Таблица «Способы выражения подлежащего»
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)
Таблица служит средством наглядности, пригодится при повторении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_det_sposoby_vyrazheniya_podlezhashchego_2.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Подлежащее – гл член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? (И.п.) и обозначает действующее лицо (предмет). «О ком (о чем) говорится в предложении?»
Подлежащее нередко путают с прямым дополнением – существительным в В.п. без предлога. Разграничить эти члены предложения помогает прежде всего смысловой анализ . Подлежащее обозначает действующее лицо, а дополнение – лицо (предмет), на которое переходит действие.
Велосипед разбил грузовик . Пыль поднимает ветер . Берег размывает море.
Сравни: Ярко светило (кто? что? И.п.) солнце . Облако скрыло (кого? что? В.п.) солнце .
Подлежащее может быть выражено словом
1. Именем существительным (в И.п.)
Гости приехали утром.
2. Местоимением (в И.п.)
3. Именем прилагательным (в И.п.), перешедшим в сущ.
Старшие помогали младшим.
4. Причастием (в И.п.), перешедшим в сущ.
Желающи е могли покататься.
Встречающие вышли на перрон.
5. Именем числительным (в И.п.)
Два да два — четыре.
Семеро одного не ждут .
Завтр а не наступит никогда.
7. Неопределенной формой глагола
Курить — здоровью вредить .
Друга спасти – высшая честь .
8. Междометием, звукоподражанием
Га-га-га слышалось на лугу.
Далече грянуло ура .
Подлежащее может быть выражено словосочетанием
1. Синтаксически неделимым словосочетанием. (И.п. + с + Т.п.)
Мы с сестрой радовались.
Подружились мы с тобой .
2. И.п. числительного + Р.п.
После этого вечера прошло семь недель.
3. Неопределенно-количественное слово (много, сколько) + Р.п.
Пришло несколько новых журналов.
4. Собир числит. + из + Р.п.
Трое из них приехали недавно.
Двое из ларца одинаковых с лица.
5. Местоим (кто, всякий, каждый, любой) + из +Р.п.
Любой из нас готов помочь.
Кто из нас не знает этого?
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Подлежащее – гл член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? (И.п.) и обозначает действующее лицо (предмет). «О ком (о чем) говорится в предложении?»
Подлежащее нередко путают с прямым дополнением – существительным в В.п. без предлога. Разграничить эти члены предложения помогает прежде всего смысловой анализ . Подлежащее обозначает действующее лицо, а дополнение – лицо (предмет), на которое переходит действие.
Велосипед разбил грузовик . Пыль поднимает ветер . Берег размывает море.
Сравни: Ярко светило (кто? что? И.п.) солнце . Облако скрыло (кого? что? В.п.) солнце .
Подлежащее может быть выражено словом
1. Именем существительным (в И.п.)
Гости приехали утром.
2. Местоимением (в И.п.)
3. Именем прилагательным (в И.п.), перешедшим в сущ.
Старшие помогали младшим.
4. Причастием (в И.п.), перешедшим в сущ.
Желающи е могли покататься.
Встречающие вышли на перрон.
5. Именем числительным (в И.п.)
Два да два — четыре.
Семеро одного не ждут .
Завтр а не наступит никогда.
7. Неопределенной формой глагола
Курить — здоровью вредить .
Друга спасти – высшая честь .
8. Междометием, звукоподражанием
Га-га-га слышалось на лугу.
Далече грянуло ура .
Подлежащее может быть выражено словосочетанием
1. Синтаксически неделимым словосочетанием. (И.п. + с + Т.п.)
Мы с сестрой радовались.
Подружились мы с тобой .
2. И.п. числительного + Р.п.
После этого вечера прошло семь недель.
3. Неопределенно-количественное слово (много, сколько) + Р.п.
Пришло несколько новых журналов.
4. Собир числит. + из + Р.п.
Трое из них приехали недавно.
Двое из ларца одинаковых с лица.
5. Местоим (кто, всякий, каждый, любой) + из +Р.п.
Любой из нас готов помочь.
Кто из нас не знает этого?
Словосочетание – сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически.
Словосочетанием не являются: 1) грамм основа Зима прошла
2) слово с предлогом Благодаря случаю, насчет письма, несмотря на ветер и т.п.
