- Ключевые слова
- Урок — практикум в 10 классе по русскому языку «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Ключевые слова
Тема 29. Формулирование главной мысли. Тема, идея, проблема, отраженные в тексте.
Сочинение –письменная работа, упражнение в правильном, литературном изложении своих мыслей, рассуждений на заданную тему.
Текст –самая крупная единица синтаксической системы, результат сложной мыслительной и речевой деятельности.
Текст –сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Предложения в составе текста располагаются в логически стройной последовательности.
Важнейшие качества текста – цельность и связность. Цельность – смысловое внутреннее единство текста, а связность – наличие формальных (грамматических) и смысловых связей предложений в тексте. Цельность и связность создают целостное впечатление о тексте, которое обусловлено единством темы.
Тема текста –это то, о чем (о ком) в нем говорится.
Тема — круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения (область отражения реальности). |
Тема – «положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют». В.И. Даль |
Тема текста определяет все его характеристики:
• способы выражения темы;
• способы и средства связи частей текста и т. д.
При создании текста нужно хорошо осмыслить его тему. Текст должен быть информативным, т. е. содержать актуальное сообщение, интересное для адресата.
Адресат – это лицо (лица), для которого предназначен текст.
Создатель текста должен учитывать ситуацию общения, характер адресата речи и ряд других факторов.
Тема текста определяет не только тип речи и строение текста, но и процесс «одевания» мысли словом: стиль изложения, выбор способов воздействия на адресата и т. д.
Способы выражения темы.
1. Заглавие. В произведениях, небольших по объему, тема обычно представлена заглавием. Это характерно прежде всего для стихотворений и прозаических миниатюр.
Текстом называют законченные произведения любого объема (рассказ, повесть, роман, поэму и т. д.), а также какой-либо их фрагмент (главу, раздел).
2. Начало и конец текста.Чтобы работа (сочинение) получилась логически стройной, необходимо тщательно продумать первое предложение, в котором обязательно надо указать проблему.
Немаловажным моментом в работе является и последнее, заключительное предложение. Оно должно перекликаться с главной мыслью первого предложения.
4. Композиция:вступление, основная часть, заключение.
Тему можно: определять, по-разному решать, формулировать, изложить, развить, осмыслить, раскрыть, трактовать, конкретизировать.
Тема может быть: основной, философской, актуальной, вечной важной, общечеловеческой, глубокой, главной, общественно значимой, частной, побочной, фоновой, созвучной, излюбленной, сквозной, излюбленной, сквозной, полностью исчерпанной, обусловленной мировоззрением автора, лирической, устойчивой.
Тема может: взаимодействовать с другими темами, разрабатываться многими авторами, повторяться в творчестве разных авторов, варьироваться в зависимости от замысла автора, преломляться в различных героях и ситуациях, проходить через все произведение, выделяться среди множества других тем, решаться по-разному, сменяться другими темами, воплощаться в отдельном произведении, появляться в творчестве писателя и т. д.
Идея –это то, что хотел сказать автор, истолкование, которое он дает наблюдаемым и отображаемым им фактам жизни, авторская оценка.
Идея – авторская концепция мира и человека в нем; отношение к изображенной в произведении действительности (область художественных решений). |
Идею можно: формулировать, выражать, высказывать, определять.
Идея может: обретать жизнь, отражать отношение автора к действительности, выступать через систему образов, звучать в заглавии текста, рассуждениях автора, финале и т. д., сливаться с темой в нерасторжимое целое, являться ведущим началом в композиционном расположении работы, жить в образах, воздействовать на наше сознание, выделяться автором, восприниматься читателем, углубляться и т. д.
Проблема –это основной вопрос, который поднял автор текста.
Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. |
Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем.
Проблема может быть: злободневной, актуальной, острой важной, серьезной, основной, назревшей, неразрешимой, наболевшей, главной, сложной.
Проблематика – это круг вопросов.
Проблематика может быть: социально-политической, культурно-бытовой, нравственно-этической, философской, национально-исторической, эстетической, литературной и т. д.
Чтобы работа (сочинение) получилась логически стройной, необходимо тщательно продумать первое предложение, в котором обязательно надо указать проблему.
Тема 30. Композиция текста. План и кластер. Структура текста. Заголовок. Соответствие содержания теме текста. Аннотация.
Основные признаки текста:
• единство темы текста;
• наличие главной мысли (идеи) текста;
• относительная законченность текста;
• смысловая и грамматическая связь предложений в тексте;
• логическая связь частей текста.
Текст делится на смысловые части, в которых развиваются его идея и тема. Каждая смысловая часть отражает часть общей темы и в то же время имеет свою «маленькую» тему, с помощью которой раскрывается общая тема текста.
Тема каждой смысловой части текста называется микротемой.
В письменной речи каждая смысловая часть текста (микротема) оформляется в виде абзаца,а иногда и в виде нескольких абзацев.
Единство текста, его относительная законченность достигается тем, что в начале текста обычно имеется зачин (вступление),а в конце текста – заключение.
