Способы выражения сравнения сравнительный оборот

Способы выражения сравнения

В широком понимании эпитетом может быть наречие (непостижимо тайное провидение, жадно глядит), существительное (волшебница-зима), деепричастие (Волны несутся, гремя и сверкая).

примеры1. Коралловая заря, златорогий месяц, двурогая луна, свинцовые тучи, свинцовый сон, мёртвая тишина, тяжёлый взгляд, лучистые ресницы, подоблачные дубы, сладкозвучные фонтаны, ароматный мёд, ледяная вода, горячий конь, здоровенный кулак, молниеносное движение, унылый дождь, редкие звёзды.

Сизо-дождливая даль, молочно-белое небо, молочно-розовый дым, угольно-чёрная борода, золотисто-розовый горизонт, мглисто-багровый морской горизонт, нежно-вкрадчивый аромат, апельсинно-оранжевый цвет, неверно-серая одежда дождя, зеркально-тихая река, насмешливо-фамильярный тон, молочно-жёлтое пламя, огненно-кипучая работа, круторогий месяц, чужедальняя сторона, сине-синяя весна.

II. Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. Важнейшая функция сравнения – художественное описание объекта.

Способы выражения сравнения

1. Родительный падеж существительного: цвет морской волны, цвет топлёного молока.

2. Творительный падеж существительного: пыль столбом. «Буквы муравьями тлеют на листах» (Э. Багрицкий).

3. Сравнительный оборот с союзами как, точно, словно, будто и др.: Её власы, как змеи, на плечах…

4. Наречие и форма сравнительной степени прилагательного: Земля пушистее ковра под ним лежала.

5. Придаточные сравнения: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

6. Отрицательное сравнение: «Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором обходит владенья свои» (А. Некрасов).

7. Развёрнутое сравнение. Оно указывает на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах:

Так летом глыба снеговая,

цветами радуги блистая,

висит, прохладу обещая,

над беззаботным табуном…

8. Сравнение может быть оформлено и как отдельное предложение, по смыслу связанное с предыдущим и начинающееся словом ТАК:

Тускнеют угли. В полумраке прозрачный вьётся огонёк. Так плещет на багряном маке крылом лазурным мотылёк.

* Сравнение должно быть основано на реальном сходстве предметов, явлений. Если автор отступает от жизненной правды, сравнение теряет всякий смысл. Например: Что ты согнулся, как гвоздь?

Источник

Сравнительный оборот

Содержание:

Сравнительный оборот как синтаксическая конструкция

В жизни часто сравниваются предметы и явления: девочка с куклой, холодные руки со льдом, глаза с алмазами, синие глаза с небом. Таких примеров множество.

Читайте также:  Лоскутное одеяло быстрым способом

Сравнение — это сопоставление двух понятий или явлений и нахождение у них сходного.

В сравнении выделяют три элемента:

  • то, что сравнивается, — ПРЕДМЕТ;
  • то, с чем сравнивается, — ОБРАЗ;
  • то, на основании чего одно сравнивается с другим, — ПРИЗНАК

Вывод: для признания оборота сравнительным, необходимо найти эти сопоставляемые понятия или явления и выявить у них признак, по которому идет сравнение.

Основание для сравнения: сравниваются два предмета — «звезды и желуди»; общий признак — «золотые». «Словно звезды» — сравнительный оборот. Таким образом, при сравнении существительное-предмет наделяется признаком, который в нашем сознании переводит понятие в образ.

Сравнительный оборот — это синтаксическая конструкция, основанная на образном сопоставлении признаков одного предмета с другим.

Сравнительный оборот выражается следующими частями речи:

  • существительными в именительном или косвенных падежах;
  • субстантивированными прилагательными и причастиями;
  • обстоятельственными предложно-падежными сочетаниями, наречиями.

Сравнение может быть любым членом предложения:

  • сказуемым;
  • определением;
  • дополнением;
  • обстоятельством

Роль сравнительного оборота в художественном произведении

Сравнительный оборот помогает живо, образно представить предмет.

Используется авторами в художественных произведениях для придания речи яркости, эмоциональности.

Как определить сравнительный оборот?

1. Сравнительные обороты вводятся в предложение союзами:

как, словно, точно, будто, как будто, что, чем, нежели.

2.Чаще в предложении выражаются обстоятельствами образа действия

Проглянет день (каким образом?) как будто поневоле.

Знаки препинания при сравнительном обороте

Сравнительные обороты в речи выделяются при помощи интонации, а на письме — запятыми. Подчеркивается пунктиром с точкой.