3) однородные члены предложения Красные и синие; не то ветер, не то дождь
Виды связи в словосочетании
Завис слово употреблено в том же роде, числе, падеже, что и гл слово
К опытному педагогу
Завис слово ставится в том падеже, которого требует главное
Зависимое слово связано с главн только по смыслу
Работал не отвлекаясь
прич, алеющий закат
прил, крашеный пол
мест, любой человек, моя книга
числит первая парта
сущ в кос пад, рубить топором
мест в косв пад, заходи ко мне
нареч , быстро плавит
деепр, глядя шёл
инфинитив хочу учиться
его шляпа, её ручка,
Виды связи в предложении
Слова не зависят друг от друга (однородные)
Одно слово подчиняется другому (отвечает на вопрос)
Птицы и звери. То справа, то слева
Как вчера, так и сегодня
Мал, да дорог. Умен, да пригож
Словосочетания, разные по строению, но близкие по грамматическому значению, называют синонимичными. Расчетные таблицы – таблицы для расчета. Материнские слезы – слезы матери.
Ударить сильно – ударить с силой. Слушать внимательно- слушать со вниманием.
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Подлежащее – гл член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? (И.п.) и обозначает действующее лицо (предмет). «О ком (о чем) говорится в предложении?»
Подлежащее нередко путают с прямым дополнением – существительным в В.п. без предлога. Разграничить эти члены предложения помогает прежде всего смысловой анализ . Подлежащее обозначает действующее лицо, а дополнение – лицо (предмет), на которое переходит действие.
Велосипед разбил грузовик . Пыль поднимает ветер . Берег размывает море.
Сравни: Ярко светило (кто? что? И.п.) солнце . Облако скрыло (кого? что? В.п.) солнце .
Подлежащее может быть выражено словом
1. Именем существительным (в И.п.)
Гости приехали утром.
2. Местоимением (в И.п.)
3. Именем прилагательным (в И.п.), перешедшим в сущ.
Старшие помогали младшим.
4. Причастием (в И.п.), перешедшим в сущ.
Желающи е могли покататься.
Встречающие вышли на перрон.
5. Именем числительным (в И.п.)
Два да два — четыре.
Семеро одного не ждут .
Завтр а не наступит никогда.
7. Неопределенной формой глагола
Курить — здоровью вредить .
Друга спасти – высшая честь .
8. Междометием, звукоподражанием
Га-га-га слышалось на лугу.
Далече грянуло ура .
Подлежащее может быть выражено словосочетанием
1. Синтаксически неделимым словосочетанием. (И.п. + с + Т.п.)
Мы с сестрой радовались.
Подружились мы с тобой .
2. И.п. числительного + Р.п.
После этого вечера прошло семь недель.
3. Неопределенно-количественное слово (много, сколько) + Р.п.
Пришло несколько новых журналов.
4. Собир числит. + из + Р.п.
Трое из них приехали недавно.
Двое из ларца одинаковых с лица.
5. Местоим (кто, всякий, каждый, любой) + из +Р.п.
Любой из нас готов помочь.
Кто из нас не знает этого?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме «Подлежащее. способы выражения подлежащего.»
Цель:· отработать умение находить грамматическую основу предложения;· знать способы выражения подлежащего разными частями речи и.
урок русского языка в 8 классе «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».
Урок объяснения нового материала по русскому языку в 8 классе по УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Актуальность проявляется в разнообразии форм обучения, учёте индивидуальных способностей об.
Презентация «Подлежащее.Способы выражения подлежащего.»
Данная презентация — хорошее подспорье для изучения темы «Подлежащее». Представлен материал для изучения новой темы,для закрепления и рефлексии.
Урок «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»
Урок открытия новых знаний. Создание условий для формирования ключевых компетенций.
Подлежащее. Способы выражения подлежащего
Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»
Урок русского языка с примененем технологии РКМЧП.
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» (с использованием технологии развития критического мышления)
Тема: Подлежащее. Способы выражения подлежащего.Цели и задачи: рассмотреть основные способы выражения подлежащего;научить находить в разных типах предложений подлежащие и определять, .
Источник
Упражнения по теме «Главные члены предложения. Способы выражения»
Упражнения по теме «Подлежащее и способы его выражения»
Спишите предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое
Ученики старательны и трудолюбивы. Спектакль окончен. Мы стали студентами. Ребята были рады каникулам. День оказался пасмурным.
Спишите предложения. Найдите подлежащее в записанных предложениях.
1) По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. (М. Пришвин.)
2) Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка.
(К. Паустовский.)
3) Грамоте учиться — все пригодится. (Пословица.)
4) Входящие должны предъявить билеты.
Запишите предложения, определите в них, чем выражено подлежащее, затем сделайте морфологический разбор существительного и прилагательного в одном из этих предложений.
1) Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии. (Н. Островский.) 2) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. (К. Паустовский.) 3) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. (К. Симонов.) 4) По Северному пути в это лето сновало великое множество судов. (В. Горбатов.) 5) Встречать нас высыпало все население Тихого мыса. (Б. Горбатов.) 6) Семеро одного не ждут. (Пословица.) 7) Иных уж нет, а те далече… (А. Пушкин.) 8) Но — противительный союз. 9) Одиннадцать — нечетное число. 10) Некоторые из присутствующих возмутились.
Составьте с каждым из слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом — в роли второстепенного члена предложения или были частью сказуемого.
День, ожидающие, учить, смелый.
Найдите подлежащие в следующих предложениях.
1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров). 13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов). 15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 16. Днём Михайлов с несколькими товарищами был отправлен на практику в хирургическую клинику (Паустовский). 17. У нас в Липягах раздобыть наживку не такое уж лёгкое дело (Крутилин). 18. Это «если бы», отнесённое к прошлому, сбылось (Тургенев). 19. Уйти сейчас было бы глупо (А.Н. Толстой). 20. В решительности её взора было что-то страшное (Лермонтов). 21. Несколько пуль провизжало над моей головой (Лермонтов). 22. Княгиня с княжной сидели на скамейке (Лермонтов). 23. Княгиня с московским франтом сидела на лавке (Лермонтов). 24. Оживить рассказ не хватало фантазии (Вересаев). 25. «Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов). 26. «Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский). 27. Из двадцати четырёх человек собралось двадцать три (А.Н. Толстой). 28. Была середина марта (Куприн). 29. Смертью праведной и честной пали многие из них (Твардовский). 30. Слабые духом, побросав винтовки, пытались перебраться вплавь (Шолохов). 31. Кто-то погиб на войне. Кто-то умер. Иные пропали безвестно. А некоторые превратились в других людей (Трифонов).
Упражнение 6.
Определите, чем выражены подлежащие в данных предложениях.
1. Крестьянский уклад жизни овеян своей поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. (Ю.Лотман) 2. Зачем притворяешься ты то ветром, то камнем, то птицей? (А.Ахматова) 3. Мы с тобой бестолковые люди. (Н.Некрасов) 4. Вон еще пятьдесят рук вылезают, стирая плеснь. (С.Есенин) 5. Не каждый умеет петь. (С.Есенин) 6. Психология «лишнего человека» — это психология человека, все жизненное амплуа которого было нацелено на гибель и который тем не менее не погиб. (Ю.Лотман)
Упражнение 7.
Найдите в данных предложениях подлежащие и укажите, чем они выражены.
1. В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос. (Н.Бердяев) 2. Трагическое — это горе, страдание, гибель, ужасное в Жизни человека, а комическое — это веселье, радость и смех. (Б. Эренгросс) 3. Всеми путями мы приходим к одному выводу: Вселенная состоит из чего-то однообразного. (К.Циолковский) 4. Но что происходит? Кто мчится, кто скачет? (Б.Ахмадулина) 5. Никто тебя не встретит. (Д.Самойлов) 6. Пройдя около часа, они остановились перед оврагом, который тянулся вправо и влево, насколько хватало глаз. (А.Волков)
Упражнение 8.
Вместо точек впишите подходящие по смыслу подлежащие.
1 . летели на юг бесконечными стаями. 2. С пятиминутным опозданием этот давно нами ожидаемый . начался. 3. Первой в комнату вошла. с дочкой. 4. с братом появились следом. 5. противостоит прекрасному. 6. Мне казалось, что по улице шло . , а может быть, и больше. 7. — значит познавать науки.
В каком предложении подлежащее могло бы стоять как в форме единственного числа, так и множественного числа?
Упражнение 9.
Определите, какие слова в данных предложениях могли бы быть подлежащими.
1. Прил. И.п. — Сущ. И.п. — Глагол — Сущ. В.п.
2. Сущ. Т.п. — Мест. И.п. — Глагол — Нар. — Сущ. Д.п.
3. Сущ. И.п. — Сущ. И.п.
4. Числ. И.п. — Сущ. Р.п. — Глагол — Сущ. Т.п.
Выделите подлежащие в данных предложениях. Каждое ли предложение содержит подлежащее?
На турбазе за холмом играла радиола. В ясном небе пролетали галки. Под горой над болотом стелился туман. На зеленой траве серыми комьями лежали овцы.
Я шел через поле к турбазе. На мокрых от росы ботинках желтел песок. Из рощи тянуло прохладой и дымом.
Под окнами экскурсионного бюро сидели туристы. На скамейке, укрывшись газетой, лежал Митрофанов. Даже во сне было заметно, как он ленив. (С.Довлатов)
Источник