В зачине обозначается тема текста. В концовке подводится итог развития темы (формулируется идея, делается вывод). И зачин, и концовка могут состоять из одного или нескольких предложений. Они выделяются в отдельные абзацы.
Таким же образом строится обычно и микротема(каждая смысловая часть текста): в первом предложении – заявка на тему. Это предложение обычно называется ключевым, или тематическим.Заканчивается смысловая часть предложения выводом.
I. Вступление → II. Развитие темы → III. Заключение
Есть несколько видов переработки, сокращения текста:составление
Сокращать текст можно разными способами:
• исключить отдельные его части (соответствующие определенным пунктам плана);
• сократить пересказ, изложение каждой части;
• заменить развернутые предложения более простыми.
При сокращении текста надо придерживаться следующего порядка:
• составить подробный план и наметить части (пункты), которые можно сократить;
• в каждой части выделить главное, которое необходимо оставить;
• сделать более короткими предложения.
Работу с текстом всегда начинают с объяснения непонятных слов и выражений. Не понимая их, можно упустить самое главное.
Аннотация –краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку.
Аннотация –это текст из 3 – 4 предложений, иногда и меньше, независимо от объема основного текста.
Аннотация –это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, предать суть книги.
Вариант аннотации.
Роман посвящен изображению дворянства и разночинной интеллигенции накануне отмены крепостного права. Автор стремится показать противоречия, которые, по его мнению, присущи представителям новых людей в романе. Главный герой романа, Евгений Базаров, олицетворяет силу новых людей и в то же время впадает в крайности.
• К какому произведению составлена аннотация?
• Согласны ли вы с такой аннотацией? Предложите свой вариант текста.
ЗАДАНИЕ. Составьте аннотацию на одно из изученных вами произведений русской классической литературы. Составьте план (простой или сложный) к эпизоду из выбранного вами произведения.
[Вариант задания. Подберите заголовок и составьте аннотацию к вымышленной книге.]
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Урок — практикум в 10 классе по русскому языку «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов»
Урок — практикум в 10 классе по русскому языку.
ТЕМА: «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов»
Основные этапы работы над текстом: определение темы, идеи текста, авторской позиции, подбор аргументов для высказывания собственного мнения.
Если тема и идея, проблема текста будут определены неверно, то и все рассуждения окажутся неправильными.
Кроме того, при написании сочинения-рассуждения вы обязательно должны аргументировать свою позицию, приведя убедительные доводы, основанные на читательском или жизненном опыте.
Задачи урока – потренируемся в определении основных признаков текста.
Вначале давайте повторим изученное о тексте.
1. Что называют текстом? – сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
2. Что называют темой текста? ( О чём? О ком?)
3. Какими способами может быть представлена тема текста?
а) заглавием.
б) начальными и конечными предложениями.
в) ключевыми словами.
4. Как синтаксически может быть оформлено начало текста?
а) начальное двусоставное предложение.
б) односоставное назывное предложение.
в) именительный представления (темы)
г) обращением.
5. Какую роль в выражении темы играет последнее предложение?
— усиливает основную мысль, иногда содержит итог, вывод.
Часто начальное и последнее предложения становятся афоризмами.
Например: У сильного всегда бессильный виноват.
А ларчик просто открылся.
Слона — то я и не приметил.
6. Что такое проблема?
II.
Откроем упражнение 106 страница 210(учебник для 10 класса Бабайцевой) – прочитать вслух.
— Какова тема текста? (чего?) Совести и чести.
— Как можно озаглавить текст? Например: Что есть совесть и честь.
Различия между совестью и честью.
— Как в тексте оформлено начало? – двусоставное предложение.
— Переделайте начало текста и в именительный представления (стр.38)
Честь и совесть… Что это за понятия? Есть ли какие-нибудь различия между ними?
Обращения —
Человек! А ты сможешь быть честным?
Всегда ли ты поступаешь по совести?
— Если тема текста – тема: «Совести и чести», — то как может быть сформулирована проблема?
Чести и совести.
1. проблема чести и совести.
2. чести человека.
3. чести и совести в литературе.
4.проявления чести и совести в повседневной жизни.
5.в экстренной обстановке.
6. чести и совести истинной и ложной
Как сформулировать проблему этого текста?
Как выражена авторская позиция?
— Что всегда есть в человеке?
— Что есть истинная и ложная честь.
— В обществе ложные представления о чести.
— Поддерживаете вы или нет авторскую позицию?
Приведите 2 аргумента в поддержку и 2 против.
За: 1. Даже у закоренелых преступников просыпается совесть, обращаются к Богу.
2. Иногда точит червь сомнения – совесть.
3. Строительство БАМа, который сейчас не нужен, но строили…
4. Экология и честь предприятия. Выгода и прибыль.
— Личностная позиция:
а) на жизненном опыте.
б) на литературном материале (предпочтение).
На доске.
