Средства выразительности ( таблица)
материал для подготовки к егэ (гиа, 9, 11 класс) на тему
Эта таблица поможет выполнить одно из экзаменационных заданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_vyrazitelnosti_tablitsa.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Языковые средства выразительности.
Тропы – употребление слова в переносном значении.
Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка.
Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.
Глаза громадные, как прожекторы.
Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.
Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.
Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.)
Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе).
Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.)
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)
Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
О чём ты воешь, ветр
ночной, О чём так сетуешь безумно?
Перифраз (или перифраза)
Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.
Царь зверей (вместо лев)
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Наполеоны.
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.
Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.
Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства.
золотая Берёзовым весёлым языком.
Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
Анафора (или единоначатие)
Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…
Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.
А новое так отрицает старое. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее!
Постепенность— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.
Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последо-вательности речи.
Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова.
Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!
Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.
Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.
Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.
Риторический вопрос, восклицание, обращение
Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя.
Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)
Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.
Гляжу на будущность
с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской.
Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.
Поедешь скоро ты домой: Смотри ж. Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.
Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу.
Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)
Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания.
Милый друг, и в этом тихом Доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме Возле мирного огня. (А.Блок.)
Экспрессивно – эмоциональная лексика
Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.
Грязнуля, крикун, бородач.
Эмоционально окрашенные слова
Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.
Прелестный, отвратительный, злодей
Слова с суффиксами эмоциональной оценки.
Слова с суффиксами эмоциональной оценки.
Миленький, зайчонок, умишко, детище.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ
1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.
Что-то воздуху мне мало,
ветер пью, туман глотаю.
Мы отдыхаем в Сочах.
Сколько Плюшкиных развелось!
2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола
Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!
3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.
Со мной произошла преудивительнейшая история!
Я получил неприятное сообщение.
Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.
4. Использование междометий, звукоподражательных слов.
Вот ближе! Скачут. и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени.
ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.
Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой..
Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.
Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.
Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков.
Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)
Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.
Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток. (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)
Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.
Когда гремел мазурки гром. (А. Пушкин.)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА
1. Ряды однородных членов предложения.
Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе.
2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами.
Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру.
3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.).
Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.
4. Диалогичность изложения.
— Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?
— Удивительно хорош, красавец, можно сказать.
5. Парцелляция — стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения.
Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не
равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.
6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.
Швед, русский колет, рубит, режет.
Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.
Волков бояться – в лес не ходить.
7. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
Источник
Таблицы средств выразительности.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)
Собрала воедино с помощью чего осуществляется выразительность речи. Поможет материал как учителю, так и ученику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablicy_sredstv_vyrazitelnosti.docx | 35.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Выразительность русской речи.
– Перифраз (или перифраза)
– Слова в переносном значении
– Слова с суффиксами эмоциональной оценки
– Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.
– Прямое и переносное употребление форм времени глагола
– Экспрессивное использование слов разных частей речи
–Использование междометий, звукоподражательных слов
– Ряды однородных членов предложения
– Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами
– Экспрессивное использование предложений разного типа
– Бессоюзие или асиндетон
– Многосоюзие или полисиндетон
– Вопросно-ответная форма изложения
– Анафора (или единоначатие)
– Риторический вопрос, восклицание
Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков
Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой
Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.
Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть
Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков
Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен.
(А. Пушкин)
Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине
Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток.
(П. Антокольский, в этом отрывке автор воспроизводит звук вагонных колёс)
Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы
Когда гремел мазурки гром. (А. Пушкин)
Лексические средства выразительности
ТРОПЫ – употребление слова в переносном значении.
Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа
В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка
Средство художественного изображения, основанное на преувеличении
Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)
Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер
Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый
Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).
Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)
Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)
Иногда всё стихотворение/текст представляет собой развёрнутый поэтический образ
Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады (Горький).
Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения
Когда же берег ада
Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада. (А.Пушкин.)
На серебре, на золоте едал.
Ну, скушай еще тарелочку, сынок.
Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать
О чём ты воешь, ветр
О чём так сетуешь безумно?
Перифраз (или перифраза)
Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи
Царь зверей (вместо лев)
Страна Восходящего Солнца (вместо Япония)
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.);
Швед, русский колет, рубит, режет.
Мы все глядим в Напoлеоны.
Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком.
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)
Изобразительные возможности лексики
Слова, противоположные по значению
Жизнь – смерть; Подниматься – опускаться.
Контекстные антонимы – именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется
Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень. (А. Пушкин.)
Таланты и поклонники
Слова, близкие по значению
Желать – хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать
Контекстные синонимы – именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется
«День был августовский, знойный, томительно скучный» (А. П. Чехов) ;
«Косыночку ее из козьего пуха тоже пропил, дареную, прежнюю, ее собственную, не мою» (Ф. М. Достоевский)
Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения
Колено – сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц
Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению
Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)
Близкие по звучанию, но различные по значению слова
Геройский – героический, двойной – двойственный, действенный – действительный
Слова в переносном значении
В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное – образное, стилистически окрашенное
Меч правосудия, море света
Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности
Драники, шанежки, буряки
Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону – разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий
Голова – арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква.
Слова, употребляющиеся людьми одной профессии
Камбуз, боцман, акварель, мольберт
Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие
Грамматика, хирургический, оптика
Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску
Бессмертие, стимул, превалировать.
Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера
Болван, вертихвостка, вихлять
Неологизмы (новые слова)
Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы
Будет буря – мы поспорим И помужествуем с ней.
Устаревшие слова (архаизмы)
Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия
Изрядный – отличный, рачительный – заботливый, чужестранец – иностранец
Слова, перенесённые из слова других языков
Парламент, сенат, депутат, консенсус
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц
Кривить душой – лицемерить, бить баклуши – бездельничать, на скорую руку – быстро
Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные
Грязнуля, крикун, бородач
Эмоционально окрашенные слова
Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок
Прелестный, чудный, отвратительный, злодей
Слова с суффиксами эмоциональной оценки
Слова с суффиксами эмоциональной оценки
Миленький, зайчонок, умишко, детище
Изобразительные возможности морфологии
Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.
Что-то воздуху мне мало,
ветер пью, туман глотаю. (В. Высоцкий.)
Мы отдыхаем в Сочах.
Сколько Плюшкиных развелось!
Прямое и переносное употребление форм времени глагола
Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!
Экспрессивное использование слов разных частей речи
Со мной произошла преудивительнейшая история!
Я получил неприятное сообщение.
Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.
Использование междометий, звукоподражательных слов
Вот ближе! Скачут. и на двор Евгений! «Ах!» – и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)
Изобразительные возможности синтаксиса
Ряды однородных членов предложения
Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев)
Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами
Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт)
Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.)
Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.
(К. Бальмонт)
– Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?
– Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку.
– Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?
– Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.
– С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин)
Парцелляция – стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил
Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда.
Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал
Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность
Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить
Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду
Вопросно-ответная форма изложения. При ней чередуются вопросы и ответы
Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно
Стилистические приёмы, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Это конструкции, придающие речи выразительность.
Анафора (или единоначатие)
Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов
А новое так отрицает старое. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы
Постепенность – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии
А) Средства выразительности представлены с постепенным возрастанием
Б) Средства выразительности представлены с постепенным убыванием
Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым
А) Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени (Л.Толстой)
Б) Все грани чувств, все грани правды
Стерты в мирах, городах, часах (А.Белый)
Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи
Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова
Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!
Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект
Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом
Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина
Риторический вопрос, восклицание
Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие
Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.
Эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам
Люди мира, бережно относитесь к природе!
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете! (С.Есенин)
Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании
Поедешь скоро ты домой: Смотри ж. Да что?
Сказать по правде, очень Никто не озабочен.
Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу
Мы сёла — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)
Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания
Источник