Способы выражения темы схема

Ключевые слова

Тема 29. Формулирование главной мысли. Тема, идея, проблема, отраженные в тексте.

Сочинениеписьменная работа, упражнение в правильном, литературном изложении своих мыслей, рассуждений на заданную тему.

Текстсамая крупная единица синтаксической системы, результат сложной мыслительной и речевой деятельности.

Текстсочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Предложения в составе текста располагаются в логически стройной последовательности.

Важнейшие качества текста – цельность и связность. Цельность – смысловое внутреннее единство текста, а связность – наличие формальных (грамматических) и смысловых связей предложений в тексте. Цельность и связность создают целостное впечатление о тексте, которое обусловлено единством темы.

Тема текстаэто то, о чем (о ком) в нем говорится.

Тема — круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения (область отражения реальности).
Тема – «положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют». В.И. Даль

Тема текста определяет все его характеристики:

• способы выражения темы;

• способы и средства связи частей текста и т. д.

При создании текста нужно хорошо осмыслить его тему. Текст должен быть информативным, т. е. содержать актуальное сообщение, интересное для адресата.

Адресат – это лицо (лица), для которого предназначен текст.

Создатель текста должен учитывать ситуацию общения, характер адресата речи и ряд других факторов.

Тема текста определяет не только тип речи и строение текста, но и процесс «одевания» мысли словом: стиль изложения, выбор способов воздействия на адресата и т. д.

Способы выражения темы.

1. Заглавие. В произведениях, небольших по объему, тема обычно представлена заглавием. Это характерно прежде всего для стихотворений и прозаических миниатюр.

Текстом называют законченные произведения любого объема (рассказ, повесть, роман, поэму и т. д.), а также какой-либо их фрагмент (главу, раздел).

2. Начало и конец текста.Чтобы работа (сочинение) получилась логически стройной, необходимо тщательно продумать первое предложение, в котором обязательно надо указать проблему.

Немаловажным моментом в работе является и последнее, заключительное предложение. Оно должно перекликаться с главной мыслью первого предложения.

4. Композиция:вступление, основная часть, заключение.

Тему можно: определять, по-разному решать, формулировать, изложить, развить, осмыслить, раскрыть, трактовать, конкретизировать.

Тема может быть: основной, философской, актуальной, вечной важной, общечеловеческой, глубокой, главной, общественно значимой, частной, побочной, фоновой, созвучной, излюбленной, сквозной, излюбленной, сквозной, полностью исчерпанной, обусловленной мировоззрением автора, лирической, устойчивой.

Тема может: взаимодействовать с другими темами, разрабатываться многими авторами, повторяться в творчестве разных авторов, варьироваться в зависимости от замысла автора, преломляться в различных героях и ситуациях, проходить через все произведение, выделяться среди множества других тем, решаться по-разному, сменяться другими темами, воплощаться в отдельном произведении, появляться в творчестве писателя и т. д.

Идеяэто то, что хотел сказать автор, истолкование, которое он дает наблюдаемым и отображаемым им фактам жизни, авторская оценка.

Идея – авторская концепция мира и человека в нем; отношение к изображенной в произведении действительности (область художественных решений).

Идею можно: формулировать, выражать, высказывать, определять.

Идея может: обретать жизнь, отражать отношение автора к действительности, выступать через систему образов, звучать в заглавии текста, рассуждениях автора, финале и т. д., сливаться с темой в нерасторжимое целое, являться ведущим началом в композиционном расположении работы, жить в образах, воздействовать на наше сознание, выделяться автором, восприниматься читателем, углубляться и т. д.

Проблемаэто основной вопрос, который поднял автор текста.

Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным.
Читайте также:  Укажите все основные способы тушения пожара

Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем.

Проблема может быть: злободневной, актуальной, острой важной, серьезной, основной, назревшей, неразрешимой, наболевшей, главной, сложной.

Проблематика – это круг вопросов.

Проблематика может быть: социально-политической, культурно-бытовой, нравственно-этической, философской, национально-исторической, эстетической, литературной и т. д.

Чтобы работа (сочинение) получилась логически стройной, необходимо тщательно продумать первое предложение, в котором обязательно надо указать проблему.

Тема 30. Композиция текста. План и кластер. Структура текста. Заголовок. Соответствие содержания теме текста. Аннотация.

Основные признаки текста:

• единство темы текста;

• наличие главной мысли (идеи) текста;

• относительная законченность текста;

• смысловая и грамматическая связь предложений в тексте;

• логическая связь частей текста.

Текст делится на смысловые части, в которых развиваются его идея и тема. Каждая смысловая часть отражает часть общей темы и в то же время имеет свою «маленькую» тему, с помощью которой раскрывается общая тема текста.

Тема каждой смысловой части текста называется микротемой.

В письменной речи каждая смысловая часть текста (микротема) оформляется в виде абзаца,а иногда и в виде нескольких абзацев.

Единство текста, его относительная законченность достигается тем, что в начале текста обычно имеется зачин (вступление),а в конце текста – заключение.

