Способы выражения смысловых отношений
4. Синтаксические отношения в словосочетании
Между компонентами словосочетания возникает смысловая связь, определяемая характером отношения зависимого слова к главному. Эти смысловые отношения — синтаксическое значение словосочетания.
Выделяют следующие виды синтаксических отношений:
1) Атрибутивные, или определительные, отношения устанавливаются в словосочетаниях в том случае, если зависимый компонент указывает на признак, качество предмета и отвечает в большинстве случаев на вопросы какой? чей? Например: новый дом, мой кот, тушь для ресниц, учитель химии. Возможность задать вопрос — дополнительный способ определения синтаксических отношений, основной же способ состоит в анализе роли зависимого компонента. Так в словосочетании учитель химии зависимый компонент «химии» является атрибутом (признаком) главного слова, но отнюдь не объектом приложения или обстоятельством совершения действия. Поэтому хотя формально мы можем задать к зависимому компоненту падежный вопрос (учитель (чего?) химии), синтаксическим значением этого словосочетания будут отношения атрибутивные.
В словосочетаниях с атрибутивными отношениями зависимое слово, как правило, имя прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоименное прилагательное ( напр., сиреневый туман, прочитанная книга, вторая страница, мои друзья). Нередко зависимым компонентом является имя существительное (напр., ветка березы, пальто мамы, рубашка из ситца, рукав платья). Реже в атрибутивные отношения вступают наречия (напр., разговор по-английски, удар наотмашь, прогулка верхом) и инфинитивы (напр., желание увидеть, необходимость помочь, возможность учиться). Главное слово в таких словосочетаниях — имя существительное, крайне редко — субстантивированная часть речи (напр., некто неизвестный, новый знакомый).
2) Объектные отношения возникают в таких словосочетаниях, где зависимый компонент обозначает предмет приложения действия или признака, названного главным словом, и отвечает на вопросы косвенных падежей. Напр.: читать книгу, готовый к экзамену, склонный к полноте. Зависимый компонент может обозначать также орудие действия. Напр.: есть ложкой, шить иглой, вязать коклюшками.
Главное слово в таких словосочетаниях обычно бывает выражено глаголами и глагольными формами, прилагательными, словами категории состояния. Напр.: клеить обои, читая книгу, привычный к шуму, рад встрече, можно всем.
Реже это наречие (напр.: наперерез машине) или существительные со значением процессуальности (напр.: лечение больного, чтение книги, развитие болезни, выпуск продукции, проверка готовности). Такие существительные, как правило, можно заменить глаголами с постфиксом -ся: больной лечится, книга читается, продукция выпускается, готовность проверяется и т.п.
Зависимый компонент в словосочетаниях с объектными отношениями — имя существительное или субстантивированная часть речи. Напр.: встретить ее, навестить больного, мешать танцующим, приспособленный для двоих.
Реже значение объекта несет инфинитив. Напр.: попросил (о чем?) повторить, рекомендую (что?) прочитать.
Подвидом объектных отношений являются отношения субъектные: зависимое слово обозначает производителя действия или носителя состояния, обозначенного главным словом. Напр.: приезд гостей, приятно друзьям, строится плотниками, читаемая мною. В большинстве случаев такие словосочетания можно трансформировать в предикативные единицы: гости приехали, плотники строят, я читаю.
3) Обстоятельственные отношения возникают в таких словосочетаниях, где главное слово обозначает процесс, состояние, действие или признак, а зависимый компонент — разного рода обстоятельства протекания этого действия, то есть время, место, причину, цель, условие, количество, меру, степень, образ действия, или меру проявления признака, состояния. Зависимый компонент отвечает на разные обстоятельственные вопросы: зачем? где? когда? сколько? и под.
Напр.: сидеть дома, появиться вовремя, очень устать, приехать издалека, приготовить для опытов, слишком тихо, очень высокий.
Главное слово в таких словосочетаниях обычно глагол или глагольная форма, прилагательное, слово категории состояния (напр.: чересчур большой, приехавший вечером, чрезвычайно интересно); зависимый компонент — наречие, существительное, реже — инфинитив (напр.: говорил тихо, приехал в деревню, пошел пообедать).
