- Урок по русскому языку для 8 класса «Виды сказуемого и способы его выражения»
- Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему: «Виды сказуемого и способы его выражения». презентация к уроку по русскому языку (8 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку для 8 класса «Виды сказуемого и способы его выражения»
Сценарий урока русского языка в 8 классе ( по УМК С.И.Львовой)
Автор-составитель Комарова Лариса Александровна,
учитель русского языка и литературы МОУ
«Средняя общеобразовательная школа поселка Красный
Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
Тема: «Виды сказуемого и способы его выражения»
Цели: содержательная — формировать знания о видах сказуемого и способах его выражения,
деятельностная — развивать умение по формированию собственного мнения,умения договариваться и приходить к общему решению
Тип урока : урок открытия новых знаний
Оборудование: таблица, схемы, презентация
1. Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности.
На доске записаны предложения: 1)Деревья желтеют. 2)Деревья продолжают желтеть. 3)Деревья становятся желтыми.
Учитель: Чем близки эти предложения ? (Эти предложения повествовательные, двусоставные, простые. Различаются сказуемыми.)
Ученик у доски разбирает эти предложения
— Чем они различаются? ( В первом предложении сказуемое выражено одним словом – глаголом желтеют. Оно передает и лексическое и грамматическое значение ( изъявительное наклонение и настоящее время ).
Во втором и третьем предложениях сказуемые выражены двумя словами: слова продолжают и становятся передают грамматическое значение, а основные лексические значения этих сказуемых заключены в инфинитиве желтеть и прилагательном желтыми .
Учитель: Итак, какой вывод можно сделать?
Работа по схеме: Сказуемое – простое (одно слово)
— составное (два слова)
Учитель: Какова же тема нашего урока?
— Составное глагольное сказуемое или виды сказуемого и способы его выражения.
2.Этап актуализации и пробного учебного действия.
1)Выполнение задания ( ?) на стр.132 учебника. Бегло рассмотрите рубрику «Теоретические сведения» и определите, в чем особенность предъявления в ней информации? (Ответы 3-4 уч.)
2). Изучите материал рубрики и объясните, какая информация является для вас новой?
2. Спишите примеры и проанализируйте в них сказуемые.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
1) Выполнение задания на стр.134 (?) работа в парах. Приведите примеры простого глагольного и составного глагольного сказуемого(с опорой на схему стр. 132)
2)Выскажите предположение о том, почему бывает трудно разграничить простое и составное глагольные сказуемые.
4. Этап первичного закрепления знаний.1) Выполнение упр. 281 (по группам) Первая группа — первое, второе слово; вторая-третье, четвёртое слово.
5.Этап самостоятельной работы с самопроверкой.
1)Выполнение упр. 285 (Из словарика фразеологизмов выбирают такие обороты, которые могут в предложении выполнять роль простого глагольного сказуемого. Составляют 3 -4 предложения.)
Игра «Кто лучше?», «Кто быстрее?».
Обозначение грамматических основ.
1) Бабушка надвое сказала. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Не давать спуску кому – либо. Наш Иванов не лыком шит. Посадить в лужу соперника.
6. Этап включения в систему знаний и повторения.
1) Выполнение упр. 282 (1) Работа в группах.
1 гр. – 1-3 предложение; 2 гр.- 4 -6 предложение; 3 гр. – 7 -9 предложения.
Индивидуальное задание выполняют два ученика у доски (10,11 предложение, запись и синтаксический разбор; 1 ученик выполняет задание 2,3 к упр. 282.)
7. Этап рефлексии учебной деятельности.
Учитель: Итак, о чём мы сегодня на уроке говорили? (О видах сказуемого), Что вы узнали нового? (на уроке я узнал(а), что сказуемое может быть простое и составное…)
Урок для вас был: -познавательным?
Самооценка деятельности на уроке:.
На уроке я работал(а): — отлично
8. Этап объяснения домашнего задания.
1) Выучить правило на стр. 132 – 133.
2)Выполнить упр. 283 – 1 задание – на «3», 1,2 задание – на «4», 1,2,3 задание – на «5».
Урок заканчивается чтением стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»
Источник
Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему: «Виды сказуемого и способы его выражения».
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)
Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему: «Виды сказуемого и способы его выражения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Виды сказуемого и способы его выражения» | 950.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девятнадцатое октября. Классная работа.
Виды сказуемого и способы его выражения.
Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт. Л. Н. Толстой
Цели урока: — закрепить знания о видах сказуемого , способах его выражения; — совершенствовать умение безошибочно находить в предложении грамматическую основу; — уметь определять виды сказуемого. — отработать задание А3, связанное с темой урока.
Лингвистическая разминка Ответы: 1 -1 2 -2 3 – 3 4 – 4 Критерии оценивания Правильные ответы: 4 – 4б; 3 – 3б; 2 – 2б; 1 – 1б .
Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях. 1группа : Громкий шорох , горячо спорить , совершить прыжок , спросил её , говорить громко , ночёвка в лесу. 2 группа : М оя профессия, желанный гость , нарушение правил , три товарища, надо подумать , ягоды крыжовника. 3 группа: Р исовать карандашом, два часа, светит ярче , ясным утром, замеченный им, говори тише.
Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях . 1группа : Громкий шорох — согласование , горячо спорить — примыкание , совершить прыжок — управление , спросил её — управление , говорить громко — примыкание , ночёвка в лесу — управление .
Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях. 2 группа : Моя профессия — согласование , желанный гость — согласование , нарушение правил — управление , три товарища — управление , надо подумать — примыкание , ягоды крыжовника — управление .
Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях. 3 группа: Рисовать карандашом — управление , два часа — управление , светит ярче — примыкание , ясным утром — согласование , замеченный им — управление , говори тише — примыкание .
Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях. Критерии оценивания: н ет ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3», 4и больше ошибок – «2».
Орфоэпическая разминка Проставить ударения в словах 1 группа Торты , свекла, звонит, включит, квартал, договор 2 группа Каталог , намерение, обеспечение, эксперт, оптовый, принять 3 группа Начался , ободрить, пломбировать, феномен , ходатайство, яслей.
Орфоэпическая разминка Проверка 1 группа Т Орты , свЁкла , звонИт , включИт , квартАл , договОр . 2 группа К аталОг , намЕрение , обеспЕчение , экспЕрт , оптОвый , принЯть . 3 группа НачалсЯ , ободрИть , пломбировАть , фенОмен , ходАтайство , Яслей.
Орфоэпическая разминка Критерии оценивания: нет ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3», 4 и больше ошибок – «2».
Информационный текст ПРЕДЛОЖЕНИЕ . ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ … и … — это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … . Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … . Подлежащее – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы … или … . Сказуемое – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы … .
Информационный текст ПРЕДЛОЖЕНИЕ . ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на односоставные и двусоставные . Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из подлежащего и сказуемого . Грамматическая основа односоставных предложений состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого). Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о предмете речи , и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
Понаблюдаем Найдите сказуемые в данных предложениях и по видам сказуемых разбейте данные предложения на группы. Наступила зима. Мой папа был агрономом. Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Ученики пошли в школу. Весной лес очень хорош. Миша решил выучить стихотворение вместо песни.
ПРОВЕРКА ПГС: Наступила зима. Ученики пошли в школу . СГС: Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Миша решил выучить стихотворение вместо песни. СИС: Мой папа был агрономом. Весной лес очень хорош.
Подчеркнуть сказуемое. Соотнести предложения с типом сказуемого. A. Вечернее молоко выпито. Б . Между тем княжна Мери перестала петь Иван стал подниматься по лестнице на трибуну. Г . Долго будет моросить дождь. Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером . 1. ПГС 2. СГС 3. СИС
ПРОВЕРКА А Б В Г Д 3 2 2 1 3 A. Вечернее молоко выпито. Б. Между тем княжна Мери перестала петь. Иван стал подниматься по лестнице на трибуну. Г. Долго будет моросить дождь. Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером .
Критерии оценивания: нет ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3», 4 и больше ошибок – «2».
Простое глагольное сказуемое выражается одной глагольной формой какого-либо наклонения Я спал мало. (Я сплю мало. Я буду спать мало) Форма глагола изъявительного наклонения. Я поспал бы . Форма глагола сослагательного наклонения . Вы немного поспите ! Форма глагола повелительного наклонения .
Составное глагольное сказуемое Вспомогательное слово Неопределённая форма глагола Граммати-ческое значение Лексическое значение
Составное именное сказуемое Глагол-связка Именная часть 1.глагол-связка быть; 2. глаголы-связки делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться; 3. Глаголы со значением движения, положения в пространстве (прийти, приехать, вернуться) 1.имя прилагательное; 2.имя существительное; 3. причастие; 4. числительное; 5. местоимение 6. наречие 7. синтаксически неделимое словосочетание 8. фразеологизмы
Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными. а ) Деревья пожелтели. б) Собрание начнется в назначенный срок. в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. г) Сыновья помогают матери в домашних делах. д ) Она водит машину. е ) Сыновья навестили своих родителей.
Исправить ошибки в именной части составного именного сказуемого. Выделить основу предложений. 1.Одно из замечательных произведений А. С. Пушкина является повесть «Капитанская дочка». 2. Воздух становится чистый, морозный. 3. Погода стояла хорошей. 4. Две ели кажутся несчастные среди такой компании берёз. 5. Наш сосед по купе оказался военный.
Исправить ошибки в именной части составного именного сказуемого. Выделить основу предложений. 1.Одним из замечательных произведений А. С. Пушкина является повесть «Капитанская дочка». 2. Воздух становится чистым, морозным. 3. Погода стояла хорошая. 4. Две ели кажутся несчастными среди такой компании берёз. 5. Наш сосед по купе оказался военным.
1)Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам. (А.С. Пушкин. Капитанская дочка )
ПРОВЕРКА 1 – художественный 2 – повествование 3 – В 4 – В 5 – Г 6 – Б 7 – В 8 – отбирали 9 – прекращено 10 — 2
Критерии оценивания: нет ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3», 4 и больше ошибок – «2».
И.А. Бунин Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва. А в поле ветер. День холодный Угрюм и свеж – и целый день Скитаться стал я по степи свободной, Вдали от сёл и деревень. И, убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным Гудит – поет в стволы ружья.
Домашнее задание Напишисать небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: » Сказуемое – это рельсы, по которым движется мысль ”. 2. П.14, Новиков Д., Чейпеш Д., Гаврилов А. – упр. 81. Оценки за урок: 24-19 б. – « 5» 18 – 13 б. — «4» 12-11 б. – «3»
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок По русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»
Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча.
Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»
Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча.
Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»
Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча.
Конспект урока по информатике для 5 класса на тему «Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.»
Данный конспект урока предназначен для учащихся 5 класса, спродвинутым уровнем обучения. Учащиеся уже имеют первоначальное представление о компьютере и его основных устройствах ввода и вывода информац.
Виды сказуемых и способы его выражения
Открытый урок для 8 класса по УМК С.И.Львовой.
Тема урока: «Виды сказуемого и способы его выражения»
Цели урока: содержательная — продолжить работу по формированию умений поиска необходимых информаций с использованием знакосимволических средств (схем, таблиц) для решения задач.деятельностная.
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Виды сказуемого и способы его выражения»
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Виды сказуемого и способы его выражения».
Источник