д.
Для повествования характерны:
— завязка (с чего все начинается);
— кульминация (самый важный момент);
— развязка (чем все заканчивается).
Могут быть: вступление (предварительные события); заключение (размышления по поводу рассказанного).
3). Определяем тип текста по 1 – ому предложению.
— Если это описание, то первое предложение задает объект описания, далее будут даны его признаки. В описательных текстах господствуют прилагательные и глаголы несовершенного вида.
— Если перед нами повествование, то первое предложение может быть обозначением места и времени действия. Повествование динамично, поэтому в нем преобладают глаголы и различные обстоятельственные слова.
— Если текст-рассуждение, то первое предложение – тезис, далее должны следовать доказательства и вывод. Рассуждения отличает строгая последовательность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Управление образования администрации МО ГО «Воркута» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Воркуты Урок развития речи по русскому языку в 10 классе «Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи » Харина Лидия Владимировна, учитель русского языка и литературы
Интеллектуальная разминка — Какие буквы пропущены в словах? Сложите из вставленных букв слово. Что получилось? Гла [ д ] кий Спл . тать Ак (?) уратный Бе (?) крайний Сла [ д ] кий (текст)
Определение темы текста — часть С Определение основной мысли — А 28 Определение связи предложений — В 7 Типологический анализ — А 30 Стилистический анализ — А 30, часть С Анализ языковых средств — В 8 Работа с текстом в ЕГЭ
? В чём сходство? ТКАНЬ ТЕКСТ Текст, текстиль, текстура ?
Текст — з аим . в ХVIIIв . из немец. языка, где ТЕХТ/ лат. T extus / — “словесное единство”, “ткань”, производное от texo “тку”. ( Этимологический словарь Н.М. Шанского ) Т екст – “совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы” ( Л.В. Щерба, учёный-лингвист) Этимология
Антиох Кантемир ( XVIII век) «Буду стихи ткати … » Осип Мандельштам ( XX век) «Люблю появление ткани … »
Гладкий Сплетать Аккуратный Бескрайний Сладкий Найдите «пятое лишнее слово» в интеллектуальной разминке (сплетать)
Признаки текста . . . единство Тема, . . . Смысловая . . . . . . Последователь- ность ( . . . ) Завершённость (…, …, …) Связность
Признаки текста Тематическое единство Тема, основная мысль Смысловая цельность развёрнутость Последователь- ность (композиция) Завершённость (вступление, основная часть, заключение) Связность
Прочитайте предложения А). Язык научной работы должен быть лёгким, незаметным, красивости в нём недопустимы, а красота его – в чувстве меры. Б). Бойтесь пустого красноречия. В). Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Г). А в целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. (Б А Г В)
Смысловая связность текста обеспечивается Единством темы Единством основной мысли Последовательным развитием основной мысли Связь : — параллельная — цепная — разная Способы смысловой связи через известное новое известное в 1 предложении Структурные средства связи: местоимения лексические повторы — синонимические замены — союзы синтаксический параллелизм
Движение речи = движению конькобежца Чтобы двигаться, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд. В тексте мы отталкиваемся от того, ч то уже было сказано (это «данное»). Затем делаем шаг вперёд — добавляем новую информацию, нужную для развития мысли. Основная функция «данного» — связывать между собой предложения, «нового» — развивать мысль в тексте. На «новое» ставится логическое ударение. Кто благоразумен, / тот воздержан ( новое) . Кто воздержан ( данное) , / тот стоек ( новое) . Кто стоек ( данное) , / тот невозмутим. Кто невозмутим, / тот беспечален. Кто беспечален, / тот счастлив. Следовательно, кто благоразумен, тот счастлив ( Сенека). Движение речи = движению конькобежца
Работа в группах Класс разделён на 4 группы Группы №№ 1, 2, 3 (по 4 человека) работают с текстами. Группа № 4 (5 человек) — проектная команда, которая работает н ад созданием мини-проекта.