4) Аппозитивные отношения некоторые ученые считают разновидностью атрибутивных: это отношения между существительным и существительным, стоящими в одном и том же падеже. Напр.: река Волга, физик-ядерщик, газета «Известия», студент Иванов, судьба-злодейка, дуб-богатырь. Как видим, здесь нет морфологического выражения зависимости, как в словосочетаниях с атрибутивными отношениями, главное слово определяется семантически, а не формально. В косвенных падежах между компонентами может быть несоответствие (напр.: на реке Томь, у озера Байкал), но в начальной форме падеж компонентов всегда совпадает.
5) Комплетивные отношения выделяют в таких словосочетаниях, где главное слово является информативно недостаточным и требует пояснения зависимым компонентом. Главное слово обычно местоимение, числительное, информативно недостаточный глагол. Напр.: несколько человек, много раз, два друга, становиться грустным, начал писать, нечто странное. Комплетивные отношения редко существуют изолированно, в чистом виде. Чаще всего они сосуществуют с какими-либо другими отношениями.
Напр.: подплыть к берегу — отношения комплетивные и
находиться в доме — обстоятельственные
увлекаться живописью — отношения комплетивные
В какой-то степени комплетивные отношения присутствуют почти в каждой связи, однако рекомендуем выделять их только в словосочетаниях, где главное слово самостоятельно не обозначает явление, действие, состояние (то есть информативно недостаточно).
Совмещение разных значений словосочетаний встречается нередко. Напр.: поездка (какая?) за город — основное значение — атрибутивное (сравн.: загородная поездка), добавочное — обстоятельственное (за город — указывает на место); посмотрел на дерево — основное значение объектное (дерево — объект, на который переходит действие), добавочное — обстоятельственное (на дерево — направление действия). Это касается, обычно, оттенков обстоятельственного значения.
1. Определите вид синтаксических отношений.
Пример: поехал (куда?) домой — отношения обстоятельственные, так как зависимый компонент обозначает место, направление движения;
рыжий (какой?) кот — отношения атрибутивные, так как зависимый компонент указывает на признак, выделяющий предмет из ряда однородных;
готовый (к чему?) к экзамену — отношения объектные, так как зависимое слово обозначает объект, на который переходит признак, обозначенный главным словом;
груда (какая?) листьев — отношения атрибутивные, так как зависимый компонент обозначает признак, выделяющий данный предмет из ряда однородных (а отнюдь не объект, на который переходит действие, признак или состояние! Ср.: груда снега, груда песка и т.д. — зависимые компоненты в этих словосочетаниях везде обозначают атрибут, признак предмета);
ручка (какая? чья?) двери — отношения атрибутивные, так как зависимый компонент обозначает признак (можно заменить прилагательным дверная), главное же слово обозначает предмет, принадлежащий другому предмету.
а) хорошо учился, разговор по-немецки, река Томь, три мушкетера, корзина с грибами, сдавать экзамены, некто в плаще, приеду утром, некоторые сомнения, жужжание пчел, кот Васька, удобрения для цветов, ваза с фруктами, печатать на машинке, набор текста, несколько учеников, умение рассказывать, дом напротив, возвращение друга, написав письмо, спасибо учителю, очень высокий, попросил приехать, не пошли из-за дождя, нечто странное;
б) густой ельник, вырос в деревне, автомобиль для грузоперевозок, нам тепло, приметы осени, стоял неподвижно, рыба для кота, купил для мамы, спинка стула, недолго думая, цветение вишни, плоды рябины, город-герой, хранил молчание, пойдем пообедать, оценка знаний;
2. Составьте словосочетания по схеме:
Источник
Средства связи и способы выражения смысловых отношений в ССП
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме
Урок-практикум по русскому языку в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_klass.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект-сценарий урока русского языка
Средства связи и способы выражения смысловых отношений в ССП. Значения ССП (9 класс)
Тема не является новой для девятиклассников. Им уже знакомы следующие понятия и определения: что такое сложное предложение; сложносочиненное предложение; сочинительная связь; группы сочинительных союзов; запятая в сложном предложении.