Сравнительный оборот не выделяется запятыми, если выражен:

1. Именной частью составного сказуемого

2. Частью фразеологического оборота

3. Предшествует частица не

4. После слов почти, совсем.

Как отличить сравнительный оборот от придаточного предложения сравнения?

Запомнить: сравнительный оборот не имеет грамматической основы

  • Я знаю, как ты старалась, чтобы получить эту должность, сколько усилий приложила.

Здесь элемент «как ты старалась» представляет не оборот, а простое предложение в составе сложного, поскольку выделяется грамматическая основа. «Ты» — подлежащее, выраженное личным местоимением, «старалась» — простое глагольное сказуемое.

  • Ты старалась, как пчела, получить эту должность.

В данном случае «как пчела» — сравнительный оборот, который является обстоятельством.

Обособление сравнительного оборота

Не всегда бывает просто определить сравнительный оборот. Сложность с точки зрения пунктуации представляют обороты с союзами как, чем.

Сравнительные обороты с союзом Как обособляются, если:

  1. обозначают уподобление (как в значении «подобно»)
    • С утра поползли белые, как дым облака (А. Толстой);

  2. в основной части предложения находится указательное слово так, такой, тот, столь.
    • Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте (Н.В. Гоголь);

  3. оборот начинается сочетанием, как и
    • К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность, как к старой няньке (К.Г. Паустовский);

  4. оборот выражен сочетанием: как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно
    • Экая досада! Как нарочно, ни души! (Н.В. Гоголь);

  5. в оборотах не кто иной, как; не что иное, как
    • Спереди Рейнский водопад не что иное, как невысокий водяной уступ(В. Жуковский)

Вместо союза как могут использоваться союзы будто, словно, точно, что. Эти синонимичные союзы взаимозаменяемы.

  • Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навёл (И. Тургенев)
  • Густой туман, точно вата, лежал во всем лесу (Дерсу Узала)
  • С высоты мне виделась Москва, чтомуравейник (А.С. Пушкин)

Сравнительные обороты с союзом Как запятыми не выделяются, если:

  1. на первый план выступает значение обстоятельства образа действия (обороты с как заменяются в этих случаях творительным падежом существительного или наречием)
    • Как град посыпалась картечь (М.Ю. Лермонтов). Градом (сущ.в Т.п). посыпалась картечь.
    • Как демон коварна и зла (М.Ю. Лермонтов). Демонически (наречие) коварна и зла;

  2. союз как имеет значение «в качестве»
    • Ленский везде был принят как жених (А. Пушкин). Ленский везде был принят в качестве жениха.
    • Мы знаем Цветаеву как удивительную поэтессу;

  3. оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота)
    • Был лес как сон и снег как сон. (И. Бродский);

  4. сравнительному обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в -точь, именно, просто, прямо
    • Поступил точь-в -точь как сельский житель.
    • Поступил не как сельский житель

  5. оборот имеет характер устойчивого сочетания
    • Подруга каталась как сыр в масле.
    • Старик схоронил сына и остался один как перст.

Примечание. К сравнению близки обороты с несогласованными определениями с предлогом вроде и обстоятельствами, начинающимися со слов не иначе как. Такие конструкции не обособляются.

  • Над головой раздалось жужжание вроде пчелы.
  • Я думаю о своей учительнице не иначе как о замечательном и умном человеке.

Источник

Сравнительный оборот. Примеры предложений

Сравнительный обо­рот — это син­так­си­че­ская кон­струк­ция, в кото­рой ука­зы­ва­ет­ся на образ­ное сход­ство при­зна­ков одно­го явле­ния с дру­гим с помо­щью срав­ни­тель­ных союзов.

Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний, име­ю­щих в сво­ем соста­ве срав­ни­тель­ный обо­рот, из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной литературы.

Что такое сравнительный оборот?

Сравнительный обо­рот воз­ни­ка­ет там, где писа­тель образ­но срав­ни­ва­ет одно явле­ние дей­стви­тель­но­сти с дру­гим. В осно­ве срав­ни­тель­но­го обо­ро­та лежит сти­ли­сти­че­ский при­ем срав­не­ния как спо­соб вос­при­я­тия дей­стви­тель­но­сти худож­ни­ком сло­ва. Сравнительный обо­рот выра­жа­ет образ­ное сопо­став­ле­ние при­зна­ков, черт одно­го пред­ме­та с другим.