В зачине обозначается тема текста. В концовке подводится итог развития темы (формулируется идея, делается вывод). И зачин, и концовка могут состоять из одного или нескольких предложений. Они выделяются в отдельные абзацы.

Таким же образом строится обычно и микротема(каждая смысловая часть текста): в первом предложении – заявка на тему. Это предложение обычно называется ключевым, или тематическим.Заканчивается смысловая часть предложения выводом.

I. Вступление → II. Развитие темы → III. Заключение

Есть несколько видов переработки, сокращения текста:составление

Сокращать текст можно разными способами:

• исключить отдельные его части (соответствующие определенным пунктам плана);

• сократить пересказ, изложение каждой части;

• заменить развернутые предложения более простыми.

При сокращении текста надо придерживаться следующего порядка:

• составить подробный план и наметить части (пункты), которые можно сократить;

• в каждой части выделить главное, которое необходимо оставить;

• сделать более короткими предложения.

Работу с текстом всегда начинают с объяснения непонятных слов и выражений. Не понимая их, можно упустить самое главное.

Аннотация –краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку.

Аннотация –это текст из 3 – 4 предложений, иногда и меньше, независимо от объема основного текста.

Аннотация –это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, предать суть книги.

Вариант аннотации.

Роман посвящен изображению дворянства и разночинной интеллигенции накануне отмены крепостного права. Автор стремится показать противоречия, которые, по его мнению, присущи представителям новых людей в романе. Главный герой романа, Евгений Базаров, олицетворяет силу новых людей и в то же время впадает в крайности.

• К какому произведению составлена аннотация?

• Согласны ли вы с такой аннотацией? Предложите свой вариант текста.

ЗАДАНИЕ. Составьте аннотацию на одно из изученных вами произведений русской классической литературы. Составьте план (простой или сложный) к эпизоду из выбранного вами произведения.

[Вариант задания. Подберите заголовок и составьте аннотацию к вымышленной книге.]

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Урок — практикум в 10 классе по русскому языку «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов»

Урок — практикум в 10 классе по русскому языку.

ТЕМА: «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов»

Основные этапы работы над текстом: определение темы, идеи текста, авторской позиции, подбор аргументов для высказывания собственного мнения.
Если тема и идея, проблема текста будут определены неверно, то и все рассуждения окажутся неправильными.
Кроме того, при написании сочинения-рассуждения вы обязательно должны аргументировать свою позицию, приведя убедительные доводы, основанные на читательском или жизненном опыте.

Читайте также:  Способ которым ты хочешь добиться уважения друзей ошибочен неправильный исправить ошибки

Задачи урока – потренируемся в определении основных признаков текста.

Вначале давайте повторим изученное о тексте.

1. Что называют текстом? – сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
2. Что называют темой текста? ( О чём? О ком?)
3. Какими способами может быть представлена тема текста?

а) заглавием.
б) начальными и конечными предложениями.
в) ключевыми словами.

4. Как синтаксически может быть оформлено начало текста?

а) начальное двусоставное предложение.
б) односоставное назывное предложение.
в) именительный представления (темы)
г) обращением.

5. Какую роль в выражении темы играет последнее предложение?
— усиливает основную мысль, иногда содержит итог, вывод.
Часто начальное и последнее предложения становятся афоризмами.

Например: У сильного всегда бессильный виноват.
А ларчик просто открылся.
Слона — то я и не приметил.

6. Что такое проблема?

II.
Откроем упражнение 106 страница 210(учебник для 10 класса Бабайцевой) – прочитать вслух.

— Какова тема текста? (чего?) Совести и чести.
— Как можно озаглавить текст? Например: Что есть совесть и честь.
Различия между совестью и честью.

— Как в тексте оформлено начало? – двусоставное предложение.
— Переделайте начало текста и в именительный представления (стр.38)

Честь и совесть… Что это за понятия? Есть ли какие-нибудь различия между ними?

Обращения —
Человек! А ты сможешь быть честным?
Всегда ли ты поступаешь по совести?

— Если тема текста – тема: «Совести и чести», — то как может быть сформулирована проблема?

Чести и совести.

1. проблема чести и совести.

2. чести человека.

3. чести и совести в литературе.

4.проявления чести и совести в повседневной жизни.

5.в экстренной обстановке.

6. чести и совести истинной и ложной

Как сформулировать проблему этого текста?

Как выражена авторская позиция?

— Что всегда есть в человеке?
— Что есть истинная и ложная честь.
— В обществе ложные представления о чести.

— Поддерживаете вы или нет авторскую позицию?
Приведите 2 аргумента в поддержку и 2 против.

За: 1. Даже у закоренелых преступников просыпается совесть, обращаются к Богу.
2. Иногда точит червь сомнения – совесть.
3. Строительство БАМа, который сейчас не нужен, но строили…
4. Экология и честь предприятия. Выгода и прибыль.

— Личностная позиция:
а) на жизненном опыте.
б) на литературном материале (предпочтение).

На доске.
а)
I. Не будет ли честный человек белой вороной в современном обществе?
II. Что значит быть честным в наше время?
III. Всегда ли надо поступать по совести? (Нужна ли совесть в наше время?)