а)
I. Не будет ли честный человек белой вороной в современном обществе?
II. Что значит быть честным в наше время?
III. Всегда ли надо поступать по совести? (Нужна ли совесть в наше время?)
↑
2-3 аргумента.
б)
В каких художественных произведениях поднимается проблема чести и совести?
— Какой вывод можно сделать из статьи?
Почему эта проблема актуальна? (так как это публицистический стиль)
III. Текст «Культура и совесть» Д.С.Лихачева.
Разберём несколько другой взгляд на проблему совести. У нас свободное общество.
— Что важнее: совесть или свобода?
— Всегда ли вы выбираете совесть или свободу?
На эти вопросы рассуждает Д.С.Лихачёв в своей статье.
При чтении текста найдите ответы на вопросы, записанные на доске.
— Может ли человек, считающий себя свободным, делать всё, что ему угодно?
— В каком случае можно говорить о настоящей внутренней свободе человека?
— Какой поступок можно назвать свободным?
— Что такое совесть в понимании Д.С.Лихачёва?
а) ответить на эти вопросы – устно.
б) – проверка понимания прочитанного текста
— выявление позиции автора.
— выражение позиции автора.
— выражение позиции учащегося.
Проблема текста – совесть как основа полной независимости человека.
Точка зрения автора (авторская позиция).
Совесть – защитник внутренней свободы человека. Основа независимости человека, его внутренней цельности, сохранения его индивидуальности.
Позиция учащегося (личностная).
— свобода бескорыстна?
— истинно свободен тот, кого внешние обстоятельства жизни не порабощают?
Вывод по тексту.
— своё отношение к теме текста.
— удалось ли автору заставить вас размышлять над теми вопросами, которые волнуют его самого?
— Каково будет домашнее задание? (Написать сочинение по тексту Лихачева).
— Каков жанр домашнего сочинения?
— Вспомните композицию сочинения – рассуждения.
— Как можно называть сочинение?
— Какие проблемы поднимем в сочинении?
Честь и совесть.
Свобода и совесть.
Истинная и ложная честь.
Совесть – основа свободы.
Учебник русского языка для 10 класса под редакцией Бабайцевой В.В.
Д.С.Лихачев: «Письма о добром и прекрасном»
«Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика»-издательство «Учитель»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 821 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 324 человека из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 327 человек из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Описание материала:
«Урок — практикум в 10 классе по русскому языку.
«ТЕМА: «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов» Повторение.
«Основные этапы работы над текстом: определение темы, идеи текста, авторской позиции, подбор аргументов для высказывания собственного мнения.
«Если тема и идея, проблема текста будут определены неверно, то и все рассуждения окажутся неправильными. Кроме того, при написании сочинения-рассуждения вы обязательно должны аргументировать свою позицию, приведя убедительные доводы, основанные на читательском или жизненном опыте.
«Задачи урока – потренируемся в определении основных признаков текста. Вначале давайте повторим изученное о тексте.
- Что называют текстом? – сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
- Что называют темой текста? (О чём? О ком?)
- Какими способами может быть представлена тема текста? а) заглавием. б) начальными и конечными предложениями. в) ключевыми словами.
- Как синтаксически может быть оформлено начало текста? а) начальное двусоставное предложение. б) односоставное назывное предложение. в) именительный представления (темы) г) обращением.
- Какую роль в выражении темы играет последнее предложение? — усиливает основную мысль, иногда содержит итог, вывод. Часто начальное и последнее предложения становятся афоризмами. Например: У сильного всегда бессильный виноват. А ларчик просто открылся. Слона — то я и не приметил.
- Что такое проблема?
Откроем упражнение 106 страница 210(учебник для 10 класса Бабайцевой) – прочитать вслух. — Какова тема текста? (чего?) Совести и чести. — Как можно озаглавить текст? Например: Что есть совесть и честь. Различия между совестью и честью. — Как в тексте оформлено начало? – двусоставное предложение.
«- Переделайте начало текста и в именительный представления(стр.38 «)
«Письменно: Честь и совесть… Что это за понятия? Есть ли какие-нибудь различия между ними?
«Письменно: Обращения — Человек! А ты сможешь быть честным? Всегда ли ты поступаешь по совести?- Если тема текста – тема: «Совести и чести», — то как может быть сформулирована проблема Как сформулировать проблему этого текста? Как выражена авторская позиция?- Что всегда есть в человеке? — Что есть истинная и ложная честь. — В обществе ложные представления о чести. — Поддерживаете вы или нет авторскую позицию? Приведите 2 аргумента в поддержку и 2 против.
- «Даже у закоренелых преступников просыпается совесть, обращаются к Богу.
- «Иногда точит червь сомнения – совесть.
- «Строительство БАМа, который сейчас не нужен, но строили…
- «Экология и честь предприятия. Выгода и прибыль. — Личностная позиция: а) на жизненном опыте. б) на литературном материале (предпочтение).
«На доске. Не будет ли честный человек белой вороной в современном обществе?
«Что значит быть честным в наше время?
«Всегда ли надо поступать по совести? (Нужна ли совесть в наше время?)
Источник