Сравнительный обо­рот явля­ет­ся в пред­ло­же­нии обособ­лен­ным обсто­я­тель­ством. В его состав вхо­дят суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные или наре­чия. Сравнительный обо­рот при­со­еди­ня­ет­ся с помо­щью срав­ни­тель­ных союзов:

Все пере­чис­лен­ные срав­ни­тель­ные сою­зы сино­ни­мич­ны сою­зу «как» и вполне могут им заме­нять­ся без изме­не­ния смыс­ла высказывания.

Как отличить сравнительный оборот от придаточного предложения сравнения?

Отметим, что срав­ни­тель­ный обо­рот не име­ет пре­ди­ка­тив­но­сти (лат. praedicatum — ска­зу­е­мое) в отли­чие от слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным срав­не­ния, кото­рое часто быва­ет непол­ным и очень похо­же на срав­ни­тель­ный обо­рот. Но такое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние срав­не­ния име­ет в сво­ем соста­ве допол­не­ние или обсто­я­тель­ство, ука­зы­ва­ю­щие на отсут­ству­ю­щее сказуемое.

Сравним:

Он был в под­дев­ке и в страш­но заса­лен­ном чер­ном атлас­ном жиле­те, без гал­сту­ка, а все лицо его было как буд­то сма­за­но мас­лом, точ­но желез­ный замок (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).

Все эти кра­си­вые пти­цы весе­ло хло­па­ли кры­лья­ми, не обра­щая вни­ма­ния на сквор­цов с их крас­ны­ми пого­на­ми и крас­ной гру­дью, рас­ха­жи­ва­ю­щих по краю обры­ва, точ­но сол­да­ты на воен­ном пара­де (Жюль Верн. Дети капи­та­на Гранта).

В при­да­точ­ном пред­ло­же­нии срав­не­ния име­ет­ся обсто­я­тель­ство, при­над­ле­жа­щее отсут­ству­ю­ще­му ска­зу­е­мо­му, а так­же из кон­тек­ста по смыс­лу лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся про­пу­щен­ное сказуемое:

точ­но сол­да­ты рас­ха­жи­ва­ют (где?) на пара­де .

Жгучее солн­це висит в небе, как паук в пау­тине (непол­ное при­да­точ­ное пред­ло­же­ние сравнения)

Она искус­но спле­ла пау­ти­ну лжи, как паук (срав­ни­тель­ный оборот).

Примеры предложений из художественной литературы

Я впер­вые ощу­тил голо­во­кру­же­ние не от взгля­да вниз, а от взгля­да вверх. Головокружение носи­лось, как испу­ган­ная пти­ца (К. Паустовский).

Снеговая белая туча, огром­ная, как небо, обтя­ну­ла весь гори­зонт и послед­ний свет вечер­ней зари (С. А. Аксаков).

Уже све­та­ло. Млечный Путь блед­нел и мало-помалу таял, как снег, теряя свои очер­та­ния (А. П. Чехов).

Лес свер­кал, умы­тый росой, и в каж­дой росин­ке, как в стек­лыш­ке, отра­жа­лось солн­це (Г. Скребицкий).

Хорошо летом в деревне встать порань­ше, еще до вос­хо­да солн­ца. Небо про­зрач­ное, с лег­кой про­зе­ле­нью, буд­то мор­ская вода (Г. Скребицкий).

Деревянная вычур­ная резь­ба покры­ва­ла, буд­то кру­же­вом, весь фасад, начи­ная от от высо­ко­го крас­но­го фун­да­мен­та и дохо­дя до конь­ка желез­ной кры­ши (Л. Андреев).

Над тём­ной зыбью, точ­но кры­ло испу­ган­ной пти­цы, мель­кал парус (В. Короленко).

По гори­зон­ту про­тя­ну­лись лег­кие, пери­стые облач­ка, неиз­мен­ные, непо­движ­ные, точ­но сереб­ря­ная опра­ва бирю­зо­во­го сво­да (Джек Лондон. Морской волк).

Миновали дерев­ню. По узень­кой стеж­ке вошли в высо­кий коноп­ля­ник, как буд­то в густые зеле­ные джунгли. Воздух здесь спёр­тый, слов­но в насто­я­щих джун­глях (Г. Скребицкий).

От его тяже­сти она натя­ну­лась, как тети­ва; точ­но стре­ла, сорвав­ша­я­ся с неё, он про­ле­тел трид­цать пять футов (Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).

Нос не то что­бы длин­ный, а вост­рень­кий, точ­но у птич­ки (Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы).

Видеоурок

Источник

Читайте также:  Неингаляционные способы подачи кислорода
Оцените статью
Разные способы