На представленном уроке задачи по формированию предметных компетенций, а также функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться в социуме и успешно в ней функционировать решаются через компетентностно ориентированные задания, направленные на развитие интеллектуальных качеств: внимания, памяти, мышления, наблюдательности и др. В свою очередь лингвистические знания, умения приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время каждого учебного задания ученик совершает несколько умственных операций (сравнение, сопоставление, нахождение общего и различий, классификация, обобщение) и задействует различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.
Тип урока : урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока : урок-практикум.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Виды сложных предложений. Сложносочиненные предложения» через практическую деятельность на уроке;
- совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа;
- формировать позитивное отношение к исследовательской работе;
- совершенствовать речевую деятельность школьников через комментирование, объяснение, пояснение; *
- осуществить самооценку деятельности.
- воспитывать любовь к родному язык
- развивать мыслительную деятельность учащихся;
Учащиеся должны знать : сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.
Учащиеся должны уметь : определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП; пользоваться ССП как одним из способов избежать синтаксической монотонности – речевой ошибки, состоящей в употреблении одинаковых, однотипных синтаксических конструкций.
Приобретаемые навыки детей:
* коммуникативные навыки (ведение учебного диалога и полилога, владение монологической речью, способность к открытому эмоциональному общению);
* информационные умения (бегло, выразительно и осознанно читать);
* организационные умения и навыки (самоанализ проблем собственной учебной деятельности и работа над ошибками);
* интеллектуальные умения и навыки (анализ, сравнение, доказательство, определение понятий).
Основные виды учебной деятельности: синтаксическое исследование, конструирование, подбор примеров с аналогичным строением, письменные творческие работы, пунктуационный тренинг.
Особенности роли педагога:
-создание проблемной учебной ситуации на основе подобранного материала;
-составление задания: формулировка, организация работы в группах, определение критериев и форм оценки работы (самооценка, оценка коллектива, оценка учителя).
Тип урока : комбинированный
Вид урока : практикум
Методы ведения урока : исследовательский, проблемный
Формы организации познавательной деятельности : аудиторная коллективная работа под руководством учителя, работа в парах, самостоятельная индивидуальная работа
I этап. Актуализация ранее изученного
1. Виды сложных предложений
У: На предыдущем уроке мы с вами говорили о разных видах сложных предложений. Вспомним их. А задумывались ли вы, почему существуют разные виды сложных предложений? (Ученики говорят о разных способах связи простых предложений в сложных, о сочинительных и подчинительных отношениях частей сложного предложения.
У: Попробуем построить из предложений Молодежь ушла. В клубе стало скучно . все три вида сложных предложений. Получаем:
Молодежь ушла, и в клубе стало скучно.
Молодежь ушла – в клубе стало скучно.
Молодежь ушла: в клубе стало скучно.
Молодежь ушла, так что в клубе стало скучно.
Молодежь ушла, потому что в клубе стало скучно.
У: А теперь подумаем над той информацией, которую заключают в себе эти предложения. Какой смысл можно «вычерпать» из каждого? На первый план выступают причинно-следственные отношения. В одинаковой ли степени проявляются эти отношения в ССП и СПП? (В ССП они более размыты, заметна какая-то последовательность – ушла, стало скучно . )
У: А теперь задумаемся над интонацией бессоюзного предложения. Ваши варианты прочтения. Какое значение предложения можно «вычислить» из такого интонирования? (Чувствуется противопоставление, но оно как-то нечетко выражено).
Учащиеся делают выводы: наиболее «говорящие» значения, обусловленные их строением (в частности, союзы потому что и так как в нашем примере), имеют СПП, в наименьшей степени смысловые отношения различаются в БСП, а вот ССП занимают между ними как бы промежуточное положение. И сегодня разговор у нас пойдет именно о ССП. Но это будет чуть позднее, а вначале мне хотелось бы предложить вам такую работу.
2. Группы сочинительных союзов
Задание. Выпишите из данного текста ряды однородных членов, соединенных союзами, определите, к какой группе относится тот или иной союз.
Текст. Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений! Летние грозы проходят над землей и «заваливаются» за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые деревья. Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. Недавно в деревне один маленький мальчик пришел во время грозы ко мне в комнату и, глядя на меня большими от восторга глазами, сказал: «Пойдем смотреть грома!»
