Способы выражения скрытого смысла

Скрытые смыслы: краткий гид по созданию образов и метафор

Решили рассказать вам немного о скрытых смыслах и подтекстах в кино, а главное о том, как их создавать и добиваться того, чтобы зритель сумел отыскать те знаки, которые подскажут ему о чем вы собственно хотите ему рассказать)

В прошлом году на русском языке вышла книга Линды Сегер «Скрытый смысл: создание подтекста в кино». Линда Сегер — известный сценарный консультант. К ней за помощью обращались Рэй Бредбери, Питер Джексон, институт Санденс и многие, многие другие продюсеры режиссеры, авторы и компании.

Искусство в первую очередь занимается поиском, а не отработкой привычного. Но как и в любом другом деле для поиска нужны инструменты и понимание того, как этот поиск осуществлять. Так же как вам, творцу, создателю необходимы эти инструменты, точно также необходимы они и зрителю при расшифровке вашего послания)

«Понять – значит истолковать. А истолковать – значит переформулировать явление, найти ему эквивалент.» — Сьюзан Сонтаг.

Точно так же как задача режиссера – понять и истолковать сценарий, текст, сюжет и продемонстрировать свою интерпретацию действия, события зрителю. В свою очередь, цель зрителя, который идет на ваш фильм – прочитать ваше послание, узнать то, о чем вы хотели ему сказать. Для того чтобы он сумел это сделать, режиссер использует знакомые ему знаки.

Один из таких знаков, который поможет зрителю считать подтекст – это цвет. Грамотное использование цвета может оказать очень сильно влияние на зрителя.Более того, в зависимости от того, какую вы выберете цветовую гамму, будет меняться и восприятие жанра вашего фильма. Красный – драма, триллер, ужастик, эротика, синий – мелодрама, романтическая комедия, оранжевый – цвет радости, гармонии, детской непринужденности.

Пример – фильмы Уэса Андерсона. В «Королевстве полной луны» и в фильме «Поезд на Дарджиллинг» преобладает оранжевый, желтый. Так, режиссер показывает нам, что это добрые истории про поиск гармонии и детскую непринужденность. Если вспомнить русскую традицию — Антошка и Незнайка из известных мультиков тоже герои, созданные оранжевым, желтым цветом. Представьте, какие ассоциации они бы вызывали у зрителя, если бы были нарисованы синим или зеленым цветом.

В кино существует цветовые схемы, благодаря которым создатели фильма работают с цветом в своих фильмах. В следующий раз, когда будете смотреть что-нибудь, обратите внимание на цветовую гамму и на ваши реакции, ощущения от просмотра, обратите внимание и на те цвета, которые выбиваются. Возможно, так режиссер выделил антагониста, передал характер героя или отдельной сцены.

Еще один способ передать атмосферу и настроение – время года, погода. Гроза, например, сразу вызывает ассоциации со страхом, опасностью. А если перед нами тихая, спокойная ночь, сразу ясно – нам нечего бояться. И наоборот, если режиссеру нужен эффект неожиданности или он хочет усилить эмоции зрителя от происходящего, он прибегает к контрастам – ужасное преступление совершается в чудесную погоду, смерть показана весной, когда все цветет и наполняется жизнью.

Вот такой пример приводит Линда Сегер в своей книге:

«Гроза надвигается и в «Трамвае „Желание“» параллельно с растущим накалом страсти между Стэнли Ковальски и Бланш Дюбуа. Пелена дождя может означать, что нам не удается ничего толком разглядеть и мы бредем под ливнем вслепую. Дождь может нести очищение, смывать все плохое. Иногда он символизирует слезы, которые не в силах пролить персонаж.»

В фильме Джона Финчера «Семь», дождь – это в первую очередь религиозный символ. Дождь идет после каждого преступления Джона Доу, таким образом очищая землю. А когда убийцу ловят, сцены с дождем в фильме тоже заканчиваются.

Читайте также:  Bc bonacure peptide repair rescue сыворотка для секущихся кончиков способ применения

Введение символа в повествование — один из самых популярных инструментов, которые используют режиссеры для создания скрытых смыслов.

Так, в фильме «Карнавал» Татьяны Лиозновой, главная героиня Нина, простая девушка из провинции, мечтает стать артисткой и переезжает в Москву, чтобы покорить мир и сцену. Но режиссер, периодически напоминает зрителю, что Нина – провинциалка. Катаясь на роликах, она останавливается у водонапорного колодца, попить воды – это образ провинции, который встретится нам еще раз уже в конце фильма, словно напоминание зрителю, чья история перед нами.

