- Урок русского языка в 9-м классе. Тема: «Все познается в сравнении» план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок русского языка в 9 классе на тему «Придаточные предложения сравнения». план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9-м классе. Тема: «Все познается в сравнении»
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему
Цель урока: определить роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в русском языке.
Задачи:
Образовательные:
-повторить теоретический материал, определение сравнения;
— проанализировать художественные тексты, определить способы выражения сравнения;
— выяснить изобразительно-выразительные особенности сравнения;
— подготовка к сдаче ГИА.
Развивающие:
— продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;
— развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные:
— формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.
Оборудование: раздаточный материал, справочная литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3220_urok_2.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9-м классе. Тема: «Все познается в сравнении»
Цель урока: определить роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в русском языке.
-повторить теоретический материал, определение сравнения;
— проанализировать художественные тексты, определить способы выражения сравнения;
— выяснить изобразительно-выразительные особенности сравнения;
— подготовка к сдаче ГИА.
— продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;
— развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
— формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.
Оборудование: раздаточный материал, справочная литература.
Учитель: Представьте, что вы смотрите в небо и наблюдаете за проплывающими облаками. Они медленно плывут, постоянно меняя свои формы и удивляя вас своей белизной.
Попробуйте назвать слово «облака» другими словами, которые в той или иной мере говорили о признаках и свойствах этого предмета. Учащиеся называют различные ассоциации, связанные с облаками (как вата, лебеди, корабли, сладкая вата, пуховая перина, взбитые сливки)
Учитель: Скажите, чтобы так назвать облака, что вы делали? (Сравнивали, сопоставляли, находили общие черты).
Учитель: Я никогда не устану повторять, как богат наш русский язык, какие неисчерпаемые возможности он имеет, чтобы обычное слово зазвучало по-новому, превратилось в зрительный образ, навсегда осталось в памяти. Задание с облаками я предложила вам неслучайно и сегодня мы рассмотрим сравнение как одно из языковых средств выразительности.
1) Значение термина в словарях;
3)Синонимы к слову сравнение (работа со словарем).
Учитель: А сейчас займемся анализом текстов и выясним, какие способы выражение имеет сравнение.
Работа в группах:
Задание группе № 1
В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
Ответьте на вопросы:
Какой частью речи является это слово?
В форме какого падежа оно стоит?
Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение. (существительным в Т.п.)
Примеры из текстов для анализа:
1. Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
2. Лицо у него было доброе, губы трубочкой.
3. Разноцветным коромыслом в небе радуга повисла.
4. А он всё заливался соловьём и слушать не хотел ничьих советов.
Задание группе № 2
В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
Ответьте на вопросы:
При помощи каких союзов происходит сравнение?
Как в русском языке называются такие синтаксические конструкции?
Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение (сравнительный оборот)
Примеры из текстов для анализа:
1. Как океан разверзлись небеса,
И спит земля — и теплится, как море.
2. С высоты мне виделась Москва, будто муравейник.
3. Горы, словно могучие великаны, окружили долину.
4. Точно старушонки, накренились избы на бок.
Задание группе № 3
В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
Ответьте на вопрос: При помощи каких слов происходит сравнение?
Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение.
(Сравнения, которые вводятся словами похож, подобен, напоминает, выступающими в роли сказуемого).
Примеры из текстов для анализа:
1. Кленовый лист напоминает нам янтарь.
2. Когда Настя плакала, она была похожа на маленького ребенка.
3. Огромные деревья похожи на лесных великанов.
4. Горный ручей весной подобен шумной реке, несущейся с заоблачных круч
Учитель: А теперь нам предстоит определить роль сравнений в речи и сделать основной вывод. Для этого вы должны сравнить два текста, в одном из которых убраны все сравнения.
Текст № 1. Поднявшись на вершину горы, мы увидели озеро. Его окружали скалы, поднимающиеся вверх. На берегу расстилалась буйная зелень. Солнце садилось. Его угасающие лучи падали на гладкую поверхность воды. Вечернее небо казалось еще выше и отражалось в горном озере. Редкие облака медленно проплывали над головой и растворялись, не успев скрыться из вида.
Текст № 2. Поднявшись на вершину горы, мы увидели озеро, похожее на большую серебряную чашу. Его окружали скалы, каскадами поднимающиеся вверх. Буйная зелень на берегу расстилалась изумрудным ковром. Солнце садилось. Его угасающие лучи падали на гладкую, как стекло, поверхность воды. Вечернее небо казалось еще выше и, словно в зеркале, отражалось в горном озере. Редкие облака, как заблудившиеся путники, медленно проплывали над головой и растворялись, не успев скрыться из вида.