(К.Паустовский . Золотая роза
Вот какие сочетания выписали учащиеся:
– проходят и «заваливаются»; не прошла, а свалилась; то бьют, то полыхают; пришел и сказал .
Характеризуем союзы при данных однородных членах, вспоминаем не встретившиеся здесь. Объясняем значение названий групп союзов: соединительные, разделительные, противительные . Что можно соединить? разделить? противопоставить? (Какие-либо явления!)
Как вы уже знаете, эти же союзы соединяют и части сложносочиненных предложений. А вы достаточно легко ориентируетесь в этой разновидности сложных предложений? На всякий случай проверим.
3. Узнавание «в лицо» ССП
Задание . Выпишите из данного текста все ССП, докажите (графически, схематически, словесно. ) правильность вашего выбора.
Текст . Уж так оно всегда почему-то получалось, что не успевал Григорий Иванович прислонить голову к подушке, портфелю или просто к какому-либо пригорку в чистом поле, как ему обязательно начинал сниться сон. То вдруг причудится Григорию Ивановичу река, широкая и раздольная в весеннем разливе, то вдруг увидит он во сне небо, то привидятся ему леса дремучие и темные. Но чаще всего снится Григорию Ивановичу дорога. Как будто идет он по ней, перекинув сапоги через плечо, идет, помахивает хворостинкой и подбадривает себя, успокаивает. Вот, мол, дойду до того поворота, а там уж отдохну, огляжусь вокруг, там благодать, забвение и отрада. Но дойдет Григорий Иванович до поворота, а благодати нет, под ногами камень да песчаный пепел, а новый поворот где-то далеко за горизонтом. Вздохнет Григорий Иванович, поправит на плече сапоги и идет дальше. И так без конца, от поворота до поворота! Идет Григорий Иванович, не падает духом, надеется.
(И.Евсеенко . Повесть «Петушиные дворики»)
(Сложносочиненных предложений здесь только два: То вдруг причудится. и Но дойдет . причем последнее включает в себя, помимо сочинительной, еще и бессоюзную связь.)
II этап. Постановка задачи урока. Организация исследовательской деятельности
– Вы успешно выделяете ССП в тексте, это уже хорошо, но явно недостаточно, чтобы сказать о себе: я отлично знаю ССП! Как видно из только что записанных примеров, ССП очень сильно различаются по своим значениям. И поэтому задачу сегодняшнего урока формулируем так:
Одинаковые ли значения имеют ССП с различными сочинительными союзами?
— А в чем разница? Вот давайте в этом и разберемся.
Делим класс на три группы, каждой из которой предлагается проанализировать текст. В каждом из них – ССП с одной из групп сочинительных союзов. Задача – определить значение, которое вносят в предложения различные союзы.
Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у нее по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал ее, пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет. Наверное, давно замужем, нарожала детей. Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надежном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдешь направо – коня потеряешь, пойдешь налево.
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.
Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.
(А.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)
Текст 3. Несколько дней появление Пугачева было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашенные жители говорили о сдаче города. Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачевым. Рейнсдорп обнародовал объявление о Пугачеве, в коем объяснял его настоящее звание и прежние преступления. Оно было писано темным и запутанным слогом. В нем было сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух, якобы он другого состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак Емельян Пугачев, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице знаков. Сие показание было несправедливо. ( А.Пушкин . История Пугачева. Из гл. 3)
III этап. Подведение результатов исследовательской деятельности. Теоретические выводы
У: К каким результатам пришел каждый ряд? Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями. Обобщаем сказанное ребятами.
Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений. Это основные функции каждой группы сочинительных союзов, но далеко не все. В дальнейшем, работая с ССП, мы неоднократно в этом убедимся, а пока делаем главный вывод.
У: Какова роль сочинительных союзов в ССП? (Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.)
В краткой форме графически заносим наши выводы в тетрадь.
IV этап. Практическое использование полученных теоретических сведений
Даны начальные части ССП и смешанные «в кучу» их завершения. Сконструируйте ССП с различными значениями, используя сочинительные союзы разных групп.