Смысловые типы речи ? – тип речи, в основе которого лежит перечень признаков предмета, явления, состояния человека и т.д. Нужно ответить на вопросы: — Каков предмет? (Предмет.) — Что здесь находится? (Место.) — Каково ему? (Состояние.) — Что делается вокруг? (Природа.) (Описание)
Смысловые типы речи ? – тип речи, в основе которого лежит постановка вопроса , проблемы и возможность ее объяснения, толкования при помощи размышлений, доказательств. Нужно задать вопросы: Что это такое? Почему? Как быть? Как это оценить? В конце нужно сделать определенный вывод. (Рассуждение)
Смысловые типы речи ? – тип речи, в основе которого лежит рассказ о каких-то событиях, происшествии, случае и т. д. Для него характерны: — завязка (с чего все начинается); — кульминация (самый важный момент); — развязка (чем все заканчивается). Могут быть: вступление (предварительные события); заключение ( размышления по поводу рассказанного). (Повествование)
Роль первого предложения в создании будущего текста Описание Объект описания Признаки объекта: прилагательные глаголы несовершенного вида Рассуждение Повествование Тезис Доказательства Вывод ( строгая логическая последователь-ность ) Место и время действия Динамичность: глаголы обстоятельст — венные слова
Текст — оригинал Сад разнообразно одевался. Огромный старый клен, возвышавшийся над всей южной частью сада, видный отовсюду, стал еще больше и виднее, — оделся свежей, густой зеленью. Выше и виднее стала и главная аллея, на которую Митя постоянно смотрел из своих окон: вершины ее старых лип, тоже покрывшиеся, хотя еще прозрачно, узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светло- зеленой грядою. А ниже клена, ниже аллеи лежало нечто сплошное кудрявого, благоуханного сливочного цвета. (И. Бунин)
Проект = 5 П П роблема П роектирование (планирование) П оиск информации П родукт П резентация
Из истории слова «буклет» С лово буклет произошло от французского bouclette = «колечко» , « пряжечка ». — В чём связь буклета как информационного листка и французского перевода «колечко, пряжечка »? Буклет — издание, отпечатанное на одном листе, который фальцируется (т.е. складывается) параллельными сгибами в виде брошюры так, что оно может читаться и рассматриваться без разрезки, раскрываясь веерообразно. В виде буклетов издаются рекламные и информационные листки.
Из истории слова «буклет» В Средние века , чтобы сделать лист с сообщением меньше, бумагу не складывали, а сворачивали в рулон. Название бумаг, сложенных с помощью сгиба, заимствовано от прежнего «колечка» из бумаги. Буклеты, близкие по виду к современным, появлялись на протяжении всей последующей истории в виде приглашений, меню, путеводителей, театральных программ, книжных анонсов, описаний для предлагаемых товаров и т.д. В XIX веке с развитием промышленного производства изделий из бумаги буклеты заняли нишу формата, ориентированного на краткую, но эффектную презентацию рекламного или информационного сообщения.
Критерии оценки мини — проекта « 5 П »: П равильно П росто П онятно П олезно П ривлекательно
Движение речи = движению конькобежца Рефлексия Плюс Минус Интересно + Понравилось Понятно Полезно — Не понравилось Непонятно Бесполезно ! Любопытные факты Интересно работать в группе — В каждом столбике отметьте свои впечатления от урока
Домашнее задание 1). По «шпаргалке для товарища» повторить материал по теме «Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи». 2). Написать продолжение текста (4 – 5 предложений), спрогнозировав содержание, стиль и тип речи по 1-ому предложению: «Было начало апреля…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка с презентацией в 5 классе. Цель:формировать навыки определения морфологических признаков.
Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой.
Конспект урока русского языка на тему: «Фразеология» в 6 классе. Учебник Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова. На уроке используются электронные образовательные ресурсы.
Цели: Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи: Показать отличие частицы о.
Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида.
Урок усвоения первичных знаний.
Тип урока: урок изучения нового материала Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки.
Источник