Группы сообщают предложения к основному выводу.
— сравнение помогает более точно представить предмет или явление;
— сравнения помогают нагляднее представить описываемые предметы;
— речь становится более яркой и выразительной;
— сравнения помогают увидеть в предмете новые, невидимые стороны;
— сравнения чаще всего используются в художественных текстах и разговорной речи;
— сравнение имеет собственные средства выражения, которыми они отличаются от других тропов.
Учитель: А сейчас я бы хотела подвести итог нашему занятию.
Составьте текст (5-6 предложений) на тему «Зимний пейзаж», используя сравнения в разных его формах.
Источник
Урок русского языка в 9 классе на тему «Придаточные предложения сравнения».
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме
Конспект урока русского языка в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pridatochnye_predlozheniya_sravneniya.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 9-м классе по теме: «Придаточные предложения сравнения»
- Дать понятие о сложноподчиненном предложении (СПП) с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте, постановку знаков препинания при союзе как .
- Содействовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, умений определять значения придаточных СПП, осуществлять синтаксический разбор сложного предложения.
- Содействовать нравственному воспитанию учащихся.
Тип урока: Изучение нового материала и повторение пройденного ранее.
I. Организационный момент.
П. Повторение изученного.
- Что называется сложным предложением?
- Какие разновидности сложных предложений мы изучили?
- Что называется СПП?
- Какие виды СПП мы уже знаем? Например.
- Как определить значение СПП? Например.
- Могут ли быть два значения у СПП? Например.
Ш. Постановка цели.
Сегодня мы изучим еще один вид СПП и должны научиться отличать его от других видов СПП, правильно ставить знаки препинания внутри предложения, а также рассмотрим иные способы выражения того же значения в тексте.
IV. Проверка домашнего задания.
Определить значение СПП. Выполнить синтаксический разбор понравившегося предложения.
1. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. (Л. Толстой)
2. Если внутреннее духовное богатство создает человеческую красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губит. (В. А. Сухомлинский).
3. Если хочешь быть любимым, люби. (Сенека).
4. Радость жизни была бы недоступна, если бы сердце человеческое никогда, ни на одну минуту не было захвачено грустью…(В. А. Сухомлинский)
5. Нам нужно все, что обогащает внутренний мир человека… (К. Паустовский)
6. Только лентяй или ни на что не способный человек может говорит, что он не нашел занятия. (Л. Толстой)
7. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других. (Л. Толстой)
8. На зеркало неча пенять, коли рожа крива. (Народная пословица)
9. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. (А. П. Чехов)
10. Сколько б мир я ни пел и ни славил, если что, он забудет меня. (И. Росляков)
11. Коли хочешь быть хорошим артиллеристом, с малых лет учись работать возле пушки. (В. Катаев)
12. Когда труд удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький)
13. И нет ничего проще, как заблудиться в себе. (В. Распутин)
14. Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово лишнее. (Л. Толстой)
2. Условия + противопоставления
7. Времени + условия
Что полезного узнали из данных высказываний, предложенных для определения вида придаточных?
V. Повторение изученного.
Тест (по рассказам М. Пришвина, кроме предложения “Д”) (записан на доске):
А. Куда я ни поплыву, всюду за мной плывет Хромка.
Б. Те же гнездышки, что на земле были сделаны и на кустах, тоже не пропадут.
В. Охотник, конечно, не видит бекаса, но по собаке знает где он.
Г. Трудно узнать, каких жучков- паучков вылавливала наша трясогузка.
Д. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.
Е. А как раз против места, где я сел на лодку, на том берегу очень крутом и высоком в маленькой избушке жил один промысловый охотник.
Ключ: 1. ВЕ 2. БЕ. 3. А 4. ВГ 5. БЕ.
VI. Подготовка к восприятию.
Какое предложение здесь оказалось “ лишним”? Почему? (“Д”. другое значение – сравнение)
Как определили? (по смыслу)
VII Изучение нового материала.
В чем состоит особенность СПП с придаточным сравнением. (выступление подготовленного учащегося)
Как; подобно тому,
как; чем; словно; будто; как будто; чем, тем ….
Мы спешили изо всех сил, (как будто за нами кто-то гнался).
- Но мы знаем, что вопрос как? задается к СПП образа действия. Как отличить придаточное сравнение от придаточного образа действия?
- Объяснение учащегося:
1. Мы так спешили, как будто за нами кто-то гнался. (есть указательное слово так, придаточное поясняет глагол – сказуемое и наречие образа действия образ действия)
2. Мы спешили изо всех сил, как будто за нами кто-то гнался.
(отсутствует указательное слово, придаточное поясняет глагол – сказуемое, значение сравнения) сравнение.
