- Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения
- Сложное предложение
- Что такое сложное предложение
- Сложносочиненное предложение
- Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
- Сложноподчиненное предложение
- Виды связи в сложноподчиненном предложении
- Значения придаточных предложений в СПП
- Типы подчинения в сложноподчиненном предложении
- Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях
- Проверьте себя
- 28. Сложное предложение. Средства и способы выражения отношений между частями сложного предложения. Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь.
- Способы выражения сложных предложений
Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения
Средствами выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения являются: 1) союзы; 2) относительные (союзные) слова; 3) порядок частей; 4) интонация.
Союзы соединяют части сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. В сложносочиненном предложении союзы служат основным средством связи, например: В комнате не было света, и все за окнами сливалось в одно зеленое месиво (Тих.); То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко (Кр.); Старуха на печку легла, а Дарья, вдова молодая, проведать ребяток пошла (Н.).
Подчинительные союзы соединяют части сложноподчиненного предложения, например: Морозка понял, что разговор окончен (Фад.); Надо ехать, если он советует (Гонч.).
Роль связующего элемента в сложноподчиненном предложении может выполнять относительное (союзное) слово, которое является членом предложения: Пастух поглядел на небо, откуда моросил дождь (Ч.); Дибич угадывал в непроглядной темноте, комупринадлежат голоса (Фед.). Различие между союзом и союзным словом заключается в том, что союз имеет только союзную функцию — устанавливает связь и обозначает синтаксическое отношение (за исключением асемантических союзов, которые выполняют функцию связи, не выражая отношений), а союзные слова выполняют, наряду с союзной, функцию члена предложения в придаточной части. Во втором примере это обстоятельство времени, что можно легко доказать, преобразовав придаточную часть в вопросительное высказывание: Когда он придет? Обстоятельственное значение слова «когда» здесь очевидно.
С союзами и союзными словами в придаточной части могут соотноситься относительные местоименные и наречные слова, которые в таком случае также осуществляют синтаксическую связь: Я тот, кого никто не любит (Л.). В предложении То, что увидел он, было так неожиданно, что он немножко испугался (Ч.) имеются все связующие элементы: то — соотносительное слово в главной части, что — союзное слово в придаточной первой, что — союз во второй придаточной.
Способом выражения отношений между частями сложного предложения служит также порядок следования частей. В предложениях Стало душно, я вышел из комнаты и Я вышел из комнаты: стало душно по-разному выражается последовательность причинно-следственных отношений. Многие сложные предложения обладают определенной спецификой расположения частей. Есть структуры со строго закрепленным порядком частей. Другие, хотя и допускают варианты в расположении частей, однако меняют при этом семантико-синтаксические отношения между ними, например: Так как в лесу было уже темно, мы решили оставить наши поиски. — Мы решили оставить наши поиски, так как в лесу было уже темно — причинно-следственные отношения в первом предложении преобразованы в отношение причинного обоснования — во втором. Семантические различия, которые создаются здесь порядком частей, свойственны данному предложению как определенной структуре и не связаны с контекстом. Порядок слов внутри частей сложного предложения, особенно в зависимой части, — явление отнюдь не произвольное, а обусловленное структурой всего предложения как целостной единицы.
Интонация в сложном предложении является средством объединения частей в одно целое. Отдельная часть сложного предложения не обладает интонационной завершенностью. Интонация конца свойственна лишь заключительной части сложного предложения. Особенно важна роль интонации в бессоюзном сложном предложении, так как здесь именно она является показателем смысловых отношений между частями, например: Настанет утро, поедем в поле — перечислительная интонация; Настанет утро — поедем в поле — интонация обусловленности, передающая условно-временные значения.
Источник
Сложное предложение
О чем эта статья:
Что такое сложное предложение
Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ.
Пример сложного предложения:
По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — сложносочиненные и сложноподчиненные. Каждое из них может быть союзным — соединять части союзами и союзными словами, либо бессоюзным — соединять их по смыслу.
Всего выделяют 4 вида сложных предложений. Рассмотрим их в таблице.
Сложносочиненное предложение
Сложносочиненным (ССП) называют сложное предложение, имеющее два и более независимых простых предложений в составе. Это значит, что их можно разбить точкой, при этом смысл не потеряется.
Части таких сложных предложений связаны союзами и союзными словами: соединительными (и, да, также и т. д.), противительными (а, но, зато и т. д.), разделительными (либо, то… то, не то… не то и т. д.) или их комбинациями.
Хотелось пирога, и яблоки уже созрели.
Хотелось пирога, но яблоки еще не созрели.
То мать пирогов напечет, то бабушка с булочками приедет.
Иногда части сложносочиненных предложений связаны без сочинительного союза и союзного слова — по смыслу. Такие предложения называют бессоюзными.
Лето заканчивалось лихо: на улице резко похолодало, листья начали алеть и чахнуть.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
В предложениях с союзами и, да, однако, либо и т.д. принято ставить запятую. Кроме случаев, когда:
На ярмарке в городе показывали кукольные представления, и торговцы продавали сахарную вату, и зазывалы кричали приглашения на аттракционы.