2-3 аргумента.

б)
В каких художественных произведениях поднимается проблема чести и совести?

— Какой вывод можно сделать из статьи?
Почему эта проблема актуальна? (так как это публицистический стиль)

III. Текст «Культура и совесть» Д.С.Лихачева.

Разберём несколько другой взгляд на проблему совести. У нас свободное общество.
— Что важнее: совесть или свобода?
— Всегда ли вы выбираете совесть или свободу?

На эти вопросы рассуждает Д.С.Лихачёв в своей статье.

При чтении текста найдите ответы на вопросы, записанные на доске.

— Может ли человек, считающий себя свободным, делать всё, что ему угодно?
— В каком случае можно говорить о настоящей внутренней свободе человека?
— Какой поступок можно назвать свободным?
— Что такое совесть в понимании Д.С.Лихачёва?

а) ответить на эти вопросы – устно.
б) – проверка понимания прочитанного текста
— выявление позиции автора.
— выражение позиции автора.
— выражение позиции учащегося.

Проблема текста – совесть как основа полной независимости человека.

Точка зрения автора (авторская позиция).

Совесть – защитник внутренней свободы человека. Основа независимости человека, его внутренней цельности, сохранения его индивидуальности.

Позиция учащегося (личностная).

— свобода бескорыстна?
— истинно свободен тот, кого внешние обстоятельства жизни не порабощают?

Читайте также:  Способы ускорения замедления твердения цемента

Вывод по тексту.

— своё отношение к теме текста.
— удалось ли автору заставить вас размышлять над теми вопросами, которые волнуют его самого?

— Каково будет домашнее задание? (Написать сочинение по тексту Лихачева).
— Каков жанр домашнего сочинения?
— Вспомните композицию сочинения – рассуждения.
— Как можно называть сочинение?
— Какие проблемы поднимем в сочинении?

Честь и совесть.
Свобода и совесть.
Истинная и ложная честь.
Совесть – основа свободы.

Учебник русского языка для 10 класса под редакцией Бабайцевой В.В.

Д.С.Лихачев: «Письма о добром и прекрасном»

«Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика»-издательство «Учитель»

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 821 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 327 человек из 67 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Описание материала:

«Урок — практикум в 10 классе по русскому языку.

«ТЕМА: «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов» Повторение.

«Основные этапы работы над текстом: определение темы, идеи текста, авторской позиции, подбор аргументов для высказывания собственного мнения.

«Если тема и идея, проблема текста будут определены неверно, то и все рассуждения окажутся неправильными. Кроме того, при написании сочинения-рассуждения вы обязательно должны аргументировать свою позицию, приведя убедительные доводы, основанные на читательском или жизненном опыте.

«Задачи урока – потренируемся в определении основных признаков текста. Вначале давайте повторим изученное о тексте.

  1. Что называют текстом? – сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
  2. Что называют темой текста? (О чём? О ком?)
  3. Какими способами может быть представлена тема текста? а) заглавием. б) начальными и конечными предложениями. в) ключевыми словами.
  4. Как синтаксически может быть оформлено начало текста? а) начальное двусоставное предложение. б) односоставное назывное предложение. в) именительный представления (темы) г) обращением.
  5. Какую роль в выражении темы играет последнее предложение? — усиливает основную мысль, иногда содержит итог, вывод. Часто начальное и последнее предложения становятся афоризмами. Например: У сильного всегда бессильный виноват. А ларчик просто открылся. Слона — то я и не приметил.
  6. Что такое проблема?

Откроем упражнение 106 страница 210(учебник для 10 класса Бабайцевой) – прочитать вслух. — Какова тема текста? (чего?) Совести и чести. — Как можно озаглавить текст? Например: Что есть совесть и честь. Различия между совестью и честью. — Как в тексте оформлено начало? – двусоставное предложение.

«- Переделайте начало текста и в именительный представления(стр.38 «)

«Письменно: Честь и совесть… Что это за понятия? Есть ли какие-нибудь различия между ними?

«Письменно: Обращения — Человек! А ты сможешь быть честным? Всегда ли ты поступаешь по совести?- Если тема текста – тема: «Совести и чести», — то как может быть сформулирована проблема Как сформулировать проблему этого текста? Как выражена авторская позиция?- Что всегда есть в человеке? — Что есть истинная и ложная честь. — В обществе ложные представления о чести. — Поддерживаете вы или нет авторскую позицию? Приведите 2 аргумента в поддержку и 2 против.

  1. «Даже у закоренелых преступников просыпается совесть, обращаются к Богу.
  2. «Иногда точит червь сомнения – совесть.
  3. «Строительство БАМа, который сейчас не нужен, но строили…
  4. «Экология и честь предприятия. Выгода и прибыль. — Личностная позиция: а) на жизненном опыте. б) на литературном материале (предпочтение).

«На доске. Не будет ли честный человек белой вороной в современном обществе?

«Что значит быть честным в наше время?

«Всегда ли надо поступать по совести? (Нужна ли совесть в наше время?)

Источник

Оцените статью
Разные способы