- Устная работа по учебнику. Выполнение упражнения (определить значение придаточных, средство связи). Выписать одно предложение со значением сравнения и одно – образа действия.
- Какова роль в тексте СПП с придаточным сравнения ? (Сравнение – одно из художественных средств выражения мысли. )
- Какие еще способы выражения сравнения мы знаем?
1. Придаточные предложения со значением сравнения.
2. Сравнительный оборот со сравнительными союзами как будто, словно, как, что.
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье. (М. Цветаева)
3. Имя существительное в творительном падеже.
Например: Ярким солнцем в лесу пламенеет костер. (А. Фет)
4. Имя прилагательное, наречие в сравнительной степени.
Ты прекрасна – спору нет,
Но царевна всех милее
И румяней, и белее. (А. С. Пушкин)
5. Фразеологический оборот.
Например: Живет – небо коптит. (Пословица)
6. Метафора – слово в переносном значении, скрытое сравнение.
Например: Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона. (С. Есенин)
Например: Вьется улица- змея.
- Приведите свои примеры предложений с выразительным средством сравнения.
- Хотелось бы обратить внимание на постановку знаков препинания в предложении с союзом как . (Выступление подготовленного учащегося).
|
|
Объяснить постановку знаков препинания и некоторые орфограммы в данных предложениях. (Предложения записаны на доске)
- Луг как бархат.
- Луг, как бархат, зеленеет.
- Дождь мелкий, как изморось, продолжал бесшумно ложиться на тайгу.
- Надо беречь Родину как зеницу ока.
- Меня представили как старого знакомого.
- Море все в живых белых пятнах, как будто бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину.
- Самостоятельная работа (упражнение заранее распечатано).
Задание: сначала выписать СПП с придаточными образа действия, затем – сравнительными, потом простые предложения со сравнительными оборотами. Расставить пропущенные знаки препинания.
1. В птич(?)ем ряду Кольку как в весе(н,нн)ем лесу оглушили щелк. . нье чирик. . нье свист. (Г. Березко).
2. На ветках словно серебр. . (н,нн)ые колокольчики зв. . нят зяблики. (Д. Зуев).
3. Волны звучат так ласково точно просят пустить их погрет(?)ся к костру. (М. Горький).
4. На заре Звенигород звенит будто пчелы обн. . вляют соты. (С. Марков)
5. Ему очень пр. . ятно на нас см. . треть точно он в. . рнулся домой после длит. . льной команд. . ровки. (Ф. Кнорре).
6. Словно золотые нити прониз. . вают жаркий воздух жу. . ащие пчелы. (Д. Зуев).
7. Невский так широк что дома по об. . им его сторонам кажутся ниже чем на самом деле. (С. Маршак).
8. И цепью русские п. . латки как на н. . члеге журавли белеют смутно уж (в) дали. (М. Лермонтов).
9. Озеро было так густо засып. . но палыми листьями что даже в кабину прон. . кал их сладк. . ватый запах. (К. Паустовский).
10. Этот свежий осе(н, нн)Ий ветер умеет нежно разговар. . вать с охотником как сами охотники часто болтают между собой от избытка радо. . ных ожиданий. (М. Пришвин).
11. Прохор (не)уклюже взмах. . вает руками и словно (не)опытный канат. . ходец ловит моменты р. . вновесия. (В. Шишгков).
12. Аня перекинула косу за плечо и вдруг покраснела так как умеют краснеть (пятнадцати)летние девушки. (Ю. Герман)
13. Сп. . ша к пр. . чалу словно к дому с теченьем спорит пароход. (В. Семернин). 14. Я по развалинам хожу и по осколкам ржавым как будто в летопись гляжу моей родной д. . ржавы. (Н. Букин)
Что нового узнали на уроке?
Как отличить придаточное сравнения от придаточного образа действия?
Ставится ли знак препинания при придаточном сравнения?
Оценивание работы учащихся на уроке.
Х. Домашнее задание.
“Сильные учащиеся” подбирают из художественных произведений 10 СПП образа действия и 10 СПП сравнения.
Остальные учащиеся выполняют упражнение на закрепление из учебника (по заданию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 9 класс, тема «Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре.
Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.
Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».
Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
Урок русского языка в 11 классе. Тема:» Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях».
Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения
Урок изучения и закрепления материала.
Урок русского языка «Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения» 8 класс
Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса «Готовимся к ГИА».
Урок русского языка (7 класс) по теме «Степени сравнения наречий» по программе С.И. Львовой.
Презентация к уроку русского языка (7 класс) по теме «Степени сравнения наречий» по программе С.И. Львовой.
Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
Источник