Начальные части предложения:
– Наберитесь терпения, смирите свою растерзанную душу.
– Ничего особенного, сколько-нибудь сказочного в заботе Серафима Николаевича не было.
– Есть земля, недра.
– В ответ из Петушиных Двориков донесся прощальный ветерок и даже как будто какой-то говор.
– То вдруг заманят его водяные и русалки в свои тенета, заставят нырять на самую невозможную глубину.
– Много всяких происшествий видел на своем веку Григорий Иванович.
– За третьим холмом Григорий Иванович свернул налево.
– Не успеешь замедлить возле торговца шаг.
– Григорий Иванович все время брал по дороге вправо и вправо.
– Станция была действительно крохотной.
Завершающие части предложений:
– . людей – кот наплакал.
– . он уже хватает тебя за воротник, требует из кармана денежки.
– . вы, возможно, услышите голос петуха Григория Ивановича Козика.
– . потом все затихло, затуманилось, исчезло за поворотом дороги.
– . такого еще не встречалось.
– . затянут его командированные на чердак, усадят за картежный стол или гонят в потаенное место за вином и закусками.
– . читателю нечего тут насмешничать.
– . город за ней раскинулся редкостный.
– . вот раскинулся перед ним городской базар.
– . Высокие Стрижи никак не показывались.
( Примечание. Все тексты и предложения урока размножаются для каждого ученика).
Карточка для самопроверки
– Наберитесь терпения, смирите свою растерзанную душу, и вы, возможно, услышите голос петуха Григория Ивановича Козика.
– Ничего особенного, сколько-нибудь сказочного в заботе Серафима Николаевича не было, и читателю нечего тут насмешничать.
– Есть земля, недра, а людей – кот наплакал.
– В ответ из Петушиных Двориков донесся прощальный ветерок и даже как будто какой-то говор, но потом все затихло, затуманилось, исчезло за поворотом дороги.
– То вдруг заманят его водяные и русалки в свои тенета, заставят нырять на самую невозможную глубину, то затянут его командированные на чердак, усадят за картежный стол или гонят в потаенное место за вином и закусками.
– Много всяких происшествий видел на своем веку Григорий Иванович, но такого еще не встречалось.
– За третьим холмом Григорий Иванович свернул налево, и вот раскинулся перед ним городской базар.
– Не успеешь замедлить возле торговца шаг, а он уже хватает тебя за воротник, требует из кармана денежки.
– Григорий Иванович все время брал по дороге вправо и вправо, но Высокие Стрижи никак не показывались.
– Станция была действительно крохотной, но город за ней раскинулся редкостный.
(И.Евсеенко. «Петушиные Дворики»)
V этап. Творческая работа
Перед вами «испорченный» фрагмент повести А.П. Чехова «Скучная история».
Задание . Исправьте текст, заменяя по возможности однотипные конструкции с простыми предложениями сложносочиненными предложениями.
Текст. Барышни и Гнеккер говорят о фугах, контрапунктах, о певцах и пианистах, о Бахе и Брамсе. Жена, боясь, чтобы ее не заподозрили в музыкальном невежестве, сочувственно улыбается им и бормочет: «Это прелестно. Неужели? Скажите. ». Гнеккер солидно кушает, солидно острит и снисходительно выслушивает замечания барышень. Изредка у него является желание поговорить на плохом французском языке. Тогда он почему-то находит нужным величать меня votre excellence (ваше превосходительство – фр .). А я угрюм. Видимо, я всех их стесняю. Они стесняют меня. Никогда раньше я не был коротко знаком с сословным антагонизмом. Теперь меня мучает именно что-то вроде этого. Я стараюсь находить в Гнеккере одни только дурные черты, скоро нахожу их и терзаюсь, что на его жениховском месте сидит человек не моего круга.
1. Возьмите в библиотеке повесть А.П. Чехова «Скучная история», найдите редактировавшийся вами фрагмент (он взят из 2-й главы); сравните авторский и свой варианты. Сделайте выводы о вашем умении пользоваться конструкциями с ССП.
2. Напишите небольшой рассказ – подражание А.П. Чехову, используя ССП с теми же значениями, что и у писателя.
Источник