В бессоюзных сложносочиненных предложениях части делятся не только запятыми, но и тире, двоеточиями и точкой с запятой. Эту тему мы подробно разобрали в статье о сложносочиненных предложениях.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным.
Пример сложноподчиненного предложения:
Мне было сложно понять, как ей удалось так быстро привыкнуть к новому городу.
Виды связи в сложноподчиненном предложении
Обычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:
Я только-только закончил картину, когда солнце уже готовилось потухнуть.
Бывают сложные предложения, в которых придаточное с главным связаны только по смыслу и разделены знаком препинания, но между ними все еще можно вставить подчинительный союз. Такие предложения называют бессоюзными.
На меня нахлынуло осознание: (что) все это время меня обманывали
Значения придаточных предложений в СПП
Придаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.
Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье.
Типы подчинения в сложноподчиненном предложении
Иногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях
Между главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:
Когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.
Сейчас, когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.
Если предложения со словами лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно связаны составным союзом, он разделяется. Тогда перед словом что нужно ставить запятую:
Он согласился лишь потому, что я хорошо попросила.
Если мы выделяем интонацией изъявительные или условные придаточные и ставим их перед главным предложением, между ними ставится тире:
Кто желает — тот получит.
Если по главному предложению понятно, что придаточное его пояснит, нужно ставить двоеточие. То же правило относится и к бессоюзным сложным предложениям:
Он вдруг осознал: дальше не стоит и пытаться.
Проверьте себя
Определите, к какому виду сложного предложения относятся эти примеры: сложноподчиненному или сложносочиненному?
Мать уже наготовила на утро и легла спать, когда я вернулся из театра.
Я знал: это не может продолжаться слишком долго.
Снежинки легким пухом ложились на ладонь, и мир вокруг застыл в белоснежном великолепии.
Я вышел на опушку леса спустя час, но путешественников и след простыл.
Я быстро нашел место, где гнездились кукушки.
Источник
28. Сложное предложение. Средства и способы выражения отношений между частями сложного предложения. Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь.
Предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц, образующих смысловое, структурное и интонационное единство, называется сложным.
Сложное предложение представляет собой целостную синтаксическую структуру, которая выступает в качестве одной коммуникативной единицы.
1) каждая из его частей строится по той или иной схеме простого предложения и имеет самостоятельную предикативность;
2) объединение частей сложного предложения составляет семантико-структурное единство.
Части сложного предложения не обладают интонационной завершенностью, как отдельное простое предложение, кроме того, в большинстве случаев они имеют специальные конструктивные элементы, которых не может быть в структуре простого предложения.
выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения являются:
Соединяют части сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
2) относительные (союзные) слова;
3) порядок частей;
Способом выражения отношений между частями сложного предложения служит также порядок следования частей. В предложениях: Стало душно, я вышел из комнаты и Я вышел из комнаты: стало душно по-разному выражается последовательность причинно-следственных отношений. С союзами и союзными словами в придаточной части могут соотноситься относительные местоименные и наречные слова, которые в таком случае также осуществляют синтаксическую связь: Я тот, кого никто не любит
Интонация в сложном предложении является средством объединения частей в одно целое. Отдельная часть сложного предложения не обладает интонационной завершенностью. Интонация конца свойственна лишь заключительной части сложного предложения. Особенно важна роль интонации в бессоюзном сложном предложении, так как здесь именно она является показателем смысловых отношений между частями, например: Настанет утро, поедем в поле — перечислительная интонация; Настанет утро — поедем в поле — интонация обусловленности, передающая условно-временные значения.
1) Видо-временные формы сказуемых
2) Параллелизм структурных частей
3) Неполнота одной из частей
4) Общие контексты предложения
5) Детерминант – общий второстепенный член
6) Наличие местоименно-соотносительных слов (коррелятов)
7) Наличие слов, требующих раскрытия содержания
Сложные предложения делятся на две большие группы: союзные сложные предложения и бессоюзные сложные предложения.
Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочиненные — с сочинительными союзами и сложноподчиненные — с подчинительными союзами и союзными (или относительными) словами.
— Части соединены как равноправные, они сохраняют свою относительную самостоятельность, хотя лексически могут испытывать воздействие друг от друга.
— Синтаксическая связь с помощью сочинительных союзов.
— Сочинение придает частям известную самостоятельность.
— Сочинительный союз располагается между частями, не сливаясь ни с одной.
— Выражается в формальных показателях – подчинительных союзах и союзных словах.
— Подчинительные союзы помещаются в придаточной части и служат показателем ее подчиненности.
— Части бессоюзного предложения связаны между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей, видо-временными формами глаголов-сказуемых.
Источник
Способы выражения сложных предложений
9 класс. Интегрированный урок русского языка и литературы.