Следующий пример, снова из книги Линды Сегер:

«Сильным метафорическим смыслом обладает паутина, как в серии фильмов о Человеке-пауке. В «Человеке-пауке 2» Мэри Джейн привязана в центре гигантской паутины, и Человек-паук подползает к ней примерно так же, как паук-самец во время брачного ритуала подбирается к избраннице. Ключи нередко служат символом вступления в новую жизнь. Они могут означать инициацию, проникновение в храм знаний, отмыкание двери в сокровищницу тайн и возможностей.»

Очень интересно отношение к созданию скрытых смыслов у Тарантино. В своих интервью режиссер говорит, что не надо искать какой-то подтекст в излишней жестокости его фильмов, но стоит обращать внимание на детали. Так, Тарантино создает вымышленный бренд, сеть бургерных Big Kahuna Burger, таким образом, выражая и показывая зрителю протест против крупных компаний монополий.

Часто, один кадр, одна сцена может рассказать нам о главной задумке автора, в краткой форме передать весь смысл фильма. В «Рождественской истории» — экранизации повести Чарльза Диккенса, истории о скупердяе Эбенезере Скрудже, праздничная трапеза – метафора жизненного пира. В фильме «На Западном фронте без перемен» — кадр с растоптанным в грязи цветком – метафора войны, которая уничтожает красоту в этом мире. В фильме «Нефть» в начале картины мы видим главного героя за работой в пещере. Пещера символизирует начало истории, нашу первобытную природу.

Можно еще долго перечислять способы передать скрытый смысл и обращаться к примерам мирового кинематографа, но наша задача напомнить вам об особенностях знаков в кино и основных инструментов, к которым обращаются режиссеры. Более подробно о каждом из них поговорим в другой раз, а пока напомним, что у нас есть базовый курс сценаристов. Это основа основ, на базе которой вы научитесь создавать крутые и увлекательные истории.

Источник

Высказывание со скрытым смыслом. Косвенные речевые акты

Речевое произведение может содержать не только эксплицитно выра­женное содержание, но и имплицитный (скрытый) смысл. Он выявляется адресатом при ориентации на ситуативный контекстили на выраженное звено определенных логических операций /например, названо следствие, а причина подразумевается/.

Адресату приходится искать вторичные смыслы. В распоряжении адресата лишь его знания, эксплицитно выраженное высказывание, стиль автора и различные параметры коммуникативной ситуации: общие знания о типовой ситуации, коммуникативная компетенция и т.д.

Читайте также:  Народный способ полировки фар

Эти условия создают предпосылки, которые достаточны для интерпретации имплицитного содержания высказывания. Сигналами к этому поиску становятся реальные или кажущиеся отступления от принципов и норм общения, языка, стиля. Так, повествовательное по форме предложение может под влиянием ситуативного контекста реализовать и непрямой смысл – выполнить функцию императива. Например, фраза: Ребенку // холодно! звучит не столько как констатация, сколько как причина, обуславливающая следствие: Так что накройте его одеялом, чтобы не простудился.

Одним из наиболее изученных способов косвенного выражения смысла являются косвенные речевые акты. В таких случаях «прямое», исходное значение данного речевого акта лишь мотивирует переносное, вторичное значение и как таковое в дискурсе отсутствует: Ты почему до сих пор не спишь?» ‘иди немедленно спать’;

Косвенные речевые актыможно разделить на различные типы в зависимости от признака наличия, степени и вида идиоматизации (конвенционализации). Между этими типами нет резких границ, поскольку идиоматизация происходит не скачкообразно, а постепенно.

1) КРА, которые производятся по регулярным и продуктивным моделям. Прямое значение этих речевых актов только мотивирует их переносное значение, не более того: Вы не могли бы передать мне соль?» ‘Передайте мне, пожалуйста, соль’.

2)КРА, понимание которых в переносном смысле зависит от ситуации и контекста, и они могут в другой ситуации пониматься и в буквальном, прямом смысле:Ты почему до сих пор не спишь? » ‘иди немедленно спать и т.д.,’

Самая высокая степень косвенности наблюдается в побудительных и вопросительных по форме и структуре высказываниях.

Скрытые обратные смыслы наблюдаются в высказываниях-сообщениях, где утверждение преобразуется в негацию:Он хороший // когда спит = Он нехороший!

Встречаются и восклицательные речевые акты, в которых говорящий выражает положительную или отрицательную оценку в зависимости от конситуации (ситуативного контекста): Учёба и друзья! = И только? Учёба и друзья! = О,это немало!

Вторичные смыслы наблюдаются в речевых актах-обращениях, имеющих форму повествовательных высказываний. Ср.: Ваня! = Берегись!.

Основные текстовые категории

Грамматическая категории текста-эта признак, кот.свойственен всем текстам, типологическая особенность, отражающая двусторонний хар-р текста, т.е. един-во его формы, структуры и содержания.

Гальперин

Модальность рассматривают как выражение реальности-ирреальности высказывания. Модальность худ. текста пронизывает все его части и коэффициент модальности меняется, кот. тем выше, чем отчётливее проявляется личность автора вегохп.

Интеграция и завершённость текста — понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Результат интегрирования связан с категорией завершённости.

Автосемантия отрезков текста, т.е.форма зависимости и относит.независимости отрезков текста по отношению к содержанию всего текста или его части.

Языковая личность автора и образ автора

Коммуникативная компетенция – «способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой сферы деятельности. В основе коммуникативной компетенции лежит комплекс умений, которые позволяют коммуниканту участвовать в речевом общении (в его продуктивных и рецептивных видах).

Связность текста

связность – одно из основных конструктивных признаков текста – отражает структурную сущность текста.Связность – структурное свойство, проявляющееся в смысловой целостности текста и имеющее языковые способы выражения. Связность линейна, синтагматична. Различают следующие связанности текста:

· коммуникативная – заключается в взаимодействии смыслов слов и словосочетаний текста;

Читайте также:  Классификация рельсовых цепей по способу включения путевого реле

· структурная (логическая) – обеспечивается наличием тема-рематических связей в тексте;не тождественна связности текста вообще, т.к. текст может допускать противоречия, несоответствия и пр. реализуется на уровне последовательности текстовых смысловых блоков.на уровне организации между абзацами, предложениями, ССц. Ключевые слова в начале абзаца, авторские вставки, отступления, слова логики, союзы, производные предлоги, вводные слова и конструкции, ряды однородных членов и обобщающие слова при них.

· семантическая – обеспечивается единством темы и микротемы.

Семантическаясвязность прежде всего определяется функциональным стилем текста и практически не зависит от авторской манеры письма, а исключением художественных произведений.

Исследователи также выделяют локальную и глобальную связности.

Локальная связность – это связность линейных последовательностей (высказываний, межфразовых единств). Данный вид связности определяется межфразовыми синтаксическими связями (вводно-модальными и местоименными словами, видовременными формами глаголов, лексическими повторами, порядком слов, союзами и т.д.).

Глобальная связность – это то, что обеспечивает единство текста как смыслового целого, его внутреннюю цельность. Глобальная связность (а она приводит к содержательной целостности текста) проявляется через ключевые слова, тематически и концептуально объединяющие текст и его фрагменты.

Виды текстовой информации

Не совсем понятен вопрос..

ИНФОРМАТИВНОСТЬ ТЕКСТА — предметно-смысловое содержание тек­ста как объект восприятия, хранения и переработки в тех или иных целях; получает отражение в следующих видах информа­ции:

1. Содержательно-фактуальная информация содержит сообщения о фактах, событиях, процессах, происходящих, происходивших, которые будут происходить в окружающем нас мире, действительном или воображаемом. Эксплицитна, т.е. всегда выражена вербально. Единицы языка употребляются в прямом значении.
2. Содержательно-концептуальная информация сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными средствами СФИ, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в социальной, экономической, политической, культурной жизни народа, включая отношения между отдельными индивидуумами, их сложные психологические и эстетически-познавательные взаимодействия. Не всегда выражена ясно. СКИ = замысел автора + содержательная интерпретация.
3. Содержательно-подтекстовая информация представляет собой скрытую информацию, извлекаемую из СФИ благодаря способностям единиц языка порождать ассоциативные и коннотативные значения, а также благодаря способности предложений внутри ССЦ приращивать смыслы. СПИ – факультативная информация.

Для обозначения речевых способов передачи информации существуют термин — функционально-смысловые типы речи.

Содержательная информация, как известно, бывает фактологическая, соответствующая эмпирическому уровню познания; концептуальная и гипотетическая, соответствующая теоретическому уровню познания; методическая, заключающая в себе описание способов и приемов усвоения информации; эстетическая, связанная с категориями оценочного, эмоционального, нравственно-этического плана; инструктивная, содержащая ориентацию на определенные действия. Эти виды информации отдельно или совокупно содержатся в разных видах текста. Например, фактологическая, теоретическая и гипотетическая информация характеризует прежде всего тексты научные; фактологическая и эстетическая — тексты художественные; методическая — тексты учебные; тексты публицистические и газетные (синкретичные по своей сути) рассчитаны на два вида человеческой деятельности — познавательную и ценностно-ориентационную и потому совмещают в себе разные виды информации — фактологическую, оценочно-эмоциональную.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

Оцените статью
Разные способы