Способы выражения сложных предложений
образовательные : познакомить учащихся с речевой функцией сложноподчинённого предложения. Углубить знания учащихся, ориентируя их внимание на то как, эта синтаксическая форма используется эффективно для создания афоризмов.
1. развивать память, воображение, сравнение, речь.
2. умение работать с краткими текстами.
1.воспитание любви к природе, чувство бережного отношения к ней.
2. воспитание патриотических чувств.
Методы и приёмы :
Слово учителя, словарная работа, аналитическая беседа, выразительное чтение, выводы учащихся, составление синквейна.
Таблица «Речевые и коммуникативные функции сложных предложений»
Книга «Калмыцкие пословицы»
Примеры из художественной литературы..
Запись на доске: Афоризм-«крылатые слова», выражающие кратко глубокую мысль. Афористичны и пословицы, и поговорки, но афоризм имеет авторство.
I .Вступительное слово учителя.
Урок наш начинается,
О том, какою силою
Владеет наш народ.
А сколько в них заложено?
Пуд соли –точно есть
Но речь пойдёт о смыслах и
Имеют силу мощную-
Мы убедимся в том.
Ребята, я не перестаю восхищаться силой русского слова. Оно многогранно, оно глубинно, оно ёмко. Не случайно в этом стихотворении я постаралась использовать стиль Н.А.Некрасова.
Итак, ребята, у нас сегодня интегрированный урок русского языка и литературы или урок-практической словесности.
Обратимся к эпиграфу урока : Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Лев Толстой
Ребята, мы изучаем теорию сложного предложения не ради неё самой, а для определения практических целей, чтобы использовать полученные знания в своей речи. И в этом Толстой прав: необходимо не просто знать, а научиться качественно использовать нашу речь, не просто запомнить, а разобраться и понять функции различных предложений.
Задание 1. Запишите слова Л.Н.Толстого, обратите внимание : сложноподчинённое предложение ,где придаточная часть указывает на условие исполнения главной мысли. Таким образом, СПП не только несёт определённую информацию, но и передаёт, уточняет смысловые оттенки.
II . Погружение в работу.
Итак, цель нашего урока –познакомиться с ещё одной важной функцией сложных предложений– коммуникативной(речевой) возможностью в речи. Эта синтаксическая форма довольно часто и эффективно используется для создания афоризмов.
Вспомним, что такое афоризм
Каждое ли изречение знаменитого человека считается изречением?
Что характерно для крылатого выражения?
(Глубина и законченность мысли ,обобщённость,краткость,лаконичность)
Сверим наши мнения с определением ( открываем запись на оборотной стороне доски)
Действительно,и пословицы и поговорки –это народная мудрость.
4.Обратим внимание,как называется книга собраний калмыцких пословиц:
«Родники народной мудрости»
Дети читают калмыцкие пословицы :
1. «Ловчую птицу по клюву узнают».
2 «.Позаботишься о животных-во рту масло будет»
3. «Без травы нет скота, без скота нет пищи».
4. «Птицу узнаешь по полёту, а человека по его речи»
5. Учитель зачитывает мини-сочинения учащихся
6. Рисунки учащихся « Отгадай пословицу»
Учитель: Суммируя всё сказанное, запишем: « Афоризмы? жемчужины человеческой мысли ? которые отлиты в краткую языковую форму»
.Расставить знаки препинания: дать характеристику предложения
(Тире между подлежащим и сказуемым,союзное слово…)
Таким образом, сделаем вывод: Мудрые и меткие афоризмы поражают, восхищают силой и тонкостью ума.
Рассмотрим следующие афоризмы:
1.. Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев. Саади
2. Бойтесь желаний своих, ибо они сбываются (исполнение желаний опасно и тем, что оно лишает человека мечты)
3. Другим прощай многое, себе-ничего. Публий Сир.
4.Когда мы сами себе нравимся, у нас больше шансов понравиться миру.
Роберт Вальзер
5. Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его.
Ветхий Завет. Сирах
Учитель поясняет смысл афоризмов.
III . Этап актуализации имеющихся знаний учащихся .
-Попробуйте определить задачи, которые встанут перед нами:
— Мы будем разбирать афоризмы как предложения.
-рассмотрим афоризмы с синтаксической точки зрения
— наверное, строение сложных предложений играют смысловую роль
IV . Этап практической деятельности .
Учащиеся работают у доски:
1.Другим прощай многое-себе ничего.
Задание: 1.Расставь знаки препинания
2.Найди грамматическую основу предложения
3.Определи тип предложения
4.Поставь вопрос и определи средства связи в предложении.
Выводы: 1.Это предложение бессоюзное, односоставное, обобщённо-личное
2.Обратим внимание во второй части афоризма опущено сказуемое « не прощай», неполное предложение
3. В афоризмах используются различные типы сложных предложений : как ССП, СПП, так и БССП.
Рассматриваются придаточные, как простые предложения.
Как отражается на смысле неполное предложение? (Вторая часть неполного предложения подчёркивает единство всего предложения, причём: первостепенны здесь не только стрктурно ,но и по смыслу.
Источник